Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с. Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита,. Учебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999
Скачать 0.96 Mb.
|
ТЕМА 22. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯПЛАН:
1. Либерализм - это учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства. Понятие "либерализм" вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Оно зародилось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов в кортесах (испанской разновидности парламента). "Декларация независимости США" (1776) стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Ее создатели заявили: «Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью». В ходе Великой французской революцию идеи либерализма нашли дальнейшее продолжение. В "Декларации прав человека и гражданина" (1789) подчеркивалось, что целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. У истоков либерализма стояли такие мыслители как Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье, Иммануил Кант, Адам Смит (1723 - 1790), Вильгельм Гумбольдт (1767 - 1835), Томас Джефферсон (1743 - 1826), Джеймс Медисон (1751 - 1836), Алексис де Токвиль (1805 -1859). При всех различиях общим для этих мыслителей было то, что каждый из них высказывался за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за эффективность общественно-политических институтов, за модернизацию доктрин и концепций в соответствии с новыми тенденциями исторического развития. Классический либерализм тяготел к идеалам индивидуализма. По мнению Дж. Локка отдельный индивид противопоставляется обществу и государству, т. к. он является «хозяином своей собственной персоны». Дж. Миль сформулировал эту мысль в виде аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Именно индивидуализм лежит в основе права каждого человека на жизнь, свободу, частную собственность и на стремление к счастью. Частная собственность рассматривается как гарант и мера свободы. В. фон Гумбольдт писал, что идея свободы развивается только вместе с идеей собственности, и самой энергичной деятельностью мы обязаны именно чувству собственности, исходим из постулата, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности, поскольку они являются его сущностным продолжением. Именно из экономической свободы выводились политическая и гражданская свободы. Воплощением индивидуализма и права частной собственности в экономической сфере выступали принципы свободного рынка и свободной конкуренции, реализация которых обеспечила беспрецедентные темпы интенсивного и экстенсивного роста производительных сил. Государство сравнивается с "ночным сторожем". Суть идеи состояла в обосновании минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло. В данном контексте важным компонентом либерализма стал принцип плюрализма во всех сферах общественной жизни. На каждом историческом повороте перед приверженцами либерализма возникал вопрос, который немецкий исследователь Ральф Дарендорф (1929) сформулировал так: "Что значит быть либеральным в изменившемся мире?". В большинстве стран Запада 50-е — 60-е годы стали периодом успеха неолиберализма. В апреле 1947 г. был создан Либеральный интернационал, рассматривающий себя в качестве федерации либеральных, демократических и прогрессивных партий. В настоящее время в нее входят 52 политические партии. Суть политической программы неолиберализма включает признание необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации принятия управленческих решений. Неолибералы стояли у истоков идей государства всеобщего благоденствия, информационного общества и конвергенции. Основные принципы либерализма на различных стадиях исторического развития таковы:
2. Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности. Термин "консерватизм" вошел в обиход после того, как французский публицист Шатобриан основал журнала "Консерватор" в начале ХIХ в. Отправным пунктом современного консерватизма считается эссе Эдмунда Берка (1729 - 1797) "Размышления о революции во Франции" (1790), а также идеи Жозеф де Местра (1753 - 1821), Луи де Бональда (1754 - 1840). Основатели консерватизма противопоставили выдвинутым Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, свободы и прогресса взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Французский мыслитель де Бональд считал, что в обществе нет прав, а есть только обязанности. Он рассматривал государство как большую семью, которой и телом, и душой принадлежат все составляющие ее обездоленные индивидуумы. При этом он обосновывал идею вмешательства государства в материальную и моральную стороны жизни своих членов. Классический консерватизм отвергал абстрактные идеи индивидуальной свободы, прав человека и общественного договора, а также утилитаризм и веру в прогресс. Э. Берк утверждал, что человек не должен стремиться к переустроить общество, поскольку такое стремление явилось бы насилием над естественными законами развития общества. Политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся формам общественно-политических институтов. Сторонники консерватизма разработали принципы "исторического миросозерцания". Наряду с верой в силу человеческого разума снова получает популярность мысль о неразрывной связи человека с прошлым, с вековыми традициями и обычаями. Общественно-политическая мысль обосновывает необходимость реставрации, возрождении теорий божественного происхождения государственной власти. Разрабатывались органические теории государства. В них государство отождествлялось с существом, имеющим самостоятельное от отдельных личностей существование и стоящим над ними, обладающим внутренней жизненной силой и способностью к самосохранению. После Второй мировой войны консервативная идеология приобрела новые формы, Теоретики консерватизма попытались обосновать третий путь, отличный от либерализма и социализма, соединив старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эпохи (творческий труд, уникальность личности, ускоренное развитие нерыночной культуры, образования). Рассматривалась проблема участия в управлении предприятиями как средство преодоления отчуждения труда. Сформировались различные разновидности консерватизма: технократические, традиционалистские, христианско-католические, реформистские, радикалистские. Среди известных консервативных политиков наиболее известны Г. Коль (ФРГ), Р. Рейган (США) и Э. Тэтчер (Великобритания). Основные принципы консерватизма на различных стадиях исторического развития таковы:
3. Социал-реформизм - это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ. Оно находит свое практическое воплощение в деятельности социал-демократических партий. Социал-демократия возникла в конце ХIХ - начале ХХ века как альтернатива капитализму. В этом качестве первоначально она разделяла установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества. В дальнейшем партии социал-демократической ориентации стали парламентскими и внесли существенный вклад в интеграцию рабочего движения в господствующую систему. Понятие "демократический социализм" впервые было использовано в конце ХIХ в. для обозначения социал-демократического реформизма. Основная заслуга в разработке основополагающих установок демократического социализма, ориентированного на постепенное реформирование общества, принадлежит Эдуарду Бернштейну (1850 - 1932). Он отказался от ряда радикальных установок марксизма: об уничтожении старого мира и установлении диктатуры пролетариата, а также о непримиримой классовой борьбе и социалистической революции как главном пути ниспровержения традиционного порядка. Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн обосновывал необходимость перехода социал-демократии "на почву парламентской деятельности, числового народного представительства и народного законодательства, которые противоречат идее диктатуры". "Классовая диктатура принадлежит более низкой культуре",— подчеркивал Бернштейн, рассматривая социал-демократию как носительницу более высокой культуры и отказываясь от насильственных, конвульсивных форм перехода к более совершенному социальному устройству». Бернштейн считал, что "социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию" является законным наследием либерализма. Речь идет о таких принципиальных для обоих течений принципах, как свобода личности, экономическая самостоятельность отдельного индивида, его ответственность перед обществом за свои действия. Свобода, сопряженная с ответственностью, говорил Бернштейн, возможна лишь при наличии соответствующей организации, и "в этом смысле социализм можно было бы даже назвать организаторским либерализмом". По мысли Бернштейна, "демократия — это средство и в то же то движения в время цель. Она есть средство проведения социализма и она есть форма осуществления этого социализма". В социалистической интерпретации либеральных принципов Бернштейн выделял три основные идеи: свобода, равенство, солидарность. При этом на первое место Бернштейн ставил солидарность рабочих, считая, что без нее свобода и равенство при капитализме для большинства трудящихся останутся лишь благими пожеланиями. После второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. В Годесбергской программе (1959) социал-демократической партии Германии в качестве основных целей социализма провозглашены свобода, справедливость и солидарность. Свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права всех людей, вырождается в произвол. Равенство дает смысл свободе, которая равным образом действительна для всех людей. Равные права каждого индивида на самоопределение, на признание другими его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Если не учитываются эти права, то справедливость неизбежно превращается в уравниловку, подминающую под себя действительную справедливость. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности является справедливость. Справедливость есть не что иное, как равная для всех свобода. По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе, и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида. Демократический социализм предоставляет отдельному индивиду свободу, предписывает ему также ответственность перед обществом за свои действия. В современной социал-демократии выделяют два основных течения: традиционное и модернистское. Традиционалисты считают социальной базой своей идеологий традиционный рабочий класс и поддерживают тесные связи с профсоюзами, ведут поиски условий адаптации рабочих к научно-техническому прогрессу. Модернисты слабее связаны с традиционным рабочим классом и его профсоюзами, Их социальная опора.—-новые .средние слои, связанные с передовыми технологиями, работники умственного труда, гуманитарии. Модернисты опираются на людей со сходными взглядами по принципиальным вопросам, готовых отдать свои голоса за определенную программу, но организационно эти люди между собой связаны слабо. Среди деятелей социал-демократии XX в. наибольшую известность получили В. Брант, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран. Основные принципы социал-реформизма на различных стадиях исторического развития таковы:
ТЕМА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЛАН: 1. Политической модернизации. 2. Сущность перехода от традиционного режима к демократии. 3. Закономерности перехода от традиционного режима к демократии. 1. Теория политической модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название теория развития. Теория развития выделяет три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость. В основе индустриального общества - универсальные ценности и опора на личность. В основе постиндустриального общества – многообразие и информационные технологии. МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
К числу важнейших факторов модернизации относятся следующие: В сфере экономики: применение индустриальных технологий, широкое освоение природных ресурсов, создание вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров, капиталов и труда. В социальной сфере: расширение связей, основанных на профессиональных критериях, рост классовой и имущественной дифференциации, разделением между производственной, политической и общественной деятельностью. В политике: образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различие между обществом и государством, выявляются функции политического управления, происходит разграничение политических интересов различных групп. В культуре: происходит формирование национальных культур и языков, появляется многообразие идеологических течений, развиваются средства массовой информации и коммуникации. По мнению американского политолога С. Н. Эйзенштадта, политическая модернизация означает:
Существуют два исторических типа модернизации: Первичная модернизация — охватывает эпоху первой промышленной революции, сопровождается разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав. Первичная модернизация сначала коснулась духовной сферы (Возрождение, Реформация, Просвещение). Затем произошли изменения в экономике: сформировались материальные интересы социальных групп и начался процесс дифференциация форм собственности. В результате образовалось гражданское общество, а в политике закрепились принципы представительной демократии. Вторичная модернизация - это модернизация «вдогонку». Ее основным источником является культурное взаимодействие, отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция), с уже существующими центрами индустриальной культуры. Вторичная модернизация обусловлена неравномерностью развития различных сфер. Общество еще слабо структурировано, но вынуждено приспосабливаться к переменам. Как показывает мировой опыт, переходные общества могут тормозить на стадии частичной модернизации, когда традиционность и современность сосуществуют в рамках одного и того же общества. Проблема выбора вариантов и путей модернизации решалась в споре между исследователями двух направлений. Для ученых либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) основными критериями политической модернизации являются степень участия населения в системе представительной демократии и уровень открытой конкуренции между элитами. При этом возможны следующие варианты развития событий:
Исследователи консервативного направления (Д. Растоу, С. Хантингон) считают, что главным источником модернизации является конфликт между политической активностью масс и наличием политических институтов, которые способны осуществить преобразования. Неподготовленность масс к управлению ведет к дестабилизации режима правления. Эффективность политических институтов зависит от их способности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Только авторитарный режим может справиться с задачей модернизации. В ситуации перемен авторитарный режим контролирует порядок, обеспечивает проведение реформ и сохраняет национальное единство. В своих работах сторонники консервативного направления выделяют условия, необходимые для модернизации при авторитарном режиме:
Итак, если консерваторы акцентируют внимание на обеспечении политического порядка с помощью институтов верховной власти, то либералы — на наличии возможностей для сознательного политического влияния масс на проведение реформ. 2. В 70—90-е годы XX века резко возрос интерес к проблемам перехода от традиционных режимов к демократии. Это связано с процессами, происходившими и происходящими в Португалии, Испании, Греции, Восточной Европе и России. При этом внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу, на его движущих силах, путях и стадиях, на различных моделях перехода. Американский политолог С. Хантингтон выделяет три модели перехода от традиционного режима к демократии: Классическая линейная модель (Великобритания, Швеция). Происходит постепенное ограничение монархической власти, расширяются права граждан и парламента. Вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем — права политические и значительно позднее — социальные. Постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы. Парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство. Циклическая модель (страны Латинской Америки, Азии и Африки). Предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении к демократии политической элиты. В этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции. Указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости демократии в господствующей политической культуре. Диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция). Характеризуется нестабильностью переходных политических режимов. Вместе с тем, переход осуществляется под влиянием созревших внутренних предпосылок (индустриализация, формирование многочисленного среднего класса, высокий образовательный уровень граждан). Это проводит к быстрому краху существующих режимов. Затем устанавливается жизнеспособная демократия. В зависимости от ресурсов, которыми располагают конкретные политические силы, Адам Пшеворский выделяет пять возможных исходов переходного периода:
3. Процесс перехода к демократии – это длительный процессы. Дениэл Растоу выделяет основные фазы на пути к демократии. Первая фаза – подготовительная. Эта фаза является следствием кризиса. Кризис режима может быть вызван обстоятельствами внутри- и внешнеполитического порядка. Кризис институтов авторитарного государства связан, прежде всего, с отсутствием преемственности при передачи власти. Ослабление легитимности является важной составляющей кризиса. Легитимность снижается не только на уровне масс, но и на уровне элит. В правящей элите возникают различные течения. Условно эти течения могут быть разделены на две группы. Сторонники «жесткой линии» считают необходимым повысить сплоченность правящей элиты путем возврата к фундаментальным ценностям режима. Переход обычно начинается тогда, когда верх в элите берут сторонники «мягкой линии», начинающие либерализацию. С началом либерализации гражданское общество начинает оживать. Тут же возникают студенческие ассоциации, профессиональные союзы, протопартии. Начинает формироваться открытая политическая оппозиция режиму. Вторая фаза – стадия принятие решений. На этой стадии осуществляется выбор альтернатив, заключаются политические союзы и соглашения. Это ведет к выработке демократических правил. В зависимости от соотношения сил происходит либо насильственный распад политического режима, либо мирный демонтаж традиционных институтов власти. Определяющее значение имеет процедура разработки конституции. Оптимальным вариантом является достижение консенсуса по основным институциональным вопросам. На этой стадии формируется конкурентная партийная система. Партийная система формируется в процессе подготовки и проведения первых свободных выборов. Партии как институциональные силы, участвующие в принятии политических решений, и социально-политические силы, мобилизующие граждан, служат связующим звеном между государством и гражданским обществом, создают прямые и обратные связи в политической системе. Инструментом влияния на форму партийной системы выступает избирательный закон. Третья фаза - консолидация демократии. Для установления стабильного и легитимного демократического большое значение имеет момент адаптации общества к новым политическим условиям. Перед демократией встают проблемы: как поступить с лидерами авторитарного режима, устраненными от власти, как уменьшить риск вмешательства военных в политику. Не менее важна и проблема обеспечения лояльности политической оппозиции. Обеспечение лояльности демократии основных групп интересов и возникновение лояльной политической оппозиции позволяет «запустить» демократический механизм, созданный на этапе установления демократии, наполняет реальным содержанием деятельность институтов демократии. Таким образом, преодолевается институциональный кризис, который был одной из основных причин начала крушения авторитаризма. Легитимация нового режима позволяет восстановить эффективность политической системы и долговременную политическую стабильность. Переходный период от авторитаризма к демократии завершается. Опыт стран Центральной Европы, что в процессе перехода следует обращать внимание на следующие факторы.
Попытка проведения реформ без учета исторических предпосылок, существующей социально-экономической структуры, степени плюрализма субкультур, политической культуры разных слоев общества ведет к дискредитации правительства и затрудняет легитимацию демократии. |