книга фо фотожурналистике. Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика
Скачать 24.1 Mb.
|
Контрольные вопросы. Назначение фоторепортажа. Соотношение сюжета и фабулы в фоторепортаже. Визуальный и вербальный компоненты в фоторепортаже. Разновидности жанра Задание Подготовьте фоторепортажи разных видов. Изложите свой замысел и обоснуйте построение фотографического ряда, а также текстового сопровождения 62 ФОТОЗАРИСОВКА Истоки жанра На страницах периодической печати можно обнаружить фотопубликации, которым соответствует понятие «фотоза- рисовка. Для уяснения специфики и места фотозарисовки в системе жанров фотожурналистики важно знать ее истоки. Обратимся к примеру. Газета Советская культура 6 сентября 1986 г. напечатала два снимка Ю. Фролова со следующим текстом: «Право жене насмотреться на эту красоту. Вроде бы просто пришел к роднику добрый человек, срубил над ним сказочный теремок с петушком на остром шпиле. Еще поставил рядом деревянные скамейки и стол садись, отдыхай после долгой дороги. А ведь все вокруг другим стало… Если вам доведется быть на кукморской земле, что на границе Татарии, не спешите уезжать. Загляните к этому Чудо-роднику. Скажите спасибо Мастеру». О чем повествует автор О том, что в Кукморском районе Татарстана сберегли источник питьевой воды На снимках читатель увидели мастерски срубленный деревянный теремок над родником, и сельских ребятишек, утоливших жажду. Если автор констатирует лишь поучительный факт, тогда перед нами фотозаметка. Нов данной фотопублика- ции читатель получил информацию, которую нельзя свести к фактографии, – она объемна и чувственна. Другими словами, факт служит фоном чего-то иного, выступающего на первый план. Перед нами пример фотозарисовки. Истоки жанра обнаруживаются в отдаленном прошлом, и связаны с социальной фотографией. Еще в дореволюционное время демократически настроенных мастеров фотографии не устраивала съемка под жизнь в павильонах, они делали попытки, насколько позволяла техника, запечатлевать саму жизнь с ее социальными контрастами и противоречиями. Одним из таких фотографов был М. Дмитриев, работавший в Нижнем Новгороде. Его снимки из ночлежного приюта Бугрова, и уездов Нижегородской губернии, с берегов Волги – это своего рода фотозарисов- кис натуры. Отображая быт бурлаков, босяков, странников, крестьян, они в большинстве своем не находили места на страницах печати, поскольку не отвечали требованиям цензуры. Их высоко ценил А. М. Горький. Правдивый показ различных сторон действительности отличал этот вид фоторабот. Однако отображение действительности в фотозарисов- ках не сводилось лишь к простому документированию реальностей, оно включало также поиск способов передачи настроения в фотографии. Такой поиск велся впервые десятилетия прошлого века. Передача настроения в снимках для многих фотографов становилась главной творческой установкой, передача же сходства с натурой – второстепенной. Считалось, что создать настроение можно, лишив фотографию предметного изображения. Для этой цели широко использовались мяг- корисующие объективы, придававшие расплывчатость, недосказанность снимку. Обеспредмечивание, или изображение в большей мере чувственное, чем предметное, способно было лишь на эффект. В тоже время фотопубликациям с настроением пришлось познать и отчуждение, часть фоторепортеров видела свою задачу в отображении действительности в чистом виде. Вот примечательное суждение тех лет Всякое настроение, особое чувство, выражаемое художественной фотографией, чужды газетному фоторепортажному произведению. Привнесенные в него эти обстоятельства затемняют основной смысл свежести и новизны информации». 11 Но этот период продолжался недолго. Уже в 1933 году известный фотожурналист С. Фридлянд писал Сейчас протокольная фотоотписка уже слабое оружие или вовсе не оружие Фоторепортеры по-прежнему стремятся одухотворить снимок, раскрыть содержание в эмоциональной форме. Однако теперь эмоциональность повествования сочеталась с документальностью, ярко выраженной предметностью. И не только сочеталась, но и произрастала надо- кументальной основе. Фотографический язык обогащался, и это создавало почву для становления фотозарисовки. Но если в довоенный период фотозарисовка в печати не занимала сколько-нибудь заметного места, усилиями фоторепортеров познавались контуры жанра, тов послевоенное время она достаточно отчетливо оформилась и стала чаще появляться на страницах периодических изданий. Были для этого объективные причины. Новая интонация жизни не могла быть в полной мере отражена рациональным языком фотожурналистики военных лет. Улавливая ее, фоторепортеры все чаще используют такой метод, при котором документальность изображении сочеталась с передачей эмоций. Таковы предпосылки становления фотозарисовки. Однако потенциал жанра использовался не полностью. Условия довлели над фоторепортером директивность направляла работу фотожурналистов в определенное тематическое русло, как правило, возвеличивание достижений, картинный показ жизни народа, масштабы строительства и т.д. Фотозарисовка с ее беспроблемностью также свидетельствовала об одностороннем показе действительности. Так, излюбленной темой многих фотожурналистов была жизнь народов Севера. Отображая ее в фотозарисовке, авторы, как правило, фиксировали внимание на внешней, парадно-декоративной стороне и оставляли за кадром то, что могло бы заставить читателя испытать тревогу за судьбу некоторых народов. Конечно, эти недостатки нельзя считать пороком жанра как такового. Они программировались подходом фотожурналистов к отображению реальностей нашей жизни. Сегодня фотожурналисты работают в новых условиях. Они получили возможность свободно выбирать сюжет для съемки, а это предпосылка ухода от стереотипности в изображении действительности. Это значит, что и фоторепортер, работающий в жанре фотозарисовки, имеет возможность полнее использовать ее изобрзительно-выразитель- ный потенциал. Жанровые особенности фотозарисовки Фотозарисовка обнаруживает некоторую близость к фотозаметке. В частности, это просматривается в названной выше публикации Ю. Фролова. Примечательно, что эта публикация не содержит заголовка, те. подана на полосе так, как обычно располагаются хроникальные материалы. Фотозарисовка близка к фотозаметке и по содержанию фиксирует локальный кусочек жизни. В нашем примере приведен снимок родника. Однако, в отличие от фотозамет- ки, здесь содержание публикации не ограничено лишь сообщением факта как результата действия человека. Автор увидел нечто большее – примету времени и попытался ее запечатлеть. Он акцентирует внимание на бережном отношении сельского человека к природе. Фотозарисовка может принимать некоторое сходство и с фотоочерком: в тех случаях, когда фотожурналист отображает не одну, а несколько примет действительности. Как, например, в фотопубликации А. Гущина и П. Гутионтова Здравствуй, Камчатка в газете Комсомольская правда 6 марта 1982 года рис. А интересно, как называют последнюю парту в левом ряду в школах Корякского автономного округа Не Камчаткой же… Все в мире относительно, даже расстояние на географической карте. Самые большие, как поется в песне, сокращаются и сокращаются. Я поднимаю трубку телефона, Рис. 13. Фотозарисовка информационно-познавательная. разговариваю с Петропавловском, и голос моего собеседника звучит, будто он в соседней комнате. Только реплики чуть запаздывают телефонная связь с Камчаткой осуществляется (весомое, солидное слово) через спутник… Прямые беспересадочные авиарейсы связывают полуостров с Москвой, и теперь при наличии летной погоды из столицы добраться туда немногим дольше, чем поездом Красная стрела до Ленинграда…» Итак, читатель подготовлен к восприятию снимков, на которых запечатлены вечные оленьи стада и вертолет, которого олени уже давно не боятся, станция телевизионной космической связи, рыбаки в море… Авторы стремятся к поэтизации действительности, однако очевиден информационный характер публикации изобразительный ряди текст констатируют приметы Камчатки. Сходство с фотоочерком фотозарисовка обнаруживает в стремлении воплотить образ края, но, подчеркнем, возможности жанра ограничены именно информационными целями. Итак, обозначим основные характеристики данного жанра. Фотозарисовка – форма отображения одной или нескольких примет современного мира. Это своего рода набросок с натуры, что прочитывается в самом названии жанра, те. по степени полноты, завершенности картины она – всего лишь штрих к ней. Фотозарисовка обозначает тему и, как правило, не обнаруживает публицистического осмысления материала. Публикации данного жанра часто обращены к душевному миру человека, поэтому могут отличаться эмоциональной интонацией повествования. Фотожурналист стремится вызвать у читателя тот же эффект восприятия, который ощутил сам в непосредственном соприкосновении с действительностью. В передаче чувственных моментов лучшим средством является язык образов, поэтому последний часто используется в фотозарисовке. Однако образность в публикациях этого вида обычно не превышает уровня фотографической и языковой выразительности, те. различных тропов. Фотозарисовка отличается лаконичностью отображения. Краткость формы сопряжена с творческой установкой, или программой жанра, – фиксировать приметы современной жизни. Локальность объекта, лаконичность формы, констатация как творческая установка, ограниченные образные возможности – все эти признаки указывают на информационную природу жанра. Фотозарисовка часто появляется на страницах печати без ярко выраженного событийного повода. Однако признака оперативности она вовсе не лишается. Скажем, фотозарисовка о человеке может быть помещена в газете или журнале в связи сего трудовым отличием, юбилейной датой. Публикация даже тех из них, которые рассказывают о природе, может быть привязана, например, к времени года. Именно такой повод послужил появлению в Комсомольской правде фотозарисовки И. Гаврилова Солнце на лето. Отличие жанров даже в пределах одного вида – явление закономерное. По сравнению с фотозаметкой фотозари- совка отличается более пристальным взглядом на действительность, порой раздумьем над какой-либо ее стороной. Словом, она обладает теми качествами, которые менее выражены в других информационных жанрах. Разновидности фотозарисовок Разнообразие обнаруживается также ив публикациях одного итого же жанра. Оно объясняется не тем, что отображено (еще раз подчеркнем отображаются приметы действительности, а тем, как данный объект показан. На страницах периодической печати можно выделить фото- зарисовку, отличающуюся слабовыраженным авторским голосом, интонацией повествования, не обретшей эмоциональности. В изобразительной и языковой палитре в ней просматривается близость к фотозаметке. Такова фотоза- рисовка А. Жабина «Матренин двор, опубликованная в газете Подмосковные известия 9 февраля 1994 года. Еще лаконичнее и ближе к фотозаметке опубликованная в той же газете 19 октября 1993 года фотозарисовка О. Груздева Провинциальный этюд (рис. 14). Фоторепортер свой снимок сопроводил лаконичным текстом, который по сути явля- Рис. 14. Фотозарисовка информационно-познавательная. 70 ется заголовком или названием. Автор излагает материл в чисто информационном ключе, те. лишь констатирует реальность. Такие фотозарисовки можно назвать информацион- но-познавательными. Эта разновидность фотопубликаций может дополняться и более пространным текстом, однако язык их преимущественно понятиный. Иная интонация в рассмотренной нами ранее фотоза- рисовке Ю. Фролова. Близка ей и фотопубликация И. Гав- рилова Солнце на лето (рис. 15): «Февраль… Пока еще «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. А вот снегири нахохлились, сидят на ветках и ждут весны. Февраль… Рис. 15. Фотозарисовка лирическая Под полозьями скрипит снег, и лихая тройка несет сани через зимний лес. «Э-гей! Вперед, мои кони Февраль на дворе, февраль В этом отрывке слышен голос автора. Интонация его задана снимками. Текст данной фотозарисовки – это положенная на слова музыка фотографического ряда объектив поэтизирует красоту зимнего леса, зимний убор, лихую тройку. Объектом отображения становится как бы не сама действительность, а чувственное состояние человека, фоторепортера. Здесь уместно вспомнить об импрессионистской фотографии начала прошлого века, которая настроение в снимках пыталась выразить иным путем – путем лишения фотографии ее природного качества, а именно – предметности изображения. Современный фоторепортер сумел решить эту задачу, сохранив документальное свойство фотоинформации. Фотозарисовки, сочетающие в себе предметную конкретность изображения и ярко выраженную эмоциональность повествования, можно отнести к разновидности лирических. Какова бы ни была амплитуда различий между зарисовками, они не выходят заграницы информационного жанра. Фотожурналист всякий раз использует ту форму, которая наилучшим образом отражает особенности конкретной стороны действительности и соответствует его творческой установке. Фотозарисовка находит применение на страницах центральной прессы. Благодаря своей лаконичности и выразительности она может широко использоваться ив местной периодической печати. Контрольные вопросы. Назначение жанра. Особенности отображения действительности в фото- зарисовке. 3. Разновидности фотозарисовок в периодической печати. Задание Выбрав соответствующий объект, произведите съемку лирической фотозарисовки. Напишите текс к снимкам. 73 ФОТОКОРРЕСПОНДЕНЦИЯ Термин «фотокорреспонденция» в фотожурналистике сравнительно нов. Но жанр уже имеет историю. Такое положение объяснимо не всегда новое явление сразу получает соответствующее определение. Нередко лишь через длительный период оно вырисовывается в специфических контурах. Фотокорреспонденция временами отождествлялась с развернутой фотозаметкой, а также фоторепортажем. Однако она отличается от фоторепортажа тем, что не отображает развитие события, а осмысливает сложившееся положение дел в той или иной сфере действительности от развернутой фотозаметки – тем, что фиксирует не единичный факта раскрывает взаимосвязь между несколькими фактами. Развитие жанра Выделение и становление фотокорреспонденции как жанра носит объективный характер и относится к советскому периоду фотожурналистики. Официальные установки требовали от работников прессы находить образцы новой, лучшей организации дел на производстве, в других сферах общественной жизни и рассказывать об этом в газетах и журналах. Естественно, что фоторепортеры не стояли в стороне отрешения этих задач. Ведь фотоснимок располагает особыми возможностями показа действительности и имеет силу воздействия на читателя. Попытки создания фотокорреспонденций можно обнаружить в периодической печати еще в довоенный период. Журнал Советское фото, взявший на себя заботу о профессиональном росте фотожурналистов, обобщении их практики, призывал фоторепортеров и фотолюбителей чаще бывать на заводах и фабриках, на селе, искать примеры высокопроизводительной работы, фиксировать и недостатки в организации труда. Журнал очерчивал предметное поле объектива, соединял или сближал творческую практику владеющих фотокамерой с задачами периодической печати. И фоторепортеры брались решать названные задачи. Так, например, Комсомольская правда (23 августа 1930 г) била тревогу по поводу организационных неурядиц на Магнитке. Подзаголовком «Магнитострой под ударами бесплановости она напечатала снимки, отображающие недостатки в работе, сопроводив их текстом «Из-за плохой рационализации и негодной организации труда комсомольцы укладывают в три-четыре раза меньше кирпича, чем на других стройках». Но пристальный взгляд отметит, что в подобных публикациях преобладало объективное констатирование фактов, в то время как задача заключалась в том, чтобы не только показывать, но и убедительно доказывать идею, помогать усвоению этой идеи широкими массами». 13 Фоторепортеры, с одной стороны, переоценивали самостоятельность фактов в фотокорреспонденции, с другой стороны, если и сопровождали снимки комментарием ивы- водами, то последние нередко оказывались шире или уже документальной основы. В фотокорреспонденции обнаруживались те же слабые стороны, которые нередко можно было выделить в текстовых корреспонденциях неумение систематизировать фактический материал, избегать случайности, неполноты в его отборе. Без систематизации невозможен анализ фактов, нельзя достичь четкой разработки идеи. Таким образом, перед фотожурналистами стояла задача научиться разрабатывать темы Это одна из проблем творческого процесса, которую предстояло решить фотожурналистам. Другая связана с широтой тематики. Фоторепортеры, следуя советам Советского фото, бывали в заводских и фабричных цехах, выезжали насело и стройки. Однако выявилась избирательность их взгляда на действительность, некоторые темы не затрагивались вовсе или разрабатывались под узким углом зрения. Например, как подавалась на страницах газет тема коллективизации сельского хозяйства Фотопубликации носили ярко пропагандистский характер, в них отсекались негативные факты. Избирательность отображения связана с методом работы фотокорреспондентов. Отсечь в фотоснимке лишнее можно было также, подменив наблюдение за действительностью режиссерской корректировкой ее. Постановочному способу съемки репортажный способ стал активно противопоставляться лишь в е, военные, годы. Работа в боевых условиях приучала фоторепортеров к мгновенной оценке ситуации и ее отображению. Эти навыки отразились на фотографической практике последующих десятилетий. В том числе ив съемке фотокорреспонденции. Был накоплен определенный опыт работы в этом жанре. Сохранив документальную основу, фотожурналисты искали возможности интерпретации действительности. Поиск велся на разных стадиях творческого процесса вовремя съемки отбор материала, выбор момента фиксации и других параметров, при работе с отснятым материалом (уточнение изобразительного ряда, увязка его с текстовым сопровождением. Не ограничиваясь констатацией объектов, те. документированием реальности, фоторепортеры ставят перед собой цель постичь и показать взаимосвязь фактов. Реализация творческой установки подкреплялась стремлением сочетать выразительность снимка и лаконичность текста В качестве примера приведем фотокорреспонденцию Ю. Инякина и В. Сварцевича Золотое кольцо и блеск, и гордость, и печаль, напечатанную в Известиях 12 ноября г. В девяти снимках, составивших изобразительный ряд, – красота архитектурного ансамбля Ростова Великого и вымирающие деревни вокруг, асфальтированное кольцо и бездорожье в стороне от него, трудолюбивые люди и нерентабельные хозяйства. Обобщает же отображенное на снимках текст: «…Золотое кольцо – наша гордость. И оно же – наша грусть и печаль. Мы хорошо знаем, как много в том же Ростове энтузиастов, которые делают все, чтобы сохранить памятники истории и культуры, деревянного и культурного зодчества. Ив тоже время никак нельзя пройти спокойно мимо опустевших деревень, мимо равнодушного отношения к нашему прошлому… Давайте сделаем так, чтобы блеск кольца все-таки не затмевал нужды и проблемы тех, кто живет на его обочине. Данный пример иллюстрирует тот факт, что в фотокорреспонденции оба компонента – фотографический и текстовой – могут с одинаковым успехом интерпретировать действительность. Фотожурналисты освоили разные изобразительные решения в этом жанре в зависимости от конкретного жизненного материала и творческих замыслов, но суть их одна – осмысление, оценка, выводы, те. интерпретация современной действительности с целью достижения практических результатов. Не только показывать, но и доказывать – эта задача последовательно реализовывалась на протяжении многих десятилетий. Вот примечательное суждение Сегодня современность четче вырисовывается в фотографии интеллектуальной, исследовательской Это высказывание выражает и убеждение практика, и признание реальностей нынешней фотожурналистики, и обозначение пройденного ею пути. Путь этот вел к фотопублицистике, и фотожурналисты освоили форму, которая способна плодотворно служить публицистическим целям. |