Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита, Издательство Забайкальского ГПУ, 1999. 116 с. Зарубин В.Г. Основы политических наук. Уч. пособие. Спб – Чита,. Учебное пособие для вузов. Спб Чита Издательство Забайкальского государственного педагогического университета, 1999
Скачать 0.96 Mb.
|
ТЕМА 11. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА - НАЧАЛЕ XIX ВЕКАПЛАН: 1. Концепция И. Канта о гражданском обществе.2. Концепция Гегеля о разумном государстве.1. Иммануил Кант (1724-1804) - один из ярких представителей немецкой классической философской мысли. Он был профессором Кенигсбергкского университета. Идеи о социально-политическом развитии содержатся в таких трудах: “Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане”, “К вечному миру”. а) И.Кант о природе практического разума . Основное содержание социальных воззрений Канта заключено в том, что человек, по его мнению, - это субъект нравственного сознания, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и не подлежит влиянию внешних обстоятельств. Поэтому этот закон безусловен. Кант называет его “категорическим императивом”. Немецкий философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: “Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом” (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”. Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу - в них проводятся идеи о том, что каждое лицо обладает достоинством и абсолютной ценностью. Соблюдение требований “категорического императива” возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу “практического разума”. В результате человек обретает свободу. Свобода предполагает формальное повиновение действующему закону и право на критические суждения и оценки. “Во всяком обществе необходимо повиновение механизму государственного устройства по принудительным законам, но вместе с тем необходим и дух свободы, так как в делах, касающихся общечеловеческого долга, каждый желает убедиться разумом, что такое принуждение правомерно”. Вместе с тем человек обретает и гражданскую самостоятельность. Кант убежден, что в отдаленном будущем гражданами станут все. Пока же он считает естественным, что подданные делятся на тех, кто имеет политические права, и тех, кто лишен политических прав. К последним он относит лиц, не имеющих частной собственности и “не обладающих никакой гражданской ответственностью”. б) И.Кант о соотношении права, морали и свободы. В реальности далеко не всякий использует свои возможности для обретения свободы и гражданской ответственности, сплошь и рядом возникает произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол, Кант называет правом. Право призвано регулировать внешнюю форму поведения. Субъективные мотивы, образ мыслей и переживания относятся к области морали. В этой связи Кант подчеркивает своеобразие свободы: “Я могу быть принужден другими совершать те или иные поступки, направленные как средства к достижению определенной цели, но не могу быть принужден другими к тому, чтобы иметь ту или иную цель”. Иначе говоря, никто не может предписывать человеку то, ради чего он должен жить, и в чем ему надо видеть свое личное счастье и благо. Тем более нельзя добиваться от человека угрозами выполнения этих предписаний. Истинное предназначение права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы проявить себя. Взаимодействие права и морали оказывается условием достижения свободы индивида. в) И.Кант о государстве. Исходной точкой анализа является гипотеза о том, что естественное состояние лишено всякой гарантии законности. Нравственный долг и уважение к естественному праву побуждает людей к жизни в обществе. Переход к общественному состоянию носит случайный характер. Само общество возникает в результате договора. Главное условие заключаемого договора - обязательство организации внешнего принуждения (будь то монархия или республика) признавать в каждом индивиде лицо, которое без принуждения осознает долг “не делать другого средством для достижения своих целей”. Кант дает аргументированный анализ концепции правового государства. Общественный договор заключают между собой морально зрелые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона. Кант резко выступал против “отеческой” концепции государственной власти. “Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различать, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм”. Люди, заключившие договор, жертвуют частью принадлежащей им естественной свободы, чтобы обрести свободу в правовом состоянии. Правовое состояние предусматривает свободу критики: “Гражданин государства и притом с позволения самого государя, должен иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу”. г) И.Кант о гражданском обществе. Одной из перспективных целей человеческого рода является формирование гражданского общества. И вот почему. “Посредством разрешения и исполнения этой задачи природа может достигнуть остальных своих целей в отношении нашего рода”. При этом “проблема создания совершенного гражданского устройства зависит от проблемы установления законообразных внешних отношений между государствами и без решения этой последней не может быть решена”. Иначе говоря, гражданское общество возможно лишь как всемирное, где внешние отношения между отдельными государствами построены на тех же самых принципах, что и внутренние отношение гражданского общества в рамках отдельных государств. 2. Наиболее ярким представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Гегель (1770-1831). В целостном и системном виде учение о разумном государстве представлено в таких работах, как “Философия права” и “Философия истории”. а) Философская система Гегеля и концепция государства. Концепция разумного государства является важнейшей составной частью философской системы Гегеля. Государство, общество, право относятся к ступеням объективного духа, представляя собой его внешнюю объективацию. Основная задача философской системы заключается в научном познании государства. “Наше произведение, - подчеркивает Гегель в “Философии права”, - будет попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть”. Таким образом философа интересует необходимое и существенное в природе государства. Развитие объективного духа определяется идеей свободы. В наличном мире свобода объективируется в виде семьи, гражданского общества и государства. Первоначально возникает семья, затем - рождается гражданское общество и наконец - государство. б) Гегель о гражданском обществе. Общество и государство соотносятся между собой как рассудок и разум. Гражданское общество - это “внешнее государство”, “государство нужды и рассудка”, а подлинное государство - разумно. По мнению Гегеля: “Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире”. Это обусловлено двумя основными причинами. Первая причина состоит в том, что свобода частного лица и свобода общества развертываются во всей своей мощи. В обществе возникает единство частных, особенных и всеобщих интересов - такова вторая причина. Гражданское общество не могло возникнуть в прошлом. Например, во времена Античности свобода отдельного лица воспринималась как порча нравов и предвестник гибели целого - государства. Функциями гражданского общества являются система удовлетворения потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Наличие правоотношений порождает полицейское государство. В обществе выделяются три сословия: первое - субстанциональное (землевладельцы, дворяне и крестьяне); второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); третье - всеобщее (чиновники). Вместе с тем для гражданского общества характерно наличие внутренних противоречий. При чрезмерном богатстве отдельных граждан оно не в состоянии бороться с бедностью и нищетой. Оно не может достичь подлинной свободы, т.к. стихия столкновений частных интересов ограничивается властью не средствами разума, а внешними обстоятельствами. Зрелое гражданское общество и нравственная семья предполагают государство. “В действительности государство есть всеобщее скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента”. в) Гегель об идее государства. Государство представляет собой идею разума, свободы и права. “То, что есть государство - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю”. Идея государства проявляет себя трояко.
Гегель убежден, что идея “разделения властей” является ложной. При таком подходе предполагается взаимная враждебность ветвей власти. В то время как государство - это взаимодействие элементов, составляющее органическое целое. Наиболее приемлемой формой государства является конституционная монархия. Высшим проявлением социальной свободы является правовое государство. Внутреннее строение государства таково. Монарх. Объективная сторона дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное: “Я хочу”. Правительство. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений, т.е. умение подвести отдельные случаи под всеобщее. Члены правительства и чиновники составляют “основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народа”. Законодательная власть. Ее задача установить всеобщее. Орган законодательной власти состоит из двух палат. Верхняя палата состоит из представителей аристократии и передается по наследству. Нижняя палата состоит из депутатов. Депутаты не избираются, их делегируют корпорации и союзы. Наиболее полно идея государства проявляется в суверенитете, когда отдельные государства относятся друг к другу как независимые индивидуальности. Суверенитет - это абсолютная власть идеального целого над особенным и единичным, над собственностью, судьбой корпораций и жизнью отдельных людей. Действие государств на внешней арене объясняет, по мнению Гегеля, целесообразность войн. Войну “не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность”. В столкновении государств проявляется мировой дух. А мировая история характеризуется мыслителем как всемирный суд. Всемирная история идеи государства делится на четыре стадии.
В концепции “разумного государства” проявляется этатистское содержание идей Гегеля. |