Главная страница
Навигация по странице:

  • И ФОРМА ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ

  • Типы содержания

  • Элементы содержания и формы

  • книга фо фотожурналистике. Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика


    Скачать 24.1 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов по специальности Журналистика
    Анкоркнига фо фотожурналистике.pdf
    Дата16.01.2018
    Размер24.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакнига фо фотожурналистике.pdf
    ТипУчебное пособие
    #14191
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    ЖАНРЫ
    ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
    КАФЕДРА ТЕХНИКИ ГАЗЕТНОГО ДЕЛА И СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ
    Учебное пособие для вузов по специальности «Журналистика»
    Факультет журналистики
    Московского государственного университета имени МВ. Ломоносова
    Москва НИ. Ворон

    ББК76
    В Ворон Н. И.

    Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. Журналистика М Факультет журналистики, 2012. – 145 с.
    В книге дается представление о содержании и форме фотожурнали- стики, раскрывается ее жанровая палитра. В ней рассмотрены типологические признаки и виды жанров, их история, основные характеристики и использование при отображении различных сторон современной общественной жизни Ворон НИ Факультет журналистики МГУ. 2012

    3
    Предисловие
    Знакомство с жанрами фотожурналистики предварим несколькими общими замечаниями.
    Представление о фотожурналистике у многих людей, конечно же, связано с фотографией. И это верно. Но нередко отождествляют эти понятия и тем самым допускают неточность. Фотография используется в науке, искусстве, бытовой и многих других сферах, в том числе ив фотожурнали- стике. Каждая из сфер имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток на использование фотографии. Говоря иначе, в каждой из сфер фотограф решает разные задачи фотожурналистика, как и журналистика в целом, – это поприще по преимуществу социально-политических реалий, искусство (художественная фотография) – эстетических, поскольку реальный мир в его эстетическом проявлении является предметом искусства. Как видим, творческие установки и проявления отличаются. В науке же нередко съемка ведется в автоматическом режиме, роль фотографа может нивелироваться заданной программой. Стало быть, по своим характеристикам фотография в науке будет отличаться от фотографии в искусстве, таи другая – от фотографии в журналистике. В самом деле, один и тот же объект, скажем, человек, может быть запечатлен и учеными фотожурналистом, и фотохудожником, причем фотокамерами, не имеющими принципиальных отличий. Однако внимание ученого привлекут объективно-природные характеристики человека, фотожурналиста – объективно-социальные, фотохудож- ника – объективные эстетические проявления в человеке в
    форме прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного и других категорий. В результате в первом случае будет сделан этнографический снимок, во втором – найдут отражение поступки, действия человека как выразителя определенных взглядов в контексте социально-политической ситуации, в третьем – проявление духовного содержания героя, его художественный образ, те. один и тот же объект предстанет в разных аспектах. Обнаружатся различия ив выразительной палитре. Для научной фотографии характерно протокольно-натуралистическое отображение, для художественной образное, в журналистской фотографии в зависимости от конкретной творческой задачи выразительный диапазон простирается от протокольного до образного отражения действительности.
    И еще замечание. Поскольку жанр формируется в соответствии со спецификой творческой деятельности, очевидно, что жанровая палитра фотожурналистики и художественной фотографии будет отличаться. Фотохудожник плодотворно работает, например, в портрете, пейзаже, натюрморте и других жанрах искусства. Фотожурналист использует формы, которые выработаны практикой периодической печати, позволяющие ему откликаться на злобу дня.
    Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ
    И ФОРМА ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
    Становление фотожурналистики как вида творческой деятельности обусловлено общественной потребностью в визуальной информации. А поле деятельности фотожур- налистики – периодическая печать – определяет характер творчества. Фотожурналистика предстает как деятельность духовно-практическая. Цель творчества фоторепортеров – визуальными средствами раскрыть социально-политиче- ское содержание фактов и событий современной общественной жизни.
    Любая деятельность характеризуется отношением субъекта к объекту. Для создания произведения фотожурнали- стики также необходимо наличие объекта и субъекта.
    Объект фотожурналистики тот же, что ив других видах журналистики – словесной, радио- и телевизионной. Это – природа и общество. Однако в особенностях и средствах отображения объекта обнаруживаются различия.
    Фоторепортер отображает действительность, полагаясь в первую очередь на возможности фотографии. Таким образом, реальности мира он воспроизводит с помощью не только языковых знаков, но и иконических. Объект в фото- журналистике предстает в наглядном виде. Читатель становится как бы очевидцем действительности, показанной на фотоснимке достигается эффект воздействия во многом сходный стем, который мог бы быть получен от непосредственного наблюдения события.
    Другая особенность фиксации объекта в фотожурнали- стике – документальность показ действительности вне- трансформированном виде, отражение факта как он есть, его точная пространственно-временная характеристика.
    Документальность в фотожурналистике предопределяется психологической установкой фотографических снимков нереального, несуществующего не может быть. Эта особенность отображения характерна и для других видов журналистики, нов фотожурналистике она проявляет себя в большей степени.
    Объект в фотожурналистике всегда конкретен. Свою задачу фотожурналист видит в том, чтобы находить в действительности и запечатлевать конкретные проявления передового опыта, а также конкретные недостатки в различных сферах общественной практики.
    Произведения фотожурналистики можно обозначить понятием притягательность. Фотопубликация на газетной или журнальной странице становится своего рода зрительным центром. Как правило, именно со снимков на полосе начинается знакомство с содержанием издания, они тот материал, который прочитывается всеми.
    Наконец, фотопубликацию характеризует такая особенность, как быстрота восприятия изображения, что в информационном процессе играет важную роль. Быстрота восприятия не только экономит время читателя, но и позволяет достичь особого эффекта воздействия на него.
    Субъект завершает портрет фотожурналистики как вида творчества. Субъект, те. фотожурналист, находит и запечатлевает факт действительности, проясняет его значимость, показывает связь с другими фактами. В субъектно- объектных отношениях обнаруживаются закономерности журналистского творчества.
    В суждениях о характере отображения действительности в фотожурналистике нередко преувеличивается роль техники и делается вывод мир предстает таким, каким видит его фотокамера. Вывод, безусловно, неверный. Отображение действительности в фотожурналистике не есть акт механический. Фотопубликация в газете или журнале включает воспроизведение не только объективной реальности, но и субъективного взгляда автора на нее. Фотокамера в руках репортера пристрастна, она видит мир таким, каким видит его репортер. Это обнаруживается уже в выборе объекта. Выбор объекта предполагает и его оценку. Действительность в фотожурналистике изначально фокусирутся через мировоззренческую призму фоторепортера. Стало быть, в фотожурналистике не исключается возможность проявления разных идеологических направлений. Этим самым подтверждается закономерность, свойственная журналистике в целом.
    Типы содержания
    Жанровая структура фотожурналистики непосредственно соотносится с типами содержания, которые можно выделить, анализируя публикации фоторепортеров. Классификация содержания по типам позволяет лучше понять объективные моменты в формировании жанровой палитры фотожурналистики.
    При рассмотрении этого вопроса обнаруживаются два положения 1) тип содержания определяется характером субъектно-объектных отношений, 2) характер этих отношений подчинен тем закономерностям, которые действуют в журналистике в целом. Последнее обстоятельство не позволяет переключиться на фотографию вообще, фиксирует внимание на определенной сфере творческой деятельности – фотожурналистике.
    Содержание фотожурналистского произведения зависит оттого, какую задачу ставит перед собой фоторепортер и насколько творчески подходит к отображению фактов, событий и явлений действительности. Можно сказать, что тип
    содержания связан с типом мышления фотожурналиста, им обусловлен.
    В журналистике отчетливо выделились три типа содержания эмпирическое, эмпирико-теоретическое и художе- ственно-публицистическое (образное. Обнаруживаются они также ив фотожурналистике. Эмпирическое содержание в фотожурналистике представлено наиболее широко. Мы встречаем его практически в каждом номере газет и журналов.
    Эмпирический уровень в фотожурналистике – это предметный уровень, в нем дается представление о фактах, событиях и явлениях современной действительности. Он составил группу информационных жанров. Подробно об особенностях информационных фотопубликаций будет рассказано в разделе, посвященном видам жанров. Здесь же заострим внимание на возможности этого вида фотопубли- каций выразить мысль автора. Поскольку изображение, заключенное в снимке, содержит чувственные ориентиры, тона эмпирическом уровне прочтение его возможно настолько, насколько мысль автора поддается изобразительному воплощению. Немалую роль здесь играет также текстовой компонент фотопубликации. Обратимся к примерам.
    Эмпирический уровень отображения свойствен фото- публикациям, которые иллюстрируют саму действительность. Таков фотофакт Пятый фестиваль воздухоплавателей Золотое кольцо России в Переславле-Залесском», помещенный в газете Труд 15 июля 2006 г. (рис. 1) Снимок
    ИТАР-ТАСС апеллирует к духовно-практическому опыту зрителя. Конечно, можно было и текстовому компоненту придать большую емкость, что усилило бы звучание фото- публикации, как, например, в фотозарисовке Ю. Инякина Мещера в сентябре, напечатанной в Известиях 17 сентября г.
    Если бы Мещеры не существовало, говорят, ее следовало бы выдумать. Удивительные места Неслучайно такой тонкий поэт, как Константин Паустовский, писало ней с нежностью, пожалуй, даже большей, чем о других экзотических краях, которые видел, в которых жил».
    Слова автора как бы приглашают всмотреться в фотоснимки, открывающие мир Мещеры, очарование ее поэтических уголков. Вербальный компонент, соединяясь с визуальным, ноне повторяя его, усиливает эмоциональ- но-смысловой импульс, исходящий из фотоснимков.
    «Она по-прежнему хороша, наша Мещера, с ее чистыми озерами и прозрачными речушками, и хочется верить, что будет такой всегда – голубоглазой, ясной, безыскусной Рис. 1 Эмпирический тип содержания
    Это уже призыв сохранить Мещеру для потомков. В данном случае полнее проявляется специфика журналистской деятельности не только дать представление о Мещере, но и побудить к действию. Здесь мы отмечаем органическое соединение изображения и слова, хотя, как ив первом случае, акцент в отображении делается на фотоснимки.
    Можно выделить фотопубликации эмпирического уровняв которых визуальный и вербальный ряды равнозначно образуют единое содержание. В качестве примера можно сослаться на фотопубликацию Д. Белякова Большая нефть в журнале Русский репортер в № 41 2008 г. Фотоснимки дают наглядное представление о трудовых буднях нефтяников Сибири, нов том же наглядном ключе повествует и текст. И оба компонента дают завершенную картину.
    Эмпирическое отображение обнаруживается в описательности, или констатации, наглядности изображения, которая присуща не только фотографиям, но и тексту. Как правило, отображение действительности не поднимается выше уровня непосредственных причинно-следственных отношений. Словом, характеризуя эмпирическое содержание, мы отмечаем его «заземленность».
    Но фотожурналист не огранивает свою практику только констатацией фактов, событий и явлений общественной жизни. Нередко он ставит цель интерпретировать действительность, те. более глубоко раскрыть сущность отображаемого и достичь более высокого уровня воздействия на аудиторию. Это требует привлечения дополнительных изо- бразительно-выразительных средств, как фотографических, таки словесных. Иными словами, метод отображения модифицируется в связи с поставленной творческой задачей.
    Совершенствование метода ведет к глубине, всесторонности раскрытия социальной реальности, к большей степени обобщения. Данный уровень отображения современной
    действительности – это уровень публицистический. Для фотопублицистики характерно соединение эмпирики с теорией, направление, в котором рациональное превалирует над чувственным, понятийное над образным. Творческая установка автора на интерпретацию фактов действительности обусловила выделение в фотопублицистике эмпирико-
    теоретического типа содержания.
    Возможности фотоснимка и текста в раскрытии реальностей мира неравнозначны. Имея приоритет над словом в конкретно-предметной сфере, фотографическое изображение уступает ему в отвлеченно-абстрактной сфере. Отсюда понятно, что на эмпирико-теоретическом уровне отображения роль слова значительно возрастает, снимаются изобразительные ограничения визуального компонента за счет вербального Обратимся к примерам В Литературной газете 14 декабря 2005 г. помещена фотокорреспонденция Э. Архитектора и А. Карзанова
    «Хаус у дороги, а также хаус на набережной (рис. 2) о множестве вывесок в городе на иностранных языках как явлении бизнеса. Снимки показывают это поветрие, и читатель согласится с рассуждениями и вводами авторов Но он-то, родной язык, по-прежнему достоин того, чтобы на нем говорили наши улицы сих влекущими вывесками и витринами».
    Журнал Итоги в № 18 2006 г. развивает тему экологического туризма. Публикация В. Мач Подальше от электричества включает изобразительный ряд, состоящий из восьми снимков, и текст-размышление. Фотографии показывают различные виды активного отдыха человека на природе, текст же, отсылая к ним, свидетельствует, что в России есть все предпосылки для развития экологического туризма. Аргументация – подкрепление мыслей автора конкретными
    фактами, представленными в снимках и тексте, – убедительна для читателя. Логичным представляется и вывод автора В общем, бизнес должен действовать по четко определенным правилами особенно это актуально для уникаль-
    Рис. 2. Эмпирико-теоретический тип содержания
    .
    ных природных мест – мировая практика свидетельствует, что они развиваются лучше всего в условиях турист- ско-рекреационных зон».
    Облаченное в форму жизненной ситуации теоретическое органично вошло в повествование. Публицистический метод соединил эмпирику с теорией. Фотографии приземлили абстрактное понятие бизнес, предпринимательская деятельность. Наглядность изображения и логичность сужений умножили доходчивость материала, обеспечили достаточный, сточки зрения авторов, эффект воздействия на читателя. Подчеркнем, авторы в данном случае выступают в роли не информаторов, задача которых ограничивается констатацией реальностей современной действительности, а интерпретаторов актуальных проблем

    13
    Эмпирико-теоретическому уровню характерна понятийная форма мышления. Она преимущественно используется в жанре фотокорреспондении. Здесь, правда, также могут обнаруживаться элементы образности в виде выразительной детали, языковых тропов и других средств, оживляющих изображение и текст. Однако ведущим в эмпирико-тео- ретическом направлении является понятийное.
    Но фотопублицист может перенести акцент в раскрытии явлений действительности и на художественный образ. Включение в практику фотожурналистики образных средств придает ей эстетическую значимость. Безусловно, эстетическая деятельность получает самостоятельность в художественном творчестве. Но и любой вид деятельности становится эстетически значим в меру того, насколько он является, во-первых, творческим, во-вторых, целесообразным, в-третьих, свободным Фотожурналистике свойственны названные качества. Среди фоторепортеров немало творческих индивидуальностей. Целесообразность их труда выражена в соответствии с общественной потребностью. Наконец, их деятельность свободная и как непринужденная, и как искусная, мастерская. Используя образные средства, фотожурна- листика, что важно подчеркнуть, не теряет своей специфики. Следовательно, в фотожурналистике мы выделяем и образный тип содержания Данный вид отображения – также уровень публицистики. Однако функционирование художественного образа в искусстве и публицистике обнаруживает отличия. Рассмотрим конкретный пример.
    Газета Известия 15 июня 1987 г. (рис. 3) рассказала читателям о выпускнице Смоленского медицинского училища Ольге Романовой:
    «Цветущее поле вдоль дороги с островками кустов черемухи. Легкий ветерок доносит пчелиный гул с медоносных
    трав. Каждый раз после очередного дежурства в больнице скорой помощи проходит этим полем Ольга Романова – выпускница Смоленского медицинского училища. Но Рис. 3.. Образный тип содержания.
    сегодня она спешит. Спешит к бабушке поделиться радостью первый государственный экзамен сдан на отлично. Объектив запечатлел Ольгу Романову радостной, на фоне цветущего поля. Уже сам выбор объекта отображения
    предполагает преобладание в публикации конкретно-чув- ственного начала, которое позволяет дать представление о герое и выразить свое отношение к нему. В. Кузьмин находит момент, наиболее полно раскрывающий характер героя и одновременно отношение фотожурналиста к нему. Снимок наделен поэтическим звучанием. Да ив тексте автор стремится к живописности рассказа, тек адекватному показу действительности. Отображая конкретного человека, фотожурналист за обычностью его жизненного пути приоткрывает типичное, представляет обобщенный портрет молодого современника. Чуткая, внимательная, любящая свое дело, выбравшая профессию медработника из желания помочь человеку, прикованному к постели, такой предстает читателю Ольга Романова. Таков путь к созданию художественного образа. Нов фотографии, обладающей качеством документальности, он обретает черты художественно-документального. Следует заметить, что отправной пункт творческого процесса у фотохудожника и фотопублициста различаются. Исходным моментом в творчестве фотографа-художника является впечатление. Для фотопублициста при съемке оно также играет важную роль, однако всегда находится в силовом поле идеи, проверяется идей. Выезжая на съемку, фотокорреспонент нередко заранее намечает, в каких фрагментах должна воплотиться тема. Безусловно, жизненная реальность может корректировать программу, однако это не меняет сути журналистской работы.
    Идея лежит в основе рассмотренной фотопубликации В. Кузьмина. Образ в определенной мере прямолинеен, схематичен, детали нацелены на его конструирование, мысль автора умозрительна. В публицистике обобщенность более социологична и актуальна, она прямо связана с идеологией и политикой, с злободневными потребностями социального управления
    Документ оскудения жизни деревни, воплотившийся в ее образ, представлен в фотоочерке В. Семина «Чаронда во сне, опубликованном в газете Утро Россiи» 16 декабря
    1993 г. Социологичность и актуальность отображения просматривается ив тексте С середины х началось запустение. В мг, в период расцвета застоя, в Чаронде развалился колхоз. Сегодня в этом городе живет человек. Дорог в Чаронду нет… Пройдет еще несколько лет – развалятся трухлявые деревенские избы, и закончится история еще одного старинного русского городка».
    Эмпирический, эмпирико-теоретический и образный типы содержания в фотожурналистике позволяют в совокупности отображать все многообразие действительности и оказывать идеолого-политическое воздействие на широкий круг читателей.
    Элементы содержания и формы
    При анализе типов содержания в фотожурналистике мы акцентировали внимание на определенных видах жанров. Содержание рассматривалось как целое. Теперь обратим внимание на составляющие. На первом этапе автору важно определить тему предстоящей съемки, те. наметить направление творческого поиска. Затем начинается отбор жизненного материала, те. фактов, в которых воплотится данная тема. Возникает потребность выделить также элементы формы.
    Рассмотрим весь этот процесс подробно.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта