Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.5 Взаимосвязь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ - начале ХХI вв.

  • 8.6. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

  • Классификация глобальных проблем

  • Глава 9. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 9.1 Определение науки как социального института. Концепция Р. Мертона

  • ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76


    Скачать 0.67 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76
    Дата26.10.2018
    Размер0.67 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.doc
    ТипУчебное пособие
    #54599
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    8.4 Проблемы биосферы и экологии в современной науке.

    Философия русского космизма и учение

    В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере

    Традиционно в биологических теориях при изучении взаимодействия организмов с окружающей средой на первый план выходило изучение влияния окружающей среды на живые организмы. В современной науке подчеркивается обратное воздействие живых организмов на окружающую среду, на неорганическую природу. Так, химический состав морской воды во многом определяется активностью морских организмов, живые организмы контролируют состав атмосферы Земли и т.д.

    Наличие обратной связи между живой и неживой природой в значительной мере меняет и определяет облик Земли.

    Таким образом, биосферу с точки зрения современной науки нельзя рассматривать изолированно от неживой природы. Биосфера, с одной стороны, зависит от неорганической природы, а с другой стороны, влияет на физические и химические параметры нашей планеты.

    Значительное влияние на современные научные учения о биосфере и экологии оказали идеи русского космизма. Это направление науки и философии активно развивалось в первой половине ХХ в. Выдающиеся представители научного направления в русском космизме: К. Циолковский, А. Чижевский и В. Вернадский.

    К. Циолковский определил космическую философию как знание, основанное на точных науках. Центральная идея К. Циолковского – это учение о космосе как о будущей сфере жизнедеятельности человека. Выход в космическое пространство – необходимый элемент в человеческой эволюции: «Земля – колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели». Он разработал теорию о преодолении закона всемирного тяготения и выхода в космос посредством ракетных летательных аппаратов.

    А. Чижевский является основателем космобиологии. Выдвигает идею о связи астрономического мира и биологического мира. Вводит понятие «живого и разумного космоса». Ученый считает, что именно космические силы являются главными причинами жизни на Земле, а также эволюционных изменений в обществе. Он установил, что не только человеческая психика, но и важнейшие исторические события зависят от периодической деятельности солнца. С периодами максимальной солнечной активности А.Чижевский связывает революции, войны и другие социальные катаклизмы.

    В. Вернадский – создатель современного учения о биосфере. Биосфера есть пленка жизни, возникшая на поверхности планеты. Она способна поглощать энергию солнца и трансформировать его в земное биохимическое вещество. Появление биосферы многократно ускорило эволюционные процессы за счет способности использовать солнечную энергию. Живое вещество становится катализатором в процессе развития природы.

    Живое вещество – это совокупность живых организмов, которые включают растения, животных и человека. По объему и весу живое вещество составляет незначительную часть биосферы, однако именно оно выполняет главную роль в геологических процессах, в изменении облика нашей планеты.

    Среди космических детерминант эволюции жизни ведущее значение принадлежит Солнцу. Солнце – это источник энергии биосферы, а также регулятор химических, физических, биологических процессов на планете: «Жизнь – это создание солнечного луча».

    В. Вернадский выдвинул идею эволюции биосферы в ноосферу. Ноосфера есть сфера живого и разумного. В рамках ноосферы разум и труд человека становятся геологической силой планетарного масштаба. Сознание человека, однажды возникнув, начинает оказывать возрастающее влияние на Землю благодаря труду.

    Ноосфера есть новое биологическое явление на нашей планете. В ней человек впервые становится важнейшим биологическим фактором. Он перестраивает своим трудом и мыслью жизнь на земле, изменяет земную оболочку. Ноосфера все в большей мере определяет не только прогресс общества, но и эволюцию биосферы. В качестве иллюстрации В. Вернадский рассматривает сельскохозяйственную деятельность человека, которая влияет на биологический состав нашей планеты.

    Результатом эволюции биосферы в ноосферу является возникновение экологической проблематики и параллельно с этим новой науки – экологии. Данный термин введен в науку еще в XIX в., однако ведущей научной дисциплиной экология становится лишь в 70-е годы XX в.

    Экология – это междисциплинарная наука. Она возникла на стыке естествознания, технических и социальных наук. Экология изучает процессы, которые связаны с взаимодействием биосферы и общества. К экологическим системам относят все живые системы, взятые в единстве с окружающей их средой.

    Выделяются следующие объекты (уровни) экологических исследований:

    1. Популяция является наименьшей структурной единицей в организации живого. Популяция – это совокупность организмов определенного вида, которые взаимодействуют между собой и живут на определенной территории.

    2. Биоценозы и биогеоценозы. Это сообщества живых организмов, которые находятся во взаимодействии не только между собой, но и в тесной связи с неорганическими условиями существования.

    3. Биом включает в свой состав живые системы и неживые факторы на обширной территории.

    4. Биосфера. По Вернадскому, биосфера охватывает все живое и косное (неживое) вещество на поверхности нашей планеты. Биосфера может существовать только посредством солнечной энергии и в принципе является открытой, неравновесной системой.
    8.5 Взаимосвязь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Новые этические проблемы

    науки в конце ХХ - начале ХХI вв.

    На первый взгляд наука свободна от ценностей. Нередко считается, что для науки нет запретных тем, а естественные и технические науки не могут оцениваться с ценностных позиций «плохо» или «хорошо», «добро» или «зло».

    Идея о науке, которая свободна от ценностей, сформировалась в Новое время. Именно тогда сложилось мнение о том, что наука носит беспристрастный, нейтральный по отношению к ценностям характер.

    В современных условиях становится актуальной проблема негативного воздействия науки и научных достижений на окружающую среду и на самого человека. Возникает вопрос «Наука для человека или наука против человека?». Поэтому современные ученые и философы науки критикуют идею отсутствия в естествознании проблемы ценностей. Науку делают люди, и они неизбежно привносят в неё те или иные ценности. Следовательно, в науке прошлого ценность элиминируется (исключается) из науки. В современной науке проблема ценности становится актуальной частью научного знания. Исследованием ценностей занимается специальная философская дисциплина аксиология. Она анализирует такие ценностные понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, полезное и вредное.

    Современные ученые пришли к выводу, что данные понятия применимы не только к гуманитарным наукам (психология, педагогика), но также к естественным и техническим наукам.

    Применительно к науке ценности можно разделить на две группы:

    1. Внутринаучные когнитивные (познавательные) ценности;

    2. Социальные ценности.

    Когнитивные ценности являются составной частью познавательного процесса. К когнитивным можно отнести следующие ценности:

    а) новое знание;

    б) объясняющий потенциал науки;

    в) способность к предвидению, предсказанию;

    г) опора на факты;

    д) возможность непротиворечивых выводов.

    Перечисленные когнитивные ценности являются основанием консолидации ученых в научном сообществе. Внутринаучные ценности не являются постоянными, они видоизменяются в зависимости от новых открытий науки (особенно открытий революционного типа). Так, ценностью классической науки было утверждение, что возможно мыслить субъект познания в отрыве от познаваемого объекта и от средств познания. Для неклассической науки и особенно постнеклассической науки характерно мнение, что имеет место зависимость познаваемого объекта и результата познания от наблюдателя, а также от измерительных приборов.

    Социальные ценности воплощены в законах общества, постановлениях правительства, перспективных программах развития.

    К числу социальных можно отнести следующие ценности:

    1) свобода;

    2) право собственности (личной и частной);

    3) равноправие граждан;

    4) стабильность общества;

    5) способность к развитию и прогрессу.

    Можно также выделить ценности благополучия, признания и уважения.

    Социальные ценности направлены на то, чтобы обеспечить эффективность жизнедеятельности общества.

    На рубеже ХХ-ХХI вв. этические ценности в науке приобрели особенно актуальный смысл. Возникло специальное направление – этика науки. Она изучает комплекс правил, ценностей, которые считаются обязательными для современного ученого.

    Наука в настоящее время изучает объекты, неразрывной частью которых является сам человек. Создается непосредственная угроза не только здоровью человека, но и самому существованию человека. Первыми с подобного рода проблемами столкнулись физики-ядерщики. Например, А. Эйнштейн призывал отказаться от использования атомного оружия.

    Сегодня актуальными являются проблемы, связанные с развитием биологии, генетики, медицины и психологии. В частности, в области биологии этическое значение имеют выводы, которые вытекают из биологической трактовки человека. Ряд биологов считает врожденными такие качества и действия человека, как склонность к насилию, агрессии, карьере, к власти, к враждебности и войне. Традиционно считалось, что данные качества носят социальный характер, а ряд современных биологов настаивает на их генетической обусловленности.

    Этически нагруженными являются выводы генетики о влиянии биологических различий между полами на умственную деятельность, а также выводы о зависимости интеллектуальных способностей людей от их расовой принадлежности.

    На стыке биологии и медицины возникают проблемы биоэтики. Имеют этический оттенок такие достижения медицины, как возможность контроля пола будущего ребёнка, замены пораженных органов и тканей, возможность влияния на психику человека с помощью нейролингвистического программирования.

    Этическая проблематика в современной науке стала особенно актуальной в связи с клонированием. Клонирование – это процесс, предполагающий создание существ, генетически тождественных родителям. Возможность клонирования начала обсуждаться еще в 60-е гг. ХХ в. Однако реальное клонирование произошло в Англии в 90 гг. ХХ в. В результате учёные в настоящее время вплотную подошли к возможности клонирования человека.

    Как относиться к клонированию? С одной стороны, запрет клонирования может нанести ущерб развитию сельского хозяйства и медицины. С другой стороны, представляются сомнительными эксперименты по клонированию человека. Во многих странах, включая Россию, клонирование человека запрещено законом. Осуждает эксперименты по клонированию человека также христианская церковь, считая, что клонированный человек будет лишён души.
    8.6. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

    Во второй половине ХХ века впервые в своей истории человечество столкнулось с глобальными проблемами. Глобальные проблемы касаются всего человечества и впервые ставят под сомнение существование самого человечества. Эти проблемы носят глобальный характер, так как их разрешение зависит от всего человечества или, во всяком случае, от большинства цивилизованных индустриальных стран.

    Человечество и в прошлом сталкивалось с проблемами, которые по содержанию похожи на глобальные. Так, в Лондоне в XIV в. после замены при отоплении домов дров на уголь людям нечем стало дышать. Однако в прошлые столетия подобного рода проблемы носили локальный характер, они не затрагивали возможность кризиса, а в перспективе – и гибели всей цивилизации. Следовательно, глобальные проблемы носят не локальный, а общепланетарный характер.

    Классификация глобальных проблем

    1. Экологическая проблема связана с загрязнением биосферы. Сегодня ежегодно добывается 3,5 млрд. тонн нефти; 4,5 млрд. тонн каменного и бурого угля. Ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов. Кроме этого, ученые заявляют, что возможность природы естественным образом нейтрализовать отходы человеческой деятельности носит ограниченный характер. Довольно быстро будут исчерпаны сырьевые ресурсы.

    2. Демографическая проблема – проблема народонаселения – связана с бурным ростом численности населения, прежде всего за счет бедных развивающихся стран.

    3. Сырьевая проблема связана с дефицитом сырьевых ресурсов. По некоторым подсчетам, нефти хватит на 40-50 лет, а в ближайшее время человечество столкнется с острым дефицитом пресной воды.

    4. Проблема войны и мира связана с наличием оружия массового поражения, что создает угрозу смертоносной для человечества войны.

    5. Угроза терроризма – глобальная и трудноразрешимая проблема последнего десятилетия. Неизвестно, где и когда ждать террористических актов. Против террористов бессильны танки и пушки.

    6. Информационная проблема связана с всеобщей компьютеризацией. С одной стороны, компьютеризация – это благо, а с другой стороны, не исключается возможность разрушительного, губительного воздействия компьютеризации на психику человека.

    Наука играет противоречивую роль в отношении к глобальным проблемам. С одной стороны, именно наука и научно-технический прогресс спровоцировали появление глобальных проблем. Но, с другой стороны, глобальные проблемы можно нейтрализовать или снять их остроту только посредством применения науки.

    Наука способна, прежде всего, осознать эти проблемы, выяснить причины глобального кризиса. Кроме этого, наука может предложить и предлагает реальные меры по смягчению глобальных проблем. Современная наука разработала безотходные технологии. Она предложила технологии использования альтернативных источников энергии (солнца, ветра, моря), а также технологии, связанные с сокращением вредных выбросов в атмосферу, почву, моря и реки.

    В рамках современной науки популярной идеей является совокупность концепций, которые выдвинули ученые «Римского клуба» – неформального объединения ученых, возникшего в 70-е годы ХХ в. по инициативе итальянского предпринимателя и общественного деятеля А. Печчеи. Этот клуб изучает перспективы человечества. Первый доклад учёных римского клуба был назван символически «Пределы роста».

    Учёные построили компьютерную модель современного общества и пришли к выводу, что при нынешнем уровне экономического роста и потребления ресурсов, а также масштабов увеличения населения неизбежно будет достигнут предел роста, за которым последует катастрофа глобального биологического характера. Природа не выдержит глобального техногенного воздействия человека.

    Обеспокоенные ученые разрабатывают сценарии будущего человечества и выдвигают две альтернативные идеи:

    1. Оптимистический сценарий полагает, что человечество в состоянии справиться с надвигающимися проблемами на основе новых технологий и внедрения в общественное сознание новой экологической этики. Суть новой этики – идея о том, что человек отказывается от господства над природой и подчиняет свои эгоистические интересы интересам гармонического сосуществования с природой. Человек из завоевателя природы превращается в равноправный с природой элемент.

    2. Пессимистический сценарий считает, что изменить негативную ситуацию можно лишь в случае сокращения потребления природных ресурсов. В ином случае неизбежна деградация биосферы и человечества.

    Глава 9. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
    9.1 Определение науки как социального института.

    Концепция Р. Мертона

    Социальный институт – это общественная организация, которая выполняет важную для существования общества функцию. Например, институт семьи выполняет репродуктивную функцию – воспроизводство человека, институт армии выполняет функцию защиты страны от внешней угрозы.

    Одним из видов социального института является наука. Впервые наука как социальный институт начинает зарождаться в Западной Европе в XVII веке. Наука закрепила за собой важную для общества функцию – она несет ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания.

    Наука, как и любой другой социальный институт, включает в себя единство двух элементов:

    1) Организационно-оформленная структура. Наука включает в себя академии наук, научные лаборатории, научные центры и т.д.;

    2) Система норм и правил поведения, которые регулируют деятельность ученых.

    Основоположником изучения науки как социального института является американский философ науки Р. Мертон (середина ХХ века). Р. Мертон полагает, что социальный институт, в том числе наука – это, прежде всего, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения. Отличие науки как социального института от других институтов Р. Мертон видит во внутреннем типе организации науки.

    Организационной формой науки является научное сообщество. Сообщество ученых отличается от бюрократических структур следующими свойствами:

    – опирается на устойчивые традиции;

    – опирается на самоорганизацию.

    В научном сообществе, по Мертону, отсутствуют характерные для других институтов механизмы прямого принуждения и фиксированного членства.

    Целью науки является постоянный поиск, рост удостоверенного научного знания. Удостоверенное знание – это такое знание, которое признается научным сообществом в сегодняшних условиях. Если завтра, в связи с прогрессом науки, знания изменятся, то удостоверенными будут другие знания. Таким образом, Р. Мертон не употреблял понятие истины.

    Новое знание получает статус вклада автора в науку только после того, как ученый доведет свой результат до других ученых по существующим информационным каналам. Автором нового знания признается тот ученый, который первым опубликовал данные о своем научном открытии.

    Р. Мертон сформулировал и обосновал основные принципы научного этоса. Напомним, что этос – это набор норм, правил, действующих в данной среде.

    Р.Мертон выделил четыре императива, которые характеризуют этос научного сообщества:1) универсализм; 2) коллективизм; 3) бескорыстие; 4) организованный скептицизм.

    Универсализм подчеркивает неличный характер научного знания. Научные высказывания универсальны, справедливы везде, их истинность не зависит от того, кем они высказаны.

    Коллективизм предписывает ученому незамедлительно передавать результаты исследований всему научному сообществу. Научные открытия образуют общее достояние, являются собственностью всего научного сообщества и общества в целом, а не отдельных ученых и научных коллективов.

    Бескорыстие предписывает ученому строить научную деятельность так, как будто у него нет других интересов (кроме постижения истины). Главной целью деятельности ученых должно быть служение объективной истине, а не достижение личных выгод.

    Организованный скептицизм означает, что наука исключает возможность некритического принятия новых знаний. Истинный ученый по долгу своего звания «ученый» обязан сомневаться. Ученые не только вправе, они обязаны сомневаться. Организованный скептицизм создает атмосферу ответственности ученых за результаты своей научной деятельности.

    Позднее к этим императивам было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейтральность.

    Рационализм утверждает, что ученый должен стремиться не просто к истине, а к доказанному знанию.

    Эмоциональная нейтральность запрещает ученым использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии и антипатии.

    Научный этос – это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными. Реальное же (эмпирическое) поведение ученых, как показывает практика, существенно отклоняется от вышеназванных норм научного этоса. Однако вне указания на данные ценности (императивы) научного этоса, отличить науку от других социальных подсистем оказывается весьма проблематичным.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта