Главная страница
Навигация по странице:

  • – проблемный.

  • Из истории фотомонтажа

  • книга фо фотожурналистике. Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика


    Скачать 24.1 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов по специальности Журналистика
    Анкоркнига фо фотожурналистике.pdf
    Дата16.01.2018
    Размер24.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакнига фо фотожурналистике.pdf
    ТипУчебное пособие
    #14191
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Назначение и особенности жанра
    Известный фотожурналист Вс. Тарасевич, рассказывая о замысле своего фотоочерка Край земли (Советское фотов котором показал человека в его единстве с природой, подчеркнул Нет, просто репортаж тут уже не годится. Набор фактов, даже самых ярких, не передает увиденного и пережитого. Нужно осмысление. Нужно обобщение».
    19
    В чем выражается особенность жанра фотоочерка?
    Если проследить, что же фиксирует объектив очеркиста, то можно не обнаружить различий между данным жанром и, скажем, фотозаметкой, фоторепортажем. Во всех случаях мы увидим снимки человека, его действий, состояний, творений и т.д. Но это внешнее сходство, на уровне фактографии. К примеру, один тот же рабочий, достигший высоких результатов в труде, может стать героем и фотозаметки, и фотоочерка. Но если фотожурналиста, готовящего фотоза- метку, привлечет конкретность факта, то очеркист постарается обобщить его. При этом, конечно, обобщающее начало в фотоочерке не заглушает индивидуальных черт человека, но раскрывает явление.
    Объект отображения фотоочерка – это явления современной общественной жизни. Еще в е годы прошлого столетия фотожурналист Л. Портер отмечал Ясно одно фотоочерк – это материал, в котором человек от события идет к явлению, от частности – к обобщению К такому же выводу приходит и Н. Еремченко: В фотоочерке всегда должно вестись исследование явления действительности».
    21
    Причем раскрывается оно через поступки, отношения, устремления человека. Поэтому фотоочерк часто предстает как форма повествования о судьбе человека. С гносеологической избирательностью жанра связан принцип построения изобразительного ряда. Здесь различие наглядно проступает в сравнении с таким жанром, как фоторепортаж. В последнем изобразительный ряд произведения, как правило, повторяет ход развития отображаемого события. Такая заданность построения фоторепортажа в некоторой мере ограничивает возможности самовыражения автора, интерпретации отображаемой действительности
    средствами междукадрового монтажа. В фотоочерке это ограничение снимается. Хотя ив данном случае фиксируется реальность, но фотожурналист здесь не стремится достичь внешнего соответствия отражаемой действительности. Как верно заметил фотожурналист Б. Фаин, «фотоочерк складывается из фрагментов собственного видения жизни – ив целом, ив частностях».
    22
    Хорошо иллюстрирует эти слова упомянутый ранее фотоочерк Вс. Тарасевича Край земли. Снимки в нем выстроены по логике публицистического произведения. Предоставим вновь слово автору В Крае земли я стремился к осмыслению таких понятий, как природа и человек. И этой цели подчинил раскладку серии. Горизонтальная линия – попарно шесть фотографий – показывают конкретных людей в разных эпизодах, в жизненных ситуациях. Это – бытовой, сюжетно-информативный ряд. Вертикальный ряд (пять фотографий) – обобщение. Верхний снимок – старик-ненец на берегу озера, немного сгорбленный и очень маленький перед бесконечной тундрой – в моем представлении олицетворяет Человека на Земле. Затем – мир Севера, загадочный и необозримый (белая ночь, туман, оленья упряжка. Далее две фотографии они же работают ив горизонтальном бытовом ряду отец с ребенком, собака предпоследняя – ребенок в люльке. Отдельно взятая эта фотография малоинтересна. Но за ней следует темный пейзаж, снятый через блистер вертолета. Немного загадочный, немного таинственный, опять-таки взятый отдельно, возможно, непонятный. Но открытые глаза ребенка перед этим земным космосом обретают определенное значение. Для меня тут – весь круговорот жизни. И, если хотите, – вся философия. И слабость человека, и сила. И сложность природы, и ее непознанность Таким образом, построение фотоочерка, как подчеркивает сам автор, определено стремлением не только оригинально подать тему, но и доходчиво донести до читателя мысль фотожур- налиста.
    Этот пример показывает подход современного фотожурналиста к отображению действительности, реализации замысла. Фотоочерк не укладывается нив одну из предлагавшихся в е годы прошлого столетия схем построения произведений данного жанра. Современный фотоочерк строится по одному принципу – развития авторской мысли. От внешней стороны явления к его сущности фотожурналист каждый раз идет непроторенной дорогой. Если, конечно, реализует замысел творчески, если стремится создать фотоочерк оригинальный по исполнению, запоминающийся читателем.
    Принцип построения изобразительного ряда отражен также в соотношении фабулы и сюжета. Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда завершен. Нов отличие от фоторепортажа, он, как правило, как бы отдален от непосредственной действительности, существует некоторый зазор между фабулой и сюжетом, суть которого в авторском видении мира. Иными словами, построение изобразительного ряда фотоочерка контролируется реальной фабулой, ноне диктуется ею. Сюжет представляет собой развитие публицистической идеи, жизненный материал помогает ее усвоить. Ослабевает зависимость построения изобразительного ряда от пространственной и временной координат. Получая творческую свободу, очеркист руководствуется лишь потребностью правдивого отображения явлений действительности.
    Сюжетная завершенность фотоочерка свидетельствует о том, что в нем находит завершение образ героя или авторская идея, но вовсе не исчерпывается тема. Фотожурналист может неоднократно обращаться к той же теме и всякий
    раз отображать ее по-новому, находя новое содержание. Многое здесь зависит и от средств, которые он привлекает для выражения публицистической идеи. В частности, прибегает лик образному решению или использует и понятийный язык.
    Во многих случаях фотоочерк тяготеет к образному отображению действительности. Данный факт некоторые исследователи выделяют как отличительный. Такую точку зрения высказала Л. Дыко: Прежде всего различие между фотоочерком и репортажем состоит в том, что очерку присущ образный строй».
    24
    Но абсолютизировать образность – значит сужать очерковое пространство. Можно назвать два момента, которые не позволяют этого сделать.
    Во-первых, фоторепортаж также может содержать элементы образности. Это было отмечено нами в фоторепортаже В. Чейшвили Скорая уходит в небо.
    Во-вторых, практика иллюстрирования периодической печати дает примеры, свидетельствующие, что фотоочерк, являющийся публицистическим жанром, не всегда полностью опирается на образное решение темы. В этом находит подтверждение мысль о том, что факт в публицистике может быть освоен преимущественно или научными, или художественными методами».
    25
    Следовательно, в каждом конкретном случае очеркист решает, какой язык – образный или понятийный – в большей мере соответствует замыслу. Здесь можно провести аналогию с документальным кино, где кинодокументалист может поставить задачу размышлять понятийно, рационально, а отнюдь необязательно образно, эмоционально Безусловно, образность присуща фотоочерку. Ноне следует абсолютизировать этот признак, выдвигать в качестве единственного, определяющего специфику жанра. Чаще
    всего образность в нем дополняется понятийными элементами, причем как в снимках, таки в тексте.
    Итак, фотоочерк предстает в многообразии построений изобразительного ряда, может использовать наряду с образными понятийный язык фотоснимка и слова, но назначение жанра – осмысление явлений общественной жизни. Данный жанр расширяет возможности фотожурналистки в раскрытии реалий сегодняшнего дня. Разновидности фотоочерка

    В рассуждениях о фотоочерке часто делается уточнение портретный, путевой реже – проблемный.
    В портретном фотоочерке воплощается образ человека, одновременно через его портретную характеристику раскрывается какое-либо явление общественной жизни. Лаконичный ив тоже время запоминающийся образ инициативного человека Николая Травкина создал П. Кривцов в фотоочерке, опубликованном в журнале Советское фото (1990. № 6) под названием Человек и перестройка (рис. 20). Новатор в своем деле и перестройка – грани одного явления. Такая мысль прочитывается в данном портретном фотоочерке.
    Воплощенность образа в тоже время несет на себе печать контурности. Данный факт – свидетельство того, что в фото- публицистике обнаруживается тенденция к типологизации. Изображение героя не лишается эстетической значимости, но доминирует в нем социально-политическое содержание.
    Подобный процесс наблюдается ив искусстве наряду с типическим образом выделился типологический. Различие между ними в том, что типический образ ближе к чувственной конкретности, типологический – к понятийной».
    27
    Последний схематичнее с выразительной стороны икон- центрированнее – с содержательной
    Рис. 20. Фотоочерк портретный
    Обозначенная тенденция проявляет себя ив путевом фотоочерке, в котором может быть воплощен образ края, города, села и т.д. Образ края, например, создал Вс.Тарасевич в известном фотоочерке Сибирь, Тюмень, Самотлор», который напечатал журнал Советское фото (1975. № 7). Чтобы показать масштаб и величие дел тюменских нефтяников, автор поэтизировал их работу труд строителей запечатлен на фоне суровой сибирской природы, искусно сочетаются угрюмость тюменских топей и лирика человеческих душ. Нота восхищения человеком-тружеником стала той стержневой деталью, что объединяет отдельные фотоснимки в целостный ряд.
    Если Вс. Тарасевич стремится к лаконичности отображения, то Ю. Кавер в путевом фотоочерке Заповедный народ, опубликованном в Русском журнале (2008. № 1), в изобразительный ряд включает пятнадцать снимков, преследуя цель достичь полноты показа жизни зырян. Мы ограничимся лаконичным вариантом, дающем представление о творческом замысле Ю. Кавера (рис. 21). Зыряне – древний северный народ со своей заповедной историей, которая, как старинный орнамент, проступает через вековую историю России… Чем наполнены дела и заботы сегодняшних жителей тундры Как и много лет назад, рядом с коми-зырянами их вечные спутники – олени…» Предварив этими строками свое фотоповествование, автор затем разворачивает на журнальных страницах характерные эпизоды будней жителей тундры, проявляя одновременно качества социолога и художника. Этот сплав и породил публицистический «орнамент».
    Говоря об образности названных фотопубликаций, мы не должны ее абсолютизировать. Она может сосуществовать в той или иной пропорции с понятийностью. Более того, именно понятийное начало нередко в фотопублици-

    101
    стике, как ив публицистике в целом, выдвигается напер- вый план. Еще отчетливее эта тенденция обнаруживает себя в проблемном
    фотоочерке. Многие фотожурналисты и не ищут путей образного решения социальной проблемы, считая про- токольно-документальное отображение более соответствующим раскрытию темы, поскольку оно придает материалу больше достоверности и убедительности. Фотожурналист Рис. 21. Фотоочерк путевой
    В. Богатырев, создавший ряд фотоочерков, посвященных экологической проблеме, утверждает Поворот к буквальной протокольности, документальности явственно ощутим в современной журналистской фотографии. С помощью чисто протокольных фотографических приемов можно добиться в снимке большей достоверности, фактологичности и этим вызвать особое доверие к материалу у читателя».
    28
    Однако использование таких приемов не должно сбивать с очеркового курса, те. содержательный центр фото- публикации должен быть перенесен на человека. Так строит свой уже упоминавшийся фотоочерк «Чаронда во сне В. Семин (рис. 22). Именно документы оскудения жизни деревни составили изобразительный ряд фотопубликации, на этих фотодокументах вырос образ. Автор дает читателю и ключ к прочтению фотоочерка. Он выражен в первым кадре утопающая в снегу запряженная лошадь тащит груз из последних сил. Ассоциативный прием легко переносит смысловые акценты на другие фотографии в ряду. Подчеркнем, проблема в фотоочерке часто вырисовывается как бы исподволь, на фоне рассказа о человеческой судьбе. Фоторепортеры полагаются не только на образный, но и на логико-понятийный строй повествования. Дополнение в фотоочерке образных средств понятийными можно объяснить стремлением авторов сделать акцент не на неповторимости отображения и восприятия, которые свойственны художественным произведениям, а на общезначимость характерную большинству публикаций периодической печати, можно объяснить стремлением добиться того, чтобы каждый читатель однозначно понял мысль авторов, что важно в публицистическом творчестве. Замечено, что в публицистике иная, чем в беллетристике, область отражения действительности и, следовательно, иные средства воссоздания этой действительности Фотопублицистика
    следует тем же закономерностям, от нее, как и от публицистики в целом, едва ли следует ждать… художественных озарений она наилучшим образом приспособлена для ис-
    Рис. 22 Фотоочерк проблемный
    толкования в общественно-политическом плане социального и личностного смысла уже открытого, найденного».
    30
    Варианты подачи фотоочерков в периодических изданиях разнообразны. Учитываются при этом особенности изобразительного ряда его развернутость и, безусловно, изобразительно-выразительная акцентировка. В газетах, как правило, практикуется малая серия, в журналах преобладает разверстка на нескольких страницах. К находкам в акцентировке можно отнести уже упоминавшуюся фотопу- бликацию Вс. Тарасевича Край земли (пересечение вертикального и горизонтального изобразительных рядов, атак- же фотоочерк А. Деменковой Острова в журнале Смена
    (2010. № 12), в котором использован прием параллельного фотоповествования о жителях Унежмы в Архангельской области и Кубы. Итак, на страницах периодической печати достаточно отчетливо обозначились разновидности фотоочерка. Однако из этого не следует, что процесс дифференциации в пределах жанра исчерпал себя. Очеркисты расширяют круг творческих задач. Нужно подчеркнуть лишь то, что сущность жанра от этого не изменяется, и то, что в зависимости от объективных и субъективных моментов творческого процесса фотоочерк может использовать как образный, так понятийный язык фотографии и слова. В этом выражается диалектика публицистической формы.
    Контрольные вопросы. Назначение фотоочерка.
    2. Принцип построения изобразительного ряда. Соотношение сюжета и фабулы в фотоочерке.
    4. Характер образности. Разновидности фотоочерков в печати

    Задание
    Подготовьте фотоочерк одного из видов.
    Студент должен продемонстрировать умение не только снять выразительные моменты по теме и написать к ним текст, но и выстроить изобразительный ряд фотоочерка.

    106
    ФОТОМОНТАЖ
    Жанрам, о которых шла речь в предыдущих разделах, присуща одна и та же особенность все они, хотя ив разной мере, составляют многокадровый изобразительный ряд. Но одновременно с многокадровым изображением в практику входило и другое средство отображения реальности – фотомонтаж, представляющий еще одно направление творческого поискав области формы.
    Из истории фотомонтажа
    Фотомонтаж представляет собой соединение нескольких фрагментов действительности, запечатленных вот- дельных снимках. Простейший его вид – это сближение и частичное или полное наложение изображений снимков, которые в изобразительном ряду дополняют друг друга. Однако подобная верстка представляет собой все тот же междукадровый монтаж, который удерживает за каждым фотоснимком силу документа, не обезличивает снимка, сохранят его автономность В данном случае мы имеем дело лишь со способом или приемом расположения фотографий на страницах печати, как это находим в журнале Рыболова нес жанром, как формой отображения действительности (рис. 23). К такому способу прибегают, когда газетная или журнальная страница не предоставляют других возможностей размещения или когда стремятся достичь экономии печатной площади. Но вот тот же прием соединения фотоизображений был использован для построения отдельного кадра. Такое совмещение изображений получило название «внутрикадровый монтаж. В нем выделились две ветви
    Характерной особенностью одной из них было конструктивное размещение в кадре предметных компонентов на стадии самой съемки. Активный поиск в этом направлении вела в е годы прошлого столетия творческая группа Б. Игнатовича, в которую входило несколько фоторепортеров. Руководствуясь своей теорией, фотографы старались заполнить все поле кадра активным материалом, изображением объектов, которые именно в сочетании создавали бы представление о сюжете и теме».
    32
    Но данная разновидность внутрикадрового монтажа оказалась неперспективной. Для другой ветви творческого поиска было характерно перевоплощение отснятого жизненного материала. В данном случае, сближая в площади кадра объекты, зафиксированные в разное время ив разных местах, фотожурналист Рис. 23. Прием монтажного расположения снимков
    получал возможность преодолеть временную и пространственную ограниченность моментального снимка, провести правку изображения.
    Идея фотомонтажа становится популярной в е годы прошлого столетия и активно отстаивается. Если на снимке в качестве приложения фигурирует немало случайного, не имеющего прямого отношения к затрагиваемой теме, – ваши снимки очень много теряют в своей выразительности. Другое дело, если из отпечатков вырезать ножницами лишь наиболее характерное, типичное… составить из этих вырезок одну или несколько композиций так, чтобы каждый предмет подчеркивали дополнял картину».
    33
    Можно было услышать и категоричные утверждения Проблема активной, синтетической, организующей сознание зрителя фотографии находит решение… лишь в фотомонтаже».
    34
    В фотомонтаже открывалась возможность расширить выразительный потенциал фотографии и тем самым усилить ее воздействие на читателя. Часть фоторепортеров и художников переключились на работу в этом жанре. Первооткрывателями фотомонтажа были А. Родченко, Г. Клуцис, Э. Лисицкий, С.Телингатер, С. Сенькин и другие. Их фотопубликации свидетельствовали о качественных изменениях фотоиллюстрации в печати Подлинные фотографии, фотодокументы, соединенные вместе, образовывали непросто сумму кадров или их частей, а иную образно-смысловую структуру, обладающую своей спецификой, другим сатирическим или агитационным значением И все же в довоенный период работа фотомастеров в этом жанре носила еще экспериментаторский характер. Она велась под знаком поиска собственного языка фотографии, освобождения последней от подражания живописи игра
    109
    фике и, наоборот, сближения с публицистическим словом и кинематографом. Дальнейшее развитие фотомонтаж получил в е годы, и прежде всего в творчестве А. Житомирского и В. Корецкого. Вдохновляющим примером для А. Житомирского была работа в фотомонтаже известного немецкого художника-антифа- шиста Джона Хартфильда. В годы Великой Отечественной войны А. Житомирский создал ряд политически острых фотопамфлетов, раскрывающих истинное лицо фашизма, а в послевоенное время, одухотворяя фотодокумент метафорой, гиперболой, символикой, он срывал маски с реваншистов, неофашистов, расистов.
    В публицистическом творчестве А. Житомирского нашел развитие главным образом сатирический фотомонтаж, другой замечательный мастер этого жанра, В. Корецкий, плодотворно воплотил в нем героическую тематику. Творческий опыт обоих авторов примечателен сточки зрения не только разработки в фотомонтаже определенной тематики, но и средств, используемых для ее раскрытия.
    Фотомонтаж вышел из ученического возраста, вступил впору зрелости. В лучших образцах он сочетает по- нятийность и эмоциональность, публицистическую остроту и художественную неповторимость. История жанра воплощена в творческой практике нескольких поколений фотома- стеров. Однако становление любого жанра определяется не субьективными, а объективными факторами потребностью в емких формах отображения современной действительности. Развитие фотомонтажа на всех этапах происходило под воздействием этого фактора
    Жанровые особенности фотомонтажа
    Будучи формой отображения действительности, фотомонтаж представляет собой совмещение в изобразительном поле фотографий или их фрагментов, изображение на которых характеризуется временной и пространственной отдаленностью. Синтез разновременных фотоизображений выступает, таким образом, отличительным признаком данного жанра. Поскольку основу его составляет перевоплощение отображенного материала, который зачастую знаком читателю, уже прочитан ими, следовательно, не содержит элемента новизны, столь важного в публикациях других жанров, возникает вопрос правомерно ли включение фотомонтажа в жанровый ряд фотожурналистики? Ответ на такой вопрос может быть только положительный. Место фотомонтажа в жанровом ряду фотожурналистики закреплено его способностью выполнять публицистические задачи, прежде всего, интерпретировать действительность.
    Фотомонтаж имеет отличительные черты от других жанров фотожурналистики. Одна из наиболее очевидных состоит в том, что в нем допускается вымысел соединение в изобразительном поле разновременных отпечатков действительности. Вместе стем мы признаем бесспорным тот факт, что фотомонтаж способен правдиво отображать явления современной жизни. Более того, представляется допустимой мысль о документальности фотомонтажа. Как сочетать эти на первый взгляд противоречивые утверждения?
    Противоречие здесь лишь кажущееся. Произведениям данного жанра свойственна документальность в широком понимании – как достоверность, выражающая социально- историческую подлинность отображенного. Как заметил известный публицист В. Орлов Современный фотомонтаж это поле самой дерзкой изобретательной метафорики, фантастической, но точной, как формулы реальной действительности очевидно, что документальность отображения в фотомонтаже предстает не во внешнем соответствии реальностям, а в сущностном. Само же изображение условно В этой условности А. Житомирский видит силу фотомонтажа. В данном жанре значима неконкретность фото- документа, а выразительность детали, которая служит материалом для создания образа. Фотомонтаж не допускает прямой иллюстративности. Причем это относится не только к тексту, но и к фоторабо- там, в которых используются средства метафоры, гиперболы, символики и т.д. Перемена характера иллюстративности связана стем, что публицист стремится обнажить важные стороны действительности, которые прикрыты внешними, несущественными деталями.
    Иное отношение фотомонтажа и к фактору новизны снимка. Для фотомонтажа значима новизна не столько запечатленного объекта, сколько взгляда на данный объект. Здесь специфика обнаруживает себя прежде всего в тенденции предварительной консервации документа, в накоплении материала, а в дальнейшем – переосмыслении его».
    37
    Перекройка старых снимков позволяет извлечь из них новое содержание.
    Работам данного жанра характерен лаконизм отображения. Фотопублицист намеренно сгущает краски, убирает из кадра все лишнее, что мешает созданию образа и прочтению авторской мысли. Вместе стем лаконизма трудно достичь, если фотомонтаж создается без четкой мысли, положенной в его основу.
    Фотомонтаж – жанр, усиливающий аналитическое начало в фотожурналистике. Автор начинает работу над будущим произведением с уяснения политической сущности материала, в противном случае его подстерегает опасность впасть в формализм, эстетство. В этом жанре интерпретация действительности менее зависима от слова. Хотя и здесь слово вовсе не теряет своего значения. Оно даже может стать элементом изображения. Однако фотомонтажист в большей мере полагается на выразительные средства фотографии. В данном жанре они значительно расширены. Фотопублицист в своей композиции может столкнуть прошлое и сегодняшний день и тем самым высветить сущность перемен. Одновременно автор получает больше возможностей для самовыражения. Преодолев прямую иллюстративность, фотомонтаж предоставляет фотопублицисту богатый выбор средств для решения творческой задачи.
    В периодической печати можно встретить фотокомпо- зиции с обозначением коллаж. Обычно эти фотопубли- кации, являющиеся откликом на актуальные моменты действительности, носят прямой иллюстративный характер. Но среди них можно обнаружить фотоработы с авторским самовыражением, яркой мыслью, образностью, те. содержательно емкие и впечатляющие, что отличает фотомонтаж как жанр. Такие фотоработы зачастую создает А. Дорофеев и публикует в газете Аргументы и факты».
    А. Житомирский назвал хороший фотомонтаж изобретением. В лучших образцах он сближается с искусством. Но полем действия фотомонтажа была и остается фотопубли- цистика. Он заостряет внимание масс на злободневных вопросах современности. Итак, фотомонтаж как жанр представляет собой синтез фотоизображений, раскрывающих злободневные моменты действительности
    Разновидности фотомонтажа
    Публикации данного жанра отчетливо разделяются на две разновидности
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта