ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76
Скачать 0.67 Mb.
|
3.4 Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Философские основания науки Нового времени: эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р. Декарта В истории европейской культуры период Средневековья сменяется эпохой Возрождения (французский эквивалент – слово Ренессанс). Ренессанс – это период, хронологически охватывающий XIV–XV вв. Ренессанс считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Особенностью мировоззрения эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм подчеркивает глубочайший интерес к человеку. Человек – не игрушка в руках Бога или природы, а активное деятельное существо, своеобразный центр мироздания, субъект познавательной деятельности. Одновременно происходит усиление престижа науки. Наука начинает освобождаться от религиозного влияния. Формой освобождения науки от религии становится пантеизм. Согласно идее пантеизма, Бог находится во всем: Бог – это природа, природа – это Бог. Родоначальником пантеизма считается итальянский ученый, математик, богослов Н. Кузанский. У него Бог сливается с природой. Н.Кузанский формулирует идею бесконечности Вселенной: Вселенная – бесконечный шар, в котором центр находится везде и нигде. Тем самым подрывается идея геоцентризма. Кроме этого, Н. Кузанский развивает диалектическое учение о совпадении противоположностей. Человек – противоположность телесного и духовного. Знание развивается как противоречие истины и заблуждения, при этом истина на уровне человека совпадает с заблуждением и неотделима от него, как тень от света. Особенностью развития науки в период Ренессанса является концентрация разработки научных идей в мастерских художников и живописцев. Другим центром науки становятся университеты. Великим ученым Возрождения является Леонардо да Винчи. Он считается одним из основателей современного естествознания, поскольку проводил научные исследования в области механики, физики, астрономии, ботаники, анатомии. Леонардо подчеркивает центральную роль опыта в исследовании природы. Опыт есть минимальное условие, при котором возможно истинное знание. Крылатая фраза Леонардо да Винчи: «Наука – полководец, а практика – солдаты». Наряду с ролью опыта он подчеркивает значение математики в обосновании знаний о природе. Пожалуй, вершиной науки Возрождения является учение польского астронома и священнослужителя Н. Коперника, который пришел к выводу о ложности геоцентрического учения Птолемея. Главный научный труд Коперника посвящён обращению небесных тел. В нём представлена теория гелиоцентризма. Продолжатель учения Н.Коперника Дж. Бруно до конца отстаивал на суде инквизиции идею гелиоцентризма, за что был в 1600 г. сожжен на костре в Риме. Следовательно, в эпоху Возрождения закладываются основы современной науки. Главным полем битвы между наукой и теологией явилась область астрономии. В результате данного противоборства наука постепенно освобождается от влияния теологии. Научная революция Нового времени в немалой мере подготовлена глубинными изменениями, которые произошли в области философии. Ключевое значение для понимания этих изменений имеют философские воззрения Ф.Бэкона и Р. Декарта. Ф.Бэкон в своих трудах подвергает критике схоластику за ее умозрительность и отрыв от непосредственных запросов практики. Цель науки – принесение пользы человеческому роду. Наука должна служить жизни и практике и только в этом служении может найти своё оправдание. Ф.Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание-сила». В нём отразилась практическая направленность новой науки, её связь с промышленным и техническим прогрессом. Но для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку, необходимо коренное изменение научных методов исследования. Ф.Бэкон обосновывает идею экспериментального естествознания. Он является основателем эмпиризма в философии. Эмпиризм – это философское направление, которое провозглашает приоритет чувственного познания и опыта. Основной принцип этого направления выражен в тезисе: «Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства». Эмпирия, то есть опыт, опирающийся на эксперимент, является для Ф.Бэкона исходным пунктом новой науки. Экспериментальной науке должен соответствовать и новый метод познания, который он называет индукцией. Ф. Бэкон пишет: «Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается». Индуктивный метод складывается из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Следовательно, научное знание проистекает по Бэкону из опыта. Но опыт понимается не просто как непосредственное чувственное наблюдение. Опыт – это целенаправленно организованный эксперимент. Опыт в науке должен осуществляться по определённому плану, в определенном порядке и вести от экспериментов к новым экспериментам. Р. Декарт является основоположником рационализма в философии Нового времени. Рационализм – это философское направление, которое утверждает первенство разума над чувствами в теории познания. По Декарту процесс познания основан на присущих человеческому уму способностях к интуиции и дедукции. Интуиция – это непосредственно очевидные для интеллекта исходные положения. Дедукция – это выводы на основе исходных положений науки и аксиом. Дедукция как движение мысли от общего к частному не может идти из бесконечности. Нужны исходные отправные положения – фундаментальные врожденные идеи. Эти исходные положения не выводимы ниоткуда. Они являются врожденными и являются опорными пунктами движения мысли. К врожденным идеям относятся, в частности, идея Бога, большинство аксиом математики («две величины, равные третьей, равны между собой») и т.д. Врожденные идеи черпаются из разума и добываются с помощью интуиции. У Р. Декарта интуиция носит интеллектуальный характер, она является пределом рациональности, её высшим воплощением. Это своего рода интеллектуальный свет: «Под интуицией я разумею понятие ясного, внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим». Интуиция, порожденная естественным светом разума, благодаря своей простоте выступает самым достоверным орудием познания. Интуиция непосредственна, её результаты достоверны сами по себе и не требуют доказательств. Однако, чтобы быть содержательными, интуитивные предложения должны стать составной частью системы рационально формируемых на основе дедукции доказательств. На основе использования интуиции и дедукции Р.Декарт строит своё учение о методе. Метод Р. Декарта включает в себя четыре требования:
Отметим, что рационалистическая методология не исключает расчленения мира на составляющие его элементы, а предполагает его. Р. Декарт предлагает сводить сложное к простому. А затем, восходя ступень за ступенью, познавать сложный многообразный мир. 3.5 Становление и развитие основных идей классической науки Нового времени. Г. Галилей, И. Ньютон Классическая наука Нового времени развивается в XVII в. Здесь происходит окончательное становление науки как самостоятельной и независимой от теологии формы духовной жизни человечества. Способом освобождения науки от теологии стала идея деизма. Деизм утверждает, что Бог когда-то однажды создал мир, но в дальнейшем никакого участия в делах мира, природы не принимает. В результате такого подхода ученый может быть верующим, но в то же время не принимать Бога в расчет в своих научных исследованиях. Науку Нового времени характеризует открытие законов классической механики. На основе этих законов была сформулирована научная картина мира, которая получила название «классическая научная картина мира». Основной чертой классической науки является органическое соединение эксперимента и математики. «Книга природы написана языком математики» – таково кредо науки Нового времени. Первостепенный вклад в развитие идей классической науки внесли Г. Галилей, И. Ньютон. Г. Галилей занимался механикой, физикой и астрономией и вошел в историю как создатель экспериментального метода. Например, он использует Пизанскую башню для доказательства одинаковой скорости падения предметов с различным весом. Г. Галилей делит эксперименты на естественные (опыты с предметами природы) и мысленные. Г. Галилей широко использовал в научных опытах созданные им приборы, в частности телескоп с тридцатикратным увеличением. Он был последователем гелиоцентризма Н. Коперника. И. Ньютон подытоживает научные достижения эпохи Возрождения и Нового времени. Его главный труд называется «Математические начала натуральной философии». Данный труд называют Библией новой науки. И. Ньютон формулирует основные законы классической механики, дает математическую формулировку закона всемирного тяготения, с научной точки зрения объясняются многие опытные данные (например, морские приливы). И. Ньютон создал науку, основные идеи которой господствовали более 200 лет – до начала ХХ в. На основе осмысления законов механики была сформирована механическая научная картина мира, которая вошла в историю как ньютоновская картина мира. Механистическая научная картина мира включает в себя следующие основные положения: 1. Вселенная понимается как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц. Частицы перемещаются в абсолютном (неизменном) пространстве благодаря силам тяготения. 2. Любые события в мире однозначно предопределены законами механики, отрицается роль случайности. 3. Мир (Вселенная) состоит из вещества, а вещество – это совокупность атомов. Атом неделим, неизменен, непроницаем. 4. Движение тел и атомов понимается как перемещение в абсолютном пространстве в течение абсолютного времени. 5. Природа понимается как некая машина – механизм. Все части этой машины подчиняются жесткой детерминации, то есть однозначной обусловленности вещей и процессов. 6. Все, даже самые сложные процессы, можно свести, объяснить на основе редукции. Редукционизм – это сведение сложного к простому, объяснение явлений природы исключительно с помощью принципов, понятий, законов механики. Идеи И. Ньютона оказали положительное влияние на естественные науки. Благодаря этим идеям бурно развивались физика, химия и биология. Однако в дальнейшем, в конце ХIХ века, новые факты науки потребовали изменения ньютоновской картины мира. 3.6 Становление идей и методов неклассической науки в середине XIX - начале XX вв. На протяжении ХIХ в. в рамках науки было подготовлено фактическое свержение механической научной картины мира. Д. Максвелл создает теорию электромагнетизма. В результате его исследований выяснилось, что вещество в виде атомов не исчерпывает структурное строение материи. Материя существует не только в виде вещества, но и в виде электромагнитного поля. В середине ХIХ в. происходят также три великих научных открытия: Немецкие ученые Т. Шванн и М. Шлейден создают теорию клеточного строения живых существ. Эта теория доказала единство всего живого, показала неразрывную связь мира растений и животного мира. Немецкий ученый Ю. Майер сформулировал закон превращения и сохранения энергии. Закон утверждает, что те силы, которые раньше считались изолированными – вещество, свет, электричество – глубоко взаимосвязаны. При определенных условиях они переходят друг в друга. Эти силы являются различными формами движущейся материи. Ч. Дарвин создал эволюционную теорию, которая изложена в книге «Происхождение видов путем естественного отбора». Растительные и живые организмы, включая человека, являются результатом длительной естественной эволюции природы. Они ведут свое начало от простейших существ, а последние, в свою очередь, произошли от неживой природы. Решающий удар по механической картине мира нанесли революционные открытия в физике в конце XIX начале XX вв., которые были сделаны в процессе изучения микромира: В 1895 г. В. Рентген открыл рентгеновские лучи. Тем самым установлено, что атом проницаем; В 1896 г. А. Беккерель открыл радиоактивность. Тем самым установлено, что масса атома подвержена изменению; В 1897 г. Д. Томсон открыл первую элементарную частицу – электрон. Тем самым установлено, что атом делим. В начале XX в. Э. Резерфорд в эксперименте обнаружил, что атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной частицы. В ядре сосредотачивается основная масса атома. Э.Резерфорд предложил планетарную модель атома; А.Эйнштейн создает сначала специальную (1905 г.), а затем и общую (1916 г.) теорию относительности. В отличие от взглядов И. Ньютона, он установил, что пространство и время являются относительными величинами. Пространство и время органически связаны с материей, а так же друг с другом; В 1924 г. Луи де Бройль сформулировал идею о том, что элементарные частицы обладают одновременно как свойствами волны (то есть непрерывности), так и свойствами квантовости (то есть прерывности, дискретности). На основе этой идеи возникла квантовая механика. Открыт важный закон: «Все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами». В результате названных научных открытий было подорвано старое представление о материи, подвергнута сомнению старая механическая картина мира и возникло новое представление о природе. Естествознание и наука в целом стали обновляться. Революция в физике повлекла за собой принципиальное изменение философских и методологических основ научного познания: 1. Происходит возрастание роли философии в развитии естественных и других наук. В. Гейзенберг говорит: «Физики-теоретики, хотят они этого или нет, все равно руководствуются философией, сознательно или неосознанно». История науки показывает, что крупнейшие ученые одновременно были и философами. 2. Осуществляется сближение объекта и субъекта познания. Обнаруживается зависимость научного знания от субъекта, от применяемых субъектом методов и средств получения знания. Естествознание XVIII–XIX вв. базировалось на идее полного устранения познающего субъекта из познавательной деятельности. Идеалом считалось изображение мира самого по себе, независимого от наблюдателя, субъекта. Новое естествознание показывает зависимость полученных знаний от наблюдателя, от используемых средств, методов и приборов. Анализ исследований микромира невозможен без активного участия ученого-наблюдателя. Ученый использует приборы, измерительные технологии, которые влияют на изучаемые объекты. Тем самым изучаются микрообъекты не сами по себе, а измененные наблюдателем природные явления. Тот же самый микроскоп не может не влиять на изучаемый микрообъект. 3. Формируется новое понимание детерминизма и ядра детерминизма – причинности. Детерминизм – есть идея о всеобщей обусловленности, взаимосвязи, взаимозависимости мира, о том, что ничто в природе не происходит беспричинно. Классическая наука основана на механике И.Ньютона и базируется на механическом понимании причинности. Такое понимание допустимо в объяснении динамических закономерностей. Квантовая механика имеет дело с иным типом причинности. Данная причинность основана на статистических, вероятностных закономерностях. Статистические процессы предполагают неоднозначность, неопределенность. В рамках статистических закономерностей возможна только усредненная характеристика движения большой совокупности частиц. О положении единичной микрочастицы можно говорить лишь с той или иной степенью вероятности. В то же время наука не отбрасывает понятие причинности. Причинность действует в микромире, но она носит не динамический, а статистический характер. 4. В естествознание широко внедряется идея противоречивости природы, а вместе с этим и диалектический метод. Природа микрочастиц внутренне противоречива. Микрочастица является одновременно как квантом (корпускулой), так и волной. Глава 4. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 4.1 Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук. Естественные, технические, социальные, гуманитарные науки Научное познание есть целостная система, которая находится в постоянном движении. Наука имеет довольно сложную структуру. Структура – это устойчивые связи между элементами в системе, а проще говоря – элементный состав чего-либо. Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания: 1. Субъект познания – это тот, кто познает и действует. Субъект познания подразделяется на индивидуальный субъект (отдельный ученый) и коллективный субъект (исследовательская группа, научное сообщество и т.д.). 2. Объект познания – это то, что изучает данная научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя. В самом общем виде объектами познания могут выступить природа, общество, культура и сам человек. 3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория. 4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков. По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы: 1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение. 2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию. 3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности. 4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д. Классификация наук Наука является целостной системой знания. В то же время эта единая, целостная система внутренне дифференцирована, расчленена. Она состоит из отдельных относительно самостоятельных дисциплин. Отсюда возникает проблема классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке, последовательности. Глубокую для своего времени классификацию наук предложил О. Конт. Он выделил шесть основных наук: 1. Математика (включая механику); 2. Астрономия; 3. Физика; 4. Химия; 5. Биология; 6. Социология. Значительный вклад в понимании специфики социальных, гуманитарных наук внесли неокантианцы Вильгельм Дильтей и Генрих Риккерт. Они отделяют науки о духе от наук о природе. Науки о природе – естественные науки (механика, физика, биология и т.д.) – изучают внешний по отношению к человеку мир. Науки о духе – это гуманитарные науки (история, психология и т.д.), которые изучают человеческие отношения, чувства, переживания. Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений. Науки о природе свободны от ценностей – добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе – это царство ценностей. По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы 1. Математические науки (математика, кибернетика, механика); 2. Естественные науки (физика, химия, биология); 3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны); 4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.). Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются: 1. Фундаментальные науки – изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику; 2. Прикладные науки – предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике. Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. 4.2 Структура эмпирического знания. Наблюдение, сравнение, эксперимент. Единство эмпирического и теоретического знания В структуре научного познания различают эмпирический и теоретический уровень исследований. Эмпирический уровень предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с объектом познания. Здесь познание осуществляется на основе чувственного контакта ученого и предмета познания. Основными структурными элементами эмпирического познания является наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это исходная форма эмпирического познания, именно с него начинается познавательная деятельность. Различаются научное наблюдение и обыденное наблюдение. 1. Научное наблюдение, в отличие от обыденного наблюдения, носит организованный характер. Исследователь упорядочивает процедуру наблюдения. А обыденное наблюдение носит неорганизованный, случайный характер. 2. Научное наблюдение носит системный характер. Одного или нескольких наблюдений в науке недостаточно. 3. Наблюдение в науке носит целенаправленный характер. Предпринимая исследование в виде наблюдения, ученый обязательно ставит идеальную цель (подтвердить или опровергнуть существующую теорию и т.д.). Ученый не просто регистрирует какие-то факты, он выбирает те факты, которые имеют отношение к поставленной цели. 4. Научные наблюдения связаны с определенной теорией. В науке наблюдения всегда теоретически нагружены. Ученый связывает эмпирические факты с теоретическими представлениями. Поэтому в науке важные открытия крайне редко делаются неспециалистами. Луи Пастер однажды сказал: «Случай может научить чему-то только подготовленный ум». 5. Научное наблюдение отличается от повседневного также тем, что в нем широко используются специальные устройства и средства (микроскопы, телеаппаратура, ЭВМ и т.д.). Эти приборы компенсируют природную ограниченность органов чувств человека. Следует подчеркнуть, что наблюдение осуществляется без какого-либо изменения изучаемых явлений. Оно предполагает невмешательство исследователя в процесс протекания естественных событий. В некоторых случаях наблюдение является единственно возможным методом эмпирического исследования, что особенно очевидно в астрономии. Виды наблюдения: 1. Естественно – научные наблюдения (наблюдения за природными объектами). 2. Наблюдения в области социальных наук (используются в социологии, менеджменте). Специфической разновидностью наблюдения является интроспекция – самонаблюдение, которое может применяться в психологии и педагогике. Эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает сознательное вмешательство ученого в исследуемый объект. Современная наука берет начало с Г. Галилея. Именно он начал широко внедрять эксперимент в науку. Эксперимент в союзе с математикой и дал начало подлинно научному познанию. Выдающиеся успехи науки за последние четыре столетия достигнуты благодаря эксперименту. Специфическая особенность эксперимента как эмпирического метода заключается в активном практическом воздействии исследователя на изучаемые объекты. Исследователь здесь сознательно вмешиваются в естественный ход протекания природных или социальных процессов. Научный эксперимент в большей мере, чем наблюдение, связан с теорией. Идея эксперимента, интерпретация результата эксперимента зависят от теоретических построений. В современной науке эксперименты широко используются не только в точных науках (механика, физика, химия), но также в науках, которые изучают живую природу (генетика, физиология, биология и т.д.). С помощью эксперимента удается связать теорию и практику. Эксперимент иногда называют вопросом, который обращен к природе. Со времен Г. Галилея эксперимент – это важнейшее средство диалога человека и природы. Главная задача эксперимента заключается в опытной проверке гипотез и теорий. В то же время, эксперимент имеет определенные ограничения. В ряде областей эксперимент не используется или малоэффективен, например в космологии. Ограниченные возможности эксперимент имеет также в исторических науках, поскольку в истории изучаются события, которые уже случились. Во многих социальных и гуманитарных науках применение эксперимента ограничено по этическим соображениям. 4.3 Структура теоретического знания. Уровни и формы мышления. Проблема, гипотеза, теория, закон Теоретический уровень отличается от эмпирического преобладанием рационального момента познания в виде понятий, теорий, законов и других форм мышления. Чувственное познание здесь полностью не устраняется, но оно становится подчиненным моментом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления со стороны их универсальных внутренних связей. Это познание осуществляется с помощью абстракций высшего порядка, таких, как понятия, умозаключения, категории, законы и т.д. Теоретическое знание предполагает использование мышления, а само мышление возможно на основе применения языка. Язык науки включает в себя естественный язык(английский, русский и т.д.) и искусственный язык (химические формулы, математические таблицы и т.д.). Мышление предполагает три основные логические формы: 1. Понятие. Оно фиксирует существенные стороны, признаки явлений. Эти признаки закрепляются в определениях (дефинициях). Понятия выражаются в языковой форме или в виде отдельных слов (атом, квант), или же в виде словосочетаний (вечный двигатель, генномодифицированный продукт). 2. Суждение. Это взаимосвязь понятий в процессе мышления, в суждении осуществляется высказывание о предмете. Суждение может быть истинным (Лондон стоит на берегу Темзы) или ложным (Ижевск – столица России). 3. Умозаключение. Это взаимосвязь суждений в процессе мышления. Здесь на основе логических операций с несколькими суждениями выводится новое знание, также обычно в виде суждения. Выделяется два вида умозаключения: 1) дедуктивное – движение мысли от общего к частному, единичному; 2) индуктивное – движение мысли от единичного, частного к общему. Теоретическое познание как развитая форма знания включает следующие структурные компоненты: 1. проблема; 2. гипотеза; 3. теория; 4. закон. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но необходимо познать. Это знание о незнании в виде вопроса, который возникает в ходе познания и требует ответа. Проблема включает в себя следующие этапы: 1) постановка проблемы; 2) решение проблемы. При этом в науке важнейшее значение принадлежит первому этапу. А. Эйнштейн говорил, что постановка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение. В настоящее время в науковедении популярна точка зрения К. Поппера. Он считает, что наука начинается не с наблюдения, а с проблемы. Развитие науки – это переход от одной проблемы к другой проблеме. Научные проблемы следует отличать от ненаучных проблем. К ненаучным проблемам можно отнести идею создания вечного двигателя, многие религиозные догматы. Гипотеза – это предположение относительно чего-то. Гипотетическое знание носит вероятностный характер, оно требует проверки и обоснования. В ходе проверки гипотез одни гипотезы становятся истинной теорией. Другие гипотезы превращаются в заблуждения, как это произошло с гипотезами эфира и теплорода. Гипотеза как форма теоретического знания должна отвечать нескольким общим требованиям, критериям: 1. Гипотеза должна соответствовать установленным наукой законам. Так, ни одна гипотеза не является плодотворной, если она не соответствует закону сохранения и превращения энергии. 2. Гипотеза не должна содержать в себе логических, формальных противоречий. 3. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения (верификации) или опровержения (фальсификации). Теория – это наиболее сложная форма научного знания. Теория дает целостное отражение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Пример: классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна. По мнению А. Эйнштейна, научная теория должна отвечать следующим критериям: 1. не противоречить данным опыта; 2. быть проверяемой; 3. отличаться красотой, гармоничностью, изяществом; 4. иметь широкую область своего применения. С точки зрения К. Поппера, научная теория должна отвечать следующим критериям: 1. непротиворечивость – не нарушать законы формальной логики; 2. возможность экспериментальной проверки – верификации; 3.возможность опровержения теории – принципиальной допустимости фальсификации. Функции теории: 1. Объяснительная – теория выявляет причины происхождения событий и зависимости между событиями; 2. Предсказательная – теория составляет прогнозы будущего; 3. Практическая – теория должна быть руководством к действию по изменению реальной действительности. Закон – это ключевой момент теоретического знания. Главной задачей научного познания является открытие законов в той или иной области действительности. Теория – не что иное, как система взаимосвязанных законов. Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. Это объективная связь, потому что она присуща самому миру. Это существенная связь, потому что проявляется везде, где имеют место соответствующие условия. Это необходимая связь, потому что законы связаны с сущностью, с внутренними сторонами явлений. Наконец, закон – это повторяющаяся связь, потому что отражает постоянство того или иного процесса. Виды законов: 1. По формам движения материи: а) механические; б) физические; в) химические; г) биологические; д) социальные. 2. По степени общности, по широте сферы действия: а) Всеобщие законы (например, законы диалектики действуют во всем мире); б) Общие законы (например, закон всемирного тяготения действуют в неорганической природе); в) Частные законы (например, законы Ома действительны для электромагнитных явлений). 3. По механизму детерминации: а) динамические законы – носят однозначный характер; б) статистические законы – носят вероятностный характер. 4.4 Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания Вспомним, что в структуре научного познания выделяются три основных уровня: 1. эмпирическое познание; 2. теоретическое познание; 3. метатеория (основания науки). Рассмотрим более детально содержание метатеории. Метатеория (основания науки) является признаком состоявшейся науки, находящейся на довольно высоком этапе развития. Основания науки имеют многослойное строение. Можно выделить три структурных элемента в основаниях науки: 1. Идеалы и нормы научного познания 2. Философские основания науки 3. Научная картина мира Идеалы науки – это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию. Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся характер. Например, идеалом классической науки XVII-XIX вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено – прошлое, настоящее, будущее. Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец XIX-XX вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не предопределены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности. Основные идеалы и нормы научного познания: 1. Непротиворечивость – речь идёт о формальной непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию. 2. Принципиальная проверяемость – верификация. Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов. 3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допущение возможности опровержения того или иного научного положения. 4. Организованность и системность. Это значит, что каждый новый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказываниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы. 5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках. 6. Принцип преемственности в развитии научного познания. Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предшествующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание: «Я стоял на плечах гигантов». 7. Идеал научного объяснения – задача науки состоит в адекватном объяснении мира. 8. Идеал предсказания – наука ценится, когда может предсказывать явления и события. 9. Для современной науки особо ценным является идеал возможности практического использования научных выводов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. Философские основания науки На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний – философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными. Философские основания включают в себя четыре вида оснований: 1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д. 2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека. 3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики – искусство, умение трактовать, правильно понимать текст. 4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей – от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии – этика. Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением Демокрита. Демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в пространстве. Ученик Демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу. Демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея Демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и Д. Менделеев. 4.5 Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира Любой ученый находится под влиянием определенного мировоззрения, потому что он – человек своей эпохи, своего исторического времени. Так, ученые средних веков находились под влиянием мировоззрения, составной частью которого явился геоцентризм. В XVI – XVII вв. в мировоззрение ученых внедряется гелиоцентризм. Мировоззрение это совокупность взглядов человека на мир, на свое место в этом мире. В состав мировоззрения входят: 1. Знания о природе, об обществе, о культуре, о самом человеке. Эти знания исторически развиваются. 2. Идеалы и ценности. Это те предметы (материальные или духовные), на которые ориентируется человек в своей жизни, к достижению которых он стремится. 3. Убеждения людей и их вера. Различаются религиозная вера (вера в сверхъестественное) и научная вера (вера в прогресс научного знания). Для просвещенного человека, то есть человека, который оценивает мир на основе достоверных знаний, ядром мировоззрения является наука и научная картина мира. Научная картина мира – это упорядоченная система знаний, которая обобщает результаты естественных, технических и социальных наук на том или ином отрезке исторического времени. Научная картина мира, в отличие от ненаучной картины мира, опирается на достоверные знания, т.е. на такие знания, которые подтверждены практикой. Достоверные знания можно воспроизвести неоднократно, опытно подтвердить их. Основная функция и предназначение научной картины мира –обеспечение синтеза, интеграции научных знаний. Она выполняет задачу упорядочивания, систематизации научных знаний. В содержание научной картины мира входят не все наличные научные знания, а лишь те научные знания, которые имеют наиболее важный и принципиальный характер на данном этапе научного развития. Очень часто в научной картине мира законы природы формулируются в образной форме. Это делается для того, чтобы научная картина мира была понятна не только узкому кругу ученых, но и широкой просвещенной публике. Нередко законы природы выражаются в форме отрицания. Выражение «Нельзя создать вечный двигатель» формулирует закон сохранения энергии. Научная картина мира не остается неизменной. Она эволюционирует и в связи с этим можно выделить три основные исторические формы научной картины мира: 1. Классическая научная картина мира 2. Неклассическая научная картина мира 3. Постнеклассическая научная картина мира Классическая научная картина мира господствует в XVII-XIX вв. Она основана на достижениях науки Нового времени. Основателями этой картины мира явились Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Эталоном объяснения мира здесь считается однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое изначально определяет настоящее, настоящее изначально определяет будущее. Считалось, что все состояния мира могут быть однозначно просчитаны и предсказаны. Эталоном познания считалась объективность, то есть независимость научных знаний от субъекта, от наблюдателя. Неклассическая научная картина мира зарождается на рубеже XIX – ХХ вв. На возникновение этой картины мира повлияли достижения в области термодинамики, открытие явлений электромагнетизма, исследование микромира, идея относительности А. Эйнштейна. В данной научной картине мира случайность считается не чем-то внешним и побочным в развитии объекта, а важнейшей стороной происходящих событий. Изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел, т.е. выдвигается идея статистического понимания причинности. Кроме этого, утверждается, что на результат познания значительное влияние оказывает наблюдатель (субъект), а также используемые приборы. Постнеклассическая научная картина мира начинает формироваться в 70-е годы ХХ в. На эту картину мира серьезное влияние оказали труды бельгийского ученого И. Пригожина о синергетике. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается непредопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений. Предсказать, в каком именно направлении пойдет будущее развитие событий, невозможно. Направление развития чаще всего определяется каким-то незначительным фактором. Достаточно небольшого «укола» и система перестраивается, выбирает иное направление развития. Придается очень большое значение роли случайности в развитии. Случайное и незначительное событие может вызвать глобальные изменения в мире и в развитии системы. Функции научной картины мира: 1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний. 2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи. |