Главная страница
Навигация по странице:

  • СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аудиометр ( audiometer ) — счетчик для

  • Контент-анализ

  • Новые электронные

  • Олигополия

  • Потенциальная аудитория, охват

  • Реальная аудитория, охват

  • Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449


    Скачать 2.46 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
    АнкорСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
    Дата14.02.2017
    Размер2.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
    ТипУчебное пособие
    #2681
    страница30 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Существует множество определений современной эпохи: эра демок­ратии, эпоха глобализации, эра терроризма и т.д. — список предика­тов весьма велик. Но, как представляется, наиболее глубоко схваты­вающим суть переживаемых человечеством кардинальных изменений станет обозначение нашего времени как информационного общества, или эры масс-медиа, без и вне которых все вышеперечисленные оп­ределения не были бы, по крайней мере, столь широко распростране­ны и не вызывали бы такой общественный резонанс.

    Превращение информации, распространяемой новыми медиа, в основной ресурс современного общества изменило традиционные представления о мощи государств, когда территории со слабо разви­той сетевой инфраструктурой, обладающие хорошими запасами сы­рья, даже энергетического, значительной территорией и человечес­ким потенциалом, могут оказаться в менее выгодном положении. Они неизбежно попадают в зависимость от стран и надгосударственных объединений, владеющих развитыми сетями и информационными технологиями. Возможно, мы стоим на пороге формирования новых «колониальных» зависимостей.

    Если же говорить о персональном человеческом опыте как ос­нове индивидуальной деятельности, то и он оказывается решающим образом измененным: та свобода выбора мнений и жизненных сти­лей, которую представляют новые медийные средства, становится многократным усилителем неопределенности человеческой жизни. Наблюдается процесс раздвоения личности, когда физически чело­век присутствует в материальном мире, а его сознание поглощается виртуальной реальностью. К тому же отныне практически любой пользователь сетевых коммуникаций выступает в качестве источника и ее творца, для этого достаточно перейти на уровень участника-со­здателя, став блоггером.

    Информация становится «царицей мира». Все происходящее нуждается в информационном поводе. Даже объявление войны.

    433

    СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

    Аудиометр (audiometer) — счетчик для измерения аудитории радио в целях выявления рейтингов.

    Аудитория (от лат. auditorium, в основе лат. audire— слышать, audience) — в самом общем смысле совокупность людей, пользующихся тем или иным СМИ. В современной коммуникативистике иногда употребляют с целью подчеркнуть право на свободу слова как возможность быть ус­лышанным и получать объективную информацию. Для коммерциа­лизированных масс-медиа аудитория прежде всего — рынок сбыта рекламного продукта. См. также Масса, Публика, Сегментированная аудитория, Реклама.

    Аудитории текучесть {audienceturnover) — состояние устойчивости (не­устойчивости) аудитории как массы потребителей определенного ин­формационного продукта.

    Блог (blog, от weblog) — «сетевой журнал», или «дневник событий», с регулярно обновляемым содержанием, ведущийся блоггером. Впервые возникает в 1992 г., широкое распространение получает с 1996 г., в ав­густе 1999 г. создается первая бесплатная блогговая служба Blogger.

    Блогтер (blogger) — автор блога, приравненный по решению суда в 2006 г. к журналисту по праву конфиденциальности в отношении источни­ков информации.

    Виртуальное сообщество (virtualcommunity) — группа или совокупность людей, участвующих в обмене мнениями и дискуссиях (обсуждениях) в электронном пространстве в режиме реального времени (on-line). Возникающее межличностное взаимодействие придает этому сооб­ществу многие характеристики реальных ассоциаций (объединений).

    Вкусовая культура (tasteculture) — термин, предложенный американс­ким исследователем Гербертом Гансом (Herbert Gans) для характери­стики специфических предпочитаемых образов или стилей жизни, не

    434

    Словарь терминов

    обусловленных социальным происхождением, на основании которых формируются определенные типы потребителей — «вкусовая» публи­ка, предпочтения которой создают сегментированные аудитории.

    Величина аудитории (audiencesize) — число людей, выбравших опре­деленный канал (средство) информации, выраженное в процентах от общего числа потенциальных пользователей, дает рейтинг.

    Выборка {sample) — сформированная на основе специальных проце­дур совокупность людей, подвергнутых социологическому исследо­ванию; также процесс формирования (sampling) выборки.

    Гипертекст (hypertext) — букв, «текст в тексте»; объемно-простран­ственный и многоуровневый характер структуры информации в ком­пьютерной форме.

    Дигитализация (digita/ization, от digitцифра) — преобразование ин­формации в цифровую форму (оцифровка) в электронных компьюте­ризированных СМИ, технологическая основа интерактивности и кон­вергенции современных масс-медиа.

    Дискурс (лат. discursus— рассуждение, довод) — возникший в 1960— 1970-е годы термин для обозначения процесса понимания текста в ходе коммуникации, включающего, наряду с текстом, и экстралингвисти­ческие представления (знания о мире, мнения, установки, цели адре­сата), позволяющие понять ситуацию, о которой идет речь. Дискурс — социально-культурная «нагруженность» языка, характеристика соци­ально обусловленных типов или способов мышления, определяемых об­щностью установок индивидов (различные дискурсы у передающего и реципиента — непонимание, шум). В этом смысле дискурс — язык в его конкретном употреблении.

    Знак (sign) — наименьший элемент, «атом» коммуникации. Предмет изу­чения семантики (или семиологии), где выделяются три его типа в за­висимости от степени подобия обозначаемому: (визуальный) образ (icon) — фотография, человек на телеэкране; индекс (index) — дым сви­детельство огня; символ (symbol), которым является слово. См. также Код.

    Знание (knowledge) — совокупность как научных, так и повседневных, обыденных представлений (мнений, фантазий и т.п., которые в ан­тичной философии назывались «докса», т.е. обманчивое мнение), су-

    435

    Словарь терминов

    шествующих у членов общества. Нематериальный характер знания, создание и переработка которого осуществляется человеческим моз­гом и особыми техническими средствами (в частности компьютера­ми), обычно закрепляется в его «носителях», обеспечивающих пере­дачу знания как информации (от глиняных табличек и наскальных изображений, бумаги до микрочипов).

    Интерактивность (interactivity) — возможность взаимной двусторонней коммуникации, предоставляемая в рамках Интернета в отличие от однонаправленного потока информации в традиционных СМИ. См. также Дигитализация, Интернет.

    Интернет {Internet) — всемирная «паутина» или сеть компьютерно-спутниковых информационных служб, к которой могут подключать­ся миллионы пользователей. Обладая явными преимуществами по сравнению с традиционными медиа, прежде всего постоянной обрат­ной связью, близкой к реальному межличностному общению, он, од­нако, несет на себе все их черты, прежде всего засилие рекламы (spam), а практически безграничная свобода заполнения контента превращает его в «помойку». При этом в силу языковых, культурных, а также свя­занных с компьютерной грамотностью барьеров Интернет порождает новые неравенства и новые зависимости.

    Интернет-зависимость (Internet-addiction) — психологические особен­ности, которые возникают у части пользователей «паутиной», прояв­ляющиеся в нежелании выйти из Сети и постоянном стремлении на­ходиться в ней, что может вести к потере контакта с реальностью.

    Интертекстуальность (intertextuality) — букв, «текст в тексте», термин, предложенный теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой для обозначения особого метода прочтения любого текста как составляю­щей широкого культурного контекста. Область интертекстуальности — взаимодействие «своего» и «чужого» текста, предполагающее процес­сы интерпретации и взаимопроникновения разных культур.

    Информационные свободы — совокупность норм (свобода слова, сво­бода собраний и дискуссий, свободного обмена мнениями) как права знать или права на информацию, законодательно гарантируемых в демократическом обществе.

    436

    Словарь терминов

    Информационные супермагистрали {informationssuperhighways) — тер­мин, получивший распространение на рубеже 1980—1990-х годов для обозначения глобализирующихся мультимедийных форм скоростных электронно-информационных связей по спутникам, телекабельным и телефонным линиям, к которым могут подключаться компьютер­ные устройства абонентов разных стран.

    Информационный трафик {informationaltraffic) — заимствованный из информатики и кибернетики термин, обозначающий потоки инфор­мации, распространяемые по различным каналам.

    Информация {information) — содержание сообщения (предложение, высказывание), констатирующее некое состояние; «ядро» знания, передаваемое (транслируемое) в процессе коммуникации. В современ­ных условиях — продукт сложно организованного высокотехнологич­ного производства.

    Искажение {bias) — процессы смещения и пристрастного отношения к информации со стороны журналистов в результате различного рода персональных предубеждений. См. также Фильтрация.

    Код {code) — система организации знаков, а также правил передачи информации в соответствии с социально-культурными и техничес­кими особенностями.

    Коммерциализация {commercialization)

    ориентация современных ме­диа как участников информационного производства и рынка на при­быль, что ведет к таблоидизации и погоне за сенсациями. См. также Реклама, Коммодификация.

    Коммодификация (от лат. commodum— польза, выгода; commodification) — характеристика особенностей современного производства информа­ционного продукта, который приобретает черты рыночного товара. Синоним — валоризация {valorization). См. также Коммерциализация.

    Коммуникационный труд {communicationlabor) одно из основных по­нятий «политической экономии коммуникаций», фиксирующей вни­мание на создании и реализации информации как товара, произво­димого «белыми воротничками» — журналистами, служащими инфор­мационных служб и рекламных агентств, специалистами в области СМИ и маркетинга.

    437

    Словарь терминов

    Коммуникация (communication, от лат. communicareделать общим, свя­зывать) — в общем смысле любой процесс сообщения, передачи как материальных (физические средства коммуникации —дороги, каналы, моря и реки), так и нематериальных (знания, информация) вещей. Хотя до сих пор не существует общепринятого определения этого интуитив­ного ясного понятия, большинство исследователей склоняется к пред­ложенной Джоном Гербнером дефиниции: коммуникация — «соци­альная интеракция через сообщение». См. также Массовая коммуника­ция.

    Конвергенция (convergence) — взаимодействие и объединение каналов в рамках информационных супермагистралей на основе дигитализации информации, существенно увеличивающих как объем информацион­ного трафика, так и рост олигополии новостей.

    Контент-анализ (content-analysis) — метод количественного формали­зованного изучения текстов, в том числе рекламных.

    Лояльность (loyalty) — в коммуникативистике приверженность опре­деленному каналу.

    Масса (лат. massa— ком, кусок теста для выпечки хлеба) — по опреде­лению американского психолога Г. Блумера «элементарная спонтан­но возникающая группировка», разнородная по социально-демогра­фическим характеристикам (пол, возраст, социальная принадлеж­ность), но сравнительно однородная по интересам и вкусам, форми­рующим пассивную и неразборчивую аудиторию. В политическом процессе — пассивная часть электората.

    Масс-медиа (massmedia) — синоним СМИ, обозначающий процесс социального воздействия на массовую аудиторию в ходе использова­ния особым образом организованных технологий.

    Массовая коммуникация (mass communication) — возникшее в конце 30-х годов XX в. понятие для обозначения как традиционных печат­ных (газеты, журналы), так и новых вещательных способов передачи социальной информации — радио, впоследствии телевидения — на массовые аудитории.

    438

    Словарь терминов

    Мнение (opinion) — обычно разновидность ненаучного (повседневно­го, обыденного) знания. См. также Общественное мнение.

    Медиаграмотность (medialiteracy) — умение критически воспринимать и адекватно оценивать информацию, транслируемую коммерциали­зированными СМИ. См. также Коммодификация.

    Медиаэтика (mediaethics) — принципы и стандарты, которым должны следовать журналисты как представители публичной профессии; од­ним из важнейших ныне считается принцип публичной ответствен­ности и подотчетности (public accountability), требующий от каждого журналиста осознания своего общественного долга — использовать предоставленные свободы на информацию и доступ к масс-медиа на благо общества и готовность в любой момент нести ответственность перед общественностью за свои профессиональные действия.

    Надежность данных (datacredibility) — в социологии собирательное понятие для обозначения соответствия исследовательских данных реальному положению дел. Предполагает репрезентативность (пред­ставительность) выборки, валидность (пригодность) показателей, пра­вильность и устойчивость измерений, достоверность источников ин­формации.

    Накопленная аудитория (cumeaudience, сите reach, unduplicatedaudien­ce) — в медиаметрии аудитория, состоящая из лиц, хотя бы однажды обратившихся к данному каналу, передаче за определенный период.

    Новые электронные медиа — см. Информационные супермагистрали.

    Обратная связь (feedback) — в коммуникативистике процесс получения коммуникатором (передающей стороной) отклика со стороны адреса­та (аудитории). В традиционных СМИ обратная связь затруднена (что позволяет говорить о «разорванной коммуникации»), в сетевых, рабо­тающих в режиме «on-line», — прямая и непосредственная.

    Общественное мнение (publicopinion) — 1) совокупность мнений лю­дей по проблемам, представляющим общественный интерес; 2) изу­чение этих мнений с помощью специальных статистических методов на основе выборки из населения.

    439

    Словарь терминов

    Обычные медиа (conventialmedia) — как правило, печать, радио, теле­видение.

    Олигополии новостей (newsoligopolies) — крупные, как правило транс­национальные корпорации, производящие и монопольно распрост­раняющие новости в глобальном масштабе в качестве информацион­ного товара.

    Олигополия (от греч. oligos ■— немногий + poleo— продаю) — господ­ство в производстве и на рынке небольшого числа крупных фирм.

    Первая поправка - см. FirstAmendment.

    Повестка дня (agenda-setting) — формируемые СМИ и навязываемые аудитории в силу многократного повторения представления о важно­сти (значимости) тех или иных проблем, что свидетельствуете дикта­те масс-медиа как основного источника информации в отношении того, о чем люди должны думать. См. также Теория повестки дня.

    Потенциальная аудитория, охват (coverage) — жители территории, где можно принять сигнал вещательного канала, приобрести определен­ную газету или журнал.

    Пропаганда (лат. propaganda, отpropagare— распространять) — умыщ-ленно-манипулируемая коммуникация, или однонаправленный про­цесс воздействия на коллективное поведение (мобилизация) и мне­ния (формирование убеждений и стереотипов) с помощью разнооб­разных средств массовой коммуникации.

    Публика — активная и информированная часть массы, представите­ли которой четко сознают свои интересы и способны артикулировать их, формируя общественное мнение. У Ю. Хабермаса — синоним общественности, возникающей в XVIII—XIX вв. в процессе форми­рования гражданского общества на основе открытого обсуждения мне­ний в первом средстве массовой коммуникации — газетах. В полити­ке — активный электорат. Иногда понятие сближается с термином ак­тивная аудитория.

    Развлечение (entertainment) — одна из основных функций современ­ных масс-медиа, связанная с увеличением свободного времени и усилением их экономической зависимости от рекламы, что ведет к сра-

    440

    Словарь терминов

    щиванию новостей с развлекательными программами и созданию гиб­ридного жанра — infotainment.

    Реальная аудитория, охват (reach) — в медиаметрии те, кто действи­тельно читал (смотрел, слушал, выходил в Интернет) в определенный момент времени.

    Рейтинг (rating) величина реальной аудитории, выраженная в про­центах от населения или потенциальной аудитории (например имею­щих теле- или радиоприемник), определяющая расценки на рекламу.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта