Главная страница
Навигация по странице:

  • Наука и обыденное познание

  • 2.3 Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества

  • Основные функции науки

  • Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ 3.1 Преднаука и наука в собственном смысле слова.

  • 3.2 Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная наука и математика

  • 3.3 Развитие логических норм научного мышления в период Средневековья. Особенные формы средневекового знания

  • ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76


    Скачать 0.67 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76
    Дата26.10.2018
    Размер0.67 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.doc
    ТипУчебное пособие
    #54599
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Наука и искусство

    Общее между наукой и искусством состоит в том, что они являются средствами познания и преобразования мира.

    Но существуют и принципиальные различия:

    1. Наука нацелена на поиск общих закономерностей, а искусство уделяет внимание каждой отдельной человеческой личности, единичному событию, случаю.

    2. Наука исследует мир с опорой, прежде всего, на силу разума, на абстракт­ное мышление. Наука – это отражение мира в понятиях, категориях, умозаключе­ниях. Искусство же исследует мир, опираясь на чувства, эмоции. Искусство – это отражение мира с помощью художественных образов, а художественный образ есть сплав чувства и мысли, при этом чувственная сторона преобладает.

    Наука и обыденное познание

    Обыденное знание люди приобретают в ходе непосредственной практиче­ской деятельности, в труде. Это народная медицина, народная агрономия и т.д. Обыденное знание часто называют здравым смыслом.

    Наука и обыденное познание едины в том, что направлены на поиск истины. Поэтому непреодолимой пропасти между ними нет. (Например, врач и знахарь преследуют цель излечить больного).

    В то же время существуют принципиальные различия научного и обыденного познания:

    1. В обыденном познании отсутствует теоретический «этаж» знания. Это совокупность практических сведений о чём-либо. Наука предполагает наличие теории.

    2. Обыденное познание носит несистематический характер, а научное знание – это знание, приведённое в систему, то есть упорядоченное знание.


    2.3 Роль науки в современном образовании и формировании

    личности. Функции науки в жизни общества

    Сфера образования – это та территория, на которой происходит встреча индивида, личности и науки. Образование в современном обществе носит непрерывный характер, это перманентный, постоянный процесс.

    Выделяются следующие ступени образования:

    - дошкольное образование;

    - среднее общее образование;

    - среднее профессиональное образование;

    - высшее профессиональное образование;

    - послевузовское образование.

    Система высшего профессионального образования предполагает следующие основные направления работы со студентами:

    - обучение;

    - научная деятельность;

    - воспитание.

    Обучение осуществляется на базе Федеральных государственных образовательных стандартов, которые утверждаются Министерством образования РФ. По любой специальности предполагается изучение трёх циклов научных дисциплин:

    1. Гуманитарный и социально – экономический цикл

    2. Математический и естественно - научный цикл

    3. Профессиональный цикл.

    Таким образом, процесс обучения в вузе предполагает усвоение студентами ключевых положений современной науки. В то же время существуют сложности в отношениях сферы образования и науки. Образование по отношению к современной науке во многих случаях носит догоняющий характер, что особенно характерно для российских вузов. Нередко студентов знакомят со знаниями и технологиями, которые уже устарели.

    Основные функции науки:

    Функции – это направления влияния науки на общество и на человека.

    1. Культурная функция. Она связана с влиянием на человека, с формированием мировоззрения личности. Наука приобщает личность к истинным знаниям о природе и обществе.

    2. Функция непосредственной производительной силы открыта в XIX в. К. Марксом. Он показал, что в результате промышленной революции XVIII-нач. XIX вв. наука становится производительной силой. До XVIII в. наука не была связана с производством. Наука как производительная сила имеет не только положительное, но и отрицательное последствия, связанные, в частности, с загрязнением окружающей среды.

    3. Наука как социальная сила. Данные науки используются для составления масштабных планов экономического и социального развития. Например, наука проявляет себя как социальная сила в решении глобальных проблем современности. Наука, с одной стороны, спровоцировала глобальные проблемы, но, с другой стороны, решить глобальные проблемы можно только с опорой на науку.

    4. Функция производства истинного знания. Эта функция является главной среди всех остальных функций. Наука зародилась в ответ на потребность человека в формировании истинного знания в период, когда мифологическое и религиозное знания перестали устраивать человека.

    Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ

    СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
    3.1 Преднаука и наука в собственном смысле слова.

    Две стратегии порождения знаний: обобщение

    практического опыта и конструирование теоретических моделей

    В понимании вопроса о возникновении и развитии науки, о причинах, которые обуславливают прогресс в науке, сталкиваются два подхода: 1. интернализм; 2. экстернализм.

    Интернализм полагает, что главной движущей силой развития науки являются внутренние факторы, причины. Развитие науки должно рассматривать как величину, не зависящую от внешних социальных, экономических, политических причин. Следовательно, наука понимается как саморазвивающаяся система. Видным сторонником интернализма является К. Поппер.

    Экстернализм полагает, что появление науки и ее развитие обусловлено, прежде всего, внешними для нее обстоятельствами (социальными, политическими, культурными и т.д.). Например, невозможно чисто внутренними научными причинами объяснить появление геометрии: геометрия возникает в ответ на практическую потребность развития земледелия. Влияние экстернализма прослеживается в работах О. Шпенглера, Дж. Бернала.

    Мы будем придерживаться позиции «мягкого» экстернализма. Наука – это относительно самостоятельная область знания, она имеет внутреннюю логику развития. Но в то же время на возникновение и развитие науки значительное влияние оказывают внешние для нее причины (экономические, политические и др.).

    В истории развития науки, особенно в истории развития естественных наук, выделяются две стадии:

    1. Преднаука, где зарождаются предпосылки, элементы науки. В преднауку входят зачатки знаний в Древнем Египте, на Древнем Востоке (Китай, Индия, Рим), а также Средние века. Хронологически данный период продолжается с 4 тысячелетия до н.э. до XVII в. н.э. и считается начальным пунктом развития естествознания.

    2. Наука в собственном смысле слова возникает в XVII в.

    Преднаука и наука различаются по способу формирования теоретического знания. На этапе преднауки ученые движутся от практики, от опыта к созданию теоретических конструкций. Преднаука изучает, как правило, вещи, с которыми человек многократно сталкивается в практике и обыденном опыте. К примеру, египетские таблицы сложения являются ничем иным, как схемой практических преобразований, которые совершаются над реальными вещами. Следовательно, на этапе преднауки идеальные объекты, теоретические конструкции выводятся непосредственно из практики.

    Наука начинается тогда, когда идеальные объекты, теории создаются на базе предшествующих теорий. Здесь теории черпаются не из практики, а из предыдущих теорий. Следовательно, преднаука предполагает движение мысли как бы снизу вверх по отношению к реальной практике. Наука в собственном смысле слова – это движение мысли от одной теории к другой. Здесь знания строятся как бы сверху по отношению к реальной практике.

    Колыбелью преднауки считается Древний Египет. Именно отсюда зачатки научных знаний распространились в Индию, Китай, Древнюю Грецию и Рим. Преднаука появляется в Египте, по крайней мере, в 4 тысячелетии до н.э. Возникновение преднауки обусловливалось практическими потребностями, прежде всего связанными со строительством пирамид, мумификацией, земледелием. Развитие земледелия способствовало появлению геометрии, астрономических исследований, географических исследований (создаются первые карты). Достижением Египта является строительное искусство. В результате развивается металлургия, камнеобработка, гончарное дело, деревообработка и т.д.

    Большое значение имело изобретение паруса, где использовалась сила ветра. Потребность в мумификации способствовала развитию анатомии и медицины. Широко использовалось протезирование зубов, известны факты трепанации черепа. В этот же период было создано руководство для ветеринаров. Величайшим достижением явилось изобретение письменности в виде иероглифического письма.

    Таким образом, преднаука занимает промежуточное положение между донаучным и научным знанием. С донаучным знанием ее сближает использование исключительно эмпирических представлений и методов познания. С наукой сходство обнаруживается в использовании некоторых приемов, которые характерны для науки: система логических доказательств.
    3.2 Культура античного полиса и становление первых форм

    теоретической науки. Античная наука и математика

    Хотя греческое знание относится к стадии преднауки, но в его недрах зарождаются элементы науки. Эти элементы науки связаны с появлением первых теоретических конструкций, прежде всего в области математики и философии.

    В середине 1 тыс. до н.э. на территории, которая была заселена греками, возник феномен «греческого чуда». Малый по численности народ совершил подлинную революцию в духовной культуре.

    Причины взлета, разнообразие, глубину и масштабность культурного переворота, во многом опредивших дальнейшее духовное развитие человеческой цивилизации, можно объяснить следующими факторами.

