Главная страница
Навигация по странице:

  • Условия изменения звучности тонов

  • Понятие о расщеплении и раздвоении тонов

  • Механизм образования внутрисердечных шумов

  • Исследование сосудов

  • Учебное пособие для самостоятельной работы русскоязычных студентов III курса по пропедевтике внутренней медицины


    Скачать 467.98 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для самостоятельной работы русскоязычных студентов III курса по пропедевтике внутренней медицины
    Дата27.10.2019
    Размер467.98 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла15_Fiz_met_obsled.pdf
    ТипУчебное пособие
    #92095
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Механизм образования тонов сердца
    I тон образуется из нескольких компонентов:
    1) мышечного, обусловленного колебаниями миокарда предсердий
    (предсердный компонент) и желудочков;
    2) клапанного, обусловленного закрытием атриовентрикулярных клапанов и открытием полулунных клапанов аорты и легочного ствола;
    3) сосудистого, связанного с колебаниями начальных отрезков аорты и легочного ствола при растяжении их кровью в период изгнания.
    II тон образуется во время диастолы после короткой паузы. Он выслушивается лучше у основания сердца, поскольку возникает при захлопывании полулунных створок клапанов аорты и легочного ствола. В отличии от I тона он менее продолжительный (0,07сек ) и более высокий.
    II тон имеет клапанный и сосудистый компоненты. Клапанный компо- нент II тона обусловлен захлопыванием полулунных клапанов аорты и легочного ствола, а сосудистый компонент – колебанием стенок этих сосудов. Отличие I тона от II:
    1) I тон лучше выслушивается на верхушке сердца, а II – на основании.
    2) I тон следует после большой паузы, а II – после малой.
    3) I тон более продолжительный, чем II.
    4) I тон совпадает с верхушечным толчком и с пульсом на сонной артерии, а II – не совпадает.
    III тон обусловлен колебаниями, появляющимися при быстром пассив- ном наполнении желудочков кровью из предсердий во время диастолы сердца, возникает через 0,11-0,18сек после II тона. У здоровых людей физиологический III тон очень тихий, слабый, низкочастотный, непостоянный, выслушивается у детей и подростков, в положении лежа, при непосредственной аускультации.
    IV тон сердца возникает во время активной систолы предсердий, т.е. непосредственно перед I тоном (за 0,06сек). У здоровых людей физиологический 1V тон очень тихий, низкочастотный и выслушивается у детей и подростков.
    V тон регистрируется с помощью ФКГ в середине диастолы и свидетельствует о дилятации полости правого желудочка.

    35
    Условия изменения звучности тонов
    Внутрисердечные причины, влияющие на звучность I тона:
    1) сила сердечных сокращений, частота сердечных сокращений
    (при физической нагрузке и эмоциональном возбуждении звучность тонов усиливается).
    2) кровенаполнение желудочков – чем оно выше, тем меньше звучность I тона, поскольку разница в напряжении миокарда в конце диастолы и начале систолы снижается.
    3) состояние клапанного аппарата: отсутствие периода замкнутых клапанов при пороках сердца (недостаточность митрального, трехст- ворчатого, аортального или клапанов легочной артерии) приводит к ослаблению звучности I тона.
    Усиление II тона может отмечаться или над аортой, или над легочным стволом и носит название акцента II тона. В тех случаях, когда этот тон звучнее над аортой, говорят об акценте II тона на аорте, если же он звучнее над легочным стволом, говорят об акценте II тона на легочной артерии.
    Акцент II тона на аорте наблюдается в случае повышения в ней давления (при артериальной гипертензии, выполнении тяжелой физической нагрузки, психическом возбуждении).
    Акцент II тона на легочной артерии появляется при повышении давления в малом круге кровообращения (например, при митральных пороках сердца, левожелудочковой сердечной недостаточности), затруднении кровообращения в легких и сужении русла легочной артерии
    (при эмфиземе легких, пневмосклерозе и др.).
    Физиологический акцент II тона над легочным стволом наблюдается у детей и подростков.
    Понятие о расщеплении и раздвоении тонов
    О раздвоении или расщеплении тонов сердца говорят в том случае,
    если увеличивается интервал между компонентами тонов и
    аускультативно они воспринимаются как отдельные звуки.
    О раздвоении I тона говорят если интервал между компонентами более
    0,07 сек. О раздвоении II тона – если интервал между компонентами более
    0,05 сек. О расщеплении тонов говорят если расстояние между компонентами I тона –менее 0,07 сек. или менее 0,05 сек. для II тона. При раздвоении I тона выслушивается трёхчленный ритм, так называемый «ритм галопа».
    Различают три вида ритма галопа:
    1)
    пресистолический ритм галопа возникает при неполной атриовентрикулярной блокаде за счет отщепления предсердного компонента I тона. Пресистолический ритм галопа обусловлен появлением патологического IV тона;

    36 2)
    систолический ритм галопа обусловлен истинным раздвоением I тона в середине систолы при разновременном сокращении желудочков;
    3)
    протодиастолический ритм галопа возникает в случае значительного снижения тонуса миокарда желудочков.
    Представляет собой патологически усиленный III тон.
    Все ритмы галопа лучше выслушиваются на верхушке сердца и могут быть при ишемической болезни сердца, кардиомиопатии, миокардите, сопровождающихся выраженной сердечно-сосудистой недостаточностью, блокадами.
    Раздвоение и расщепление II тона отмечается при неодновременном закрытии полулунных клапанов, при разной продолжительности диастолы желудочков и различном давлении в сосудах.
    У детей и подростков может наблюдаться физиологическое расщепление
    II тона, зависящее от фаз дыхания. Патологическое расщепление и раздвоение II тона часто обусловлено повышением давления в легочной артерии и более продолжительной диастолой правого желудочка, что отмечается при митральном стенозе.
    Тон (щелчок) открытия митрального клапана появляется исклю- чительно при митральном стенозе в момент открытия створок митрального клапана. В норме створки открываются беззвучно. При их сращении и уплотнении, и достаточной сохранности, возникает щелчок открытия митрального клапана, который отделен от II тона коротким интервалом
    (0,06-
    0,11 сек). Тон (щелчок) открытия митрального клапана вместе с хлопающим I тоном образуют своеобразную мелодию митрального стеноза, получившую название "ритм перепела". "Ритм перепела" выслушивается на верхушке и в V точке.
    Об усилении или ослаблении звучности обоих тонов сердца принято говорить в тех случаях, когда оба тона сердца (I тон – на верхушке и основании мечевидного отростка, II тон на аорте и легочной артерии) выслушиваются соответственно более отчетливо или менее отчетливо, чем в норме. Об ослаблении I тона на верхушке или на основании мечевидного отростка правомерно вести речь в тех ситуациях, когда звучность I тона в указанных точках ослабевает, так что I тон начинает здесь восприниматься с той же громкостью, что и II тон (а нередко даже слабее). Об усилении I тона на верхушке сердца и основании мечевидного отростка можно сделать вывод тогда, когда звучность I тона в этих точках значительно возрастает и превышает (больше, чем обычно) звучность II тона. Такой тон носит название «хлопающего», поскольку он напоминает звук, издаваемый детской хлопушкой или хлопающим на ветру полотнищем флага. Существует также
    «пушечный» тон Стражеско, который наблюдается при полной атрио- вентрикулярной блокаде и объясняется совпадением систолы предсердий и желудочков.

    37
    Об ослаблении II тона на аорте и легочной артерии можно говорить в тех случаях, когда звучность II тона в этих точках ослабевает, так что II тон может здесь восприниматься даже слабее, чем I тон. Об усилении (акценте) II
    тона на аорте и легочной артерии судят на основании сравнения между собой звучности II тона в указанных точках. Так, если II тон на аорте выслушивается более отчетливо, чем на легочной артерии, делают заключение об акценте II тона на аорте. В противном случае говорят об акценте II тона на легочной артерии. Акцент II тона в какой-либо из точек будет восприниматься более четко, если при выслушивании отступить от правого и левого краев грудины на 2-3 см кнаружи (т.е. соответственно вправо и влево).
    При оценке звучности II тона необходимо иметь в виду, что у детей и лиц молодого возраста II тон на легочной артерии воспринимается нередко более звучным, чем на аорте, поскольку у детей артериальное давление оказывается, как правило, более низким, чем у взрослых, и, кроме того, легочная артерия ближе прилегает к грудной клетке, чем аорта.
    Иногда студенты, оценивая тоны сердца, ошибочно делают заключение об изменении I тона (усилении, ослаблении) на аорте и легочной артерии и изменении II тона (например, акцент) на верхушке и основании мечевидного отростка. Нужно помнить, что I тон на аорте и легочной артерии, а также II тон на верхушке и основании мечевидного отростка являются проводными и поэтому самостоятельно диагностического значения не имеют.
    Оценив звучность сердечных тонов, обращают внимание на
    возможное раздвоение или расщепление I тона (на верхушке и основании мечевидного отростка) и II тона (на аорте и легочной артерии), а также на
    наличие дополнительных тонов. Не останавливаясь на подробной характеристике и механизмах раздвоения и расщепления тонов, отметим лишь, что обнаружение раздвоения II тона на легочной артерии может встречаться и как вариант нормы. Дело в том, что клапан легочной артерии в обычных условиях захлопывается на 0,02-0,04 сек позднее, чем клапан аорты
    (при глубоком вдохе эта задержка возрастает до 0,06 сек), что может обусловить физиологическое раздвоение II тона на легочной артерии. По наблюдениям Н.Д.Стражеско, оно нередко встречается у лиц молодого возраста с лабильной вегетативной нервной системой.
    Собственный опыт преподавания показывает, что у студентов иногда возникают трудности в правильной интерпретации III тона. Верно отмечая, что III тон возникает при колебании миокарда желудочков в фазу их пассивного наполнения и лучше выслушивается при непосредственной аускультации, они в то же время порой не могут объяснить, почему у детей и молодых худощавых людей он может выслушиваться в норме
    (физиологический III тон), тогда как в пожилом возрасте III тон, образующий вместе с I и II тонами протодиастолический ритм галопа, является признаком серьезного поражения миокарда.
    И у молодых лиц, и у пожилых людей в основе возникновения III тона лежит снижение тонуса миокарда желудочков, однако причина этого

    38 снижения в том и другом случае оказывается совершенно различной. Низкий тонус миокарда желудочков в молодом возрасте может быть следствием лабильности вегетативной нервной системы (так называемой вегетативно- сосудистой дистонии). Считается, что тонус миокарда у таких людей полностью восстанавливается к 25-30 годам, поэтому и физиологический III тон, если он выслушивался прежде, к этому возрасту исчезает. Низкий тонус миокарда у лиц пожилого возраста объясняется тяжелыми структурными изменениями сердечной мышцы («дряблостью»), возникающими при ее поражении (миокардит, инфаркт миокарда и т.д.).
    К дополнительным (добавочным) тонам относят также редко выслушиваемый в норме физиологический IV тон и его аналог – патологический IV тон (образующий у лиц с тяжелым поражением миокарда пресистолический ритм галопа), тон открытия митрального клапана (в некоторых старых учебниках его не совсем правильно называют раздвоением
    II тона на верхушке), который выслушивается у больных с митральным стенозом и создает вместе с I и II тонами характерный «ритм (бой) перепела», мезосистолический щелчок у больных с пролапсом митрального клапана.
    Хорошо понимая механизм возникновения раздвоения и расщепления тонов сердца, причины появления добавочных тонов, студенты нередко испытывают трудности в практической идентификации тех или иных изменений. Студенты часто спрашивают, как, например, отличить при аускультации ритм «перепела» от ритма галопа, раздвоение I тона от раздвоения II тона и вообще как воспринимаются на слух те или иные изменения тонов?
    Все эти вопросы отнюдь не относятся к числу простых. Нужно сказать, что многие видные терапевты, прекрасно понимая всю сложность восприятия при аускультации различных изменений сердечных тонов, пытались эти изменения каким-то образом моделировать. Определенную пользу может принести «пропевание» про себя той или иной «мелодии», возникающей при каком-либо изменении тонов.
    Поясним сказанное с помощью конкретного примера. Порой бывает так, что когда спрашиваешь студента, проводившего аускультацию сердца у больного с митральным стенозом, слышит ли он «ритм перепела», тот нередко отвечает отрицательно. Если же после этого предложить студенту пропевать про себя во время аускультации характерную мелодию «ритма перепела» («та-та-ра», «та-та-ра»), то при повторном выслушивании будущий доктор радостно кивает головой в знак того, что он слышит характерные изменения тонов.
    В этом плане, раздвоение и расщепление тонов также приводят к изменению нормального ритмического рисунка тонов и появлению своеобразных «ритмических фигур». Так, при раздвоении I тона на верхушке или на основании мечевидного отростка выслушивается характерный трехчленный ритм («тамта-та», «тамта-та»). При раздвоении II тона на аорте или на легочной артерии также будет определяться трехчленный ритм, но

    39 уже с другим ритмическим рисунком («там-тата», «там-тата»). При расщеплении I тона ритм остается двухчленным, но I тон (на верхушке или на основании мечевидного отростка) будет восприниматься как бы состоящим из двух частей («тра-та», «тра-та»). При расщеплении II тона таким ( на аорте или легочной артерии) будет восприниматься уже II тон
    («та-тра», «та-тра»).
    Ритм галопа, как уже говорилось выше, выслушивается лучше с помощью непосредственной аускультации, поскольку добавочный третий тон сопровождается толчком (сотрясением) в области верхушки, который хорошо улавливается ушной раковиной.
    Мелодия ритма галопа будет зависеть от того, в какую фазу диастолы возникает добавочный тон. При протодиастолическом галопе возникает трехчленный ритм с акцентом на первую долю («там-тата», «там-тата»). При пресистолическом галопе появляется трехчленный ритм галопа с ударением на последнюю долю получающегося такта («там-тата», «там-тата»).
    Наконец, при мезодиастолическом галопе будет выслушиваться трехчленный ритм с ударением на вторую долю («та-там-та», «та-там-та»).
    Значительно изменяется ритмический рисунок тонов сердца при резком учащении сердечных сокращений (до120-160 в минуту и выше), что может наблюдаться, например, при пароксизмальной тахикардии, тяжелой сердечной недостаточности. При этом нормальный ритмический рисунок тонов сердца («та-та-м», «та-та-м»), где «м» представляет собой диастолическую паузу, за счет укорочения диастолы и приближения продолжительности диастолической паузы к систолической превращается в маятникообразный ритм или эмбриокардию («та-та-та-та-та-та-та-та»).
    После характеристики тонов сердца оценивают частоту сердечных сокращений (в одну минуту) и их ритм. При правильном ритме сердечных сокращений можно ограничиться подсчетом числа сердечных сокращений за
    30 сек с последующим умножением полученной величины на 2. При неправильном ритме (экстрасистолия, мерцательная аритмия) подсчет частоты сердечных сокращений проводят в течение минуты.
    Большую роль в диагностике заболеваний сердца играет правильная оценка сердечных шумов, нередко выслушиваемых при аускультации.
    Механизм образования внутрисердечных шумов
    Шумы сердца – звуковые явления, которое возникают вместе с
    тонами или вместо них. В отличие от тонов сердца они более про- должительные, лучше выслушиваются в горизонтальном положении, на выдохе.
    Шумы появляются при нарушении нормального соотношения 3-х гемодинамических параметров:
    1) диаметра клапанного отверстия и просвета сосуда;
    2) скорости кровотока (линейной или объемной);
    3) вязкости крови.

    40
    Шумы могут возникать внутри самого сердца (интракардиальные) и вне его (экстракардиальные).
    Внутрисердечные шумы делятся на:
    1) органические, возникающие вследствие грубого органического поражения клапанов и других анатомических структур сердца
    (межжелудочковой или межпредсердной перегородки);
    2) функциональные шумы, в основе которых лежит нарушение функции клапанного аппарата, ускорение движения крови через анатомически неизмененные отверстия или снижение вязкости крови. В зависимости от фазы сердечной деятельности шумы делятся на систолические и диастолические.
    Исследование сосудов
    Одним из методов исследования артерий является их аускультация.
    Чаще всего ограничиваются выслушиванием сонной, подключичной, плечевой и бедренной артерий. Сонную артерию выслушивают кнутри от грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне верхнего края щитовидного хряща, подключичную – под ключицей в области дельтовидно- грудного треугольника (ямке Моренгейма), плечевую – в локтевом сгибе при вытянутой руке, бедренную – под пупартовой связкой, в положении больного лежа на несколько повернутом кнаружи бедре.
    Прикладывать к артерии мембрану фонендоскопа при аускультации следует достаточно осторожно, поскольку сильное давление приводит к сужению просвета артерии и возникновению в связи с этим дополнительных шумов.
    У здорового человека на сонной и подключичной артериях можно выслушать два тона, которые связаны с напряжением стенки артерии во время систолы (I тон) и проведением звуковых колебаний со створок аортального клапана при их захлопывании (II тон). При аускультации других артерий тоны, как правило, не выслушиваются. При недостаточности клапана аорты часто удается выслушать тоны над артериями (обычно лишь I тон), где они в норме не определяются (на плечевой, бедренной и т.д.). Очень редко при этом пороке на бедренной артерии обнаруживаются два тона
    (двойной тон Трубе), появление которых связывают с колебаниями стенок бедренной артерии во время систолы и диастолы.
    При аускультации артерий в некоторых случаях можно выслушать также и шумы (обычно систолические), которые иногда бывают проводными
    (на сонных и подключичных артериях при стенозе устья аорты), могут появляться при ускорении кровотока и снижении вязкости крови, при ограниченном расширении артерии (аневризме) или ее сужении (например, за счет сдавления извне). У больных с недостаточностью клапана аорты на бедренной артерии при небольшом ее сдавлении иногда выслушивается так

    41 называемый двойной шум Виноградова-Дюрозье. Первая фаза этого шума возникает во время систолы в результате сужения артерии при сдавлении, вторая – во время диастолы за счет обратного тока крови.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта