Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с. Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита,. Учебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999
Скачать 0.96 Mb.
|
ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В АНГЛИИ XVII В.ПЛАН: 1. Социально-политическая концепция Р. Филмора.2. Социально-политическая концепция Т. Гоббса.3. Социально-политическая концепция Дж. Локка.4. Социально-политическая концепция Д. Юма. 1.Английская буржуазная революция XVII века открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих европейских стран. Каждая из общественных групп, принимавшая участие в революции, выступала со своей идеологической программой и обосновывала свое участие оригинальными теоретическими построениями. Теорию патриархального происхождения государства изложил Роберт Филмор в сочинении "Патриархия, или Естественная власть короля". Р.Филмор стремился доказать, что власть королей ведет свое начало непосредственно от прародителя рода человеческого - Адама. Поэтому государство появляется не в результате общественного договора, заключенного свободными и равными людьми, который ими же при определенных условиях может быть расторгнут. Государь не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они - его дети. Происходя (через Адама) от бога, монархическая власть, согласно Филмору, вообще не подчиняется человеческим законам. 2. Социально политическая доктрина Томаса Гоббса (1588-1679) содержится в его трудах "Философское начало учения о гражданине (1642 г.)", "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651 г.) а) Характеристика естественного состояния. В основу теории государства Т.Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими право на все. Однако человек еще и существо глубоко эгоистичное, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. Человек человеку - волк. Человек стремится иметь право на все. Отсюда фатальная неизбежность войны всех против всех. В условиях войны человек фактически теряет все права. Именно это бедственное положение Т.Гоббс и называет естественным состоянием рода человеческого. В естественном состоянии человеку присущи свойства и иного плана. К ним относятся страх смерти и инстинкт самосохранения. Человек наделен естественным разумом, т.е. способностью здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своего действия. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их выражают предписания естественного разума) суть естественные законы. б) Т.Гоббс о естественных законах. Основной естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему, все прочее должно использоваться лишь в качестве средства достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой его требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости. Кроме указанных трех, есть еще 19 естественных, неизменных и вечных законов. Их содержание можно выразить в общем правиле: не делай другому того, что бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. Естественные законы способствуют заключению общественного договора между людьми. Но сколь ни внушительна роль естественных законов, однако они сами к исполнению не обязательны. Обязательность законам придает сила. Сила заключена в государстве. в) Т. Гоббс о сущности государства. Абсолютная власть государства, по мнению Гоббса, - гарант мира и реализации естественных законов. Государство принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти - спутников разнузданного состояния безвластия. Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию лиц) верховную власть над собой. Государство - это единое лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель верховной власти - суверен. Он издает закон, решает вопросы войны и мира, назначает должностных лиц. Все иные лица - подданные суверена. Все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданным, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле слова. Делить власть государства - значит разрушать его. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель. 3. Свое понимание природы политических процессов Джон Локк (1632-1704) изложил в труде "Два трактата о правлении". Английский мыслитель исследовал естественное состояние, возникновение общества, сущность государства, механизм разделения властей. а) Дж. Локк о естественном состоянии. До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В догосударственном общежитии отсутствует принцип "войны всех против всех". Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Природа наделила каждого возможностью судить преступивших законы и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют учреждения, которые могли бы беспристрастно решать споры. Это порождает неуверенность и дестабилизирует обстановку. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество и учредить государство. Локк подчеркивает: всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа. б) Дж.Локк о сущности государства. - государство - совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и судебной инстанции для улаживания конфликтов; - государство имеет право создавать законы во имя общего блага и применять силу сообщества для исполнения этих законов; - естественные свойства индивида (свойства-дозволения заботиться о себе, а также об остальной части человечества) являются источником законодательной и исполнительной власти; - люди, строя государство, прислушиваются только к голосу разума и предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые передают государству; - объем полномочий государства ограничен необходимостью охраны и соблюдением гражданских интересов: жизни, здоровья и собственности; - государство не имеет юридического права посягать на естественные права личности: владение имуществом, свободу и равенство. в) Дж.Локк о разделении властей. Основная цель организации верховной власти заключается в предотвращении деспотизма. Поэтому институты публичной власти должны быть размещены в иерархическом порядке. Верховное место отводится власти законодательной. Законодательная власть не только издает законы, но и контролирует власть исполнительную. Исполнительная власть должна действовать в рамках предписаний законодательной власти. В этом взаимодействии заключается принцип разделения властей. Спор между законодательной и исполнительной властью вправе разрешить нация. Нация - это множество свободных граждан проживающих на территории данного государства. 4. Свои взгляды на политические отношения Давид Юм (1711 - 1776) изложил в работе «Трактат о человеческой природе» и в эссе «О партиях вообще». А) Д. Юм о государственной власти. Давид Юм отрицает деление истории на естественное и общественное состояние. Юм утверждает, что переход к политической организации произошел через посредство семьи. Власть в семье «принадлежит родителям в силу обладания ими более высокой степени силы и мудрости, но в то же время проявление их авторитета умеряется той естественной привязанностью, которую они питают своим детям. Через некоторое время привычка и обычай оказывают влияние на нежные души детей и пробуждают в них сознание тех преимуществ, которые они могут получить от общества; постепенно та же привычка приспосабливает их к последнему, сглаживая шероховатости и своенравие, которые мешают их объединению». Власть отца над детьми явилась прообразом государственной власти. Но это превращение произошло не сразу, а опосредованным путем - через институт племенных вождей, «диктаторов», которым население привыкло подчиняться даже в мирное время. Родительская власть является источником социальной эволюции. От власти главы семьи через военное командование вождей к политической власти как к органу порядка и справедливости – таков, по мнению Юма, путь становления государственности. Государственность характеризуется следующими признаками:
Б) Д. Юм о политических партиях. Все многообразие партий английский исследователь делит на две группы: личные и реальные. Личные партии основывается на принципах дружбы или вражды по отношению к другим лицам. Чаще всего такие партии возникают в небольших по размеру государствах. На их деятельность оказывают влияние семейные и клановые отношения. Деление на партийные группировки обусловлено культурными различиями. Среди реальных партий выделяются такие политические группы, которые основываются на принципе, привязанности и интересе. Партии, основанные на принципе, предполагают различие по религиозным и мировоззренческим вопросам. Партии, основанные на привязанности, включают сторонников конкретного государственного деятеля или семейства, которое имеет влияние в сфере политики. Партии, основанные на интересе, различаются по степени влияния на государственные дела. Это «наиболее разумные и допустимые» группы. Партии по интересам – это прообраз современных партий. |