ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76
Скачать 0.67 Mb.
|
Глава 5. Методология научного познания 5.1 Классификация методов научного познания. Философские методы познания Возрастание роли науки, разработка методов познания привели к формированию учения о методах – методологии, предметом которой является обоснование методов, исследование их эффективности и условий применения в различных областях знания. Метод (греч. methodos – путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная практическая и теоретическая, познавательная деятельность. Методом называют и отдельный познавательный прием (например, наблюдение) и систему приемов (диалектический метод). Понятие «прием» употребляется как равнозначное понятию «метод» (в первом, узком значении слова), однако и то, и другое следует отличать от более широкого по объему понятия «средство», которое включает не только ин- теллектуальные, но и предметные средства: приборы, знаковые системы, знания. Роль метода в познании трудно переоценить. Ф. Бэкон сравнивал средства познания с орудиями производства. «Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы, – писал он. – Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и с самой дорогой к знанию: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». В зависимости от сферы применения выделяется три группы методов: частнонаучные; общенаучные; всеобщие. Формирование и применение частнонаучных (специальных) методов определяется спецификой предмета данной науки или области практической деятельности. Например, спектральный анализ в физике, лингвистический эксперимент, следственный эксперимент и др. Общенаучные методы имеют широкую, но тем не менее ограниченную область применения. Например, наблюдение широко используется в медицине, астрономии, следственной практике, но не находит применения в математике, теоретической физике, исторических науках. Применение математических методов ограничено в гуманитарных науках. Кроме частнонаучных и общенаучных существуют всеобщие (философские) методы: метафизический, диалектический и некоторые другие. Философские методы отличаются всеобщим характером применения. Эти методы используются для анализа природных явлений, социальных процессов, закономерностей сознательной деятельности человека. Традиционно выделяются два философских метода: 1. диалектический метод; 2. метафизический метод Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы связей в мире, а также в понимании проблемы развития. При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями. При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количественным изменениям предмета. Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета. Философы-диалектики говорят: «Истина конкретна». Истина в одних условиях может быть ложной в других условиях. Кроме этого, развитие предполагает не только количественные изменения, но и качественные скачки, которые осуществляются при переходе от старого качества к новому качеству. В ходе развития науки метафизика используется на этапе накопления научных фактов, а диалектика используется на этапе теоретического обобщенного практического материала. Разработка и описание частнонаучных методов – задача специальных наук, в данном параграфе рассматриваются общенаучные методы, а также формы научного познания, в которых выражается теоретическое знание. В соответствии с двумя уровнями научного познания – эмпирическим и теоретическим – различают эмпирические и теоретические методы познания. 5.2 Эмпирические методы научного познания Наблюдение – это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Целенаправленность – важнейшая характеристика наблюдения. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в восприятии объекта многократно и в разных условиях планомерностью, исключающей пробелы в наблюдении, и активностью наблюдателя, его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется средствами наблюдения – приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления значительно расширяют возможности наблюдателя, превращают явления, недоступные невооруженным органам чувств человека, – вирусы, микробы, элементарные частицы и т.п. – в познаваемые эмпирические объекты. Как метод научного познания наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования. Важную роль в познании играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением. Кроме субъекта (измерителя) и объекта, измерение включает единицу измерения (эталон, или эталонный объект), измерительный прибор, а также метод измерения. Так, при сравнении двух предметов по весу можно установить, что один из них тяжелее другого. С помощью измерения устанавливаются числовые характеристики объектов, а это имеет важное значение для многих областей научного познания, где необходимы точные количественные характеристики изучаемых объектов, прежде всего в естественных и технических науках. Что касается сравнения, то на этом методе основаны такие науки, как сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология, сравнительное историческое языкознание и некоторые другие. Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического познания является эксперимент, опирающийся на другие эмпирические методы. Эксперимент (лат. Experimentum – опыт, проба) – метод исследования объекта, при котором исследователь (экспериментатор) активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Как и наблюдение, эксперимент предполагает применение определенных средств – приборов, инструментов, экспериментальных установок. Но в отличие от наблюдения, которое осуществляется в естественных условиях, без воздействия наблюдателя на объект, эксперимент, как это видно из его определения, характеризуется активным воздействием на объект. А это позволяет изучить явление в «чистом» виде, благодаря исключению случайных, несущественных факторов. Кроме того, эксперимент может быть повторен столько раз, сколько требуется для получения достоверных результатов. Различают натуральный и модельный эксперимент. Если первый ставится непосредственно с объектом, то второй – с его заместителем – моделью. Под моделью понимается мысленно представляемая или материально реализованная система, отображающая или воспроизводящая объект исследования, способная замещать его и давать или получать информацию о самом объекте. Моделью может быть как материальный предмет (например, модель самолета, испытываемая в аэродинамической трубе), так и мысленная копия объекта. В этом случае имеет место мысленный эксперимент – мысленное воспроизведение реального эксперимента – рассуждение, основанное на представлении о реальном объекте. Процесс и результат эксперимента фиксируется средствами естественного и искусственного языков, он может быть представлен в виде схем, чертежей, рисунков. Модельный эксперимент обусловлен обстоятельствами, исключающими или затрудняющими эксперименты с самими объектами. Объекты могут быть слишком велики или слишком малы по своим размерам (в этих случаях строятся, например, модели Солнечной системы или атома), удалены от экспериментатора в пространстве или во времени (модели планеты Сатурн, исчезнувших на Земле животных и т.п.). Модельный эксперимент, или моделирование, опирается на другие эмпирические методы – наблюдение, сравнение, измерение, он основан на сходстве модели с объектом, на аналогии: модель уподобляется объекту в известных признаках, а это позволяет установить, что признаки, обнаруженные у модели, имеются и у самого объекта. Игнорирование этого сходства иногда приводит к трагическим последствиям. Известен, например, случай, который произошел с британским броненосцем «Кейптаун» в 1870 г. На модели броненосца инженер Рид показал несовершенство его конструкции. Ему не поверили. Корабль был отправлен в плавание и затонул 523 моряка погибли. Моделирование находит широкое применение в науке и технике—в физике, математике, кибернетике, в аэродинамике, кораблестроении, гидростроительстве. Применяется моделирование в обществоведении, политике, теоретической и практической работе юриста. 5.3 Теоретические методы научного познания Большую роль в теоретическом познании играет абстрагирование (от лат. abstractio – отвлечение), которое представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции – понятия, категории, законы, содержанием которых являются существенные свойства и связи явлений. В процессе последовательного абстрагирования образуются абстракции все более высокой степени общности (планета Земля – планета Солнечной системы – планета – небесное тело – тело). На основе абстрагирования осуществляется идеализация. Идеализация как метод есть мысленное конструирование так называемых идеальных объектов, т.е. объектов, которые не существуют и не могут существовать в действительности, но изучение которых позволяет значительно упростить сложные системы, выделить свойства объектов в их «чистом» виде и благодаря этому установить существенные связи, не заслоненные побочными обстоятельствами. Таковы, например, плоскость, линия, точка, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п. Сконструировать идеальный объект значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства. Так, исключая толщину реального объекта, получают плоскость, исключая ширину, получают линию и, наконец, исключая длину, получают точку. Располагая реальные тела соответственно увеличению их твердости и мысленно продолжая этот ряд, образуют понятие абсолютно твердого тела, переходя таким образом к предельному случаю в развитии этого свойства. Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Он позволяет переходить от эмпирических законов к теоретическим, формулировать их на языке науки. В современной науке все более широкое применение находит формализация – метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки химии, математики, логики. Формализованные языки позволяют кратко и четко фиксировать знания, избежать многозначности терминов естественного языка. Системы, построенные методом формализации, основаны на анализе определенной теории, являются ее знаковой моделью. Они освобождают объект от «мешающих случайностей», создают условия для более глубокого их исследования. Так, употребляемая в логике символика (схемы простых и сложных суждений, различных видов умозаключений, доказательства и опровержения, таблицы истинности и т.п.) является важным условием изучения структуры мыслей, преобразования знаковых систем в соответствии с формальными правилами, позволяет выявить общие принципы рассуждений независимо от их конкретного содержания. Формализацию, основой которой являются абстрагирование и идеализация, можно рассматривать как разновидность моделирования – знаковое моделирование. Исторический и логический методы. Любой объект имеет свою историю и логику. История объекта – это реальный процесс его возникновения, изменения, развития, логика объекта – объективная закономерность, основная тенденция этого процесса. В этом смысле употребляются понятия «логика событий», «логика вещей», «логика общественного развития» и т.п. История и логика объекта обусловливают исторический и логический методы познания. Исторический метод воспроизводит историю объекта во всех подробностях, с присущими ей зигзагами, скачками и случайностями. Он находит широкое применение в исторических науках, где существенное значение имеет изучение конкретных событий, особенностей развития народов, характеров и деятельности отдельных личностей. К таким наукам относятся, например, история отдельной страны, история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений. Логический метод воспроизводит историю объекта в главном, основном, существенном, исключая события и факты, вызванные случайными обстоятельствами. История предстает в «выправленном», обобщенном виде, что позволяет выявить закономерность исторического процесса, его логику. Логический метод применяется в теоретических науках: теории государства и права, экономической теории и др. Вместе с тем, несмотря на различие этих методов, их относительную самостоятельность, ни один из них не применяется в «чистом» виде. Исследуя историю объекта, нельзя игнорировать его логику; это ведет к описанию фактов без их объяснения, выявления закономерных связей и обусловливающих их причин. Исторический метод предполагает логический анализ исторического материала. С другой стороны, логическая реконструкция истории объекта должна опираться на реальный исторический процесс, на конкретные факты; в противном случае неизбежно абстрактное, оторванное от действительности теоретизирование. Характеризуя логический метод, Энгельс замечает, что он оказывается, в сущности, тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей. «С чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс». Из этого следует, что в процессе познания оба метода применяются, как правило, в единстве, обусловленном единством исторического и логического в реальном историческом процессе. 5.4 Общелогические методы познания Помимо философских и научных методов научное познание предполагает использование общелогических методов, которые присущи всему познанию в целом. Они «работают» как на обыденном, так и на теоретическом уровнях познания, как в науке, так и теологии. Это такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия и пр. Природа их универсальности объясняется тем, что эти приемы исследования реальности являются наиболее простыми и элементарными операциями нашего мышления. Они опираются на «логику» практических повседневных действий каждого человека и формируются практически напрямую, т.е. без посредников, в виде сложных теоретических обоснований. Ведь даже если мы не знаем законов формальной логики, наше мышление все равно будет по большей части логичным. Но черпает эту логичность мышления обычный человек не из науки, а из своих материально-предметных действий, «логику» которых (т.е. законы природы) нельзя нарушить даже при очень большом желании. Охарактеризуем вкратце некоторые из общелогических методов. Анализ – познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений. Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое. Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера. Дедукция – способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях (Помните Шерлока Холмса?). Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода. Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Так, обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен. Аналогия – незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что «аналогия не есть доказательство»! Она может давать лишь предположительное знание. Абстрагирование – прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования. Абстрагирование является очень острым и эффективным инструментом теоретического разума, позволяющим хирургически точно «вырезать» из хаотичного переплетения реальных связей и отношений именно те, которые представляют сущность изучаемого объекта. На теоретическом же уровне абстрагирование – лишь начальный шаг, после которого начинается длительный и сложный процесс восхождения от абстрактного (одностороннего, но существенного) к конкретному (полному, многостороннему) знанию о предмете. 5.5 Формы научного познания Научное знание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме этих, относительно простых компонентов, в научном познании принято выделять более сложные формы, к ним относятся проблема, гипотеза, теория. Проблема (от греч. problema – преграда, трудность, задача) – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Хотя проблема определяется через вопрос, эти понятия не тождественны. Для ответа на вопрос достаточно знаний, достигнутых наукой. Научная проблема – это вопрос, поставленный ходом развития науки, «знание о незнании». Наука развивается от постановки проблем к их решению и выдвижению новых проблем. Этот процесс нередко приводит к изменению теоретических представлений и методов познания, к научным революциям и смене парадигм. Важное значение понятию парадигмы придает американский историк науки Т. Кун. Парадигма трактуется как признанные научным сообществом определенные идеи, правила и стандарты, «которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений». Обосновывая концепции революций в науке, Кун считает, что «нормальная» наука развивается в рамках данной парадигмы; открытие «аномальных» фактов, необъяснимых с ее позиций, ведет к научной революции, к смене парадигм, а значит, к постановке и решению новых проблем. Примерами научных революций могут служить гелиоцентрическая система Коперника (коперниканская революция), эволюционное учение Дарвина, революция в физике на рубеже XIX – XX веков. Научную проблему важно прежде всего правильно выбрать и поставить. Выбор проблемы обусловлен теорией, в рамках которой она возникла, ее значением для науки и практики, он зависит также от имеющихся в распоряжении науки методов и средств, необходимых для ее решения. Правильная постановка проблемы имеет не меньше значения, чем ее решение, а для этого необходимо не только видеть проблемную ситуацию, но и знать возможные способы и средства ее решения. Развитие научного познания порождает все новые и новые проблемы. «Мы никогда не должны забывать (история науки это доказывает), – писал французский физик Луи де Бройль, – что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предполагать о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов». Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы (от греч. hypothesis – основа, предположение), представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений. Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута. К характеристикам гипотезы относятся ее принципиальная проверяемость и максимальная простота, под которой имеется в виду способность объяснить все известные факты из одного допущения. Гипотеза проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предположения для их объяснения), проверка (дедуктивное выведение следствий, вытекающих из гипотезы, и сопоставление следствий с фактами), доказательство (практическая проверка полученных выводов). Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная гипотеза превращается в научную теорию. Например, гипотеза Э. Резерфорда о планетарной модели атома, гипотеза Луи де Бройля о волновых свойствах частиц и многие другие стали научными теориями. Под теорией (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) в широком смысле понимается наиболее развитый вид духовной деятельности, направленной на приобретение знаний, теоретическое познание. В этом смысле теоретическая деятельность сопоставляется с деятельностью практической. В научном познании теория рассматривается как форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая, предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов. Организация знания – важная функция теории, она вытекает из необходимости систематизации обособленных знаний о данной предметной области. Однако основными функциями теории являются объяснение и предсказание. Эти функции неразрывно связаны друг с другом. «Чем полнее и глубже будет объяснение теории, тем надежнее и точнее будет предсказание». Правильно объясняя современное состояние объекта, предсказывая его будущее, научная теория служит людям на практике, является ориентиром в их деятельности. В заключение отметим требования, которые предъявляются к научной теории. К ним относятся: 1) адекватность своему объекту, 2) максимально возможная полнота описания данной предметной области, 3) внутренняя непротиворечивость – согласованность с известными и проверенными фактами, для описания и объяснения которых она выдвинута, согласованность фактов с известными законами науки, 4) связь всех ее положений и выводов, их логическое обоснование, 5) принципиальная проверяемость, 6) простота теории, т.е. способность объяснить все известные факты из одного исходного положения. Теория не остается неизменной. Развитие научного знания ставит новые проблемы, разработка которых ведет к открытию законов, проникновению в более глубокую сущность явлений, обобщению и интерпретации полученных результатов и, следовательно, к развитию или смене теорий. Однако возникновение новой теории не означает полного разрыва со старой теорией, между ними существует связь. История науки подтверждает, что объективно истинное знание, содержащееся в старой теории, включается в теорию, ее сменившую. Классическая механика, разработанная Галилеем и Ньютоном, не зачеркивается релятивистской механикой Эйнштейна, а является частным случаем теории относительности; гелиоцентрическая теория Коперника, опровергнувшая теорию Птоломея, не отбросила содержащуюся в ней идею движения планет и Солнца; современные правовые теории не отбрасывают полностью правовые теории прошлого. Преемственность – неотъемлемое условие прогресса научного знания. Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ 6.1 Проблемные ситуации в науке и включение новых теоретических представлений в культуру Ход научного мышления можно описать на основе триады «проблема – гипотеза – теория». Исходным звеном цепочки научного познания является научная проблема. Проблема в самом общем смысле – это знание о незнании. Научная проблема – это совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта. Проблема в науке рассматривается как средство получения нового знания. Проблемные ситуации фиксируют противоречия между старым и новым знанием. Они заставляют ученых искать новые способы объяснения изучаемых объектов. Виды проблемных ситуаций: 1. Глобальные проблемы науки – характерны для революционных периодов в развитии науки. Например, на рубеже XIX-XX вв. происходит революция в естествознании. Суть этой революции состоит в ломке старых представлений о строении и сути материи. Возникает проблемная ситуация: новые научные открытия (рентгеновские лучи, электромагнитные поля, радиация и т.д.) вошли в противоречие с механистической картиной мира, которая сводила материю к веществу, а также считала конечной предельной единицей материи неделимый атом. Научным ответом на решение этой проблемы стало создание квантовой механики, которая объединяет свойства вещества и поля при объяснении явлений микромира. 2. Локальные проблемы науки включают противоречия, которые возникают между старым и новым знанием в рамках отдельной научной дисциплины. Например, в биологии в XVIII в. выкристаллизовалось противоречие между богословской трактовкой возникновения жизни и научными фактами, которые не соответствовали богословской идее о постоянстве форм жизни на планете. Научным ответом на решение этой проблемы стала идея эволюции жизни (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин). Достижения науки не могут существовать изолированно от мира культуры. Культура – это искусственный мир, созданный человеком. Культура делится на материальную и духовную. Что касается науки, то она является составной частью духовной культуры, наряду с религией, моралью, искусством, философией. Наука не остается безучастной к остальным компонентам культуры и взаимодействует с культурой. Наблюдается прямая и обратная связь науки и культуры. Эта связь заключается в том, что как наука влияет на культуру, так и культура влияет на науку. Влияние науки на культуру порождает проблему включения новых научных представлений в состав культуры. Новые научные представления нередко противоречат общественному мнению, вызывают сопротивление идеологических и властных структур. Дело в том, что общество не всегда готово к восприятию новых научных идей. Старая культура сопротивляется научным новациям, как это было с идеей гелиоцентризма в XVI в. Способом внедрения научных новаций в культуру, в общественное сознание является образование и просветительская деятельность. С помощью просвещения сложный научный язык подвергается упрощению и тем самым становится доступным широким массам населения. Примером такой просветительской деятельности можно считать телепередачу «Очевидное невероятное», которую на протяжении десятков лет бессменно вёл профессор С. Капица. Следовательно, культура может, с одной стороны, содействовать развитию науки, а с другой стороны – тормозить развитие науки, не принимать научные новации в состав науки. Противоречивое отношение к науке наблюдалось в период пребывания у власти И. Сталина. С одной стороны, это был период величайших достижений российской науки. Но с другой стороны, этот период известен гонениями на некоторые отрасли естественных наук (генетика, кибернетика), а также фактическим застоем в области гуманитарных наук (философия, история и т.д.). 6.2 Общие закономерности динамики науки как процесса порождения нового знания Хотя развитие науки обусловлено в конечном итоге общественной практикой, наука в то же время развивается по своим внутренним закономерностям. Общие внутренние закономерности развития научного знания 1. Преемственность в развитии научных знаний. Каждая более высокая ступень в развитии научного знания возникает на основе предшествующей ступени. Новое удерживает в себе все ценное, что было в старом знании (И. Ньютон создает в XVIII веке новую физику, но в то же время признает, что он «стоял на плечах гигантов»). 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. С одной стороны, наука развивается благодаря количественным изменениям. Количественные изменения – это постепенные изменения, долговременное накопление новых научных данных. Но, с другой стороны, на определенной стадии происходит качественный скачок, перерыв постепенности в развитии науки. Наступает период научной революции. Примером таких революций являются теории Н. Коперника, А. Эйнштейна. 3. Дифференциация и интеграция научных знаний. Наблюдается диалектическое взаимодействие двух противоположных тенденций. Первая тенденция – дифференциация – проявляется в выделении новых научных дисциплин, вторая тенденция – интеграция – проявляется в синтезе, объединении научных знаний. На одних исторических этапах развития науки преобладает дифференциация, а на других - интеграция. Процесс дифференциации наук, выделение новых самостоятельных дисциплин особенно активно осуществляется с XVI– XVII вв. Прежде единое знание под названием философия начинает бурно делиться на философию и собственно науку. Обратный процесс – интеграция научных знаний – является характерной чертой современной науки. Выражением интеграции является появление многочисленных пограничных наук (астрофизика, социобиология, биохимия и т.д.). 4. Углубление математизации и компьютеризации. Сущность математизации заключается в использовании количественных понятий и методов в частных науках. Выдающимся родоначальником процесса математизации является основатель экспериментального метода Г. Галилей. Ему принадлежат утверждения: «Книга Вселенной написана на языке математики»; «Тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без математики, ставит неразрешимую задачу». 5. Диалектизация науки – это все более широкое внедрение во все отрасли науки идеи развития, а значит и времени. Идея развития и времени внедряется сегодня не только в исторические науки, но и в такие науки, как физика, химия, астрономия. 6. Ускоренное развитие науки. С момента возникновения в XVI– XVII вв. наука развивается все более ускоренными темпами. Ускоренное развитие науки реализуется в двух направлениях: а) Постоянное нарастание массы научных знаний. По некоторым подсчетам, сумма научных знаний удваивается каждые пять-семь лет. б) Сокращение сроков перехода от научных открытий к практическому применению. 7. Свобода критики, недопустимость монополизма в науке. Критика имеет своей задачей целостную оценку научного знания, с выявлением как сильных, так и слабых сторон научных идей. Наука, в отличие от теологии и идеологии, изначально признает возможность и полезность критики собственных положений. |