    Во-первых, причиной, обеспечившей взлет научной и философской мысли, явилась свобода деятельности. По большому счету, ни государственные, ни политические деятели не ограничивали творческую деятельность мыслителей. Они могли быть недовольны этой деятельностью и даже покритиковать мудреца, как это бывало с Сократом, но в античное время, по существу, никто из мыслителей не отказался от своих взглядов и их распространения из-за политических соображений или каких-либо других социальных преследований.

    Вторым фактором и, возможно, решающим, было отсутствие единого политического, социального или религиозного мировоззрения, которые силой или же своей творческой мощью подавляли бы научные и философские воззрения античных мыслителей. Как известно, религиозная жизнь того времени характеризовалась язычеством, многобожием, то есть господствовал политеизм. В социально-политическом плане спокойно уживались государства с монархической, тиранической, демократической, аристократической и другими формами правления. С этой стороны античные мыслители, хотя испытывали определенное давление со стороны отдельных правителей, тем не менее они обладали высокой степенью свободы в научной деятельности, а поэтому могли, как правило, без оглядки на «власть имущих» высказываться о различных формах государственного устройства и правления.

    В-третьих, причины «греческого чуда» объясняются психологическими факторами. Выделяются особенности общественной психологии древних греков. Оказывается, что хозяйственная и политическая жизнь греческих городов-полисов пронизана соревновательным духом – духом конкуренции. Примечательно, что соревновательный дух характерен для видов деятельности, лишенных практического значения. Например, победителей Олимпийских игр награждали лишь лавровыми венками.

    Таким образом, в древней Греции создавались условия для развития творческих задатков индивидуальности. При этом поощрялось развитие таких задатков, которые не имели прямого практического значения, что создавало благоприятную почву для развития философии и теоретической науки.

    В Греции, в отличие от Востока, бурно развивается наука доказывающая. Не случайно термины «теорема», «аксиома» греческого происхождения. Возникают первые образцы теоретического мышления в области математики. Эталоном являются математические воззрения Пифагора, в частности теорема его имени, а также учение Евклида – евклидова геометрия. В евклидовой геометрии истина достигается посредством строгих логических доказательств на основе аксиом.

    Выдающийся древнегреческий ученый и изобретатель Архимед вычислил площадь круга, сформулировал объемы поверхности цилиндра и шара, ввёл понятие «центр тяжести», сформулировал «закон рычага» и т.д.

    Значительный вклад в развитие теоретического мышления внесли древнегреческие философы. Возникает, в частности, атомистика, крупнейшим представителем которой является Демокрит. Все сущее состоит из атомов и пустоты. Атомы – это пределы делимости, неделимые далее первоначала бытия. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению, а позднее было отмечено, что атомы различаются по весу (Эпикур). Атомы движутся в пустоте. Пустота беспредельна, безгранична. Наличие пустоты даёт возможность для вечного движения атомов и постоянного обновления мира.

    Вершиной древнегреческой философии, а также науки является учение Аристотеля. Аристотель внес вклад не только в философию, но и в науку. Он считается основоположником биологии, политологии, формальной логики – логики доказательств. В области логики Аристотель создаёт учение о силлогизме, где два крайних суждения связываются посредством среднего. Пример силлогизма:

    1) Все люди смертны

    2) Сократ человек.

    3) Сократ смертен.

    Достижением античной науки является геоцентрическая система Птолемея. Он математически строго представил, что Солнце, Луна, другие небесные светила движутся вокруг неподвижной Земли. В результате впервые стали возможными вычисления движения планет. На основе учения Птолемея были составлены астрономические таблицы, каталоги звёзд, которые использовались в мореплавании. Система Птолемея (ибо он римлянин) господствовала в астрономии 1500 лет.

    Таким образом, для античного мышления характерно обращение к теоретическим научным построениям. Предпринята попытка создания «верхнего этажа» науки – теории.
    3.3 Развитие логических норм научного мышления в период

    Средневековья. Особенные формы средневекового знания:

    алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука

    Средневековье хронологически охватывает период со II в. н.э. до XIV в. н.э. В сфере духовной культуры для Средневековья характерно господство религиозной картины мира – теоцентризм. Центром мироздания объявляется высшая сверхъестественная сила – Бог.

    В Европе официальной религиозной доктриной считалось христианство в форме католицизма. Все учения, которые противоречили христианству, жестоко карались, уничтожались труды античных ученых, философов-материалистов, например Демокрита.

    В рамках Средневековья наука, а также философия, выступали как служанки богословия, т.е. наука и философия допускались в той мере, в какой они могли подтверждать истины христианства.

    В науке этой эпохи господствует схоластический метод. Суть метода – цитирование авторитетов, ссылка на авторитет Библии, а также на авторитет Священного предания, т.е. на работы видных христианских теологов – отцов церкви.

    В развитии науки и философии Средневековья можно выделить два концептуальных подхода: патристику и схоластику.

    Патристика – учение отцов христианской церкви, характерное для раннего Средневековья (II–V вв.). Классиком патристики является Тертуллиан. Он выдвинул знаменитый лозунг: «Верую – потому что абсурдно». По его мнению, чистый разум не может объяснить полностью божественные истины, которые описаны в Библии. Эти истины постигаются верой.

    Другой видный представитель патристики А.Августин разработал учение о теодицее – это оправдание Бога за зло, которое существует в мире. По Августину, источником зла в мире является не Бог, а сам человек. Бог наделил человека свободой воли, и человек волен выбирать между добром и злом.

    Схоластика, характерная для позднего Средневековья (XII – XV вв.), стремилась к обновлению религиозных догматов. Схоласты приспосабливают античные научные и философские тексты, прежде всего труды Аристотеля, к потребностям христианской теологии. Схоласты развивают навыки интеллектуального мышления, считая, что постижение Бога возможно с помощью логики и логических рассуждений.

    Вершиной схоластики является учение Фомы Аквинского. Аквинский считал, что вера не должна противоречить разуму. Однако некоторые религиозные догматы не могут быть рационально доказаны, например, догмат о непорочном зачатии девы Марии. Он полагал, что эти догматы не противоразумны, а сверхразумны. Они доступны лишь сверхразуму, то есть божественному разуму. Именно Аквинский сформулировал положение «Философия – служанка Богословия». Философия должна разумными способами доказывать существование Бога.

    Ф.Аквинский обосновал пять доказательств бытия Бога:

    1. Все в мире движется. Существует первый двигатель – это Бог.

    2. Все в мире имеет свою причину. Существует причина всех причин – это Бог.

    3. Все в мире происходит по необходимости. Главной необходимостью является Бог.

    4. Все существа в мире различаются по степени совершенства. Источником совершенства, самым совершенным началом является Бог.

    5. Мир устроен целесообразно, а конечным источником целесообразности является Бог.

    В средние века философские дисциплины и наука рассматриваются как вспомогательные средства для подтверждения истин богословия. Оформляется специфическое понимание критерия истины, под которым понимается ссылка на авторитет Бога и священных текстов.

    В период Средневековья формируются специфические формы знания: 1. натуральная магия; 2. алхимия; 3. астрология.

    Натуральная магия понимается как знание скрытых сил и законов природы. Магия предполагает, что повлиять на естественные явления, на вещественное состояние природы можно с помощью слова в виде молитв и заклинаний. Поэтому операции над природными телами, эксперименты над природными веществами сопровождались словесными заклинаниями. Тем самым, полагали маги, можно призвать на помощь для исследования природы сверхъестественные силы. Магия как форма средневекового знания получает наибольшее развитие в арабском мире. Крупнейшим представителем натуральной магии на арабском Востоке считается Ибн Рушд (в латинской транскрипции Аверроэс) – XII в. н.э., который являлся крупным ученым, философом и врачом. Впоследствии его идеи перекочевали в западноевропейскую науку.

    Алхимия. Алхимию нередко определяют как предхимию. Образ алхимика – это человек, который работает в лабораториях, проводит многообразные эксперименты, опыты. Задачей таких опытов является трансформация, то есть превращение металлов с помощью философского камня в золото. Сверхзадачей алхимика является создание эликсира жизни с целью обеспечить бессмертие человека. Основой эликсира жизни считалось искусственное золото. Это золото и стремились получить алхимики.

    Алхимики полагали, что любое вещество – это неосуществленное золото. Поэтому они проводят многочисленные эксперименты над веществами, прежде всего над свинцом и ртутью (подвергают их дроблению, смешиванию, нагреванию, охлаждению и т.д.). В то же время опыты алхимиков могли нанести вред здоровью людей (в препараты, которые они рекомендовали, входят ядовитые вещества – мышьяк, ртуть). Положительные результаты алхимических экспериментов способствовали развитию фармакологии и медицины.

    Астрология – учение о звездах, это предсказание судьбы человека на основе положения звезд, по знакам зодиака.

    Таким образом, средневековые формы знания сочетали в себе, с одной стороны, религиозные идеи, так как они уповали на помощь сверхъестественных сил, а с другой стороны, эти формы знания содержали в себе рациональные научные идеи.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта