Главная страница
Навигация по странице:

  • Восстановление каменного строительства. Шатровый стиль. Строительство Московского кремля.

  • Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

  • Начало книгопечатания. Просвещение. Развитие научных представлений.

  • Литература. Летописи. Хронографы. Исторические воинские повести. Жития. Хождения. Публицистика.

  • Русская церковь в конце XV — начале XVI вв.

  • Учебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007
    АнкорKniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
    Дата07.04.2017
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKniga_1_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_Zhukova.docx
    ТипУчебное пособие
    #4599
    страница13 из 67
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   67

    РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XIV-XVI вв.
    Особенности развития культуры в XIVXVI вв.
    Внутренним рубежом в развитии культуры этого периода явилась победа русских войск над монголо-татарами в Куликовской битве (1380 г.), после которой начинается динамичный подъем, идет слияние местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру. Следующим рубежом, во многом предопределившим развитие культуры второй половины XVI в., стал Стоглавый собор (1551 г.), регламентировавший образцы, которым надлежало следовать.

    В 'XVI в. завершается формирование великорусской народности; проявляются светские элементы в культуре.
    Восстановление каменного строительства. Шатровый стиль. Строительство Московского кремля.
    В условиях монголо-татарского нашествия каменное строительство на большей части территории Руси прекратилось. Главное значение приобретает деревянное зодчество. В подавляющем большинстве городские застройки представляли собой небольшие однокамерные срубы. Дома знати образовывали сложный комплекс срубов с различными типами крыш. Строили из дерева и церкви, причем это были не только высокие, но и многостенные сооружения со сложными системами пристроек. Некоторые иконы XIV-XV веков сохранили изображения подобных деревянных храмов, завершенных шатрами. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте. В 1493 г. мастер Мишак Володин срубил на Вологодском посаде шатровый храм Вознесения. Хронологически первым памятником каменного шатрового зодчества считается церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532 г.). Одновременно с шатровым продолжает развиваться крестово-купольный храм.

    Относительно благополучная обстановка сложилась в Новгороде, где традиции каменного строительства не прерываются, однако и здесь на рубеже XIII-XIV вв. строятся небольшие по объему, одноглавые церкви (Спаса на Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Федора Страти-лата на Ручье (1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374) и др.) Развивается техника строительства — наряду с традиционными известняковыми плитами применяется кирпич квадратной или брусковой формы. При-, глашаются иностранные мастера (в частности, новгородский архиепископ Ефимий пригласил в 30-40-е гг. XV в. немецких мастеров).

    После присоединения Новгорода к Москве новгородская архитектура быстро идет на сближение с общерусскими формами.

    Первые монументальные здания в Москве относятся ко времени ее усиления при Иване Калите во второй четверти XIV в. Монументальное зодчество здесь с самого начала приобрело целеустремленный государственный характер.

    Каменные постройки этого времени (Успенский собор (1326-1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329)) были возведены в Московском Кремле и, судя по описаниям, продолжали традиции белокаменного влади-миро-суздальского зодчества.

    Важнейшей постройкой второй половины XIV в. были каменные стены Московского Кремля (1367). В 1485-1495 г. они перестраиваются заново с участием итальянских мастеров, ведущую роль среди которых играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари.

    Перестраиваются и кремлевские соборы (Успенский (1475-1479, Аристотель Фиораванти), Архангельский (1505-1508, Алевиз Новый)). Итальянские мастера также сооружают корпус Грановитой палаты (1487-1491, Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), храм-колокольню Ивана Великого (1505-1508, Бон Фрязин).

    Русские мастера возводят на территории Кремля Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484-1486). Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж — подклет и окружены открытой галереей; по фасаду и абсидам проходит аркатурно-колончатый пояс.

    Не менее выдающимся памятником, в котором развиты достижения русского зодчества, является собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного), сооруженный в 1555-1560 гг. в память взятия Казани на Красной площади русскими мастерами Бармой и Постником.

    В 70-х гг. XVI в. в связи с тяжелым экономическим состоянием страны монументальное каменное строительство несколько ослабло, но в 80-90-х гг. вновь широко развернулось. Для руководства государственным строительством в 1583 г. был создан Приказ каменных дел.
    Живопись. Феофан Грек.

    Андрей Рублев. Дионисий.
    В живописи идет сложный процесс слияния местных школ в общерусскую. Идет не только переосмысление местных особенностей, но и ориентация на современную византийскую живопись, не всегда совпадающую с каноническими образцами.

    Главными жанрами живописи остаются фресковая живопись и иконопись. Наиболее ранний из сохранившихся образец фресковой живописи этого периода — росписи собора Снетогорского монастыря в Пскове, исполненные в 1313 г. Более поздние росписи — в Новгороде — связаны с деятельностью Феофана Грека. Он приехал в Новгород из Византии в 70-х гг. XIV в. Достоверной работой его в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). В Москве Ф. Грек работал, очевидно, с 1395 г. Для его изобразительной манеры характерна повышенная экспрессия и драматизм.

    Совершенно иная манера письма и, очевидно, иное восприятие религиозных канонов было характерно для Андрея Рублева.

    Первое летописное известие о деятельности Андрея Рублева относится к 1405 г. Известно же о нем очень мало — считается, что родился он в 60-х годах XIV в., умер около 1430 г.; был иноком Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевой обителью, и в 1405 г. работал совместно с Феофаном Греком при росписи Благовещенского собора. Несмотря на несомненное влияние византийского авторитета, Рублев сохранил свою манеру письма (современники говорили, что фрески Рублева «дымом писаны»). В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным выполняет росписи Успенского собора во Владимире, а также иконостас для этого собора. Наибольшую известность приобрела икона, выполненная в 1411 (или 1420 г.) для Троицкого монастыря — «Троица».

    Выдающимся явлением в древнерусском искусстве предстает творчество Мастера Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре. В его творчестве, как и у Андрея Рублева, проявляет себя античная традиция.

    В конце XV — начале XVI в. складывается Иконописная школа Дионисия. В отличие от Рублева Дионисий не был иноком, но также работал в монастырях. Ранний период творчества мастера (60-70-е гг.) проходил в Паф-нутьево-Боровском монастыре, но из многочисленных работ, созданных в эти годы, сохранились лишь фрагменты. Вместе с ним работали мастера Тимофей, Ярец и Коня. В конце 80-х — начале 90-х гг. Дионисий работает в Иосифо-Волоколамском монастыре. К этому времени (1482) относится икона «Богоматерь Одигитрия». В 1502-1503 гг. Дионисий совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией работают над росписью собора Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре.

    После постановления Стоглавого собора 1551 г. иконопись была регламентирована; начинается организация мастерских для обучения иконописцев каноническому письму. В иконописи соседствуют официальная «году-новская» школа и «строгановская» (Стефан Арефьев, Емельян Москвитин, Федор и Истома Савины, Прокопий Чирин).

    Значительное количество работ русских иконописцев выполнено в жанре книжной миниатюры. Между тем, наряду с традиционно рукописными книгами, появляются и печатные издания.
    Начало книгопечатания. Просвещение.

    Развитие научных представлений.
    Первая типография в России начала работать приблизительно в 1553 г., но имена мастеров неизвестны. За этот период было отпечатано семь книг без точной даты издания. Официально началом книгопечатания в России считается 1563 г., когда Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали в Москве на Печатном дворе (Никольская ул.) первую датированную книгу «Апостол». Из-за преследований и обвинений в ереси Федоров и Мстиславец ок. 1564 г. перебрались в Великое княжество Литовское. Кроме типографии на Никольской улице, в XVI в. существовала типография и в Александровской слободе. Всего за весь XVI век было выпущено 20 книг. Конечно, печатная книга еще не вытеснила рукописную.
    Однако само появление печатных книг делало их более доступными широкому кругу читателей.

    Кстати, потребность государства в грамотных людях уже была вполне осознана— существует решение Стоглавого собора 1551 г. о создании в городах «книжных училищ». Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие своеобразные двухгодичные школы. В 1574 г. была издана первая печатная русская грамматика. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей. Рост торговли и денежного обращения способствовали развитию арифметических знаний. В XVI в. уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе с дробями. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера, в артиллерии и т.д. Благодаря русским мореплавателям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. Московский посол Григорий Истома в 1496 г. проплыл на парусниках из устья Северной Двины в Берген и Копенгаген, открыв морской путь в Западную Европу вокруг Кольского и Скандинавского полуостровов. В 1525 г. дипломат Дмитрий Герасимов высказал мысль, что до Индии и Китая можно добраться через Северный Ледовитый океан.

    Умножались познания в практической медицине. В 1543 г. появился перевод «Вертограда», а в 1581 г. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Работал в ней приглашенный Иваном IV англичанин Джеймс Френч.

    В то же время научные представления тесно переплетались с мистическими и фантастическими. Широкую популярность приобрела, например, «Христианская топография» александрийского купца Козьмы Индикоплова, в которой говорилось, что небо круглое, Земля четырехугольная и расположена на бесконечной воде, за океаном находится земля с раем и т.д.
    Литература. Летописи. Хронографы. Исторические

    воинские повести. Жития. Хождения. Публицистика.
    Драматические события XV-XVI вв. стимулировали развитие литературы. Появляются новые жанры, изменяются уже существовавшие.

    Летописание — после монголо-татарского нашествия приходит постепенно в упадок. Летописи XIV в. носят зачастую локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV — начало XV вв.: в 1408 г. составлен Первый общерусский свод; в Москве в начале XV в. составлена Троицкая летопись, погибшая в Москве во время пожара 1812 года.

    В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при участии митрополита Фотия, главная идея — союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси.

    В 1480 г. составлен Московский свод. Все своды начинались с «Повести временных лет». Общерусский характер носил и Новгородско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в.
    В XVI веке официальный характер летописания усиливается. Включавшиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются определенной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра, иногда нарушается погодность изложения; летописи не претендуют на описание истории от начала до конца, а уделяют внимание отдельным сюжетам, например, «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного.

    Самым официальным историческим произведением XVI в. была «Степенная книга царского родословия». Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний Великих князей от Владимира до Ивана Грозного (прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей, деяния митрополитов).

    Разработке официальной теории великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях Владимирских» (в основе две легенды, положенные в основу «Сказания»: московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа; Владимир Мономах получил регалии от византийского императора Константина Мономаха) доказывали права Московских Великих князей на все наследие Киевской Руси и на самодержавную форму правления.

    Хронографы (сборники нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории). Первый русский хронограф 1442 года составлен сербом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х годов XV в. до своей кончины в 1484 г.

    Жанр воинской повести. В основе произведений этого жанра лежали конкретно-исторические события и факты, персонажи (реальные исторические лица). Воинские повести — светские произведения, близкие к устному творчеству, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идеологии («Повесть о разорении Рязани Батыем», памятник тверской литературы «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде». Куликовский цикл: «Задонщина», автор Софоний Рязанец; «О битве на реке Калке», «Сказание о Мамаевом побоище», «О Московском взятии от царя Тохтамыша»).

    Житийная литература также несколько политизировалась. Церковная проповедь сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как главном условии усиления Руси. Составлены «Житие митрополита Петра», житие Дмитрия Донского, Сергея Радонежского. Церковные писатели — Епифаний Премудрый, митрополит Киприан.

    Хождения. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина, посвященный его путешествию в Персию, Индию, и другие страны Востока в 1466-1472 гг.), «Хожения» новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

    Большое значение имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление «Великих Четьих Миней». Цель: собрать воедино «все книги четьи, яже в Русской земле обретаются». В результате был
    создан грандиозный свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.

    В публицистике XIV-XVI вв. выделяются несколько основных направлений. Вопросам становления государственности, полномочиям и образу царя, образу централизованного государства как такового были посвящены сочинения псковского старца Филофея (Москва — Третий Рим), Максима Грека, Ивана Посошкова, Андрея Курбского, самого Ивана Грозного. Другое существенное направление — религиозные и еретические учения. Сохранилось значительное количество сочинений, как ортодоксальных авторов, так и еретиков.
    Русская церковь в конце XVначале XVI вв.
    Вопросы о положении церкви внутри государства, об отношении русской православной церкви к остальному религиозному миру, внутреннее устройство церкви — были едва ли не самыми обсуждаемыми вопросами в XV-XVI вв.

    В 1439-1441 г. митрополит Исидор на Вселенском соборе во Флоренции участвовал в заключении унии между православной и католической церквями и, соответственно, признал верховную власть папы Римского. В 1441 г. Василий II приказал арестовать митрополита. В 1448 г. в Москве без санкции патриарха Константинопольского митрополитом был избран епископ рязанский Иона. А вскоре после падения Константинополя под ударами османов (1453 г.) выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя всея Руси (около 1480 г. в архиерейскую присягу было даже включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епи-скопии); русская церковь стала автокефальной.

    В 1458 г. в Киеве поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Московскую и Киевскую, объединение которых произойдет только после воссоединения Украины с Россией.

    В 1510-1511 гг. монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей обратился с посланиями к Василию III, в которых развивал идею о Москве — «третьем Риме», мировом центре истинного православия.

    В конце XIV — нач. XV в. во Пскове, Твери и Новгороде распространилась ересь стригольников1. Еретики выступали против высшего духовенства, ссылаясь на текст священного писания, в котором апостол Павел повелел «учить» и простому человеку, отрицали некоторые другие церковные каноны.

    Конец XV вв. — время распространения в Новгороде ереси «жидовст-вующих» (названа так за некоторое сходство с иудаизмом; другое название этой ереси — схариизм -— по имени основателя — выходца из Литвы, ученого еврея Схария). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Кроме того, еретики отрицали догматы о Троице, о Божестве Иисуса Христа и искуплении и т.д. Первыми последователями Схарии стали священники Дионисий и Алексей, протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. В 1480 г. Новгород посетил великий князь. Дионисий и Алексей ему так понравились, что он взял их с собой в Москву. В Москве ересь приобрела себе покровителей в лице невестки великого князя Елены Волошанки, дьяка Федора Курицына с братом Иваном Волковым. Однако, в 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь, а позднее еретики были казнены.

    В 1502-1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян.

    Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский)1, считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сторонники Сорского получили название «нестяжателей»).

    Нестяжателям противостояли Осифляне (иосифляне) — сторонники игумена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа2, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.

    В 1503 г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III (склонного поддержать нестяжателей, тем более что Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеской власти) был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Нестяжатели потерпели поражение, а в декабре 1504 г. были осуждены и казнены.

    После 1508 г. Иосиф Волоцкий, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Василия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви широких иммунитетных привилегий. В 20-е годы митрополит-нестяжатель Варлаам был смещен и его место занял иосифлянин Даниил.

    Следующая попытка ограничения церковного землевладения была сделана при Елене Глинской (сужение податного и судебного иммунитета церкви, контроль над ростом монастырского землевладения), однако существенным успехом эта попытка не увенчалась.

    В 1551 г. по инициативе царя и патриарха состоялся Церковный собор, получивший название Стоглавого (т.к. его постановления состояли из ста глав). Собор не только регламентировал церковную службу, состав святых, но и запретил церкви ростовщичество в любой форме и несколько ограничил церковное землевладение.

    В 1589 г. при деятельном участии Бориса Годунова учреждено патриаршество. Избран патриарх — Иов3. Ему подчинялись четыре митрополита: Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий и шесть архиепископов. Было составлено «Уложение о патриаршестве». Право поставления московских патриархов было предоставлено собору епископов.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   67


    написать администратору сайта