Главная страница

Учебник по русскому языку. Учебное пособие для студентов юридических вузов Под редакцией доктора филологических наук, профессора ню. Тяпугиной Москва Издательство Флинта Издательство Наука


Скачать 2.41 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов юридических вузов Под редакцией доктора филологических наук, профессора ню. Тяпугиной Москва Издательство Флинта Издательство Наука
АнкорУчебник по русскому языку.pdf
Дата28.01.2017
Размер2.41 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебник по русскому языку.pdf
ТипУчебное пособие
#721
страница17 из 35
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   35
2. Вас выдвигают на должность старосты группы. а) Вы без колебаний соглашаетесь вступить в должность.
б) Вы сомневаетесь и робеете, хотя внутренне очень бы хотели попробовать. в) Вы склоняетесь к тому, чтобы отказаться, но уступаете настойчивым просьбам товарищей. г) Вы соглашаетесь из страха вызвать неудовольствие у начальства. д) Вы категорически отказываетесь от назначения.
3. Вас просят выступить в качестве ведущего на концерте или ином многолюдном мероприятии. а) Вы, не задумываясь, беретесь задело б) Вас одолевают страхи и сильное волнение, хотя привлекают всеобщее внимание и успех. в) Вы соглашаетесь, чтобы не уронить себя в глазах товарищей любимой девушки, молодого человека, хотя для вас это совсем нелегко. г) Вы соглашаетесь, потому что боитесь насмешек и обвинений в трусости. д) Вы категорически отказываетесь выполнить просьбу.
4. Вы присутствуете на лекции по римскому праву, где рассматривается сложная и внешне не слишком увлекательная, но необходимая для вас как для профессионала тема. а) Вы быстро и без напряжения концентрируетесь на теме, следите за развитием мысли лектора, разграничиваете главное и второстепенное. б) Концентрация на сложной лекционной теме вызывает у вас напряжение, вам требуется усилие, чтобы вникнуть в объяснение и следить за мыслью лектора. в) Вам удается сосредоточить внимание на объяснении лектора только впервые минуты, после чего возникает чувство скуки, желание заняться чем-то более приятным. г) В лекции вы воспринимаете лишь отдельные яркие моменты, способные привлечь внимание без усилий с вашей стороны. д) Слушание лекций для вас не имеет никакого смысла, поскольку вы не воспринимаете сложную информацию на слух.
5. Вы участвуете в диспуте об отмене в России моратория на смертную казнь. У вас поданной проблеме собственная выстраданная, хорошо аргументированная позиция. а) Вы внимательно и доброжелательно выслушиваете точки зрения оппонентов, опровергая чуждые вам взгляды, стараетесь быть предельно корректными толерантным.

245 б) Точки зрения оппонентов кажутся вам неаргументированными, их эрудиция – недостаточной, новы не можете себе позволить неуважительного, невнимательного к ним отношения. в) Выступления оппонентов вызывают у вас раздражение своей нелогичностью, непродуманностью, вам приходится прилагать немало усилий, чтобы удержаться от негативных оценок в их адрес. г) Речи оппонентов вас возмущают до такой степени, что время от времени вы позволяете себе негрубо, но вполне определенно выражать к ним отрицательное отношение (ирония, невербально выраженный скепсис, демонстративное невнимание. д) Выслушать мнение оппонента – непосильная для вас задача. Вы начинаете опровергать чужое высказывание, не дослушав его до конца.

6. Вы выступаете с докладом на семинаре. На подготовку потрачено много времени. Продумана каждая деталь. Материал хорошо уложился в голове. Тема вас очень увлекает. а) Внимание аудитории к вашему докладу начинает ослабевать к концу выступления, новы, энергично используя различные приемы, вовлекаете слушателей в разговор. б) Внимание слушателей к докладу теряется во второй части выступления. После нескольких попыток вам все-таки удается вовлечь публику в диалог. в) Во второй части вашего выступления аудитория теряет интерес к рассматриваемой теме. Все попытки его вернуть не имеют успеха, новы боретесь за слушателей до конца. г) Невнимание слушателей к вашему докладу начинает ощущаться уже с переходом к основной части, новы не знаете, как можно решить эту проблему, смиряетесь, испытывая чувство дискомфорта. д) С самого начала публика не настроена на оратора. Слушатели заняты посторонними делами, не скрывают скуки и равнодушия. Вы видите

246 причину этого в отсутствии умения слушать ив ответ игнорируете аудиторию.

7. Вы выступаете в качестве агитатора, пытаясь убедить студентов принять участие во флешмобе, посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне. а) Вовремя выступления вы находитесь в постоянном визуальном контакте со слушателями, стараетесь зацепить взглядом каждого, и это вам удается. б) Призывая к участию во флешмобе, вы не выделяете никого из слушателей, стараясь держать в поле зрения сразу всех (панорамный взгляд. в) Вам требуются определенные усилия, чтобы заставить себя смотреть на собеседников вовремя речи, периодически возникает желание отвести взгляд в сторону, новы справляетесь с этой проблемой. г) Необходимость смотреть на аудиторию вызывает у вас чувство страха, неуверенности, смущения. Ваши визуальные контакты с аудиторией эпизодичны и кратковременны. д) Вы не можете заставить себя смотреть на слушателей. Вовремя выступления ваш взгляд направлен в потолок, в окно, в полили обращен в себя. Итак, что же у вас получилось Наверное, проходя тест, вы обратили внимание на градацию ответов, позволяющую выявить, какие именно проблемы возникают у вас чаще всего при необходимости выступать публично или слушать (читать) чужие тексты. Если ваш выбор пал на ответы под литерами гид, то зашифрованная в вопросе риторическая категория является вашей коммуникативной проблемой, а значит, ею следует заняться особенно тщательно. То, что вы сейчас проделали, называется самодиагностикой. Это первый и очень важный шаг в приобретении любых знаний, умений и навыков.

247 А теперь продолжим наш разговор о риторике. Появлению риторики как науки мы обязаны древним грекам, в то время как искусству убеждать столько же лет, сколько человеческой цивилизации. Само слово риторика (rhetorike) в переводе с древнегреческого означает искусство создания и произнесения речи. Понятие это широкое, и позволяет толковать термин по-разному, подтверждение чему мы можем обнаружить в трудах исследователей разных исторических периодов. Но главная причина многочисленных толкований заключается в том, что риторика, обслуживающая нужды говорящего, пишущего и слушающего, а значит, являющаяся важнейшим механизмом функционирования любого общественного устройства, меняется, трансформируется вместе с этим самым общественным устройством. Как это происходит на практике Традиционно риторику принято считать спутницей демократии. Она возникла в V веке до н.э. на Сицилии в результате насущной потребности граждан отстаивать права на имущество, незаконно реквизированное в период существования сиракузской тирании. Вы, конечно, помните из истории, что в Древней Греции была распространена полисная система, основанная на принципах рабовладельческой демократии. Все общественно значимые вопросы полис решал путем всенародного обсуждения на
агоре рыночной площади, служившей местом народных форумов. Выдающиеся ораторы

Знаковой фигурой в риторике Античности является Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Его судебные и политические речи ив наши дни служат образцом для начинающих ораторов, а труды, посвященные ораторскому искусству, входят вовсе хрестоматии. Само слово «цицерон» стало нарицательным для обозначения речевого мастерства. Подробнее узнать о жизни и общественно-политической деятельности великого римлянина вы можете в книге Пьера Грималя Цицерон (М Мол. гвардия, 1991. Сер. «ЖЗЛ»). Это интересно

Согласно мифологическим представлениям, риторика была дана людям Меркурием по приказу Юпитера. Божественное ее происхождение признавалось и европейской культурой. На аллегорическом средневековом изображении Госпожи Риторики она предстает в образе прекрасной и всемогущей дамы, восседающей на пышном троне, облаченной в одежды, на которых вытканы речевые фигуры. Из ее уст произрастают лилия и меч, символизирующие красоту речи и ее разящую силу.

248 Каждый гражданин им считался всякий родившийся на территории полиса от свободного гражданина) имел право голоса, право стать оппонентом любому представителю власти. Чтобы реализовать столь уникальную для Древнего мира возможность, необходимо было развивать дар убеждения. И риторика рассматривалась тогда именно как искусство (а в дальнейшем – наука) убеждающей речи. Однако во времена расцвета Римской империи в таком качестве риторика существовать уже не могла. Она не встраивалась в сложившуюся авторитарную систему, жившую по правилу «Quidquid principi placuit legis habet vigorem» (Все, что предписано прицепсом, имеет силу закона. Иметь собственное мнении и тем более говорить о нем открыто, вступая в спор с власть имущими, не позволялось никому под страхом смерти. Тем не менее, культурная жизнь римлян продолжалась, и интерес к яркой, увлекательной, эмоциональной речи не исчез. Для удовлетворения эстетической потребности аристократии в живом слове была разработана новая доктрина – доктрина красноречия искусство хорошо говорить. Ее теоретиком и активным популяризатором стал Марк Фабий Квинтилиан (35 – 96 гг. н.э.), потомственный оратор, один из образованнейших людей своего времени. Он оставил потомкам знаменитый трактат Образование оратора, или Марка Фабия Квинтилиана. Двенадцать книг риторических наставлений. С тех пор риторика стала существовать в двух ипостасях: с установкой на убеждение и на художественность. Было бы, конечно, неправильно утверждать, что риторика и демократия – две стороны одной медали. И все-таки расцвет риторики в первоначальном ее значении всегда приходится на периоды относительной свободы, и наоборот, реализация принципов народовластия немыслима без широкого распространения навыков убеждающей речи. Для углубленного изучения
Большой вклад в развитие основ риторической теории и практики внесли софисты Протагор, Горгий, Ликофрон,
Фрасимах и др. Подготовьте доклад сообщение) об их деятельности и выступите с ним на семинарском занятии. При подготовке за основу возьмите книгу А.Ф. Лосева История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон (МВ современной науке сложилось устойчивое представление о риторике как о теории и практике эффективной коммуникации, ее стратегии и тактике. Она включает в себя целый ряд дисциплин общая риторика, риторическая критика, герменевтика, история риторики, философия риторики и другие. Особенно интенсивно в последние годы развиваются частные прикладные) риторики, обеспечивающие потребности представителей конкретных профессий педагогов, врачей, менеджеров, юристов. Весь корпус убеждающих речей можно условно разделить на четыре взаимосвязанных типа ораторика, гомилетика, дидактика и символика. Из них в практической деятельности нам понадобится только первый. В чем его специфика
Ораторика (от лат. искусство произносить речь) нацелена на решение конкретных, сиюминутных задачи разрабатывает общественно актуальные темы. Материалом для нее служат тщательно отобранные факты, казусы примеры, словесные формулы и эмблемы, позволяющие максимально усилить степень воздействия фактов на аудиторию. Ораторика напористо стремится убедить колеблющихся и несогласных ив тоже время предполагает диалогизм (наличие оппонента. Вся обстановка ораторики, замечает
Г.Г.
Хазагеров, – заставляет оратора оставаться на земле… и не уноситься слишком далеко в мир обобщений, уподоблений, моделей, сложных метафор. <…> Главная стратегия оратора – сделать свою позицию убедительной, лепя мир из узнаваемых фактов, в том числе и из речей и рассуждений своих противников. Для углубленного изучения
Вне зависимости от профессиональной принадлежности мы сталкиваемся с различными жанрами общественно-политического красноречия слушаем выступления политиков на телевидении и по радио, читаем статьи в газетах, подвергаемся воздействию политической рекламы. Поэтому каждому из нас необходимо уметь грамотно прочитывать эти тексты, чтобы не сделаться объектом манипулирования. Подготовьте доклад о русском политическом красноречии и выступите с ним на семинаре. За основу возьмите книгу Г.Г. Хазагерова Политическая риторика (М Никколо-Медиа, 2002).

250 Современная наука выделяет пять родов ораторики: общественно- политическое, судебное, академическое, военное и социально-бытовое красноречие. В соответствии со спецификой юридического вуза мы сосредоточим внимание на судебной (правовой) риторике, дающей возможность юристу эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Судебное красноречие призвано защищать закон, права отдельного гражданина, группы лиц или общества в целом, укреплять правопорядок, повышать правовую культуру, воспитывать законопослушание. Логика юридических рассуждений носит ценностный характер, поэтому от судебного оратора требуется хорошее знание национальной культуры и психологии слушателей, специальное и литературное образование, наличие твердых нравственных принципов. Юрист должен всегда помнить, что цена его слова – судьба человека, а в отдельных случаях и сама жизнь. Высокая общественная миссия русских юристов определилась в е годы
XIX века и связана с именами таких выдающихся деятелей, как А.Ф. Кони,
С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович и другие. Своею юридическою практикой они служили общественным интересам, – отмечают исследователи русского красноречия Н.Г.
Михайловская и В.В. Одинцов, – прогрессивным целям развития общества, они были общественными деятелями в самом точном и самом полном значении этого слова. Они смотрели на судне только как на место правосудного ограждения государственных интересов или интересов личности, но и как на школу для народа, из которой, по замечанию Выдающиеся ораторы
А.Ф. Кони – один из самых известных юристов в истории России, общественный деятель, писатель, педагог. Его книги – источник вдохновения и самосовершенствования для каждого правоведа. Всей своей жизнью он утверждал принцип человечности права и нравственной высоты его служителей non scripta, sed nata lex (закон неписанный, а естественный. Подробнее узнать о жизни и профессиональной деятельности этого русского рыцаря Права вы можете в книге
В.И. Смолярчука Анатолий Федорович Кони (М Наука, 1981).

251
А.Ф. Кони, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству. Как видите, личностные качества оратора (и судебный оратор не является исключением) играют немаловажную роль в успехе публичного выступления, особенно когда из них формируется целостный запоминающийся образ. Из чего же складывается этот риторический феномен Профессиональная деятельность оратора состоитв создании влиятельных публичных высказываний. Систематически используемый в них стиль создает образ оратора, более реальный для аудитории, чем его личность и напрямую определяющий возможности аргументации. Чтобы сформировать удачный ораторский образ, требуется аскетизм мысли и слова, развитая нравственная интуиция, солидное образование. Кроме того образ конкретного человека всегда соотносится аудиторией с общим идеальным образом ритора, сформированным входе развития культуры общества. Проповедники духовный наставник (святитель Филарет Дроздов, святой праведный отец Иоанн Кронштадский), глава государства (В.И. Ленин, МС.
Горбачев, В.В. Путин), государственный деятель (А.М. Горчаков, ПА.
Столыпин), правовед (А.Ф. Кони, ГМ. Резник, ученый (НИ. Пирогов, ОБ.
Сиротинина) – все они, различаясь характером деятельности, общественным положением, содержанием произведений, выражают общественный идеал, свойственный русской культуре. В русской риторической традиции активно применяются риторические маски, позволяющие искусно имитировать популярные типажи, вызывающие эмоциональный отклику публики (заступник обиженных и обездоленных, друг народа, обличитель общественного зла, борец за правду, друг оступившихся и др.

252 Образ оратора отражает основные свойства риторической аргументации, которые обозначаются в риторике терминами пафос, логос, этос. Под риторическим этосом понимают условия ведения речи, которые общество ставит ритору. Они предполагают возможность обсуждения актуальных проблем, несмотря на разницу во взглядах, на существенные различия мировоззренческих позиций. До XX века русские риторики не разрабатывали вопросы риторического этоса, т.к. большая часть российского общества придерживалась единых духовно-нравственных принципов. В настоящее время этический аспект занимает ключевое положение в организации речевых отношений между членами коллектива, поэтому этическая составляющая оказывается определяющей. В риторике выработалось понятие ораторских нравов – универсальных этических требований, дающих принципиальное право на публичную речь. К ним относят такие категории, как честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.
Честный ритор не должен создавать заведомо ложные высказывания и вводить аудиторию в заблуждение относительно содержания и целей речи, личных интересов, связанных с предметом речи и предложениями, относительно своей мировоззренческой позиции, своего права на публичную речь. Он принимает на себя личную ответственность за последствия решений, которые предлагает, за компетентность в предмете речи и речевую компетентность ясность, определенность, последовательность, доказательность аргументации. Это интересно
С 1866 погоду российских адвокатов была своя клятва. Текст ее таков Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием и животворящим крестом Господним, хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, исполнять в точности и по крайнему моему разумению законы Империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судами властями охранять интересы моих доверителей или лиц, дела которых будут на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде его. В удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь. В современной России клятва адвокатов возвращена в 2002 году.

253 Скромный ритор должен уважать нравственные принципы, убеждения и верования аудитории, избегать публичных оскорблений кого бы тони было и разглашения фактов личной жизни граждан, публичного осмеяния физических особенностей отдельных лиц или целых народов, демонстративного проявления пренебрежения к оппонентам. Доброжелательный ритор не должен проповедовать отвержение духовной морали, подталкивать аудиторию к нарушению этических норм ради материальных интересов, создавать высказывания, наносящие ущерб интересам аудитории, использовать лесть, побуждать к физическому насилию, провоцировать оппонентов на совершение необдуманных действий. Предусмотрительный ритор не должен ставить перед аудиторией проблемы, которые она не в состоянии разрешить, необоснованно прерывать или прекращать речь, создавать мнимые проблемы и вызывать искусственные конфликты, возбуждать панику в аудитории, давать невыполнимые обещания, быть излишне многословным. Безусловно, внимание к себе способен привлечь и человек, намеренно нарушающий перечисленные требования, на какое-то время он может даже завоевать симпатию аудитории, но глубокое разочарование все-таки неизбежно. Оно-то и станет окончательным приговором для беспринципного оратора. Для того чтобы выступление получилось убедительным, необходимо умело использоватьречевые и интеллектуальные ресурсы аргументации. В Это интересно
Современники вспоминают случай, произошедший с А.Ф. Конина одном из процессов. Вовремя обвинительной речи ему показалось, будто подсудимый смеется. Такое неуважение к правосудию возмутило прокурора. Он потребовал для преступника более сурового наказания, что и было сделано. После окончания заседания кто-то из знакомых сказал Анатолию Федоровичу, что подсудимый не смеялся, а плакал, терзаемый раскаянием… Даже спустя много лет выдающийся юрист никак не мог забыть о допущенной (хотя и исправленной) несправедливости.

254 результате ваше изложение должно стать последовательным каждой мысли, каждому слову необходимо найти свое место. Только в том случае, если слушатели смогут следовать за вашими рассуждениями и не потеряют главной нити высказывания, вам удастся склонить их на свою сторону. В распоряжении оратора три вида аргументации эпидейктическая показательная, судительная и совещательная. Предметомсудительной речи является прошлое, совещательной–будущее, эпидейктической – ценности и нормы. В зависимости от состояния проблемы, степени однородности аудитории, уровня ее предметной подготовки эти три вида аргументации могут в различных пропорциях соотноситься между собой. Важнейшим средством воздействия на слушателей является пафос.
Это эмоциональная техника аргументации. Содержание пафоса – мысль-волнение, направленная на принятие решения и действие. Пафос создает речевую эмоцию аудитории, благодаря чему становятся возможными решение и целесообразное действие. При этом оратор, побуждая людей сопереживать, испытывать возмущение, радоваться, не должен позволять себе поддаваться эмоциям. Лицезрение чужих страстей может вызвать в публике совсем нету реакцию, на которую вы рассчитываете. Это интересно
Пафос – самая сильная сторона в ораторском образе
Ф.Н. Плевако, известнейшего дореволюционного московского адвоката, на процессы с участием которого ходили, как на увлекательные спектакли. Его психологические ходы превратились в популярные исторические анекдоты. Вот один из примеров. Однажды
Ф.Н.
Плевако защищал пожилого священника, обвиненного в прелюбодеянии и воровстве. Вина его была доказана, и прокурору оставалось только ужасаться глубине нравственного падения подсудимого. Дело казалось решенным. Но тут поднялся адвокат. Речь его была краткой Господа присяжные заседатели Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершили сам в них признался. О чем тут спорить Ноя обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас отпустите ли вы ему его грех. Священника оправдали.

255 Риторический пафос делится на сентиментальный (построенный наличном переживании предмета речи, в результате чего он зачастую необъективен, романтический (предполагающий уникальность личности оратора и предмета речи, содержащего вызов личности в виде угрозы, интереса, задачи, ценности и т.д.), реалистический (основанный на отождествлении образа оратора с нравственным, эстетическим или иным идеалом, вступающим в конфликт с предметом речи. В рамках судебного красноречия выделяют три основных речевых жанра обвинительная, защитительная речи и напутственное слово присяжным председателя суда. Подготовка любой речи – сложный и длительный процесс. Она требует от оратора сосредоточенности и дисциплинированности мысли, глубокого погружения в тему, умения держать под контролем свои эмоции. Для удобства работы еще в античные времена была создана модель порождения ораторского выступления, так называемый риторический канон, включающий пять частей инвенцию, диспозицию, элокуцию, меморию и акцию. В современной науке в канон добавляют шестой элемент – системный анализ произнесенной речи. Изобретение – это создание концепции (замысла) речи. Что это значит
Во-первых, ритор всесторонне изучает предмет речи как систему, во взаимной связи всех его элементов. Во-вторых, обнаруживает проблему, требующую разрешения. В-третьих, изобретает общую идею для решения Проверьте себя
1. Что в современной науке подразумевают под термином риторика
2. Чем риторика отличается от красноречия
3. Почему риторика является важнейшим механизмом функционирования любого общественного устройства
4. Что собой представляет ораторика?
5. Какие виды ораторики выделяет современная наука
6. Какую роль в публичном выступлении играют личностные качества оратора
7. Какова структура образа оратора
8. Какие три вида аргументации находятся в распоряжении оратора
9. Охарактеризуйте пафос как эмоциональную технику аргументации.

256 проблемы. В-четвертых, выдвигает конкретное предложение. Наконец, ставит пред собой риторическую цель, определяет средства для ее достижения, то есть находит нужные аргументы. Риторическое изобретение может состояться только в том случае, если оратор самым добросовестным образом исследовал материалы дела и решил юридическую задачу. Кроме того, целесообразность замысла определяется условиями его реализации в конкретной аудитории – ритор обязан приспособить замысел к аудитории. Моделирование аудитории необходимая часть работы оратора над замыслом. С учетом признаков аудитории реализуется концепция речи – выстраивается ее стратегия. Технология ее построения предполагает уточнение цели речи формулирование в виде вопросов основных проблем создание главного тезиса в виде ответов на поставленные проблемные вопросы. Изобретение завершается разработкой аргументов речи эпидейктических, судительных, совещательных. Вслед за этапом изобретения следует этап расположенияаргументов судебной речи, то есть создания высказывания на уровне композиции. Когда аргументы подобраны, возникает вопрос в каком месте речи об этом лучше всего сказать вначале, середине или конце Это вопрос тактики, которая включает оценку силы аргументов по их количеству и качеству, группировку аргументов, их взаимное соположение. Композиция ораторской речи обычно состоит из трех частей. У каждой из них особое назначение. Известный российский специалист по риторике
А.А. Волков так характеризует типичную композиционную схему Вначале речи ритор стремится сконцентрировать этос, чтобы определить позиции доверия и сотрудничества с аудиторией. В середине речи он концентрирует логос, поскольку аргументация оценивается в зависимости от степени доверия ритору. В завершении речи концентрируется пафос, поскольку действие требует волевого усилия. Независимо оттого, что станет говорить или писать ритор вначале речи, слова его будут восприниматься сквозь

257 призму этической оценки, затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению. Каждая из трех основных частей судебной речи может быть развернута до нескольких небольших частей в следующем составе начало речи обращение, вступление, называние темы (аргумент к составу, предложение (тезис, разделение середина речи повествование, описание, обоснование, опровержение завершение речи рекапитуляция (повторение главного тезиса, обобщение, вывод, призыв (побуждение. Работу над словесным оформлением речи древние римляне называли элокуцией (выражением, а само ораторское искусство именовали элоквенцией. Как всякая публичная речь, судебная речь оформляется в соответствии с современными литературными нормами культуры речи. Основными качествами хорошей устной речи являются ее орфоэпическая и грамматическая правильность, точность и логичность, выразительность, образность и уместность (целесообразность. В стилевом плане современная судебная речь может быть охарактеризована как жанр, в котором преимущественно реализуются элементы публицистического стиля в его устной форме, что не исключает синтеза элементов книжных (официально-делового, публицистического, научного, художественного) и разговорного стилей, уместно, то есть целесообразно применяемых в связи с замыслом и особенностями аудитории. Тропы и фигуры средства образной выразительности речи, которые часто называют цветами красноречия. Технологией создания тропов и фигур можно овладеть. При этом современные составители риторик отдают себе отчет в том, что любое украшение речи не является самоцелью. Тропы это слова или обороты речи, употребляемые в переносном значении. Их называют средствами образной выразительности.

258 Фигуры это типичные, воспроизводимые приемы словесного оформления мысли. Подразделяются на фигуры выделения и фигуры диалогизма. Фигуры выделения представляют собой конструктивные приемы оформления фразы или словосочетания, посредством которых выделяются или сопоставляются значения отдельных словили оборотов. Фигуры диалогизма обычно оформляют часть высказывания, в монологе они изображают или представляют диалогические формы речи. Технология работы со словомво многомопределяется требованиями психологии влияния на слушателей. Если мы хотим направить мысли и чувства слушателей в нужную для решения дела сторону, то надо использовать при описании чувственно воспринимаемых предметов и явлений конкретную лексику. Древние полагали Неважно, что ты говоришь, но важно, как ты говоришь. Действительно, большое удовольствие слушатели могут получить оттого, как оратор искусно владеет всеми звуковыми ресурсами речи, а также мимикой и жестами. Рассмотрим подробнее, какие невербальные средства способны сделать ваше выступление яркими запоминающимся. Звучность речи есть сила ее звучания, за которой скрывается желание оратора в чем-то убедить слушателей. Даже шепот может быть услышан, если в нем кроется призывно и громкая речь, если она произносится равнодушно, может быть невнятной. Интонация – это варьирование тона звучания по высоте. Интонирование в пределах 2-3 тонов делает речь монотонной (бубнит – говорят о человеке с монотонной интонацией. Интонирование в пределах двух музыкальных октав (15 тонов) делает речь истинно ораторской. Тембр является природной окраской голоса, зависящей от толщины и формы голосовых связок. Это отнюдь не означает, что над тембром нельзя работать. Природную окраску голоса можно улучшить, избавившись от гнусавого, гортанного, хриплого тембра.

259
Темпоритм, или темпоритмический рисунок, ораторской речи, характеризует ее со стороны использования длительностей звучащей речи и пауз. Считается, что ораторское искусство есть искусство владения паузами, их умелого сочетания, расположения. Паузы по своему назначению можно разделить на физиологические и смысловые. Первые необходимы для дыхания, вторые оформляют фразу, придают ей смысл. Непременным условием хорошего звучания является отчетливая дикция, или артикуляция. Работа губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок должна быть активной в публичной речи с целью следования полному стилю произношения. Мимика и жесты являются необходимыми элементами публичной речи. Жест – это любое движение руки кистей, любое телодвижение, несущее некую информацию о мысли оратора. В жестикуляции всегда неуловимо участвуют голова, шея, плечи, бедра и ноги. В риторике обычно называют несколько видов жестов. Выразительные жесты появляются в наиболее кульминационные моменты речи. Описательные жесты помогают обозначить размер и форму предмета, охарактеризовать движение. Наглядное изображение позволяет представить конкретное действие (что-то швырнуть, например. Указующие жесты состоят в указании рукой или пальцем местоположения предмета. Подражательная жестикуляция поможет оживить предмет речи, воспроизвести его качества. Проверьте себя
1. Какие жанры выделяются в рамках судебного красноречия
2. Что собой представляет риторический канон
3. При каких условиях риторическое изобретение будет эффективным
4. Каково назначение каждой из частей ораторской речи
5. Охарактеризуйте тропы и фигуры речи.
6. Перечислите невербальные средства, которые помогают оратору сделать речь ярче и убедительнее.

260 Аргументация подчиняется законам риторики (искусству убеждения. Симбиоз юридической практики и риторики как искусства выступления перед аудиторией насчитывает уже более двух тысяч лет. Еще Аристотель отмечал важность риторической аргументации в зале суда. А Цицерон стал, пожалуй, самым ярким примером удачного сочетания способностей юриста и оратора. Многие ученые выделяют аргументацию только как часть риторики, но сейчас очевидно, что юридическая аргументация становится самостоятельной дисциплиной.
Аргументация это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны или аудитории. Аргументацией принято также называть совокупность самих аргументов, приводимых для обоснования какой-либо точки зрения. Для юристов важно понимание аргументации как речевого действия, включающего систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-либо мнения. С ее помощью достигаются следующие цели передача оппоненту собственной точки зрения изобличение оппонента в неверности его позиции, уличение в ложности доводов, противоречащих правовым нормам государства проверка оппонента на достоверность используемой им информации, фактических материалов, которые выступают предметом рассмотрения в деле понимание позиции оппонента, его стиля мышления и действий. Согласно классификации
А.А.
Ивина, принято различать универсальную и
контекстуальную аргументацию. Универсальная аргументация - аргументация применяемая в любой аудитории (ее можно разделить на эмпирическую и теоретическую. Контекстуальная аргументация – аргументация, учитывающая вкусы, интересы, чувства конкретной аудитории. Основной категорией аргументации является убеждение. Убеждение – риторическая форма воздействия, в результате применения которой слушатели добровольно принимают точку зрения говорящего.

261 Юридическая речь по своему составу неоднородна. Каждодневная практика юриста (расследование, консультирование, оценка доказательств и т.д.) предполагает постоянный поиск связей между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи описание, повествование, рассуждение. Рассуждение
– функционально-смысловой тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение лежит в основе убеждающей речи и представляет собой словесное обоснование какой-то мысли, идеи. Именно доказательное рассуждение – отличительная черта стиля мышления юриста. Всякое рассуждение включает в себя три взаимосвязанных компонента тезис, аргумент, демонстрацию.
Тезис – это словесно выраженное утверждение (положение, истинность которого обосновывается в процессе рассуждения.Антитезис – это словесно выраженное утверждение (положение, противоположное тезису. С речевой точки зрения аргумент – это отдельная и завершенная, словесно оформленная мысль, которая оценивается аудиторией как истинная, правильная и уместная, это довод, служащий для обоснования самого тезиса.
Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами, те. само рассуждение. К каждому компоненту структуры доказательного рассуждения аргументация предъявляет свои требования
1. Тезис должен быть сформулирован четко и однозначно.
2. Тезис не должен меняться в процессе данного доказательства или опровержения (должен быть тождественным.
3. Аргументы должны быть истинными.
4. Аргументы должны являться достаточными основаниями для тезиса, те. автор обязан приводить такие доводы, которые подтверждают защищаемый

262 тезис. Достаточность аргументов расценивается ив смысле их количества, и с учетом их качества.
5. Аргументы не должны противоречить друг другу и тезису
6. Демонстрация должна представлять собой правильное рассуждение, основанное на знании законов логики закона тождества, закона противоречия (непротиворечия), закона исключенного третьего, закона достаточного основания. Несоблюдение указанных требований приводит к появлению ошибок и уловок в аргументации.
Подлогической ошибкойобычно имеют ввиду непреднамеренное нарушение правил аргументации в процессе рассуждения. Ошибки возможны по причине незнания, логической небрежности, неосведомленности, неквалифицированности.
Уловка,
наоборот, представляет собой преднамеренное нарушение правил аргументации и используется с целью ввести оппонента в заблуждение, создать видимость победы в споре.
I. Ошибки / уловки в отношении тезиса Подмена тезиса.Суть ошибки заключается в следующем доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут сначала.
II. Ошибки / уловки в отношении аргументов А) Основное заблуждение ложность основания – использование в качестве аргументов заведомо ложных суждений, которые выдают или пытаются выдать за истинные.
Б) Предвосхищение основания
– включение в речь аргументов, которые не являются заведомо ложными, носами нуждаются в доказательствах.
В) Порочный круг (циклический аргумент – тезис обосновывается аргументами, которые представляют собой перефразированный тезис.
III. Ошибки / уловки в отношении демонстрации

263 А) Мнимое следование (не следует – между тезисом и аргументами создается только видимость логической связи. Б) От сказанного с условием к сказанному безусловно. Довод, истинный при определенных условиях, используют как безусловно истинный те. всегда. В) Поспешное обобщение. Ошибка возникает в том случае, когда приводимых аргументов становится недостаточно для выведения истинности заявленного тезиса. Изучение ошибок и уловок необходимо юристу для того, чтобы распознавать их в речи своего оппонента и уметь им противостоять.
В теории аргументации принято выделять аргументы по различным критериям. Сточки зрения морали и нравственности (моральный критерий аргументы можно подразделить на корректные (допустимые) и некорректные (недопустимые. Они подробно рассматриваются в теме Культура спора. Исходя из критерия релевантности (приемлемости принято выделять два типа аргументов рациональные аргументы (ad res – довод к существу дела) и иррациональные аргументы (ad hominem – довод к человеку. Рациональные аргументы – аргументы, основанные на разуме и логике. Иррациональные аргументы – это аргументы, которые обращены к интересами чувствам аудитории. По силе воздействия в аргументативной риторике различают следующие виды аргументов 1) исчерпывающие (он всегда один 2) главные (их может быть несколько 3) спорные (аргументы, которые можно рассматривать с позиций за и против 4) запасные. Источниками рациональных аргументов являются утверждения о фактах статистические данные авторитеты теоретические и эмпирические обобщения ранее доказанные положения, аксиомы, постулаты законы, научные определения.

264 Факты или фактические данные это единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условия их возникновения и существования. Статистические данные – количественные показатели развития производства и общества. Статистика помогает конкретизировать сообщение, сделать его более точным. Авторитеты – это обращение к мнению авторитетной инстанции. Аргумент к авторитету можно рассматривать как аргумент фактический. Например, для людей верующих обращение к тексту Библии есть аргумент к существу дела для юристов в их практике, несомненно, авторитетным источником является Конституция Российской Федерации.
Ктеоретическим обобщениямотносятся все юридические законы и правовые нормы, вовлеченные в рассмотрение обстоятельств дела и не требующие доказательств.Эмпирические обобщенияпо-другому называют аргументами из опыта. Обобщают данные, полученныеэкспериментальным путем (измерили, взвесили. Эмпирические аргументы часто являются абсолютными доказательствами в следственной и судебной практике. В качестве ранее доказанных аргументов можно рассматривать предварительно проверенные и оцененные в процессуальном порядке свидетельские показания. Аргументами являются аксиомы, те. очевидные и потому недоказываемые в данной области положения, например часть больше целого. Кроме того, аргументами могут являться определения основных понятий в конкретной области знаний. В судебной практике при рассмотрении конкретного уголовного дела не обсуждается и не устанавливается содержание таких понятий, как преступление, умысел, вина, отягчающие обстоятельства и многих других. Ссылки на такие определения означают использование их в качестве доводов в правовом рассуждении. Среди иррациональных аргументовпринято выделять общие и частные.

265 К общим относятсяаргумент к традиции, аргумент к авторитету,
аргумент к интуиции, аргумент к вере, аргумент к здравому смыслу, аргумент ко вкусу (к моде. Традиция представляет собойсистему образцов, норм и правил, которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. В современном обществе традиции действенны, например, в армии, церкви, некоторых политических партиях. Аргумент к авторитету – это ссылка на мнение или действие лица, прекрасно зарекомендовавшего себя в данной области своими суждениями или поступками. Следует помнить, что обращение к тем или иным авторитетам должно быть обусловлено спецификой той аудитории, перед которой выступает оратор. Интуицию обычно определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. В чистом виде интуитивная аргументация является редкостью ив юридической практике вряд ли может быть применима. Интуиции близка вера – глубокое, искреннее, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какого- то положения или концепции. Как и все иррациональные аргументы, она нуждается в определенной аудитории, сочувственно ее воспринимающей. В аргументации при обсуждении проблем, касающихся жизни и деятельности человека, особую роль играет здравый смысл Прежде всего здравый смысл проявляется в суждениях о правильном и неправильном, о годном и негодном. Уже понятия здравого смысла понятие вкуса Аргументация к вкусу (или к моде – это обращение к чувству вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения.Вкус несет на себе отпечаток социальной жизни и изменяется вместе с ней. Частные иррациональные аргументы могут быть адресованы как процессуальному оппоненту, таки всей присутствующей аудитории. Кратко охарактеризуем основные виды аргументов.

266 Аргумент к человеку – указание на достоинство какого-либо человека с целью вызвать к нему симпатию, доверие и тем самым отвести подозрение в совершении отрицательных поступков, нейтрализовать плохое мнение. Аргумент к человеку, назначение которого – вызвать у аудитории неприятие определенной точки зрения, содержит характеристику негативных сторон личности и тем самым подрывает доверие слушателей к его словам. Аргумент к публике обращение к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью склонить их к принятию нужного выступающему решении. Аргумент к жалости – аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать жалость к обсуждаемому лицу, обвиняемому. Часто он используются в речах судебных защитников. Аргумент к физическому благополучию рассчитан на естественное желание человека жить так, как ему хочется, комфортно и удобно, быть физически благополучным.Помимо аргумента к физическому благополучию достаточно действенными оказываются аргументы, затрагивающие
материальные, социальные и экономические интересы аудитории чувство собственного достоинства (аргумент к тщеславию. Аргументы справедливости и права предполагают обращение к великодушию, чувству сострадания к слабым, к чувству долга и другим благородным побуждениям. В процессе аргументации доводы располагаются по определенным аргументационным схемам. При этом учитывается специфика аудитории. Так, нисходящая аргументация, при которой сначала приводится самый сильный аргумента потом более слабые, эффективна в малоподготовленной, не слишком заинтересованной аудитории или в эмоциональной обстановке. Восходящая аргументация (от более слабых к более сильным аргументам) оказывается действенной в спокойной обстановке при обсуждении серьезных вопросов, когда собеседники готовы слушать и анализировать. Односторонняя аргументация (излагаются только аргументы за или

267 только аргументы против) лучше воздействует на малообразованных людей и эффективна для окончательного убеждения того, кто еще колеблется в принятии решения. Двусторонняя аргументация (использование аргументов за и против с последующим выводом) применима в подготовленной или негативно настроенной аудитории. Важно, чтобы оратор умел определять эти приоритеты и учитывать их в речи. Спор является актом речевой коммуникации. Это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Положительными чертами спора как коммуникативного акта считаются идейное взаимообогащение, получение новой информации и расширение кругозора, углубление понимания обсуждаемой проблемы. Существуют различные классификации споров, в которых за основу деления принимают цель спора, характер применяемой при этом аргументации, соотношение между рационально–логическими и эмоционально–психологическими средствами убеждения (эристический подход, традиционный подход, спор как поиск истины, софистический спор. Существуют два основных вида спора дискуссия и полемика. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достижения взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросами имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение. От других видов спора дискуссия отличается целенаправленность и используемыми средствами, которые должны признаваться всеми ее участниками. Ее цель – достижение максимально возможной в данных

268 условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Итог дискуссии должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. То есть результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Полемика – это вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Целью данного вида спора является утверждение своей позиции. Кроме того, участвующие в полемике стороны вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. Для того чтобы спор был плодотворным, необходимо следовать общим рекомендациям, выработанным
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   35


написать администратору сайта