Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016
Скачать 5.41 Mb.
|
§ 3. Современные теории происхождения государства К числу современных теорий происхождения государства можно отнести кризисную теорию, дуалистическую теорию, теорию специализации. Кризисная теория происхождения государства была разработана А. Б. Венгеровым 124 , который считает, что причиной возникновения государственности являются экологические катаклизмы (примерно 12000 лет назад происходит наступление ледникового периода и связанное с ним резкое похолодание климата, исчезновение представителей мегафауны, замерзание реки озер богатых рыбой, сокращение количества плодово- ягодных и иных растительных пищевых ресурсов, и т. п, что привело человечество к кризису и необходимости к дальнейшему выживанию. В первобытном обществе происходит так называемая неолитическая революция, переход человека от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к экономике производящей (подсечно- огневому, поливному земледелию, пастбищному и кочевому скотоводству. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел в общине 122 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие. МС Соколов АН. Теория права и государства. Калининград, 2002. С. 15. 124 Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. МС приводит к созданию пищевых запасов, позволяющих пережить тяжелые времена года ив свою очередь к развитию экономических отношений между родами (племенами, происходит социальное расслоение общества, возникновению классов и политических институтов, а затем и государства. Дуалистическая теория происхождения государства была выдвинута А. Я. Малыгиным и В. С. Афанасьевым 125 . Происхождение государств согласно теории шло двумя путями восточный путь возникновения государства (универсальный путь) и западное государство уникальный путь. Для восточного азиатского) государства характерно преобладание поливного земледелия, что требовало проведение огромных ирригационных работ, и определяло необходимость объединения общин под единым началом и централизованным управлением. В общине для управления различными фондами и ресурсами происходит появление администраторов, казначеев, контролеров и других должностных лиц, которые постепенно превращаются в обособленную социальную группу касту, сословие, класс, имеющую свои интересы. Власть носит централизованный характер в форме деспотии, где личность правителя обожествляется и носит сакральный характер (Власть от Бога, правитель сын Бога, наместник Бога на земле. Сложившийся государственный механизм представляет собой пирамиду наверху – неограниченный монарх, деспот ниже – его ближайшие советники, визири далее – чиновники более низкого ранга и т. дав основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности, частная собственность существует (государственная знать имела дворцы, драгоценности, рабов купцы и ремесленники также обладали своей собственностью, ноне оказывает существенного влияния на экономические процессы. Основное средство производства − земля находится в царской, храмовой и общинной собственности. Земельные наделы выделялись чиновникам за службу, но только на праве пользования и на срок государственной службы. Денежное содержание и продукты чиновники получали из государственной казны и с царских складов. Основными причинами возникновения восточного государства являлись 1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия 2) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий 125 Теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. МС) необходимость единого, централизованного руководства этими массами 126 Восточный (азиатский) путь возникновения государства стал универсальным, т. к. нашел свое применение практически во всех древних государствах Азии, Африки, Америки (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др. Особенностью восточного государства является его стагнационный характерна протяжении веков общество практически не развивается, а меняются только династии правителей (императоров, фараонов, царей и т. п. В отличие от восточного пути, западный путь возникновения государства носил универсальный характер и нашел свое применение в Европе Древняя Греция, Древний Рим. Ведущим государствообразующим фактором здесь также стало классовое разделение общества, нона основе частной собственности на землю, а также средства производства – скот, рабов. Богатая знать (например, эвпатриды в Греции или патриции в Риме) изначально занимали главенствующее положение в общине, а затем ив государственном аппарате (базилевсы, архонты, стратеги – Греция рексы, консулы, сенаторы, преторы − Рим. В отличие от восточной деспотии должность правителя в западном государстве не носит абсолютно безграничный и сакральный характер например, в греческих государствах-полисах все высшие должности были выборными, а в Риме власть императора больше опиралась на мощь военных легионов, чем на религию и жречество, что приводило к частым военным переворотами насильственной смене императоров. Однако западный путь носит более прогрессивный характер, необходимость защиты частной собственности, удержания в подчинении огромного количество рабов и больших территорий потребовало создание эффективного и разветвленного бюрократического аппарата. В свою очередь торгово-денежные отношения не сдерживались, а даже поддерживались государством (строительство дорог, крепостей, городов, складов, кораблей, которые использовались купцами и ремесленниками военная охрана торговых караванов кроме того, государственная знать, чиновники и сами занимались предпринимательством для увеличения своих доходов, приобретения земель, дворцов, вилл, латифундий и т. п, что явилось мощным стимулом в развитии ремесел, технологий, науки, искусства. Дальнейшее развитие экономических процессов заложило в Европе основы для возникновения феодального государства и общества. Именно возникновение западного типа государства дало миру различные формы демократии, местное самоуправление и знаменитое римское право. 126 Теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. МС Теория специализации (происхождения государства. Была разработана Т. В. Кашаниной 127 , согласно данной теории государство – это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией, специализации в сфере управленческой (политической специализации. Изначально в обществе происходит специализация труда в экономической сфере отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли. Это дало мощный толчок развитию, как самого производства, таки общества в целом. Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте. Во-вторых, в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям В- третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества или неизмеримо увеличился социальный объем. Все это позволило перейти к дальнейшей специализации труда, которая уже вышла за рамки сферы производства. Появилась потребность в труде управленческом, или организаторском (политическая специализация. Политическая специализация которая привела к появлению государства, представляет выполнение деятельности по управлению делами общества в обмен на иные социальные блага. В политической сфере общества произошло разделения труда на законодательную, исполнительную, правоохранительную (судебную) и военную деятельность. Должностные лица и государственные служащие, которые осуществляют эти виды деятельности, представляют собой обособленные социальные группы со своими интересами, которые нередко идут вразрез с интересами народа. По мнению Т. В. Кашаниной ее теория носит универсальный характер, т. к.закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира а в социальном мире также действует закон специализации 128 Несмотря на большое количество теорий о происхождении государства ни одна из них не может претендовать на универсальность, т. кв мире существовало и существует множество государств, в возникновении каждого из них в отдельности сыграло свою роль множество факторов (религиозных, культурных, исторических, экономических, насильственных и т. д, которые не охватываются ни одной из рассмотренных выше концепций. В свою очередь ни одна из 127 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие. МС Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие. МС теорий не может объяснить, почему у некоторых народов, чья история насчитывает века и даже тысячелетия, государственность таки не наступила (индейцы в Амазонии, индейцы в Северной Америке, австралийские аборигены, бушмены, берберы, пигмеи в Африке, коренные народы Севера в РФ, алеуты и эскимосы в Канаде, США и др. Почему они предпочли оставаться на уровне первобытнообщинного строя, несмотря на свои знания, культуру, ремесла, технологии, которые вполне позволяют им создать государства § 4 . Теории происхождения права Теологическая (божественная) теория происхождения права. Представителями данной теории является уже названные Авре- лий Августин (Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Альберт Великий, Жозеф де Местр и др. Однако самым ярким представителем и одним из главных разработчиков божественной теории стал идеолог средневекового католицизма Фома Аквинский (Томас Аквинат, 1225–1274, сочинения Оправлении властителей, Сумма теологии и др. Суть теории. Главным постулатом теории является утверждение о том, что право как и все сущее создано богом, оно ниспослано свышедля регулирования жизни людей и даруется человеку через пророков и правителей. Божественное представление о природе права мы находим в некоторых древних памятниках права, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ма- ну, а также в мусульманском праве. Согласно учению Ф. Аквинского мир основан на иерархии форм божественная, духовная и материальные формы. Во главе иерархии стоит бог, духовный мир возглавляется Папой Римским как наместником бога на земле, материальным миром управляют короли (императоры, которым подчиняются подданные, господам подчиняются рабы. Соответствующая иерархия характерна и для права, представленного четырьмя видами законов 1) вечный закон – это сам божественный разум, управляющий миром) естественный закон – это отражение вечного закона человеческим разумом к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода 3) человеческий закон – это позитивное право или действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный 4) божественный закон – это Библия. Этот закон необходим по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и Библия 99 должна помочь им в этом 129 Теологическая теория происхождения права, несмотря на некоторую антинаучность, признается в теократических и клерикальных государствах, в т. ч. в Европе (Ватикан. Учение Ф. Аквинского во второй половине века было развито французским ученым Ж. Маритеном и получило название «неотомизма». Теория естественного права. Теория естественного права возникла давно, к ее представителям можно отнести таких древних мыслителей как Лао Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон. В Новое время к ней обращались в своих трудах Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, в XX в. Р. Штамм- лер, Л. Фуллер, А. Кауфман и др. Поэтому в юридической литературе выделяют ранние теории естественного права, естественно-договорную теорию права и теорию возрожденного естественного права.Суть теории. Право существовало всегда и обусловлено окружающим миром и законами природы, частью которой является человек. Естественные права возникают у него с рождения и выражают его природную сущность, жизненные потребности и интересы. Ранние теории естественного права рассматривали естественное право как закон добродетели, как справедливость по природе, как право справедливого разума. Представители естественно-договорной теории права считали, что люди изначально были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Однако люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права и договорились создать государство, издающее законы, основанные на естественном праве и карающее нарушителей естественных нрав. Теория возрожденного естественного права основывается наделении права на естественное и позитивное, но при этом позитивное право закрепляет и защищает наиболее значимые естественные права человека право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу передвижения и др, в случае возникновения противоречий приоритет отдается праву естественному. Историческая теория права. Историческая теория возникла впервой половине XIX в. в Германии как противовес теории естественного права, требовавшей изменения существующего государственного строя и принятию законов, отвечающим требованиям разума, природе человека. Теория была разработана немецкими учеными, наиболее известными из которых являлись Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи и Георг Пухта. Суть теории Теоретики исторической школы права считали, что право 129 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие. МС вырастает из национального духа, народного сознания. Право подобно языку народа, его манерами физическим характеристикам людей развивается и проходит различные этапы. В примитивных обществах право представляет собой небольшое количество общепринятых правил, существующих в форме обычаев и традиций, выражающих народный дух. В современных обществах оно выражено в сложной системе законов, которые создают юристы. Смысл деятельностиюристовзаключается не в том, чтобы создавать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе.В этом процессе законодательная деятельность является всего лишь просто последней стадией заключения народного духа в письменную форму законодательного акта. Право (и частное и публичное) возникает спонтаннои является проявлением особенностей национального характера того или иного народа, как и язык народа, оно неприменимо к другим народам. Поэтому право не обладает универсальным характером и должно рассматриваться в контексте конкретного народа (нации, времени и места, а нес точки зрения всеобщих или абстрактных принципов. Марксистская теория происхождения права. Суть теории К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали историю человеческого общества через призму борьбы антагонистических классов, в которой эксплуататор и эксплуатируемый находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть, а, следовательно, и государственная власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс приспосабливает обычаи и другие социальные нормы в свою пользу, для своих нужд и потребностей, поэтому с этой целью создает необходимые для этого законы. Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления угнетенного класса, то есть возникает в процессе классовой борьбы Право, также, как, впрочем, и другие социальные регуляторы (например, мораль, религия, культура) относится к надстройке общественно- экономической формации (историческому типу общества, которая обусловлена экономическим базисом общества, то есть способом производства, распределения, потребления материальных благ, собственностью на средства производства, уровнем развития производительных сил и другими экономическими факторами. Таким образом, общественное бытие определяет общественное сознание, а соответственно и право. Психологическая теория происхождения права. Как уже рассматривалось выше, психологическая теория была разработана на рубеже XIX −XX веков французским социологом Жаном Габриэлем Тардом (1843 −1903, сочинения Социальные законы, Общественное мнение и толпа) и российским правоведом, социологом, философом Львом Иосифовичем Петражицким (1867−1931) в работе Теория права и государства 101 в связи с теорий нравственности. Суть теории Право рассматривается как результат психической деятельности людей, представляющее собой эмоции, чувства, переживания, страдания и иные душевные импульсы человеческой психики, по самым различным причинам. ЛИ. Петражицкий различал право позитивное и право интуитивное. Первое исходит от государства в виде законов, второе от человека, как составная часть его психики. Интуитивное право − это право более высшего порядка, которое существует изначально и находит затем свое отражение в законах, судебных решениях и других источниках, устанавливаемых или санкционированных государством. Теория специализации (происхождения права. Теория была разработана в конце XX века ом Т. В. Кашаниной (сочинение Происхождение государство и право) как попытка создания универсальной концепции происхождения таких социальных явлений как государство и право. Суть теории Происхождение права было обусловлено рядом причин. Во-первых, семья как производственная и экономическая единица стала уступать место предпринимательским объединениям (корпорациям, основанным на объединенных капиталах отдельных людей. Успех же в предпринимательстве достигается не числом, а умением. Стал цениться отдельный человек, обладающий своими неповторимыми личностными качествами. Коллективное сознание уступает место сознанию индивидуалистическому. Человек объявляется главной ценностью. Как видим, дифференциация общества стала куда более дробной, и дошла до каждого человека. Во-вторых, росли и знания об обществе. Экономический прогресс открыл дорогу развитию особого вида деятельности, связанного сдобы- чей знаний об окружающем мире − науке. Благодаря науке возросла просвещенность общества, и вера в бога оказалась во многом подорванной. Это еще одна, хотя может быть и не главная, причина появления права. В процессе постепенного развития социальное регулирование приобретает новые качества и принимает правовую окраску 130 В связи с этим, возникновение права Т. В. Кашаниной связывает с наступлением третьего вида социальной специализации (после экономической и политической) – идеологической специализации, когда социальное регулирование религиозными нормами (сначала языческими, а затем нормами монорелигии) уступают место правовому регулированию и властвующим субъектам необходимо обеспечить себе не только религиозную поддержку и материальную основу для управленческой деятельности, но и правовую защиту. 130 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие. МС Примирительная теория происхождения права. Была разработана американским ученым-юристом Гарольдом Берманом (1918−2007, сочинения Природа и функции права введение для студентов изящных искусств и наук, Западная традиция права эпоха формирования, Право и революция становление западной системы права) и шведским ученым Эри- ком Аннерсом (сочинение История европейского права) во второй половине века. Имеет много приверженцев в Европе и США. Суть теории Право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Между родовыми группами часто случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Для защиты соплеменников от нападений других племен, охраны своей территории, групповой охоты требовалось наличие достаточного количества воинов, то крайне невыгодно было терять людей во внутренних конфликтах. Конфликты же между родами являлись делом постоянными привычным (занять лучшее место настоян- ке, использовать более выгодную территорию, приобрести большее число женщин и др, уносившим в результате действующего обычая кровной мести много жизней древних людей. Поэтому из договоров о примирении между родами, заключаемых первоначально на народном собрании, затем на совете старейшин, возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право. Изначально примирительное право закреплялось в нормах обычаев, передававшихся из поколения в поколение. Однако постепенно правила примирения стали усложняться, происходит их дифференциация и на основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла система правовых норм, которая получила впоследствии свое оформление в законодательстве, те. в форме общеобязательных предписаний исходящих от государства и гарантированных силой государственного принуждения, в т. ч. путем применения суровых санкций для правонарушителей. Регулятивная теория происхождения права. Она распространена в азиатских странах, имеет своих последователей ив России. Жесткие климатические и географические условия в странах Азии обусловили главенствующую роль государства в обеспечении порядка и стабильности, организации и проведении масштабных общественных работ, строительстве крупных военных, ирригационных, транспортных объектов в трудных природных условиях. Суть теории Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. На первом этапе общественного развития посредством правовых норм закреплялось распределение территории между родами и племенами, определение порядка использования пастбищ, лесов, водоемов (например, для рыбной ловли или установление запрета на сбрасывание в него отходов, установление правил экзогамии, запреты инцестов, запреты на 103 убийства, телесные повреждения, колдовство, воровство, увод чужих жени др. Затем с развитием производства и частной собственности возникает необходимость регламентировать порядок приобретения землевладения, сельскохозяйственное производство (например, манориальное право в период средневековья. Развитие средств сообщения, средств производства, торговых отношений, городов вызвало за собой установление правил мореплавания, норм цехового (гильдейского) права, торгового права, городского права. С усилением позиции церкви в регулировании общественных отношений становится значимыми влияния норм канонического права. Впоследствии общественные отношения между людьми все более усложняются (экономические, политические, культурные, семейные) и требуют дальнейшего регулирования со стороны норм права, т. к. нормы морали, обычаев, религии, корпоративные нормы уже не в состоянии выполнять роль эффективных социальных регуляторов. Это приводит к появлению и дальнейшему развитию права. Таким образом, несмотря на достаточно большое количество существующих в юридической науке теорий о происхождении государства и права, ни одна из них не может претендовать направо универсальной и объясняющей все глубинные явления и процессы их возникновения. В связи с этим, в современной науке теории государства и права преобладает интегративный подход, предполагающий, что в основе появления государства и права лежат многочисленные факторы политические, экономические, культурные, природно-климатические, географические и иные, которые в большей или меньшей степени оказали влияние на формирование у каждой нации, народности таких социальных феноменов как государство и право. |