Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие жанра

  • Особенности и назначение жанра

  • ФОТОРЕПОРТАЖ

  • книга фо фотожурналистике. Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика


    Скачать 24.1 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов по специальности Журналистика
    Анкоркнига фо фотожурналистике.pdf
    Дата16.01.2018
    Размер24.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакнига фо фотожурналистике.pdf
    ТипУчебное пособие
    #14191
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Контрольные вопросы. Понятие жанр. Системный характер жанров фотожурналистики.
    3. Роль типологических признаков. Отличительные черты видов жанров

    31
    ФОТОЗАМЕТКА
    Развитие жанра
    Фотозаметка представляет собой форму оперативного отображения положительных и негативных сторон социальной действительности. Этот жанр ранее других выделился в фотожурналистике.
    Снимки появились на газетных и журнальных страницах как иллюстрации к текстовым публикациям. Фото- иллюстрация уже содержала в себе некоторые признаки фо- тозаметки. В самом деле, снимок пояснявший текст, вовсе не дублировал в буквальном смысле словесное описание какого-нибудь объекта, он сообщал дополнительную и качественно иную информацию. Фотографическое изображение не может быть равнозначно, тождественно словесному. В противном случаев нем отпала бы необходимость. Но оно включается в текст на правах визуального абзаца. О фотоза- метке мы говорим лишь тогда, когда акцент в информировании переносится на снимок, когда снимок играет ведущую роль в отображении факта, сообщении новости.
    Фотозаметка известна с двадцатых годов прошлого века. Отпочковавшись от фотоиллюстрации, она поначалу имела с ней немало общего в характере отображения. Снимки статично и протокольно воспроизводили объекты. Тем не менее, значение таких фотопубликаций было немалое. Они все же имели познавательную ценность, оказывали на читателя определенное воздействие. Осознание того, что отображенное на снимке существует в действительности, что это не вымысел, вызывало определенную реакцию, оставалось в памяти. Срабатывала сила документальности, показ факта как он есть. Не менее важно и то, что информацию
    читатель получал в наглядном виде. Впервые годы советской власти это было особенно актуальным снимок мог быть прочитан и неграмотным человеком. Напоказ соответствующих задачам пропаганды фотографий нацеливали тогда же официальные указания.
    Улучшение полиграфической базы позволило шире использовать фотоснимки в периодической печати. Появились иллюстрированные издания, в частности, стал выходить журнал СССР настройке, который вел разговор с читателем преимущественно на языке фотографии. Он был создан по инициативе А. М. Горького.
    Первые фоторепортеры были мастерами фотографии, но еще не имели опыта работы в периодической печати. Они учились азбуке фотожурналистики. Передними стояла задача сделать фотопубликации более содержательными, повысить их злободневность.
    Как видим, в те годы речь шла о приобретении фоторепортером профессиональных навыков. Профессионализм вырабатывался в каждодневной практике, в поисках выразительны средств для отображения действительности.
    Фотозаметка постепенно сбрасывала статичность, были освоены некоторые элементы динамичной композиции снимка, использовался ракурс и другие выразительные средства, в том числе и текстовые.
    Однако фотозаметка довоенных десятилетий выявила и слабые стороны. Если расширение выразительной палитры фотоязыка было само по себе фактом положительным, то использование ее в репортерской практике часто не оправдывалось. Например, чрезмерное увлечение ракурсным построением снимков приводило к надуманному «мо- нументализму» в отображении человека. Постановочный способ съемки не давал возможности показать человека в работе, а лишь инсценировал действие, изображал егоза станком, за штурвалом, обязательно с рабочим инструментом в руках.
    Школой фотозаметки можно назвать е годы прошлого столетия, особенно военные. В это время широко осваивается репортажный способ съемки и связанные с ним выразительные возможности. Фотозаметка в большей мере проявляет себя как жанр оперативной фотоинформации, раскрывает документальный потенциал снимков. Хрестоматийным примером оперативности отображения факта стала публикация в Правде 3 мая 1945 г. снимка Знамя Победы над рейхстагом, сделанного фоторепортером В. Теминым всего за несколько часов до выпуска номера газеты. Фотография не требовала пространного пояснения, энергия факта высвобождалась заголовком. Оперативность же сообщения способствовала этому.
    Репортажный способ съемки становится плодотворным в развитии фотозаметки, а человек – главным объектом отображения. Не только автомобили, блюминги, домны, но и факты трудового отличия человека оказывались в поле зрения фоторепортеров. Но самые существенные достижения связаны именно с использованием в фотозаметке репортажного подхода к отображению реалий.
    Однако жанр хотя и живет настоящим, но сохраняет память о своем прошлом. Обнаруживается это в фотозаметке послевоенных десятилетий.
