ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск фгбоу впо ижевская гсха 2014 удк 1 001(075. 8) Ббк 87. 25я73 т 76
Скачать 0.67 Mb.
|
Наука как социальный институт В качестве особого социального института наука формируется лишь в XVII-XVIII вв. Социальные институты предполагают наличие определенных организаций, формальных структур. Именно в XVII в. появляются первые академии наук (в России – в XVIII в.). Начинают выходить специальные научные журналы. Функционирование науки в качестве социального института предполагает также наличие специфических моральных норм. Совокупность этих моральных норм составляет этос науки. Согласно учению Р. Мертона, этос науки включает в себя следующие основные ценности (нормы): 1. Универсализм означает объективный характер научного познания. Научное знание должно соответствовать наблюдениям и ранее удостоверенным научным знаниям. Универсализм предполагает демократический и интернациональный характер науки. 2. Коллективизм предполагает, что плоды науки принадлежат всему обществу. Наука является результатом коллективного творчества. 3. Бескорыстность означает, что главной целью деятельности ученых является служение истине. 4. Организованный скептицизм означает, что профессиональной обязанностью ученого является обязанность критиковать научные взгляды своих коллег. Истинный ученый по своей натуре скептик. Наука как особая сфера культуры Культура – это все рукотворное, всё, что создано умом и трудом человека. Она подразделяется на две части: 1. материальная культура; 2. духовная культура. Наука является областью прежде всего духовной культуры. Духовная культура связана с функционированием и развитием идей и ценностей. Выделяется четыре основные сферы духовной культуры: 1. мораль; 2. искусство; 3. религия; 4. наука. Мораль предполагает стремление к добру; искусство предполагает стремление к красоте, гармонии; религия предполагает стремление к сверхъестественному; наука предполагает стремление к истине. Наука как сфера культуры взаимодействует со всеми другими сферами культуры. Она соприкасается с искусством, моралью, философией, религией. Большое значение для понимания специфики науки как формы культуры имеет идея К.Поппера о трёх мирах:
Третий мир является продуктом человеческой деятельности. Но в то же время третий мир относительно автономен и независим от человека. Результаты деятельности человека начинают вести самостоятельную жизнь. С научными теориями происходит то же, что и с нашими детьми. Они становятся в значительной степени независимыми от своих родителей. Третий мир возможен только на базе существования языка. Научные идеи облекаются языковыми формами. Поэтому третий мир – это в значительной степени лингвистический мир. Третий мир способен к бесконечному прогрессу, так как человек с помощью языка постоянно творит новые идеи, понятия, ценности. 1.2. Эволюция подходов к анализу науки. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции О. Конта, Л. Витгенштейна, К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани Впервые термин философия науки введен в 1840 г. Однако в качестве самостоятельной отрасли знания философия науки начинает развиваться в ХХ в. Философия науки – это то, что философы и ученые думают о науке, при этом думы о науке диаметрально противоположны. Одни признают позитивную ценность науки, а другие говорят о губительном последствии науки для развития человечества. Российский философ В. Степин считает, что предметом философии науки является изучение общих закономерностей научного познания, причем наука должна рассматриваться в исторически изменяющемся культурном и социальном контексте. Большой вклад в эволюцию подходов к изучению науки внёс позитивизм. Фундаментальной установкой позитивизма является утверждение о том, что истинное знание может быть получено как результат только научной деятельности. Что касается философии, то ей отказано в праве называться научным знанием. На базе развития позитивизма можно выделить три основных этапа развития взглядов на науку: а) позитивизм; б) неопозитивизм; в) постпозитивизм. Позитивизм как философия науки возникает в первой половине XIX в. Его основателем является О. Конт. Смысл подхода О. Конта к развитию науки заключается в учении о трёх стадиях развития знания. Человеческое познание в своем развитии проходит три стадии: а) теологическая, б) метафизическая, в) позитивная. На теологической стадии человек объясняет явления природы действием сверхъестественных сил, Бога. На метафизической стадии человек объясняет явления природы действием абстрактных причин, сил. На позитивной стадии человек объясняет явления природы на основе данных науки. Здесь происходит объединение теории и практики. Человек довольствуется тем, что на основе наблюдений выделяет связи в природе, а на основе анализа постоянно повторяющихся связей формулирует законы. Третья стадия, таким образом, связана с господством научного подхода в объяснении мира. По Конту, наука перестаёт быть делом одиночек, она превращается в силу производства (наука определяет производство, выступает как производительная сила). Наука жестко связана с опытом и экспериментом. Только позитивное опытное знание способно дать что-то новое. Что касается философии, теологии, искусства, то они науками не являются. При этом О.Конт не отрицает важность философии или теологии, просто он полагает, что эти формы знания не относятся к наукам. Настоящая наука, по Конту, ничего не может сказать о причинах существования Космоса или человека. Она говорит о том, как устроен Космос или человек, но не о том, почему они существуют. Следовательно, наука должна отвечать на вопрос «Как?», а не «Почему?». К числу позитивных наук О. Конт относит математику, астрономию, физику, химию, биологию, социологию. Эти науки позитивные, так как основаны на опыте, они приносят практическую отдачу, их выводы можно использовать на практике. Неопозитивизм возникает в 30-е годы ХХ в. Неопозитивизм привлек внимание к необходимости философского анализа языка науки, к математической и формальной логике. Один из основателей неопозитивизма Л. Витгенштейн утверждает, что философия науки должна заниматься анализом языка науки. Наука нуждается в очищении своего языка. В науке очень много сведений, связанных с употреблением обыденного языка, а обыденный язык многозначен, что может исказить результаты научного исследования. Необходимо создавать особый язык науки. Язык науки очень тесно связан с опытом. Научные знания берутся из опыта, поэтому научные истины – это совпадение высказываний с опытом человечества или человека. В связи с этим Л. Витгенштейн выдвигает принцип верификации. Верификация – это опытная проверка научного знания на истинность. Следовательно, наука отличается от ненаучных знаний тем, что научные знания верифицируемы, то есть подтверждаются на опыте. Таким образом, Л. Витгенштейн и неопозитивизм в целом привлекли внимание к проблеме языка науки, к математической и формальной логике. Другой представитель неопозитивизма К. Поппер показывает, что невозможно все содержание науки свести только к утверждениям, которые основаны на опыте. К. Поппер считает, что в науке прийти ко лжи гораздо легче, чем к истине. Первый признак ложности теории заключается в том, что все факты стремятся объяснить только из этой теории. В результате факты, которые противоречат господствующей теории, не учитываются, замалчиваются. Настоящая же наука какие-то явления и факты объясняет, а какие-то нет. Теория, а вместе с тем и наука является настоящей тогда, когда её принципы могут быть опровергнуты некоторыми фактами. В этом и состоит смысл идеи К. Поппера о фальсификации. Фальсификация – это возможность опровержения теории какими–то фактами. Принцип фальсификации отличает науку от ненаучных форм знания (теология, идеология, астрология и т.п.). Постпозитивизм развивается во второй половине ХХ в. В рамках постпозитивизма намечается очевидная установка на анализ социальных и культурных факторов в развитии науки. Крупнейшие представители постпозитивизма: Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани. Т. Кун полагает, что наука непонятна вне своей истории и обращает внимание на необходимость исторического подхода к изучению наук. В этой связи он выдвигает концепцию парадигмы. Парадигма – это признаваемая на данном этапе большинством ученых господствующая научная идея (теория). Парадигма – это общепринятый в науке способ видения проблем. Термин «парадигма» совпадает с понятием «нормальная наука» (эволюционная фаза в развитии науки). На этой фазе большинство ученых разделяет господствующую теорию. Затем начинается революционная фаза развития науки, появляется много альтернативных теорий, которые противоречат старой парадигме. И, наконец, научное сообщество выбирает для себя новую парадигму. П. Фейерабенд выдвигает две взаимосвязанные идеи: а) идея размножения теорий, б) идея гносеологического анархизма. По его мнению, настоящий ученый стремится создать собственную научную теорию, которая противоречит другим существующим теориям. Поэтому наблюдается постоянное увеличение конкурирующих научных теорий. Несмотря на взаимное отрицание, борьба теорий полезна для развития науки. Но отсюда следует, что не может быть единого языка науки и единой парадигмы. А что же остается? Остается полный научный плюрализм, который проявляется в хаотичном нагромождении теорий. В результате в науке господствует гносеологический анархизм. Отрицаются любые догмы, признается ценность любой теории. В свободном обществе все научные традиции равны, поэтому гносеологический анархизм – это нормальное явление для современной науки. П. Фейерабенд полагает, что в развитии науки значительную роль играет не только разум, но и нерациональные явления – страсти и чувства. В науке идет ожесточенная борьба не столько за истину, сколько за славу, власть, деньги. Новая теория сменяет старую теорию не потому, что она более истинна, а потому что поддерживается властью, пропагандой, средствами массовой информации. Британский философ М. Полани выступает как критик К. Поппера и выдвигает концепцию личностного знания в науке. В структуре познавательной деятельности он выделяет явные и неявные компоненты. Явное знание представлено в понятиях и теориях. Это знание можно приобрести посредством изучения научных трудов и учебников. Неявное знание – это личностное знание, которое вплетено в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения. Неявное знание передается через непосредственные («из рук в руки») личные контакты ученых. Суть концепции личностного знания в науке описана в следующих словах: «Я показал, что в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и что это не добавка, не свидетельство несовершенства, но насущный элемент знания». М. Полани утверждает, что личность ученого играет огромную роль в процессе познания. Тот факт, что время одиночек в науке прошло, вовсе не отрицает личностного вклада в науку. Да, современный ученый в основном работает в коллективе, современная наука – плод коллективного творчества. Но в то же время ничем нельзя заменить искусство и талант отдельного ученого. Необходимы личность, способности. Нельзя любого человека «с улицы» сделать ученым, необходимы особые качества интеллекта. Наука не продвигается вперед одними только методами. Важное значение имеют личность ученого, общение творческих личностей, непосредственное обучение ученика с учителем. Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 2.1 Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности В гуманитарных науках при изучении общества и его эволюции в настоящее время популярен цивилизационный подход. Цивилизации – это специфические культурно-исторические типы общества, существующие на определенной территории. В самом общем плане выделяются два типа цивилизации:
Традиционная цивилизация обладает замедленным развитием, она придерживается устойчивых образцов мышления и поведения. В политической жизни господствует авторитарная и даже деспотичная власть. Для Востока характерен произвол власти, рабская угодливость и зависимость человека. В традиционных обществах наблюдается слабое развитие частной собственности; здесь власть рождает собственников. В середине первого тысячелетия до н.э. в Древней Греции возникает феномен античности. Основу этого феномена составляет гражданское общество, правовое государство, наличие законов, которые защищают права граждан и собственников. Впоследствии феномен античности соединяется с христианскими ценностями. Результатом данного соединения, в конечном итоге, явилось формирование западной цивилизации. В сфере науки Запад развивает естественные науки, теоретические формы мышления, а Восток ориентируется преимущественно на проблемы морали, тяготеет в сфере науки к авторитету. Восток не знал такого средства мышления, как доказательство. Здесь существовали лишь предписания «Что делать?», «Как делать?». Наука сводилась к рецептурной деятельности, отсутствию теории. Основы техногенного общества возникают в XVII в. в Западной Европе. Для техногенного общества основной ценностью является не традиция и норма, а новизна и инновация. В этом обществе формируется техносфера – искусственно созданный материальный мир. Именно техносфера начинает определять все последующее развитие Запада, а затем и всего остального мира. В дальнейшем уже не природа, а искусственная среда определяет развитие общества. Природа объявляется ареной активной деятельности человека, формируется идеал господства над природой. Преобладает идея силового преобразования природы. На Западе и на Востоке по-разному решается проблема автономии, т.е. самостоятельности личности. Для Востока не свойственна автономность личности. Личность ценится лишь как часть коллектива. А на Западе отстаивается идея автономности личности. Человек воспринимается как активное, деятельное существо, его деятельность направлена вовне – на изменение природы. Западная цивилизация порождает феномен рациональности. Рациональность означает разумность, ясность, отчетливость; это способность мыслить и действовать на основе разума. Рациональность включает в себя в сфере науки умение работать с идеальными объектами. Наука Востока носила в основном практический, сугубо прикладной характер, а на Западе, первоначально в древней Греции, возникает теоретическая наука. Теория предполагает работу с понятиями, с идеальными объектами – «точка», «прямая», «угол» и т.п. Постулатом рациональности, который сформулирован на Западе, является высказывание Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». 2.2 Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание Наука не является единственной формой познавательной деятельности. Наряду с наукой существуют иные формы познания: религиозное, художественное, обыденное, игровое и т.д. Для уяснения специфики науки выделим основные особенности научного познания:
Наука и философия Существует три возможных подхода к проблеме соотношения науки и философии: 1. Философия есть наука: это своеобразная наука всех наук (Аристотель, Г. Гегель). 2. Философия – не наука, т.к. выводы философии нельзя верифицировать, т.е. проверить опытом (позитивисты О. Конт, Л. Витгенштейн и др.). Сторонник неопозитивизма Б. Рассел дал определение философии как ничейной земли между наукой и богословием. 3. Философия отчасти наука, а отчасти не наука (Ф. Энгельс). С одной стороны, философию можно считать наукой, так как, во-первых, она возникает одновременно с наукой (первые философы являлись одновременно учеными), философия - это «праматерь» всех наук; во- вторых, как и наука, философия опирается на силу разума (это постижение мира с помощью специальных понятий, категорий). Но, с другой стороны, есть существенные отличия философии и науки: а) частные науки исследуют явления, которые существуют объективно (независимо от сознания), а философия исследует явления через призму их связи с человеком, с его сознанием; б) наука опирается на экспериментальную проверку своих положений, а философия исследует явления, которые постигаются умом, эти явления, по сути, недоступны чувственной проверке. Таким образом, философия – это не только наука, но еще и мировоззрение. |