книга фо фотожурналистике. Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика
Скачать 24.1 Mb.
|
Тема выражает круг жизненных вопросов, раскрытых в фотопубликации. Фотожурналиста недаром называют летописцем истории, он закрепляет в снимках и тексте жизненный материал. Появление фотопубликации в периодической печати должно отражать, с одной стороны, потребность общественной практики, с другой – соотноситься с интересами аудитории. Выступление фотожурналиста в газете или журнале окажется в той мере эффективным, в какой совпадут объективная потребность в этом выступлении в данный момент и интересы читателя. Это и влияет на выбор темы. В современной действительности фоторепортеру следует обращать внимание на то, что выдвигается жизнью на первый план. Следовательно, тема должна быть актуальной. В сфере деятельности журналиста выделяются вопросы, требующие незамедлительного решения. Как правило, это те моменты, которые уже сегодня стали тормозом на пути общественного прогресса. Они в первую очередь должны попадать в поле зрения объектива. Таким образом тема фо- топубликации определяется как злободневная Выбор темы становится делом творческим. Неважно, находит ее фоторепортер сам или извлекает из редакционного плана – последний тоже составляется с учетом предложений фотожурналистов. В выборе темы проверяется профессиональный уровень автора. Итак, тема очерчивает круг вопросов, которые намерен отобразить фотожурналист. Но, чтобы издание обрело жизненность, его нужно наполнить конкретным материалом, почерпнутым из действительности. Таким наполнителем являются факты. Факт, как отмечает Новый энциклопедический словарь, есть синоним понятий истина, событие, результат». Суть истины – адекватное отображение субъектом явлений действительности. Стало быть, факт адекватен реальности жизни. Равнозначность его событию, те. случаю, происшедшему в общественной или личной жизни, подчеркивает, что факт воплощается в форме реальной действительности Понятие результат указывает на свершенность чего- то, завершенность действия. В переводе с латинского языка факт и означает сделанное, совершившееся. Наконец, следует выделить еще один его признак факт конкретен. Это обстоятельство и то, что он предстает в форме действительности, позволяет фиксировать его с помощью фотоаппарата. Фотожурналистика, как и журналистика в целом, стремится оказывать влияние на сознание читателя. Каждый отраженный в фотопубликации факт наполняется идеолого- политическим смыслом. Конечно, фотопубликация не лишается познавательного начала, но оно не самоцель в фото- журналистике. Факт в данном случае сохраняет свою документальную основу. Интерпретация направлена лишь на то, чтобы полнее раскрыть его сущность. Мастерство фоторепортера проявляется в том, какие факты он находит в действительности и каких доносит до читателя. Событие также следует рассматривать как элемент фактологической группы. Его можно представить как факт враз- витии. Достигнута трудовая победа, сделано научное открытие, состоялась премьера спектакля, побит прежний рекорд в спорте – подобные факты мы узнаем со станиц периодической печати. Но это, безусловно, и события. Они протяженны во времени, их можно проследить и зафиксировать. Таким образом, событие – это динамическая форма факта. Явление тоже относится к группе элементов содержания. Оно опять же связано с фактом. Скажем, перестройку, свершившуюся в общественной жизни нашей страны, мы характеризуем как явление. Поскольку она затронула многие сферы деятельности человека, фотожурналист сознавал, что целостный показ перестройки потребовал бы эпических форм отображения. Отдельный же снимок фиксирует внимание к какой-то одной стороне жизни. Так, объектив мог запечатлеть факт образования арендных предприятий, фермерских хозяйств, демократичный подход к решению какого-то вопроса, а также другие фрагменты социальной действительности, характеризующие перестройку. Таким образом, явление, имея фактическую основу, воплощается во множестве фактов, как бы рассыпано в них. Чтобы раскрыть явление, фотожурналист должен изучать действительность, исследовать ее, собирать по крупицам важное, отделяя его от несущественного, паказать сабя и как социологи как художник. Для отображения явлений фоторепортер должен найти соответствующую жанровую форму. Идея – главная мысль произведения. Этот элемент содержания естественно опосредован фактами. Во-первых, идея рождается из наблюдения за действительностью, автор отталкивается от фактов, создавая свое произведение. Во- вторых, благодаря идее факты соединяются, между ними обнаруживается связь, образуя логически завершенный материал, который обретает статус произведения. Однако идея – это не содержание фотопубликации, а лишь доминирующая оценочная мысль ее. Роль идеи синтезирующая. В фотожурналистике, как ив целом в журналистике, она формулируется в виде логического тезиса. Оптимальная полнота и упорядоченность материала составляют основные предпосылки для воплощения идеи в произведении. Следует при этом подчеркнуть, что положительный результат может быть достигнут, если идее подчинены оба компонента фотопубликации – и визуальный, и вербальный. Здесь учитывается специфика иконического и языкового знаков. Социально-политическая значимость идеи определяется тем, насколько глубоко в ней отражены закономерности общественной жизни, насколько соотнесена она с практикой, насколько взгляд автора научно выверен. Однако очень важно также, в какой форме она представлена, в какой мере абстрактное сочетается в ней с конкретно-чувственным, логическое с эмоциональным. Художественно-документальный образ – та категория содержания, в которой абстрактное с конкретно-чувствен- ным соединяются наиболее полно. Его своеобразие заключается в том, что он представляет собой факт-идею, те. может быть отнесен к элементами фактологической группы, и идейно-тематической. Такое положение образа определяется тем, что в нем вместились и отражение предмета, и отношение автора к нему. Единство объективного и субъективного одна из основных характеристик образа. Восприятие образа-идеи эмоционально. Это хорошо видно из фотопубликаций В. Кузьмина Цветущее поле вдоль дороги…» и В. Семина «Чаронда во сне, рассмотренных нами ранее Структура образа включает элементы единичного, особенного и всеобщего. Отличие единичного состоит в том, что его можно непосредственно созерцать. Оно включает внешние признаки, которые выделяют данный объект. Это черты лица, манеры поведения, привычки и т.д. Словом, это индивидуальные приметы объекта. Единичное выступает как форма всеобщего. Всеобщее выражает свойства, которые характерны для целого вида или рода явлений. Всеобщее оживает в единичном. Особенное есть выражение всеобщего и единичного. Особенное конкретно, всегда соотносится с определенной средой, временем, обстоятельствами. Если в единичном обнаруживаются черты всеобщего, мы отмечаем его типичность, а типизация есть путь к созданию образа. Фоторепортер стремится найти в самой действительности такие факты, в которых наиболее отчетливо обнаруживаются признаки всеобщего. Выхватывание же их из действительности наделяет образ качеством документальности. В фотожурналистике он обретает эстетическую значимость в связи с ярко выраженным социально-по- литическим содержанием. Содержание, как уже отмечалось, на страницах газет и журналов предстает в определенной форме. Содержание предопределяет форму, в свою очередь, форма играет решающую роль в создании произведения только благодаря ей читатель осваивает содержание. Однако форма – понятие общее. К основным элементам формы относятся сюжет и композиция. Сюжет непосредственно связан с темой. В фотожурна- листике отмечается двоякое толкование сюжета отображение его в отдельном фотоснимке ив развернутом показе действительности в ряде фотографий. В первом толковании просматривается аналогия с живописью. Обычно говорят о сюжете картины. Употребления понятия сюжет по отношению к отдельной фотографии связано с процессом восприятия фотоснимка, сего прочтением. В большей степени понятие сюжет применимо к мно- гокадровому изобразительному ряду. Можно говорить о сюжете публикаций в жанре фоторепортажа, фотокорреспон- денции, фотоочерка, фотосерии, в какой-то мере фотозари- совки. Однако и здесь следует сделать уточнение. В фото- журналистике, как ив целом в журналистике, своеобразие его состоит в том, что он предстает не столько историей роста характера, сколько системой событий, историей развития публицистической идеи, историей постановки решения актуальной общественной проблемы». 3 Практику фотожурналистики отличает широта сферы отображения. Нередко действительность как бы сама предлагает фоторепортеру сюжетное оформление материала. Он фиксирует ход действия. У читателя при знакомстве с фото- публикацией может возникать чувство непосредственного наблюдения за действительностью. Такое присутствие читателя на месте действия обеспечила динамичность сюжета, получившего название – событийный. Внешне он прост фотожурналист отображает развитие действия в той последовательности, в какой оно протекало в действительности. Свою задачу фоторепортер видит в выборе моментов фиксации и определения границ отображения. Такой сюжет характерен для фоторепортажа. В публицистике выделяют также проблемный, или лого- сюжет. Основные элементы его ввод в проблему, ее постановка, оценка фактов, аргументация, вывод. Данный тип сюжета не предоставляется жизнью в готовом виде, его строит фотожурналист. Отмечается некоторая заданность отображения, все факты нанизываются на магистральную, единую в фотопубликации мысль автора. Фоторепортер отбирает такие факты, которые подчеркивают характерное в герое или проблеме. Логика их развития и предопределяет особенности сюжета. Его мы обнаруживаем в фотоочерке, фотокорреспонденции. Композиция – другой элемент формы. Она выражает организацию, соотношение частей фотопубликации, соподчинение каждой части целому. Композицию фотопублика- ции неверно соотносить только со снимком. Снимок – часть произведения, его компонент. Композиция фотопубликации охватывает все ее части. Несмотря на неоднородность компонентов, в единстве они образуют целое. Значение композиции в томи заключается, что она позволяет достичь единства всех частей. Композиция обнаруживает связь с сюжетом, хотя оба понятия характеризуют разные стороны произведения. Сюжет – его динамическая сторона, композиция – статическая. Связь же выражается в том, что композиция зависима от сюжета. О выразительном построении фотопубликации говорят тогда, когда оно соответствует сюжету, способствует его проявлению. Если рассматривать с этой точки зрения упоминавшуюся ранее фотопубликацию Д. Белякова Большая нефть, то обнаружим, что она состоит из нескольких частей, соотносящихся друг с другом и подчиненных целому. В фотоочерке В. Семина «Чаронда во сне построение материала привело в соответствие детали и образ. Композиция, как видим, обнаруживает связь с элементами содержания. В построении произведения заключен момент нормативности пропорциональность частей, соподчиненность частей общему и т.д. Однако из этого нельзя делать ввод о пассивности, постоянной заданности композиции. Она соотносится с творческим замыслом фотожурналиста, в ней обнаруживается единство нормативного и индивидуального. Практика отечественной фотожурналистики богата произведениями, отражающими личность фоторепортера, о чем свидетельствует появление в газетах и журналах запоминающихся фотопубликаций. Контрольные вопросы. Понятие содержания в фотожурналистике. 2. Особенности эмпирического, эмпирико-теоретическо- го, образного типов содержания, их соотнесенность створ- ческими задачами фотожурналиста. Факт как элемент содержания. Художественно-документальный образ как категория содержания. Роль сюжета и композиции в произведении Глава 2. ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ Типологические признаки и виды жанров В фотожурналистике, как ив каждом виде журналистики, творческий процесс познания действительности протекает в рамках того или иного жанра. Жанр – это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Данное определение указывает на то, что жанр категория содержательная. В самом деле, выделив в окружающей действительности факт, представляющий общественный интерес, и осознав целесообразность сообщить о нем в печати, фоторепортер воплощает содержание факта в соответствующую форму. Когда же в поле зрения автора оказывается не единичный факта, скажем, злободневная проблема, те. взаимосвязь фактов, тогда он использует другой жанр, содержательно более ёмкий, способный высветить эту проблему. И хотя выбор жанра принадлежит фотожурналисту, очевидным становится, что этот акт не есть чисто субъективный. Во-первых, он руководствуется определенной целью, во-вторых, должен учитывать возможности жанра, поскольку каждый из них наделен отличительными средствами отображения действительности. Иными словами, эти средства должны соответствовать воплощению творческой задачи и, таким образом, достижению намеченной цели. В фотожурналистике за многие десятилетия сформировалась определенная система жанров. Процесс ее становления испытывает, с одной стороны, требования печати, с другой искусства. Фоторепортер ставит перед собой те цели и задачи, выбирает для съемки те объекты, находит те формы отображения, которые определяются периодической печатью и наилучшим образом соответствуют ей. В тоже время он заимствует некоторые изобразительно-выразительные средства художественной фотографии. Это обогащает фото- журналистику. Форма в фотожурналистике имеет много общего с формой других видов журналистики. Подчеркнем вслед за В. М. Гороховым журналистика использует те формы познания, которые, во-первых, позволяют ей незамедлительно вмешиваться вход текущей истории, во-вторых, обеспечивают эффективное воздействие на массы и, в-третьих, предоставляют возможность для гибкого и мобильного совершенствования самой журналистики Эти выводы полностью относятся и к фотожурналистике. Ведь будучи видом журналистики, другими словами, компонентом системы журналистика, она проявляет закономерности этой системы, обнаруживает в себе интегративные качества. Потому- то ив содержательно-структурной организации публикаций фоторепортеров заметен системный аспект. Сходство в содержательно-структурной организации произведений предполагает частичное или полное совпадение типологических признаков, характеризующих жанр. Каждый типологический признак раскрывает одну из существенных сторон жанра, а в совокупности они позволяют представить его завершенную модель, что и определяет их теоретический смысл. В практической же фотожурналисти- ке они обретают значимость, поскольку заостряют внимание на отличительных чертах жанров и таким образом ориентируют фоторепортеров в изобразительно-выразитель- ных возможностях каждого из них. В практике фотожурналистики четко вырисовались, сформировались и используются в периодической печати фотоза- метка, фоторепортаж, фотозарисовка, фотокорреспонденция, фотоочерк, фотомонтаж, фотосерия. Позаимствован у искусства фотопортрет. По каким типологическим признакам выделяются названные жанровые модели Поскольку жанр категория содержательная, иными словами, его функция – выразить определенное содержание, именно поэтому заглавным типологическим признаком является конкретное назначение жанра, те. та сторона действительности, которую предписано ему отображать. Так, мы обнаруживаем, что в основе фотозаметки лежит единичный факт, фоторепортажа – событие, фотоочерка – явление. Эти содержательные категории рассмотрены в предыдущей главе. Если провести сравнение со словесной и тележурналистикой, то обнаружим, что и там обращаются к заметке, когда надо сообщить о единичном факте (о трудовом достижении, о результате спортивного состязания и т.д.); к репортажу, когда предстоит рассказать о событии к очерку, когда нужно отобразить общественное явление. Таким образом, обнаруживается гносеологическая избирательность жанров. Выявив сходство, следует отметить и различие в словесной журналистике вводится признак характер объекта и по нему жанры подразделяются на две группы, показывающие действительность непосредственную и отраженную. В фотожурналистике такой критерий невозможен, поскольку фоторепортер всегда имеет дело с непосредственной реальностью. Скажем, нельзя языком фотографии сделать обзор печати. Фоторепортер, например, может засвидетельствовать, что какая-нибудь газета пользуется спросом у читателей, запечатлев момент продажи ее в киоске. Но это будет фотозаметка. Не находим также в фотожурналистике аналогии рецензии, статье и некоторым другим жанрам. Второй типологический признак – характер отображения. В фотозаметке факт фиксируется чаще всего в нераз- 27 вернутом виде, в нем выделяется главное, по нему читатель судит о факте. В данном случае не обнаруживается подчеркнуто выраженного отношения автора к отображаемому. Фоторепортер констатирует факт. В фотоочерке личностный момент выражается наиболее полно, запечатленная действительность показывается в интерпретированном виде. Именно на авторском суждении об отображаемом держится все произведение. Если читатель его не прочитывает, фотоочерк распадается на отдельные снимки, заключающие в себе фрагменты действительности, механически составившие изобразительный ряд. Таким образом, жанрам присуща разная степень авторского самовыражения, что и определяет характер отображения. Последний проявляется в обоих компонентах произведения – как в фотографическом, таки в текстовом. Далее, различным жанрам присущ разный масштаб обобщений и выводов В самом деле, фотозаметка, констатируя единичный факт, не предполагает каких-либо обобщений. Оценка факта проявляется в том, что из множества выбран именно этот. Фотоочерк, фотомонтаж, как правило, охватывают действительность более широко, что само по себе еще не гарантирует масштаба обобщений и выводов, однако предрасполагает к этому. Все зависит оттого, насколько творчески, глубоко осваивает ее фотожурналист. Следующий типологический признак – своеобразие композиции произведений фотожурналистики. Сравним фоторепортаж с фотоочерком. В первом фиксируется ход изменения действительности и затем в изобразительном ряде отображается последовательность ее развития. Очеркисту же важно не столько документальное свидетельство какого- нибудь кусочка общественной жизни, сколько верность выводов, поэтому он вправе перестраивать отображенный материал, чтоб сущность его стала наглядной, проступила явственнее. Здесь опять же мы находим сходство с другими видами журналистики. Исследователи жанров тележурналистики, например, отмечают, что композиционная организация репортажа диктуется самим строем происходящего события, приближаясь к его реальной фабуле, а очерк содержит в себе элементы драматургической организации сюжета контролируемого реальной фабулой». Наконец, решая различные творчески задачи, фотожурналист по-разному использует выразительный язык фотографии и слова. Как правило, по сравнению с фотозарисов- кой, фоторепортажем самая ограниченная выразительная палитра наблюдается в фотозаметке. Именно по названным признакам можно определить форму фотопубликации в периодической печати. Некоторые же отклонения в структуре свидетельствуют о подвижности жанров, их развитии. Жанр определяется не по одному признаку, а по их совокупности. А сходство жанров по некоторым признакам дает возможность квалифицировать их по видам. В практике фотожурналистов можно выделить два вида жанров – информационные и публицистические. К первому относятся фотозаметка, фотозарисовка, фоторепортаж, фотосерия. Ко второму – фотокорреспонденция, фотоочерк, фотомонтаж. Разграничением по видам служит характер отображения действительности констатация, те. описание, и интерпретация, те. анализ, обобщение, выражение своей точки зрения автором. Что характерно для информационных жанров? Фоторепортера часто называют ловцом мгновений. Под понятием мгновение подразумевается новый факт. Фотожурналист снимает для газеты и журнала, их читателям ненужен устаревший материал. Поэтому от фоторепортера требуется оперативность в работе. И не только это. В многообразии действительности фоторепортер должен находить и запечатлевать общественно важные, злободневные моменты. Итак, для произведений информационных жанров характерны констатация нового факта или свершающегося события оперативность отображения злободневность содержания. Произведениям публицистического вида свойствен более широкий охват действительности. Отображается, как правило, не один факта несколько. Факты в данном случае представляют собой не эмпирическую констатацию реальности, а служат средством аргументации, раскрытия явления. Даже и тогда, когда фотожурналист заостряет внимание на одном факте, рассматривает его не изолированно, а пытается выявить те нити, которыми он связан с одной или несколькими сторонам действительности. Отображение различных моментов общественной жизни в данной группе жанров носит интерпретирующий характер. Для жанров публицистического вида свойственны – широта охвата действительности многоаспектность исследования масштаб обобщений и выводов. Следует отметить, что, как и сами жанры, их виды на практике редко обнаруживаются в чистом виде. Нередко приходится наблюдать проникновение элементов одной формы другую. Жанровая модель – это своего рода эталон. Соотнесение с ним конкретного произведения дает возможность выявить отклонения от модели, понять тенденции развития жанров. Так, в современной фотожурналистике можно обнаружить подвижность даже такого, казалось бы, устоявшегося жанра, как фотозаметка. Ведь в практике такое положение, когда замысел автора ощущает тесноту жанра, наблюдается часто. В таких случаях фотожурналист вкючает в структуру жанра новые элементы. Однако это не означает, что он облекает материал в принципиально иную форму. В данном случае фоторепортаж не перестает быть фоторепортажем, поскольку он сохраняет свои основные характеристики. Такова система жанров в фотожурналистике. О чем необходимо помнить, что нужно ясно представлять То, что, будучи принадлежностью формы, жанр содержателен. Все жанры отличаются сущностью и объемом содержания. Что соотносится с понятием сущность содержания жанра То, что предписано данному жанру, та сфера действительности, которая может быть воплощена только в данной форме. Что следует понимать под объемом содержания Это не столько количественная, сколько качественная характеристика. Она заключает в себе глубину творческого осмысления отображаемой реальности и соответствующего воплощения в публикации. |