Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальный мир

  • “народного суверенитета” . 2.

  • Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с. Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита,. Учебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999
    АнкорЗарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с.doc
    Дата23.01.2018
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, .doc
    ТипУчебное пособие
    #14807
    КатегорияСоциология. Политология
    страница8 из 24
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

    ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ



    ПЛАН:

    1. Социально-политические концепции Средневековья.

    2. Политическая концепция Н. Макиавелли.



    1. Социальные и политические концепции V-XIV вв. отличает подчинение политических идей религиозным представлениям. Это выражается в том, что учения об обществе и государстве предполагают предрешенность богом судьбы человека и мира (эсхатологическая направленность), а также то, что божественные силы призваны покарать грешников и установить идеальный порядок для праведников (мессианство).
    а) Социально-политические идеи Аврелия Августина.

    Аврелий Августин (354-430) изложил свои политические взгляды в работе “О граде божьем”.

    Для Августина очевидно, что у человека есть выбор между добром и злом, между божественным и дьявольским. Стремясь к свободе, человек обрекает себя на грех. Жить по законам бога достойны избранные. Все люди, следовательно, делятся на живущих “по человеку” и живущих “по богу”. Августин пишет: “Эти разряды мы символически называем двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому - подвергаться вечному наказанию с дьяволом”.

    Социальный мир, как считал Августин, космополитичен. При всем многообразии и различии народов, каждый и которых живет по своим уставам и обычаям, всегда существуют только два рода человеческого общения. “Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха”. Греховность земной жизни государства проявляется в господстве человека над человеком, в существующих отношениях приказания и повиновения. Но божественный промысел повелевает сохранять сложившийся социальный порядок. Для человека подчинение является своеобразным испытанием. По мнению Августина “лучше быть рабом у человека, чем у похоти”, “унижение приносит пользу служащим”.
    б) Социально-политические идеи Фомы Аквинского.

    Фома Аквинский (1225-1271) стремился обосновать тезис о превосходстве власти церковной над властью светской. Власть, по его мнению, - установление божественное. Именно бог предопределил, что люди, которые находятся в верхней части иерархической лестницы, управляют низшими слоями. Сложившийся социальный порядок - неизменное социальное благо.

    Вместе с тем, конкретное проявление государственного устройства может быть дурным и несправедливым. Не исключена возможность злоупотребления властью. Это случается тогда, когда правитель завладевает троном неправедным путем или правит несправедливо. И то и другое - нарушение божественных заветов. Правитель, отклонившийся от воли бога и вторгшийся в дела церкви, превращается в тирана. Поданные вправе оказывать ему сопротивление. Данное утверждение является обоснованием идеи “народного суверенитета”.

    2. Возрождение и Реформация - знаменательные явления позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-политической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого, средневекового мира. Это время кризиса римско-католической церкви, формирование антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры и мировоззрения.
    а) Макиавелли о политической науке.

    Творчество Николло Макиавелли (1469-1527) является предметом яростных споров. Итальянский мыслитель был знатоком античной литературы, дипломатом и политиком. В истории политической мысли он известен как автор трудов: “Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции" .Наибольший след в истории политической мысли оставила книга "Государь".

    При первом ознакомлении трактат "Государь" представляет собой историческое повествование о роли, месте и значении главы государства на территории Италии ХVI века. Макиавелли является сторонником светской власти. Более внимательное прочтение произведения показывает, что цель исследователя состоит не в стремлении к наставлениям для конкретного претендента на престол, а в выявлении природы государства.

    Очевиден разрыв Макиавелли со схоластикой. Политика - не результат божественного промысла, а наука. Ее задача состоит в том, чтобы объяснять действительное положение дел в государстве, основываясь на фактах и историческом опыте. Мыслитель утверждает, что политические события, изменения в государстве, смена форм государственного устройства происходят не по воле бога или прихоти людей, а совершаются под воздействием "действительного хода вещей".
    б) Макиавелли о государстве и власти.

    С точки зрения Макиавелли нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений. Технология власти - изначально явление внеморального плана.

    Главное для автора "Государя" выяснить, "какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними". Власть государя "должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах ... служат хорошие законы и хорошее войско". Самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой - доминирующий интерес государственности.

    Государство (stato) обладает монополией на публичную власть. Государь не должен допускать ослабления власти. Он обязан сосредоточить власть в своих руках. Как добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя? Как создать условия для осуществления эффективной власти в государстве? Государь должен обладать искусством управления.

    Искусство управления заключается в умении добиться повиновения. По Макиавелли есть два способа достижения повиновения. Первый - любовь к государю. Второй - страх перед ним. Какой способ надежнее? Лучше всего, разумеется, "когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать "страх" и поддерживать его "угрозой наказания, которой невозможно пренебречь".

    Искусство управления включает определенный набор качеств. “Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков”.
    в) Макиавелли о морали и политике.

    Мыслитель противопоставил два начала - мораль и политику. Это обусловлено качественным отличием двух способов бытия: этического и политического. У каждого из них собственные критерии оценки: "добро" - "зло" у первого, "польза" - "вред" у второго. Заслуга итальянского мыслителя заключается в том, что он заострил и ярко выразил объективно существующее соотношение морали и политики.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


    написать администратору сайта