Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Скачать 382.31 Kb.
|
Формирование профессиональной компетентности художника-педагогаПрофессиональная подготовка учителя изобразительного искусства рассматривается как процесс формирования его профессиональной компетентности на основе интеграции психолого-педагогического и художественно-творческого направлений, которая позволяет руководить процессом художественно-творческого развития школьников, а не просто обучать основам изобразительной грамоты. Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства – это обобщённая характеристика качеств личности педагога- художника, определяющая его способность решать профессиональные задачи и проблемы как художественного, так и педагогического плана, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, творческого опыта. Педагогическая подготовка студентов в процессе специального образования подразумевает педагогическую направленность преподавания изобразительного искусства, положительное отношение и интерес к педагогической профессии (любовь к детям, склонность и готовность заниматься учительским трудом, стремление к совершенствованию своей квалификации). Особенностью профессионально-педагогической направленности личности учителя изобразительного искусства является и то, что формирование её происходит в единстве учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. Профессионально-педагогическая направленность, таким образом, выступает в двух значениях: как одна из существенных характеристик личности будущего учителя, отражающая потребностно-мотивационную сферу и как система средств, обеспечивающих ориентацию учебно-воспитательного процесса на формирование готовности к соответствующей деятельности. Профессиональная, художественно-педагогическая подготовка специалистов в области художественно-педагогического образования – многоплановое, многоаспектное явление, которое требует учёта следующих положений: Во-первых, «Система обучения и воспитания художника-педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы» – считает Н.Н. Ростовцев. Под «школой» автор имеет в виду четкую систему и методы преподавания в обучении и воспитании, точность в изложении научно достоверных знаний и передаче проверенного опыта художественной практики. Во-вторых, в процессе обучения на художественно-графическом факультете будущий учитель изобразительного искусства должен на профессиональном уровне овладеть педагогическим и художественным мастерством, приобрести умение вести самостоятельную художественно- творческую деятельность в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства. В-третьих, в ходе профессиональной подготовки необходимо воспитание у студента желания и умения творчески работать с учениками, формирование системы умений и навыков по организации педагогического процесса на уроках и во внеучебной деятельности учащихся. Профессионально значимые качества многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. Формирование профессиональных качеств будущего специалиста происходит в процессе целенаправленно организованной профессионально-педагогической деятельности. Основа художественной профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства – художественно-творческое мастерство как освоение профессиональных компетенций в области изобразительного искусства. Художественно-творческое мастерство – это виртуозное владение языком искусства, высокий уровень художественного мастерства, изобразительной техники, свободное владение художественными материалами. Овладение художественным мастерством, знание различных техник, понимание их специфических особенностей поможет будущему педагогу-художнику в реализации собственных творческих замыслов. Мастерство является качественным показателем творчества. Овладение художественным мастерством необходимо и в педагогической деятельности, в реализации замыслов учащихся, так как без этого невозможно руководить деятельностью учащихся и добиваться качественного результата. Профессиональная готовность будущего специалиста в области художественного воспитания и образования возможна только через его собственную художественно-творческую деятельность, которая формируется на предметах художественного цикла: рисунка, живописи, композиции. Одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является активизация художественной деятельности студентов. Т.И. Шамова выделяют три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Характерными особенностями этих уровней являются проявление высоких волевых качеств, упорство, настойчивость, широкие и стойкие познавательные интересы. Высокий мотивационный компонент обеспечивает активное включение студента в процесс художественной деятельности. Активизировать деятельность студентов можно через развитие у них художественно-образного мышления и воображения. Художественно-образное мышление — это специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию произведений искусства и эстетических явлений действительности, включающая в себя как интеллектуальную сферу сознания, так и эмоциональные переживания человека. Художественно-образное мышление становится профессиональным только благодаря творческому опыту, развитому в процессе обучения и следующей профессиональной деятельности. Развитие художественно- образного мышления будет успешным, если у студента будут сформированы представления об основных творческих задачах, решаемых искусством, в сочетании с постановкой перед студентами эмоционально-образных задач, в процессе решения которых он осознает выразительные возможности художественного языка как средства передачи содержания замысла. Формирование профессиональных качеств художника-педагога строится на соблюдении образной специфики искусства. Вся совокупность художественно- изобразительных компетенций, приобретаемых в процессе вузовской подготовки, должна быть ориентирована на решение художественно-образных задач, т.е. использована в процессе собственного творчества. Выход на творческую деятельность, требующий как владения профессиональным мастерством, ремесленной стороной, так и развитым воображением, художественно-образным мышлением – обязательное условие профессиональной подготовки педагога в областиискусства. К профессионально значимым качествам учителя могут быть отнесены такие, как творческая активность, способность к саморегуляции, контролю, профессиональная мобильность, продуктивность, коммуникабельность, требовательность, настойчивость, работоспособность. Педагогическая деятельность в творческой сфере, как и любой творческий процесс, требует инициативы, активности в решении профессиональных задач. На основе анализа педагогической и художественно-творческой направленности профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств определена структура профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства (См. Таблицу 1). |