Учебное пособие по культуре речи. Учебное пособие для студентов Ургпу екатеринбург 2012
Скачать 1.55 Mb.
|
§ 7. Орфографические нормы В область изучения орфографии входит теоретическое осмысление принципов, норм, правил графического оформления слова; определение и исследование внутренних процессов и влияние внешних факторов на изменения, происходящие в орфографической системе языка. Орфографическая норма базируется на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном. Морфологический принцип диктует единообразное написание слов и частей слов (морфем). Этому принципу подчиняются следующие правила: Правописание однокоренных слов – трава, травка, травянистый. Правописание приставок – отдать, открыть. Правописание суффиксов – туманный, конный, больной. Правописание окончаний с учетом единого написания одинаковых грамматических форм – на воде, на земле; на берегу, на поле; на пути; говорит, дышит. Морфологический принцип позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре слова. Фонетический принцип диктует придерживаться максимального соответствия звукового и графического облика слова (как слышим, так и пишем). Например, на этом принципе строятся правила правописания приставок на з и с – росчерк, расписание, разбить, распить. Традиционный принцип требует придерживаться закона, установленного в более раннюю эпоху и не менять традиции (пишем так, как писали сотни лет назад). Например: правописание жи и ши: жить, шить; окончание ого, его в прилагательных ед.ч. род.п. большого, хорошего. Орфографическую систему русского языка определяет не один принцип, а совокупность нескольких при доминировании одного – морфологического. На этом основании и определяется орфографическая норма. Орфографическая норма – исторически сложившееся и теоретически осмысленное оформление слова на письме. Орфографические нормы регламентируются правилами орфографии. При наличии вариантов передачи звукового комплекса слова буквами нормы правописания формулируются в виде правил. Орфографическое правило – это положение, предписание, которое выражает закономерности при передаче звуков в словах и морфемах буквами, а также регламентирует способы графического оформления слов, например слитное, раздельное, дефисное написание или выбор между прописной и строчной. Орфографические правила невозможно применять, если не владеешь теоретическими знаниями по грамматике русского языка. Задание 1. Найдите орфографические и речевые отступления от нормы в рекламах старой Москвы, исправьте и объясните их природу. 1. Парижский парикмахир Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка. 2. Кролики, белки, куры и прочия певчия птицы. 3. Набойка матроссов и полуперин. И.Ф. Федорова. 4. Повивальная бабка сприютом для секретных. А. Мухова. 5. Покупка лому золота и серебра. Здесь же специалист по ставке банок и пияек. 6. Партниха и ажурная строчка. Задание 2. Язык художественной литературы в качестве одного из средств выразительности речи использует графон – намеренное искажение орфографического облика слова с целью создать комический эффект. Проанализируйте графоны и назовите, на основании каких именно отступлений от правил графики и орфографии создается комический эффект. 1. На крылечке тёмного и гнилого строения, вероятно бани, сидел дюжий парень с гитарой и не без удали напевал известный романс: Э-я фа пасатыню удаляюсь Ата прекрасных седешних мест (Иван Тургенев). 2. Орфографический словарь. На прашлагодние ашибки Сматреть мне трудно бес улыпки. Пишу я лучче многих в классе Мне падарил падарок Вася: Мы изучяли весь енварь Арфаграфический славарь (Михаил Яснов) 3. На Мих. Левидова. Левидов от ума большого Решил затмить Бернарда Шоу. Но то, что хорошо у Шоу, то у других нехорошоу (Анонимная эпиграмма). 4. Анекдот. – Замолаживает, однако! – сказал ямщик и указал кнутом на хмурое небо. Поручик Владимир Иванович Даль сильнее закутался в тулуп, достал записную книжку и записал в неё: «Замолаживает – быстро холодает». Так родился Толковый словарь живого великорусского языка. – Замолаживает, – повторил ямщик и добавил, – надо бы потолопиться, балин. Холошо бы до вечела доблаться. Но-о-о! Задание 3. Запишите под диктовку текст, проверяя свои знания в области орфографии. Приближаются весенние экзамены, и мы с братом Сашей усиленно готовимся к их сдаче. Саша учится в университете, а мне ещё далеко до аттестата зрелости: в этом году мне, может быть, удастся получить свидетельство об окончании восьмого класса. Из-за болезни я не был в школе два месяца и вследствие этого очень отстал. Во что бы то ни стало мне необходимо повторить всю программу, пройденную в продолжение года. Я рассчитал, по скольку страниц надо читать в день, но мне никак не удаётся выполнять эти расчёты. Стоит только усесться за учебник, как в голову сами приходят мысли о стадионе. Хорошо бы сыграть в волейбол или потренироваться в беге – в прошлом году я был чемпионом школы в соревнованиях на короткую дистанцию. Неплохо сбегать с компанией сверстников на берег Волги, к речному вокзалу, или забраться в палисадник и почитать что-нибудь о кораблях, караванах, необыкновенных приключениях. «Оставь беллетристику до каникул», – совсем по-учительски напоминает Саша. Он весь поглощён занятиями: что-то подчеркивает карандашом в брошюрах, выписывает цитаты из сочинений классиков, иногда читает вполголоса об агрессиях, капитуляции, конгрессах, концессиях и ещё о чем-то совершенно непонятном. Я сажусь за стол и тоже читаю о меридианах и параллелях, о кристаллах и элементах. Но начинается трансляция матча со стадиона «Динамо», и я замираю над недочитанным параграфом. Саша тотчас выключает радиоприёмник. Я старательно решаю уравнения с двумя неизвестными, но всё равно слышу и шум трамваев, и крики девчонок, скачущих на тротуаре. В отчаянии я ухожу на кухню, но здесь мне мешает сосредоточиться наш пёс Дружок, сидящий в конуре под окном (По В. Мазиловой). § 8. Пунктуационные нормы Под пунктуацией принято понимать, с одной стороны, систему графических неалфавитных знаков (знаков препинания), а с другой стороны, систему правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста. В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, кавычки, скобки. Традиционное описание пунктуации как средства организации предложения сузило понятие пунктуационная норма, так как основной функцией пунктуации является смысловое членение речи, а это достаточно трудно описать в правилах и предписаниях. В авторском тексте иногда наблюдается несоответствие между действующими нормами, пунктуационными правилами и реальным употреблением знаков препинания (употребление точки с запятой, двоеточия, тире). Это связано со специфичностью пунктуационной нормы: она проходит долгий и сложный путь от индивидуализированной пунктуации (авторской) до общепринятой. Формирование пунктуационных норм обусловлено тесным взаимодействием субъективного и объективного в языке и речи. Спонтанное формирование большинства пунктуационных норм обуславливает рекомендательный характер пунктуационной нормы (в отличие от орфографической). Те нормы, которые выдержали испытание, т.е. регулярно встречаются в практике письменной речи и при этом получили признание в обществе, закрепляются в правилах пунктуации. Строго обязательными являются знаки, употребление которых обусловлено прежде всего организацией предложения. К разряду обязательных относятся знаки грамматические, или структурные: Точки, фиксирующие конец предложения: Лесная глушь. Смеркается. В сумерках запахи особенно сильны. Знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их ограничительная роль): На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой. Знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения, но грамматически с ним не связанные, т.е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки; обращения; междометия): Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! Предусмотрительный Левинсон ещё до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение. Знаки при однородных членах предложения: Всё это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом сказки. Знаки, выделяющие приложения, определения – причастные обороты и определения-прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке у моря. Степень вариантности использования разнообразных пунктуационных знаков и их комбинаций ограничивается в конечном счете самой системой текста, а также действием пунктуационных норм. Задание 1. Какой пунктуационный знак вы поставите вместо косых линеек между двумя частями бессоюзного сложного предложения? Объясните варианты постановки знака определенной зависимостью смысловых отношений, которые вы установили между частями. 1. Молодежь ушла // в клубе стало скучно. 2. Наступит лето // поедем в деревню. 3. Одно было несомненно// назад он не вернется (И. Тургенев). 4. Жилин видит // дело плохо (Л. Толстой). 5. Пашню пашут // руками не машут. 6. Посмотрит // рублем подарит (Н. Некрасов). 7. Чин следовал ему // он службу вдруг оставил (А. Грибоедов). 8. Выйти невозможно // на улице проливной дождь. 9. На улице проливной дождь // выйти невозможно. 10. Экскурсия не состоится // плохая погода. Задание 2. Поставьте запятую в нужном месте. 1. Поставить статую золотую пику держащую. 2. Помиловать нельзя казнить. 3. Эдуарда убить не смейте бояться бесполезно. 4. За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое незнакомых мне лиц моя сестренка и я. 5. Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать восхождение. 6. Предоставленные сами себе дети могут оказаться в трудном положении. 7. Обычно спокойный оратор на этот раз сильно волновался. Задание 3. Свободный диктант. Разбейте многочисленные синтаксические конструкции на менее сложные. Я вынырнул из подвала на свежий воздух, чистый, светлый день и как-то разом отчётливо заметил, что на дворе всё наполнено предчувствием весны. Оно и в небе, которое сделалось просторней, выше, голубей в разводах, оно и на отпотевших досках крыши с того края, где солнце, оно в чириканье воробьёв, схватившихся врукопашную середь двора, и в той ещё негустой дымке, что возникла над дальними перевалами и начала спускаться по склонам к селу, окутывая синей дрёмой леса, распадки, устья речек. Скоро, совсем скоро вспыхнут горные речки зеленовато-жёлтой наледью, которая знойными утренниками настывает рыхлой и сладкой на вид коркой, будто сахарная та корка, и куличи скоро печь начнут, краснотал по речкам побагровеет, заблестит, вербы шишечкой покроются, ребятишки будут ломать вербы к родительскому дню, иные упадут в речку, наплюхаются, а потом лёд разъест на речках, останется он лишь на Енисее, меж широких заберег, и кинутый всеми зимник, печально роняя вытаивающие вехи, будет покорно ждать, когда его сломает на куски и унесёт. Но ещё до ледохода появятся подснежники на увалах, прыснет травка по тёплым косогорам и наступит Первый май. У нас часто бывают вместе и ледоход и Первый май (В. Астафьев). Задание 4. Напишите диктант, проверяя свои знания по пунктуации. Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нём написаны стихи, и со всех четырёх сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется. Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому он добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку (По А. Платонову). Задания для самостоятельной работы Задание 1. А. Внимательно прочитайте таблицу. Скажите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) относятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу. Дополните графу «правильные варианты» таблицы, используя слова для справок: Агрессор, алфавИт, баловАть, бан[де]роль, блеклый, бытиЕ, вероисповЕдание, горькА, грУбы, закУпоривать, клалА, клАли, прИданы, прожитА. Б. Все ли слова связаны с той трудностью, которую вы определили? Таблица 1
Задание 2. Внимательно прочитайте таблицу. Скажите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) относятся перечисленные в таблице трудности. Таблица 2
Задание 3. Внимательно прочитайте табл.3. Скажите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) относятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу. Дополните графу «правильные варианты» таблицы, используя слова для справок: Аудиенция кому, вопреки чему, доказательство чего, доминировать над кем, импонировать кому, непримиримый к кому, обратный чему, сообразно чему и с чем. Таблица 3
Задание 4. Прочитайте список правил. Разделите их на 3 группы: а) правила, которые относятся к лексике; б) правила, которые относятся к морфологии; в) правила, которые относятся к синтаксису. Приведите примеры соблюдения и несоблюдения этих правил. 1. Правила употребления заимствованных слов, неологизмов, паронимов. 2. Правила использования повторяющихся слов (недопустимость плеоназма и тавтологии). 3. Правила употребления многозначных слов и омонимов. 4. Правила употребления устойчивых словосочетаний. 5. Правила употребления имен существительных. 6. Правила употребления местоимений, правила употребления деепричастий 7. Правила согласования подлежащего и сказуемого. 8. Правила согласования определяемого слова и определения. 9. Правила соединения однородных членов предложения. 10. Правила использования придаточных предложений. 11. Правила перевода прямой речи в косвенную. Задание 5. Послушайте речь своих товарищей, речь телевизионных ведущих, журналистов и запишите 20 нарушений норм русского литературного языка, укажите правильный вариант. Например: Он вёл гурманский образ жизни – Он был гурманом (лексическая норма). Он похож на ковбойца – Он похож на ковбоя (словообразовательная норма). Пришел со школы – Пришел из школы (грамматическая норма). Подошел наш транвай – Подошел наш трамвай (орфоэпическая норма). 6. Отметьте верные высказывания: 1. Литературная норма кодифицируется, то есть получает официальное признание, будучи вследствие этого описанной в грамматиках, словарях, справочниках, имеющих авторитет в обществе. 2. Признаком литературной нормы является соответствие авторитетным источникам. 3. Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. 4. Нормы языка вводятся указом, их реформируют административным путем. 5. Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. 6. Словообразовательная норма отвечает за образование форм слова. 7. Морфологические нормы определяют статус определенных словоформ. 8. Фразеологические нормы не допускают нарушения традиционно закрепленной соотнесенности наименования с определенным предметом, явлением реального мира. 9. В отличие от диспозитивных языковых норм, императивные допускают варианты – стилистически различающиеся или вполне нейтральные. 10. Императивные языковые нормы (т.е. строго обязательные) не допускают вариантов 7. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта). 1. Литературная норма определяется: а) внутренними законами развития языка; б) культурными традициями общества; в) желанием большинства. 2. В зависимости от наличия вариантов, от состояния исторического развития языка ученые выделяют степени нормативности: а) императивные; б) диспозитивные; в) восполнительные. 3. Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как: а) соответствие структуре языка; б) благозвучность; в) общественное одобрение и признание. 4. К основным источникам языковой нормы относятся: а) произведения писателей-классиков; б) публикации средств массовой информации; в) административные распоряжения. 5. Характерными чертами языковых норм являются: а) относительная устойчивость; б) распространенность, общеупотребительность и общеобязательность; в) соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. 6. Типы структурно-языковых норм выделяются на основе: а) уровней языка; б) тематики; в) сферы общения. 7. Синтаксические нормы требуют соблюдения: а) правил склонения; б) правил управления; в) правил написания. 8. Грамматическая норма объединяет: а) словообразовательную норму; б) синтаксическую норму; в) стилистическую норму. 9. Орфографические нормы регулируют: а) правильное написание слов; б) постановку знаков препинания; в) правила начертания букв. 10. Морфологические нормы требуют соблюдения: а) правил образования форм слова; б) правил управления; в) правил образования слов. 8. Отметьте верные высказывания: 1. Русский язык принято называть окающим. 2. В соответствии с законом русского произношения перед гласным Е произносится мягкий согласный. 3. В русском языке ударение свободное, то есть может находиться на любом слоге в слове. 4. Буква ё всегда принимает на себя ударение. 5. Краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге в женском роде. 6. Омонимы – слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но имеют разный смысл. 7. Имена существительные с основой на мягкий согласный и нулевым окончанием могут относиться к мужскому и среднему роду. 8. Географические названия на -ин, -ов в творительном падеже имеют окончания -ым. 9. Называемое деепричастным оборотом действие обозначает действие подлежащего. 10. Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. 9. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных варианта). 1. Суффикс -ся употребляется в глаголах после: а) согласных звуков; б) после гласных звуков; в) в обоих случаях. 2. Русское ударение: а) постоянное; б) фиксированное; в) разноместное. 3. Плеоназм – это: а) смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент; б) стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов; в) неправильные грамматические формы. 4. Паронимы – это: а) слова, совпадающие в написании и произношении; б) близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории; в) слова с одним значением. 5. Несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся, как правило: а) к мужскому роду; б) к женскому роду; в) к среднему роду. 6. Существительные с суффиксами субъективной оценки относятся: а) к роду производного слова; б) к роду, обозначенному грамматическими показателями; в) к женскому роду. 7. Собирательные числительные используются: а) с существительными мужского рода; б) с существительными, имеющими формы только множественного числа; в) с существительными женского рода. 8. Знак препинания может ставиться и не ставиться в зависимости: а) от коммуникативного задания; б) от эмоционально-экспрессивной окраски; в) от стилистической окраски. 9. Если фамилии совпадают с нарицательными существительными, то не склоняются: а) женские фамилии; б) мужские фамилии; в) оба случая. 10. В литературном языке фрикативное г употребляется: а) в междометиях; б) в церковном произношении; в) в южных диалектах. 10. Укажите лишний компонент: 1) скучно, нарочно, копеечная; 2)дисквалифицировать, копировать, пломбировать; 3) старый сараишко, милая соседушка, молоденький воробьишка; 4) трое мужчин, трое ребят, трое девушек; 5) шампунь, нашатырь, вермишель; 6) полутора, полуторастами, полутораста; 7) демпинг, декрет, дефицит; 8) отзыв о чем-либо, отличать что и что, обосновывать чем-либо; 9) атлет, маневры, афера; 10) рантье, шимпанзе, кашпо. |