Тадевосян. Учебное пособие к читателям
Скачать 1.04 Mb.
|
Глава 8 Социология права Социология права — отрасль социологической науки, призванная исследовать феномен права с позиций социологии. Объективным основанием для выделения такой особой отрасли социологии служит то, что право — это важный не только политический и юридический, но и социальный институт, которому, наряду с нравственностью, принадлежит важнейшая роль в социальном контроле и во всем социальном регулировании. Правовые явления и процессы не могут быть глубоко и всесторонне изучены вне их связи с обществом как социальной системой, т.е. вне социальных связей. Как отмечал современный американский социолог права Леон Мейхью, «социология права исходит из предпосылки о том, что право осуществляется в социальном контексте и может быть понято только в этом контексте». И далее: «...с социологической точки зрения право должно пониматься как социальный процесс, но все более выясняется, что понять право как социальный процесс — значит понять функциональное значение правовых норм: как они проводятся в жизнь, как применяются, толкуются и в конечном счете через посредство шаблонов использования воплощаются в институциональную структуру общества». § 1. Социология права как специфическая отрасль социологии Прежде чем непосредственно определить сущность и специфику социологии права, необходимо выяснить, что такое право как социальный феномен и объект изучения данной области научного знания. Право как социальный институт В разделе общей социологии уже отмечалось, что общество — это организованная, упорядоченная и саморегулирующаяся общность людей, действия, взаимодействия и отношения между которыми основываются на сложившейся в ней культуре как системе осознанных и воспринятых образцов поведения, прежде всего на определенных социальных ценностях и нормах. Оно поэтому не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит особая, ведущая роль. Право — часть социального контроля, выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на особое, государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе установленных или санкционированных государством общеобязательных социальных норм, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. В данном общем определении отражены наиболее важные, необходимые родовые признаки (атрибуты) права, отличающие его от других социальных явлений. Во-первых, право носит нормативный характер, т.е. предписывает или запрещает те или иные поступки, то или иное поведение. Его установления отличаются всеобщностью и обязательностью для всех членов общества, обезличенностью, четкостью и определенностью. Право — применение равного масштаба к различным социальным субъектам в одинаковых ситуациях. Этим нормативное регулирование отличается от индивидуального, связанного с разовым персональным регулированием в конкретной ситуации и не носящего поэтому нормативного характера, т.е. характера общих правил. Во-вторых, право — это не простая и не произвольная совокупность социальных норм, а их сложная и достаточно стройная система, отличающаяся своей целостностью и структурированностью. В-третьих, право — система не всяких социальных норм, а только тех, которые обеспечены угрозой применения санкций со стороны государства. Этим прежде всего правовые социальные нормы отличаются от иных социальных норм — моральных, религиозных, традиционных и др. Вместе с тем надо учитывать, что правовая норма — это не только законы, но и правительственные и административные постановления, судебные решения нормативного характера. В-четвертых, общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Это, понятно, не должно приводить к принижению роли морали и религии, а также обычаев и традиций в социальном контроле. Точно так же данное положение не означает, что право всегда и при всех условиях носит гуманный и цивилизованный характер. При различных подходах к определению права и более чем столетней активной дискуссии по этому поводу, предложенное выше определение является достаточно широко признанным. При этом, конечно, различные школы и направления в социологии права и юриспруденции и в этих общих рамках проявляют свою специфику, делая акцент на ту или иную сторону права или по-разному толкуя ее. Так, для нормативной концепции права, исторически характерной прежде всего для юриспруденции, особенно свойственно выдвижение на первый план догмы права, т.е. анализ права с точки зрения внутреннего содержания законов и других правовых нормативных актов. В отличие от этого социологическая концепция права, в том числе и марксистская, делает акцент на выяснении связи права с обществом, его социальной обусловленности и социальном действии. Право нельзя отождествлять с законодательством. Первое шире второго. Во-первых, потому, что, как уже отмечалось, право находит свое выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в судебных решениях, особенно в рамках англосаксонских правовых систем, которые во многом базируются на прецедентном праве. Во-вторых, право — это не только закон, законодательство сами по себе, но и его действие, основанные на них правоотношения. В-третьих, право может выражаться в незаконодательной форме еще и потому, что существует естественное право, всеобщие права человека, принципы и нормы международного права. В-четвертых, действующее законодательство определенной страны (например, фашистской, тоталитарной) может носить неправовой характер, т.е. нарушать права человека, нормы и принципы демократического международного права (в историческом плане — проблема соответствия или несоответствия позитивного, действующего права естественному праву, а сегодня — принципам и нормам правового государства). Неправомерно сводить право и к правосознанию, хотя отождествление этих близких и тесно взаимосвязанных явлений встречается не так уж редко. Право — это часть объективной социальной реальности, существующей за пределами общественного сознания, хотя и отражаемая им в правосознании. При всем значении правосознания основу любой правовой системы составляют правовые нормы и производные от них правоотношения. Предмет социологии права Право во всех его проявлениях и связях — общий объект изучения ряда общественных наук, включая философию права, социологию права, политологию права, правоведение (в том числе и юридическую теорию права), психологию права, правовую антропологию и др. Но это положение верно лишь применительно к пониманию объекта этих наук в самом широком смысле. В более узком смысле не только в предмете, но и в объекте каждой из этих наук, строго говоря, находит свое выражение не только общее, но и особенное. В этом смысле объектом каждой из этих наук является не право вообще, а право в качественно определенной, специфической его объективной взаимосвязи: со всем мирозданием (философия права); с социумом (социология права); с политикой, политической жизнью (политология права); с правовыми структурами, явлениями и процессами (правоведение); с психикой (психология права); с человеком (правовая антропология) и т.д. Социология права изучает не все в праве и не право, взятое само по себе, а социальное в праве, взаимодействие социального и правового, т.е. социальную обусловленность права, социальные условия и основы его действия и социальную роль права. Иными словами, в задачу социологии права входит исследование права как важного элемента социальной системы, его взаимодействия с другими социальными структурами, т.е. выяснение, в частности, того, как, с одной стороны, в обществе возникает и вызревает социальная потребность в правовом регулировании тех или иных общественных отношений и как в процессе такого регулирования отражаются личные, групповые и общественные интересы; а с другой, как осуществляются социальные функции права, каким образом и насколько эффективно под воздействием права в обществе происходят те или иные социальные изменения. Сказанное позволяет кратко определить социологию права как науку об общих и специфических социальных свойствах, закономерностях и механизмах взаимодействия общества как социальной системы и права, как его подсистемы, как средства социального регулирования. С этих принципиальных позиций необходимо решать и вопрос о природе социологии права и ее месте в системе обществоведческого знания. В учебнике по современной социологии права В.Н.Кудрявцева и В.П.Казимирчука совершенно правильно отмечается, что в задачу социологии права входит исследование связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях — общества, различных социальных слоев, коллективов, групп и личности. В этой связи авторы исходят из того, что социология права изучает «общественные отношения в сфере создания и функционирования правовой системы, ее институтов и норм», «социальные факторы, взаимодействующие с правовыми явлениями, а также механизм и закономерности такого взаимодействия». К сожалению, однако, и при этом здесь, как и во многих других изданиях, социология права рассматривается как юридическая дисциплина, т.е. как отрасль правоведения, а не социологии. Социология права, несомненно, представляет собой междисциплинарную отрасль научного знания, возникшую и развивающуюся на стыке социологии и правоведения. Это означает, что нет места социологии права ни там, где нормы права и правоотношения исследуются вне связи с социумом, ни там, где социальные явления и процессы не опосредуются правом. Но это не означает, что качественная определенность, природа и место социологии права четко не могут быть определены или что социологию права можно рассматривать как отрасль юридической науки. Как видно из самого названия этой области научного знания, речь идет именно о социологии, а не о правоведении. Социология права — специфическая отрасль социологической науки и как таковая, наряду с десятками других частных социологий, взаимоотносится с социологией как часть и целое. Социология права, в свою очередь, неоднородна и имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, связанную прежде всего с системой самого права. Так, говорится о социологиях государственного (конституционного) права, уголовного, гражданского, семейного, административного и другого права. Не все отрасли социологии права получили одинаковую разработку у нас и в мире в целом. Наиболее широко и глубоко разработаны проблемы социологии уголовного, гражданского, семейного и некоторых других отраслей права. § 2. Становление и развитие социологии права Социология права — сравнительно молодая отрасль социологии. Конечно, и в более или менее отдаленном прошлом было высказано немало серьезных для своего времени суждений о социальной сущности права и его социальной роли. Но это были отдельные, чаще всего разрозненные, несистематические высказывания, четко не отграниченные от общих взглядов на государство и политику, а то и на общество в целом. И если социология в целом уже имеет более чем полуторавековую историю, то у социологии права она значительно короче: строго говоря, она связана лишь с XX в. Уже на рубеже веков начинается дифференциация единой общей теории права на философию права, социологию права и юридическую теорию права. Но лишь к середине XX в. социология права достаточно четко выделилась в самостоятельное научное направление, а сам термин «социология права» был официально как бы «узаконен» лишь в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе. Но это, конечно, было не появлением социологии права, а ее институционализацией, появлением новых организационных форм ее развития, серьезно способствовавших расширению, углублению и интенсификации разработки этих проблем в последующие десятилетия. Вехи становления социологии права В науке нет четкого и однозначного от вета на вопрос: кто является основоположником социологии права. Одни связывают это с именем Э.Дюркгейма, другие — М.Вебера, третьи — с именем австрийского юриста Е.Эрлиха. Ясно одно: социология права начинает складываться на рубеже XIX и XX вв., когда впервые появляются достаточно крупные специальные научные труды, в том числе и прежде всего указанных авторов, в духе требований современной социологии. Многие исследователи связывают возникновение социологии права как самостоятельной науки с завершением процесса преодоления господства юридического позитивизма, охватившего и весь XIX в. В ходе происходившего одновременно с этим утверждения концепции естественного права имел место и постепенный отказ от понимания права как только того, что заключено в действующем законодательстве (позитивном праве). Юридический же позитивизм (легализм, конформизм) не признавал существования какого-либо другого права (например, естественного права, вытекающего из природы человека), кроме позитивного, т.е. установленного государством законодательства. Социология марксизма немало сделала для социологического истолкования права с позиций материалистического понимания истории. Она рассматривала право как часть надстройки, детерминированной материальными социальными условиями и факторами. Раскрывая классовую обусловленность права, К.Маркс подчеркивал, что право — это возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Сущность права, по марксизму, в социальном неравенстве, а само оно — инструмент, масштаб меры такого неравенства. Но и при этом возникновение социологии права неправомерно связывать с марксизмом, поскольку у него не сложилась целостная и самостоятельная социология права, а у Маркса и Энгельса не было ни одного сколько-нибудь крупного произведения, специально посвященного социологии права. Иное положение сложилось в конце XIX в. Особую, основополагающую роль здесь сыграл Э.Дюркгейм. Дело не только в том, что проблемы социологии права очень широко представлены практически во всех его основных трудах и специальных статьях, но и в том, что Э.Дюркгейм разработал тот понятийно-категориальный аппарат, инструментарий, который широко и достаточно быстро был воспринят формировавшейся тогда социологией права. Особенно велика заслуга Э.Дюркгейма в разработке социологии уголовного права, прежде всего вопросов социальной природы преступности и социальных функций наказания. Преступление, по Дюркгейму, — это то, что признает таковым общество, исходя из своих правовых норм. Его истоки лежат в социальной аномии, когда в обществе наблюдается упадок норм морали и права, разрыв социальной солидарности, резкое обострение противоречий между запросами личности и социально-правовыми нормами. Не отрицая важную роль наказания в исправлении преступника и предупреждении преступности, Э.Дюркгейм считал, что главное в нем все же — обеспечение нормального функционирования общества и должного уровня общественного сознания. Для того времени это была новаторская постановка вопроса, ибо центр тяжести здесь переносился с изучения самой преступности на изучение социальных функций наказания, уголовного права. В трудах М.Вебера дано глубокое обоснование самостоятельности социологии права через выявление сущности права как средства осуществления политической власти и его разграничение с моралью. Он ясно видел взаимосвязь экономики и правопорядка. В духе своей концепции происхождения капитализма из протестантской этики М.Вебер считал, что капиталистическое общество нуждается в рациональном праве и что этой потребности соответствует усиливающаяся тенденция рационализации как в мировой истории, так и в развитии права. Прогресс права на основе рационализации предполагает все возрастающую специализацию и бюрократизацию. Центральная роль в социологии права М.Вебера принадлежит категории «правовой персонал» (судьи, другие юристы, руководители разных рангов и др.), который призван обществом обеспечивать соблюдение имеющихся правовых норм и применять санкции в случае их нарушения. По Веберу, исторически движение идет от иррационального типа правового персонала (например, при харизматическом вожде) к рациональному типу, свойственному современным ему обществам (юристы-специалисты, управленческие технократы и др.). Многие, однако, считают, что действительным основателем социологии права был Е.Эрлих (1862 — 1923), выпустивший в 1913 г. фундаментальный труд «Основание социологии права». Уже в предисловии к книге он четко определяет свою общую позицию: «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, — не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе». В этой связи Е.Эрлих решительно выступал против господствовавшего тогда узкого понимания права как совокупности правовых норм, на основе которой принимаются решения. По его мнению, для социологии права правовая норма сама по себе ничего не значит, ибо закономерности правовой жизни могут быть правильно поняты лишь в контексте социально-экономического развития. В основу социологии права Эрлих положил не общие рассуждения о праве и не абстрактные толкования юридических норм, а исследование конкретного жизненного правового материала, которое он называет «документальным» правовым исследованием, понимая под правовым «документом» и судебное решение, и документы деловой жизни, договоры купли-продажи, кредита, ипотеки и пр. Из этого, по его мнению, вырастают правовые нормы. Е.Эрлих исходил из того, что, помимо формально действующего права, существует независимый от него, спонтанно складывающийся социальный порядок, основанный на взаимном согласовании индивидуальных и коллективных воль. Возникающие в обществе конфликты решаются, с его точки зрения, не столько с помощью абстрактных правовых норм, сколько с учетом конкретных обстоятельств самими его участниками или их арбитрами на основе принципа справедливости. В его социологии права ключевым было понятие «живого права» (т.е. права в действии, в реальной жизни), в связи с чем он много занимался социологическим анализом судебной практики, договоров, обычаев и т.д. Он подчеркивал, что «исследование живого права является тем, с чего нужно начинать социологию права». Большой вклад в становление социологии права внесли российские ученые конца XIX — начала XX в. Это связано прежде всего с именами таких видных социологов, юристов, политологов и психологов, как С.А.Муромцев (1850— 1910), Н.И.Кареев (1850 - 1931), М.М.Ковалевский (1851- 1916), Н.М.Коркунов (1853- 1904), П.И.Новгородцев (1866 -1924), Л.И.Петражицкий (1867 — 1931), Б.А.Кистяковский (1868 - 1920), ПАСорокин (1889 - 1968) и многие другие. Уже в 1880 г. вышла работа крупнейшего российского социолога М.М.Ковалевского «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права», а в последующее десятилетие также «Обычное право осетин при историко-сравнительном освещении» (1886), «Первобытное право» (1886), «Закон и обычай на Кавказе» (1900) и «Социология и сравнительная-история права» (1902). Много места занимали проблемы социологии права и в ряде его позднейших работ, в том числе и в «Социологии» (1910). В работах Н.М.Коркунова, С.А.Муромцева и др. глубоко разработаны проблемы понимания права как социального явления на основе выяснения исторического генезиса права, социальной основы и социальной роли права (право как сочетание принципов свободы и равенства, как соединение интересов всех членов общества и др.). Особенно сильное развитие получили тогда у нас социологические исследования, в том числе на эмпирической основе, в области уголовного права. В послеоктябрьский период в нашей стране разрабатывалась марксистская концепция социального характера права в трудах П.И.Стучки, Е.Б.Пашуканиса, И.П.Разумовского, АХ.Гойхбарга и др. Развитие социологии права К середине нашего столетия современная социология права окончательно утвердилась и получила с тех пор особенно широкое и интенсивное развитие прежде всего в США, Франции, Италии, Германии, Польше, Скандинавских странах, а несколько позднее и в нашей стране. Этому способствовали, с одной стороны, все возрастающая потребность общества в углубленном изучении права и его роли в связи с происходящими изменениями как в правовой сфере, так и в области усиления влияния государства на социально-экономическую жизнь; а с другой — внутренние потребности развития самой социологии права на основе использования новых теорий и методов. В развитии социологии права нашего столетия достаточно четко явились два основных своеобразных направления — американское и европейское, хотя, конечно, и развитие социологии права в каждой из указанных стран отличается более или менее существенными особенностями внутри такого общего подразделения. Для американской прагматической школы социологии права, главой которой был Роско Паунд (1870 — 1964), свойственны три основных момента: а) ярко выраженный социологический подход к изучению права; б) понимание права прежде всего как результата судебной деятельности, которая в свою очередь рассматривается как искусство; в) широкая опора на бурно развивавшиеся с 20-х годов эмпирические социологические исследования. В научно-теоретическом плане эта школа исходила из того, что: развитие общества определяет развитие права, которое поэтому необходимо изучать в связи с другими социальными явлениями; законы и судебные решения сами вызывают существенные социальные изменения; социальная действенность, эффективность правовых норм находится в прямой зависимости от уровня их поддержки общественным мнением и т.д. В рамках этой школы право стало рассматриваться сквозь призму более общей социологической категории «социальный контроль», введенной американским социологом и социальным психологом Э.Россом, выпустившим в 1901 г. классический труд «Социальный контроль». Р.Паунд и его последователи рассматривали право как часть и средство социального контроля. Он показал, что право, особенно в современных обществах, не равнозначный с другими, а главный инструмент социального контроля, и что это обстоятельство имеет очень важное значение для общества. Вообще для прагматической социологии права чрезвычайно характерен инструменталистский подход к праву. Отсюда и перенос центра тяжести в исследовании права с того, как оно «выглядит в книгах и кодексах», на «право в действии», «жизненное право»; и акцент на изучении судебной практики, деятельности юристов, прежде всего судей, их опыта, субъективных усмотрений и интуиции; и признание приоритета индукции перед дедукцией в правотворчестве и правоприменении; и наделение судей, по сути дела, не только свободой толкования, но и правотворческими полномочиями. Р.Паунд пытался соединить прагматический подход к праву с функциональным. Задачу своей социологи права он видел не столько в традиционном отвлеченном анализе природы права и абстрактного содержания правовых норм, сколько в изучении целей права и его функционирования. Цель и функция права, по Паунду, в удовлетворении (коллективном или индивидуальном) реальных потребностей, интересов, запросов, желаний, требований людей, живущих в данном обществе. Рядом существенных особенностей отличается и более скромная по размаху исследований европейская школа социологии права, где ведущую роль за последние десятилетия играют французские (А.Арно, Ж.Гурвич, Ж.Карбонье, Р.Пен-то, АЛеви-Брюль и пр.) и итальянские (Р.Тревес, В.Феррари и др.) юристы и социологи. Это во многом связано с тем, что во Франции находится интенсивно работающий Международный институт социологии права, а в Италии — Итальянский центр социологии права со специальным ежеквартальным журналом «Социология права», выходящим уже более двух десятилетий. Для европейской школы социологии права всегда был характерен акцент на разработке ее теоретических основ в противоположность американской школе, где более полувека господствует суперэмпиризм. В нашей стране исследования по социологии права вновь развернулись с 60-х годов. Особенно много внимания уделялось разработке ее методологических проблем, взаимодействия общества, государства и права, значения права для развития общества. Видное место в таких исследованиях, в том числе на эмпирической основе, заняли проблемы причин преступности и другого девиантного поведения, статуса депутатов Советов, отношения общественного мнения к праву, к правовым аспектам выборов, различным законопроектам, правовые проблемы текучести кадров, трудовых, семейно-брачных отношений и др. Значение социологии права определяется тем, что изучение права еще и с позиций социологии существенно расширяет возможности полнее и глубже познать его свойства и закономерности развития и функционирования. Ориентация социологии права на изучение связи и взаимодействия права с социальной реальностью позволила опровергнуть или серьезно изменить многие представления, утвердившиеся в догматической юриспруденции. Право во все времена нуждалось в «зеркале», в котором отражалась бы его реальная картина с присущими ему недостатками и проблемами и которое служило бы своего рода лекарственным средством от догматического самолюбования, особенно характерного для догматической юриспруденции с ее жесткими утверждениями, что закон, право — всегда истинны и бесспорны, что право — выражение общенародной воли или общих интересов всего общества. Именно социология права призвана выступать инструментом критического анализа права. Она имеет возможность выполнять такую роль прежде всего потому, что находится вне системы права и правоведения, независима от них и может посмотреть на них извне. Социология права призвана раскрывать роль и значение различных социальных факторов на формирование и действие права, призвана показать, что за юридическим законодателем стоит социальный законодатель, а за нормами права чаще всего — более частные интересы и т.д. Она обнаруживает отсутствие реального действия того или иного закона или его неэффективное действие. Практически прикладное значение социологии права связано с ее важной ролью в обслуживании законотворчества и правоприменения, в принятии правовых решений. Речь идет прежде всего о законодательной социологии как прикладной подотрасли социологии права, призванной соответствующим образом обслуживать процесс законотворчества, включая прогнозирование потребности в правовом регулировании данных отношений, разработку концепции правовой нормы и законопроекта, его научную экспертизу, обсуждение законопроекта среди населения, контроль за действием принятой правовой нормы и его эффективности. Столетие назад американский социолог Лестер Уорд провозгласил: «Каждый законодатель должен быть социологом». Если не понимать этот лозунг слишком прямолинейно и жестко, то, думается, нельзя не увидеть в нем большую долю истины. Литература Алексеев С. С. Общая теория права. — М., 1996. Варчук В. В. Социология права — отрасль социологии. — Социс. - 1996. — № 10. Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. — М., 1993. Карбонье Ж. Юридическая социология. — М., 1986. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. — М., 1986. Керимов Д. А. Основы философии права. — М., 1992. Кистяковский Б.А. Философия и социология права — Спб., 1998. Козлов В. А., Суслов Ю. А. Конкретно-социологические исследования в области права. — Л., 1981. Ксенофонтов В. Н. Основы социологии права. — М, 1997. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. — М., 1978. Кудрявцев В. Н. Социальные отклонения. — М., 1984. Кудрявцев В. Н., Казимир чук В. П. Современная социология права. — М., 1995. Кульчар К. Основы социологии права. — М., 1981. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования права. - М., 1987. Лапаева В.В, Социология права: в поисках новой парадигмы. — Государство и право. — 1992. — № 7. Лапаева В. В. Общественное мнение и законодательство. — Социс. — 1997. — № 9. Лапаева В. В. Обнародование результатов исследований общественного мнения как объект правового регулирования. — Социс. — 1998. — № 8. Мейхыо Л. Социология права. — Американская социология. — М„ 1972. Нерсесянц В. С. Философия права. — М, 1997. Подгурецкий А. Очерки социологии права. — М., 1974. Поздняков Э. А. Философия государства и права. — М., 1995. Посконин В. В., Посконина О. В. Парсонс и Н. Луман: два подхода в правопонимании. — Ижевск, 1998. Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. — М., 1986. Суслов Ю. А. Конкретные исследования и развитие социологии права. — Л., 1983. Тадевосян Э. В. К вопросу о предмете и месте социологии права. — Социс. — 1997. — № 11. Тадевосян Э. В. Социология права и ее место в системе наук о праве. — Государство и право. — 1998. — № 1. Тадевосян Э. В. О курсе «Социология права». — Социально-политический журнал. — 1998. — № 1. Шамшурин В. Право в России (к истории идей). — Высшее образование в России. — 1998. — № 1. Яковлев А. М. Теоретические проблемы социологии права. — М., 1970. Яковлев А. М. Социология экономической преступности. — М., 1987. Контрольные вопросы Что такое право как социальный институт? Как можно определить предмет социологии права? Социология права: юридическая или социологическая наука? Какова структура социологии права? Как происходило формирование социологии права и когда она стала самостоятельным направлением научного знания? Кого и почему можно считать основателями современной социологии права? Кто из российских ученых сыграл особенно видную роль в утверждении и развитии социологии права? В чем основные отличия американской и европейской школ социологии права? В чем значение социологии права? Темы докладов и рефератов Социология права и ее место в системе наук о праве. Взаимоотношение философии права, социологии права и юридической теории права. Классики социологии права (Э.Дюркгейм, М.Вебер, Е.Эрлих). Вклад М.М.Ковалевского в социологию права. Значение социологии права для совершенствования правотворчества. |