Тадевосян. Учебное пособие к читателям
Скачать 1.04 Mb.
|
Э.В.Тадевосян Социология Учебное пособие К читателям Курс социологии занимает центральное, узловое место в системе обществоведческой подготовки специалистов. С одной стороны, он углубляет и конкретизирует самые общие представления об обществе, полученные в курсе социальной философии; с другой — дает сравнительно более общее, теоретическо-методологическое обществоведческое знание, нежели то, которое содержится в учебных курсах по каждой из многочисленных специальных (частных) общественных наук. Введение в начале 90-х годов в вузах страны нового учебного курса «Социология» явилось одной из важнейших сторон совершенствования гуманитарного образования. Оно резко усилило и расширило внимание к научной и особенно к научно-методической разработке социологической проблематики. Достаточно отметить, что только за последнее пятилетие у нас издано свыше десятка крупных общих учебных пособий по социологии, не считая нескольких десятков соответствующих вузовских изданий. Это отражает сложный поиск оптимальных путей изложения данной учебной дисциплины применительно к нашим условиям и к современному этапу развития социологии. Одну из таких попыток представляет собой и предлагаемое пособие. Эта книга адресована прежде всего студенту. Поэтому она ориентирована на выполнение требований обязательного государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по социологии, который предусматривает знание следующих тем и проблем: история становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений; культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика; социальное поведение; социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты и социальная организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования. С учетом этих требований данное пособие включает три основных раздела. В первом, носящем вводный характер, речь идет о теоретико-методологических, методических и исторических аспектах социологии как специфической науки. Второй, центральный раздел посвящен другим важнейшим проблемам общей социологии, рассматривающей общество в целом, его построение, функционирование и развитие. В третьем разделе по необходимости очень кратко характеризуются некоторые важные отраслевые и специальные социологии, что позволяет получить представление о социологическом анализе отдельных сфер и структур общества. Курс социологии в большинстве вузов невелик. Это вызывает потребность в сравнительно кратких учебных пособиях, которые не пытаются охватить всю проблематику курса, а выделяют в ней самое главное, необходимое и актуальное. Другие вопросы при необходимости могут быть изучены с помощью рекомендуемой здесь литературы. Пособие не содержит отдельного терминологического словаря в связи с учетом недавнего выхода в свет ряда специальных словарных изданий1. Ясно сознавая, что создание полноценного учебного пособия по новому курсу — дело исключительно сложное, длительное и ответственное, автор и издательство будут признательны каждому, кто откликнется на выход данного издания и сделает конструктивные замечания и предложения. Часть I Социология как особая общественная наука Глава I Предмет и метод социологии, ее место и роль в науке и обществе Изучение любой науки не случайно начинается с выяснения ее предмета, структуры, метода, места и роли в системе наук и в жизни общества. Хотя, строго говоря, содержание предмета науки может быть более или менее полно уяснено лишь в результате самого изложения соответствующего учебного курса, тем не менее определить сущность и специфику данной науки очень важно уже в начале ее изучения. Без этого нельзя правильно подойти к рассмотрению любой из последующих более частных тем курса. § 1. Предмет, структура и метод социологии Уже из самого наименования данной науки — «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) — со всей очевидностью следует, что речь идет о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественные науки»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология — это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия «социальное». Что такое «социальное»? В обыденном сознании понятие «социальное» очень часто отождествляется с понятием «общественное». С этим связано и то, что термин «социология» нередко употребляется в предельно широком смысле слова, включая в себя все или почти все общественные науки, выступая как синоним всего обществознания. В научном же сознании социология чаще всего понимается в более узком, строгом, собственном смысле слова, т.е. как лишь одна из специфических отраслей обществознания. Точно так же и понятия «социальное», «социальные отношения» не отождествляются с понятиями «общественное», «общественные отношения». Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта социологии. Для того чтобы правильно уяснить суть и значение этого исходного методологического положения, необходимо прежде всего выяснить, что такое социальное, социальные явления, отношения и процессы. Общество как продукт взаимодействия людей представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление. Поэтому тот факт, что в самом широком смысле оно является общим объектом исследования для всех общественных наук, не означает, что каждая из этих наук не имеет своего специфического объекта изучения. Так, качественно своеобразной стороной (сферой, областью, формой) общественной жизни является производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Эти экономические по своему характеру явления, отношения и процессы, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности, служат специфическим объектам экономической науки, точнее, экономических наук. Особой, существенно отличной от экономической сферой жизни общества является политическая, связанная с организацией, функционированием и развитием политической власти. И это — специфический объект политологии, политических наук. Целый ряд наук (например, культурология, педагогика, социальная психология и другие) призван исследовать духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, пути, формы и методы удовлетворения духовных потребностей людей. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д. В этом плане изучаемая социологией социальная жизнь общества — это область взаимосвязей и взаимодействий между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. В зависимости от своеобразия субъектов этих отношений социальные отношения подразделяются на: социально-групповые (классы, социальные группы и слои); социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи); социально-территориальные (городское и сельское население); социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы); социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения); межличностные (личности) и другие. Таким образом, в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи выступает прежде всего как наука о взаимодействии и поведении людей в среде себе подобных. Социология — это своего рода теория общественного взаимодействия людей, опирающаяся на опытное изучение социально значимых, устойчивых и повторяющихся (типичных) форм поведения людей, определенных их социальным положением (статусом), социальной ролью и социальными нормами данного общества. Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексный характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Они по-своему проявляются во всех сферах жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-духовное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъектами всей совокупности общественных отношений, было бы серьезной ошибкой рассматривать межличностные, межклассовые, межнациональные и другие социальные отношения как лишь экономические, лишь политические или только духовные. Точно так же социальное в рассматриваемом смысле — это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, политической и духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. Как отмечает академик Г.В.Осипов, социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет четко выраженный социальный аспект. При этом необходимо иметь в виду, что понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в свое содержание также и социальную структуру, социальные институты, социальные нормы и т.д. Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. И хотя в общественной жизни нет таких явлений и процессов, которые бы не изучались социологией, тем не менее она изучает не все и вся в обществе, а только социальное в нем, его социальные связи, отношения и закономерности. Вместе с тем и благодаря этому социология — наука о целостности общественного организма, общественной жизни, о целостности общественных отношений. Объект и предмет социологии Определение объекта науки позволяет получить ответ на вопрос о том, на что направлен познавательный процесс в рамках данной науки, т.е. какую устойчивую и целостную часть, область реального мира изучает или призвана изучать соответствующая наука. Объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так, человек — общий объект и антропологии, и социологии, и педагогики, и психологии. Но это качественно отличные друг от друга науки, поскольку каждая из них при этом имеет свой предмет. Определяется это тем, что человек, как и общество, представляет собой сложное и многогранное явление, включающее различные — разнопорядковые и разнохарактерные — структурные элементы и стороны, связи и отношения между ними. Выделить характерные именно для данной науки элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения, а на этой основе и соответствующий специфический ряд законов и закономерностей — это и значит дать ответ на вопрос о предмете рассматриваемой науки и тем самым углубить и конкретизировать наши представления о том, что изучает эта наука. Объект науки существует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания. В свете сказанного можно дать следующее определение предмета социологии: социология — наука об общих и специфических социальных свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом. Данное определение, конечно, не является единственным и общепризнанным. Но оно, на наш взгляд, выражает то общее и главное, что характеризует социологию сегодня при всем плюрализме имеющихся конкретных определений. Как будет показано ниже (см. гл. 3), понятие социологии не оставалось неизменным на различных этапах ее становления и развития. С другой стороны, различные направления и школы в социологии во многом по-разному определяли и определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки. И хотя и сегодня как у нас, так и в мировой социологии пока еще не достигнуто даже принципиального единства мнений по вопросу об определении ее предмета, тем не менее нельзя не отметить того, что особенно в последние десятилетия наметилась общая тенденция к сближению этих позиций на основе их творческого взаимообогащения. Дальнейшее углубление в понимание сущности и специфики социологии связано с выяснением категорий и законов этой науки. Категории и законы социологии Широко используя в познании и изложении своего содержания важнейшие понятия многих других общественных наук, социология имеет и специфические категории и законы. Будучи основными понятиями данной науки, отражающими существенные черты, стороны, свойства, структурные элементы социальной реальности (категории) и глубинные, необходимые связи и отношения между ними (законы), категории и законы социологии, их система отражают внутреннюю логику этой науки, раскрывают и конкретизируют характеристику ее предмета и метода, служат узловыми, опорными пунктами в познании социальных явлений и процессов. Центральным здесь является вопрос об основных категориях социологической науки. Речь идет о выделении таких исходных категорий, которые лежат в фундаменте самой науки. Как и в определении предмета социологии, здесь нет единства мнений. Одни считают, что такой категорией выступает понятие «общество»; другие — «гражданское общество»; третьи — «социальная система» или «социальная структура»; четвертые — «социальная группа»; пятые — «социальная общность» и т.д. В свете приведенной выше общей характеристики предмета социологии наиболее правильной представляется последняя позиция. Категория «общество», несомненно, важна, но слишком широка и абстрактна, а потому не способна сама по себе отразить специфичность подхода социологии к изучению общественной жизни. Признание ее основной категорией этой науки ведет к расширительному толкованию объекта и предмета социологии, к отождествлению социологии и социальной философии и даже со всем обществознанием (о чем уже шла речь). Ближе к истине в этой связи вторая позиция, ибо она относительно сужает объект и предмет исследования. Но и она неточна, расширительна, поскольку понятие «гражданское общество» тоже достаточно широко и к тому же является не только социальной, но и политической категорией, находящейся на стыке социологии и политологии и отражающей как социологический, так и политологический аспект, срез изучения общественной жизни. Еще более точными представляются третья и четвертая позиции, так как категории «социальная система», «социальная структура» и «социальная группа» более полно и конкретно отражают специфику объекта и предмета социологии, тот своеобразный ракурс, под углом зрения которого эта наука исследует общество. Для макросоциологических теорий, где главное — это исследование целостности социального организма с позиций структурно-функционального анализа общества, понятия «социальная система», «социальная структура» действительно являются основными, исходными, ключевыми. Тем не менее и здесь необходимо уточнение, связанное с тем, что не все изучаемые социологией явления и процессы имеют жестко структурированный характер (например, массовые движения, толпа, зрелищные аудитории и др.). В связи с этим указанная позиция может неправомерно сужать объект и предмет социологии. Кроме того, данная позиция во многом оставляет в тени субъектно-деятельностный подход социологической науки к изучению общества. Что же такое «социальная общность» как основная категория социологии? Социальная общность — это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает свое социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории «социальная общность» адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специфики социологии. По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность людей и их государственные общности; разномасштабные поселенческие общности; социодемографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например, социально-классовые, социально-профессиональные, этнонациональные и другие общности). Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие «социальное», которое включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальная организация», «социальная группа», «социальное действие», «социальное поведение» и др. Каждое из них, в свою очередь, предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория «социальная группа» сопряжена с такими более частными понятиями, как «класс», «социальный слой», «народ», «нация», «семья» и другие, а категория «социальное действие» — с понятиями «социальный интерес», «социальная цель», «социальная норма», «социальная ценность» и т.д. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия «социальное равенство (или неравенство)», «социальная справедливость», «социальная свобода» и др. Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, черты, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними. И поскольку, как уже отмечалось выше, социология изучает социальную реальность, социум, постольку ее законы по своей природе и сущности социальны в рассмотренном выше смысле, т.е. это законы действия и взаимодействия общества, социальных общностей, групп и личностей. Это означает, что социальные законы регулируют поведение людей и их групп, определяют отношения между личностями, их общностями и проявляются в деятельности людей и их объединений. К числу социальных относятся, например, законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, интернационализации общественной жизни, социализации индивида, урбанизации общества и другие. В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях, а поэтому проявляются как законы-тенденции. Классификация законов социологии может быть проведена по различным основаниям. По степени общности эти законы могут быть подразделены на общие, т.е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений, Вторые — детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого. Структура социологии Социологическое знание неоднородно и многомерно, имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки и на такие составные части: а) общая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; б) частная (специальная и отраслевая) социология как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия отдельных людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение диалектика соотношения целого и части. В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Было бы серьезной ошибкой разрывать и тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании, как это имело место у нас в сравнительно недавнем прошлом, когда социология неправомерно сводилась то к историческому материализму, то к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга. Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие — на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области. И ту и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования. От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют «ядро» более широких социальных исследований как обществоведческих исследований. Социальными являются исследования, проводимые и в других общественных науках — в экономической науке, в политологии, правоведении, этнографии, демографии, культурологии, психологии и т.д. Неправильно думать, что социология является монополистом на такие исследования, в том числе и конкретно-социальные, эмпирические. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках и эмпирических социологических работах обнаруживается особенно тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии (прежде всего и непосредственно со специальными социологическими теориями). Метод социологии Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, вырабатывает и свой, специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойственными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что изучает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, как, каким образом социология подходит к изучению общества. Ясно, что проблемы предмета и метода науки тесно взаимосвязаны и переплетаются друг с другом. Специфика метода социологии определяется прежде всего особенностями предмета данной науки. Поэтому многое из того, что говорилось выше о предмете, законах и категориях социологии, имеет прямое отношение и к характеристике ее метода. Тем не менее к сказанному необходимо добавить ряд обобщающих положений, важных для понимания своеобразия метода социологии. Во-первых. Метод социологии не может быть правильно понят вне признания методологической роли социальной философии по отношению к социологии и другим общественным наукам. Но социально-философский метод по-разному проявляется, модифицируется в зависимости от особенностей объекта и предмета той или иной общественной науки. И в этом плане метод социологии — это прежде всего специфическое проявление, конкретизация социально-философского метода во всестороннем изучении общества как целостной социальной системы. Во-вторых. Изучение в социологии общества именно как целостной социальной системы и под углом зрения субъектно-деятельной его стороны предопределяет широкое использование этой наукой метода структурно-функционального анализа, в соответствии с которым каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, социальная или духовная) и каждый ее субъект (личность, класс, нация, семья и др.) рассматриваются как соответствующие подсистемы и выясняется их место и роль в обществе (как системе), их действие и взаимодействие. Метод социологии требует изучать общество под углом зрения его структуры, функционирования и развития. В-третьих. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. В структуру метода социологии включаются методологические принципы социологического исследования общества и на макроуровне, т.е. как целостной социальной системы, и на средних уровнях, т.е. на уровнях отдельных ее элементов, подсистем, и на микроуровне, т.е. уровне межличностного взаимодействия. В-четвертых. В отличие, например, от философии, логики и математики, социология не умозрительная, а опытная наука. Одна из важнейших характеристик метода социологии состоит в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на эмпирическое ее исследование. В рамках такого исследования, в свою очередь, используются самые разнообразные методы: наблюдение, опрос, специфический анализ документов, эксперимент и др. Подлинным и полноценным социологическим исследованием может быть признано только такое, которое так или иначе, прямо или опосредованно опирается на изучение эмпирически проверяемых социальных фактов и их измерение. В-пятых. Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер, социологическое знание включает такие составные части: факты, гипотезы и теории. Большинство социологических исследований стремится выявить изменения какого-то определенного явления, называемого зависимой переменной, а затем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называемым независимой переменной. («Переменная» — понятие, могущее принимать различные значения.) При этом социологические методы Смелзер рассматривает как правила и приемы, с помощью которых факты, гипотезы и теории увязываются между собой. Под гипотезой, с которой начинается социологическое исследование, понимается предположение о причинной взаимосвязи одних фактов с другими, а под теорией — система взаимосвязанных исходных положений и гипотез. К числу основных методов социологического исследования Н.Смелзер относит выборочное обследование, полевое исследование, историческое исследование и эксперимент (подробнее см. гл. 2). Значение проблемы метода социологии состоит прежде всего в том, что действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода. |