Главная страница

Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449


Скачать 2.46 Mb.
НазваниеУчебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
АнкорСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
Дата14.02.2017
Размер2.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
ТипУчебное пособие
#2681
страница28 из 31
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
Драматичность. Явления, обладающие внутренней драматично­стью, имеют более высокие шансы быть представленными широкой публике. Конкуренция между феноменами за это право отражает кон­куренцию между группами интересов, прибегающими к стратегии дра­матизации собственных интересов и дедраматизации противополож­ных. «В ходе попыток дедраматизировать социальную проблему час­то используются такие стратегии, как отрицание существования пред­полагаемой ситуации, которая считается проблемой, утверждения, что другие вопросы являются более неотложными или что наносимый вред имеет другие причины, не те, о которых говорит конкурирующая груп­па, выставление противоположного лагеря несведущим и нерацио­нальным, утверждения, что данная ситуация естественна, приемлема

1 StonehillB. Hearts, Smarts and Sparkle// Connect, 1995. N 9. P. 4.

392

7. /. Массовая коммуникация как действие

или неизбежна, а решения данной проблемы неизвестны, неосуще­ствимы, неприемлемы или вообще не существуют»'.

Новизна является необходимым и константным условием сохра­нения информации в повестке дня (иначе интерес к ней падает), что означает необходимость постоянного ее обновления за счет новых символов или событий.

Культурные предпочтения играют значительную роль: широко распространенные, они вызывают больший интерес и, следователь­но, более конкурентоспособны.

Политические пристрастия владельцев СМИ или спонсоров, от­раженные в информации, имеют более высокие шансы на успех. Со­ответственно проблематизация «неприятных» тем журналистами мо­жет блокироваться.

Перечисленные критерии дополняют «условия предрасположен­ности», сформулированные А.К. Шонфельдом, Р.Ф. Мейером и Р. Дж. Гриффином применительно к ежедневной газетной прессе.

Во-первых, проблема должна иметь характер, обеспечивающий прессу постоянным потоком событий — информационных поводов, соответствующих ценностям отделов новостей.

Во-вторых, проблема должна соответствовать одной из установлен­ных стилизованных рубрик, обычно представленных в данном издании.

В-третьих, необходимо, чтобы между инициаторами обсуждения проблемы и журналистами — репортерами и редакторами — существо­вало определенное классовое «соответствие», как в политико-эконо­мических интересах, так и в установлении социальных и профессио­нальных контактов.

В-четвертых, в издании должны быть журналисты, разделяющие взгляды инициаторов выдвижения требований, формулирующих про­блему.

И, в-пятых, издатели не должны видеть в публикуемой инфор­мации угрозу их экономическим интересам2.

1 HilgartnerS., Bock C.L. The Rise and Fall of Social Problems: A Public Arenas
Model // American Journal of Sociology, 1988. Vol. 94 (1). P. 76.

2 Schoenfeld A.C., Meier R.F., Griffin R.J. Constructing a Social Problem: The
Press and the Environment // Social Problems. Vol. 27, 1979. P. 38-61.

393

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

Эти характеристики формируют как бы внутренние требования к информационному продукту. Но именно товарный характер результа­тов деятельности журналиста выдвигает набор внешнихтребований, обеспечивающих успех на рынке информации.

Итак, что должен содержать этот продукт, чтобы успешно кон­курировать с другими? Практически исчерпывающий перечень этих требований предложила Д. Лазик на примере стратегии конструиро­вания социальных проблем1.

  1. Конструирование отличного в рамках знакомого. Конструи­рование нового, отличающегося от других, вопроса имеет важное зна­чение, поскольку именно новое и необычное привлекает внимание аудитории, испытывающей скуку при упоминании уже привычного. При этом важно, чтобы новое не было абсолютно новым (непонят­ным): аудитория любит новизну, но страшится непонятного (вспом­ним теорию когнитивного диссонанса). «Совершенно новые утверж­дения могут быть безуспешными, если аудитория не владеет катего­риями, позволяющими понять их»2.

  2. Выделение индивидуального компонента.

Аудитории всегда интереснее информация о личностях, особен­но широко известных, чем о социальных причинах явления.

  1. Упор на широкую распространенность. В деятельности СМИ дей­ствует закон больших чисел: «чем больше число жертв, порождаемых тем или иным условием, тем вероятнее, что аудитория будет оценивать дан­ное условие как социальную проблему»3. Подчеркивание масштаба и числа затронутых этим условием (все налогоплательщики, все граждане, все родители) важно потому, что формирует представление у аудитории о близости проблемы и потенциальной затронутое™ ею.

  2. Представление в качестве жертв лип, принадлежащих к сред­нему классу, т.е. обладающих весомыми экономическими и социаль­но-политическими ресурсами. Так, указание на представителей сред­него класса как жертв преступности вызывает больший резонанс, чем если в этом качестве выступают представители бедных слоев или мень­шинств.

1 Loseke D.R. Thinking about Social Problems: Ал Introduction to Constructionist Perspectives. N. Y.: Sage, 1999. P. 81-93. 4bid.P82. 3 Ibid. P. 84.

394

7.1. Массовая коммуникация как действие

  1. Конструирование устрашающих последствий. Эффективное конструирование проблемы «вождение автомобиля в нетрезвом виде» предполагает показ ее наиболее серьезного следствия — гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий.

  2. Персонализация проблемы — демонстрация подробностей воз­действия этих условий на людей через личные истории, воздействую­щие на чувства аудитории.

  3. Конструирование простоты, что предполагает «игнорирова­ние сложностей реальной жизни и представление условий и людей, затрагиваемых ими, в простой и удобной для понимания форме»1.

  4. Представление темы в нужное время, что означает отсутствие одновременно с событием некоего конкурирующего по значимости явления (например широкомасштабного стихийного бедствия), оттес­няющего на задний план другую информацию.

  5. Last, but not least — конструирование проблемы с учетом того, что большая часть сообщений значительного числа средств масс-ме­диа носит развлекательный характер.

В результате, заключает автор, «мы получим образ новой про­блемы, но не настолько новой, чтобы она требовала от аудитории раз­работки нового мировоззрения. Это будет проблема, подтверждаю­щая наши личные убеждения, обусловленные культурой («проблемы вызваны людьми»), и социальные нормы сострадания («жертвы не несут ответственности, они невинны»)... Это будет образ условия, ко­торое легко понять, поскольку данные типизации не будут отражать всю сложность реального мира... и будет успешным, поскольку он от­ражает типичный здравый смысл, а также является эмоционально привлекательным»2.

Таковы «технологические» требования к информации, которая сможет не затеряться и занять свое место в информационном публич­ном пространстве.

Перейдем теперь непосредственно к практикам журналистской работы, ориентируясь на реалии отечественного журнализма.

1 Loseke D. Op. cit. P. 88.

2 Ibid. P. 91.

395

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

7.2

Стратегии журналистской деятельности

Производство медиапродукции включает в себя определенный набор практик работы журналистов, т.е. действий, совершаемых по набору правил (регулярностей), среди которых можно выделить, по крайней мере, три основных типа коммуникативныхдействий: открытые и зак­рытые коммуникативные задачи, а также их практическое совмеще­ние. Последнее нередко представляет проблему, по сложности сопос­тавимую с «квадратурой круга».

7 ? 1

Открытые коммуникативные задачи

Открытые коммуникативные задачи — это нормативные представле­ния журналистов о целях их деятельности, которые, в силу их леги­тимности в глазах самих журналистов, открыто демонстрируются чи­тателю.

Классическим образцом открытого коммуникативного действия является реклама. О рекламе не судят в категориях «истинно/ложно» (если не считать, скажем так, препозиционной части рекламы, где про­исходит отсылка к реально существующему товару). Например, пуб­лика была бы, наверное, сильно удивлена, если бы широко реклами­руемый «Ариэль» оказался выдумкой, но высказывание типа «отсти­рывает лучше, чем обычный порошок» с позиции «истинно/ложно» оценить затруднительно. Образ «обычного порошка» в виде коробки без опознавательных знаков создается и осознается как атрибут рек­ламного жанра, почти как литературный персонаж. Попытки укоре­нить его в реальности привели бы к разрушению коммуникации.

Открытые, явно декларируемые цели этой деятельности опира­ются на представления журналистов о потребностях аудитории, ее ин­тересах и способности осваивать те или иные информационные про­дукты. Однако рядовые журналисты почти не имеют непосредствен­ных выходов на свою аудиторию (постоянные и широкомасштабные исследования очень дороги, и потому касаются в основном телевиде­ния; в других случаях они весьма фрагментарны).

396

7.2. Стратегии журналистской деятельности

Избежать «письма друг для друга» невозможно в любом случае. Так как адресат всегда недоопределен, журналисты в своей деятельности в ббльшей степени ориентируются на стандарты и нормы профессио­нализма, признанные в их среде.

В любом случае все действия легитимируются отсылкой к потреб­ностям аудитории. Адресат — это ресурс, который привлекается в дис­куссии для отстаивания своих интересов. Так как он всегда отчасти не определен, его можно модифицировать в зависимости от ситуации.

Легитимирующая сила категории адресата велика потому, что законной и одобряемой считается задача продать журналистское про­изведение, которое осознается, в первую очередь, как товар. Эта за­дача открыта: она не скрывается от аудитории. О ней можно узнать хотя бы из того, что СМ К рекламируют собственную продукцию в ряду других товаров. Из такого отношения вытекает следующая, двойная задача: с одной стороны, подстроиться под предполагаемые потреб­ности адресата, а с другой — навязать ему свою продукцию, создав новые потребности. Для аудитории подобные обстоятельства тоже не секрет, и, имея определенный опыт общения с СМК как с товаропро­изводителем, она может иметь это в виду.

Экономические интенции присутствуют во всех типах комму-никативныхдействий журналистов как открытая, но фоновая задача. Средством ее достижения является изготовление качественного про­дукта, а конкретное его выполнение зависит от других задач. Таких задач три: «информирование», «артикуляция независимого мнения» и «развлечение», которые в конкретных действиях журналистов часто не разделены. В структурно-функционалистской литературе по масс-медиа именно эти три задачи, несколько по-иному сформулирован­ные, чаще всего возглавляют списки функций СМК.

Информирование и репортажный способ работы

Коммуникативной задаче «информирования» более всего соответству­ет жанр новостей и репортажный способ работы.

Журналисты, занимающиеся расследованиями темы, пытаются монополизировать право на определение содержания проблемы, тог­да как репортеры считают приемлемым перекладывание ответствен-

397

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

ности за правдивость информации на ее источник. К тому же техни­ческие условия, в особенности требования оперативности, не остав­ляют репортерам другого выбора. Более того, все они стремятся со­здать постоянную сеть источников для бесперебойной поставки ин­формации, таким образом неизбежно ограничивая набор каналов и отсеивая неканализированную информацию. Это можно было бы на­звать искажением, но как помыслить неискаженную картину? Как пред­ставить газету, на 95% состоящую из рутинных событий? Новость — это не всякая информация, а выборочная, это изменение на общем фоне, значимое отклонение от него.

Таким образом, те, кто видят своей главной задачей информи­рование читателя, не претендуют на создание объективной картины, отражающей реальность в целом. Они претендуют на истинность бло­ков информации в рамках каждого конкретного произведения, а иног­да даже на точность воспроизведения источника.

Обобщая, можно сказать, что создание новостей как коммуни­кативное действие представляет собой по преимуществу выборочное «цитирование» других производителей смыслов, опосредующих реаль­ность для журналистов, и реже — цитирование самой «реальности». При этом связи между цитатами не только не «воспроизводят» связи в реальности, но и намеренно подавляются журналистами.

Артикуляция независимого мнения и расследовательский способ работы

Расследовательский способ журналистской деятельности по многим параметрам противостоит репортерским практикам, включая в себя: во-первых, почти профессиональное освоение темы с целью дости­жения независимости от источников; во-вторых, сбор компромата и использование конкурирующих источников. Неудивительно, что рас­следовательский журнализм концентрируется вокруг политико-эко­номических и криминальных тем; именно такие послания направле­ны во власть и в элиты.

Особое значение для расследовательской журналистики имеет разоблачение (exposure), как правило, известных личностей, тех или иных негативно маркированных их действий, что безусловно вызы-

398

7.2. Стратегии журналистской деятельности

вает интерес у публики. Именно в разоблачении суть всякой сенса­ции, а потому оно используется весьма активно любым информаци­онным средством как весьма убедительное орудие влияния на власть.

Следует оговориться: только часть журналистов-расследователей имеет непосредственно перлокутивные цели — желание повлиять на принятие решений властями или задачу формирования общественно­го мнения. Другая часть ограничивается артикуляцией своего мнения; но всех объединяют 1) претензии на независимость, непредвзятость и «экспертность» такого мнения; 2) определение жанра все-таки как «мне­ние», «анализ», «комментарий» и противопоставление его «информа­ции». Это связано с тем, что расследователи в своих материалах более открыто апеллируют к ценностям, к категориям «хорошо — плохо». В центре любого расследования стоит «проблема» — то, что осознается журналистом как общественно значимая девиация, которую следует исправить. Поэтому претензии на непредвзятость мнения оказывают­ся шаткими и часто оспариваются внутри самого журналистского со­общества.

Девиация предполагает, что источники будут скрывать инфор­мацию, относящуюся к ней, или конструировать реальность выгод­ным для них образом. Отсюда и возникает собственно расследователь­ский способ работы, борьба журналистов с источниками за определе­ние ситуации, за контроль над интерпретацией информации. Наибо­лее успешные расследователи используют в своей работе методы внеш­ней разведки, контрразведки и уголовного розыска. Начинающим журналистам-расследователям рекомендуется: собирать свой архив и досье, тщательно сопоставлять общедоступные источники, получить возможность пользоваться закрытыми базами данных (например УВД), создать сеть неформальных источников во всех «органах» и «па­сти их», а также завести доверенных лиц в силовых структурах, кото­рые могли бы в экстремальных случаях вытащить из беды.

Коммуникативное действие «артикуляции мнения», таким об­разом, направлено на избавление от посредников между журналиста­ми и реальностью с целью создания собственных (первичных, а не вто­ричных) интерпретаций и восстановление/конструирование утерян­ных связей между выявленными «фактами».

Реальные практики далеки от желаемого. Вознаграждение, как правило, не соответствует затратам и риску, связанным с расследова-

399

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

нием. Кроме того, так как узкая специализация редко возможна, жур­налист всегда проигрывает своим источникам в компетенции. Поэто­му иногда дело ограничивается воспроизведением мнений конкуриру­ющих источников, и подлинных расследований, несмотря на всю пре­стижность этой деятельности для журналистов, не так уж и много.

Глобализация новостей, происходящая благодаря новым комму­никационным технологиям, оказывает существенное влияние на ха­рактер освещения международных событий, информацию о которых можно мгновенно передать по всему миру. Однако вполне уместен воп­рос: узнает ли зритель больше о сути события благодаря этому подроб­ному освещению? Портативная спутниковая тарелка, миниатюрный цифровой видеомагнитофон, монтажный комплекс, умещающийся в маленьком чемодане, преобразили характер представления новостей. Острое соперничество между информационными службами, плохой ме­неджмент и зачастую неудачное размещение технических средств су­щественным образом изменили природу репортажей с места событий. Некоторые журналисты опасаются, что, делая в новостях главный упор на такие качества, как «прямая трансляция» и «эксклюзивность», мож­но утратить точность и понимание сообщения аудиторией.

• Развлечение и «произвольное» обращение с источниками

Развлекательные жанры (ток-шоу, телеигры, курьезные истории и др.) — это кульминация инструментального подхода к источникам.

Существует также масса текстов и передач, в которых претензии на истинность присутствуют, но являются вторичными. В этих текстах реальность произвольно «пересобирается» из составных частей так, что­бы соответствовать задаче журналиста: представить ее чисто развлека­тельной или развлекательно-регулятивной, как часто случается с тек­стами/передачами на «моральные» и социально-психологические темы.

В развлекательном коммуникативном действии связывание ку­биков реальности целиком подчинено логике создания товара-игруш­ки, мира, правила которого напоминают правила реальности пример­но так же, как шахматы похожи на настоящие военные действия. Ха­рактерная черта таких игрушек — недоопределенность их отношений с миром «реальности», что ставит их на грань легитимного, но при «правильном» исполнении — вполне успешных.

400

7.2. Стратегии журналистской деятельности

7.2.2

Скрытые коммуникативные задачи,

или Внешние ограничители деятельности журналистов

Наряду с рассмотренными выше открытыми задачами в практиках журнализма существуют и скрываемые, прежде всего от аудитории, задачи, которые отрицательно маркированы, поскольку расходятся с целями профессии, но которые журналисты, тем не менее, вынужде­ны исполнять в силу различных внешних влияний. Таких коммуни­кативных задач можно выделить три: (1) скрытая реклама; (2) выпол­нение политического заказа и (3) выполнение обязательств перед дру­зьями, деловыми знакомыми и т.п. Преследование таких целей при­водит не к прямой лжи, а к замалчиванию части информации или к особой ее интерпретации. Сами по себе эти действия не могут быть отрицательно маркированы, потому что без них не обходятся вполне легитимные акты. (Кто в праве определить, что данный случай умол­чания или интерпретации не оправдан?) Такие действия оказываются нелегитимными в глазах журналистов, когда отрицательно маркиро­ванные (стигматизированные) цели преследуются сознательно.

Скрытая реклама

Под скрытой рекламой понимается подача ее под видом объективной информации как редакционного материала. Эта проблема возникает с момента использования СМИ с целью продвижения, т.е. рекламы, товаров. Так, М. Миске анализировал решения американских судов на эту тему начиная с 1911 г. Верховный суд США в 1970 г. постано­вил, что использование «редакционной» рекламы — право радио- и телевизионных станций, поскольку они являются частными предпри­ятиями, однако потребовал от СМИ «осмотрительности» в этом воп­росе. Ныне существуют так называемые «гибридные формы» журнали­стики, объединяющие в себе деятельность рекламистов и создание ин­формационных (редакционных) материалов; подобный синтетический продукт получил название aditorializing{editorialmaterialредакцион­ный материал и advertisingреклама), т.е. редакционная реклама.

401

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

Последствия скрытой рекламы оказываются весьма значительны­ми. Прежде всего, это ведет к постоянному количественному росту рек­ламных материалов во всех СМИ, отвечая интересам рекламодателей. Но не менее серьезными являются качественные последствия этого процесса уже для журналистики.

Рекламируемый продукт (услуга) поддерживается авторитетом источника информации на основе доверия аудитории к данному СМИ. Но — и это, пожалуй, главное, — скрытая реклама дает заведомо од­ностороннюю, всегда благоприятную информацию, поскольку основ­ной целью является наиболее выгодное представление товара/услу­ги, которая в данном случае маскируется под информацию или неза­висимое мнение.

И хотя чисто внешне скрытая реклама кажется направленной на аудиторию, на деле такого рода тексты всегда адресуются не столько потенциальным покупателям, но прежде всего рекламодателям. Про­исходит как бы удвоение скрываемого: материалы преследуют цель угодить представлениям заказчика об эффективной рекламе и при­влечь других рекламодателей.

В журналистском сообществе написание рекламных текстов тра­диционно считается занятием не слишком престижным, а скрытых и вовсе негативно маркируется как выходящее за рамки одобряемого в силу очевидного манипулятивного характера этой деятельности. Однако ком-модификация журналистского труда часто не оставляет выбора.

Поскольку аудитория обладает определенными возможностями «разоблачения» скрытой рекламы, то ясно, что в таких случаях падает доверие к СМИ как источнику объективной информации.

Ради коммерческой выгоды — сейчас бизнес теленовостей оце­нивается в 3 млрд долл. — медиаорганизации готовы пожертвовать глубиной, лишь бы быстрее охватить все более расслаивающуюся гло­бальную аудиторию. Уникальная способность новых технологий вов­лекать в сферу действия бесконечно «расколотую» аудиторию ново­стей еще больше стирает грань между рекламой и журналистикой.

Политическое давление

Другая задача, которую приходится выполнять журналистам, — при­ведение своих произведений в соответствие с политическими инте-

402

7.2. Стратегии журналистской деятельности

ресами акторов, обладающих рычагами воздействия на СМК. Это за­дача прямо противоположна расследовательской журналистике, по­тому отношения на эту тему оформляются в виде торга на двух уров­нях: во-первых, между главой СМК и агентами внешнего влияния (прежде всего, спонсорами и высокопоставленными чиновниками), во-вторых, между журналистами и главой СМК. Последний всегда исполняет роль буфера, пытающегося совместить интересы СМК с интересами агентов внешнего влияния, которые тоже противоречи­вы. Вот почему и содержание произведений, даже в рамках одного СМК, может оказаться двойственным.

Информации о том, как происходит взаимодействие между гла­вами СМК и внешними силами, крайне мало, а если агенты — спон­соры или кредиторы, то ее вообще нет. Однако с большой степенью уверенности можно сказать, что с представителями государственных органов, как выборных, так и правительства, отношения больше по­хожи на переговоры, хотя и неравные. Так как пресс-службы и другие официальные источники — не единственный путь получить инфор­мацию о том или ином институте, им приходится считаться с интере­сами СМК.

Если об этапе подготовки медиапродуктов со скрытыми поли­тическими целями данные получить сложно, то сами продукты впол­не доступны. Обычные читатели, как правило, не столь внимательно следят за изменением языка СМК, но все же, как только скрытые по­литические цели угадываются аудиторией, содержащие их материалы могут быть отвергнуты ею.

Требование объективного отражения реальности отсылает к дру­гому нормативному порядку — демократическому: кто не выдвигает претензий на истинность новостей, тот не оправдывает претензий на правильность с точки зрения этого нормативного порядка. Вот поче­му «инструментальное использование» советских СМК становится синонимом порочной практики у Уилбура Шрамма, сокрушающего­ся о том, что «в советской концепции нет места представлению о прес­се как о ясном, ни от кого не зависящем зеркале событий». Расхожде­ние между скрытыми и открытыми целями в советских СМК лежит в другой плоскости: в представлении интересов партии как интересов народа.

403

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

Личные обязательства и зависимости

Третий вид скрытых коммуникативных задач связан со всякого рода частными обязательствами журналистов перед родственниками, дру­зьями, людьми, которые оказывают им какие-либо услуги, а также организациями, от которых они зависят не как представители масс-медиа, а лично. В этих отношениях обе стороны используют в личных целях не принадлежащие им ресурсы, к которым имеют служебный доступ.

Так как единственная услуга, которую могут предоставить жур­налисты — информационная, то ее оказание трудно четко отграни­чить от скрытой рекламы. Материалы начальственных протеже могут занимать привилегированное положение переддругими, независимо от того, соответствуют л и они нормам профессионализма, принятым в журналистском сообществе.

Таким и сходным образом СМК используются журналистами для решения своих частных проблем. При этом услуги разным лицам вы­даются за информацию или независимое мнение: день рождения нуж­ного человека предстает как общественно значимое событие, достой­ное упоминания в газете; хвалебный отзыв, обусловленный личными обязательствами, предстает как объективная оценка. Аудитории та­кие скрытые цели отслеживать гораздо труднее, чем политическую ан­гажированность, потому что они не носят регулярного характера и не могут быть выявлены даже с помощью длительного сопоставления продуктов разных СМК.

7.2.3

Совмещение конкурирующих задач -

основа коммуникативного действия журналиста

Все типы скрытых коммуникативных задач, выступающие как огра­ничители профессиональной деятельности журналиста, так или ина­че обусловлены. Скрытая реклама дает финансовую возможность вы­живания и сохранения информационного средства, т.е. ее обуслов­ленность в основном экономическая, стремление обходить «острые»

404

7.2. Стратегии журналистской деятельности

политические темы и нежелательные интерпретации порождено скры­тым диалогом с властью, т.е. политически. Возможности незаметного оказания услуг через газету, т.е. фактически использование своего слу­жебного положения, объясняется включенностью журналистов в раз­нородные социальные сети (журналисты — тоже люди, и ничто чело­веческое им не чуждо). Однако выполнение этих принудительных ком­муникативных задач под давлением внешних обстоятельств вызывает у журналистов ощущение психологического дискомфорта, поскольку осознаются их несовместимость с нормами журнализма как публич­ной деятельности и нарушение профессионального кодекса как сово­купности представлений самих журналистов о том, какие задачи дол­жны преследовать СМК. Для того чтобы объединить эти конкуриру­ющие задачи и не «потерять лицо», в практике журнализма применя­ются разные стратегии.

Одной из них является использование ироничных материалов — это наиболее часто встречающийся способ попытки ведения «честно­го» диалога с читателем «под носом» у властей, активно использовав­шийся еще в советское время.

Аналогичный пример, выполненный на графическом уровне: в одной из газет в рубрике ответов на вопросы читателей был помещен рекламный текст, который, как и другие информационные материа­лы, начинался с вопроса в рамке и не содержал указания «На правах рекламы». В то же время графически он был подверстан к блоку рек­ламных модулей и содержал сходные элементы дизайна, что не дава­ло читателю возможности однозначно его классифицировать. В этом при­мере также присутствуют три слоя задач: 1) декларируемая задача—объек­тивная информация; 2) скрытая задача — реклама; 3) скрытая задача второго порядка — разоблачение первой скрытой задачи.

Как видно из примеров, вторая скрытая задача на самом деле открыта для части аудитории; иногда такая задача может быть откры­та и для всех — это уже псевдоскрытая задача, или ситуация эзопова языка. Подобный прием применяется, если нужно донести до ауди­тории информацию, чреватую санкциями, выскользнув при этом из сферы, на которую эти санкции могут распространяться: например, ставится задача обвинить человека, чья вина не доказана в суде.

405

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

7.2.4

Результаты журналистских практик

В исследованиях массовой коммуникации журналистов нередко изоб­ражают как бестрепетных манипуляторов массовым сознанием, креп­ко держащих в своих руках нити управления восприятием аудитории. Однако, во-первых, журналисты не контролируют способы потребле­ния их продукции, во-вторых, они вряд ли больше свободны от интер­претаций, норм и форматов, навязываемых своим адресатам. Было бы наивно приписывать авторство сообщений, транслируемых СМК—как содержательно, так и по форме, — только журналистам. После выпуска «нейтральных» новостей, которые просто «описывают» реальность, мир становится уже не таким, каким он был до этого. Сама артикуля­ция мнений в ток-шоу вносит изменения в мир зрителя, даже если он не рассматривает высказанные суждения в качестве нормативных моделей поведения. И совсем невозможно предсказать, каким имен­но образцам он решит следовать.

Неожиданные способы восприятия посланий, созданных жур­налистами и транслируемых масс-медиа — сущностная особенность массовой коммуникации. Эту особенность можно учитывать или ею можно пренебречь, однако невозможно не принимать в расчет, по­скольку признать все подобные ситуации «сбоем», значит признать «сбоенным» весь процесс.

Неожиданные использования СМК аудиторией вообще чрезвы­чайно разнообразны. «Чтение представляет искусство, какое угодно, только не пассивное», — писал Мишель де Серто, понимая при этом категорию чтения метафорически, как понятие более общее, чем по­требление. Одна из самых крупных ошибок советских идеологов со­стояла в их вере вто, что контролировать медиапродукт означает кон­тролировать и его восприятие. Партийные лидеры еще спокойно по­чивали на лаврах, когда население уже вовсю рассказывало анекдоты про Брежнева и сдавало пачки непрочитанных газет в макулатуру, что­бы приобрести дефицитные издания. Эти явления до сих пор мало изучены.

В этой связи любопытны результаты исследования Тамар Либс и Элии Каца о восприятии американского телесериала «Даллас» в

406

7.3. Новые виды журналистских практик

США, Японии и Израиле, выявившего существенные различия в ин­терпретации «мыльной оперы» разными группами1. Так, американцы комментировали мотивы поведения персонажей в психологических категориях, делая акцент на межличностных отношениях; мароккан­ские евреи и израильские арабы — в терминах семейной иерархии, а русские эмигранты склонны были считать, что персонажами манипу­лируют создатели сериала (по-видимому, опыт «потребления» совет­ских СМИП не прошел для них даром).

Отсюда особенно наглядно видно, почему понятие успешности коммуникативного действия оказывается несколько проблематичным. Скажем, если реципиент «разгадал» скрытую рекламу, такое действие — успех реципиента, но неуспех журналиста, и наоборот.

По-видимому, стоит здраво, с прагматических позиций подхо­дить к проблеме результатов деятельности журналистов в процессе массовой коммуникации, рассматривая ее как совокупную деятель­ность, в которой каждый из участников — журналисты, агенты внеш­него давления и аудитория — преследует свои цели, используя масс-медиа как средство для их достижения. Вполне естественно, что «пра­вильным» использованием всегда будет считаться преследование лишь одобряемых целей, но исследовать всегда интереснее скрытую часть айсберга.

7. 3

Новые виды журналистских практик

7.3. I

Журналистика «сиюминутности»

В академических кругах существует мнение, что распространение и влияние спутников оказалось для журналистов самой разрушитель­ной силой (хотя к ним причисляются и другие технологические ком­поненты, например портативная аппаратура для сбора, обработки и

1 Liebes Т., Katz E. The Export of Meaning: Cross-Cultural Reading «Dallas». Oxford: Oxford University Press, 1990.

407

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

передачи новостей, редакционный компьютер, видеомагнитофон). Стремление подать новости «живьем» или «почти живьем» ставит под угрозу традиционные журналистские приемы работы с информаци­ей. Э. Кац высказывает опасение, что мы на пороге «начала конца жур­налистики, как мы ее понимаем», когда в угоду срочному показу быс­тро меняющихся событий и заявлений отказываются от услуг редак­тора-профессионала или интервьюера'. Время для обработки инфор­мации, написания текста и монтажа сообщения почти не остается, поскольку новая технология обеспечивает мгновенную передачу, а конкуренция между каналами требует драматического соучастия ауди­тории в происходящих событиях.

Вместо того чтобы, собрав информацию, постараться разобрать­ся в ней к вечернему выпуску новостей, канал осуществляет редакти­рование одновременно с передачей, почти «живьем», или, что вернее, какое-либо редактирование вообще отсутствует. Круглосуточная пе­редача новостей основывается на идее прерывания. При такой форме освещения одну информацию должна оттеснить другая, более свежая, нужны заявления лидеров, которые тут же опровергаются их против­никами. В этой манере подачи информации Кац видит продолжение «вьетнамской журналистики».

Сторонники журналистики «типа Си-Эн-Эн» утверждают, что зрителю предоставляется возможность быть самому себе редактором, тогда как критики считают, что будет лучше, если этим займется про­фессионал. Специалисты также отмечают рост возможности репор­терских ошибок и распространения неверных мнений, а также рас­ширяющийся разрыв между временной шкалой кратких новостей и временной шкалой социально-политических процессов. В связи с этим перед исследователями стоит задача изучить возможную корре­ляцию новой журналистики «сиюминутности» и старой журналисти­ки профессиональной медиации: вытеснитли первая вторую или они будут дополнять друг друга?

«Сиюминутность» новостей в сочетании с откровенным выпя­чиванием драмы, насилия и негатива вызывает у аудитории апатию и

1 Kalz E. The End of Journalism? Notes on Watching the War // Journal of Communication. 1992. N 42 (3). P. 9.

408

7.3. Новые виды журналистских практик

«страшную коллективную деморализацию», особенно у тех, кто скло­нен к мазохизму, необходимому, чтобы все это смотреть. Современ­ные новости показывают, что мир выходит из-под контроля: этот вы­вод применим к освещению как внутренних, так и международных событий. Растет число свидетельств того, что циничная подача собы­тий новостными медиа и бесчисленные сообщения о насилии затруд­няют решение общественных проблем.

В этом контексте все чаще используется термин «усталость к со­страданию», под которым подразумевается рост безразличия аудито­рии к трагедиям, развертывающимся на экранах (см. гл. 6). Основная причина кроется в том, что к освещению разных событий журналис­ты подходят одинаково: вооруженные по последнему слову репортер­ской техники съемочные группы выбрасывают в зоне кризиса, откуда они передают ужасающие образы человеческой жестокости и страда­ний до тех пор, пока в редакциях не перестанут считать это событие «новостью». «Усталость к состраданию» означает постепенную утрату интереса (и сострадания) со стороны читателей и зрителей, которые перестают испытывать чувства вины и бессилия, часто сопровождаю­щие просмотр подобных сцен. Некоторые социологи утверждают, что из-за постоянного присутствия на телеэкране вымышленного наси­лия у людей притупляется чувствительность к реальному насилию, точно так же они становятся безучастными и безразличными к беско­нечной череде людских трагедий, демонстрируемых в новостях.

7.3.2

Онлайновая журналистика

Крупнейшая в мире круглосуточная сеть Си-Эн-Эн, несомненно, яв­ляется одним из главных проводников глобализации. Вместе с ней колонизацию киберпространства осуществляют ведущие медиакор-порации, в том числе Рейтер, Майкрософт, осваивающие область «он­лайновой» журналистики. Поскольку последняя не связана рамками пространства и времени так, как традиционные медиа, складывается совсем иная модель для отбора, сбора, представления и передачи ин­формации в рамках социокультурной системы. Причем различия меж­ду методами сбора новостей для Интернета и традиционной журна-

409

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

листикой настолько глубоки, что надо говорить о полном переосмыс­лении понятия «новостная грамотность»1.

Интересно в связи с этим рассмотреть исследование радиожур­нализма, проведенное австралийской исследовательницей Энн Данн2, по мнению которой изменения природы журнализма на протяжении ряда лет коснулись и традиционных СМИ, в том числе радио. Однако по темпам радиожурнализм значительно отстает от того, что могут предложить новостные бюллетени в Интернете. Традиционная фор­ма радионовостей — сообщаемых как отделенные от других звучанием и представленные внутри узкого спектра традиционных форматов — по-прежнему существует, однако возникает их новая форма. Эта фор­ма является интерактивной, потребительской (customizable), гипер­текстуальной и мультимедийной. Подобные характеристики представ­ляют вызовы традиционным журналистским ценностям, тщательно охраняемым внутри национального общественного вещания — точ­ности, независимости и объективности, — как и практикам, которые вместе определяют профессионализм новостного журнализма. В рав­ной степени эти характеристики представляют более демократичес­кую и включенную связь между национальным общественным веща­нием и его аудиторией.

В то время, когда усиливаются приватизация публичной жизни и фрагментация аудиторий, что ставит под вопрос релевантность об­щественного вещания, нарастают сомнения в «отдаче решения рын­ку» («leaving the market to decide»), для которого дигитальный мир, включая Интернет, предлагает благоприятную возможность. Тем са­мым радио, вынужденное отвечать на вызовы времени, формирует новые типы взаимодействия с аудиториями (это относится в первую очередь к общественному вещанию), в ходе которого происходит вос­становление его служебной роли, когда интересы публики являются высшей инстанцией.

1 Kawamoto К. News and Information at the Crossroads: Making Sense of the
New On-line Environment in the Context of the Traditional Mass Communication Study
// The Electronic Grapevine: Rumor, Reputation and Reporting in the New On-Line
Environment / ed. by D.L. Borden, K. Harvey. Mahwah, 1998. P. 173-188.

2 См.: No News is Bad News: Radio, Television and Public / M. Bromley (ed.).
Harlow: Pearson, 2001.

410

7.4. Интернет и будущее журналистики

Отличительная черта современного этапа развития масс-медиа заключается в том, что прогресс в информационных технологиях по­зволяет развить интерактивное качество журналистики до такой сте­пени, что диалог с аудиторией может проходить в режиме реального времени.

Этот новейший этап развития масс-медиа на основе компью­терных технологий получил название кибержурналистики.

7.4

Интернет и будущее журналистики

Вопрос о перспективах журналистики в связи с появлением и колос­сальным расширением сферы сетевых изданий, естественно, не мо­жет не волновать представителей этой профессии. Обратимся в этой связи к специальному выпуску наиболее влиятельного профессио­нального издания «Журнализм»1, на страницах которого развернулась дискуссия на эту тему.

Изменения, происходящие в обществе и самым непосредствен­ным образом влияющие на состояние журналистики, ярко охаракте­ризованы Элизабет Берд в статье «Передлицом разрозненной публи­ки: журналистика и культурный контекст»: «...На протяжении почти всего нынешнего столетия [имеется в виду прошлый, XX в. — А. Ч.] газетные репортеры, а позднее — телеведущие могли быть уверены, что существует большое количество людей, которые хотя бы прочиты­вают газету или включают телевизор каждый вечер... В начале XXI века нет уверенности даже в этом»2.

На тенденцию разрушения массовых аудиторий СМИ наклады­вается и другая — исчезновение «obligation to be informed» (букв, «обя­занности быть информированным», аналог русского «я должен быть в курсе»). Современное молодое поколение в отличие от своих роди­телей больше не считает, что быть информированным значит выпол­нять своего рода гражданский долг, что ранее было напрямую связано со способностью верно оценивать ситуацию, а главное — принимать

1 Journalism. 2000, N 1.

2 Ibid. P. 30.

411

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

взвешенные решения при голосовании. Как показывает автор статьи, среди молодежи традиционные новостные передачи считаются «скуч­ными и бесполезными».

Жан Халаби в статье «Исследования журналистики в эпоху изме­нения общественных коммуникаций» анализирует изменения, проис­ходящие в журналистике под влиянием трансформаций в информаци­онной системе в целом. Смысл этих перемен, по его мнению, состоит в том, что «журналистика перестанет доминировать в публичном дискур­се, а медиа станут менее значительной силой, чем они были когда-то»1.

Во-первых, новости перестали быть исключительным правом журналистов — ныне их предоставляет любой интернет-портал в ка­честве бесплатной информационной услуги.

Во-вторых, цифровые технологии и рост Интернета приводят к тому, что владельцы содержания сами могут заниматься его распрост­ранением, и, таким образом, многие источники информации способ­ны обойтись без посреднических услуг масс-медиа. (Именно в воз­можности работать с людьми напрямую представители сетевых СМИ видят свое особое преимущество.)

В-третьих, «медиакорпорации становятся главными игроками на рынке благодаря развлекательной, а не журналистской составляю­щей... Мы наблюдаем переход от новостей из сферы развлечений, по­данных как новости, к новостям, поданным как развлечения. За исклю­чением изданий, предназначенных для немногих... новости все чаще подаются в развлекательном ключе. Результат — размывание грани между новостью и развлечением, появление термина infotainment»1.

Тем не менее, эти изменения не ведут, по мнению авторов ста­тей, к отмиранию журналистики как профессии, но к изменению ее смысла. Так, Элизабет Берд пишет: «Учитывая эти перспективы, жур­налист должен оставить все иллюзии относительно своего особого статуса, научиться выживать в потоке информации. Возможно, он не сможет донести информацию до всех, но, по крайней мере, его услы­шат те, кого интересует его сообщение»3.

'Journalism. 2000, N1. Р. 34.

2 Ibid. Р 36, 37.

3 Ibid. P. 33.

412

7.4. Интернет и будущее журналистики

«Своеволие» публики, сглаженное форматом газеты и долгое вре­мя подавлявшееся ограниченным выбором в сфере радио- и телевеща­ния, проявляется в Интернете с пугающей для журналиста, воспитан- ного в иных традициях, ясностью. Журналист, обращающийся к пуб­лике в Интернете, часто обнаруживает по установленному на материа­ле счетчику посещений, что его прочитало пять или шесть человек, и велика вероятность того, что это — его коллеги из других изданий.

Еще в начале 1990-х годов журналисты считали, что они — «ру­пор общества» (именно на этом убеждении, имеющем более чем двух­сотлетнюю историю, держалась концепция «четвертой власти»), то ныне ситуация кардинально изменилась: аудитория обрела собствен­ный голос, не вписывающийся в рамки традицонного медиадискур-са,, который невозможно игнорировать.

Традиционно на протяжении последних двухсот—трехсот лет (времени существования старейшего из СМИ — газет) право на ком­муникацию, как отмечает известный английский социолог Энтони Гидденс, было организовано репрезентативно: люди делегировали свой голос другим, не только политикам, но, не в последнюю очередь, жур­налистам. Как пишет Джон Хартли в статье «Коммуникативная де­мократия в обществе редактуры: будущее журналистики», обретение публикой голоса означает бесконечное увеличение возможностей пря­мой коммуникации и радикальное измение роли журналиста: «жур­налисты становятся поисковыми машинами, которые предоставля­ют услуги по отбору и редактированию материала для других пользо­вателей»1.

Определяя процесс редактуры как важнейший этап в кругово­роте информации в современном обществе, Хартли предполагает что в этих условиях журналист будет выполнять не столько роль автора, но функцию редактора. «Такая модель журналистики предполагает наличие навыков поиска, редактуры, организаторские способности, умение подать материал. Репортерство — это воспроизведение суще­ствующего дискурса. Но у "редакторской" журналистики иные цели, чем те, что остались со времен публичного пространства, она не вы­полняет функцию оглашения "повестки дня" публичных мероприя-

1 Journalism. 2000, N 1. Р. 43.

413

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

тий, как это делала пресса раньше. В современном контексте журна­лист сообщает информацию индивидуалистичной, оживленной пуб­лике, чьи требования могут быть высказаны лично, без посредников. В результате таких особенных взаимоотношений не журналист состав­ляет повестку дня, а публика, ждущая сенсаций. И то, что считается журналистикой, будет развиваться еще дальше, продвигаясь в облас­ти, ей не свойственные, до тех пор, пока не исчезнет»1.

Хартли формулирует две гипотезы: 1) журналист становится ре­дактором, «as the one who cuts through the crap» («тем, кто продирается сквозь мусор») и 2) публика, а не журналист, выстраивает повестку дня.

Оба эти предположения находят свое подтверждение в истории развития Интернета: первыми журналистами в Сети были авторы веб-обозрений. «Вторичность» их работы сточки зрения информационно­го повода (веб-обозреватели писали об уже существующих сайтах) — естественная составляющая такого рода деятельности, которая, одна­ко, компенсировалась тем, что журналист не стремился к объектив­ности, но репрезентировал собственную позицию. Тем самым пользо­ватели Сети получали некую точку отсчета, позволявшую ориентиро­ваться в бесконечном многообразии ресурсов Интернета.

Это вело к изменениям во внутренней структуре интернетовс­ких изданий как предприятий. Роль главного редактора как «контро­лера» (гейткипера) в сетевых СМИ становится чисто символической, по сути представительской, поскольку он не может вторгаться в вы­бор точки зрения редакторов и обозревателей, формально остающих­ся у него в подчинении. Именно рекомендации веб-обозревателей яв­ляются важнейшим структурным элементом информационной сис­темы, т.к. они помогают заинтересованным пользователям найти до­ступ к необходимым коммуникационным каналам, в создании кото­рых пользователь может принять участие.

Формирование новой информационной системы происходит на основе перехода от монологического характера информации и разор­ванной, по сути, коммуникации, характерной для периода господства традиционных СМИ, к информационному диалогу между произво-

414

7.4. Интернет и будущее журналистики

дителем и получателем информации и, тем самым, уменьшению ком­муникационного разрыва. Рекомендации веб-обозревателей являют­ся важнейшим структурным элементом новой информационной сис­темы, поскольку помогают заинтересованным пользователям найти доступ к необходимым коммуникационным каналам. Более того, ис­пользование интерактивных медиа следующего поколения позволяет самому пользователю принять участие в их создании. Естественно, веб-обозреватели не могут быть единственным информационным ка­налом (и не будут им, учитывая продолжающееся строительство пор­талов и улучшение поисковых машин), но они формируют одну из цепочек передачи информации аудитории, привлекая внимание ктем событиям, которые считают важными или полезными для читателей. Здесь также особую роль приобретает рейтинг веб-обозревателя, но уже в виде репутации как залога ценности именно его рекомендаций, и важность этого обстоятельства трудно переоценить, поскольку в ус­ловиях информационных перегрузок пользователи доверяют тем, кого знают. Именно последние оказываются в новой информационной си­стеме легитимными поставщиками «информации об информации», ко­торая на сегодня является самым дорогим товаром.

Если обратиться ко второй гипотезе, предложенной Дж. Харт­ли, о том, что публика, а не журналист, выстраивает повестку дня, то применительно к Интернету она находит подтверждение прежде все­го на микроуровне новой коммуникационной среды, состоящей как бы из двух срезов: общение пользователей между собой (чатык фору­мы, интернет-конференции) и горизонтального обмена информацией (электронная почта, списки рассылки, Usenet, виртуальные сообщества). Правда, в отличие от большинства повесток дня (agenda setting), фор­мировавшихся в традиционных СМИ, здесь роль организатора огра­ничивается «складированием» материала, присылаемого аудиторией, и его тематическим распределением.

Отмечу еще одну особенность нового информационного поля в целом: резко уменьшается доля политизированных высказываний (за исключением специальных изданий), которые выглядят чуждыми. Можно сказать, что происходит усиление приватности и отрицание политического дискурса.

415

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

7.5

Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста

7.5.1

Социология профессиональных практик

Поскольку журналистика является профессиональной, хотя и специ­фической в силу ее публичного характера и степени воздействия на общество, деятельностью, она обладает теми же базовыми характери­стиками, которые в рамках функционирования и изучения профес­сий свойственны любой из них, а именно: длительной теоретической подготовкой, строгим этосом, крепкими ассоциациями и сильной груп­повой идентичностью. Все перечисленное составляет культуру профес­сиональной группы, под которой понимается система разделяемых ее членами общих смыслов, основанных на общности совместно осуще­ствляемой деятельности, которая формирует их внутреннее единство, позволяя справляться с внешними трудностями. К этой субкультуре относят как «знаковые (символы, атрибуты, фольклор), так и соци­ально-поведенческие (формы общения, нормы, стереотипы поведе­ния) аспекты... социальных отношений и их культурные коды»1. Про­фессиональная субкультура является совокупностью знаний, или «правил игры», на основе которых и осуществляются профессиональ­ные практики; эти правила, или традиции, представляют собой при­нятые данным профессиональным сообществом способы мышления и восприятия проблем, очевидные для опытных членов группы, но которым новички, вступающие в данное профессиональное сообще­ство, должны быть обучены.

Подлинная профессия должна обладать определенными призна­ками. Среди наиболее важных нужно отметить следующие: вовлечен­ность в интеллектуальную деятельность, предполагающую индивиду-

1 Щепанская Т.Б. Антропология профессий //Журнал социологии и соци­альной антропологии, 2003. Т. IV. № 1. С. 141.

416

7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста

альную ответственность; привлечение науки для обучения в практи­ческих целях; применение знаний посредством технологий, передавае­мых через образование; профессиональную самоорганизацию; альтруи­стическую мотивацию; наличие профессионального самосознания1.

Кроме того, каждая профессия стремится поддержать статус-кво, удержать или захватить позиции и наиболее выгодное положение в системе социальной стратификации общества. Достижения профес­сионального статуса должны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключать внешние оценки качества и гарантиро­вать безопасность занятия своей деятельностью — в этом источник серьезных конфликтов между профессионалами и теми, кто посягает на их монополию на статус и экспертизу.

Феноменологический подход рассматривает профессию как от­носительно замкнутый и самодостаточный жизненный мир, интер­претируя взгляды профессионалов на их повседневность. В рамках этого подхода предпринимаются попытки детально описать содержа­ние и структуру сознания субъектов, ухватить качественные различия в их переживаниях и выявить их сущностный смысл, иначе говоря, сделать «незримое зримым»2.

Социокультурные смыслы профессии, воплощаемые в повсед­невных практиках, исследуются с помощью герменевтики, ориенти­рованной на достижение понимания инсайдерского опыта практиков, который «выходит на поверхность» в повседневной деятельности уча­стников этого процесса. Особенностью понимаемой таким образом профессиональной культуры является лежащий в ее основе процесс неявного, фонового для участников, но непрерывно организуемого договорного порядка, который находит свое отражение в неформаль­ных, неявных сторонах практик, фиксируемых в повестке дня орга­низации, но имеющих как бы двойное дно. Эти неявные практики по­лучили называние латентной повестки дня3.

1 Reeser L.C., Epstein I. Professionalization and Aqctivism in Social Work: The
Sixties, the Eighties, and the Future. N. Y.: Columbia University Press, 1996. P. 70-71.

2 Квале С. Исследовательское интервью / под ред. Д.А. Леонтьева. М.:
Смысл, 2003. С. 53.

3 Snyder B.R. The Hidden Curriculum. N. Y.: Knopf, 1971.

417

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

7.5.2

Правила и практики журнализма как профессии

Интерес к изучению профессиональной деятельности журналистов су­ществовал с момента начала исследований СМИ, однако на протяже­нии десятилетий эта система организации практик характеризовалась спорадическими исследованиями отдельных групп (редакторов, теле­визионных продюсоров), осуществляющих «гейткипинп> (в рамках идей Г. Лассуэла). Систематическое изучение целостного корпуса журнали­стов связано с работой американцев Д. Вивера и Г. Вильхойта, создав­ших типологию журналистских ролей, которая широко используется для количественного и сравнительного анализа профессионалов в раз­ных странах1. Эта методика используется и в исследованиях ученых факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова2.

Особый интерес для исследования представляют неявные пра­вила или коллективные нормы, на основе которых профессиональ­ное сообщество журналистов устанавливает «значимые факты», «при­емлемые объяснения», «смыслы текстов». Эти вещи не объясняются, но подразумеваются как само собой разумеющееся, и их источником обычно выступает политика конкретного СМИ. Как правило, имен­но на индивидуальном уровне осуществляется выбор информации — процесс, обозначаемый в европейской социологии СМИ как «newsworthiness» («заслуживающий освещения в печати»), который включает в себя представления о журналистском «чутье», особеннос­тях личности журналиста (его убеждениях и пристрастиях, симпати­ях и антипатиях), влияющих на этот выбор. Исследователи придер­живаются мнения, что в журналистской среде существует негласное единодушие относительно того, что является «стоящим» фактом. Роль подобных конвенций в данной профессиональной группе столь вели­ка, что шведский исследователь Ян Экекранц считает журналистов «сообществом интерпретаторов», для которых профессиональный

1 См.: Weaver D.H., Wilhoit G. С. The American Journalist: A Portrait of US News
People and Their Work. Bloomington: Indiana University Press, 1986 (2nd ed. — 1991);
WeaverD.H. The Global Journalist: News People Around the World. Cresskill: Hampton
Press, 1998.

2 ЗасурскийЯ.Н., Колесник С.Г., СвитичЛ.Г., Ширяева А.А. Журналист: рос­
сийско-американские социологические исследования. М.: Эслан, 1998.

418

7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста

консенсус выше компетентности любого носителя экспертного знания. Этот консенсус фиксирует базовые позиции относительно происхо­дящего в мире и интерпретации событий, а следовательно, их подачи в СМИ и роли журналистов как интерпретаторов и организаторов публич­ных дискуссий1. Отечественная исследовательница A.M. Сосновская на основе изучения реальных практик методом включенного наблюдения выделила «неявное правило» ситуативности:«Типичный ответ наших рес­пондентов о выборе сюжета и его трактовка в обычной ситуации (если не присутствует ничьих интересов, таких, как редакционный заказ, просьба друзей и т.п.): «случайная реакция на случайные события»2.

При анализе разнообразных профессиональных деятельностей исследователи выделяют два типа социальных практик: «фоновые практики», означающие контекст, в котором интерпретируется выс­казывание или поведение; и «раскрывающие» практики, характери­зующиеся набором способов деятельности.

Пожалуй, основной проблемой при этом оказывается выявле­ние способов конструирования общих для членов профессиональной группы системы смыслов, представляющей собой основу групповой идентичности. Одним из наиболее адекватных исследовательских под­ходов при этом является изучение процесса социализации новых чле­нов, т.е. усвоение и закрепление ими культурных норм и правил пове­дения, а также определенных способов деятельности. Процесс соци­ализации осуществляется на основе сложившихся социальных меха­низмов, которые включают в себя мифы, ритуалы, язык, символы и систему социального контроля, объединенных в характерном для каж­дой профессиональной группы символическом поведении.

7.5.3

Символическое поведение журналистов

Люди всегда и везде разговаривают, отмечают праздники, совершают ритуалы, участвуют в церемониях, применяют образный язык и про-

1 EkecrantzJ. Journalism Discursive Events and Sociopolitical Change in Sweden
1925-1987 // Media Culture and Society. L.: Sage, 1997.

2 Сосновская A.M. Профессиональная идентичность журналиста (анализ
случаев) //Журнал социологии и социальной антропологии, 2004. Т. VII. № 3 (27).
С.117.

1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


написать администратору сайта