Главная страница
Навигация по странице:

  • Христианизация Руси. В результате Владимир, как и его предшественники, избрал православное христианство

  • Письменность. Просвещение.

  • Архитектура: деревянная, каменная.

  • Мозаика. Фресковая живопись. Иконопись. Миниатюра.

  • ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА Причины и предпосылки образования централизованного государства.

  • Этапы образования централизованного государства.

  • Борьба Москвы с Тверью.

  • Учебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007
    АнкорKniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
    Дата07.04.2017
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
    ТипУчебное пособие
    #4599
    страница11 из 67
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   67

    Ранние сведения о славянской культуре. Язычество.
    Первые сведения о культуре восточных славян мы получаем из исследований этнографов (собирание фольклора), филологов, археологов, из иностранных письменных источников, в том числе, особенно, византийских. Археологические находки, например, Зарубинецкая и Черняховская культуры дают представления о связи славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии на них Римской империи и т.д.

    Религией восточных славян было язычество — обожествление сил природы. Оно, очевидно, прошло несколько этапов. Первоначально славяне поклонялись добрым и злым духам, которых следовало задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц (двух богинь плодородия и плодовитости) и затем — вера в верховное божество неба и Вселенной — Рода (вера в него сохранялась до XIV — XV вв.). Постепенно культ Рода оттесняется культом Перуна, который становится богом войны и покровителем князя. Очевидно, формирование языческого пантеона происходило достаточно сложно. Некоторые боги заимствованы от других народов (помимо упоминавшихся уже Хорса и Симаргла, некоторые исследователи видят в вере в русалок влияние греческого культа; а вот варяжский Один не смог, очевидно, утвердиться в славянском пантеоне); некоторые боги имеют по несколько названий, очевидно сложившихся в разных славянских племенах. В 1848 г. в районе Збруча обнаружен идол, дающий представление о славянском языческом пантеоне.
    В 983 г. Владимир I попытался упорядочить языческий пантеон. Он выбрал шесть главных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Мокоши и Перуна) и поставил им идолы на холме недалеко от собственного терема. Поклонение другим богам каралось. Однако первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. Ведется поиск новой религии. Согласно летописной версии, Владимир беседовал с миссионерами различных религий и больше всего был поражен рассказами греческого миссионера. По его уходе князь послал десять разумнейших мужей в разные страны для испытания вер на месте. Вернувшись в Киев, они восторженно рассказывали о храме Софии в Константинополе. В пользу православия оказался и пример великой княгини Ольги. Таким образом, выбор пал на православие.
    Христианизация Руси.
    В результате Владимир, как и его предшественники, избрал православное христианство1.

    Крещению Владимира предшествовали следующие события: Византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь подавить восстание малоазийского полководца Варды Фоки, обещая в обмен выдать за Владимира свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, но Анна не захотела выходить замуж за «робичича» (Владимир был сыном ключницы Ольги Малуши). В ответ Владимир I захватил Корсунь (Херсонес — центр византийских владений в Крыму). Только после этого он получил жену и принял крещение (в крещении назван Василием). Вместе с Анной прибыл на Русь и первый митрополит — Михаил, однако при нем Киевская митрополия еще не успела устроиться. Это произошло при втором митрополите — Леонтии, который в 992 г. разделил митрополию на епархии (в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде) и назначил епископов.

    Не везде обращение народа в православие проходило без осложнений. Если в Киеве крещение прошло относительно быстро и спокойно, то в Новгороде потребовалось применение военной силы, а в Ростове были даже попытки изгнать или убить епископа. Христианизация Руси растянулась до XII в. (некоторые авторы склонны говорить о двоеверии, продолжавшемся до конца XVII в.) После крещения Руси языческие традиции не прекратились. В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов,


    Троицын день и т.д. имеет связь с более древними языческими праздниками, остаются традиционными (хотя и приурочиваются к православным праздникам) «святки» и масленица. Одним из отражений языческого мировоззрения являются магические обряды, заклинания, различные «приметы», гадания.
    Письменность. Просвещение.
    Безусловно, роль принятия христианства в развитии русской культуры очень велика. В частности, некоторые убеждены, что письменность у восточных славян появляется благодаря христианским миссионерам. До сих пор этот вопрос является дискуссионным. Есть отдельные свидетельства о попытках записать славянские слова греческими буквами; о наличии своей системы знаков письменности (черт и рез), о проникновении на Русь глаголического алфавита во II половине IX в. и т.д. И действительно, братья-миссионеры Кирилл и Ме-фодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. К середине Х в. относится и первая надпись кириллицей на найденном в 1949 г. во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка.

    В 1951 г. в Новгороде обнаружены первые берестяные грамоты, а в 1981 г. была найдена берестяная грамота середины XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв.

    Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит, который, в свою очередь, был впоследствии переработан в кириллицу. Глаголица имела некоторое хождение для тайнописи, но довольно быстро вышла из обращения.
    Литература.
    С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского времени до нас дошли 150 книг, как переводных, так и принадлежащих русским авторам.

    В первую очередь, это религиозные и богословские произведения. Со значительной частью религиозных текстов русский читатель знакомится благодаря миссионерам Кириллу и Мефодию и их последователям. При этом религиозные тексты переписывались как целиком, так и в виде сборников отдельных проповедей. До нас дошло, например, переписанное в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира Евангелие («Остромирово Евангелие»). Помимо религиозных текстов, на Русь проникла некоторая часть сочинений, посвященных толкованию различных церковных догматов. Замечено, что в XI в. на Руси почти не переводили современных византийских авторов, отдавая предпочтение богословам раннего христианства. Появляются и собственные богословские сочинения (например, «Исповедание веры» митрополита Иллариона (1051), «Стя-зание с латиной» митрополита Георгия (1060-е гг.), «Слово о вере христианской и о латинской» игумена Печерского монастыря Феодосия (ок. 1068 г.) и т.д.). Появление такого рода сочинений именно в это время объясняется не только

    расхождением между Римом и Константинополем, но и стремлением Киевской митрополии добиться большей независимости от Константинополя. Большой популярностью пользовались также «апокрифы» — не признанные ортодоксальной церковью произведения, трактующие отдельные библейские и евангельские сюжеты (например, «Сказание, как сотворил Бог Адама», «Слово об Адаме и о Христовом воплощении», «Хождение Богородицы по мукам» и т.д.). Влияние апокрифов сильно ощущается и в «Повести временных лет», и в других древнерусских произведениях.

    Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали «жития». Одним из первых образцов этого жанра стали сочинения Нестора «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» (основателя Киево-Пеаерского монастыря).

    В XII в. появляется новый жанр — «хождения» (например, «Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.)

    Из других жанров можно упомянуть «слова» (в этом жанре объединяются достаточно разнообразные по содержанию произведения, такие, например, как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (ок. 1049), «Слово» Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу, «Слово о полку Игореве» и т.д.), «поучения» и «послания».

    В I половине XI в. сложилось летописание. Летописи представляли собой погодное изложение событий, включая самые разнообразные сведения, рассуждения авторов, проповеди и богословские тексты. Предположительно первый подробный летописный свод был начат при Владимире I в 996 г., однако он не сохранился. Древнейшая из дошедших до нас — «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. Известны также Псковская, Новгородская, «Ипатьевская» (названа по месту обнаружения — в Ипатьевском монастыре под Костромой) и «Лаврентьевская» (названная в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя) летописи.
    Архитектура: деревянная, каменная.
    Христианизация Руси способствовала и развитию каменного строительства.

    В области жилищного строительства на Руси сложились два типа построек: северные (со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней) и южные (пол несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землей). Из деревянных церквей I пол. X в. можно упомянуть церковь Ильи в Киеве, 60 гг. XI в. — собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая деревянная София Новгородская.

    Первые известные нам мастера-древодели (зодчие): Миронег (нач. XI в.) и Ждан-Никола (конец XI в.).

    Каменное строительство начинается в конце X в. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).

    Первоначально здания возводились из планфы (тонкий плиткообразный кирпич); использовалась техника скрытого ряда (тип кладки, при котором на фасад здания выходили не все ряды кирпичей, через один), заглубленный ряд снаружи закрывали раствором.

    Основной тип сооружения — крестово-купольный храм (назван по типу перекрытия)1.

    Для Киевской Руси характерно уступчатое многоглавие храмов. Снаружи здания окружаются галереями с лестничными башнями. Внутри — используются фрески, мозаика, наборные мозаичные полы.

    Известно около 15 каменных храмов XI — начала XII вв., близких по стилю. В 1037 г. сооружен тринадцатиглавый храм Софии в Киеве. Позднее Софийские храмы возведены также в Новгороде и Полоцке.

    В начале XII в. распространение получают более лаконичные и монолитные постройки. Главенствует тип небольшого трехнефного крестово-купольного храма с маленькими хорами только в западной части. Стремление создать более компактный объем заставило отказаться от лестничных башен и заменить их узкими лестницами, расположенными внутри стен. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек. Изменяется и интерьер — фреска вытесняет мозаику, мозаичные полы сменяются полами из поливных керамических плиток.

    В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани — по-прежнему строили из плинфы, но более вытянутой формы; вместо кладки со скрытым рядом появляется равнослойная кладка, где все ряды кирпичей выходили на лицевую поверхность стен. Усложняется декор фасада: появляются аркатурные пояски, уступчатые порталы и т.д.

    В Новгороде строительным материалом был серый известняк, который легко выветривается и крошится. Поэтому мастера затирали стены штукатуркой, а наиболее сложные участки и элементы декора выполняли из кирпича. Для новгородских храмов характерна сдержанность, лаконичность и массивность форм, некоторая приземистость и «расклешениость». Из сохранившихся и реконструированных памятников наиболее часто упоминают церковь Спаса-Нередицы (1198).

    По иному пути пошли зодчие Галицко-Волынской земли. Стены сооружений возводились из каменных блоков правильной формы, уложенных в два ряда, промежуток между которыми заполнялся битым камнем и раствором. Фасад украшался барельефной скульптурой.

    К сожалению, памятники галицкой архитектуры не сохранились; лишь небольшая их часть известна по археологическим раскопкам.

    Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальского княжества сохранились, в том числе и существенно перестроенные, и в реконструкциях, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др. Материалом для строительства служил белый камень; широко использовалась каменная резьба на фасадах. Отличительной чертой соборов был аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине фасада.
    Мозаика. Фресковая живопись. Иконопись. Миниатюра.
    Что касается живописи, то в этот период она представлена достаточно широко — в мозаиках, фресках и иконах. Известны также имена русских иконописцев XI в. (Олимпий, Олисей, Георгий и др.).

    Мозаики — картины, составлявшиеся из кусочков естественного цветного камня или разноцветного стекла, вдавливавшихся в штукатурку. Наиболее известны мозаики Софийского и Михайловского (Дмитриевского) соборов. К сожалению, и те и другие сохранились не полностью. В Софии Киевской уцелели погрудное изображение Христа Вседержителя, одна фигура архангела и фигура апостола Павла. Из мозаик Михайловского собора — изображение Дмитрия Солунского (Государственная Третьяковская галерея).

    Фрески — настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку, отличавшиеся, как правило, монументальностью формы. Сохранилась часть фресок Софии Киевской, в том числе и образцы светской живописи: сцены охоты, цирковых состязаний, изображения ряженых, скоморохов, музыкантов и т.д. Фрески раннего периода пытаются передать портретное сходство, и преодолеть неподвижность изображения. Фресковые изображения XII века отличает значительно большая условность и отвлеченность образов. Лучше всего сохранились фрески конца XII века в Дмитриевском соборе во Владимире. Новгородская фресковая живопись сохранилась значительно хуже — в новгородской ' Софии сохранились фрагменты фигур пророков, расположенные в простенках между окнами центрального купола, а также несколько фрагментов росписей притворов, в том числе — изображение византийского императора Константина и его матери Елены. Из более поздних образцов фресковой живописи сохранились росписи собора Николы на Дворище и соборов Антониева и Юрьева монастырей.

    Иконы XI-XIII в. частью вывозились из Византии (например, «Владимирская богоматерь» (Государственная Третьяковская галерея), частью выполнялись в Киеве и других городах, под руководством византийских мастеров или в подражание их образцам.

    Еще один вид живописного искусства миниатюра. Наиболее известны миниатюры Остромирова Евангелия (1056-1057), написанного дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира и Мстиславова Евангелия (ок. 1117), исполненного переписчиком Алексой для новгородского князя Мстислава.

    Скульптура же существовала в основном в виде барельефных изображений на стенах соборов, и в виде резьбы по дереву. Монументальная скульптура не получила развития. Отдельные скульптурные изображения святых встречаются очень редко.

    ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

    ГОСУДАРСТВА
    Причины и предпосылки образования централизованного государства.
    В конце XIII в. начинается складывание централизованного государства. Этот процесс продолжался фактически до XV в. Особенностью объединительного процесса было то, что последствия монголо-татарского нашествия задержали экономическое развитие русских земель, содействовали консервации феодальной раздробленности. Политическая централизация значительно опередила начало преодоления экономической разобщенности и была ускорена борьбой за национальную независимость.

    Одной из предпосылок централизации была примерная синхронность в развитии всех княжеств.

    Причинами образования централизованного государства были рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян); подъем городов (жители городов были заинтересованы в ликвидации феодальной раздробленности, препятствовавшей свободе торговли); княжеские усобицы разоряли крестьянские земли, поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти.

    Кроме того, вотчинники (бояре) были заинтересованы в единстве страны, так как, например, не имели права покупать земли за границами своего княжества.
    Этапы образования централизованного государства.
    Условно процесс образования централизованного государства можно разделить на три периода:

    1) Конец XIII—первая половина XIV вв.— перемещение экономического центра на Северо-Восток; усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними; рост территории Московского княжества, его победа над Тверью.

    2) II половина XIV — начало XV вв.— разгром Москвой в 60-70-е гг. ее основных соперников и переход от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы. Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига. Феодальная война второй четверти XV в., — поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.

    3) Вторая половина XV — начало XVI вв. — подчинение Новгорода Москве; завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация монголо-татарского ига; оформление государственности.
    Борьба Москвы с Тверью.
    В конце XIII в. центр экономической жизни перемещается на Северо-Восток. Здесь сложилось около 14 княжеств, из которых самыми значительными были: Суздальское, Городецкое, Ростовское, Ярославское, Переяславское, Тверское и Московское. Однако большинство из них не могли долго сохранять свою политическую независимость и вынуждены были подчиняться, так или иначе, более сильному соседу.

    Главными соперниками в конце XIII — начале XIV вв. становятся Москва и Тверь.

    Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского. Даниил (1271-1303). Тверское княжество в 1247 г. получил младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич.

    На первом этапе оба княжества боролись за увеличение своих территорий.

    Александр Невский выделил младшему сыну Московское княжество, когда Даниилу было всего два года, поэтому до 1271 г. княжество управлялось наместниками великого князя владимирского. С начала 80-х годов Даниил начинает активно участвовать в борьбе своих братьев (князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого) за Владимирское княжение. В 1301 г. Даниил захватил у рязанских князей Коломну; в 1302 г. к нему перешло по завещанию бездетного' переяславльского князя Ивана Дмитриевича, враждовавшего с Тверью, Переяс-лавльское княжество; в 1303 г. — присоединен Можайск. Таким образом, в междуречье Оки и Волги сложилось Московское княжество, включавшее четыре города, каждый из которых имел собственную крепость-кремль. В самой Москве строятся два укрепленных монастыря — Богоявленский, рядом с Кремлем, и Данилов (осн. в 1298 г.) — на юге, на дороге, по которой чаще всего подходили к городу татары. В 1303 г., перед смертью, князь Даниил постригся в монахи в Донском монастыре.

    После смерти Даниила Московское княжество переходит к его старшему сыну — Юрию (1303-1325), который после смерти великого князя владимирского Андрея Ярославича вступает в борьбу за великокняжеский престол.

    В 1304 г. Тверской князь Михаил Ярославич получил в Орде ярлык на великое княжение.

    В 1315 г. Юрий Данилович отправился в Орду. Женившись на сестре хана Узбека — Кончаке (Агафье), и пообещав увеличить дань с русских земель, он, наконец, получил ярлык на великое княжение. Но тверской князь решению хана не подчинился, и начал против Юрия войну. В декабре 1318 г. в битве у села Бортенева Михаил разгромил дружину Юрия, захватил в плен его жену. Агафья умерла в плену, и Юрий обвинил в ее смерти Михаила. Тверской князь был вызван в Орду и убит. Ярлык на великое княжение в 1319 г. получил московский князь.

    Но в 1325 г. Юрий Данилович был убит в Орде тверским князем Дмитрием Михайловичем. Хан казнил Дмитрия, но ярлык снова передан Твери (князю Александру Михайловичу).
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   67


    написать администратору сайта