Тадевосян. Учебное пособие к читателям
Скачать 1.04 Mb.
|
§ 4. Социальный контроль и социальные отклонения Общество — саморегулируемая сложная социальная система. Как показано выше (см. гл. 4, § 2 и гл. 5, § 3), важнейшую роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура, прежде всего социальные ценности и нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества как часть общей системы социального регулирования имеется и играет немаловажную роль особое структурное образование (подсистема), особый институт социального контроля, непосредственно призванный обеспечивать своими путями и средствами нормальное, упорядоченное функционирование и развитие общества, предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь, социальный порядок. Сущность и роль социального контроля Наличие в обществе тех или иных культурных установлений и требований, социаль ных ожиданий само по себе не гарантирует их выполнение всеми социальными субъектами. Да, подавляющее большинство людей и их групп внешне как бы автоматически, стихийно, бессознательно, самоорганизованно, по привычке, без внешнего давления добросовестно и постоянно соблюдают общественный порядок, нормы и правила труда и общежития. Но и при этом нельзя не помнить, что, во-первых, это происходит прежде всего благодаря их успешной социализации и осуществляемому через нее социальному регулированию. Во-вторых, эти люди, ясно сознают, что общество и государство следят за их поведением и в случае его серьезного отклонения от нормативных предписаний готовы дать этому соответствующую оценку и применить адекватные санкции. В-третьих, они видят, что негативно отклоняющееся поведение других влечет для этих людей отрицательные последствия, а их конформное активное и инициативное поведение поощряется обществом и государством. Ясно поэтому, что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля. Э.Фромм писал, что общество только тогда может функционировать эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Что же такое социальный контроль? Социальный контроль — это способ саморегуляции социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие на поведение людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности. Анализируя содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов. Во-первых, социальный контроль — составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, формализованный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения. Во-вторых, проблема социального контроля — это определенный срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы (общности) и общества в целом. Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности (внутренний контроль), и через взаимодействие личности с первичной социальной группой, ее культурой (групповой контроль) и через взаимодействие личности, социальной группы с обществом в целом (социальный контроль через принуждение). В-третьих, нельзя представлять себе социальный контроль односторонне — как слепое и автоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, когда личность выступает лишь как объект, а общество (социальная группа) как субъект. Надо видеть, что в данном случае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное и активное, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера. В-четвертых, характер, содержание и направленность социального контроля определяются характером, природой, типом данной социальной системы. Совершенно очевидно, что социальный контроль в тоталитарном обществе и в подлинно демократическом и гуманистическом обществе будет принципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых, примитивных, архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах (сложная и развитая система формализованного контроля). Характеризуя анатомию и механизм системы социального контроля, известный российский социолог и правовед А.М.Яковлев выделяет восемь его компонентов и взаимосвязей между ними: 1) индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой; 2) социальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакция социальной среды на индивидуальное действие; 3) категоризация индивидуального действия (т.е. отнесение его к определенной категории социально одобряемых или порицаемых действий), являющаяся результатом функционирования социальной шкалы зценок; 4) характер общественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценки социальной группой ситуации, в рамках которой она действует (социальная перцепция), от которого зависит категоризация индивидуального действия; 5) характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций и непосредственно зависящих от состояния общественного самосознания; 6) индивидуальная Шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социальное действие. В системе обеспечения социального контроля важное место принадлежит социальным санкциям как реакции общества или социальной группы на поведение личности в социально значимых ситуациях. Дело в том, что социальные нормы, выражающие требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения и определяющие рамки поведения личности или группы лиц (см. гл. 4, § 2), наряду с определением типа поведения, связанных с ним требований и его оценкой, обычно содержат и социальные санкции, т.е. те социальные последствия того или иного поведения (действия), которые вытекают из установок данной социокультурной системы. Социальные санкции — это оперативное средство социального контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения требований социальных норм и ролей. По своему характеру социальные санкции, как и сами социальные нормы, могут быть правовыми, моральными, религиозными и др.; по сфере применения — политическими, экономическими, духовно-идеологическими и др.; по содержанию — позитивными (положительными, поощрительными) и негативными (отрицательными, осуждающими, наказывающими); по форме закрепления — формальными, т.е. закрепленными, например, в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам — международные и внутригосударственные. Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением; моральных — силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или социальной группы; религиозных — авторитетом религиозных догматов и церковной деятельностью. Различные виды социальных санкций и самих норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. В этом один из источников эффективности их действия. Так, если юридический закон или иной правовой акт, содержащиеся в нем юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного увеличивается; и наоборот, если принятый закон и содержащиеся в нем санкции не отвечают моральным нормам общества, то и сам закон и его санкции могут оказаться трудно реализуемыми, «мертвыми». Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного (отклоняющегося) поведения людей и их групп. Отклоняющееся поведение и аномия Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не и удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В результате происходят более или менее серьезные нарушения этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм социального контроля. Такие социальные отклонения, такое поведение в социологии называют девиацией, девиантным поведением. Девиация, или девиантное поведение (от лат. deviatio — уклонение), — это отклоняющиеся от общепринятых норм и вызывающие соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы социальные действия (поведение) людей или их групп. В широком смысле понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» охватывает любые отклонения в поведении от социальных норм — как положительные (геройство, особое трудолюбие, самопожертвование, выдающаяся роль и достижения, альтруизм и др.), так и отрицательные (различные преступления, другие нарушения общественного порядка, норм морали, традиций, обычаев, в том числе алкоголизм и пьянство, наркомания, самоубийства, мелкое хулиганство, карьеризм, бюрократизм, попрошайничество, подхалимство и т.д.). Но чаще всего это понятие используется и в более узком смысле, когда под девиантным поведением понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм. Показательно в этом отношении, что, например, американский социолог Н.Смелзер, отмечая в своем учебнике социологии, что «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям (т.е. девиация в широком понимании)», в то же время характеризует девиацию и в узком смысле, как «поведение которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание» (т.е. девиация как только негативное отклонение). Значительно более широкое использование узкого понимания термина «девиация», «девиантное поведение» во многом связано с тем, что, с одной стороны, в самой жизни большинство социальных отклонений носит негативный характер и лишь сравнительно небольшая их часть — позитивный, а с другой, с тем, что социологи и социальные психологи еще в большей мере, а нередко и почти все внимание уделяли и уделяют именно отрицательной девиации, поскольку она угрожает подрывом социальной стабильности. Негативная девиация — это антипод конформизма. Конечно, в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех социальных норм. Поэтому девиации допускаются и с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих функционирование и целостность социальных систем. В этой связи, при узком понимании девиации, необходимо видеть, что девиация девиации рознь: одно дело, когда она означает правонарушение и тем более преступление, т.е. связана с нарушением не только моральных норм, обычаев и традиций, но и правовых, в том числе и уголовных норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных и иных неправовых норм. Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме (например, хищения, хулиганство и другие серьезные преступления), так и скрытой, тайной, латентной форме (бюрократизм, карьеризм, подхалимство и т.д.). Девиации могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Ясно одно: девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в социокультурных ценностях. Они способны так или иначе модернизироваться и адаптироваться к переменам в социальных условиях и даже воспроизводиться в новых поколениях. Оценка девиантного поведения происходит с позиций культуры, принятой в данном обществе. Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Так, если психологи сосредоточивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы, паранои и т.д.), то соционоги — на отклонениях социальных групп от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р.Мертон — с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Большинство исследователей исходят из того, что появление и существование девиантного поведения вызывается обычно не какой-либо одной причиной, а многообразной совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера. Развитие и распространение девиаций ведет общество к аномальному состоянию — социальной аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Т.Парсонс определял аномию как «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения». Социальная аномия (от франц. anomie — беззаконие, неорганизованность) — это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть ее субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности. Э.Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе «органической солидарности», а одним из ее ярких выражений — широкое распространение самоубийств (см. гл. 3, § 3). Он писал, что число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид. Более глубоко и на современном уровне теорию социальной аномии разработал Р.Мертон, понимавший ее как такое состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными, институционализированными путями и средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Он использовал это понятие для характеристики соответствующего состояния не только общества, но и личности, когда она дезорганизована, переживает чувства отчужденности от общества и тревоги. Выдвинув на первый план в своей теории социальной аномии проблему соотношения социальных целей и средств их достижения как различных фаз социальной структуры (в его трактовке этого понятия), Р.Мертон показывает, что социальная аномия вырастает из нарушения равновесия между ними. В этой связи он выделял пять основных типов поведения личности: 1) конформное, когда личностью принимаются как нормативные цели, так и нормативные средства; 2) новаторское («новация», нововведение), когда имеет место положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств; 3) ритуальное, при котором отрицаются цели и главный акцент переносится на средства; 4) «ретритизм» как уход, изоляция от общественной жизни, когда отрицаются любые цели и средства (например, при наркомании, алкоголизме); 5) мятежное («мятеж», «переворот», революция): отказ от нормативных целей и средств сопровождается одновременной заменой их новыми целями и средствами. Сегодня понятие социальной аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных, экстремальных ситуациях, когда резко усиливается отчужденность личности от общества, разочарованность в жизни, апатия, преступность и другие негативные явления. Современное российское общество, например, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в положении, когда многие старые ценности, нормы и идеалы потерпели крушение, а новые еще не определились и тем более не утвердились, при этом серьезно расшатаны представления о дозволенном и недозволенном, происходит резкий всплеск социальной напряженности и социальных конфликтов, рост теневого и преступного бизнеса, преступности, наркомании, коррупции, проституции и многих других разновидностей девиантного поведения. Литература Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. — М., 1992. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. — Л., 1989. Антонов А.И. Микросоциология семьи. — М., 1998. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. — М., 1998. Вебер М. Основные понятия стратификации. — Социс. — 1994. -№ 5. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов. — Социс. — 1997. — № 10. Галинский Я.С. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. — Социс. — 1991. — № 4. Гиддеис Э. Стратификация и классовая структура. — Социс. — 1992. — №9, 11. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России. — Социс. — 1998. — № 7. Голенкова З.Т. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация. — Социс. — 1995. — № 6. Динамика социальной стратификации. — М., 1990. Журавлев А.Д., Поздняков В.П. Российские предприниматели в современной социальной структуре. — Социс. — 1994. — № 5. Заславская Т. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. — Социс. — 1995. — № 3. Ильин В.И. Социальная стратификация. — Сыктывкар, 1991. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура. — Социс. — 1996. -№2иЗ. Комаров М.С. Введение в социологию. — М, 1994. Гл. 3, §. 3. Гл. 4, 5. Кудрявцев В.Н. Социальная деформация. — М., 1992. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. — М., 1996. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. — М., 1989. Мертон Р. Социальная структура и аномия. — Социс. — 1992. -№2-5. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. —Л., 1990. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. — М., 1996. Пригожий А.И. Современная социология организации. — М., 1995. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. — М, 1996. Римашевская Н.М., Римашевский А.А. Равенство или справедливость. — М., 1991. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российское обществе. — Социс. — 1998. — № 6. Руткевич М.Н. Социальная поляризация. — Социс. — 1992. — №9. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества — Социс. — 1997. — № 7. Социальная структура и социальная стратификация. — М., 1992. Социология. / Под ред Г.В.Осипова и др. — М., 1996. Гл. 3, §. 3, гл. 6 — 8. Франчук В.И. Основы современной социологии организаций. - М., 1995. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. -М., 1997. Шербина В.В. Социология организации. — Социс. — 1998. — №8. Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества. — Социс. — 1997. — №9. Контрольные вопросы Что такое социальная система и социальная структура, каково их соотношение? Что такое социальная группа и социальная общность и в чем их различие? Как классифицируются социальные группы? Что такое социальная стратификация и кто из социологов внес особенно большой вклад в разработку ее теории? Что такое социальная мобильность и в чем отличие ее горизонтального и вертикального видов? Каковы наиболее характерные черты и тенденции социальной стратификации современного индустриального общества ( в том числе и особенно российского?) Что такое социальный институт и каково его соотношение с социальной организацией? Какие существуют виды социальных институтов и организаций и какова их роль в общественной жизни? В чем специфика и значение таких важнейших социальных институтов как семья и религия? Что такое институционализация и какова ее социальная роль? Что такое социальный контроль и каковы его место и роль в социальной структуре? Что такое девиантное поведение и с чем оно связано? Какие существуют виды социальных санкций и в чем их сущность? Что такое аномия и кто из ученых разрабатывал ее теорию? Можно ли к характеристике современного российского общества рименить понятие социальной аномии и почему? Темы докладов и рефератов Студенчество как особая социальная группа. Основные черты и тенденции социальной стратификации в современной России. Что такое социальное равенство и справедливость и возможны ли они? Социальная роль семьи в современном обществе. Социальная роль религии сегодня. Преступность и общество. Проявления социальной аномии в современной России. |