Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание Подготовьте проблемную фотокорреспонденцию. 88ФОТООЧЕРК Развитие жанра

  • книга фо фотожурналистике. Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика


    Скачать 24.1 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов по специальности Журналистика
    Анкоркнига фо фотожурналистике.pdf
    Дата16.01.2018
    Размер24.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакнига фо фотожурналистике.pdf
    ТипУчебное пособие
    #14191
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Жанровые особенности фотокорреспонденции
    Путь развития фотокорреспонденции приводит нас к пониманию того, как фоторепортеры учились давать читателю информацию, существенно отличающуюся от информации в фотозаметке, фоторепортаже, фотозарисовке. В перечисленных жанрах она лишь в немногих случаях обнаруживает тенденцию к интерпретации, в то время как в фотокорре- спонденции – это постоянный признак. Аналитическое начало в фотокорреспонденции содержит в себе не только текстовой, но и фотографический компонент. Монтажный прием сопоставления, столкновения изображений, привнесенный в фотографический ряд, выявил способность создавать взрывной эффект. Столкнув два снимка, каждый из которых в отдельности пассивен, фотожурналист оживил их выявил их противоречивость, сделал подвижными, раскрывающими сущность отображаемого. Такой эффект обнаруживает фотокорреспон- денция Ю. Инякина Отравили люди озеро (Известия,
    18 сентября 1990.) в противопоставлении двух видов прекрасного и безобразного, творений природы и человеческих рук, устроивших склад минеральных удобрений вблизи водоема. (рис. 16) Прием монтажа позволил расширить информацию об общественной жизни, поскольку логика монтажа не только отражает объективные связи явлений, но и субъективное отношение автора к ним Фотокорреспонденция приобрела аналитические качества сопоставление снимков водном ряду рождает мысль (идею, не заключающуюся в каждой
    отдельной фотографии, но являющуюся движущим моментом в публикации. Вот почему можно говорить о публицистической силе таких фоторабот.
    Анализ действительности часто содержит и текстовая часть фотокорреспонденции. В отличие от фотографического ряда в текстовом сопровождении он принимает открытую форму, воспринимается читателем как размышление, умозаключение над фактами, отображенными в снимках. При этом авторские суждения носят четко выраженную направ- ленность.
    Таким образом, одна из особенностей фотокорреспон- денции заключается в том, что она не столько сообщает о фактах общественной жизни, сколько их осмысливает, обобщает. Аналитичность – постоянное качество публикаций этого жанра. По сравнению с информационными жанрами, глубина раскрытия реалий жизни значительно возрастает.
    Прояснив интерпретирующий характер отображения в фотокорреспонденции, уточним участок действительности, который она раскрывает. Если фотозаметка констатиру-
    Рис. 16. Прием противопоставления фактов

    79
    ет факт (скажем, достижение на производстве, фоторепортаж отображает событие (процесс трудового достижения, то фотокорреспонденция осмысливает результаты труда, соотнося их с требованиями дня. Конечно, ив данном случае человек не выпадает из поля зрения, но интерес к нему проявляется не как к личности, а как к носителю тех или иных действий. Таким образом, обнаруживается гносеологическая избирательность жанров.
    Назначение фотокорреспонденции – раскрытие накопленного опыта в различных сферах социальной практики. Он представлен в фактах. Но предназначение фотокорре- спонденции не в том, чтобы констатировать, те. описывать и сообщать читателю поучительные факты (это задача информационных жанров, а в том, чтобы показывать их взаимосвязь, взаимозависимость. Содержание фотокорреспон- денции, таким образом, составляет не верхний пласт действительности, а внутренний.
    Будучи эмпирической основой фотокорреспонденции, факты характеризуют своеобразие жанра. Они познавательны сами по себе, нов тоже время их основная роль – служить средством аргументации идеи. В структуре фото- корреспонденции факты, во-первых, определяют границы отображаемой действительности, во-вторых, детализируют тему, в-третьих, называют адрес положительного опыта, а если речь идет о негативных моментах, указывают узкий участок, который следует исправить, ликвидировать Разработка темы требует систематизации фактического материала. Без этого невозможен анализ действительности, не прочитывается авторская идея, теряется доказательность вывода. В фотокорреспонденции лишь тогда обеспечивается аргументированность выводов, когда факты рассматриваются фотожурналистом как части целого, в их связи друг с
    другом. Они определяют масштаб обобщений, выводов, поскольку последние обусловливаются широтой фактического материала. Реализуя творческие замыслы, фотожурналисты выработали некоторые приемы построения фотокорреспон- денций. Нередко изобразительный ряд строится на сопоставлении снимков для обнаружения сходства отображаемых фактов. Используется и другой прием – противопоставление снимков. Его мы обнаружили в упоминавшейся ранее фотокорреспондении Ю. Инякина Отравили люди озеро. Этот прием применяется для выявления противоречий, царящих в жизни. В некоторых случаях, прежде всего в многокадровых фотокорреспонденциях, вводится формальная деталь, присутствие которой в каждой части изобразительного ряда рассматривается как прием, связывающий весь фактический материал. Эта деталь обретает значение лейтмотива. Фотожурналисты могут находить и другие приемы. Наконец, в систематизации фактов также обретают значимость временная и пространственная коор- динаты.
    Тематика фотокорреспонденций разнообразна, отражает вопросы как внутренней, таки международной жизни. При этом она должна быть актуальна. Публикации данного жанра, касаясь различных сфер социальной практики, раскрывают тенденции их развития. Характер задач, решаемых фотокорреспонденцией, а также особенности отображения действительности определили ее место в системе жанров фотожурналистики. Не ограничиваясь констатацией фактов, она на их основе раскрывает различные стороны общественной жизни, разрабатывает злободневную социально-политическую тематику.
    Фотокорреспонденция открывает группу публицистических жанров фотожурналистики.
    Разновидности фотокорреспонденций
    Обозначенные выше характеристики в совокупности создают модель жанра. Нона газетной полосе мы встречаем не модель, а конкретные публикации. В периодической печати можно выделить фотокорреспонденции, не содержащие открытого анализа и соответствующей ему авторской оценки фактов и выводов. Такие публикации могут выполняться в репортажном ключе, обнаруживать информацион- но-описательный вид. Как, например, фотокорреспонденция Запасайся, кто может в Подмосковных известиях 20 октября года (рис. 17), заострившая внимание на жизни людей в девяностые годы. Но это лишь внешнее сближение с информационными жанрами. Отображение действительности в таких фотокорреспонденциях не сводится лишь к констатации фактов. Отбор фактов сориентирован на разработку темы, а их систематизация и подача служит прояснению идеи публикации, помогает прочесть авторскую мысль. В этом аналитическое начало таких публикаций. Анализ предстает здесь в свернутом виде. Это форма оперативного отображения социальной практики. Другой пример фото- корреспонденция Люди важнее собаки бриллиантов в газете Аргументы и факты 20 мая 2009 года выполнена вовсе не в репортажном ключе, а составлена из подобранных фотофактов. В столкновении трех снимков прочитывается мысль.Факты-антиподы высвечивают жизненную ситуацию. Иными словами, содержание фотопубликации не сводится лишь к содержанию отдельных фотографий, оно включает и то, что породило противопоставление снимков, – авторскую мысль-вывод. Этой разновидности фотокорре- спонденций соответствует определение – оперативная. Факты, лежащие в ее основе, проявляют себя как оперативные сигналы, на которые должно быть обращено внимание положительные примеры – должны получить распространение, а недоработки – быть устранены.
    Нерешенные вопросы обретают характер проблемы. Она вырисовывается отчетливее, если автор при разработке темы не полагается насилу самих фактов, а раскрывает их взаимосвязь, обосновывает их важность, те. усиливает Рис. 17. Фотокорреспонденция оперативная
    аналитическое начало. В таких фотопубликациях находим открытые авторские суждении о фактах, их оценку, рекомендации. Данную разновидность фотокорреспонденций следует назвать проблемной. Она стала находить широкое применение в периодических изданиях в перестроечный период. В качестве примера сошлемся на фотокорреспон- денцию А. Бойцова и А. Семенова Семья крепит державу в газете Правда от 31 мая 1986 г. Авторы рассказали о решении житейских проблем в кузбасском городе Анжеро-
    Судженске. В ряде фактов, запечатленных фотокамерой и пером, а также в комментариях к ним не только показано, что проблема семьи, ее укрепления в городе решается, но и объяснено, что достигнутый успех неслучаен. В данном случае раскрыт положительный опыт. Но человеческая практика может иметь не только положительные результаты, но и отрицательные. В этом случае проблема вырисовывается как бы в чистом виде. В той же Правде 17 ноября 1989 г. напечатана фотокорреспонденция А. Муртазаева и Э. Жигайлова Прости, Арал!» (рис. 18). В ней отражен опыт иссушения Аральского моря Режут рабочие рыболовецкие суда, на борту которых отчаянная надпись Прости, Арал!». Но морене прощает. 75 миллионов тонн мельчайших частиц соли и песка поднимают в год со дна бывшего моря сильные ветры. И разносят на тысячи верст кругом. «Пылегон» – создание рук человеческих. Впрочем, нечеловеческих, а чиновничьих, породивших нелепийшие экономические связи между человеком и природой. Корень проблемы авторы видят в хозяйской деятельности административно-ко- мандной системы. Данная публикация – пример лаконичной газетной фотокорреспонденции. Экологическую проблему раскрыли журнал Журналист) в фотокорреспонденции Байкал два ракурса. Однако здесь нашли другое изобразительно-выра-

    84
    зительное отображение первый ракурс – нетронутая человеком красота Байкала, второй – возведенные на его берегу ив окрестностях промышленные объекты, загрязняющие природу. Красота показана в цветных снимках, экологически узкие места запечатлены в черно-белых фотографиях. Все это разверстано на шести страницах, акцент сделан на фотографический показ, заключительные строчки лаконичны Два ракурса. Две документально запечатленные правды. Только в соседстве друг с другом они дают верное впечатление о переменчивой реальности».
    При всем различии творческих замыслов авторов названые выше фотопубликации обнаруживают общность – они рассказывают о конкретной сфере социальной практики, рассматривая ее в масштабе предприятия, города, района.
    Наконец, можно выделить фотокорреспонденцию, которая осмысливает человеческий опыт, накопленный водной или нескольких сферах. В таких фотопубликациях объектом отображения становится как бы само время, выраженное в материальных и духовных достижениях человека. Данной разновидно-
    Рис. 18. Фотокорреспонденция проблемная

    85
    сти фотокорреспонденций соответствует название – обзорная. В последние годы она используется редко, нов советской фотожурналистике практиковалась постоянно, помещалась в периодических изданиях, как правило, к важным датам в Рис. 19. Фотокорреспонденция обзорная
    жизни страны. Этой разновидности, как видим, характерна временная привязка. Нов сущности, обзорная фотокорре- спонденция не отличается от оперативной и проблемной – она рассказывает о достижениях, осмысливает их, те. также раскрывает социальный опыт. Такова, например, обзорная фото- публикация Москва лужковская» в журнале «Огонёк» (2007.
    № 17). Несмотря на финансовую непрозрачность, многочисленные нарушения любых норм – от строительных до эстетических все равно строительство в Москве самая идеалистическая область деятельности прорабов столицы – заключает периодическое издание (рис. Формы подачи фотокорреспонденций на страницах периодических изданий могут отличаться. На газетной полосе они часто размещаются в виде лаконичных фотопублика- ций, как рассмотренные ранее Запасайся, кто может и Прости, Арал!». Но могут разверстываться на нескольких страницах в виде отдельных фотоблоков с общим заголовком, как уже упоминавшаяся фотокорреспонденция Семья крепит державу. Иногда реализуется третий вариант тема раскрывается двумя средствами – текстом и фотопублика- цией, которая включается в текст для освещения вопроса, который текст лишь называет, но поручает фотографиям раскрыть читателю в наглядном виде. Такой примерна- ходим в журнале Итоги (2011. № 34), разместившем в интервью с В. Кожиным о российской перестройке фотоснимки старой и новой Москвы с кратким комментарием о расширении границ столицы Пока что Москве очень далеко до лоска первопрестольной, далее раскрываются перспективы. По существу данные фотоснимки с текстовым комментарием к ним составили оперативную фотокорреспонденцию.
    Практика иллюстрирования периодической печати, и, прежде всего газет, показывает, что фотожурналист может
    по-разному использовать потенциал фотокорреспонденции. Но это не меняет общей оценки жанра фотокорреспонден- ция – одна из форм газетной и журнальной фотопублици- стики.
    Контрольные вопросы. Назначение фотокорреспонденции.
    2. Предпосылки выделения и становления жанра. Роль фактов в фотокорреспонденции.
    4. Приемы построения изобразительного ряда. Разновидности фотокорреспонденции.
    Задание
    Подготовьте проблемную фотокорреспонденцию.

    88
    ФОТООЧЕРК Развитие жанра
    Обычно, когда обращаются к истокам фотоочерка, называют фотоработу М. Альперта, А. Шайхета и С. Тулеса Семья Филипповых». Действительно, эта фотопубликация в е годы прошлого века имела большой успех. Впервые сюжет излагался так подробно (в пятидесяти двух снимках. Нос точки зрения современных требований фотопу- бликация еще слабо проявляла черты фотоочерка. Роднит ее с ним, пожалуй, лишь пристальное внимание к человеку. Причем фотожурналисты целиком полагались только на документальную силу снимков публикация представлена в виде хроники одного дня рабочей семьи. Примечательно, что эта фоторабота имеет и другое название, на наш взгляд, более соответствующее – «24 часа семьи Филипповых». Несколько отличается от нее ставший хрестоматийным фотоочерк М. Альперта и А. Смоляка Гигант и строитель, опубликованный в журнале СССР настройке. Авторы пытались выразить мысль стройка выковывает нового человека. Раскрытию этой идеи подчинена вся структура произведения. Повествование разворачивается в последовательности, соответствующей реальной фабуле. Вначале читатель видит деревенского парня в лаптях, с котомкой через плечо, приехавшего на Магнитку. Затем следуют кадры, фиксирующие героя на различных участках стройки, его профессиональный и культурный рост.
    Очерковый характер материала очевиден, он определяется задачей, которую поставили перед собой авторы. Их интересует не хроника стройки и изменения в биографии человека сами по себе, а их взаимообусловленность, взаимовлияние. Фотожурналисты пытались подчеркнуть это двуплановым повествованием, те. чередованием снимков, показывающих рост стройки и рост личности Калмыкова, героя фотоочерка. Решение, как видим, довольно прямолинейное используется хроникальный подход. Как отмечало Советское фото, авторы больше констатируют тот или иной факт в жизни Калмыкова, нежели раскрывают содержание этого факта. Поэтому рост личности Калмыкова показан в очерке в значительной степени поверхностно Но все же Гигант и строитель существенно отличается от Семьи Филипповых». Он менее калейдоскопичен, для него характерен строгий отбор жизненного материала, изобразительный строй его в большей мере способствует прочтению авторской мысли. Часто же фотожурналисты механически объединяли снимки на одну тему, без органической связи их между собой.
    Некоторые фотожурналисты искали такие объекты, которые бы разворачивали все свои стороны. В этом отношении характерна фоторабота А. Гаранина «Конкур дирижеров, напечатанная водном из номеров Иллюстрированной газеты, издававшейся в е годы прошлого столетия. Автор заснял дирижера симфонического оркестра у пульта. Публикация состоит из следующихснимков: Первый кадр – пластическое движение дирижерской палочки показывает вступление оркестра второй кадр – диминуэндо, движение руки приглушает звук следующий кадр – дольче (нежно. Правая рука дирижера передает эту мягкость, левая рука задерживает движение следующее движение – субито (внезапное затишье. Вы видите быстрый поворот руки, ладонь вниз – она резко глушит оркестр и последнее – скерцандо игриво. Левая рука опущена Безусловно, автор выбрал объект, отображение которого могло бы привести к успеху, к созданию фотоочерка. Но А. Гаранин преподносит
    читателю дирижерскую грамоту, не раскрывает характер человека. Для нас в данном случае важно отметить другое фотожурналист ведет творческий поиск, который направленна уяснение тематической и предметной определенности фотоочерка.
    Можно привести и другой пример. На конкурсе фото- очерков, объявленном в 1938 г. журналом Советское фото, заслуживающей внимание была названа фотора- бота В. Шаховского Санитарная авиация в горах. Автор кадр за кадром показывает, как была оказана медицинская помощь заболевшему мальчику водном из кишлаков Средней Азии. Все семь снимков последовательно отображают взлет, полет, посадку самолета в горах, обратный путь с больным на борту, выздоровление мальчика.
    Нужно рассматривать публикацию в историческом ракурсе, те. как факт, имевший место в фотожурналистике, как фотоочерк отпочковывался от фоторепортажа. Автор за этим событием увидел характерное явление. Но современный фотожурналист не удовлетворился бы просто фиксаций маршрута, попытался бы найти иной подход к реализации замысла. Констатация фактов действительности преобладала в фотоочерках х годов прошлого столетия. Имея это ввиду и отстаивая полноту власти над объектом съемки, некоторые авторы высказывали сомнение в возможности создания фотоочерка при репортажном способе съемки, видели в нем чуть лине порок фотожурналистской работы и поднимали вопрос об узаконивании постановки, инсценировки действительности. Очевидно, что такой подход с самого начала был неперспективен.
    Следует указать еще одно направление, которое характеризует становление фотоочерка. Речь идет о лаконичности отображения. В качестве примера назовем фотоочерк
    Г. Зельмы Страна учится, напечатанный в 1935 г. в газете Известия. Автор в трех снимках раскрыл выраженную в заголовке масштабную тему первый кадр – молодая учительница ведет урок в школе, второй – та же учительница на занятиях вечерних курсов повышения квалификации, которые ведет профессор, третий – тот же профессор слушает лекцию. Идея фотоочерка прочитывается в сопоставлении снимков. Предельная лаконичность и вместе стем убедительность раскрытия темы были творческой находкой. Иона заслуженно получила высокую оценку. По существу, это было открытие пути фотоочерку на газетную полосу. Малая серия, как в те годы называли такой фотоочерк, бесспорно, имела преимущества хотя бы благодаря тому, что занимала небольшую печатную площадь. Но существенно и другое. Она позволяла охватить взглядом все произведение, тем самым облегчала прочтение мысли автора, значит, повышала эффект воздействия на читателя. Малая серия не сразу нашла широкое распространение в периодической печати, хотя справедливо рассматривалась как форма, удобная не только для газетно и для журналов. Многие последующие годы еще преобладала большая серия. Не каждый фоторепортер мог воплотить тему в сжатой форме. Поэтому многие стремились компенсировать недостаточную содержательность снимков многокадровым изобразительным рядом. Были даже предложены некоторые схемы его построения.
    18
    Следует рассматривать такой подход как факт, имевший место в истории фотоочерка.В нем поверхностно-упрощен- но реализовывалась мысль А. Родченко, высказанная еще в е годы прошлого столетия, о возможности фиксации человека не в синтетическом портрете, а в массе моментальных снимков. Такой путь вел к созданию портретного фото- очерка. Но, конечно, нельзя творчество очеркиста укладывать в какие-либо схемы. Это неминуемо культивирует штамп, в конечном счете, обесценивает труд фотожурналиста, поскольку в сознании читателя такие произведения не оставляют следа.
    Тем не менее, описательность еще долгое время отличала фотоочерк и лишь в е годы прошлого столетия начала преодолеваться. В этот период прояснилась специфика фотоочерка: его назначение и принцип построения изобразительного ряда. Положительную роль в этом сыграли дискуссии, которые велись ряд лет. И хотя полного единства в трактовке жанра достигнуто не было, все же завеса над фотоочерком приподнялась. Это не могло не влиять на практику. Появились новые имена в фотожур- налистике – Г. Копосов, Л. Шерстенников, Вс.Тарасевич, О. Макаров, Л. Устинов и другие, чьи фотопубликации читатель запоминал.
    Сегодня фотоочерк значительно отличается от работ этого жанра более раннего периода. Можно проиллюстрировать вывод практикой О. Макарова. Сошлемся на два его широко известных фотоочерка – Святослав Рихтер» и Человек рожден для поиска. Самоназвание первого говорит о том, что автор ставил цель создать образ Музыканта. В четырех снимках, сделанных на концерте, отображены не фазы профессионального исполнения музыкального произведения (вспомним фото- работу А. Гаранина Конкурс дирижеров, в которой именно этот момент был выдвинут на первый плана внутренний мир героя. Композиция фотоочерка приближена к реальной фабуле и этим обнаруживает некоторое сходство с фоторепортажем. Совсем по-другому построен фотоочерк Человек рожден для поиска (Советское фото, 1978. № 4). Произведение сложное сточки зрения воплощения темы. Автор рассказывает об астрономах, о смысле их труда, человеке, который шагнул в космос, заглянул во Вселенную и много открыл в самом себе. Десять снимков, показывающих 1) мальчика, смотрящего в мир широко открытыми глазами, 2) ученых, наблюдающих за небом, 3) академика Маркаряна, 4) новейшую технику, достающую звезды и слушающую космос,
    5) родные березки – все эти и другие пять снимков – гимн человеку. В фотоочерке как бы отсутствует прямой, жесткий контакт кадров (какой мы отмечали в публикации Г. Зельмы Страна учится, фотоповествование строится на ассоциативных столкновениях. Такая пространственная и временная отдаленность снимков обусловлена тем, что автор снимал, говоря совами А. Гаранина, не только то, что видел, но и то, что думал. (Попутно обратим внимание на то, как изменилось представление о фотоочерке автора Конкурса дирижеров) Перед нами фотоочерк-поэма. Его композиционное решение также целиком подчинено развитию авторской мысли, но отдалено от реальной фабулы».
    Таким образом, фотоочерк сделал значительный шаг в своем развитии. Со страниц периодической печати стали исчезать фотопубликации, в которых отображался некий стандартный герой. Описательность, иллюстративность уступили место анализу характера человека, воплощению его образа. Не фактография, фиксация событий, а осмысление реалий общественной жизни характеризует фотоочерк. Это и определило многообразие его композиционных решений.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта