Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016
Скачать 5.41 Mb.
|
§ 5 . Функции теории государства и права Роль науки теории государства и права в развитии общественной жизни и юридической практики проявляется в ее функциях. В научной и учебной литературе отсутствует единство взглядов, относительно того, какие функции выполняет наука теории государства и права 40 Не вдаваясь в дискуссию, назовем основные функции, которые теория государства и права как наука должна выполнять. Отнологическая функция. Онтология – учение о бытии, которое исследует основы и принципы бытия, его содержание и закономерности развития. Теория государства и права, выполняя онтологическую функцию, раскрывает сущность государственно-правовых категорий, исходя из условий формирования последних, объясняет их предназначение и внутреннее содержание. Например, выявление в содержании юридической ответственности признаков и свойств государственного принуждения, дало основания отнести первую к одной из мер государственного принуждения. Комплексные исследования онтологической природы юридической науки были, в частности, проведены ОН. Василенко, ГА. Гаджиевым, А. Б. Дидикиным, В. В. Оглезневым, ИМ. Ситаром, СВ. Черниченко. Гносеологическая (эпистемологиеческая, познавательная) функция проявляется в том, что наука теории государства и права осуществляет познание и интерпретацию окружающей государственно-правовой действительности и ее феноменов, количественно и качественно расширяя и углубляя свой предмет. Данная функция, ввиду своей целевой ориентации, также обладает эвристическим характером (эвристика – учение о нахождении истины. Например, изучение целей и задач правоприменительного процесса обусловило становление и юридическое закрепление концепции о необходимости установления истины входе применения права. Гносеология права входит вкруг научных интересов таких правоведов как 40 См. например Шмаров В. М. Учебная литература о функциях теории государства и права // Вестник Екатерининского института. 2012. № 4. С. 91–96 ; Русинов Р. К. Теория государства и права и пропедевтика и профессионализация // Российский юридический журнал. 2005. № 2. С. 138–142. 49 А. Б. Дидикин, В. В. Оглезнев, Г. Б. Романовский, Е. В. Скурко, АН. Ча- шин, СВ. Черниченко и других. Праксеологическая (практико-организационная, прикладная) функция отражает роль теории государства и права в обеспечении функционирования и совершенствования современного государства и права. В рамках данной функции теория государства и права формулирует научно- обоснованные рекомендации для предупреждения, выявления и разрешения различных проблем государственно-правового характера в сфере государственного строительства, правотворчества, реализации права, толкования права и т. д. Кроме того, общая наука оправе и государстве разрабатывает специальные инструменты, предназначенные для повышения эффективного действия государственно-правовых явлений, оказывает влияние на содержание политики государства. Функции юридической практики были специально изучены Е. Н. Палагиной. Идеологическая (ценностно-ориентационная) функция. Идеология – это система наиболее общих, фундаментальных идей, взглядов и подходов, на основании которых формируется мировоззрение общества и составляющих его элементов (социальных классов, групп, общественных объединений и отдельных индивидов. Наука теории государства и права накапливает различные идеи, взгляды и представления о государственно- правовой действительности, вырабатывает ориентиры, к которым должны стремиться субъекты права. Проявление данной функции находит себя в воспитательной роли теории государства и права, посредством формирования у субъектов права должного правосознания и правовой культуры. Особенности идеологической функции современной России были подробно рассмотрены Р. А. Казаковой. Методологическая функция показывает особую роль теории государства и права в системе юридических наук. Вырабатывая подходы к познанию государственно-правовых закономерностей развития для остальных юридических наук с одной стороны, с другой – теория государства и права самостоятельно вырабатывает научные понятия (категории, а также положения и выводы, имеющие принципиальное значение и непосредственное применение в юриспруденции. Подходы, принципы и приемы как элементы методологии теории государства и права выступают в качестве отправных начал познания окружающей государственно-правовой действительности. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки был проведен, в частности, В. В. Кожевниковым и Е. А. Шапиро. Прогностическая функция заключается в возможности теории государства и права предвидеть (прогнозировать) те или иные изменения в государственно-правовой действительности, определять тенденции их развития и выдвигать научные гипотезы, относительно состояния государства и права в будущем. Прогностический потенциал теории государства и права был освещен в трудах КВ. Агамирова, Л. Д. Гаухмана, Г. В. Ивашко, М. Е. Панкратовой, НЮ. Ращевой, Р. А. Сафарова и других. 51 ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В РОССИИ Становление науки теории государства и права происходит в XIX веке и этому процессу предшествовало появление и развитие таких наук как 1) философии права XVIII в. (Г. Гуго, Г. Гегель, И. Кант, П. Г. Редкин, ПИ. Новгородцев) – исследует государственно-правовые категории, которые лежат в основе всех юридических наук, 2) энциклопедии права XIX в. Г. Ганниус, С. Пюттер, КА. Неволин) – краткий обзор основных юридических понятий, 3) социологии права середина XIX в. (Р. Иеринг, Д. Уол- кер, Р. Тревес, С. А. Муромцев, ЮС. Гамбаров) – изучает в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру, 4) общей теории права е гг. XIX в. (Дж. Остин, Фальк, НМ. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич) – исследует понятия, лежащие в основе позитивного права разных стран, 5) политики права XIX в. (К. Бергбом, С. А. Муромцев, ЛИ. Петражицкий) – политическое направление в юриспруденции. Общеправовые вопросы до начала ХIХ века были предметом философии права. В системе философских знаний со временем обособляется философия права, которая исследует государственно-правовые стороны жизни общества. Сам термин философия права был введен в научный оборот в конце XVIII века. Немецкий философ Г. Гегель (1770−1831) не сомневался, что философия права – это наука, а наука оправе это философия. В 1820 г. вышла одна из основных работ Гегеля Философия права. Ученый считал, что философия права имеет своим предметом идею права, а само право есть свобода как идея. Однако необходимо отметить, что в работе рассматривалось, не только право, но и общество и государство. В противоположность Гегелю русский юрист НМ. Коркунов (1853−1904) выступал против сверхъюридической правовой научности. Но он считал, что это понятие можно использовать для обозначения высших уровней теории права, на которых глобальные обобщения еще сохраняют связь с правовым материалом. А немецкий юрист Г. Гуго (1764−1844) утверждал, что не наука оправе есть часть философии, а философия права – часть юридических теоретизаций 42 . Кроме того вначале в. Г. Ф. Шершеневич (1863−1912) позитивистски понимая философию как синтез всего научного знания фактически отождествлял философию права 41 Афанасьева МВ. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права // Альманах современной науки и образования. 2008. № 6. Ч. 1. С. 11. 42 Теория государства и права учебник / под ред. АС. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М. : Высшее образование, 2008. Си теорию права 43 Во времена Г. Ф. Шершеневича вопрос о месте философии права в системе юридических наук находился в плоскости соотношения этой дисциплины с энциклопедией права, представляющей собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий, не содержащий системного анализа всей совокупности юридических наук теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Понимание, что такое философия права и как она соотносится с теорией государства и права, современными отечественными исследователями можно свести к следующему 1) Философия права является частью теории государства и права, и охватывает круг проблем, связанных с исследованием права через призму философских идей, принципов и категорий, при этом отмечается, что философия государства находится в стадии становления, в отличие от философии права. При этом изучаются закономерности возникновения и развития государства и права, их сущности, ценности, связи с другими социальными явлениями. В. В. Оксамытный считал, что философию права как науку, познающую суть права, его смысли социальную ценность, содержащую философско-правовые учения, которые имеют методологическое значение для общетеоретической юридической науки, а О. В. Мартышин, рассматривая теорию государства и права как комплексную общетеоретическую науку, считал, она включает в себя философию права как подходили метод исследования, который присутствует в каждой теме. Ряд авторов, такие как В. С. Нерсесянц и В. П. Малахов считают, что философия права является частью не теории государства и права, а юриспруденции, те. всей совокупности юридических наук. Некоторые авторы выступают против того, чтобы рассматривать философию как юриспруденцию, считая, что игнорируется тот факт, что основанные на юридической территории философские мысли либо мумифицируются, либо сами трансформируются в юриспруденцию, либо перерабатывают ее в философию, либо синтезируются в особый тип знания) Философия права и общая теория права рассматриваются как единое целое. Ю. В. Сорокина считает, что философия права и теория права представляют по существу одну науку, хотя различаются между собой постановкой задачи методами познания и делает выводы о том, что фило- 43 Кожевников В. В. К проблеме соотношения философии права и общей теории государства и права // Вестник Омского унта. Сер. Право. 2015. № 2. С. 107. 44 Пьянов НА. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. Изд. е, перераб. и доп. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. унта, 2010. С. 17. 45 Оксамытный В. В. Теория государства и права : учебник. МС Мартышин О. В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. 2004. № 7. С. 10. 47 Нерсесянц В. С. Философия права учебник. МС Малахов В. П. Философия права идеи и предложения : учеб. пособие. МС Теория государства и права : учебник / под ред. АС. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М. : Высшее образование, 2008. С. 13. 53 софия права не является чисто юридической наукой, поскольку в ней есть элемент чисто философский и чисто юридический. 3) Другие авторы считают, что в вопросе о соотношении теории государства и права и философии права, необходимо иметь в ввиду, что они взаимно дополняют друг друга, но вместе стем не взаимозаменяют друг друга, считая, что теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, то философия права имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия. Так предмет философии ДА. Керимов характеризует как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия, а ЮГ. Ершов считает, что философию права следует рассматривать как науку опознавательных ценностных и социальных основах права 50 Этой же точки зрения придерживается МН. Марченко, который считал, что философия права и общая теория права олицетворяют разные уровни исследования права. Автор полагает, что в научной литературе выделяются три уровня познания права практикующая юриспруденция, предметом которой является действующее право, а задачей и целью – уяснение его смысла и духа, а также практическое применение права (главным для этого уровня, рассчитанного на практикующих юристов, является изучение текстов законов и подзаконных актов, в которых выражено право общая теория права, рассматривающая право в виде совокупности (системы) норм, исходящих от государства, обеспечиваемых государством и охраняемых им от нарушений путем применения узаконенного государственного принуждения философия права, выясняющая смысл, сущность и истоки права и познающая правовую материю в ценностном аспекте и измерении. Если практическая юриспруденция выступает как изначальный, по сути эмпирический уровень познания права, рассчитанный на профессиональное правосознание практикующего юриста, не выходящее за пределы действующего права и не акцентирующее внимание на ценностной оценке права, на выяснении его смысла, содержания и социального назначения, равно как и на всем том, что не связано с практической деятельностью, то философия права и общая теория права представляют собой более высокие в качественном отношении уровни познания правовой материи. Это уровни не эмпирические, соотносящиеся непосредственно с правотворческой, правоприменительной или иной практической деятельностью, а теоретико-практические, опосредованно связанные с юридической практикой. При этом общая теория права выступает как средний уровень познания права, в то время как философия 49 Сорокина Ю. В. Введение в философию права : курс лекций. МС Керимов ДА. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7. С. 3−10 ; Ершов ЮГ. Философия права. Екатеринбург, 1995. Справа представляется высшим уровнем процесса его изучения 51 Из приведенных позиций становится ясно, что дискуссионный характер рассматриваемого вопроса связан стем как тот или иной ученый понимает объект и предмет философии права и теории государства и права, способами познания права и другими основаниями, а также очевидно, что эти вопросы до сих пор окончательно не решены, в науке не всегда существуют однозначные ответы на проблемные вопросы. Ранее авторы высказали свою позицию поэтому вопросу, где указали, что считают правильным рассматривать философию права как часть теории государства и права. Возвращаясь к вопросу о становлении науки теории государства и права необходимо отметить, что параллельно с философией права юридическое обучение периода Нового времени неизменно включало вступительный курс, объяснявший будущим правоведам как римскую, таки более позднюю правовую терминологию, юридические понятия и правовые институты в целом. В историю юриспруденции этот курс вошел как энциклопедия права, представлявший собой введение в профессию, вводное изложение догмы права и определенные философские его свойства. Наиболее известным учебником была Универсальная энциклопедия права Г. Гунниуса, изданная в Кельне в 1638 г. Оно затем переиздавалось в 1642, 1658 и 1675 гг. В ней немецкий юрист изложил основы юридической науки и отдельных отраслей права, в частности, гражданского, канонического и гражданско-процессуального. Как энциклопедия права, таки философия права, считавшиеся обобщенными знаниями оправе, включались обязательными предметами для юридических факультетов В XVIII веке в юридическо-энциклопедической литературе появляется два существенно различных направления. Это столетие было эпохой наибольшего разъединения философского и положительного (догматического) знания, что отразилось и на энциклопедиях. Одни из них написаны под влиянием догматического или положительного, как его тогда называли, направления. Такова, например, энциклопедия Стефана Пюттера 1757 г, который собственно и ввел название энциклопедии в общее употребление. Другие энциклопедии принадлежат к философскому направлению. К ним можно отнести произведения Неттельбладта. Энциклопедии, написанные под влиянием философских систем эпохи, в частности кантовской, оставались по-прежнему лишь кратким очерком содержания специальных наук. Философское учение давало подходящую форму для такого краткого изложения, давало готовые схемы, рубрики, категории, ноне давало внутреннего единства изложения, не давало обобщающей и объединяющей мысли. 51 Марченко МН. Философия права и общая теория права взаимосвязь и взаимодействие // Правоведение. 2009. № 3. С. 11–12. 55 Только сначала в. такой характер юридических энциклопедий меняется. Являются новые, более высокие требования к энциклопедии. Энциклопедисты уже не довольствуются только кратким изложением содержания отдельных юридических наук. Они стремятся создать из энциклопедии самостоятельную науку, имеющую свою особую задачу. Это новое направление, видящее в энциклопедии не особый только прием изложения науки, а особую, самостоятельную науку, сложилось под непосредственным влиянием учений Шеллинга и Гегеля, впервые заговоривших об энциклопедии, как о науке. Середина XIX века была эпохой наибольшего процветания энциклопедической литературы. Но затем наступил ее упадок. Как отмечал НМ. Коркунов (1853−1904), существование энциклопедии обусловливалось тем, что неудобно начинать изучение права сот- раслевых наук, например, гражданского или государственного права излагая части, предполагалось, что обучающийся уже знаком с целым рядом общих юридических понятий, например, оправе в субъективном и объективном смысле, о правоспособности и дееспособности и т. п. Но считал сомнительным, чтобы краткий очерк всех частей правоведения мог действительно ввести в изучение правоведения 52 Одним из первых профессоров энциклопедии права в России был Ф. Г. Баузе (1752−1812), ректор Московского университета. Первой энциклопедией права в России можно считать работу русского юриста, сенатора ПИ. Дегая (1792−1849) Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права (1831). В свое время большое научное значение имела работа доктора, профессора, ректора Киевского университета КА. Неволина (1806−1855) Энциклопедия законоведения (1839−1840), за которую он был награжден Академией наук Демидовской медалью и труд был известен заграницей. Работа содержала философское введение, историю философии законоведения и историю положительного законоведения. Учитывая множество философских воззрений И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Г. Фихте, Г. Гегель), которые оказывали влияние на представления о государстве и праве, то создание цельной науки, которая бы охватила всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным. В последующем русская юридическая мысль пришла к выводу, что энциклопедия права не может быть оформлена в науку, поскольку у нее нет своего предмета и метода исследования. По мнению НМ. Коркунова философия права и энциклопедия права одно и тоже. Они представляют собой лишь основу для создания одной обобщающей науки – общей теории права. Именно Коркуновым была обоснована необходимость замены энциклопедии права общей теорией 52 Коркунов НМ. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. Справа в 1886 г. в работе Лекции по общей теории права. Он считал, что юриспруденция достигла такого уровня развития, что появилась потребность в обобщающем представлении оправе. Вместе стем философ, историки правовед Е. Н. Трубецкой (1863−1920) энциклопедию права рассматривал как синтез философии права и юридической догмы. Ф. В. Тара- новский (1875−1936) известный юрист, заложивший теоретические основы для сравнительно-исторического правоведения, так видел энциклопедию права как единство догмы права с философией права и историзмом, но энциклопедию права трактовал как синтетическое, интегральное юридическое знание, поскольку юриспруденция всегда устанавливает связь права с остальными сторонами общественной жизни. Тарановский считал, что заменять энциклопедию права на общую теорию права как в терминологическом, таки в предметном плане нет необходимости (на чем настаивал Кор- кунов), поскольку и то и другое есть общее учение оправе, и не видел оснований противопоставлять философию права энциклопедии права. В целом можно констатировать, что энциклопедия права рассматривалась по-разному, одни исследователи ее как вводный курс для изучения теории права, другие расширяли ее понимание до выяснения значения философской науки вообще и влияние философских учений на формирование юридической науки, а другие, признавая ее в качестве самостоятельной науки, считали, что она дает системное представление общей суммы знаний в виде основных понятий и теорий для создания основы усвоения последующих правовых знаний. В настоящее время, как считают некоторые авторы, энциклопедия права трансформировалась в учебную дисциплину Введение в юридическую специальность или современных основ правоведения. Однако утратив свое значение к началу XX в. энциклопедия права вновь вернулась вначале в. Безусловно, вопросы, которые волновали теоретиков права, были связаны и стем как исторически решались эти вопросы ив тоже время начался поиск новых подходов к развитию теории государства и права, поскольку марксистско-ленинское учение о государстве и праве перестало быть единственным в нашей стране ив конце XX – начале XXI начался процесс модернизации высшего юридического образования. Дискуссию вызвала выход в свет книга Ю. И. Гревцова, И. Ю. Козлихина Энциклопедия права (2008). Тема для обсуждения была сформулирована как 53 Поляков А. В. Энциклопедия права или интегральная юриспруденция // Правоведение. 2012. № 4. С. 203. 54 Теория государства и права : учебник / под ред. АС. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М. : Высшее образование, 2008. С. 3 ; Графский В. Г. В поисках путей обновления просветительского потенциала теоретического правоведения е философско-правовые чтения памяти академика В. С. Нерсесянца (научно-аналитический обзор) // Правоведение. 2013. № 6. С. 213. 57 Энциклопедия права или интегральная юриспруденция. Гревцов и Козлихин указали на то, что они попытались представить общую теорию права в виде трех самостоятельных научных направлений (дисциплин теории (догмы права, социологии и философии права. А. В. Поляков в своей статье задавался вопросом, почему этот труд был назван энциклопедией, если он ничем не отличается от общей теории права. Поляков также считает, что энциклопедия права не может решить поставленные современной наукой задачи, и отдает предпочтение теории государства и права, указывая, что ее необходимо совершенствовать как науку интегрального типа. Р. А. Ромашов, констатировав, что в современном своем состоянии теория государства и права не выполняет своей основной цели – выступать в качестве общей понятийной и методологической базы для всей образовательной и научной юриспруденции, тем не менее, не согласился стем, что теория государства и права может быть заменена энциклопедией права, поскольку не может рассматриваться нив качестве самостоятельной юридической науки, нив качестве юридической дисциплины, аналогичной по своей сути существующей теории государства и права. Сточки зрения ученого, ее можно использовать на начальном уровне юридического образования, но рассматривать ее в качестве формы системного обозрения всей научной юриспруденции (как метатеории) нельзя. Некоторые ученые, поддержав работу Гревцова и Козлихина и констатировав, что теория государства и права должна развиваться именно в этом направлении, в частности В. М. Баранов предложил идти по пути постепенного преобразования теории государства и права, нов энциклопедию юриспруденции, поскольку указывал на то, что любая отраслевая юридическая наука теория, а значит, общетеоретическая подготовка должна быть более высокой по статусу. Он считает, что уровень абстрагирования материала должен быть выше, чем в теории государства и права иона должны быть 55 Эти вопросы обсуждались на конференции, проходившей в 2012 г. в Институте государства и права РАН (см Графский В. Г. В поисках путей обновления просветительского потенциала теоретического правоведения е философско-правовые чтения памяти академика В. С. Нерсесянца (научно-аналитический обзор) // Правоведение. 2013. № 6. С. 210−249 ; Челаби Б. Ф. Седьмые философско-правовые чтения памяти академика В. С. Нерсесянца Энциклопедия правоведения или интегральная юриспруденция Проблемы изучения и преподавания // Государство и право. 2013. № 4. С. 105−110), а также в некоторых публикациях (см Баранов В. М. Энциклопедия юриспруденции сущность, структура, ценность // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2. С. 13−34 ; Поляков А. В. Энциклопедия права или интегральная юриспруденция // Правоведение. 2012. № 4. С. 198−217 ; Ромашов Р. А. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права историко-методологический анализ // Правоведение. 2013. № 3. Сидр Поляков А. В. Энциклопедия права или интегральная юриспруденция // Правоведение. 2012. № 4. С. 212. 57 Ромашов Р. А. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права историко- методологический анализ // Правоведение. 2013. № 3. С. 113. 58 многодисциплинарной, а также обязательно должна состоять из философии права, социологии права, психологии права, догмы права (включив большинство традиционных тем современной теории права, юридическую практику (отражение всех предыдущих частей в юридической практике, возможно также в рамках энциклопедии новые концепции права. Сна- шей точки зрения, возникшая дискуссия показывает, что в современной науки теории государства и права существуют определенные проблемы, но что называется в старые мехи новое вино не наливают. Энциклопедия права, которая была вводным курсом в прошлом столетии, как рассматривают ее многие современные российские исследователи, не может заменить в нашем столетии теорию государства и права, в тоже время необходимость выведения науки наследующий этап развития констатируются многими. Попытки подобного рода можно приветствовать, нов том, случае если это не повторение пройденного, а создание по выражению Р. А. Ромашова метатеории, эту идею и попытался концептуально объяснить В. М. Баранов. Формирование социологии права в России проходило во второй половине первой трети XX в. Интерес к социологии (конкретно – к работам О. Конта) на Западе ив России происходит одновременно (примерно в е гг. XIX в, далее процесс развития социологии там и там идет в целом синхронно благодаря тесным научным контактам. Русские юристы начинают системно внедрять социологию в юриспруденцию раньше своих европейских коллег. Уже в е гг. В. И. Сергеевич, С. А. Муромцев и ЮС. Гамбаров создают свои первые социолого-правовые труды, хотя и признавая при этом своим учителем Р. Иеринга. Одни юристы, целенаправленно пытались соединить социологию с юриспруденцией либо путем реформирования отраслей права на основе социологии (С. А. Муромцев, ЮС. Гамбаров), либо разрабатывали новую социолого-юридическую методологию (Б. А. Кистяковский, Е. В. Спекторский), либо просто пропагандировали ценность социологического знания для юридической науки В. М. Хвостов. Во вторую группу входили юристы, откликнувшиеся на социологию, но которые либо считали недопустимым внедрение социологии в юриспруденцию, либо делали на этот счет существенные оговорки. При этом и те, и другие фактически довольно успешно соединяли социологию с юридической наукой (Б. Н. Чичерин, ПИ. Новгородцев, Г. Ф. Шершеневич). Совсем редкие случаи – это полный переход юристов в социологию, что было позднее, в е гг. XX в. (Г. Д. Гурвич, НС. Тимашев, ПА. Сорокин). Социология в равной мере и с одинаковой интенсивностью проникала в догматическую и фундаментальную юриспруденцию. Такое течение 58 Баранов В. М. Энциклопедия юриспруденции сущность, структура, ценность // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2. С. 13−34. 59 дел определялось тем фактом, что обе части юридической науки реформировали, как правило, одни и те же лица. Отраслевики-социологи С. А. Муромцев, ММ. Ковалевский, МН. Коркунов, ЛИ. Петражицкий, ЮС. Гамбаров, В. В. Ивановский, НИ. Лазаревский, М. П. Чубинский и др) внесли главный вклад в реформирование энциклопедии и философии права, в наполнение новым содержанием политики права, в создание общей теории права, сравнительного правоведения и социологии права. Цивилист Г. Ф. Шершеневич, будучи противником имплантации социологии в юридическую догматику, много сделал для разработки общей теории права как комплексной дисциплины, включающей социологический компонент. Взгляды юристов на место социологии права в составе юридической науки можно условно разделить натри группы. Первую группу составляли юристы, наиболее радикально настроенные в деле внедрения социологии в юриспруденцию. С. А. Муромцев и ЮС. Гамбаров, считая социологию венцом научного знания, предлагали реформировать всю юриспруденцию (прикладную и фундаментальную) на основе социологии. Они считали, что не только социология права, но и все правоведение является составной частью социологии. Основным аргументом при этом служило утверждение, что правоведение, как и социология, разыскивают законы развития общественной жизни» 60 Однако данное мнение не имело широкой поддержки. Во вторую группу входили юристы (в основном это отрас- левики-догматики: СВ. Пахман, Г. Ф. Шершеневич и др, которые утверждали, что социология права – часть социологии и потому не может быть частью правоведения. Третья группа юристов (НА. Гредескул, НС. Тимашев, Г. Д. Гурвич) видела в социологии права самостоятельную дисциплину в составе юриспруденции, отличной от догмы права, философии права и общей теории права. Данный подход формировался по мере институциализации социологии права как научной и учебной дисциплины и стал вполне устоявшимся примерно км гг. XX в. Для советских юристов х гг., разрабатывавших общую теорию права, ее социологический компонент стал основным, т. к. догматика и философия права прочно ассоциировались с буржуазной наукой. Они сумели всесторонне и глубоко показать механизм взаимосвязи экономики, классовой структуры общества, права и государства, развивая базовые положения марксизма и восполняя в нем пробелы. Государство и право, сих точки зрения, вырастая из отношений производства и обмена, проходя через призму классового сознания, взаимодействуют очень опосредованно, с использованием сложной цепи социальных взаимосвязей. Право для них – 59 Жуков В. Н. Социология права в России вторая половина XIX − первая треть XX в. (теоретико-методологический аспект) : автореф. … д-ра юрид. наук. МС Гамбаров Н. Задачи современного правоведения. СПб., 1907. С. 31. 60 часть базиса и часть надстройки, общественное отношение, форма сознания и закон, что существенно расширяло представление оправе Необходимо иметь ввиду, что ив настоящее время не утихают дискуссии о статусе социологии права. Мнения разделились, большинство рассматривает социологию права как науку, тесно связанную с теорией права, но одни считают, что социология права сложилась и существует наряду с теорией права, как юридическую дисциплину, другие – внутри нее 63 По мнению В. В. Лапаевой социология права возможна и как юридическая дисциплина (отдельная отрасль юридической науки, и как социологическая дисциплина (отдельная отрасль общей социологии) 64 Э. В. Тадевосян считает, необходимо принимать во внимание различие между терминами юридическая социология и социологическая юриспруденция. Социологическая юриспруденция занимается исследованиями в юридической науке, а юридическая социология — исследовательской деятельностью в рамках отрасли социологии. Разграничивая эти два понятия и две соответствующие дисциплины, он утверждает, что социология права представляет собой отрасль социологии и по своему предмету, и по своему методу. По его мнению, социология права — это одна из отраслей социологии, изучающая право как социальный институт, то есть сквозь призму социальных отношений, существующих в обществе. А социологическая юриспруденция, напротив, исследует право как юридический институт, опираясь на социологические средства и методы 65 В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко считают, что социология права как частносоциологическая дисциплина и теория права не является достаточной теоретической основой для социологического изучения правовых феноменов. Лишь очень небольшая группа людей в обществе занята теоретизированием, производством догматического права, законотворчеством. Но каждый человек, живущий в обществе, так или иначе, причастен к его праву. Социология права, прежде всего, сих точки зрения должна заниматься тем, что люди понимают под правом в своей повседневной жизни. Иначе говоря, повседневное право индивидов и социальных групп должно быть главным фокусом социологии права. Это именно то живое право, 61 Жуков В. Н. Социология права в России вторая половина XIX − первая треть XX в. (теоретико-методологический аспект) : автореф. … д-ра юрид. наук. МС Нерсесянц В. С. Предисловие редактора // Лапаева В. В. Социология права / под ред. В. С. Нерсесянца. МС Керимов ДА . Философские основания политико-правовых исследований. МС Нерсесянц В. С. Предисловие редактора // Лапаева В. В. Социология права / под ред. В. С. Нерсесянца. МС Тадевосян Э. В.Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально- гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 102−117. 61 без которого не может существовать ни одно общество 66 В. Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук полагают, что социология права является самостоятельной наукой, представляя определенным образом структурированную систему знаний оправе. Авторы пособия считают, что социологию права необходимо рассматривать как часть теории государства и права, одного из научных направлений. Общая теория права возникает примерно во второй половине XIX в. на основе энциклопедии права и философии права. Поскольку философия права страдала оторванностью от жизни, а энциклопедия права растворялась в отраслевой науке, необходима была дисциплина, которая на высоком абстрактном уровне могла бы исследовать позитивное право и делать теоретические обобщения, имеющие значение для отраслевой науки. Общую теорию права создавали юристы-социологи, юристы-догматики, юри- сты-философы, образуя тем самым соответствующие составные компоненты теоретико-правовой науки социологический, догматический, философский. НМ. Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а неконкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое этот общий организм следует разложить на его отдельные органы и элементы, определить их взаимодействие, нормы и цели их действий, а также назначение, как целого, таки частей» 68 В России общая теория права задумывалась и фактически создавалась как комплексная юридическая дисциплина, нацеленная на всестороннее изучение права и государства в философском, догматическом и социологическом отношениях. Большинство представителей отраслевых юридических наук, как правило, не занимались проблемами общей теории права, поэтому вначале в. отраслевая юридическая наука продолжала оставаться слабосвязанной с общей теорией права. Соединение между ними шло по линии догмы права, нов большей степени в этом были заинтересованы теоретика права, поскольку опирались в своих исследованиях на отраслевой материал. Такие компоненты как философия права и социология права по своим задачами методологии слишком отличались от юридической догматики, что вело к четкому разделению отраслевой науки и общей теории права. Следствием всех этих обстоятельств стал тот факт, что общая теория права изначально формировалась и развивалась как самостоятельная комплексная наука. 66 Касьянов В. В, Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. С. 5−6. 67 Кудрявцев В. Н, Казимирчук В. П. Современная социология права : учебник. МС Коркунов НМ. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 25−30. 62 Политика права сумела занять свое особое место. В России тема политики права как самостоятельной науки встает с последней трети XIX в. в связи с дискуссией о разграничении фундаментальной и догматической юриспруденции. Интенсивное проникновение социологии, антропологии и статистики в юриспруденцию создавало тот эмпирический фундамент, который превращал вопрос о целях и средствах правового регулирования в самостоятельную тему. Внутри догматической юриспруденции возникают политика гражданского права, уголовного права, финансового права. В общей теории права предпринимаются попытки обоснования политики права как общетеоретической межотраслевой науки. Однако предмет и методы отраслевой науки и политики права были слишком разные, чтобы существовать в рамках единых дисциплин. Вообще учение о политике права возникло в Германии в связи с критикой проекта Германского гражданского уложения, а затем обратило на себя внимание в других странах. Как указывал К. Бергбом, юриспруденция является абстрактным понятием права, как оно есть, а не каким должно быть, то политика права, используя критический метод, определяет ориентиры изменения правопорядка. Предметом политика права мыслилось нереально действующее право, а идеальное право, каким оно должно быть, те. цели права и средства достижения этой цели. Указание на политику права как научную дисциплину встречается как у основателей этого направления СМ. Муромцева и ЛИ. Петражицкого, но и у других авторов. Вначале в. юридическая наука России включает в себя догматическую и фундаментальную (философия права, история философии права, энциклопедия права, общая теория права и государства, сравнительное правоведение, политика права, социология права) юриспруденцию. В дореволюционном правоведении было, по крайней мере, две книги, имевшие в названиях словосочетание теория государства и права Теория права и государства в связи с теорией нравственности ЛИ. Петражицкого (в двух томах, Санкт-Петербург, 1907 г) и Общее учение оправе и государстве И. А. Ильина (Москва, 1915 г. Но, ни ока- кой содержательной близости с советскими работами о государстве и праве, говорить не приходится. В этих работах в основном освещаются вопросы права. ЛИ. Петражицкий выразил свое мнение об отношении между правом и государством следующими словами Государственная власть есть социально-служебная власть. Важнейшим служением общему благу со стороны государственной власти (субъектов подлежащих обязанностей и прав) является служение праву и государственная власть есть власть служебная, прежде всего, и преимущественно по отношению к правам 69 Малько А. В. От политики права к правовой политике // Вестник СГЮА. 2012. № 3 (86) С. 11. 70 Радбух Г. Философия права. МС граждан и праву вообще» 71 И. А. Ильин писал Государство есть союз людей, организованный на началах права Тот, кто говорит о государстве, говорит оправе, ибо государство есть правовой союз право есть как бы тот воздух, которым дышит государство» 72 Таким образом, в отечественной юридической науке не существовало теории государства и права, однако сложились определенные направления, обсуждались различные проблемы как общетеоретического, таки отраслевого характера. Появление теории государства и права связывают с оформлением советской юриспруденции, хотя, впервые годы советской власти стояли другие насущные задачи, такие как удержание и организация новой власти, а не проведение юридических исследований, тем не менее, юристы считали необходимым обосновать новое понимание государства и права, и большинство работ было направлено на критику трудов буржуазных юристов. Если вопрос о роли государства после революции в переходный период был решен В. И. Лениным в работе Государство и революция, в которой решался вопрос о сломе старого государственного механизма, а в Апрельских тезисах он определил новый форму, точнее новый тип государства республику Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов, то вопрос оправе переходного периода ничего не писали ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс, ни В. И. Ленин. Поэтому на этом этапе возникали различные трактовки права, на основе марксистского учения. Как отмечает Ф. В. Мусатов, несмотря на многообразие трактовок права, появившихся в это время, в них можно выделить общие черты во-первых, безусловное признание классового характера права, те. наличия права только в обществе, разделенном на классы и соответственно его отсутствие в доклассовом (родовом) и бесклассовом (коммунистическом) обществах во-вторых, его революционный (революционно-диалектический) характер право рассматривалось в движении, в борьбе классов (в противоположность буржуазному догматизму в-третьих, несамостоятельный характер права, право, равно как и государство, коренится в материальных условиях общественной жизни в-четвертых, временный, преходящий характер права (на время диктатуры пролетариата, право, подобно государству, исчезнет в ближайшем будущем в-пятых, рассмотрение права как средства эксплуатации (подавления, угнетения) имущим господствующим классом неимущих подчиненных классов 71 Петражицкий ЛИ. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 181. 72 Ильин И. А. Теория права и государства // Ильин И. А. Собр. соч. : в 10 т. М, 1994. Т. 4. С. 111, 115. 73 Мусатов Ф. В. Становление науки теории государства и права в отечественной юриспруденции // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2014. № 3. С. 8. 64 Первым определение нового права предложил заместитель народного комиссара юстиции РСФСР ПИ. Стучка (1865−1932), кроме этого занимал должность председателя Верховного суда РСФСР, один из авторов Декрета о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. Эта дефиниция была закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, принятых 12 декабря 1919 г Право — это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса, и охраняемая организованной силой его (те. классовым государством)» 74 В. С. Нерсесянц назвал эту концепцию классовым порядком» 75 Деклари- руя отказ от идей и представлений буржуазных юристов, советские юристы, тем не менее, использовали наработки своих идеологических противников. Так Стучка в подтверждение своего мнения привел слова кадетского профессора Муромцева», который понимал право как совокупность юридических отношений (правовой порядок, а правовые нормы — только как некоторый атрибут (придаток) этого порядка. Данное определение одновременно было направлено против юридико-позитивистской дефиниции права как совокупности норм (правил поведения, которая безраздельно утвердится в е гг. и сохранит доминирующее значение в теории права до сих пор. В тоже время в определении ПИ. Стучки уже имеется этатистская направленногсть, т. к. система (порядок) отношений соответствует интересам господствующего класса, организованного в государство, и охраняется им, а значит, неявно признается зависимость этих отношений от государства 77 В этот период была создана другая концепция − теория права Е. Б. Пашуканиса (1891−1937), юрист, был заместителем наркома юстиции СССР. Теорию Пашуканиса именует меновой теорией права. Е. Б. Па- шуканис попытался на основе идей К. Маркса самостоятельно создать марксистскую теорию права. При этом сам автор скромно заметил, что настоящая работа отнюдь не претендует на почетный титул марксистского руководства по общей теории права. Право, по Пашуканису, возникает там и тогда, где имеет место общение отдельных обособленных субъектов, связанных между собой посредством эквивалентного обмена 74 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917−1991 гг. М. : Зерцало, 1997. С. 64. 75 Нерсесянц В. С. Философия права. МС Энциклопедия государства и права / под ред. П. Стучка : в 3 т. М, 1925–1927. Т. 3. С. 426. 77 Мусатов Ф. В. Становление науки теории государства и права в отечественной юриспруденции // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2014. № 3. С. 9. 78 Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. МС Поляков А. В. Общая теория : курс лекций. СПб., 2001. СЕ. Б. Пашуканис дал анализ права как формы общественных отношений, те. право, по его мнению, выступает отражением социальных отношений, ноне любых социальных отношений, а отношения товаровла- дельцев. Не нормы, установленные государством, порождают правоотношения через юридические факты, асами нормы возникают на основе реально существующих общественных отношений, которые имеют правовой характер без их опосредования государством. Мы можем себе представить такое предельное положение, когда, кроме двух вступающих в отношение сторон, отсутствуют какая-либо иная, третья сила, способная установить норму и гарантировать ее соблюдение, например, какой-нибудь договор варягов с греками, − отношение ив этом случае остается. Но стоит лишь представить себе исчезновения стороны, те. субъекта как носителя обособленного автономного интереса, и сама возможность отношения точно также исчезает, − писал Пашуканис 80 Право автором трактовалось как своеобразная форма коммуникации, возникающей на основе обменных отношений. С социологических позиций пытался также обосновать марксистскую теорию права и И. П. Разумовский (1893−1937), философ, теоретик права, социолог. По убеждению Разумовского, марксистская теория права может быть создана лишь посредством социологической и социалистической критики буржуазной общей теории права. Не соглашаясь с Е. Пашуканисом, который выводил правовую форму из менового отношения и считал простейшей клеткой правовой ткани понятие субъекта права, Разумовский выдвигает положение о том, что исходным пунктом марксистского анализа права должно стать генетическое рассмотрение простейшего правового отношения — владения, развивающегося в частую собственность, при этом владение и частная собственность понимаются Разумовским как оборотная, распределительная сторона отношений господства и подчинения 81 Особое внимание в работе уделено соотношению права и идеологии, исследованию того, каким образом отношения между людьми получают юридико-идеологическое измерение. Право, − писал Разумовский, − предстает перед нами и как общественные отношения, и как правовая идеология, и как наивысшее развитие последней – системой норм. Указание на идеологический характер права, это тоновое, что отличало Разу- мовского от Стучки и Пашуканиса, хотя он соглашался сними в том, что из названных признаков права является его определение как общественно Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. МС Раннесоветская политико-правовая мысль Электронный ресурс. URL: http://kritikaprava.org/ne ws/ (дата обращения 01.09.2016). 82 Разумовский И. П. Проблемы марксистской теории права. МС го отношения. Также вслед за ними Разумовский признавал примат юридического отношения над законом как актом государственной власти 83 В этот период также использовались идеи Л. Н. Петражицкого. Теорию классового права с позиций психологической теории права разрабатывал МА. Рейснер (1868−1928), профессор Петроградского университета, один из разработчиков первой советской конституции, один из основателей Коммунистической академии. Эту теорию называют классово- психологической. Первенство в психологическом обосновании права Рейснер признавал за Петражицким, особое внимание, уделяя интуитивном праву, хотя критически относился к его субъективизму и индивидуализму Право, являясь идеологической формой, по Рейснеру, подвергается определенным закономерностями искажениям в историческом процессе, как и любая другая общественная идеология. По мере исторического развития и победы того или иного метода идеологических построений образуется соответствующий тип права. В доклассовом обществе – это меж- дуродовое право, построенное на принципах мести и направленное к ограждению целости живого состава и неприкосновенности областей владения со стороны многочисленных родовых групп. По мере развития меж- дуродовое право трансформируется во внутриродовое, регулирующее сложные отношения родства как естественного, таки искусственного, и связанного с ним участия во владении родовым имуществом. Междуро- довое право сменяется междуклассовым правопорядком, где на первый план выходит право того или иного господствующего класса» 85 Являясь универсальной идеологической формой, право всегда будет направлено на поддержание в обществе социального равновесия на принципах равенства и справедливости, вытекающих из общей правовой почвы интуитивного права, объединяющего в себе все правды в некоторой единой высшей справедливости на земле» 86 Ученый считал, что никакие современные теории не могут быть достаточными, если они не считаются с человеческой психикой. Так В. Д. Зорькин полагал, что теорию права Рейснера можно рассматривать как попытку синтезировать различные аспекты правовой регуляции (норму, правоотношение, правосознание, что нашло 83 Денисов Ю. А, Спиридонов ЛИ. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л, 1987. С. 42. 84 Козлихин И. Ю, Поляков А. В, Тимошина Е. В. История политических и правовых учений : учебник. СПб. : Изд-о юридического факультета С.-Петерб. гос. унта, 2007. С. 845. 85 Рейснер МА. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л.–М., 1925. С. 245−246. 86 Скибина О. А. Государство и право как идеологические формы в учении МА. Рейснера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практик. Тамбов : Грамота, 2012. № 11 (25) : в х ч. Ч. II. C. 172. 67 отражение в понятии права как правопорядка. Сторонником идей психологической школы был ЯМ. Магазинер (1882−1961), доктор юридических наук, профессор. Магазинер писал Юридические нормы поведения, которые личность признает для себя обязательными потому, что их исполнения требует общественное правосознание (в виде законов, обычаев и т. п, составляют положительное право. Юридические нормы, которые личность признает для себя обязательными по своему собственному правосознанию, без всякой ссылки на общественный авторитет, образуют интуитивное право (например, правосознание революционера, отрицающего авторитет данного закона, обычая, общественного мнения и т. д. От положительного права надо отличать официальное право. Положительное право есть господствующее в данном обществе правосознание, те. нормы по праву должного, не допускающие психического противодействия со стороны обязанного и дающие управомоченному такую энергию требования, которая способна преодолеть энергию сопротивления обязанного. Это – правосознание идейно господствующей части общества. Она обычно является и фактически господствующей частью того же общества, те. в ее руках находится экономическое и политическое господство, обычно совпадающие, ибо экономический суверенитет влечет за собой суверенитет политический. Эта господствующая часть общества создает официальное правоте. нормы, проводимые в жизнь организованной мощью общества в лице его органов, создающих право (законодательство, осуществляющих право в бесспорном порядке (управление) и разрешающих споры при осуществлении права (суд)» 88 Однако необходимо отметить, дох гг. основными концепциями были теории Стучки и Пашуканиса. В х годах в нашей стране произошли существенные изменения. Они означали не только создание основ социализма, в том его понимании, которое давалось программными документами Коммунистической партии, правившей в СССР и монопольно определявшей политику государства, но и изменения в политическом режиме. В условиях идеологического давления началась критика воззрений ПИ. Стучки и Е. Б. Пашуканиса. Она была открыта журналом Советское государство и революция права в № 1 за 1930 г. На протяжении 1930 и 1931 гг. на страницах этого журнала происходила идейная борьба с взаимными обвинениями. В результате и ПИ. Стучка, и Е. Б. Пашуканис признали допущенные ими ошибки и во многом отказались от положений своих теорий 89 Е. Б. Пашуканис настолько видоизменил меновую теорию, что признал существование социалистического права, которого по первоначальным положениям его теории просто не могло быть. Без Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. МС Магазинер ЯМ. Избранные труды по общей теории права Серия Антология юридической мысли. СПб. : Юридический центр Пресс, 2006. С. 30−31. 89 Нерсесянц В. С. Философия права. МС условно, изменение его точки зрения было вызвано усиливавшимся давлением. Понимая опасность своего положения, автор пытался преодолеть прежние заблуждения, но было уже поздно. Судьба идей и самого Е. Б. Пашуканиса трагична, поскольку А. Я. Вышинский (1883−1954), прокурор СССР назвал его работу Общая теория права и марксизм опыт критики основных понятий (1924 г) вредительской, а самого Пашука- ниса «вредителем» 91 Пашуканис был арестован и приговорен к расстрелу. Важнейшим событием, которое определило развитие советской юридической мысли, стало I Совещание по вопросам науки советского государства и права (16−19 июля 1938 г, на котором выступил с докладом на тему Основные задачи науки советского социалистического права А. Я. Вышинский. Хотя в названии нет наименования теории, но к этому был сделан шаг, кроме того встречается название «марксистско-ленинская теория государства и права, советское право было объявлено социалистическим правом (хотя термин социалистическое право впервые упомянул Пашуканис, Вышинский конечно же ссылку на него не сделал, которое должно было совершенствоваться благодаря советской науке оправе и провозглашалось, что советское право на переходный период не только не отомрет, но и будет развиваться. Вышинским было дано следующее определение права Право – это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу» 93 Любые попытки самостоятельной интерпретации взглядов Маркса оправе, равно как и теории, не вписывавшиеся в концепцию, предложенную Вы- шинским, в отличие от первоначального этапа были запрещены. Сформулированное таким образом этатистское и классовое понятие права сохранялось вплоть по смерти В. И. Сталина в 1953 г. В науке утвердилась марксистская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией. Ф. В. Мусатов считает, что данная Вышинским дефиниция права имела мало общего с аутентичным марксизмом. При этом указывается, что за основу предложенного определения права было принято положение Манифеста коммунистической партии (политического, программного доку Мусатов Ф. В. Становление науки теории государства и права в отечественной юриспруденции // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2014. № 3. С. 11. 91 Вышинский А. Я.Доклад на заседании Отделения общественных наук АН СССР 27 апреля 1938 г. // Вопросы теории государства и права. МС Мусатов Ф. В. Указ. соч. С. 12. 93 Вышинский А. Я. Основные задачи науки советского социалистического права // Основные задачи науки советского социалистического права. МС мента, но никак ненаучного сочинения, высказанное К. Марксом и Ф. Энгельсом, без достаточного обоснования и лишь в связи с предполагаемым исчезновением частной собственности в коммунистическом обществе. Иные идеи К. Маркса оправе, в частности, приведенные в работах К еврейскому вопросу, К критике гегелевской философии права. Введение, «Экономическо-философские рукописи 1844 года, Критика Готской программы, наконец, в Капитале и других сочинениях, были проигнорированы Термин аутентичный означает подлинный, соответствующий подлинному. Сложно говорить об аутентичном марксизме, если определение и понимание этого явления не было дано в трудах Маркса и Энгельса, с нашей точки зрения необходимо согласиться с А. В. Поляко- вым который указывал в ортодоксальном марксизме отсутствовала собственно правовая теория и по-видимому, можно говорить лишь о марксистской интерпретации права, об определении его места в жизни общества с позиций доктрины исторического материализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Поэтому, все немногое, что было сказано ими поэтому поводу, воспринималось как священное писание» 96 Единствен- ным источником права в Советском Союзе считалось государство, а сформулированное понятие права было близким к обыкновенному правовому позитивизму, точнее, к правовому этатизму, потому что сфера права полностью определялась государством и зависела от него. В связи с этим В. М. Сырых писал Согласно научному фольклору советский курс общей теории правах гг. был нечем иным, как курсом Г. Ф. Шерше- невича, лишь немного причесанным под марксизм» 97 Теоретикам права оставалось лишь сообразовывать свои рассуждения сними другими положениями указанного доклада, иными работами А. Я. Вышинского. Тогда жег, появился Курс советского социалистического государственного права, а в 1940 г. увидел свет первый в мире учебник по теории государства и права С. А. Голунского и МС. Строго- вича. Это объяснялось так если право ничто без государства, то и изучать их необходимо вместе. Примечательно то, что первый был криминалиста второй – процессуалист. Ф. В. Мусатов считает, что возникновение науки теории государства и права в отечественной юриспруденции произошло по конъюнктурным соображениям, при полном отсутствии к тому 94 Мусатов Ф. В. Указ. соч. С. 12−13. 95 Ожегов СИ. Словарь русского языка / под ред. ЛИ. Скворцова. е изд, испр. М. : ООО Издательство Оникс, 2005. С. 39. 96 Поляков А. В. Общая теория курс лекций. СПб., 2001. С. 97 Сырых В. М. Логические основания общей теории права. е изд, стереотип. М, 2004. Т. 1 : Элементный состав. С. 38. 98 Голунский С. А, Строгович МС. Теория права и государства. М, 1940 // Строгович МС. Избранные труды. Проблемы общей теории права. М, 1990. Т. 1. С. 38. 70 предпосылок в юридических исследованиях. Как отмечается, на названном Совещании было одобрено общее определение права, до той поры отсутствовавшее в советской юридической теории. Следовательно, объединение в рамках одной науки изучения, как права, таки государства, не было органичным результатом развития самой исследовательской практики (и тем более правовой теории) 99 Это мнение связано стем, что автор считает необходимым рассматривать теорию права и теорию государства как самостоятельные дисциплины, возможно науки. ЕЛ. Поцелуев также считает, что соединение теории права и теории государства – это советское наследие, поскольку в дореволюционном правоведении преобладали курсы теории права. Скорее всего, необходимо говорить о том, что наука была замена идеологией. С середины х гг. в советской науке предпринимались попытки уйти от «узконормативного» понимания права к более широкому, например, единства правовой нормы и правоотношения С. Ф. Кечекьян, А. А. Пиотковский), Л. С. Явич рассматривал право как сочетание объективного и субъективного права, однако они нормативны и должны защищаться государством, в е гг. он начал склоняться к теории функционирующего, живого права и написал Если в понятие права включены отношения и нормы, то из него просто невозможно исключить правосознание» 101 Правопонимание стало представлять теоретико-методологическую проблему, в которой происходит восприятие и осмысление права, правовой действительности в целом, всей правовой материи прошлого и настоящего. Некоторые ученые пытались переосмыслить подходы к праву, например, актуализировав идею естественного права (С. С. Алексеев, В. К. Бабаев), модернизируя нормативистско-этатистский подход МИ. Байтин, А. Ф. Черданцев), развивая социологическое направление Ю. И. Гревцов, ЛИ. Спиридонов, ИЛ. Честнов), создавая теории либер- тарно-юридическую концепцию права (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин), «социократическую» концепцию права (Г. В. Мальцев) и обменную концепцию права (Л. С. Матут). А. В. Поляков считает, что теории права, стремящиеся к синтезу на базе классической научной парадигмы (веерам- ках сформировались естественно-правовые и позитивистские концепции, не относит к числу интегральных, называет их интегративными, полагая, что только постклассические подходы к пониманию правовой реальности способны дать целостную картину права как живого социального явления. Таким образом, различая понятия интегральный и интегративный 99 Мусатов Ф. В. Указ. соч. С. 100 Поцелуев ЕЛ. Современное состояние теории государства и права кризис или поиск собственной идентичности // Правоведение. 2005. № 2. С. 77. 101 Явич Л. С. Социализм право и общественный прогресс. МС Поляков А. В. Прощание с классикой, или Как возможна коммуникативная теория права // Рос. ежегодник теории права. 2008. № 1. С. 11 –12 71 тип правопонимания, указывая интегральный тип правопонимания должен не эклектически объединять, а синтезировать теоретически значимые моменты, проработанные конкурирующими научными теориями. Однако необходимо отметить, что другие авторы не проводят различия между терминами интегральный и интегративный, употребляя их как синонимы. Например, В. В. Лазарев относит себя к сторонникам синтезированного правопонимания: позитивистского и естественно-правового 103 , также как и Р. З. Лившиц, последний предлагает синтезировать три подхода к праву нормативизм, социологический и естетсвенно-правовой подходы, однако А. В. Поляков считает, что все равно указанные авторы не вышли за рамки этатизма и соответственно не смогли сконструировать адекватную интегральную 105 и предлагает свою коммуникативную теорию права как интегративную и рассматривает право как коммуникацию. Во всяком случае, СИ. Архипов определяет теорию Полякова как одну из наиболее интересных современных версий антипозитивистского типа правопонима- ния, хотя и не лишенную недостатков 107 К интегративному правопонима- нию можно отнести и концепцию реалистического позитивизма Р. А. Ромашова, где анализ права проводится в контексте целенаправленной человеческой деятельности и восприятие права предполагает выделение двух моделей абстрактного и реального. Существуют и другие интегративные теории правопонимания. Вместе стем, некоторые авторы, например В. М. Сырых, считают, что негативное отношение к материалистической теории права имеет своим адресатом недействительную марксистскую доктрину, а ее жалкое, извращенное карикатурное изображение, созданное коллективными усилиями советских правоведов на протяжении семидесяти с лишним лет существования советского государства. Сырых указывает, что более правильное прочтение было у Ф. Д. Корнилова и обоснованно показавшим, что законосообразная связь частного объективного права как формы экономических отношений сих экономическим содержанием должна составлять основу современной теории права. Весьма близко к марксистской трактовке права подошел Л. С. Явич, полагавший, что исторически и логически правогенез происходит до завершающей своей стадии независимо от государства. Однако названные и иные положения материалистиче- 103 Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики // Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. МС Лившиц Р. З. Теория права. МС Поляков А. В. Общая теория : курс лекций. СПб., 2001. С. 125. 106 Поляков А. В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование) : дис. … д-ра юрид. наук в виде научного доклада. СПб., 2002. С. 4. 107 Архипов СИ. Коммуникативная теория права А. В. Полякова // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 4. С. 20−27. 108 Ромашов Р. А. Реалистический позитивизм интегративный тип современного правопонимания // Правоведение. 2005. № 1. С. 4−12. 72 ской теории права, использованные в работах советских авторов, стоящих по преимуществу на позитивистских позициях, небыли способными дать целостное и системное изложение материалистической теории права. Сырых определяет, что суть материалистической теории права составляют пять основополагающих фундаментальных идей право не может быть понято ни само из себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, поскольку его истоки коренятся в материальных жизненных (экономических) отношениях действительное право имеет своим основанием объективное право, представляющее собой юридическую форму экономических отношений, возникающую независимо от воли государства сущность объективного права составляют такие всеобщие правовые принципы, как принципы равенства, свободы, взаимодействия, эквивалентности и общеобязательности (юридической ответственности, примата права перед законом и верховенство закона в системе источников позитивного права позитивное, индивидуальное (право индивида) и конкретное право (договор, соглашение) выступают равноценными необходимо связанными друг с другом формами права, которые последовательно принимает объективное право в процессе перехода из возможности в действительность частное и публичное право представляют собой качественно различные формы реализации объективного права в непосредственной действительности, в конкретных правоотношениях 109 Таким образом, можно констатировать тот факт, что в современной науке теории государства и права существует вопросы, связанные как с развитием науки в существующих границах без изменения основных структурных элементах, либо, наоборот, сих существенным изменением, а также необходимостью адекватного прочтения уже имеющихся идей, концепций, теорий, либо со сменой парадигм и выдвижением новых идей. После того как, марксистская идеология перестала быть официальной идеологией, и теория государства и права как наука получила возможность развиваться без внешнего вмешательства, тем не менее нерешенных вопросов и проблем не становится меньше, а некоторые авторы считают, что не только теория государства и права, но ив целом юридическая наука находится в кризисном состоянии, поскольку не может преодолеть негативные последствия предыдущего этапа развития, таки возникновением в современных условиях новых проблем. Однако мы солидарны с крупнейшим медиевистом А. Я. Гуревичем, который констатируя кризис в гуманитарном знании, вызванный сменой парадигм, в тоже время заявлял, что это нормально, так как стимулирует научные исследо- 109 Сырых В. Материалистическая теория права Электронный ресурс. URL: h ttp://kritikaprava.org/news/ (дата обращения 01.09.2016). 110 Баранов П. П. Основные контуры кризиса современной юридической науки // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 4. С. 11−17. 73 вания 111 . Видимо кризис естественное состояние науки, поскольку отсутствие споров – симптом стагнации науки. 111 Гуревич А. Я. Подводя итоги … // Одиссей. 2000. С. 125−138. |