Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с. Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита,. Учебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999
Скачать 0.96 Mb.
|
ТЕМА 12. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКАПЛАН: 1. Социально-политические идеи О. Конта2. Социально-политическая концепция Г. Спенсера3. Социально-политическая концепция К. Маркса1. Основателем позитивистского подхода к исследованию социально-политических процессов является Огюст Конт (1798-1857). К числу его основных произведений относятся “Курс положительной философии”, “Система позитивной политики”. а) Система и метод позитивного знания. Конт критически оценивал возможности философии ответить на вопросы о том, какова сущность и внутренняя природа явлений. “Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных”. В соответствии с принципами позитивизма О. Конт разработал новую систему наук. Науки располагаются в зависимости от предмета и характера их содержания.
Система наук строится на признании ряда принципов: движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому. Социология включает три основные области знания. Социальная статика исследует социальные институты: семья, церковь, государство. Социальная динамика направлена на изучение социальных систем. Социальная политика включает программу социального действия. Содержание метода таково: сначала преобразовать взгляды, чтобы затем перейти к нравам, а за ними - к учреждениям. б) О.Конт о закономерностях развития социальной жизни. О. Конт раскрывает содержания закона двойной эволюции, исследуя особенности статического и динамического развития общества.
Таким образом, О.Конт отдает приоритет опытному знанию и историко-сравнительному методу исследования, признает эволюционный характер социальных процессов и их закономерности. Он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания. Конт по праву является основателем социологии. 2. Герберт Спенсер (1820-1902) - английский социолог-позитивист. Он получил техническое образование, был инженером, затем резко изменил свою жизнь и посвятил ее исследованию общества. К числу его произведений относятся “Синтетическая философия”, “Основания социологии”, “Личность и государство”. а) Г.Спенсер о социальной природе общества. Г.Спенсер является родоначальником органической теории общественного развития. Он считал, что общество - это явление, подобное живому организму. Общество и биологический организм обладают сходными признаками:
Уподобление общества живому организму было предпринято Спенсером не случайно. Это виденье соответствовало позитивистской традиции в социологии - при исследовании общества применять тот же инструментарий, что и в естественных науках. Правда, английский ученый далек от стремления к упрощению. Он прекрасно понимает относительность “биологической аргументации”. В подтверждение сказанному Спенсер выделяет признаки, отличающие биологический организм от общества:
Спенсер показал универсальный алгоритм развития общества. Общество растет и увеличивается в размерах. Рост сопровождается возрастанием сложности. Сложность приводит к дифференциации. Последствия дифференциации предполагают функционирование отдельных частей. Функционирование дифференцированных частей выстраивает их в структуру, которая и определяет целое в его новом виде. б) Г.Спенсер о типологии общества. Исследователь разрабатывал типологии общества. Одна из типологий такова:
В соответствии с другой типологией общество разделяется на два исторических типа: военное и индустриальное.
Военный тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь в этом обществе подчинена дисциплине. Церковь похожа на военную организацию. Индивид вынужден подчиняться социальной организации. В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля. В этом обществе возникает политическая свобода, социальная организация становится более гибкой. Власть рассматривается в этом обществе как выражение воли индивидов. Вместе с тем Спенсер подчеркивает, что отдельные черты военного общества присутствует и в индустриальном обществе. Примером может служить Франция середины XIX века. Для политического режима этой страны было характерно: наличие строгого надзора за печатью, запрещение собраний, единообразие в воспитании и т.п. Исследование, предпринятое Спенсером в области типологии обществ, оказало влияние на формирование идеи о разграничении истории человечества на стадии “традиционного общества” и “индустриального общества”. в) Г.Спенсер о взаимодействии личности и государства. Спенсер утверждал, что пока масса граждан не воспитала себе верований (идеологии), которые соответствуют социальной организации (типу государственного устройства), это организация не может существовать. “Важно только одно - характер людей, к которым применяются эти учреждения”. Там, где недостает гармонии между характером людей и социальными учреждениями или эти учреждения введены насильственно: будь то революция или преждевременные реформы, - возникает дезорганизация общества. Спенсер скептически относился к представителям власти, парламенту, государственным чиновникам. Он предостерегал от чрезмерной веры в силу и справедливость государственной власти, подчеркивая , что“несправедливо жертвовать благосостоянием граждан ради воображаемого блага государства”. Единственное предназначение государства, по его мнению, состоит в охранении и удовлетворении интересов граждан. Спенсер скептически относился к мысли об идеальном правлении, подмечая: “ошибаются те, кто думает, что мудрый и добрый правитель может быть избран народом, в котором нет ни доброты, ни ума”. Его взгляды о взаимодействии личности и государства основываются на идее справедливости. Справедливость предполагает: а) признание за всяким человеком права на свободную деятельность и на пользование ее результатами; б) признание известных ограничений этой свободы, необходимых в связи с присутстви других людей, имеющих те же права. Идеи английского мыслителя следует рассматривать в русле классической либеральной традиции. 3. Марксизм возник в конце 40-х годов XIX века. К наиболее известным работам Карла Маркса (18818-1883) по социально-политической тематике относятся “Манифест Коммунистической партии”, “Капитал”, “Критика Готской программы”. а) К.Маркс о материалистическом понимании истории. Суть историко-материалистического подхода состоит в том, что причины политических отношений коренятся в материальных жизненных отношениях, составляющих реальный базис общества. “Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”. В основе функционирования способа производства лежит диалектическое противоречие между базисом и надстройкой. Базис является определяющим по отношению к политической надстройке. В свою очередь, учреждения политической надстройки обладают внешней самостоятельностью, влияя на темп экономического развития, остроту классовых противоречий и способы их разрешения. Многообразие социальных отношений между базисом и надстройкой образует общественно-экономическую формацию. “Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определенное гражданское общества”. Исторический процесс представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций.
б) К.Маркс о диктатуре пролетариата. Оригинальность марксистского подхода к вопросу о государстве проявляется в идее о диктатуре пролетариата. Сам Маркс так писал об этом: “То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов”. Конкретным примером диктатуры пролетариата была для Маркса Парижская коммуна (1871). Он считал, что впервые родилась система “управления народа посредством самого народа“. В отличии от парламентской республики коммуна была работающей корпорацией, одновременно “и законодательствующей и исполняющей законы”. Следовательно, речь идет не о разделении, а о соединении исполнительной и законодательной властей в государстве. в) К.Маркс об условиях отмирания государства. Мыслитель подчеркивает: “Когда в ходе развития исчезнут классовые различия, и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет всякий политический характер”. Изменение характера публичной власти находится в прямой зависимости от развития коммунистической общественно-экономической формации.
Социально-политическая концепция К. Маркса оказала большое влияние на формирование идеологий и всей духовной жизни ХХ века |