Главная страница

Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449


Скачать 2.46 Mb.
НазваниеУчебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
АнкорСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
Дата14.02.2017
Размер2.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
ТипУчебное пособие
#2681
страница29 из 31
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
419

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

изводят множество столь же разнообразных действий, совместное осу­ществление которых и формирует групповую идентичность, в том чис­ле и профессиональную.

Символическое поведение в журналистской среде принимает множество разнообразных форм, и хотя символы профессии представ­ляют собой наиболее отчетливые проявления профессиональной орга­низационной жизни, символическое поведение оказывается крайне тонкой и трудно уловимой «материей». Исследователи среди наибо­лее часто встречающихся его форм выделяют вербальные выражения (жаргон), действия (ритуалы, обычаи, в том числе связанные с вы­полнением работы, развлечения и т.д.) и объекты (организация рабо­чего места, одежда и др.), называемые жанрами, или артефактами (то, что создано людьми)'.

Именно символическое поведение обеспечивает выполнение весьма важных функций — обучение новых членов группы, оформле­ние опыта, утверждение норм поведения, придание смысла сообще­ству, его изменение или сплочение, смягчение организационных про­тиворечий и т.д.

Изучение профессиональной культуры позволяет выяснить про­цесс выстраивания системы социальных определений ситуаций и дей­ствий, которая обладает организационной спецификой и может в оп­ределенной степени отличаться от норм, принятых за границами дан­ного профессионального сообщества. В зависимости от степени при­знания тех или иных определений ситуации различают следующие культурныерепертуары, или системы определений, которыми пользу­ются люди в профессиональной среде: универсальный, или базовый, набор смыслов, принимаемый всеми членами группы, куда входят представления о профессиональном долге и миссии профессии; суб­культурный, представляющий собой преобразование базовых смыс­лов применительно к конкретным условиям деятельности; индивиду­альный, формируемый каждым членом сообщества для себя на основе смыслов более высоких порядков, исходя из собственного повседнев­ного опыта. Этот последний уровень представляет собой процесс со­циального конструирования, когда каждый член профессиональной

Owen M.J. Studying Organizational Symbolism. L.: Sage, 1966. P. 5-6.

420

7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста

группы создает специфическую социальную реальность, выступаю­щую контекстом трудовой деятельности и проявляющуюся в рутин­ном взаимодействии членов группы.

Практически в каждой профессиональной группе существуют общие элементы — стереотипы поведения, знаковые системы, моти­вы неформального дискурса и определенные структуры межличност­ных взаимодействий. Именно эти элементы выступают в качестве средства конструирования статуса профессионала, но при этом весь комплекс профессиональных традиций распадается на две группы отношений: «профессионал — объект деятельности» и «профессио­нал — сообщество». Исследователи, анализируя положение различ­ных социальных групп в обществе, выделяют — по степени «близос­ти» к власти — два основных типа: члены подчиненных групп, уда­ленных от власти, демонстрируют в своей повседневной деятельнос­ти логику исключения и противопоставления себя власти, тогда как профессионалы, воплощающие силу доминирующих социальных ин­ститутов, куда относятся журналисты, близкие к истеблишменту, кон­струируют сферу своей деятельности разделением себя и объекта (в нашем случае аудитории) как профи и клиента1.

Но при этом для журналистов характерен высокий протестный потенциал: они нередко противопоставляют себя властям, отстаивая не только групповые, но и общечеловеческие идеалы и ценности.

Исследователи пытаются распознать и понять смысл тех нефор­мальных отношений и культурных практик, что скрыты от посторон­них. Повседневная трудовая деятельность, регламентированная ком­плексом правил и инструкций, содержит массу неопределенных си­туаций, требующих принятия решений, нередко в обход существую­щих правил. На основе этого опыта возникает житейская мудрость, которая облекается в форму традиций, обычаев, профессионального фольклора и позволяет людям воспроизводить свою трудовую и про­фессиональную культуру, передавая ее новичкам.

! Щепанская Т.Б. Антропология профессий //Журнал социологии и соци­альной антропологии, 2003. Т. VI, № 1. С. 148-158.

421

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

7.5.4

Профессиональная культура

Различие «профессиональной культуры» и субкультуры профессии

Профессиональная культура — степень освоения и осуществления официальных правил профессиональной деятельности.

«Теневая» сфера функционирования профессии включает в себя неформальные связи и механизмы их поддержания; неофициальные правила, нормы, стереотипы поведения; символику, опосредующую эти связи и выражающую эти нормы; способы интерпретации симво­лики, объяснительные модели, приемы легитимации тех или иных действий; профессиональный фольклор. Этот комплекс может быть описан как субкультура профессии.

Под субкультурой профессии понимается совокупность стерео­типов и норм поведения, форм дискурса, сложившихся в профессио­нальной среде, функционирующих на уровне повседневности и транс­лируемых посредством механизмов традиции в рамках повседневных практик, специальных ритуализированных действий (коллективные застолья, капустники, обряды посвящения в профессию), професси­онального фольклора. Носителем такой субкультуры выступает про­фессиональная среда, разделяющая если не весь символико-норма-тивный комплекс, то, по крайней мере, совокупность культурных ко­дов, опосредующих его понимание. Иногда такой носитель опреде­ляется как «профессиональное сообщество», куда по умолчанию вклю­чаются обладатели данной профессии, имеющие соответствующее об­разование и работающие по специальности. Субъект профессиональ­ной субкультуры — не конкретная организация или зарегистрирован­ное профессиональное объединение, а скорее сообщество, рассмат­риваемое как сеть неформальных связей.

При этом стоит отметить два обстоятельства. Во-первых, опи­сывая структуру такого сообщества, необходимо учитывать не только официальные позиции (должность, формальные характеристики про­фессионального статуса, в частности образование), но и неформаль­ные отношения. Во-вторых, границы такого неформального сообще-

422

7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста

ства как реального носителя традиции, в рамках которой она трансли­руется, могут не совпадать с формальными границами профессии, оп­ределяющимися такими критериями, как полученное образование, ква­лификация, формальная лицензия и дающими право заниматься дан­ной деятельностью.

И хотя ныне нет общепринятого определения профессий, одна­ко два признака принимает большинство: обладание определенной квалификацией, полученной посредством экзаменов или других фор­мальных тестов (лицензирование), и существование кодекса поведе­ния, т.е. профессиональной этики, нарушение требований которой в качестве крайней меры могут повлечь утрату лицензии — лишение воз­можности работать по профессии и изгнание из профессионального сообщества. Оба этих признака, или процедуры, могут быть в разной степени формализованы, однако они обеспечивают существование профессии в качестве особой среды, или сообщества, обладающего определенной автономией1.

7.5.5

Профессиональная идентичность

Согласно мнению видного отечественного социолога Г.С. Батыгина, под профессионалом следует понимать человека, обладающего осо­бым экспертным знанием в своем деле, пользующегося одобрением клиентов и коллег, имеющего высокий статус2.

При изучении профессий в рамках антропологии основной упор делается на разделяемом, общем знании, специфике жизненного мира, стилевых особенностях, идентичности занятых тем или иным видом профессиональной деятельности.

Именно практики устанавливают, создают и воспроизводят идентичности, раскрывая основные способы социального существо-

1 См.: Matthews R.C.O. The Economics of Professional Ethics: Should the
Professions Be More Like Business?//The Economic Journal, 1991, July. P. 737-750.

2 Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха:
Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 3. Тюмень; Москва, 1994.
С 9-19.

423

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

вания и взаимодействия с «другими», которые возможны в данной куль­туре в определенный момент времени и конкретной ситуации. Прак­тики — это разнообразные упорядоченные совокупности знаний, на­выков и умений целесообразной деятельности (для творческих профес­сий, в том числе для журналистики — практического искусства), кото­рые позволяют человеку состояться в определенном социальном каче­стве, т.е. приобрести профессиональную идентичность, что в нашем случае означает «быть журналистом».

Социальную идентичность формируют освоенные человеком знания и поведенческие ожидания, которые ассоциируются с опре­деленной ролью, но это не роли сами по себе, а интериоризирован-ные (субъективно освоенные) значения ролей. Акторы, связывающие себя с определенной идентичностью, выстраивают на этой основе свои жизненные стратегии, инвестируя в это свой капитал — экономичес­кий, социальный, культурный.

Не вдаваясь в социологические глубины понятия идентичнос­ти, до сих пор не имеющей однозначного определения, используем этот термин инструментально — как согласованность представлений о себе, на основе которых формируется специфическая последователь­ность поведения (действий), обеспечивающая успешное функциони­рование в профессиональном сообществе.

Для журналиста характерна трехфакторная схема идентичности:

самоидентичность восприятие себя журналистом,

социальная идентичность — взгляд со стороны профессионального сообщества (признание/непризнание) и осознание человеком этого,

публичная идентичность — отношение «других» (непрофессио­налов) к личности и роли журналиста.

Как социальная, так и публичная идентичности включают в себя самопрезентации, т.е. представления о том, каким журналист хочет выглядеть в глазах других людей, причем презентационные стратегии различаются в зависимости от ого, кому демонстрируется «журнал и-стскость» — членам профессионального сообщества или дилетантам. В этом поле понятия очевидна связь профессионализма и идентич­ности: профессионализм выступает как объективная характеристи­ка, оценка другого профессионала, позволяющая корректировать соб­ственную деятельность.

424

7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста

A.M. Сосновская выделяет следующие критерии идентичности современного российского журналиста, отражающих профессиональ­ную практику (очевидно, что профессиональная идентичность журна­листов изменяется, она зависит как от стажа работы, так и от нацио­нально-культурных особенностей, т.е. страны). И хотя в повседневном языке неспециалистов подобное понятие отсутствует, оно содержится в имплицитной форме в ответах на вопрос, кого считать журналистом:

человека, работающего в СМИ;

зарабатывающего на жизнь с помощью данной профессии;

регулярно публикующегося (выходящего в эфир);

имеющего журналистское образование;

интересующегося своей профессией;

входящего в журналистское сообщество и признанного колле­гами1.

Члены профессионального сообщества, не соответствующие тем или иным критериям, имеют низкую или колеблющуюся идентич­ность. Для преодоления возникающего в этих условиях психологичес­кого дисбаланса они прибегают к так называемым компенсирующим стратегиям, направленным как на самооправдание, так и повыше­ние собственной значимости в глазах окружающих, прежде всего кол­лег по «цеху».

7.5.6

Компенсирующие стратегии журналистской идентичности

В ходе исследований отечественных журналистов выявлено пять ти­пов таких стратегий. Во-первых, это нештатная работа или околожур­налистский труд, который практикуют, как правило, люди, не нахо­дящиеся на штатных журналистских должностях. Набор возможнос­тей здесь довольно широк: от «свободного журналиста» (фриланссра) до преподавания журналистики на курсах или в вузе. Для многих мо-

' Сосновская A.M. Профессиональная идентичность журналиста (анализ случаев) //Журнал социологии и социальной антропологии, 2004. Т. VII. № 3 (27). С. 125-126.

425

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

лодых журналистов, уже имеющих опыт работы, данная стратегия была довольно распространена в конце 1990-х годов, особенно в связи с мас­совыми сокращениями в результате августовского дефолта 1998 г. Направленность этой стратегии — сохранить или приобрести полно­ценный профессиональный статус и право называться журналистом, т.е. соответствовать первому выделенному критерию.

Вторую стратегию практикуют журналисты-«штатники», ориен­тированные на максимизацию выгод, прежде всего материальных, от принадлежности к «цеху». Распространенность этой ориентации свя­зана не только с появлением в 1990-е годы так называемых «бутерб­родных журналистов» — завсегдатаев фуршетов, — но и с реальными изменениями в профессиональном поле: во времена перестройки соб­ственно журналистика, PR и реклама были разными видами деятель­ности, причем последние выступали в качестве скрытых профессио­нальных задач, которые негативно маркировались; в такой период жур­налисты ощущают важность и значимость своей профессиональной деятельности, способной до определенной степени влиять на обще­ство, т.е. выполнять, хотя бы частично, функции «четвертой власти». В конце 1990-х годов эти три вида деятельности оказываются тесно переплетенными, и журналисты, следуя за нарастающей коммодифи-кацией информационного рынка, помимо информации начинают ис­кать рекламу и заказные материалы. Большинство называет это «хал­турой», но часть журналистов склонна к другим оценкам — как изме­нениям в самой журналистике, представляющей ныне синтез разных профессий в расширенном поле этой профессиональной деятельнос­ти. При этом вырисовывается очевидная закономерность: чем боль­ше денег зарабатывает журналист своим трудом, тем сильнее его про­фессиональная идентичность (успешный журналист, читай богатый, синонимично «состоялся как профессионал»).

Важной представляется стратегия, направленная на получение специального, журналистского, образования. Это совпадает с общи­ми характеристиками профессии сточки зрения социологии: профес­сионал — представитель особого социального слоя, обладающий тео­ретическими знаниями, сертификатами о полученной вузовской под­готовке, а также властными полномочиями; получив доступ в узкий круг избранных профессий, они используют предоставленную имли-

426

7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста

цензию на совершение действий, запрещенных другим, а также осме­ливаются от имени своего сообщества указывать обществу, что для него полезно и правильно1. В связи с этим на Западе в последнее время даже говорят о «дипломной болезни» креденциализма2. Для публич­ной профессии, которой является журналистика, специальное образо­вание позволяет — наряду с профессиональными навыками — приоб­рести знание норм и ценностей, разделяемых членами сообщества, не­обходимые установки и даже справиться с комплексами. Но, кроме это­го, учеба на факультете журналистики дает хорошие возможности вхож­дения в референтную профессиональную группу, нахождения своего жизненного стиля, установления полезных связей и знакомств. Осо­бенно значим этот момент для начинающих, молодых журналистов, ко­торые чувствуют и считают себя журналистами «от Бога», однако дале­ко не всегда признаются в этом качестве профессиональным сообще­ством. Для этой категории характерно представление, что именно про­фильное образование «делает» журналистов, что связано с отсутстви­ем реальных знаний о профессии, или «правил игры».

Вообще для журналистской среды характерно амбивалентное от­ношение к высшему профессиональному образованию: хотя большин­ство его ругает, однако те, кто имеют его как единственное высшее, обладают очень сильной профессиональной идентичностью (это ха­рактерно и для молодых профессионалов); для представителей кор­порации, у которых есть еще одно образование, эта идентичность сни­жена. В связи с ростом значимости экспертного знания проявляется тенденция, особенно заметная у молодых журналисток, к получению второго или более высших образований.

Четвертый тип компенсирующей стратегии демонстрируют жур­налисты, стремящиеся реализовать с ее помощью особые, не относя­щиеся напрямую к этой сфере, интересы, т.е. их интерес не совпадает

1 Хьюз Э. Исследование занятий // Социология сегодня: проблемы и перс­
пективы / пер. с англ. М.: Прогресс, 1965. С. 499-501.

2 Креденциализм — попытка определять общественные позиции, прежде
всего профессиональные, на основе полученного образования или послужного
списка (credentials); в этих условиях стремление к улучшению послужного спис­
ка превращается в самоцель, что иногда ассоциируется с «дипломной болезнью».

427

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

с формально закрепленными за ней целями и задачами (например жур­налист, пишущий художественные произведения). Для таких людей профессиональная идентичность ситуативна, и в зависимости от об­стоятельств они называют себя или журналистами, или писателями. Последний тип компенсирующей стратегии демонстрируют «за­сидевшиеся» журналисты, работающие, как правило, в старых «со­лидных», обычно центральных, изданиях, где платят не так много, од­нако именно место работы дает определенные преимущества, пред­ставляя собой вид символического капитала: они чаще получают гран­ты и возможность стажироваться на Западе, «марка» открывает более широкие возможности преподавать, быть приглашенными на офици­альные мероприятия, выступать в качестве экспертов и т.д.

7.5.7

Карьера журналиста, или Дополняющие идентичности

Как выстраивается журналистская карьера в современных условиях? Какие изменения претерпел карьерный рост?

Для журналиста в доперестроечную эпоху было характерно дви­жение от периферии к центру: обычным началом была штатная рабо­та в «мелких» изданиях, далее следовали перемещения во все более солидные — городские, а затем союзные СМИ. Для журналиста пост­перестройки характерна иная траектория — он сразу начинает рабо­тать в центральном издании (штатно или какфрилансер, внештатный работник), набравшись опыта и приобретя имя, он движется на пери­ферию уже в новом качестве опытного журналиста, а нередко и пред­принимателя, стремящегося организовать собственное дело, т.е. осу­ществить вторичную занятость, которая может рассматриваться как отличительная черта нового поколения журналистов.

В данном контексте под вторичной занятостью понимается совме­щение журналистом основной профессиональной деятельности с око­ложурналистскими занятиями, толчком к которым часто служит имен­но работа в центральном издании, куда стекается разнообразная инфор­мация, облегчающая поиск «своего дела» — стабильного источника до­хода, связанного с журналистикой (создание газеты или журнала, студии или агентства). Существует прямая зависимость между успехом «дела» и самооценкой: чем успешнее дело, тем выше самооценка (журналист чув-

428

7.6. Проблемы медиаэтики, или Моральный выбор журналиста

ствуетсебя успешным, приспособившимся к рынку, известным и уважа­емым членом общества). Но при этом оба вида занятости усиливают друг друга: нередко экономический успех в околожурналистских делах спо­собствует профессиональному успеху в журналистике.

Естественна пренебрежительная оценка со стороны имеющих вторичную занятость тех, кто остался сидеть «на копейках», как «не вписавшихся в рынок», «плохих журналистах, которых никто не по­купает» (хотя те, кто не участвует в «коммерческой журналистике» и не имеет вторичной занятости приближаются к западному стандарту журналистской работы); последние, в свою очередь, крайне низко оце­нивают работу «коммерции»: «они продажные и не работают профес­сионально». В общем, между этими двумя позициями и происходит раскол внутри современной российской журналистики, неявно отсы­лающий к базовой проблеме морального выбора.

7 6

Проблемы медиаэтики,

или Моральный выбор журналиста

Повседневная трудовая деятельность журналиста, как и всякая про­фессиональная работа, регламентируется набором правил и инструк­ций, однако ее спецификой является непропорционально большой, по сравнению с другими профессиональными группами в обществе, «вес» неопределенных ситуаций, требующих принятия нестандартных решений, в основе которых лежит тот или иной моральный выбор. Или, иными словами, нравственное самоопределение профессионала-журналиста — проблема, весьма остро стоящая отнюдь не только пе­ред российскими журналистами.

Традиционно эти процессы включаются в круг проблем, описы­ваемых различного рода профессиональными кодексами (эти норма­тивные составляющие рассмотрены в гл. 3). Смешение журналисти­ки и коммерции — процесс коммодификации. Ныне наблюдается со­существование этих двух типов регулирования, что фиксируется даже на индвидуальном уровне в высказываниях респондентов.

Общий процесс релятивизации, т.е. относительности, всех нравственных принципов характеризует современность в целом. Вот

429

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

мнение американских исследователей — авторов книги «Медиаэтика: ситуации и моральные размышления», выдержавшей 4 издания: «Мо­ральные обязательства разрушаются прямо у нас под ногами. Культур­ное разнообразие обманывает нас этической теорией относительнос­ти... В мире скользящих значений и безнормативности этические прин­ципы, кажется, не вызывают отклика»1.

В основе кризиса2 морали в современном обществе лежат глу­бинные социально-психологические изменения, порожденные ин­формационной революцией 1970— 1980-х годов, сменой индустриализ­ма постиндустриализмом 1990-х годов, приведшие к «перетряске» всех социальных структур.

Пожалуй, наиболее четко проследил эти изменения социолог Зигмунд Бауман, анализируя этику постмодерна. На смену человеку прозаического модерна, ориентированному на рациональный выбор эффективного действия, а потому лишенного выбора между герой­ством и святостью (между рыцарством и монашеством — вспомним «Красное и черное» Стендаля), для которого, однако, существенны были представления о призвании3, духовной миссии, приходит чело­век постсовременнности, мыслящий и чувствующий иначе (см. гл. 5). Сутью его жизненной программы является не раскрытие (изобрете­ние) идентичности, но избегание любой фиксации — социального ме­ста, времени, позиции. Символ такого человека — турист (бродяга), вообще отказывающийся от устойчивых обязательств и обязанностей.

3. Бауман формулирует пять негативных житейских правил, об­разующих своеобразную антиэтику такого человека, в основе кото­рой лежит отсутствие рациональной стратегии действий.

«Не планируй слишком долгих путешествий — чем короче путешествие, тем больше шансов его завершить; не допускай эмоциональной привязанности к лю-

1 Chstians С, Fackler M., Rotzoll К. Media Ethics: Cases and Moral Reasoning.
Longman Publishers USA, 1995. P. 8.

2 Слово «кризис» — греческого происхождения и означает решение, пово­
ротный пункт, исход, предполагающий перемены.

3 Вспомним классические работы М. Вебера «Политика как призвание и
профессия» и «Наука как призвание и профессия», представлявшие собой док­
лады, прочитанные в 1918 г. перед членами Свободного студенческого союза Гер­
мании в рамках серии «Духовный труд как призвание и профессия», являющие­
ся наиболее ярким выражением этих идей.

430

7.6. Проблемы медиаэтики, или Моральный выбор журналиста

дям, которых встречаешь на транзитных перекрестках — чем меньше будешь при­давать им значения, тем меньше будет стоить тебе расставание; не допускай слиш­ком сильной привязанности к людям, месту, делу — ты не можешь знать, как долго ты будешь считать их достойными своих обязательств перед ними; не смотри на свои оборотные средства как на капитал — ценность сбережений быстро падает, и превозносимый некогда «культурный капитал» имеет свойство во мгновение ока превращаться в культурный убыток. А кроме того, не откладывай удовольствие, если можешь получить его прямо сейчас — ты не знаешь, каким станешь потом, доставит ли тебе удовольствие завтра то, чего хочешь сегодня»'.

Если обратиться к осознанию профессионалами-журналистами этой неопределенной ситуации для нравственной жизни «цеха», обус­ловленной реальным сосуществованием двух типов морально-этичес­кой ориентации — своеобразный этический дуализм, выраженный в позициях «коммерческих» журналистов-рыночников и традиционно ориентированных их собратьев «по цеху», — то она довольно четко прослеживается в высказываниях самих журналистов. Вот точка зре­ния одной из участниц обсуждения этой проблемы: «Я бы не сказала, что мы дезориентированы, но каждый ориентирован по-разному»2.

Что может служить в данных переходных условиях основой со­хранения этики ответственности, необходимой журналисту как пред­ставителю публичной профессии? Пожалуй, таким выходом может быть выявление реального содержания конвенциональных (договор­ных) норм профессии, фиксированных в правилах честной игры в но­вой ситуации морального выбора, возникающей в условиях рыноч­ной экономики, когда встает вопрос о задаче, сравнимой по сложно­сти с проблемой «квадратуры круга». По словам С. Бунтмана, речь идет о «совместимости задачи объективного освещения реальности, как ее понимает журналист [и добавим, следуя в этом этике профессиональ­ной ответственности. —А. Ч.], и задачи выживания»3. Попытки тако­го рода предпринимаются в рамках российского журналистского со­общества: одним из наиболее удачных примеров представляется де-

1 Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал, 1995,
№ 4. С. 142.

2 Цит. по: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный выбор журна­
листа. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. С. 169.

3 См.: Заседание «круглого стола» по теме «Журналистика: ответственность
общественной профессии» // Приложение к журналу «Досье на цензуру». № 3
(1). 1998. С. 8-11.

431

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

ятельность Центра прикладной этики (г. Тюмень), в рамках которого теснейшим образом сотрудничают журналисты из разных городов и исследователи-профессионалы. Результатом их совместных «мозго­вых штурмов» стала Тюменская этическая медиаконвенция1, представ­ляющая собой открытый, способный дополняться и изменяться, свод норм и практических действий по реализации правил честной игры. Пожалуй, для современного переходного периода такой рамочный, проектный документ является наиболее приемлемым.

вопросы

для самостоятельной работы

  1. В чем, по вашему мнению, состоит деятельность журналиста как «создателя смыслов»?

  2. Опишите и проинтерпретируйте подходы к журналистской работе в рамках репрезентативной теории и с позиций конструктивизма.

  3. Каковы последствия разорванности процесса традиционной мас­совой коммуникации.

  4. Опишите основные особенности дискурса современных мас-медиа.

  5. Перечислите и охарактеризуйте наиболее важные, по вашему мне­нию, характеристики информационного продукта.

  6. Основные типы коммуникационных задач, решаемые в ходе жур­налистских практик.

  7. Перечислите и опишите новые виды журналистских практик.

  8. Проанализируйте изменение функций журналиста в условиях рас­пространения сетевых медиа.

  9. Существуют ли, и если да, то какие, особенности символического поведения в журналистском сообществе?




  1. Как вы понимаете журналистскую идентичность?

  2. Существенно ли для вас представление о миссии журналиста, или это — нечто, весьма далекое от реальности?

  3. Медиаэтика — реальность или утопия?



1 См.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Цит. соч. С. 393-407.
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


написать администратору сайта