Главная страница
Навигация по странице:

  • Пути формирования политического сознания

  • Познавательная функция

  • Регулятивная функция

  • Прогностическая функция

  • Государственное сознание.

  • Второй этап

  • Карл Мангейм (1893-1947)

  • Даниел. Белл (1919), Раймон Арон (1905 - 1983), Карл Поппер (1992 - 1989)

  • Теодор Адорно (1903 - 1963), Герберт Маркузе (1898 - 1979), Юрген Хабермас (1929).

  • Актуализированный уровень

  • Образовательно-воспитательная функция

  • Интегрирующая функция

  • Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с. Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита,. Учебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999
    АнкорЗарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с.doc
    Дата23.01.2018
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, .doc
    ТипУчебное пособие
    #14807
    КатегорияСоциология. Политология
    страница20 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    ТЕМА 21. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ



    ПЛАН:
    1. Социальная природа политического сознания.

    2. Этапы становления и сущность идеологии.

    3. Идеология как форма политического сознания.




    1. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Политическое сознание призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться. От уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и общественно-политических объединений.

    Пути формирования политического сознания таковы: 1) осмысление социально-политической действительности, обобщение имеющейся информации; 2) осознание целей общественно-политического движения, отношение к существующим оценкам и нормам политического участия; 3) эмоциональное отношение к политическим ценностям и идеалам.

    Политическое сознание - это система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредствам которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями). Содержание политического сознания включает политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения, чувства.

    Можно выделить следующие функции политического сознания.

    Познавательная функция - представляет собой систему знаний об окружающей политической действительности.

    Оценочная функция - способствует ориентации в политической жизни, оценки политических событий.

    Регулятивная функция - дает ориентиры относительно политического участия.

    Интегрирующая функция - способствуют объединению социальных групп, общества на базе общих ценностей, идей, установок.

    Прогностическая функция - создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса.

    Нормативная функция - создает общепринятый образ политического строя.

    Политическом сознании как сложный социальный феномен образует несколько уровней.

    Государственное сознание. На данном уровне регулируются политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, конституций, обосновываются существующий политические режим и принципы управления.

    Теоретическое сознание. На данном уровне разрабатываются различного рода политические концепции, идеи, воззрения. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические задачи. В ходе решения назревших проблем вырабатывать концептуальные подходы и формы контроля за ходом выполнения политических решений, а также корректируются текущие политические действия. Целостность, систематизированность и способность к прогнозированию являются признаками теоретического сознания. Способом его выражения является идеология.

    Обыденное сознание. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственном участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений. Противоречивость, фрагментарность и повышенная эмоциональность являются признаками обыденного сознания. Способом его выражения является политическая психология.
    2. Идеология - одна из форм политического сознания воздействует на содержание властных отношений, являясь его стержневым элементом. Термин «идеология» впервые появился в конце XVIII — начале XIX вв. Французский философ и экономист Дестют де Трасси назвал так науку об идеях, их возникновении и функционировании. «Идеи правят миром» — формула, вышедшая из-под пера французских материалистов XVIII в., как бы венчала царившее до этого времени представление о роли идей в жизни общества..

    Если рассматривать процесс формирования теорий идеологии в исторической перспективе, можно выделить ряд этапов.

    Первый этап охватывает период теоретических исканий мыслителей XVII-XVIII вв. Общественная мысль эпохи буржуазных революций активно выступала против феодально-религиозной идеологии. Она была полна оптимистической веры в общественный прогресс, возможность устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

    Второй этап связан с периодом XIX - начала XX вв. В это время появились различные либеральные и коммунистические концепции.

    Третий этап в эволюции взглядов на роль идеологии в развитии и функционировании общества связан с XX в. На этом этапе западные социологи начинают широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

    В этом периоде можно выделить несколько наиболее распространенных концепций: 1) теории, изображающие любую идеологию как форму ложного сознания; 2) теории деидеологизации; 3) теории реидеологизации; 4) леворадикальные концепции идеологии; 5) концепция научной идеологии.

    Теории идеологии как формы ложного сознания выдвигались представителями позитивизма и социологии познания. Наиболее развернутое изложение проблем взаимодействия идеологии и общества дал немецкий ученый Карл Мангейм (1893-1947). Его основная идея сводилась к обоснованию несовместимости науки и идеологии в познавательном процессе. Утверждалось, что общественные науки мoгyт быть объективными только в силу их беспартийности и надклассовости, а любая идеология всегда субъективна и искажает подлинное знание о действительности те является формой ложного сознания. Искажение происходит не из-за личных свойств человека, а под влиянием классовых и групповых интересов. Его концепция признавала два вида социально-искаженной мысли: идеологию как сознание правящих в обществе групп и утопию как сознание угнетенных групп.

    Мангейм полагал, что человеческое сознание всегда вращалось или в рамках идеологий, или в рамках утопий, т.е. было ложным Трагедия человеческой мысли, утверждал он, заключается в том, что эта мысль определяется или социальными факторами, которые уже не существуют в действительности (и тогда мы имеем дело с идеологией), или же еще не существующими социальными факторами (и тогда возникает утопия). В любом случае реальная действительность по его мнению, отражается в сознании в искаженном виде Ту ситуацию, которая сложилась в мире в ХХ в., он назвал «интеллектуальным кризисом».

    Термин «деидеологизация» получил широкое распространение в 50 - 60-х годах XX столетия. Активными сторонниками их были Даниел. Белл (1919), Раймон Арон (1905 - 1983), Карл Поппер (1992 - 1989). В основе их теоретических положений лежал тезис о том, что в индустриальном обществе наука развивается необычайно интенсивно и ее роль в обществе резко возрастает. В этих условиях снижается престиж различных оценочных идеологических систем вплоть до «заката. или «концах идеологии. Индустриальное общество рассматривается ими как неантагонистическая социальная структура в которой отношения строятся на началах делового партнерства и компромисса.

    Теоретики «реидеологизации» выступают за наращивание усилий идеологических центров и аппаратов, направленных на активную борьбу идеологий. Сама идеология уже не понимается как однозначно «ложное сознание», а включает в себя и позитивное значение, поскольку от эффективно функционирующей идеологии в значительной степени зависит жизнеспособность западной цивилизации. Свои цели идеология реализует через политику, и обосновывают необходимость такой политической деятельности, которая была бы реализацией предварительно разработанных социологических принципов.

    К числу сторонников радикально-критического направления можно отнести представителей франкфуртской школы Теодор Адорно (1903 - 1963), Герберт Маркузе (1898 - 1979), Юрген Хабермас (1929).

    Г. Маркузе доказывал, что идеология есть лишь некоторый репрессивный механизм, служащий для оправдания существующих общественных отношений и укрепления конформизма, плоского единообразия в мышлении и поведении людей.

    Индустриальное общество, по мнению Маркузе, является тоталитарным. Но сегодня его отличают уже не идеологические репрессии, а «техника», которая формирует стандартные, ложные потребности, привязывающие индивидов. «Никогда прежде, — писал Mapкузе, — общество не располагало таким богатством интеллектуальных и материальных ресурсов и, соответственно, никогда прежде не знало такого объема господства общества над индивидом. Отличие современного общества в том, что оно усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники или Террора, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и повышающийся жизненный стандарт». В результате индустриальная культура становится более идеологизированной, чем прижние исторические типы культур.

    Значительный вклад в науку об идеях внес марксизм. Термин «идеология» в марксизме используется в трех смыслах: 1) ложное, извращенное сознание; 2) вид теоретического сознания: 3) сознание определенного класса. По Марксу, идеология включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т.д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, который монополизирует функцию идеологического производства. В. И. Ленин определил марксизм как научную идеологию. Научность марксизма выражалась в постановке и решении не только теоретических, но и революционно-практических проблем.
    3. В современной политологии идеологию чаще всего характеризуют как ядро политического сознания, систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих коренные интересы различных социальных групп по поводу власти, ее завоевания, защиты и использования, на основе которых складываются политические отношения и функционируют политические институты.

    Идеология выражается в виде политических теорий и концепций, политических идей и идеалов, политических принципов, лозунгов и взгядов.

    Феномен идеологии проявляется на трех уровнях. На теоретико-концептуальном уровне формируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы социальной группы, нации и государства.

    На программно-аналитическом уровне разрабатываются программы, манифесты, лозунги, составляющие идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс.

    Актуализированный уровень определяется степенью освоения гражданами целей и принципов идеологии и характером их воплощения в различных формах политического участия.

    Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

    Образовательно-воспитательная функция предполагает овладение массовым политическим сознанием, внедрение в него заданных оценок развития общества и государства, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений.

    Интегрирующая функция выражается в сплочении общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

    Пропагандистская функция включает создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствия интересам класса, нации, государства.

    Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика. Существование идеологии питается потребностью людей в целостной, непротиворечивой и мобилизующей ориентации политической жизни.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта