Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с. Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита,. Учебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999
Скачать 0.96 Mb.
|
Раздел II. История социально-политических ученийТЕМА 6. АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯСОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИПЛАН: 1. Социально-политическая концепция Платона.2. Социально-политическая концепция Аристотеля.3. Социально-политическая концепция Цицерона.1. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных проблем, стоящих перед человечеством. Поэтому интерес к творчеству древнегреческого философа Платона (427-347 до н.э.) не случаен. "Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя". Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: "Государство", "Законы", "Политик". а) Платон о формах государственного устройства. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи общества и государства (которые когда-то во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с нарастанием порчи Платон выделяет следующие формы государства. 1.Тимократия. Власть честолюбцев еще сохранила черты совершенного строя. Правители и воины свободны от земледельческих и ремесленных работ. Стремление к обогащению ведет к олигархии. 2. Олигархия. Уже имеется четкое разделение на богатые и бедные слои. Острота социальных противоречий ведет к установлению демократии. 3. Демократия. Власть оказывается в руках большинства. Но демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов. Возникают восстания и противоборство группировок. Это ведет к установлению худшей формы государственного устройства. 4. Тирания. Избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. б) Платон о функциях и структуре идеального государства. Основной закон "идеального" государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден. Все жители идеального государства разделены на три разряда. Низший разряд объединяет людей, которые производят необходимые вещи, предметы и продукты. Это - земледельцы, ремесленники и торговцы. Второй разряд - стражи. Их предназначение - быть вооруженной защитой государства. Жизнь стражей должна быть определенным образом организована. "Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий". Третий разряд - философы. Предназначение философов состоит в том, чтобы в государстве властвовала рассудительность. Им свойственна "правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Любое новшество в идеальном государстве ухудшит его (нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут сохранять строй государства. Они "обладают всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Таким образом, государство - это совместное поселение, обусловленное общими потребностями граждан. Идеальное государство - это социальная целостность, где господствуют четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. 2. Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критикаАристотеля (384-322 до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: "Платон мне друг, но больший друг - истина". Аристотель - один из самых универсальных мыслителей в истории. Политологическая проблематика подробно освещается в таких сохранившихся работах Аристотеля как "Политика", "Афинская полития" и "Этика". Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 году до н.э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 году до н.э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342 - 340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра. С 335 г. до н.э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу - Ликей и руководил ею почти до конца жизни. а) Учение Аристотеля о политике как науке. Классификация наук, предложенная античным мыслителем, такова:
Аристотель предпринимает попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука тесно связана с этикой. Понимание политики предполагает развитые представления о нравственности (добродетелях), об этике (нравах). Объектом политической науки является прекрасное и справедливое. Этика предстает как начало политики, введение к ней. Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство. Сферой применения этого принципа является область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба , наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа геометрического равенства и означает деление общих благ по достоинству. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (власть, почести). б) Учение Аристотеля о возникновении и природе государства. Государство - продукт естественного развития. Несколько семей образуют селение, несколько селений образуют город. Город - это уже государство. Государство - высший тип общения, вбирающий в себя все виды социального и семейного общения. В государстве (политическом общении) человек реализует свои способности и дарования. "Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек". Гражданином считается тот, кто принимает участие в законодательной и судебной деятельности. Всей полнотой гражданских прав обладают отцы семейств, являющиеся коренными жителями города. в) Учение Аристотеля о формах государственного устройства. Аристотель стремился выявить начала типологии форм государственного устройства. Основы типологии таковы:
Стагирит уделяет внимание проблеме устойчивости политических форм. Наиболее устойчивая форма государственного устройства - полития. Она соединяет в себе лучшие черты аристократии и демократии. Полития - “средняя” форма государственного устройства. Она сочетает в себе либо черты аристократии и демократии (лучшая форма), либо черты олигархии и демократии (приемлемая форма). Остальные формы являются отклонениями от политии. В политии превалирует средний элемент: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - опора на среднее сословие. Государство, опирающееся на “средний класс”, будет иметь наилучший государственный строй. 3.Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. Основные вопросы изложены в диалогах "О государстве", "О законах". а) Учение Цицерона о государстве. Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов. Государство - это определенное правовое образование, "общий правопорядок". б) Учение Цицерона о законах. Обязанность гражданина - следовать справедливости. Источником справедливости является природа. Природе (в силу ее божественного начала) присущи разум и определенный порядок. Природа - источник и носитель истинного закона. Этот "истинный закон" - один и тот же везде и всегда, и "на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон". Он требует не навредить другим и не нарушить чужую собственность. Истинный закон (естественное право) возникло "раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само государство с его установлениями и законами является воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, законы) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения людей. |