Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016
Скачать 5.41 Mb.
|
§ 1. Понятие и признаки государства. Классические подходы к пониманию государства Развитие представлений о государстве, его роли, месте в жизни человеческого общества и тенденциях развития в современном мире продолжает оставаться важной темой не только научного дискурса, но и актуализируется в связи с переменами, происходящими на международной арене, которые связанны с процессами глобализации, появлением новых акторов мировой политики, сочетанием явлений интеграции и фрагментации, как на локальном, таки глобальном уровне, повышением практической значимости вопросов управляемости социума, решение которых невозможно осуществить безучастия стабильных и функциональных государств. В связи с этим уточнение представлений о государстве и государственности, сопоставлении этих понятий и их трактовке в современной науке, представляется значимой темой, позволяющей выявить место и роль российского государства, перспектив его развития в контексте особенностей формирования самой российской государственности 131 Теологический подход. Обобщая множество теорий понимания государства, К. Шмитт утверждает, что все точные понятия современного учения о государстве представляют собою секуляризованные теологические понятия. Не только по своему историческому развитию, ибо они были перенесены из теологии научение о государстве, причем, например, всемогущий Бог становился всевластным законодателем, но ив их систематической структуре, познание которой необходимо для социологического рассмотрения этих понятий. Чрезвычайное положение имеет для юриспруденции значение, аналогичное значению чуда для теологии 132 Ю. Т. Лисица приводит множество примеров о параллельном развитии мировых религий и феноменов государственности. В частности, она утверждает, что имеются исторические примеры создания религии и государства как единого и неразрывного процесса — ислам и халифат. Здесь и религия (церковь, и государство (халифат) создаются одновременно человеком Мухаммедом (хотя и пророком, ноне самим Богом, который считал, что развитие индивида в целом будет более успешным, ес- 131 Казбан Е. П. Государство и государственность. к вопросу о соотношении понятий // Вестник Университета (Государственный университет управления. 2012. № 4. С. 34– 38. 132 Шмитт К. Политическая теология. М. : Канон-Пресс, 2000. С. 57. 133 Лисица ЮТ. Понятия современных учений о государстве как секуляризованные теологические понятия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т. 2. № 21. С. 74–76. 105 ли он станет сочетать религию и политику, как две составные части единого целого» 134 По-другому, здесь налицо эмпирические и психологические конституенты. Римский католицизм сего государственными конституен- тами — папизмом, целибатной бюрократией, иезуитством, клерикализмом и др. — другой важный пример человеческого опыта сращения Церкви и государства (папоцезаризм) в отличие от другого также человеческого опыта цезаропапизма, когда царь доминирует в таком единстве. По мнению, протопресвитера Российской православной церкви Николая Афанасьева, римский кесарь не склонен был к покаянию государства и к отказу от тех принципов, на которых покоилась империя. Если бы даже он хотел, тоне мог бы этого сделать, не разрушая «pax romana», т. к. единственным ее принципом могло быть только право. Он остался кесарем, сделавшись христианином, и внес в Церковь языческое имперское сознание. Он стал господствовать в Церкви, как он господствовал в государстве, тем более что ясные границы были стерты между Церковью иго- сударством» 135 Достаточно своеобразно сформулировал понятие государства НА. Бердяев, согласно которому, духовные значения, символы, ценности в лице человеческих поколений, камней церквей, дворцов, усадеб, крестьянских изб, могильных плит, старых рукописей, заветов отцов — вот государство в форме национального духа. И чтобы постичь его, уловить волю народа, нужно видеть эти камни, читать истлевшие страницы, слышать голос пращуров 136 Рассматрпивая гогсударство в ритуальном смысле, утверждает, что государство — субстанция ценностная, питаемая народным национально- патриотическим сознанием. Формально государство — держава с признанной символикой — флагом, гербом, гимном. Неформально государство родная Земля, вверяющая потомкам минувшую судьбу предков. Умственно болезненно и дико любить государство. Любить можно Отечество, Родину. Нюанс, однако, в том, что язык не располагает лексемами, четко дифференцирующими государство, державу, Землю, Отечество, Родину. В концепте государство — синкретизм всех этих понятий. В контексте сказанного государство — не механический конгломерат ведомства органическое отношение к нему граждан, расценивающих его как свою Землю, Отчество, Родину. Оттого история государства есть история нации, история народно-национального духа 134 Юрчук В. В. Ислам. Минск Современное слово, 2004. С. 12. 135 Афанасьев Николай, прот. Церковь Духа Святого. Paris : YMCA-PRESS, 1971. С. 285. 136 Бердяев НА. Философия неравенства. МС Извекова Е. ВО понятии государство // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Философские науки. 2009. № 3. С. 84–87. 106 Государство рассматривается как творение рук божьих, божий промысел (Фома Аквинский, Жак Маритэн). Данной точки зрения, придерживаются ученые-теологи мусульманской конфессии, в частности ортодоксальные исламисты, а также представители «неотомизма» католической церкви. Социологическая концепция понимания государства. Сточки зрения социологической концепции государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющих управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений. В частности, Л. С. Мамут отмечает Государство публичновластным образом организованный народ» 138 Представленная научная позиция дает достаточно глубокое понимание феномена государства. Государство − это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечение наилучшего дальнейшего развития. Это подчеркивает Л. А. Тихомиров в своем определении Государство – это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной власти. Таким образом, можно говорить не столько о государстве как об аппарате власти, сколько о государственно-организованном обществе. Изучая государство, его нельзя отрывать от общества, можно лишь в некоторой степени абстрагироваться, государство без общества не существует. Поэтому вопреки тенденции вводить в определение государства нормативные конструкции и опредеять его по нормативным признакам, последователи данного понимания государства, уделяют большое внимание социальным признакам. Так, Э. А. Позднякова в своей работе дает следующее определение Государство, следовательно, − это единство общества и власти, или общества и соответствующего государственного устройства Современные научные словари, также по-разному интерпретируют понятие государства. Государство – это независимая централизованная со- циально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двухосновных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней 138 Мамут Л. С. Государство как публичновластным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. С. 95–96. 139 Поздняков Э.А. Философия государства и права. МС мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип ре- ципрокности» 140 . Государство – публичная и легитимная (нормативно выраженная) сила общества, основной институт политической системы, форма организации и орудие публичной политической власти, представляет собой политическую целостность, созданную национальной или многонациональной общностью на определенной территории, располагающую легитимным правом на применение насилия 143 В отечественной теории государства и права наибольшее признание получил социологический подход. Еще в дореволюционный период российской государственности известный русский юрист НМ. Коркунов считал, что государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельной принудительное властвование над свободными людьми 144 Другой российский правовед Б. А. Кистяковский отмечал, что государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, то есть ни от кого независимой, властью» 145 Синтезируя формулировки оциологическго подхода можно рассматривать следующее определение понятия государства. Государство – это определенный тип общества, находящегося на высокой ступени политического, социально-экономического и культурного развития (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Им- мануил Кант. Марксистский подход. Опираясь на принцип материального единства мира, марксистко-ленинская теория установила, что государство принадлежит к области общественных явлений. Следовательно, для научного понимания его природы необходимо исследование структуры общества, к которой принадлежит государство как составная часть политико- юридической надстройки. Авторы марксизма- ленинизма и их последователи доказывали, что сущность государства определяет классовая структура общества, господство тех или иных классов в данной системе общественных отношений и, следовательно, создания ими государства как орудие его господства. Экономические, классовые и идеалистические факторы, 140 Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255. 141 Энциклопедия государственного управления в России в 2 тт. / под общ. ред. В. К. Егорова. М. : Изд-во РАГС, 2008. Т. 1. С. 159. 142 См Общая и прикладная политология : учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. МС Философия. Энциклопедический словарь Электронный ресурс. М, 2006. URL: ГОСУДАРСТВО (дата обращения 23.05.2016 г. 144 См Коркунов НМ. Лекции по общей теории права. СПб., 1984. С. 235–241. 145 См Кистяковский Б. А. Социальная наука и право. МС обуславливающие сущность государства, определяют и его основное социальное назначение – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Система политического господства классов в обществе с антагонистическими отношениям охватывается понятием диктатуры, те. подчинения деятельности всего населения интересам экономически господствующего класса. Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Так, Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому государство есть нечто иное, как машина для подавления одного класса другим» 146 В приведенное определение некоторые изменения внес В. И. Ленин, он писал Государство − это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» 147 Арифметический подход. Разработанный в трудах мыслителей античности (Платон, Аристотель, которые представляли государство совокупность трех элементов населения, территории, публичной власти. Юридический подход. Государство – это субъект права, который вступает в различные правоотношения с гражданами, обществом, другими государствами (Ганс Кельзен, Георг Еллинек). Кибернетический подход. Государство – это глобальная информационная система, в которой осуществляется обмен управленческой информацией между государственными институтами с одной стороны и личностью, обществом, его социальными институтами, с другой стороны. В случае ослаблении двухсторонних связей государства с обществом, государство разрушается. Успешная работа государственной системы зависит от способности к упреждению, от способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели. (Карл Вольфганг Дойч). § 2. Понятие и признаки государства. Современные подходы к пониманию государства В процессе развития науки о государстве и праве сложилось несколько подходов в определении понятия государства, в числе которых можно выделить В современной науке теории государства и права понятие государства претерпело определенные трансформации. 146 Энгельс Ф. Введение к работе К. Маркса. Гражданская война во Франции // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 22. М. : Изд-во Полит. лит. С. XVI. 147 Ленин В.И. О государстве Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 39. М. : Изд- во Полит. лит. 1981. С. 73. 109 Так, например, А. В. Малько дает такое определение государству – «... это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории Е. И. Темнов определяет государство следующим образом «... исторически возникшая из общества политическая организация суверенной публичной власти, обладающая силовыми ресурсным потенциалом, возможностью издавать законы и взимать налоги для эффективного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и взаимодействия его структур» 149 В. В. Лазарев и СВ. Липень отмечают, что государство – это организация, обладающая верховной политической властью на определенной территории» 150 По мнению Т. Н. Радько: «... это суверенная политико- территориальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа, обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои волеизъявления общеобязательными и решающая как классовые, таки общесоциальные задачи» 151 По определению Л. А. Морозовой государство – это властно- политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории» 152 Не все приведенные определения государства можно признать безупречными. Указание, например, на классовый характер государства нельзя применить к современному государству, так как сегодня в большинстве стран общество не имеет четко выраженного деления на классы. Ссылка Е. И. Темновым на то, что государство исторически возникло из общества, представляется излишней, так как все общественно- политические институты исторически возникли из общества. Этим государство не отличается от политических партий, общественных движений, избирательных блоков, средств массовой информации, профсоюзов, церкви и т. п. Приведенное определение Л. А. Морозовой достаточно полно раскрывает суть государства, однако страдает на наш взгляд существенным недостатком. Определение государства дается посредством синтеза его общих признаков, в случае исключения из комплекса признаков государ- 148 См Матузов НИ, Малько А. В. Теория государства и права. МС См Темнов Е. И. Теория государства и права. МС См Лазарев В. В, Липень СВ. Теория государства и права. МС См Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. МС См Морозова Л. А. Теория государства и права. МС ства хотя бы одного из них определяемый институт перестает быть государством. Поэтому, по мнению автора к числу наиболее удачных трактовок государства можно отнести определение В. Д. Перевалова, что государство это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе» 153 Возвращаясь к анализу отечественной теории государства и права, мы можем выделить два подхода к определению государства широкий (общесоциальный, общечеловеческий) и узкий (политический. В широком (общесоциальном) смысле государство – это высокоразвитое общество, имеющее свои институты публичной власти, через которые оно осуществляет управление населением на всей территории его проживания. В узком (политическом) смысле – это особая политическая организация, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая руководит обществом. Рассматривая понятие и признаки государства в широком значении можно взять за основу точку зрения НА. Пьянова, который рассматривает государство в широком смыслекак политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения, и выделяет следующие основные признаки. Во-первых, это определенный союзлюдей. Как и любой союз, государство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то начал, принципов. Во-вторых, это союз людей, который представляет собой принципиально новый тип общества,новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей. В-третьих, это территориальный союз, поскольку людей водно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей водно целое связывало, как известно, кровное или предполагаемое родство. В-четвертых, это политическийсоюз, так как он основывается не наличных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно-организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т. д. 153 См Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. МС Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т. д. являются уже не родоплеменными отношениями, а политическими. В-пятых, это союз, которым управляет не потестарная, а особая публичная, политическая власть. В отличие от первой эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих. Реально она выражена в системе органов управления и принуждения, которые в единстве своем составляют определенную организацию, тоже именуемую государством в широком его значении близко к понятию страна, то есть определенной территории, населенной людьми, организованными в общество, со своими органами публичной власти. Несмотря на определенную схожесть, эти понятия не тождественны друг другу, т. к. страна – это государство в его физико-природном, географическом понимании и, по мнению большинства государствоведов, не рассматривается в политико- юридическом смысле. Так, например, на территории страны Италия находится сразу три государства Итальянская республика, Ватикан, Сан- Марино. Государство в узком смысле характеризуют следующие признаки, отличающие его от других организаций Территория территориальная организация. Государство осуществляет свою власть в пространстве, включающей сушу (землю и недра, внутренние, территориальные и морские воды, континентальный шельф, атмосферу. При этом государство отличает наличие не только четко определенных внешних границ, но и внутреннее, административно- территориальное деление (например, территория Российской Федерации включает в себя территории республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения, которые в свою очередь состоят из территорий муниципальных образований. Население Предполагающее проживание и нахождение на территории государства людей граждан (подданных, лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством, беженцев и иных категорий населения. Публичная власть Наличие такой власти является признаком, характеризующим государство как политическую организацию, осуществляющую властное воздействие (управление, принуждение, регулирование) на общество. Суверенитет Это верховенство государства на своей территории и независимость в международных отношениях. Суверенитет позволяет 154 См Пьянов НА. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Изд. е, перераб. и доп. Иркутск, 2008. С. 46–47. 112 осуществлять полноту власти внутри страны на все население и выступать от имени народа в межгосударственных отношениях, представлять страну на международной арене. Понятие государственный суверенитет не следует отождествлять с народным суверенитетом, который является показателем самостоятельности и независимости населения в решении наиболее важных вопросов в жизни общества и государства, рассматривает народ как единственный источник власти, в т. ч. государственной. Наличие казны, которая включает в себя финансово-денежную систему, бюджет, налоги, сборы и займы. Считается, что государство в большинстве случаев не является производителем материальных благ и не имеет собственных доходов (хотя наличие в нашей стране таких госкорпора- ций как «Газпром», «Роснефть», «Росвооружение», «Рособоронэкпорт», «Ростехнологии» доказывает обратное. Поэтому для содержания государственного аппарата, армии, полиции, разведки и других силовых структур оно устанавливает налоги, пошлины и другие денежные сборы. Кроме того, путем эмиссии денег и контроля за их оборотом, установлением валютного курса государство осуществляет воздействие на финансовую и экономическую систему общества. Наличие специального аппарата управления и принуждения Государство обязательно должно обладать аппаратом управления и принуждения для осуществления руководства обществом и оказания на него необходимого воздействия. В аппарат управления и принуждения входят государственные органы, предприятия, учреждения, чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения. Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. С момента своего возникновения государство и право взаимосвязаны через социальную среду общества, его культуру, экономику и политику. При этом взаимозависимость государства и права заключается в том, что они не могут существовать друг без друга, поскольку всегда существует необходимость регулирования общественных отношений с помощью права с одной стороны и защиты прав и свобод человека, и гражданина, поддержания правопорядка силой государственного принуждения с другой стороны. Взаимодействие между ними носит постоянный и многосторонний характер. Государство в лице своих органов власти участвует в правотворчестве, правоприменительной деятельности, обеспечивает реализацию права. Право в свою очередь обеспечивает легитимность государственной власти, юридически закрепляет систему государственных органов, учреждений, предприятий, их компетенцию, государственное принуждение и его пределы. Право издания общеобязательных велений. Государство – это политическая организация, обладающая правом издавать правовые акты (законы и подзаконные акты, а также требовать и обеспечивать их исполнение. Только государство обладает прерогативой издавать законы, имея для этого законодательные органы власти, а также исполнительные для их реализации и правоохранительные для защиты. В случае неисполнения или нарушения правовых актов государство может применить к виновным меры государственного принуждения. Международное признание Международное признание не является обязательным признаком государства, так как история знает немало примеров того, как государство нормально функционировало без признания другими государствами (например, РСФСР после своего создания в 1917 г. или Абхазия, Южная Осетия в 2009 г. Между тем ряд авторов включают его в перечень признаков государства символика – герб, флаг, гимн. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др. Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства В. Е. Чиркиным был выделен такой признак государства как единственная универсальная организация, включающий такие элементы, как охват всего населения страны, в частности, путем установления адми- нистративно-территориального деления, а также благодаря институтам гражданства и негражданства, и подчинение всех лиц, находящихся на территории государства его власти. Эти элементы соответствуют выделенным нами признакам территориальной организации населения и суверенитета. Признак, сформулированный тем же автором как регулятивный политический институт выражает назначение государства – управление обществом. В литературе по теории государства и права мы можем встретить упоминания также о следующих признаках государства 1) устойчивые правовые связи с населением 2) объединение людей на основе гражданства (подданства 3) монополия на правотворчество 159 ; 4) система нормативного регулирования 155 Оксамытный В. В. Теория государства и права. МС См Теория государства и права / под ред. ММ. Рассолова. МС См Матузов НИ, Малько А. В. Теория государства и права. МС См Басик В. П. Условия приобретения и прекращения гражданства на территории Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2005. № 2. С. 23. 159 См Клименко А. В, Румынина В. В. Теория государства и права : учебник. МС) предназначено для управления обществом 6) общественный характер 7) монополия на легальное и легитимное применение силы 8) способность принуждать 9) монополия на официальное представительство всего общества На основании изложенных признаков, можно дать следующее определение государству в узкой его трактовке. Государство – это суверенная политико-правовая организация общества, осуществляющая публичную власть по управлению и регулированию обществом, обеспечивающая его единство и территориальную целостность с помощью правовых средств, гарантированных силой государственного принуждения. |