Главная страница
Навигация по странице:

  • Аристотеля

  • О.Конта и Г.Спенсера

  • § 1. О.Конт и Г.Спенсер — основоположники социологии

  • Социология О.Конта

  • Социология Г.Спенсера В основе социологических взглядов Г.Спенсера

  • (Т.Парсонс, Р.Мертон

  • (Л.Уайт, Дж.Стюард, Н.Смелзер, Э.Эйзенштад

  • Тадевосян. Учебное пособие к читателям


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеУчебное пособие к читателям
    АнкорТадевосян
    Дата11.09.2021
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТадевосян.doc
    ТипУчебное пособие
    #231364
    страница4 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    Глава 3

    Создание и основные этапы развития социологии
    Выяснив сущность и специфику социологии и социологического исследования, следует обратиться к иному аспекту понимания социологии как особой общест­венной науки — историческому. Генезис социологии и ее развитие имеют свои специфические основания. Изучение хотя бы краткой истории социологической мысли важно не только само по себе; оно во многом способствует пра­вильному пониманию проблем современной социологии и социальной жизни.

    Начало исследования жизни общества уходит далеко в глубокую древность. От «Государства» Платона и «По­литики» Аристотеля (V — IV вв. до н.э.) до «О духе зако­нов» Ш.Монтескье и «Об общественном договоре» Ж.Ж.Руссо (XVIII в.) — таков длинный и тернистый ис­торический путь обществознания вплоть до нового вре­мени. Принципиальная отличительная особенность здесь состояла в том, что общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем — как состав­ная часть других, уже известных наук, как «политиче­ская арифметика», «социальная физика» и т.д. И лишь к середине XIX столетия утверждается понимание социо­логии в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, наряду с физикой, химией и биологией. Это заслуга прежде всего основателей науки О.Конта и Г.Спенсера, первому из которых принадлежит честь введения в научный оборот самого понятия «со­циология»2.

    Выделение социологии в самостоятельную науку не было случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-политическим, экономическим и духовным раз­витием человечества, французского общества в частности и в особенности. Достаточно напомнить, что первая половина XIX в. — это время бурного промышленного развития пере­довых стран, связанного прежде всего с овладением и ис­пользованием силы пара и внедрением машинной индуст­рии; фундаментальных открытий практически во всех об­ластях естествознания; сложных, быстрых, масштабных и острых социально-политических конфликтов и перемен, особенно во Франции. На этом фоне рельефно обнаружи­лось серьезное отставание знания людей о самих себе и о том обществе, в котором они живут. И точно так же, как высший для того времени уровень развития капиталистических эко­номических отношений в Англии явился благоприятной почвой для появления классической экономической теории А.Смита и Д.Рикардо, так и наивысший уровень развития общественно-политических отношений во Франции того периода стал не менее плодородной почвой для рождения социологии О.Конта (равно как и более ранних политиче­ских учений Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, а затем АТоквиля).
    § 1. О.Конт и Г.Спенсер — основоположники социологии

    В истории общественной мысли французский ученый Огюст Конт (1798 — 1857) известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умо­зрительной философии (метафизики) и теологии. Основ­ные труды его: шеститомный «Курс позитивной филосо­фии» (1830 — 1842) и четырехтомная «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах рели­гии человечества» (1851 — 1854). Уже после его смерти бы­ло издано четырехтомное «Завещание Огюста Конта». Философские и социологические взгляды тесно переплетались в творчестве О.Конта, в связи в чем Р.Арон характеризовал его как философа в социологии и социолога в философии. Определенное влияние на его теоретические концепции оказало творчество Сен-Симона, у которого Конт в 1817 — 1824 гг. работал секретарем. Но из-за серьезных разногла­сий по коренным теоретическим, политическим и личным вопросам им пришлось расстаться. Для Конта были непри­емлемы идеи классовой борьбы и равенства производите­лей. Во время революционных событий в Париже он высту­пал как против революционных действий пролетариата, так и против его преследователей. Оказавшись в изоляции от основных классов общества, он обратился к небольшой группе интеллектуалов с призывом создать «партию поряд­ка и прогресса», но так и не был услышан.

    Английский исследователь Герберт Спенсер (1820 — 1903) — продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической шко­лы в социологии, сделавший во второй половине XIX в. но­вый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системно­го и структурно-функционального подхода к изучению об­щества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их авто­ра и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами XX столетия.

    Социология О.Конта

    Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное со­стояние, в котором так долго находятся самые цивилизо­ванные нации, считал О.Конт. Положительные знания, основанные на наблюдении и эксперименте, он противо­поставлял химерическим, нереальным и на протяжении всего своего творчества не уставал подчеркивать, что дале­кие от здравого смысла знания ученые должны ставить значительно ниже даже «самопроизвольных верований че­ловечества». Положительные знания — знания, «истинно доступные нашему уму и полезные для нас». Здоровые умозрения должны беспрерывно улучшать условия инди­видуального или коллективного существования. Но чело­вечество, по Конту, лишь постепенно сможет прийти к по­ложительной науке об обществе.

    Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О.Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологиче­ского, метафизического и научного (позитивного). Это зна­чит что человеческий разум в силу своей природы пользу­ется сначала теологическим (религиозным), затем метафи­зическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития явля­ется, с точки зрения Конта, необходимым условием разви­тия последующего. Последовательность достижения раз­личными отраслями знаний позитивного состояния соот­ветствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимо­сти». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология. О.Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому ра­зуму остается основать «социальную физику» (так он внача­ле называл социологию).

    В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо (ин­дивиды и общество). Каждое деятельное существо в науч­ных концепциях должно быть представлено статически и динамически. Но в отличие от биологии, социология рас­сматривает действующих и способных действовать инди­видов как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Поэтому социолог, на­блюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не уда­ется, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждением. Со­циолог должен наблюдать прежде всего за состоянием об­щественных идей и мнений как социальных явлений.

    Через всю социологическую концепцию О.Конта «крас­ной нитью» проходит его идеал «порядка и прогресса». Ве­ликий политический и моральный кризис современного общества, рассуждал Конт, обусловлен в первую очередь умственной анархией. Очевидно глубокое «разногласие умов» относительно всех основных правил, лежащих в ос­нове социального порядка. Наблюдающий социолог легко фиксирует отсутствие в обществе общих идей, выдвигая на основе изучения эмпирических фактов новые и приемлемые для всех идеи, раскрывая процесс становления новой общности принципов и создания соответствующих учреж­дений, способствующих полному преодолению обществен­ного кризиса. Пока же отдельные умы не примкнут едино­душно к некоторому числу общих идей, на основании кото­рых можно построить общую социальную доктрину, писал О.Конт, народы, несмотря ни на какие политические пал­лиативы, по необходимости останутся в революционном состоянии и будут вырабатывать только временные учреж­дения. Но Конт предупреждал, что необходимо только муд­рое вмешательство в естественный ход общественной жиз­ни. А для этого надо привести в стройную систему все зна­ния о личностном и коллективном человеческом существо­вании, одновременно изучив мысли, чувства и действия людей. Только точная оценка естественного хода эволюции человечества может дать теоретический фундамент для муд­рого вмешательства. Постоянно вносимые нами в эту само­произвольную эволюцию систематические изменения на базе таких знаний в состоянии значительно уменьшить «ги­бельные замедления и резкую несогласованность». sdt Саму социологию О. Конт подразделял на две основные части — социальную статику и социальную динамику. Пер­вая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая — законы их развития и изменения.

    Социальная статика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наи­лучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса).

    Общество он сравнивает с живым организмом, имею­щим различные органы, которые выполняют свои специфи­ческие функции. Но точно также, как нельзя рассматривать Функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного организма, так и в обществе как социальной сис­теме нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. В соотношении и взаимодей­ствии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

    Анатомически препарируя общество на отдельные со­циальные структурные элементы, институты, О.Конт осо­бо выделяет семью, государство и религию как то, что иг­рает важнейшую роль в обеспечении органического единства общества. Он считает, что именно семья, а не инди­вид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество. Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с «эгоистически-личностным» имеется и неэгоистическое, «социальное» начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолева­ются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь, приведет к распространению и утвержде­нию альтруистических начал в обществе. Одной из важ­нейших функций семьи как раз и является воспитание мо­лодого поколения в духе альтруизма, преодоления врож­денного эгоизма, индивидуализма.

    Государство, по Кошу, — это блюститель общественно­го порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения идей, чувств и интере­сов в обществе. Без этого невозможен общественный про­гресс. Поэтому следование общественному порядку, под­чинение государству и его установлениям, считает Конт, — это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества в идеале должно базировать­ся прежде всего на духовном, моральном единстве. И здесь особенно велика, на взгляд Конта, роль религии, религи­озных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка: рушится вера, распадаются и соци­альные связи. Это особенно наглядно проявляется в рево­люционные периоды с их «анархией умов». Социальная динамика О.Конта — это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом и других факторах, которые Конт именовал вторичны­ми (например, климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным — духовным, умственным. Поэтому характер общества на ка­ждом историческом этапе и направление его развития опре­деляются у Конта «состоянием человеческих умов».

    Трем указанным выше ступеням умственного развития человечества — теологической, метафизической и пози­тивной — соответствуют и три стадии исторического про­гресса. Первая — теологическая — охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XIII в. Она характеризует­ся господством религиозного мировоззрения, военно-ав­торитарными политическими режимами во главе с жреца­ми и военными. Вторая — метафизическая — охватывает XIV — XVIII вв., для которых характерен переход от одно­го, старого, разрушающегося общественного порядка к новому, в связи с чем эта стадия именовалась О.Контом как критическая, переходная. В духовной сфере на первый план здесь выдвигаются философы-метафизики, а в поли­тической — юристы, литераторы, публицисты. Сыграв по­ложительную роль в разрушении теологизма, в ниспровер­жении «реакционной, ретроградной аристократии», эта эпоха, отмечал Kоht, в свою очередь, породила другую крайность — революцию, «анархическую республику», ин­дивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества.

    На третьей, высшей — позитивной — стадии, начавшей­ся в XIX столетии, вместе с утверждением позитивного, на­учного сознания, согласно контовской социальной дина­мике, наступает расцвет промышленности, науки, полно­стью уходят в прошлое военный дух и милитаристский об­раз жизни, на смену аристократии приходит социократия, принципы построения, функционирования и развития ко­торой разрабатываются особой прикладной наукой, бази­рующейся на социологии, — позитивной политикой. В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-по­зитивисты и деятели искусства, а на место старой, традици­онной религии с богом приходит позитивизм как «религия человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклоне­ния личности, обществу, человечеству. Управлением же хо­зяйством должны быть заняты промышленники и техниче­ские специалисты. В осуществлении идеалов позитивной политики важную роль О.Конт отводил пролетариату при условии его отказа от социалистических взглядов и попыток покушения на священную частную собственность.

    Значение социологии О.Конта определяется прежде все­го тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода вопреки господствовавшим в то время спеку­лятивно-умозрительным философским подходам и теоло­гическим взглядам он впервые: обосновал необходимость на­учного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке; обосновал законо­мерный характер развития истории, общие контуры социаль­ной структуры и ряда важнейших институтов общества.

    Однако О.Конту не удалось достаточно четко определить предмет и метод новой науки; в его трудах — характерная для позитивизма недооценка значения общей теории и абсолю­тизация роли изучения отдельных социальных фактов, эм­пиризм, неправомерная аналогия социальных явлений, про­цессов и законов с теми, что изучаются в естествознании.

    Социология Г.Спенсера

    В основе социологических взглядов Г.Спенсера лежали два исходных положе­ния, тесно связанных с дарвинским учени­ем: а) понимание общества как социального организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития; и б) учение о всеобщей эволюции, согласно ко­торому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой «часть общего процесса эволюции», поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду. Проводя постоянную аналогию между биологическим и социальным организмами, Г.Спенсер выделяет такие об­щие их черты и свойства, как рост и усложнение структу­ры, дифференциация функций и усиление их взаимодей­ствия со структурой и др. Он считал, что взаимоотноше­ния между общественными структурами подобны взаимо­действию органов живого организма. По Спенсеру, роль сосудистой системы в обществе выполняет транспорт, роль кровообращения — торговля, роль питания — про­мышленность и земледелие, роль кожного покрова — ар­мия и т.д. Вместе с тем он видит и отличие общества, ко­торое он именует «сверхорганизмом», прежде всего в том, что в нем индивид меньше зависит от социального целого и что общество как целое, состоящее из отдельных инди­видов, служит благу своих членов.

    Если О.Конт в вопросе о соотношении личности и об­щества отдавал приоритет обществу как системе, то Г.Спенсер, наоборот, — личности, индивиду. Он исходил из того, что «характер сложного тела определяется характе­ром составляющих его единиц», а потому и «основные осо­бенности обществ определяются основными особенностя­ми людей», их составляющих. Поэтому главным и определяющим для Г.Спенсера, в отличие от О.Конта, было непо­средственное изучение не общества как целого, а личности и других его структурных элементов, их черт, функций и взаимодействий. Не случайно его социологические взгля­ды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции.

    Органицистские, натуралистические идеи Г.Спенсера неотделимы от его эволюционизма в социологии. Сам предмет социологии представлялся ему как изучение «рос­та, развития, строения и отправления общественного агре­гата». Эволюция рассматривалась им как источник любого природного и общественного явления. В ее основе — про­явление и взаимодействие двух противоположных процес­сов: интеграции (концентрации, объединения) и дезинте­грации (дифференциации, рассеяния), ибо эволюция — это «интеграция вещества и рассеяние движения». Она всегда направлена на переход от неопределенного и простого к оп­ределенному и сложному. Г.Спенсер так определял свой всеобщий закон эволюции: «Эволюция есть интеграция ве­щества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопре­деленной, бессвязной однородности в состояние опреде­ленной связной разнородности, а сохраняемое веществом движение претерпевает аналогичное превращение».

    Таким образом, и социальная эволюция выступает у Спенсера как автоматический, неодолимый, в общем и це­лом предопределенный процесс чередования развития и разложения определенных обществ. При этом в ходе эво­люционных изменений сперва происходит переход от рас­сеянного состояния общества в концентрированное, а за­тем — от однородного состояния к разнородному.

    В соответствии с этим Г.Спенсер классифицировал об­щества по степени их сложности, а социальный прогресс видел в последовательном подъеме на все более усложнен­ные ступени организации общества, отражающие все более высокие степени их внутренней сплоченности. Он подраз­делял в этой связи общества на простые, сложные, вдвойне и втройне сложные, исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях. Так, простое общество — это самостоятельное целое, составные части которого однородны и легко взаимозаменяемы, а их взаи­модействие осуществляется под воздействием единого ре гулятора ради достижения общих целей. В сложном обще­стве структурно-функциональная социальная дифферен­циация исключает былую возможность легкой компенса­ции одной частью общества другой, что вызывает усиление их взаимозависимости, а тем самым хрупкость и уязвимость структуры всего общества. Это, в свою очередь, делает необ­ходимым создание специальной регулирующей системы, способной контролировать действия каждой составной час­ти и осуществлять их координацию. Так, переход от просто­го общества к сложному, а затем и к обществу двойной сложности Г.Спенсер связывает, в частности, с переходом от кочевого к полуоседлому и оседлому обществам. В обществе двойной сложности уже нет кочевых племен, а его более вы­сокая общественная организация включает трехступенчатую иерархическую структуру, когда простые группы оказыва­ются включенными и подчиненными сложным, а эти по­следние — еще более высоким и сложным. К наиболее вы­сокому типу обществ — обществу тройной сложности — Г.Спенсер относил все современные ему цивилизованные страны, а также Древнюю Мексику, Ассирийскую, Египет­скую и Римскую империи, проявившие прочность полити­ческого устройства. В основе прогресса общественной орга­низации, по Спенсеру, лежит социальная дифференциация общества, развитие промышленности, науки и искусства.

    Другая, более известная классификация обществ Г.Спенсером связана с разграничением их общественной организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. Так, он различал «воинственные» и «индустриальные» типы обществ. В первых общественная организация основана на жесткой иерархической структу­ре, разветвленном аппарате, высокой централизации, строгой дисциплине и принуждении («принудительная кооперация»), а индивид реально лишен свободы, раство­рен в обществе, его интересы подчинены общественным, а сам он полностью подчинен государству в целях осущест­вления функций обороны и нападения.

    Во вторых типах обществ общественная организация преследует преимущественно не внешние, а внутренние, мирные цели. Главной задачей государства выступает вос­питание членов общества, а на смену насилию и принуж­дению приходят убеждение, симпатии и право. Принуди­тельная кооперация заменяется добровольным взаимодей­ствием свободных и сознательных членов общества. Военный тип обществ отражает, по Спенсеру, более низкую, примитивную ступень общественного развития по сравне­нию с индустриальным типом. Переход от первого ко вто­рому происходит в результате нормальной социальной эволюции. В ходе развития производства, обмена произ­водственной деятельностью, мирного труда преобразуется природа, а вместе с этим и на основе этого — и все обще­ство. Г.Спенсер, как и О.Конт, выступил решительным противником революционных общественных перемен, сторонником «общественного равновесия», сохранения существующей общественной системы как естественного состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он был противником и принципов, идеалов социализма, считая невозможным и ненужным устранение конкуренции, социального неравенства и диф­ференциации общества на богатых и бедных, сильных и слабых, управляющих и управляемых и т.д.

    Труды Г. Спенсера отразили новый этап становления социологии. Они были наиболее популярны во второй по­ловине XIX в., адекватно отразив общие достижения и тенденции развития философии, естествознания и обще­ствоведения того периода. Заслуга Г. Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось развер­нуто и глубоко для своего времени разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволю­ционизмом. Он первым использовал такие важнейшие кате­гории социологии, как социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, со­циальный контроль и др. Характеризуя структуру общества, Г.Спенсер различал, например, три подсистемы — поддер­живающую (экономика), распределительную (разделение труда) и регулирующую (государство), а также шесть типов социальных институтов (родства, образования, политиче­ские, церковные, профессиональные и промышленные). Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменений социальной структуры и социальных функций ее составных единиц, усиления дифференциации этих функций, естественного разделения труда в результате роста размеров структурных единиц. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элемен­тов, Г.Спенсер заложил основы структурно-функциональ­ного направления в социологии, получившего позднее широкое распространение и влияние (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.). Возрождение идей Спенсера в рамках современ­ной социологии нашло свое выражение и в формировании такого социологического направления, как неоэволюцио­низм (Л.Уайт, Дж.Стюард, Н.Смелзер, Э.Эйзенштад и др.), которое вместе с тем пересмотрело ряд важных положений классического эволюционизма.

    Историческая ограниченность учения Г. Спенсера про­явилась прежде всего в его биологизме, органицизме, ме­ханицизме и эволюционизме. Их недостаточность и одно­сторонность обнаружились уже к концу XIX в., что вызва­ло серьезную критику его взглядов как среди естествоис­пытателей, так и среди философов и обществоведов, в том числе и социологов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта