Тадевосян. Учебное пособие к читателям
Скачать 1.04 Mb.
|
§ 2. Социология марксизма Важной вехой на историческом пути становления социологии явилось социологическое учение Карла Маркса (1818 — 1883) и его соратника Фридриха Энгельса (1820 — 1895), опиравшееся на созданное ими диалектикоматериалистическое понимание истории. На этой основе они обогатили социальную теорию, сделав марксизм одним из самых влиятельных социальных учений XIX и особенно XX вв. Несмотря на то, что их основные труды носят междисциплинарный характер, в них более или менее широко представлен и социологический подход и материал. Это относится и к «Немецкой идеологии», и к «Нищете философии» (1847), и к «Манифесту коммунистической партии» (1848), и к «Критике политической экономии» (1859), и к «Классовой борьбе во Франции» (1850), и к «Восемнадцатому брюмера Луи Бонапарта» (1852), и к «Капиталу» (1867) и к др., хотя вычленение собственно социологических аспектов марксизма представляет немалую трудность, тем более что его социологические идеи чаще всего излагались в полемической форме. Вместе с тем ряд их работ (например, К.Маркса «Оправдание мозельского корреспондента» и «Анкета для рабочих» и Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии») не только носили непосредственно социологический характер, но и являлись одними из первых, опиравшихся на большой эмпирический материал. Так, в «Анкете для рабочих» дана разработка почти сотни вопросов, касающихся условий и охраны труда, продолжительности рабочего дня, уровня и системы оплаты труда, бюджета семьи, социального обеспечения, использования детского труда, отношения к предпринимателям, организации рабочего движения и т.д. В целом же в марксизме преобладает разработка теоретической социологии, хотя нельзя не замечать постоянного его стремления сочетать теоретический анализ с опорой на большой эмпирический материал. Опираясь на социально-философскую теорию диалектико-материалистического понимания истории, К.Маркс и Ф.Энгельс внесли очень важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли. Это нашло свое выражение прежде всего в творческой разработке следующих аспектов социологической теории. Во-первых, в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса дано в целом более полное и глубокое понимание общества как социальной системы. Для марксизма общество — продукт многообразных взаимодействий между людьми, система их взаимосвязей, являющаяся результатом прежде всего их трудовой деятельности. Люди и создают общество и в то же время формируются им. Системный подход марксизма к изучению общества особенно ярко проявляется в связи с разработкой им центральной категории «общественная формация», как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете экономической (производственной) и находящейся в относительном равновесии. Именно способ производства, по Марксу, является системообразующим компонентом социальной системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее существенное отличие от других. «В общественном производстве своей жизни, — писал К.Маркс, — люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной степени развития их материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Совершенно очевидно коренное отличие системного подхода К.Маркса к обществу от системного подхода, например, О.Конта, для которого, как показано выше (см. § 1 данной главы), именно духовные факторы играли определяющую роль в общественной жизни. Заслуга марксизма в этом вопросе состояла не только в том, что производственно-экономическая сфера жизни общества рассматривалась как одна из подсистем социальной системы и выделялась ее особая роль, но и в том, что им был проведен углубленный анализ взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими. В общественную формацию К.Маркс включал и определенную социальную структуру, формы семьи, образа жизни и др. Важно отметить и то, что вместо абстрактных рассуждений об обществе вообще К.Маркс на основе своего учения об общественных формациях считал необходимым сосредоточить внимание на исследовании конкретной формации, что и было им сделано в его главном труде «Капитал», в котором воплощен и особый, марксистский метод социального познания. Во-вторых, Маркс и Энгельс одними из первых выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что социологическое знание должно опираться на изучение самой социальной реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают. Их известное заявление, что об обществе, как и социальных группах, нельзя судить на основании тех представлений, которые они сами о себе создают, подобно тому, как о людях нельзя судить по тому, что они сами о себе думают и говорят, имело принципиальное, методологическое значение для социологии. Изучая многообразные духовно-идеологические системы, их противоборство и смену, марксизм рассматривал этот процесс не как простую филиацию идей, а переносил центр тяжести на выяснение его социальной обусловленности, на понимание действия социальных факторов и механизмов и определение социальных последствий этого процесса. Он считал эти системы продуктом той страны и той эпохи, в которой они возникают и развиваются. В-третьих, К.Марксу и Ф.Энгельсу удалось серьезно обогатить теорию социального развития. Их понимание социальной истории как естественноисторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественных формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической — представляло собой для своего времени крупный шаг вперед в развитии не только социальной философии, но и социологической мысли. Особенно велика в этом плане заслуга марксизма в обосновании зарождения, становления и развития капитализма как промышленного (индустриального) общества, прежде всего в «Капитале» К.Маркса. И хотя на иной основе специальная теория индустриального общества (Р.Арон, У.Ростоу и др.) появилась лишь в 50-х годах нашего столетия, фундамент теории такого общества закладывался за столетие до этого в трудах Сен-Симона, Маркса, Спенсера и др. В теории социального развития Маркса немало общего с аналогичной теорией О.Конта: они исходят из положения о постоянном и всеобщем развитии всех обществ по одним и тем же законам и стадиям. И тот и другой считают, что общественное развитие носит прогрессивный характер, идет поступательно от низшего к высшему, более совершенному; оба верят в достижение идеального общественного устройства — позитивного состояния общества у Конта и коммунизма у Маркса. Но у них было и немало принципиально различного и даже противоположного: у Конта социальная эволюция базируется на интеллектуальном и моральном совершенствовании, а у Маркса — на совершенствовании прежде всего производительных сил и производственных отношений; для Конта нормальное социальное развитие — это постепенный и плавный рост, высокая преемственность, отсутствие резких перемен и тем более социальных взрывов, прогресс через консенсус при сохранении порядка, а для Маркса — это прежде всего классовая борьба, революционный переворот, решительный, качественный разрыв с прошлым, прогресс через разрушение существующих порядков и т.д. Не случайно поэтому революция находится в центре внимания марксистской теории социальных изменений, в то время как у Конта это отклонение от нормы, патология социального развития. У Конта представления о социальном прогрессе носили достаточно прямолинейный и упрощенный характер, а Маркс видел сложность и многолинейность социального развития, учитывал своеобразие исторического развития отдельных обществ. В-четвертых, К.Маркс и Ф.Энгельс — одни из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них — это не временное или локальное, а в сущности, постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В экономике — это противоречия и конфликты между производительными силами и производственными отношениями; в социальной сфере — это борьба классов (рабовладельцев и рабов, феодалов и крепостных, буржуа и пролетариев); в политической области — это столкновение партий, движений, государств и иных политических институтов; в духовной сфере — это борьба идеологий и т.д. Если у Конта прогресс осуществлялся в основном бесконфликтно, непротиворечиво, мирно, через нахождение согласия, то у Маркса противоречия, конфликты — это подлинный источник социального развития, движитель истории, прогресса общества, заслуживающий не только признания, но и поддержки, всемерного распространения и углубления. Именно марксизм положил начало положительной оценке роли и значения конфликта в жизни и развитии общества. С этим и связаны марксистские положения о том, что «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым», а «революции — локомотивы истории». В-пятых, Марксу и Энгельсу принадлежит несомненная заслуга осуществления одной из первых попыток создания теории социальной стратификации. Было бы, конечно, неверным считать, что только они впервые открыли факт существования в обществе классов и классовой борьбы. Как известно, это сделано до них многими социальными мыслителями прошлого (А.Р.Тюрго, А.Смит, Д.Рикардо, А.Сен-Симон, Ф.Гизо, Ф.Минье, А.Тьер, О.Тьерри и др.), часть из которых связывала классовое деление с социальным неравенством, в том числе и с различным отношением к средствам производства, к собственности. Заслуга марксизма здесь состоит в том, что он, опираясь прежде всего на новейшие историко-этнографические исследования первобытного общества Л.Г.Морганом, сделал общий вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов. Применительно к современному им капиталистическому обществу это были пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми, по их мнению, составлял основное содержание социальной жизни. Положению и социальной роли именно этих классов, прежде всего рабочего класса, они уделили первостепенное внимание. В частности, Маркс и Энгельс дали анализ рабочего класса и его структуры, показали, что пролетариат проходит разные ступени на пути становления как класса и достигает своей зрелости лишь тогда, когда превращается из «класса в себе» в «класс для себя», т.е. класс, осознающий свои особые; самостоятельные место, интересы и роль, существенно отличающиеся и даже противоположные, нежели у других классов. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость и неизбежность победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс. Принципиально новыми в этом отношении являлись положения марксизма о том, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата и что сама эта диктатура представляет собой лишь переход к обществу без классов. По Марксу, историческая миссия пролетариата состоит в том, чтобы, освободившись самому от капиталистической эксплуатации, освободить и все общество. Но это невозможно сделать без завоевания им политической власти, т.е. без установления диктатуры пролетариата. Обоснование исторической миссии рабочего класса — важнейшая и ведущая тема социально-политической концепции марксизма. Вместе с тем К.Маркс и Ф.Энгельс видели, что социально-классовая структура капиталистического общества не сводится лишь к классам-антагонистам, а включает также и другие классы и слои (крестьянство, землевладельцы, мелкая буржуазия, интеллигенция и др.), которым, правда, они уделяли несопоставимо меньшее внимание, прогнозируя их неизбежное постепенное исчезновение, растворение среди основных классов. То же относится и к проблеме внутриклассовых различий и внеклассовых явлений, процессов и конфликтов. В-шестых, очень важное значение для социологических исследований личности имело обоснование Марксом положения о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений. Этот тезис был направлен на то, чтобы изучать не личность вообще, а личность конкретного общества, конкретного человека, что и стремился делать Маркс в своих социальных трудах. Он показал, что личность — это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее изменения. Заслуга Маркса и в том, что он уделил большое внимание важнейшей социологической проблеме взаимодействия общества и личности, его механизма и исторически детерминированного характера. Высоко оценивая место и роль марксизма в историческом развитии социологической мысли, нельзя в то же время не видеть и в этой области его ограниченностей и недостатков. Говорят, что недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Видимо, это справедливо и в отношении социальных учений. Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить экономическую сферу жизни общества, раскрыть ее сущность, содержание, механизм развития и важную роль в жизнедеятельности людей и общества в целом. Но это же нередко сопровождалось более или менее явной недооценкой, а то и игнорированием важной роли и других, нематериальных факторов социального развития. Марксистское учение о классах и классовой борьбе позволило лучше понять одну из несомненно важных сторон строения, функционирования и развития общества. Но одновременно оно привело марксизм к сведению чуть ли не всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценке значения других классов и социальных групп, к грубому и научно необоснованному выводу о том, что подлинная история человечества начинается лишь с коммунизма, а все, что было до этого, — это лишь предыстория. Акцент на выявление везде и всюду противоположных сторон, социальных противоречий и конфликтов, бесспорно, позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций в социальном прогрессе. И в то же время это привело к отрицанию, по сути дела, роли социального единства, социального согласия и недооценке эволюционных, постепенных форм социального реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения насилия и революций, к нередкой подмене понятия «социальная революция» понятием «политическая революция» и т.д. Ход последующей истории выявил и многие другие слабости и недостатки социальной теории марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических возможностей и перспектив развития капитализма, его способности приспособиться к новым условиям; утверждения об усилении абсолютного и относительного обнищания пролетариата в ходе развития капитализма, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем и др.). Сегодня марксизм находится в глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою роль в этом сыграли, конечно, и чрезмерный радикализм социологии марксизма, ее заполитизированность и заидеологизированность, отмеченные выше и другие ее недостатки и слабости. Но еще большую роль здесь сыграли последующая догматизация и вульгаризация марксизма, его извращения в теории и на практике, крушение якобы социалистических режимов в ряде стран, созданных будто бы под флагом марксизма. В этих условиях особенно важно не допускать бытующих у нас крайностей в оценке марксизма и его социологической теории: одни, как говорится, «с порога» отвергают всякое научное их значение, объявляют их изначально ошибочными и вредными; другие по-прежнему, вопреки букве и духу действительного марксизма, рассматривают его в качестве «единственно верного и непререкаемого учения», которое не подлежит никакой критической переоценке. Объективная, подлинно научная оценка места и роли социологии марксизма требует, во-первых, соблюдения принципа историзма, т.е. умения оценивать труды К.Маркса и Ф.Энгельса с позиций того времени, когда они жили и работали, по тому, насколько и в чем именно они обогатили социологическое знание по сравнению со своими предшественниками и современниками; во-вторых, умения отделять в социологии марксизма научное знание от политизированных и идеологизированных, часто публицистических положений и лозунгов, прогнозов и предначертаний; в-третьих, умения анализировать взгляды основоположников марксизма концептуально, а не отдельные их высказывания, взятые вне связи с другими и без учета их развития; и, в-четвертых, умения четко различать марксизм и его многочисленные интерпретации как последователями, так и исследователями марксизма, не отождествлять его с ленинизмом, неомарксизмом и тем более со сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и др. Все это позволит понять, что марксизму, наряду с другими основными направлениями, по праву принадлежит очень важное место в истории общественной, в том числе и социологической, мысли. Его идеи и положения использовали многие крупнейшие социологи (Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель и др.). Не случайно и сегодня во многих зарубежных солидных социологических изданиях и учебниках отмечается, что без Маркса не было бы Дюркгейма и Вебера, и ему отводится достойное место даже тогда, когда их авторы отнюдь не симпатизируют марксизму. В нем находят свои истоки целый ряд школ и направлений современной социологии. § 3. Э.Дюркгейм и М.Вебер — классики социологии конца XIX—начала XX в. Если самые общие основы социологии как особой общественной науки были заложены еще к середине XIX столетия, то ее становление и утверждение завершается лишь на рубеже прошлого и нынешнего веков, когда понимание и научная разработка как общих, так и специальных проблем социологии поднимается на качественно новый, более высокий уровень, во многом определивший пути развития социологии всего XX столетия. Этот важнейший этап в развитии социологической мысли связан прежде всего с именами двух крупнейших социологов Э.Дюркгейма и М.Вебера, создавших качественно своеобразные, непохожие, широко и глубоко разработанные социологические системы, из которых так или иначе берут свои истоки большинство школ и направлений современной социологии. Именно они нередко рассматриваются как основатели социологии в современном ее понимании. |