    Фотозаметка в современной прессе неоднотипна. Ее характеризуют различия творческих подходов к отображению действительности – такова реальность. Можно лишь говорить о перспективности или неперспективности того или иного подхода. Поэтому, определяя особенности развития жанра, следует иметь ввиду использование обоих способов съемки – репортажного и постановочного. Перспектива, на наш взгляд, за репортажным способом отображения, так как
    он полнее отвечает историческому моменту, способен давать информацию, отвечающей общественной потребности и интересам масс.
    Изменения, проявляющиеся в фотозаметке, затрагивают оба ее компонента – фотографический и текстовой. В последнем находим примеры преодоления стереотипности, он становится средством разговора с читателем. Характерный структурный признак современной фотозаметки – стремление к органичной связи обоих компонентов.
    Какими же требованиями руководствуется фоторепортер, создавая фотозаметку?
    Особенности и назначение жанра
    Умение подготовить фотозаметку предполагает способность фотожурналиста найти интересующий газету или журнал объект и рассмотреть его глазами данного жанра. Любой жанр отличается прежде всего гносеологической избирательностью, те. определенным участком познания действительности. С этой точки зрения фотозаметка представляет собой форму отображения фактов общественной жизни. В газетах нередко публикации этого жанра имеют обозначение «фотофакт». Тем самым отмечается их сущностный признак, точно указывается на предназначение фотозаметки.
    Но в жизни бесчисленное множество фактов. Фотожурналист же может фиксировать только те моменты, очевидцем которых он является. Таким образом, это должен быть новый факт, почерпнутый из современности. Неслучайно многие фотозаметки начинаются словами вчера и даже сегодня или публикуются под рубрикой типа Снимок в номер, Фото номера или размещаются в новостных подборках вместе с текстовыми заметками, как
    это поступила, например, газета Труд 26 июля 2006 г, поместив в экспресс-новостях фотографию с краткой тек- стовкой о выпуске в Тольятти на «АвтоВАЗе» миллионного автомобиля. Газета Время новостей 25 мая 2006 г. в публикации Северный вывоз рассказала об эвакуации с арктической льдины полярников, фотозаметка же сообщала, сколько оставалось пройти ледоколу Ямал, показав его успешно продвигающегося к цели.
    Следующая характеристика факта – его актуальность. Газета или журнал предпочтут ту фотозаметку, которая связана со злобой дня, тес теми моментами общественной жизни, которые волнуют читателей. К таким моментам относится круг общечеловеческих проблем, скажем, сохранение мира на земле, ликвидация очагов напряженности на планете, а также круг вопросов внутренней жизни страны политическая активность масс, проблемы хозяйственной деятельности, вопросы культуры и бесконечный ряд других тем. Каким бы социально значимым факт ни был, но, если он вовремя не попал на газетную полосу, его воздействие на читателя снизится. Оперативность – непременное требование к работе фоторепортера. Отмеченные два качествафак- та в фотозаметке – новизна и актуальность – существуют в неразрывном единстве именно благодаря оперативности фотоинформации.
    Существен как признак жанра характер отображения.
    Фотозаметка констатирует факт. И хотя констатация факта ограничивается фиксацией его как такового, без прояснения связей с другими фактами или лишь обозначением таких связей, это вовсе не значит, что фоторепортеру отводится роль пассивного регистратора действительности. Наоборот, оперативность фотожурналиста предполагает активность его жизненной позиции, которая находит выражение вот боре фактов. Характер же отображения указывает прежде всего на особенность повествования, которое не всегда непосредственно раскрывает отношение фотожурналиста к действительности.
    Наконец, фотозаметка должна нести достоверную информацию. Нередко достоверность неверно отождествляют с наглядностью фотоинформации. Нельзя отождествлять названные понятия. Наглядность – свойство языка фотографии, сам по себе язык инертен к действительности. Достоверность – показатель подлинности, правдивости. А правдивость есть уже непросто фотография предмета, но – определенная точка зрения на него, подведение его под эту точку зрения Значит, отображение факта в фотозаметке опосредовано социальной позицией автора, его мировоззрением. Фотожурналист должен руководствоваться принципами, которые предопределяют правдивый показ фактов.
    Таковы основные характеристики фотозаметки Охват действительности в публикациях этого жанра обычно ограничивается вопросами что кто где когда?
    Итак, фотозаметка – жанр оперативной информации об актуальных фактах современной действительности. Этот жанр используется в периодической печати для отображения как положительных сторон общественной жизни, таки негативных. Фотозаметку, вскрывающую недостатки в социальной сфере, нередко называют фотообвинением.
    Тематика фотозаметок широка. Но, поскольку факт в публикациях этого вида лишь фиксируется, а анализ его, как правило, отсутствует, необходима тематическая определенность и выверенность в использовании жанра. Нацеленность и оперативность выступления в периодической печати – это одно из условий воздействия на читателя.
    Разновидности фотозаметок и формы их подачи В практике иллюстрирования периодической печати можно выделить разновидности фотозаметок. Что служит критерием деления Ведь сущность содержания любой публикации этого жанра, как отмечалось ранее, едина, она заключается в отображении фактов. Однако факт может быть раскрыт в неодинаковом объеме. Объем содержания фото- заметки – критерий определения ее разновидностей.
    Рис. 4. Фотозаметка некомментированная
    В современной практике отечественной фотожурнали- стики можно выделить три разновидности фотозаметок: некомментированную, комментированную и развернутую. Рассмотрим каждую из них. Нередко на газетных и журнальных страницах читатель знакомится с новостями, поданными в краткой, лапидарной форме. Фотоснимок
    отражает общественно важный факт, текстовое пояснение (текстовка) приближено к телеграфному сообщению. Такова, например, фотозаметка о паводке в Волгоградской области, напечатанная в газете Аргументы и факты
    № 46 2003 г. (рис. 4) Снимок, отражающий реалии стихии, дополнен словами В России начался сезон паводков. Интенсивное таяние снега в Волгоградской области стало причиной затопления многих населенных пунктов. Жители хутора
    Терновка спешно покидают свои дома. Показан кусочек жизни без какой-либо авторской трактовки, оценки. Читатель воспринимает отображенный факт в контексте своих знаний, представлений, опыта, а также в контексте других газетных материалов. Такая разновидность фотозаметок называется некомментированной. К этой разновидности относится и уже упоминавшийся впервой главе фотофакт Пятый фестиваль воздухоплавателей Золотое кольцо России в
    Переславле-Залесском». Текстовка в нем по краткости и по сути представляет заголовок. Это наиболее оперативная форма фотоинформации. Нередко она печатается под рубриками Снимок в номер, Кадр дня, Эстафета новостей и т.д. Рис. 5. Фотозаметка комментированная
    В периодической печати можно встретить и такие фотозаметки, которые, сообщая о каком-либо факте действительности, обозначают его место в ряду других фактов, содержат оценочный элемент. В этих фотопубли- кациях читатель как бы слышит голос автора, замечает его отношение к факту. В той или иной мере оно может проявляться даже в интонации сообщения. Это ощущается, например, в фотозаметке о памятнике огурцу, помещенной в еженедельнике Собеседник 3 мая 2006 г. (рис. 5): На праздники Россию всегда на солененькое тянет. Поэтому нынче на майские особенно приятно полюбоваться памятником соленому огурцу, поставленным недавно в подмосковных Луховицах. О значимости достижения в сноуборде российской спортсменки Екатерины Тудигешевой сообщает фотозаметка, опубликованная в Собеседнике 27 декабря 2006 г. под рубрикой «Стоп-кадр» (рис. 6).
    Данную разновидность фотозаметок, передающую отношение автора к сообщаемому факту, назовем комменти-
    Рис. 6. Фотозаметка комментированная

    40
    рованной. В этой разновидности фотозаметок творческая активность субъекта возрастает и обнаруживает себя в ткани публикации. Подчеркнем, оценочный момент в данном случае не отделяется от факта, сливается с показом самого факта и не нарушает информационно-конста- тирующей сути фотозаметки. Такие фотозаметки подаются на газетной полосе чаще всего в виде отдельной публикации под рубриками общего плана «Фотоинформация», «Обективно», «Стоп-кадр» или тематического – Отечество мое, Сельские будни, В мире науки и т.д.
    Наконец, следует выделить еще одну разновидность фотозаметки, которая называется развернутой. Она находит все большее применение в изданиях, и не только центральных, но и местных. Речь идет о фотопубликациях, в которых факт получает детализированное отображение. Детализация содержится как в тексте, таки в снимках. В последнем случае фотозаметка представляет собой несколько снимков, поясненных текстом. В редакционных коллективах такие фотопубликации иногда называют расширенной фотоинформацией. Определение неточное, не- жанровое. Информацию читатель получает из произведений всех жанров фоторепортажа, фотокорреспонденции, фотоочерка и других.
    В развернутой фотозаметке расширение информации достигается за счет детализированного изображения или описания одного факта. В этом важное отличие названной фотозаметки от фотокорреспонденции. В качестве примера сошлемся на фотофакт отель на деревьях, опубликованный в газете Аргументы и факты № 39 2011 г. (рис. 7) Общий план снаружи и вид из окна номера, представленные в двух снимках, вполне удовлетворил интерес читателя. Основную информацию он получил из фотографий,

    41
    текстовка же уточнила, что необычная гостиница находится в Швеции, сообщила стоимость проживания в ней. Разновидности фотозаметок – явление неслучайное. Оно обусловливается стремлением фотожурналистов искать новые формы отображения действительности с целью усиления воздействия на массовую аудиторию. Детализированное, подробное отображение факта способно, с одной стороны, повысить интерес к нему, с другой – полнее представить этот факта значит, и понять его сущность.
    Не последнюю роль играет и то, как размещена, какое место в газете или журнале заняла фотозаметка. Можно выделить несколько форм подачи публикаций этого жанра. Наиболее часто фотозаметка располагается автономно среди текстовых материалов. Включается она ив новостные подборки, занимая место среди текстовых заметок и тем самым подчеркивая жанровое родство сними. Иногда фото- заметка открывает текстовую публикацию, полностью сохраняя свою структуру (фотография и текстовка), в этом случае она несет двойную нагрузку формально является иллюстрацией текстового материала, а по существу своими средствами освещает тему.
    Столь лаконичному жанру, каким является фотозамет- ка, нередко отводится целая станица или даже разворот в Рис. 7. Фотозаметка развернутая
    журнале. Подобные случаи находим в Огоньке в № 31 2011 г. журнал в рубрике Фото недели разместил на развороте фотографию с заголовком Непьющие вместе и кратким текстом об акции молодых москвичей. Такая подача материала, конечно, привлечет внимание читателя. Ноне только журналы практикуют подобный подход. Кимрская Рис. 8. Форма подачи фотозаметки.
    независимая газета 15 сентября 2005 г. всю первую страницу отвела фотофакту «Зареченский мост заасфальтирован рис. 8). Так районное периодическое издание сообщило читателям о решении злободневной проблемы. Очевидно, что газеты и журналы подобной формой подачи подчеркивают важность отображаемого факта. Конечно, содержательное наполнение фотозаметки не зависит от занимаемой ею газетной или журнальной площади, но эффект зрительного восприятия, воздействия на аудиторию таких фотопублика- ций увеличивается. Как форму подачи можно квалифицировать и взаимо- расположенность структурных компонентов фотозаметки: изображения и текстовки. Наиболее часто текстовое пояснение находится под снимком, можно сказать, что это традиционная практика. Но иногда текст включается в сам снимок такое слияние компонентов имеет формальное значение, поскольку не поднимается выше зрительного эффекта. Рис. 9. Форма подачи фотозаметки.
    Пример такой формы подачи находим в фотозаметке о находке любителей-архиологов на востоке Франции, помещенной в газете Аргументы и факты № 42 2009 г. (рис. 9) Более тесное сращение компонентов жанра наблюдали в уже упомянутом ранее фотофакте в районном еженедельнике Кимрская независимая газета. Подобная практика к тому же позволяет избежать однообразия в иллюстрировании и поэтому может рассматриваться как дизайнерское решение.
    Хотя фотозаметка раскрывает содержание факта лишь через показ его важнейшей грани, выразительной детали, ее справедливо относят к наиболее востребованным жанрам фотожурналистики. Перед фоторепортерами, работающими в этом жанре, ставится задача изо дня вдень отображать многообразие нашей действительности, находить такие факты, которые бы убедительно говорили о жизни народа, свидетельствовали о его достижениях, а также фиксировали бы внимание на нерешенных вопросах.
    Контрольные вопросы. Назначение фотозаметки.
    2. Роль факта в фотозаметке.
    3. Структура жанра. Характер отображения в фотозаметке.
    5. Разновидности фотозаметок в периодической печати.
    Задание
    Подготовьте фотозаметки разных видов. Выбор объекта и его отображение должны вестись без вмешательства в естественный ход событий. Съемка должна быть сориентирована на возможность публикации материала в газете

    45
    ФОТОРЕПОРТАЖ
    Фоторепортаж – понятие неоднозначное. В современной практике этим термином обозначают и способ съемки, и отдельный информационный снимок, полученный репортажным способом, и несколько фотографий, отражающих развитие какого-нибудь события.
    Очевидно, что в отдельном снимке невозможно показать несколько моментов развития действительности, нельзя отразить ход события, можно зафиксировать лишь его фрагмент. Отдельный снимок с поясняющим текстом представляет собой фотозаметку. Для пониания фоторепортажа как жанра приемлемо третье значение. Развитие жанра

    Становление фоторепортажа тесно связано с периодической печатью. Первые шаги он сделал на страницах журналов, хотя истоки фоторепортажа обнаруживаются еще в
    XIX веке. Они просматриваются в попытках фотографов овладеть съемкой сцен сдвижением. Характерные приметы фоторепортажа на начальном этапе хорошо иллюстрирует публикация в журнале «Огонёк»
    (1924. № 4) Небывалая буря на Черном море. Публикация состоит из шести снимков и небольшого пояснительного текста. Фотографии отобразили следы, оставленные в Новороссийском порту разбушевавшейся стихией. Фоторепортер зафиксировал разрушенные сооружения, выброшенные на берег плавсредства и т.д. В публикации лишь отдаленно просматривается фоторепортаж. Автор назвал действующих лиц, ноне показал самого действия, читатель увидел не развитие события, а его результаты.

    46
    Фотопубликация обнаруживает сходство с развернутой фотозаметкой. Однако в ней отразилась предыстория жанра фоторепортажа. Читатель смог представить себе картину происшедшего события, лишь в воображении приведя в движение застывшие действующие лица. Перед нами пример косвенного фоторепортажа.
    Публикации, подобные рассмотренной, свидетельствуют о том, что еще небыли прояснены характеристики жанра. Его избразительно-выразительные возможности предстояло открыть.
    Для понимания развития жанра важно уяснить направление творческого поиска. Открытие фотосерии как средства развернутого повествования позволило передавать полную информацию об объекте съемки. Не притязающий наполно- ту отображения единичный снимок в серии обрел вторую жизнь. Появилась возможность показать объект с разных сторона также зафиксировать его в развитии. Рассматривая несколько снимков, на которых последовательно отражены отдельные моменты происшествия, читатель, обладающий жизненным опытом, способностью к домысливанию, может дорисовать в памяти опущенное, способен увидеть за пунктиром фотографий сплошную линию развития содержания Для широкого использования нового средства отображения действительности нужны были соответствующие условия. Журнал Советское фото (1930. № 1, с. 1) приводил следующее аргументы своевременности появления фотосерии и необходимости ее развития если в 1922 г.
    1) наша страна только становилась на ноги, 2) круг вопросов для пропаганды средствами фотографии был уже теперешнего) фотография была еще скудна своими силами и средствами, тов г. 1) страна располагала своими фотоматериалами) сконструирован советский фотоаппарат,

    47 3) появилась армия молодых талантливых фоторепортеров,
    4) широко развилось фотолюбительство. Действительно, в те годы в периодической печати появились публикации талантливых фоторепортеров М. Аль- перта, Д. Дебабова, Г. Зельмы, Р. Кармена, Б. Кудоярова, Н. Петрова, Г. Петрусова, М. Озерского, С. Фридлянда. Творческие усилия фотожурналистов и фотолюбитель- ского актива были направлены на то, чтобы поработать в области создания серийных снимков Использование фотосерии знаменует новый этап в развитии фотожурна- листики. Осмысливая практику работы в фоторепортаже, С. Фридлянд справедливо заметил Появились первые слабые ветви, может быть, только намеки на возможность создания фотопублицистики».
    9
    Км годам прошлого века был уже накоплен некоторый опыт съемки фоторепортажа, но специфика жанра только познавалась. Вот характерный пример. Журнал СССР настройке) половину номера посвятил строительству Днепрогэса. В тридцати девяти снимках показаны всевозможные объекты, отображены их детали. Фотографии сопровождены подписями типа тонные краны поднимают мостовую ферму, Левобережный котлован в конце июля 1929 года, Левобережный котлован в августе 1929 года»… Технология стройки явно заглушала показ человека в работе.
    В том же номере журнала СССР настройке напечатан фоторепортаж с Турксиба. Он также представляет собой фотопубликацию со слабообозначенным сюжетом, хотя в отдельных снимках в нем уже проявлен интерес к человеку.
    Иной подход к отображению Турксиба («Огонёк». 1930.
    № 14) нашел А. Шайхет. Автор показывает не всю магистраль, а лишь кусочек ее, фиксирует момент встречи строителей северного и южного участков, момент укладки
    последнего звена пути. Фотожурналист умело использует жанр фоторепортажа на локальном примере показывает масштаб события, его социальную значимость. Достигнуто это в немалой степени потому, что автор сосредоточил внимание не на немой технике, а на человеке. Не поэтизация технологии, а динамика труда составила содержание публи- кации.
    Таким образом, в работе А. Шайхета уже обозначились основные черты, характерные для фоторепортажа, - сюжетность отображения с действующим лицом. В е годы прошлого века отчетливо обозначился путь развития фоторепортажа как жанра.
    Однако фоторепортажу предстояло еще провести уточнение границ своего жизненного пространства, шлифовку изобразительно-выразительных граней. Практика иллюстрирования периодической печати убеждает, что познавательное поле жанра не сразу было определено. Взять хотя бы фоторепортаж Д. Дебабова из Заполярья, напечатанный в газете Известия (1935. 18 июля. В восьми снимках автор дает хронику трудовых будней охотников-промыслови- ков Туруханской тайги. Композиционно публикация незамысловата эпизод обсуждения плана охоты на белок, кадры отстрела пушного зверька, момент погрузки добычи в самолет. Как видим, сюжет соответствует развитию реальной действительности, автор стремится не нарушить реальной фабулы. Но Д. Дебабов рассказывает об охотничьем промысле вообще, те. берет неподвижную тему и пытается достичь динамики в повествовании лишь за счет придания публикации некоторой сюжетной стройности. В основе фоторепортажа нет события.
    Журнал Советское фото, размышляя о состоянии фоторепортажа, отмечал в те годы Фотографы избирают некоторую неподвижную тему, они не застают жизнь в ее
    движении. Между тем фотографы должны пойти по линии прямого репортажа, фиксируя динамические моменты нашей жизни».
    10
    Работа в газете или журнале требовала от фотожурналистов постоянного поиска формы отображения, соответствующей действительности. В тоже время им приходилось поспевать за своими коллегами – пишущими репортерами. Все ярче вырисовывалась еще одна особенность фоторепортажа оперативность фиксации и доставки материала на газетную полосу. Фотожурналисты не моги не учитывать требований периодической печати – отображать события быстро и сжато. В этом плане показателен фоторепортаж А. Устинова В освобожденном Орле, напечатанный в газете Правда (1943. 6 августа. В пяти снимках автор отразил жизнь города после изгнания врага. А. Устинов выполнил задание редакции всего за несколько часов Об этом свидетельствуют строчки под фотографиями Снимки сделаны
    5 августа и доставлены на самолете летчиком младшим лейтенантом А. Чистяковым». Иногда газета указывала не только день, но и час съемки. И такое пояснение неслучайно. Временная определенность фоторепортажа повышала его убедительность. Как ив лаконичности отображения событий, в оперативности информирования газета видела содержательный момент. Запоздалая новость на ее страницах справедливо рассматривалась как малоэффективное или вовсе неэффективное средство влияния на массы. Фотожурналисты учились быстро откликаться на злобу дня. Освоив язык прозы, фотожурналисты овладевали поэзией фотодокумента. И хотя в этом процессе невозможно установить четкие временные границы, все же следует подчеркнуть, что поиски выразительных средств фотодо- кумента особенно характерны для послевоенных десятилетий. Постигая мастерство фоторепортажа, фотожурналисты учились в фотографиях не только фиксировать кусочки реальной жизни, но и выражать свое отношение к ним. Отнесение фоторепортажа к группе информационных жанров вовсе не означает, что он лишь протоколирует действительность. В нем, как ив каждом жанре, заложены способности авторского самовыражения. Фотожурналисты учились одновременно с показом реальности давать ей оценку. В качестве примера можно привести фоторепортаж Дм. Бальтерманца Богатая руда КМА», напечатанный в журнале «Огонёк» (1960. № Автор рассказывает о рождении Лебединского рудника. Событие раскрыто в четырех снимках взрыв освобождает доступ к руде, ковш экскаватора поднимает первую глыбу, митинг в котловане, колонна автомашин делает первый рейс на перерабатывающий комбинат. Автор лаконичен в повествовании ив этом обнаруживается сходство с фоторепортажем А. Шайхета «Турксиб», опубликованный в том же Огоньке тридцатью годами раньше. А. Шайхет фиксирует укладку последнего звена железнодорожной магистрали, Дм. Бальтерманц сосредоточивает внимание на центральном звене события. Современный фоторепортаж заимствовал опыт иллюстрирования печати ив тоже время получил дальнейшее развитие. Публикация Дм. Бальтерманца обнаруживает не только сходство с фоторепортажем А. Шайхета, но и различие. Если А. Шайхет в основом информирует о событии, то Дм. Бальтерманц пытается выразить свое отношение к нему, внести оценочный момент. В фоторепортаже Богатая руда
    КМА» повествование не отделено от реальной фабулы, нов его содержании заметнее авторское я, выраженное в выборе моментов съемки, выразительной палитре снимков, построении изобразительного ряда ив текстовом сопровождении.
    Таким образом, в структуре фоторепортажа произошли изменения. Творческая активизация фотожурналистов, проявившаяся в стремлении уйти от протокольного показа событий, выразить свое отношение к ним, привела к повышению содержательности публикаций. В них усилился публицистический элемент. Об этом свидетельствует и пример из другого журнала – фоторепортаж В. Чейшвили Скорая уходит в небо, опубликованный в Смене (1978. № 7). Фотожурналист повествует о двух событиях. Действующие лица в обоих случаях разные (врачи Архангельской областной санитарной авиации Третьяков и Гусев). Автор создает две законченные фотоработы под общим названием. В первом случае фиксируются действия героя, читатель видит Третьякова в машине, мчащейся в аэропорт, на борту вертолета, у постели больного. Во втором в снимках показано эмоциональное состояние человека, фотожурналист решает как бы две задачи пытается нарисовать образ врача
    Гусева и через него передать динамику события, все этапы его развития.
    Итак, современный фоторепортаж, сочетая в себе про- странственно-временную определенность, те. приближенность к реальной фабуле, и выразительность отображения человека – действующего лица, приобрел черты, сближающие его с фотоочером. Тенденция развития жанра заключается в усилении психологической нагрузки снимков, в стремлении выразить не только действия, но и чувства и мысли. Фоторепортаж пытается передать в снимках – конечно, насколько это позволяет специфика жанра – не только физическое движение, но и духовное развитие человека Назначение и особенности жанра Прослеженный выше путь развития фоторепортажа – это путь овладения жанровым видением действительности. Приобретая опыт работы в фоторепортаже, фотожурналисты познавали и его специфические особенности. В чем они заключаются?
    Появление фоторепортажа, также как и текстового, радио- и телерепортажа, обусловлено потребностью информирования масс о тех общественных и природных реальностях, которые рождались на глазах у журналиста. Назначение данного жанра – отображение событий окружающего нас мира. Специфика объекта познания наложила отпечаток на средства и способы его отражения. Главное, это умение вычленить в общественной жизни событие и донести его в наглядном виде до читателя.
    Показ действительности в развитии обусловливает последовательную фиксацию различных ее моментов. Таким образом, один из признаков фоторепортажа – многокадро- вый изобразительный ряд. Он позволяет давать наиболее полную информацию об объекте съемки. Стало быть, в фоторепортаже, в отличие от фотозаметки, можно выделить не только фабулу, но и сюжет. Уточним фабулу предоставляет действительность, сюжет выстраивает автор. В фоторепортаже, как правило, каждый снимок занимает естественное, те. хронологически точное место.
    Иными словами, жанр характеризуется соотношением фабулы и сюжета. Соответствие сюжета фоторепортажа действительному ходу события как бы растворяет его в фабуле. Но поскольку фиксируемый в развитии кусочек жизни в публикации этого жанра предстает в той или иной
    мере как законченное действие (снимая, скажем, спортивный поединок, фотожурналист проследит все его этапы, покажет и его развязку, то фоторепортаж, как правило, имеет и фабульное завершение. Следовательно, в определенной мере можно говорить о его фабульно-сюжетном равенстве. В связи с этим нетрудно понять, что в публикациях данного жанра приобретают значимость пространственная и временная координаты отображения. Фоторепортаж строится, опираясь на них. Отмеченный признак выражает особенность как формы, таки содержания, поскольку объем содержания обусловлен формой.
    Познавательная избирательность жанра не ограничивает его тематической широты. Фоторепортажу открыты двери вовсе сферы человеческой деятельности, он с одинаковым успехом способен отобразить и труд, и учебу, и научный поиски отдых людей, не только высветить положительные стороны, но заострить внимание на недостатках. Но неограниченная широта тематики в фоторепортаже характеризуется одним качеством – оперативностью ее отображения. Фотожурналист, работающий в этом жанре, должен держать в поле зрения тоновое, что нарождается сегодня, и фиксировать его походу развития. Кроме того, снятый материал необходимо быстро донести до читателя.
    Очевидно, что фоторепортаж обладает качествами, которые характерны для информационной группы жанров. Он отвечает нате же вопросы что и фотозаметка: что кто где когда Но главный вопрос-ответ фоторепортажа – как Изобразительный ряд с текстом дает читателю возможность вслед за фотожурналистом проследить, как развивалось со- бытие.
    Внимание фотожурналиста может привлечь не только нечто впервые свершающееся, притягательность которого именно в новизне, но и то, что уже в общих чертах знакомо
    читателю. Однако ив данном случае рассказ обусловливается событийным поводом. Такие фоторепортажи вызывают интересу масс, поскольку ив них автор раскрывает какие- тоновые штрихи действительности.
    Фоторепортаж должен строиться обдуманно, а не состоять из случайных снимков и дежурного текста. Нередко говорят о главном кадре изобразительного ряда, тем самым как бы подчеркивая второстепенность остальных. Точнее здесь упомянуть о кульминационном моменте, но он не бывает без предшествующего развития сюжета, вот почему важно показать выразительно все фрагменты события.
    Мы акцентировали внимание на снимках, поскольку они приоритетны в любом жанре фотожурналистики. Но, тем не менее, текст к фотографиям нельзя считать второстепенным компонентом. Он также несет содержательную нагрузку и должен быть написан в репортажном ключе отличаться наглядностью, яркостью повествования, передавать эффект присутствия автора на месте действия. Это придаст фоторепортажу убедительности, он станет запоминающимся Разновидности фоторепортажа

    Выявление основных черт жанра позволяет понять его связь с действительностью. Но следует иметь ввиду, что характер отображения в фоторепортаже подвижен, в зависимости от задач, творческих установок он может изменяться. Практика иллюстрирования периодических изданий подтверждает это, обнаруживая разновидности фоторепортажа.
    Нередко фотожурналист, очевидец события, фиксирует ход его развития в констатирующем ключе, дает читателю своего рода отчет о том, как оно протекало. Субъективный момент, те. авторская оценка происходящего, в публикациях подобного рода менее всего выражена. Содержание определяется лишь
    объективным элементом, те. самой реальностью. Таков, например, фоторепортаж А. Рябушева и С. Чирикова Когда горит тайга (рис. 10), напечатанный в Известиях 6 мая 1987 г. Авторы рассказали читателям о самоотверженной борьбе людей с лесным пожаром в таежных уголках Читинской области. Изобразительный ряд фотопубликации, включающий четыре снимка, дал возможность проследить за развитием действия. Вербальный ряд сообщает предысторию происшедшего, дополняет картину, данную в фотоснимках. О том, как свершался через Марьино крестный ход в память й годовщины победы Руси в Куликовской битве, наглядно рассказала 10 мая 2005 г. московская районная газета
    «Марьинский вестник (рис. 11). Здесь автор ограничил свою задачу лишь документированием события. Констатация хода на месте, где в далекие времена проходило воинство Дмитрия Донского, составила содержание фоторепортажа.
    Рис. 10. Фоторепортаж хроникальный
    Иногда фотожурналист прибегает к большей детализации действия, и читатель получает возможность полнее представить картину происходящего. Такой разновидности фотопубликаций можно дать определение хроникальный фоторепортаж. Вызывая интерес к той или иной стороне социальной жизни, он воздействует Рис. 11. Фоторепортаж хроникальный
    на аудиторию. Иными словами, данный фоторепортаж выполняет не только познавательную, но и мобилизующую задачу, может побуждать к определенным действиям.
    Для того чтобы привлечь внимание читателя, некоммен- тированное сообщение должно обладать соответствующими качествами. Хроникальный фоторепортаж достигает эффекта благодаря, во-первых, оперативности отображения, во-вторых, новизне информации, в-третьих, детальному показу события. Очевидно, что названные качества, проявившись одновременно, могут удовлетворить ожидания читателя быстрота отображения и новизна содержания возбуждают интереса развернутый показ дает в какой-то мере законченное представление о происшедшем в действитель- ности.
    В практике иллюстрирования периодической печати обнаруживаются публикации, в которых фоторепортер ставит перед собой задачу не только с достаточной полнотой показать событие, но и дать ему оценку, те. продемонстрировать авторский взгляд на происходящее. Такую задачу поставил перед собой и решил В. Вяткин в фоторепортаже Удаленна последней минуте, опубликованном в журнале Советское фото (1986. № 11). Фотожурналист оказался очевидцем происшествия на спортивной площадке входе матча гандболистов игрок одной из команд нарушил правила и был удален судьей с поля. В снимках автор последовательно зафиксировал развитие действия, читатель получил наглядное свидетельство драмы на спортивной арене. В отображении действия на гандбольной площадке вырисовывается целенаправленность автора. Он стремится выразить свое суждение о нем. Оно содержится в последнем снимке, завершающем изобразительный ряд фоторепортажа, в снимке-выводе. Автор запечатлел удаленного игрока так, что на его майке вместо цифры десять
    прочитывается нуль. Он стал нулем для команды, причиной ее проигрыша, сведения к нулю усилий коллектива. В фоторепортаже Т. Романенко и В. Максимова Корабль умных (рис. 12), напечатанном в журнале «Огонёк» (2006.
    № 40), рассказано о десанте лучших учителей страны в поселки Ханты-Мансийского округа и проведении там открытых уроков. Авторское суждение здесь также присутствует, но оно в большей мере выражено в тексте. Таким образом, в фоторепортаже голос автора может составить существенную часть содержания. Эту разновидность публикаций в печати назовем интерпретирующий фоторепортаж. В нем интерпретирующее начало может быть выражено каким-либо одним компонентом, фотографическим, текстовым, а также теми другим одновременно.
    Рис. 12 (а. Фоторепортаж интерпретирующий
    Итак, обе разновидности жанра – хроникальный и интерпретирующий фоторепортаж – практикуются в фото- журналистике. Первую фоторепортер предпочитает, когда ему необходимо оперативно рассказать о событии, представить в точных пространственно-временных параметрах и этим ограничить свою задачу, вторую выбирает, когда важно показать не только действие объекта, но и прояснить его смысл. Авторское пояснение, оценка становятся Рис. 12 (б. Фоторепортаж интерпретирующий
    органичным элементом содержания интерпретирующего фоторепортажа.
    Формы подачи фоторепортажей на газетных и журнальных страницах разнообразны. Их расположение зависит от актуальности темы, особенностей изобразительного ряда, сочетаемости с другими материалами, оформительскими традициями периодических изданий. Обычно на полосе они заключаются в блоки. Можно встретить в газетах так называемый сквозной фоторепортаж – разверстку изобразительного ряда на нескольких страницах. Здесь следует подчеркнуть, что сквозной фоторепортаж – термин оформительский, ноне жанр. Ведь аналогичным образом могут располагаться фотоочерк, фотокорреспонденция.
    Конечно, расположение фотоматериала на полосе дело не только фотожурналиста, но также бильдре- дактора и других работников издания. Однако первым должен решать этот вопрос автор, поскольку разверстку фоторепортажа нельзя понимать как несущественный момент. Неслучайно опытные фоторепортеры еще при съемке задумываются над тем, как будет выглядеть фото- публикация в номере газеты или журнала.
    В работе над фоторепортажем успех будет сопутствовать фотожурналисту тогда, когда он обретет жанровое видение и сможет реализовывать его на всех этапах творческого процесса.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта