Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
Скачать 2.46 Mb.
|
Гл а в а 7 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИЗМА Что представляла собой деятельность журналиста в «классический» период развития СМИ —до возникновения телевидения и Интернета? Огрубленно, это был процесс трансляции новостей и осуществление функций контроля за властью, т.е. выполнение задачи «четвертой власти». Однако изменения в обществе, повлекшие за собой двуединый процесс — медиатизации политики и политизации медиа, — кардинально изменили содержание профессии журналиста. Ныне журналист выступает не транслятором информации, но создателем смыслов, осуществляя не столько контроль над властью, сколько тиражируя властные импульсы и убеждая общество в их истинности. Тем самым журналист принимает на себя (обычно имплицитно) не свойственные ему функции эксперта, что удается в силу старого стереотипа, до сих пор весьма распространенного: «если об этом пишут в газете (говорят по телевидению), значит это правда» (и это при том, что все знают о товарном характере производимого информационного продукта). Сами же журналисты в большинстве своем нацелены на профессиональное выполнение своих функций, т.е. на информирование общества. В этой главе будет сделана попытка проанализировать особенности и трудности журналистской профессии, представляющей собой совмещение конкурирующих задач: создание привлекательного, ориентированного на продажу, товара и сообщение фактов, часто неприятных, т.е. информирование. Все это составляет содержание реальных практик журналистской деятельности. 384 7. /. Массовая коммуникация как действие 7.1 Массовая коммуникация как действие Вообще говоря, понятие практики в социальных исследованиях берет свое начало с работ Пьера Бурдье1 и Клиффорда Гирца2, становясь в 80-е годы прошлого века центром новой научной ориентации, делающей особый упор не на структурах и институтах, но на реалиях человеческих взаимодействий. Для исследований в области медиа особое значение имела книга Мишеля де Серто «Практики повседневности»3, в которой он продемонстрировал роль «слабых», т.е. находящихся в подчиненном положении, людей, которые, однако, обладают определенными возможностями обходить навязанный власть предержащими порядок и нередко практически вытеснять его, хотя бы временно; развитие этих идей Дж. Фиском4 позволило показать активный характер потребления продукции масс-медиа аудиторией как «слабым» актором. Применение этих положений к деятельности журналистов также весьма продуктивно, как будет показано ниже. Традиционный взгляд на деятельность журналистов описывает так называемая репрезентативная теория, согласно которой основой этой деятельности является объективное отражение реальности, а «искажения» реальности (bias), могущие иметь место, расцениваются как подлежащая исправлению девиация. В противовес этому подходу, который до сих пор имеет значительное распространение в среде коммуни-кативистов, в 70-80-е годы прошлого века возникает — на основе конструктивистской социологии знания — другой подход, в котором отражается деятельность журналистов по созданию смыслов как неких артефактов, не связанных непосредственно с внешним миром. Собственно говоря, в этих двух научных подходах нашли свое отражения реальные изменения и проблемы современной практики журнализма. 1 Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. 2 Geertz СThe Interpretation of Cultures. N. Y.: Basic Books, 1973. 3 Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkley; Los Angeles; L.: University of California Press, 1984. 4 FiskeJ. Power Plays, Power Works. L.: N. Y.i Verso, 1993. 385 Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма Каждая из этих точек зрения, очевидно, недостаточна. Репрезентативная теория исходит из представления о массово-коммуникативных процессах как прямом аналоге непосредственной, или межлично-стой, коммуникации, не принимая в расчет важного технологического компонента масс-медиа (вспомним глубокую идею Маршала Мак-Лю-эна: «The medium is the message» — «Канал есть сообщение»), т.е. не учитывает технических особенностей передачи информации, ее новой специфики. Конструкционизм, в свою очередь, предает забвению тот факт, что любые смыслы в человеческом обществе имеют в своей основе определенные социокультурные содержания, которые и задают границы мысленных конструктов. Разрешить это теоретическое противоречие возможно, обратившись к основному средству журналистских практик — языку, а точнее, к аналитической философии языка, основы которой создал Людвиг Витгенштейн1, развили Джон Остин2 и Джон Серл3. Суть этой концепции состоит в прагматическом понимании языкового высказывания как действия (мобилизующий характер языка давно известен на уровне обыденного сознания, зафиксирован в поэтическом слогане «слово — полководец человечьей мысли»), ориентированного на достижение определенных целей, а потому связанного с другими «материальными» действиями. Подобное инструментальноепонимание речевой деятельности принципиально меняет ее функции, не сводимые лишь к «отражению» действительности (репрезентативный подход), видоизменяя и смысл конструкционизма как создания ее виртуального дубликата в процессе расчленения целостного мира на смысловые «кубики» с целью их дальнейшей «перетасовки». Понимаемая таким образом коммуникация представляет собой деятельность по обмену осмысленными знаками (язык — частный случай знака) для достижения определенных целей, причем отнюдь не только чисто информационных, ориентированных на понимание, но 1 Витгенштейн Л. Философские работы / пер. с англ. М: Гнозис, 1994. 1 Austin J. L. How to Do Things with Words. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1962; На рус. яз.: ОстинДж. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 3 SearleJ. R. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 386 7. 1. Массовая коммуникация как действие и на убеждение (в чьих-то интересах). Участие в этом процессе обмена и является собственно коммуникативным действием. Таким образом мы получаем новый набор характеристик деятельности создателей информационного продукта — журналистов, расширяющих традиционные воззрения:
7.1.1 Особенности и этапы массово-коммуникативной деятельности Такое понимание опосредованной массовой коммуникации позволяет не только отличать ее от межличностной, т.е. интеракции лицом к лицу, но и подчеркнуть ее специфику как процессуальной деятельности, использующей развитые технологические средства. 1. Помимо чисто речевой деятельности в массовой коммуникации широко используются и другие системы знаков — символы, визуальные образы, звук. 1 Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1: Reason and the Rationalization of Society. N. Y.: Polity Press, Blackwell Publishers, 1995. 387 Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
1 Весьма продуктивным в этом смысле представляется предложенный в свое время М.М. Бахтиным анализ художественной литературы. См.: Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / Эстетика словесного творчества. М.: Ис- 388 7. /. Массовая коммуникация как действие Итак, процесс массовой коммуникации в современном обществе представляет собой совокупность взаимосвязанных знаковых действий, каждое из которых имеет собственного «исполнителя» (субъекта, часто коллективного — журналисты, аудитория) и собственные, связанные с этой деятельностью, ожидания. Следовательно, можно говорить о том, что полученные в рамках этого вида деятельности результаты — совокупность информационных продуктов — не являются «зеркалом» (прямым отражением) реальности, хотя в каждом конкретном случае может быть осуществлено объективное, т.е. правдивое, соответствующее фактам изложение события. Такой подход к процессу массовой коммуникации позволяет выделить ряд этапов и зон ее осуществления как сложного действия:
7.1.2 Специфика дискурса масс-медиа Итак, особый характер современной массовой коммуникации обусловлен тем, что в ее рамках общество реализует технологические способы производства социальных значений. На практике разные социальные группы пытаются навязать обществу свою модель интерпретации того или иного события'. Именно эти процессы становятся цен- 1 Gamson W.A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a Constructionist Approach //American Journal of Sociology, 1989. N I. 389 Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма тральными в деятельности современных СМИ, осуществляясь на когнитивном (познавательном) и культурном уровнях человеческого сознания и деятельности. На когнитивном уровне происходит приспособление информации, получаемой из СМИ, к жизненному опыту и убеждениям индивида, и формирование общественного мнения (вспомним концепцию Г. Шпинера). Применительно к масс-медиа дискурс означает «упаковку» информации (сообщений) с помощью метафор, визуальных образов (имиджей) на основе моральных норм, принятых в данном обществе, т.е. в нем находят свое отражение культурные основания, или культурные резонаторы. Культурные резонаторы — определенный набор символов, наиболее естественных и «близких» для людей определенной культуры. Так, для американцев это идея прогресса и эффективности деятельности, воплощенная в технологических достижениях (изобретениях) и представлении о «self made man». При этом каждый набор символов имеет свою оппозицию, или контрсимвол, который также обладает качеством культурного резонатора. В данном случае контрсимволом будет идея возврата к природе, выраженная наиболее ярко Генри Торо («Уолден, или Жизнь в лесу»). «Поскольку и темы, и контртемы имеют культурные корни, имеет смысл признать, что большинство членов данной культуры обладает и тем, и другим. Резонанс с любой из них является полезным»1. Оба уровня функционируют параллельно, и именно в ходе их взаимодействия происходит социальное конструирование значений. «Каждая из систем взаимодействуете другой: медиадискурс является частью процесса, с помощью которого индивиды конструируют значения, а общественное мнение — часть процесса, с помощью которого журналисты и другие культурные антрепренеры развивают и кристаллизуют значенние в публичном дискурсе»2. Каждый шаг обработки и формирования значения добавляет в него новые грани. В качестве важных средств в этом процессе наряду 1 Gamson W.A. The 1987 Distinguished Lecturre: a Constractionist Approach to Mass Media and Public Opinion // Symbolic Interaction, 1988, N 2. P. 168. 2 Idem. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a Constructionist Approach//American Journal of Sociology, 1989, N 1. P. 2. 390 7. /. Массовая коммуникация как действие с культурными резонаторами выступают также деятельность спонсоров и практики масс-медиа. Деятельность спонсоров заключается в том, что те или иные наборы значений в виде проблем имеют заинтересованных в их продвижении лиц. Как правило, это общественные организации, использующие специалистов по PR для контактов со СМИ с целью привлечения внимания к целям (интересам) организации, чтобы мобилизовать своих потенциальных сторонников и демобилизовать противников. Для нас особое значение имеет третий компонент формирования значений — практики масс-медиа. «То, что спонсоры активны, не значит, что журналисты пассивны. Рабочие нормы и практики журналистов добавляют существенные ценности в этот процесс»1. Даже при господстве одной, как правило официальной, точки зрения журналисты обладают определенной свободой для представления иных позиций по проблеме. Правда, рутинизация всякого массового процесса производства относится и к производству информационного продукта. Нередко до 60% информации, появляющейся в СМИ, получено из пресс-релизов, официальных заседаний и пресс-конференций, и лишь около четверти сообщений добывается в ходе свободного репортерского поиска и извлекается в результате анализа ситуации самими журналистами. На уровне осознания проблемы журналистами, т.е. на когнитивном уровне, существуют определенные схемы обработки действительности, выступающие в качестве «механизмов настройки», фиксирующих внимание на определенной информации при игнорировании других сообщений. Именно схемы помогают определять важность (значимость) и смысл информации и ее место в уже существующей системе значений: «Мы подгоняем то, что слышим, под определенную схему и нам трудно понимать то, что не очень хорошо соответствует ей»2. Так в самом общем виде выглядит механизм создания смыслов в практике журналистской деятельности, трансляция результатов которых через разнообразные каналы информации и их закрепление в массовом сознании формирует общественное мнение. 1 Gamson W.A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a Constructionist Approach//American Journal of Sociology, 1989. N 1. 2 Ibid. P. 170. 391 Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма 7.1.3 Требования к информационному продукту Каким требованиям должны отвечать созданные журналистами материалы, чтобы привлечь внимание публики, т.е. способствовать продаже информационного продукта? В написанном еще в IV в. до н. э. трактате «Риторика» Аристотель выделяет три принципа, которым необходимо следовать, чтобы добиться внимания аудитории — пафос, логос и этос. Американский исследователь Б. Стоунхилл1 дал анализ этих оснований применительно к современному телевидению, которое должно оказывать сильное эмоциональное воздействие (пафос), содержать интеллектуальный компонент (логос), представляющий собой загадку, а также соответствовать нравам и традициям данного общества (этос). Реальная трудность в осуществлении этих требований журналистами на практике состоит в том, что они в своей деятельности должны поистине проскользнуть между Сциллой и Харибдой — интересами публики и потребностями владельцев, — не забывая при этом о требованиях профессиональной этики профессии. Авторы концепции публичных арен, уже известные нам С. Хилгартнер и Ч. Боек (см. гл. 6) выделяют характеристики современного медийного продукта, наличие которых является необходимым для его попадания на эти арены. |