Главная страница
Навигация по странице:

  • Дополнительная

  • ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие

  • Жанры фотожурналистики

  • книга фо фотожурналистике. Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика


    Скачать 24.1 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов по специальности Журналистика
    Анкоркнига фо фотожурналистике.pdf
    Дата16.01.2018
    Размер24.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакнига фо фотожурналистике.pdf
    ТипУчебное пособие
    #14191
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Контрольные вопросы. Отличительные черты фотосерии как жанра. Особенности сюжета фотосерии.
    3. Фотографический и текстовой компоненты жанра. Варианты создания фотосерий.
    Задание
    Подготовьте одну из разновидностей фотосерий.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Появление фотоснимков в периодической печати связано с необходимостью дать массовому читателю документальное и наглядное представление о фактах, событиях и явлениях социальной действительности. Отсюда можно заключить выделение и развитие фотожурналистики как самостоятельного вида обусловлено общественной потребностью. Фотожурналист осознает свою деятельность как деятельность общественно-политическую.
    Фоторепортер в полной мере смог решать заложенные в фотографии и слове возможности не только констатировать, но и интерпретировать факты и явления общественной жизни. Это привело к расширению содержательного пласта фо- топубликаций: от фиксации отдельных сторон действительности, до постановки проблемы. В зависимости от использования ресурсов фотографии и слова в фотожурналистике можно выделить эмпирический, эмпирико-теоретический и образный типы содержания.
    Расширение содержательности фотопубликаций – это не только освоение новых темно и углубление старых. В силу неразрывности содержания и формы путь к овладению новым содержанием был также путем к открытиям в форме, к расширению жанрового арсенала фотожурнали- стики. Наряду с фотозаметкой на страницах периодической печати закрепились фоторепортаж, фотоочерк и другие формы, наряду с информационными жанрами выделились жанры публицистические, дающие интерпретированное отображение действительности, в большей мере позволяющие раскрыть авторское отношение к фиксируемым фактами явлениям общественной жизни. В тоже время продолжается поиск новых форм.
    Становление жанров фотожурналистики носит объективный характер. Это вытекает из обусловленности формы содержанием. С другой стороны, в качестве объективного момента развития жанров выступают цели и задачи периодической печати, поскольку в фотожурналистике они преобразуются в творческую программу фоторепортера.
    Жанры в совокупности раскрывают возможности фото- журналистики в отображении действительности, следовательно, характеризуют специфику фотожурналистики как творческой деятельности. Это со всей очевидностью вытекает и из того, что жанр представляет форму, в которой материализуются все этапы творческого процесса.
    Жанрам фотожурналистики присущ системный характер. Он вырисовывается в том, что каждый жанр имеет конкретное назначение, не дублирует другого, те. занимает свое место в сформированном ряду, в тоже время выражает закономерности данного вида творческой деятельности, содержит в себе интегративные качества. Фотожурналистика выработала именно те жанры, без которых она не могла бы функционировать как вид журналистики.
    Форма – категория содержательная. Это значит, что каждый жанр вызван к жизни потребностью отображать свой участок действительности, те. отличается гносеологической избирательностью. Нов тоже время жанр показывает, какими критериями следует руководствоваться при оценке фотопубликации. Нельзя судить, скажем, о фотозаметке с позиции фоторепортажа, фотокорреспонденции и т.д. Жанр раскрывает свои возможности в единстве фотографического и текстового компонентов. Единство компонентов достигается в том случае, когда взаимосвязь между ними органична, когда для раскрытия темы целенаправленно используются преимущественные качества фотографии и слова. Мастерство фотожурналиста предполагает владение и объективом, и пером.
    Фотожурналистика использует не только понятийный язык, но и образный. В последнем случае она обнаруживает близость с другим видом творческой деятельности – искусством. Но было бы неправомерно оценивать фотожурна- листские публикации, руководствуясь лишь эстетическими критериями.
    Характеристика жанров отражает состояние фотожурна- листики на определенном этапе ее развития. Такой вывод закономерен, поскольку каждый период истории отличается своеобразием содержания действительности и задачами, которые ставятся перед фоторепортерами.
    Границы жанров подвижны. Обнаруживается процесс проникновения элементов одной формы в другую. В целом же тенденция развития жанров находится в русле совершенствования фотожурналистики как вида журналистики.
    В фотопубликации нередко прочитывается почерк автора, поскольку в работе над темой фотожурналист стремится найти свое решение, использовать свои найденные выразительные средства. Однако так или иначе творческий поиск он ведет на почве того или иного жанра. Знание специфики жанров, умение использовать их выразительные возможности одно из условий плодотворной работы фото- журналиста.
    Итак, логика взаимоотношений между жанрами фото- журналистики выражается в том, что каждый из них отличается гносеологической избирательностью ив тоже время все вместе они обеспечивают всесторонний охват действительности и глубину ее освоения. Диапазон жанров позволяет фоторепортеру фиксировать и единичный факт, и развитие события, и отдельные приметы, явления, раскрывать социальный опыт. Показ действительности сочетает документальность в фотозаметке, фоторепортаже, фото- зарисовке, фотокорреспонденции, фотоочерке, фотосерии, фотопортрете и условность в фотомонтаже. Фотомонтаж, используя трансформацию изображения, обретает силу фельетона и памфлета.
    Профессия фоторепортера обязывает быть в гуще событий, схватывать политический смысл социальных процессов и доходчиво отображать в своих публикациях. Эффективность выступлений фотожурналистов в печати зависит оттого, как полно используют они потенциал каждого жанра
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    Основная
    Волков-Ланнит Л. Ф Искусство фотопортрета. М, Ворон НИ Иллюстрация в газете и журнале // Дизайн периодических изданий. МС. Житомирский А. А. Искусство политического фотомонтажа. М, 1983.
    Копосов Г. В, Шерстенников Л. Н. В фокусе – фоторепортер. М, Морозов С. А Творческая фотография. МС.
    Тертычный А. А. Жанры периодической печати Уч. пос. МС.
    Дополнительная
    Бальтерманц И. Д Специфика содержания и формы фо- тожурналистики. М, 1981.
    Вартанов АС Фотография документ и образ. М, 1983 Ворон НИ Портрет на фоне новостей (Характер образности в фотожурналистике) // Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 6. С. Ворон НИ Эволюция журнальной фотоиллюстрации.//
    Вестн. Моск. унта. Сер 10. Журналистика. 2008. № 2. С. Ильин И. А. Основы художества. О совершенном вис- кусстве // Собр. соч Вт. Т. 6: Кн. 1. МС. 51-182.
    Корецкий В. Б Товарищ плакат. Опыт, размышления. М,
    1981.

    Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М, Песков В. М Любовь фотография. М, 2003.
    Симонов К. Страница военная Фотожурналист и время. МС. 123-141.
    Стюфляева МИ Образные ресурсы публицистики. М,
    1982.
    Устинов А. В С лейкой и блокнотом. М, 1985.
    Фаин Б. Фотоочерк как жанр // Сов. фото. 1974, № 12. С. Чудаков Г. Фотография в прессе содержание, форма, жанровая структура // Сов. фото. 1982. № 8. С. 14-15. № 10. С. 26-27, 44. № 12. С. 40-41; 1983. № 1. С. 22-23.

    141
    ИСТОЧНИКИ
    1
    Столович Л. Н Жизнь – творчество – человек. – МС. Горохов В. М Закономерности публицистического творчества. – МС. Горохов В. М Закономерности публицистического творчества. – МС. Горохов В. М. Социально-познавательные функции печати // Вестн. Моск. унта. Журналистика. 1969. № 1. С. Жанры телевидения. – МС.
    6
    Лосев А. Ф Проблема символа и реалистическое искусство. – М,
    1995. С.135.
    7
    Вартанов Ан. От движения объектов к движению мыслей // Сов. фото. 1970. № 1. С.16.
    8
    Советское фото. 1930. № 1. С. 2.
    9
    Фридлянд С. Заметки о творческой практике // Пролетарское фото.
    1933. № 3. С. Новый Огонек // Сов. фото. 1935. № 11. С. 22.
    11
    Гроховский П. Фотография в прессе // Сов. фото. 1929. № 1. С. 6.
    12
    Фридлянд С Заметки о творческой практике // Пролетарское фото.
    1933. № 3. С. Ударные задачи советского фотодвижения // Сов. фото. 1930. № 2. С. 35.
    14
    Зотин И Современное видение в фотографии // Сов. фото. 1978.
    № 2. С. Документальное и художественное в современном искусстве. – МС. 126.
    16
    Кристи Л. Заметки о СССР настройке Сов. фото. 1940. № . С. 10 17
    Гришанин ВО фотоочерке // Сов. фото. 1939. № 6. С. Морозов С. Фотоиллюстрация в газете. – МС. 29-30.
    19
    Тарасевич Вс. Рождение темы // Сов. фото. 1970. № 9. С. 30.
    20
    Цит. по Дыко Л. Что же такое фотоочерк // Сов. фото. 1970. № 8. С. 12.
    21
    Цит. по Дыко Л Что же такое фотоочерк // Сов. фото. 1970. № 8. С. 24.
    22
    Фаин Б. Фотоочерк как жанр // Сов. фото. 1974. № 2. С. 24.
    23
    Тарасевич Вс. Рождение темы // Сов. фото. 1970. № 9. С.30-31.
    24
    Дыко Л Фотоочерк как жанр // Фотожурналист и время. – МС. Документальное и художественное в современном искусстве. – МС. Документальное и художественное в современном искусстве. – МС
    27
    Гулыга А. В. Искусство ввек науки. – МС.
    28
    Богатырев В. Защита окружающей среды // Сов. фото. 1976. № 3. С. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. – МС. 149.
    30
    Стюфляева МИ. Образные ресурсы публицистики. – МС. 125.
    31
    Афанасьев В. Фото и фотомонтаж // Сов. фото. 1935. № 11. С. Морозов С. А. Творческая фотография. – МС.
    33
    Альперович ИО фотомонтаже // Сов. фото. 1930. № 1. С. 5.
    34
    Кусаков О Социальное значение фотомонтажа // Сов. фото. 1930.
    № 5. С. 130. Пирожков АН. Фотомонтаж в советской прессе. – МС. Орлов В. Искусство фотомонтажа // Фотожурналист и время. – МС. Пирожков АН. Фотомонтаж в советской прессе. – МС. Житомирский А. А. Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику. – МС. 110.
    39
    Волков-Ланнит Л. Ф Искусство фотопортрета. – МС. Ильин И. А. Собрание сочинений Вт. Т. 6: Кн. 1. – МС. Ильин И. А. Собрание сочинений Вт. Т. 6: Кн. 1. – МС. 125.
    42
    Цит. по Агеев В. Н Семиотика. – МС.
    43
    Флоренский П Анализ пространственности и времени в художе- ственно-изобразительных произведениях. – МС. 174.
    44
    Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художе- ственно-изобразительных произведениях. – МС.
    45
    Копосов Г, Шерстенников Л. В фокусе – фоторепортер. – МС
    143
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие .................................................................. Глава 1. Содержание и форма фотожурналистики
    .............
    5 Типы содержания .................................................. Элементы содержания и формы .......................... Глава 2. Жанровая структура фотожурналистики Типологические признаки и виды жанров ......... 24
    ФОТОЗАМЕТКА ........................................................ 31
    Развитие жанра ...................................................... Особенности и назначение жанра ....................... 34 Разновидности фотозаметок и формы их подачи 37 ФОТОРЕПОРТАЖ ...................................................... 45 Развитие жанра ...................................................... Назначение и особенности жанра ........................ 52
    Разновидности фоторепортажа ............................ 54
    ФОТОЗАРИСОВКА .................................................... 62
    Истоки жанра ......................................................... 62 Жанровые особенности фотозарисовки .............. 65 Разновидности фотозарисовок .............................. 68
    ФОТОКОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ..................................... Развитие жанра ........................................................ Жанровые особенности фотокорреспонденции ... 77 Разновидности фотокорреспонденций ................. 81
    ФОТООЧЕРК ............................................................... Развитие жанра ....................................................... Назначение и особенности жанра ........................ 93 Разновидности фотоочерка ................................... 98
    ФОТОМОНТАЖ ...................................................... 106
    Из истории фотомонтажа ................................. 106
    Жанровые особенности фотомонтажа ...... .....
    110
    Разновидности фотомонтажа ...........................
    113 ПОРТРЕТНЫЕ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЯ ...............
    117
    ФОТОСЕРИЯ ........................................................... Особенности фотосерии .................................... 128 Заключение .............................................................. 135 Список литературы ............................................... 139 Источники ............................................................... 141
    НИ. Ворон
    Жанры фотожурналистики.
    Учебное пособие
    Дизайн, верстка
    Л. М. Лосева
    Заказ 107. Тираж 100 экз.
    Отпечатано в УПЛ факультета журналистики МГУ
    имени МВ. Ломоносова, Москва, ул. Моховая, 9
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта