Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины научных революций

  • 7.2 Проблемы типологии научных революций. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания

  • 7.3 Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая

  • Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

  • Главные характеристики постнеклассической науки

  • 8.3 Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира

  • ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76


    Скачать 0.67 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76
    Дата26.10.2018
    Размер0.67 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.doc
    ТипУчебное пособие
    #54599
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ

    РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
    7.1 Взаимодействие традиций и новаций в процессе

    возникновения нового знания. Научные революции как

    перестройка оснований науки

    В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:

    а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предшествующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.

    б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, непривычных идей, новейших теорий.

    По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки существует две точки зрения: 1. кумулятивизм; 2. революционизм.

    Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. Действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место.

    Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний.

    Сравнивая два подхода, можно сделать вывод, что истина находится где-то в середине. Нельзя противопоставлять традиции и новации в развитии науки.

    Уже на этапе традиций возникают принципиально новые знания. И в то же время. революции происходят в науке, не отменяя полностью старые знания (теория относительности А. Эйнштейна не опровергла механику

    И. Ньютона).

    Причины научных революций:

    1. Появление новых объектов исследования. Революция в физике в конце XIX в. началась как результат исследования принципиально нового объекта – микромира.

    2. Появление новых средств исследования. Изобретение микроскопа вызвало революцию в биологии.

    3. Появление новых методов исследования. Революция в естествознании XVII в. обусловлена проникновением в науку нового – экспериментального метода.

    Наряду с указанными причинами, революции в науке связаны также с перестройкой оснований науки (метатеорий).

    Основания науки есть самые фундаментальные теоретические конструкции в науке, в частности, это философские основания науки. Важнейшим элементом оснований науки является также научная картина мира, и поэтому научные революции знаменуют собой переход от старой научной картины мира к новой научной картине мира. Примером подобных революций является переход от геоцентризма к гелиоцентризму в XV–XVI вв., а также переход от механической картины мира к новой релятивистской картине мира в начале XX века.
    7.2 Проблемы типологии научных революций. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания

    Научные революции по степени общности можно классифицировать так: 1. внутридисциплинарные научные революции; 2. глобальные научные революции.

    Внутридисциплинарные революции носят частный характер и затрагивают качественные изменения в отдельных научных дисциплинах, а глобальные революции предполагают качественные, сущностные изменения, общие для разных научных дисциплин.

    Внутридисциплинарные революции периодически происходят во всех научных дисциплинах. Примерами таких революций являются: революция в астрономии в XV–XVI вв., в результате чего происходят качественные изменения во взглядах на космос, на строение Вселенной; революция в биологии в XX в., связанная с развитием генетики.

    Глобальные научные революции затрагивают качественные изменения ряда отраслей науки. Самыми известными революциями данного типа являются революции в естествознании. Эти революции свидетельствуют об изменении качественных свойств комплекса естественных наук. Примером может служить революция в естествознании XVIIв., связанная с возникновением опытного естествознания. Здесь возникает опытное естествознание, которое опирается на эксперимент в союзе с математическими методами исследования (Г. Галилей, И. Ньютон).

    Научные революции есть, прежде всего, качественные, сущностные изменения во взглядах на мир. При этом прогресс науки не носит однолинейный характер. Рост научного знания носит нелинейный характер. В процессе развития науки наблюдается возникновение и борьба нескольких научных теорий. В ходе этой борьбы одни теории исчезают, а другие побеждают и продолжают развиваться. Наблюдается своеобразное раздвоение в прогрессе научных знаний. В определенной точке развития происходит бифуркация, т.е. раздвоение. Образуются две альтернативные научные концепции, противоборствующие между собой. В результате одна из концепций одерживает победу, а другая отмирает.

    Победа той или иной научной концепции во многом зависит от мировоззренческих установок и культурных традиций. Так, победа геоцентрической идеи Птолемея во многом была обусловлена поддержкой христианской церкви, поскольку составной частью религиозного мировоззрения являлось учение о Земле как богоизбранной планете.

    Таким образом, научные революции имеют место на всем протяжении развития науки, причем наблюдается нелинейность роста научного знания.
    7.3 Глобальные революции и типы научной рациональности.

    Историческая смена типов научной рациональности:

    классическая, неклассическая, постнеклассическая

    Революции в науке приводят к смене типов научной рациональности. Рациональность есть открытие европейской науки. Рациональность предполагает способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения. В науке рациональность обозначает совокупность логических доводов, обоснований, которые строятся на анализе опыта и подкрепляются силой разумных рассуждений и аргументов.

    Типы научной рациональности на протяжении истории науки меняются. Выделяется три основных типа научной рациональности. Их смена обусловлена революцией в науке.

    Классический тип рациональности связан с революцией в науке XVII в. В основе этого типа объяснения мира лежит деистическое утверждение: «Бог когда-то создал мир, природу, но в дальнейшем никакого участия в развитии мира не принимает». Следовательно, здесь обособляются научный и религиозный подходы к миру. Наука превращается в автономную от религии область духовной культуры.

    Природа рассматривается с позиций механики. Природа – это набор статичных, неизменных во времени объектов. Время – это лишь внешний параметр, который не влияет на характер событий.

    Особенностью познавательной деятельности является исключение из процесса познания ценностных ориентаций. Из науки изгоняются рассуждения о совершенстве, смысле, гармонии, добре и т.д. Идеалом научной рациональности становятся безразличные ко всему знания. Нидерландский мыслитель Б. Спиноза утверждал: «Истина требует не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

    В данный период идеалом науки считалась механика и наблюдалось стремление все явления в природе и даже в обществе объяснить на основе законов механики. Характерно желание построить одну единственную истинную теорию. Считалось, что недалек тот день, когда будет создана единая, все объясняющая теория.

    Неклассический тип рациональности сформировался в результате революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. Возникает неклассическое естествознание и соответствующий ему неклассический тип рациональности.

    В центр научных исследований выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала изменений в объяснении мира. Возникает новое понимание научной рациональности. Крепнет убеждение, что ученый изучает объект не таким, каков он есть сам по себе, а таким, каким он становится в процессе взаимодействия с наблюдателем. В классической физике можно было пренебречь влиянием приборов наблюдателя на результат познания. Иное дело при изучении явлений микромира. Здесь прибор и наблюдатель влияют на изучаемый объект, вызывают возмущение в объекте исследования, возможна деформация объекта.

    Постнеклассический тип рациональности является следствием научной революции, которая начинается в 70-е гг. XX века. Рождается постнеклассическая наука, а вместе с нею постнеклассический тип рациональности. Основные характеристики постнеклассического типа рациональности:

    идея историзма – всякий объект понимается как имеющий историю;

    изучаются такие системы, составной частью которых является человек (например: это объекты экологии, которые невозможно изучить, не рассматривая включенность в экологические системы человеческого фактора). В науку внедряется антропный принцип, предполагающий изучение природы через призму присутствия в ней человека.

    широкое применение компьютерных технологий;

    внедрение в научную деятельность ценностного аспекта. Нейтральное, безучастное к ценностям научное знание уходит в прошлое, примером чему являются современные дискуссии, которые сопровождают развитие генной инженерии.

    Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА

    РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
    8.1 Главные характеристики и особенности современной постнеклассической науки

    Постнеклассическая наука формируется в 70-е годы ХХ в. Этот этап развития науки связан с процессом перехода современного социума в стадию постиндустриального общества и глобализацией социально-экономической жизни.

    Хронологически формирование данного этапа науки совпало со следующими научными достижениями:

    а) Революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки);

    б) Развитие генных технологий, в результате чего конструируются гены, не существующие в природе.

    Главные характеристики постнеклассической науки:

    1. Широкое распространение идей и методов синергетики. Синергетика – современная теория самоорганизации и развития сложных систем. Синергетика претендует на роль универсальной теории, объясняющей самые различные области знания. Основные идеи синергетики заключается в утверждении о возможности возникновения порядка из хаоса и в признании решающей роли случайности в условиях нестабильности и равновесия систем.

    2. Изменение характера объекта исследования. Классическая наука исследовала простые объекты, а неклассическая наука исследовала сложные объекты. Что касается постнеклассической науки, то она исследует исторически развивающиеся объекты, составной частью которых является человек.

    3. Все более широкое применение философии и философской методологии в современных науках.

    4. Усиление роли нерационального знания. Все большее значение в познании отдается таким нерациональным формам познания, как интуиция, фантазия, вдохновение. Роль разума не принижается, но крепнет убеждение, что разум не является единственным и самым эффективным орудием познания.

    5. Внедрение идеи времени во все науки. Время проникло не только в историю и биологию, но также в физику и космологию.

    6. Усиление математизации научного знания. В результате возрастает значение вычислительной математики и важнейшим инструментом научного познания становится математическое моделирование.

    7. Стремление построить новую научную картину мира на основе идей глобального эволюционизма. Идея развития пронизывает в последнее время все отрасли научного знания: естественные, технические, социальные и гуманитарные науки.

    8. Понимание мира как нестабильного, неустойчивого, неопределенного.
    8.2 Саморазвивающиеся синергетические системы и новые

    стратегии научного поиска. Роль синергетики в развитии

    современных представлений об исторически

    развивающихся системах

    Синергетика – это перспективное направление в современной науке. Она возникает в 70-е г. ХХ в. Родоначальниками синергетики являются немецкий ученый Г. Хакен и бельгийский ученый российского происхождения И. Пригожин. В переводе с древнегреческого синергетика означает содействие, соучастие. Это современная теория самоорганизации систем. Она занимается выявлением наиболее общих законов спонтанного развития различного рода систем.

    Г. Хакен заявляет, что информацию о научных знаниях необходимо свести до небольшого числа законов и идей. Синергетика стремится решить эту задачу. Считается, что принципы самоорганизации различных систем – от молекул до людей – одни и те же. Одни и те же законы управляют процессами развития мира.

    Синергетика провозглашает ряд новых идей:

    1. Идея нестабильного и неравновесного мира;

    2. Идея многоальтернативности развития;

    3. Идея возникновения порядка из хаоса.

    Синергетика полагает, что нестабильность, неравновесность мира является источником возникновения новой организации, т.е. нового порядка.

    Главный труд И. Пригожина называется «Порядок из хаоса». Традиционно к понятию хаос существовало предвзятое, негативное отношение. В синергетике же хаос считается необходимым моментом развития. Хаос создает условия для упорядочивания мира. В условиях хаоса возникает эффект согласованного корпоративного поведения элементов. И. Пригожин использует пример с поведением молекул жидкости в процессе нагревания. В обычном состоянии молекулы слабо взаимодействуют друг с другом. Но при нагревании, в момент кипения, молекулы ведут себя иным образом и возникает эффект взаимодействия – корпоративного поведения.

    И. Пригожин считает, что в равновесии молекула видит только своих соседей, а вдали от равновесия (в условиях нестабильности, хаоса) молекула видит всю систему: «В равновесии материя слепа, а вне равновесия – прозревает».

    Согласно идее многоальтернативности развития, развитие – это древовидная ветвящаяся графика, включающая в себя раздвоение возможных путей в точках бифуркации.

    Решающая роль в выборе системой дальнейшего направленного развития принадлежит случайности. Традиционно в науке случайность воспринималась как несовершенство. Но в синергетике говорится, что в условиях нестабильности, неравновесности системы малозначимое на первый взгляд событие может привести к выбору системы любое из направлений развития. Взмах крыльями бабочки в Южной Америке может спровоцировать землетрясение в Индонезии.

    Резюмируем сказанное о сути синергетического подхода:

    Порядок и хаос в мире не исключают, а дополняют друг друга. Порядок возникает из хаоса. Именно так возникла и развивается наша Вселенная, таким же образом развиваются и все части Вселенной.

    Развитие систем носит нелинейный характер. Развитие непредсказуемо, имеет многовариантный, многоальтернативный характер.

    В развитии систем большую роль играет случайность, малозначительная причина. От случая зависит выбор того или иного направления развития системы в условиях нестабильности. Именно случай определяет одно из возможных направлений развития в точках бифуркации, т.е. разветвления путей развития. Случай есть необходимый, а не досадный элемент эволюции систем.

    Будущее принципиально не предопределено.

    На наш взгляд, синергетика, а также глобальный эволюционизм являются современными формами диалектического миропонимания. Не составляет труда увидеть, что они органично включают в себя два главных принципа диалектики – принцип взаимосвязи и принцип развития.
    8.3 Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и

    системного подходов. Глобальный эволюционизм и

    современная научная картина мира

    Отдельные эволюционные идеи возникли в конкретных науках еще в XVIII в. (гипотеза возникновения солнечной системы И. Канта, ламаркизм и др.). Однако идея глобального, то есть всеобщего эволюционизма становится ведущей в науке лишь в XX в. Согласно глобальному эволюционизму все в мире находится в постоянном процессе движения, становления, изменения.

    Глобальный эволюционизм включает в себя учение о развитии трех систем: 1. космическая эволюция; 2. биологическая эволюция; 3. социальная эволюция.

    Изучением космической эволюции занимается современная космология. Она возникает после создания А. Эйнштейном теории относительности, поэтому ее называют «релятивистская космология». Родоначальником «релятивистской космологии» считается российский ученый А. Фридман. В первой четверти XX в. он впервые теоретически показал, что Вселенная не может быть стационарной, т.е. устойчивой: она наполнена тяготеющим веществом и поэтому должна периодически расширяться и сжиматься («пульсирующая Вселенная»). Эта гипотеза была подтверждена открытием эффекта красного смещения. Следовательно, галактики удаляются от наблюдателя и друг от друга.

    Сейчас в космологии преобладает гипотеза о расширяющейся Вселенной. Выдвигается концепция Большого Взрыва. Большой Взрыв произошел около 15-20 млрд. лет назад. До этого материя находилась в сверхплотном состоянии. Вслед за взрывом образуются протоны, нейтроны, электроны, на их основе в дальнейшем возникают макротела (планеты, астероиды, звезды и т.д.).

    Многое в гипотезе о формировании Вселенной остается непонятным. Так, не решен вопрос о структуре материи до момента взрыва.

    Наряду с моделью расширяющейся Вселенной в науке присутствует теория «пульсирующей Вселенной», согласно которой в ходе эволюции материя периодически подвергается расширению и сжиманию.

    Биологическая эволюция создала условия для возникновения сложных живых систем. Учение о биологической эволюции содержится в трудах Ч. Дарвина, а также в современной синтетической теории эволюции.

    В учении Ч. Дарвина содержатся три главных принципа эволюционной теории:

    1. Неотъемлемым свойством живого является изменчивость.

    2. Выявлено внутреннее противоречие в развитии живой природы, которое определяет эволюцию. Суть противоречия: с одной стороны, живые организмы имеют тенденцию к размножению в геометрической прогрессии, но, с другой стороны, организмы достигают зрелости и выживают в арифметической прогрессии.

    3. Принцип естественного отбора, который фиксирует особый механизм отбора. В процессе эволюции происходит избирательное уничтожение живых организмов, не приспособленных к условиям окружающей среды. Всеобщий закон живой природы, по Дарвину, гласит: «Размножаются, изменяются и выживают наиболее сильные и гибнут наиболее слабые».

    В XX в. эволюционная теория Ч. Дарвина была критически переосмыслена и дополнена достижениями современной генетики. В результате возникла синтетическая теория эволюции, которая осуществила интеграцию идей Ч. Дарвина и современной генетики. Синтетическая теория эволюции отличается от дарвиновской по ряду важных пунктов:

    а) элементарной структурой, в рамках которой начинаются изменения (эволюция), считается популяция, а не отдельный организм или вид живых организмов;

    б) важнейшим механизмом эволюции являются генетические изменения, которые называются мутациями. Мутация – это случайное отклонение в устройстве генов, связанное с влиянием условий окружающей среды. Мутации происходят естественным или искусственным путем (под влиянием излучения, химического воздействия, колебания температур и т.д.).

    Социальная эволюция состоит в том, что происходит процесс развития человеческого общества. Специфика социальной эволюции состоит в том, что развитие осуществляется при сохранении неизменных генетических основ вида «Homo sapiens».

    Социальная эволюция реализует себя через развитие и изменение общественных структур.

    Основными направлениями социальной эволюции являются:

    1. Экономическое развитие (технический и технологический прогресс, эволюция форм собственности и организации труда и т.д.).

    2. Социальное развитие (эволюция форм семьи и брака, этнических общностей, классов, социальных групп и т.д.).

    3. Политическое развитие (эволюция форм государственной власти, развитие демократии и т.д.).

    4. Духовное развитие (эволюция морали, искусства, религии, науки, философии).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта