Тадевосян. Учебное пособие к читателям
Скачать 1.04 Mb.
|
Э.Дюркгейм Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) — продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционистской линии в социологии, основатель французской социологической школы, первый профессор социологии во Франции, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения социального порядка, социологии религии и др. Взгляды Э.Дюркгейма нередко характеризуют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов особой, над индивидуальной, социальной реальности, позволяющих понять сущность и природу всех общественных явлений и процессов, включая и самого индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология и только социология. В этом и состоит, говоря в самом общем плане, своеобразие предмета и метода социологии. Наиболее наглядно социологизм Э.Дюркгейма проявился в его концепции особой и автономной социальной реальности как системы «социальных фактов», в его стремлении объяснить социальное социальным, одни социальные факты другими, в определении специфичности предмета и метода социологии, изучающей то, что не свойственно исследованию других наук, в признании социальной реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками (философией, историей, этикой, экономической теорией и др.) социологического метода. Он писал, что первое и основное правило его социологического метода состоит в том, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Иными словами, социология должна подходить к социальной реальности так же, как это делает естествознание по отношению к вещам. А вещь, следовательно, и социальный факт, для Дюркгейма, — это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума, это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким». Таким образом, наиболее характерные черты социальных фактов как вещей — это их объективность, т.е. независимое от индивидов существование, и способность оказывать на них принудительное воздействие, давление, например, в виде устанавливаемых в обществе общих норм, требований, ожиданий и т.д. Поступки, поведение людей, которые, по Дюркгейму, изучает социология, определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившейся совокупностью социальных фактов. При этом один социальный факт следует выводить из другого, из самого общества, а не из аналогий с физическими или биологическими явлениями и процессами. Общество, социальная реальность рассматриваются Э.Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов; а с другой — как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество, — писал ЭДюркгейм, — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом». При этом провозглашается приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида. Социальные факты французский социолог подразделял на морфологические (плотность населения, характер поселений, природные условия, пути сообщения и т.д.), образующие «материальный субстрат» общественной жизни, и духовные, нематериальные («коллективные представления», общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль. В связи с этим Дюркгейм придавал особое значение изучению таких важнейших форм коллективного сознания, как религия, право, мораль, чему он сам уделял в своем творчестве наибольшее внимание. Тема выработки, проявлений и функции «коллективных верований», особенно социальной солидарности, проходит красной нитью через все его основные труды. В работе «О разделении общественного труда» Э.Дюркгейм показал, что общественное развитие идет от примитивных, архаичных, «сегментарных» обществ, для которых характерно отсутствие разделения труда, неразвитость и сходство индивидов, их социальных функций и ролей, а поэтому и слабая интеграция, лишь механическая солидарность, к развитым, сложным, «организованным» обществам, основанным на разделении труда, усиливающем взаимозависимость индивидов друг от друга, а следовательно, на органической солидарности, отражающей качественно более высокий уровень интеграции членов общества, его единства. Проблема социальной солидарности (сплоченности, согласия, единства) выступает как ведущая в социологической теории Э.Дюркгейма, поскольку для него состояние общества определяется прежде всего уровнем этой солидарности, в свою очередь зависящей от разделения труда. Так, исследуя проблему самоубийств, он прямо связывал их с различной степенью социальной солидарности, а при анализе форм религиозной жизни его в первую очередь интересовала их роль в создании и поддержании социальной сплоченности. Само разделение труда понимается ЭДюркгеймом не в узком, чисто экономическом, а в широком, всеохватывающем, социальном смысле, как профессиональная специализация и ассоциация. Оно зависит от объема и плотности населения. Так, для механической солидарности характерны относительно малый объем населения и низкая его плотность, а для органической — относительно более высокая. Механической солидарности свойственны абсолютная власть группы, репрессивный тип правовых норм, высокая степень религиозности и т.д., в то время как для органической солидарности — простор для развития индивидуальности, реститутивный (восстановительный) тип правовых норм, возрастающая светскость и т.д. Эволюционизм у Дюркгейма органично связан с функционализмом. Изучение социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии. Социальная функция для него — это отношение соответствия между структурным элементом общества как социальной системы и ее определенной потребностью. Он исходил из принципа функциональной обусловленности социальных явлений и впервые подробно разработал проблему социальных функций. Все это дает основание признать его основоположником структурно-функционального направления в социологии, получившего дальнейшую, более глубокую разработку и широкое признание в середине и второй половине XX в. Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему, Э.Дюркгейм серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, негативных, патологических ее состояний, связанных с потерей социальной солидарности, например, изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, своего рода ценностно-нормативный вакуум, характерные для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. Это важное социологическое понятие было введено и разработано в науке именно Э.Дюркгеймом. С аномией он связал и такое аномальное социальное явление, как самоубийство. В специальном, указанном выше, труде, основанном на большом статистическом материале и его социологическом анализе, он показал динамику самоубийств в различных европейских странах. Это позволило ему выявить связь этого социального явления с принадлежностью индивидов к определенным социальным группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы. Э.Дюркгейм различал три основных типа самоубийства в зависимости от степени воздействия социальных норм на индивида — эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Последнее, в отличие от первого, когда имеет место хотя бы слабое воздействие социальных норм на личность, характеризуется практическим отсутствием таких норм, свойственных аномии. Самый объемный труд Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» также базируется на обобщении большого эмпирического материала — на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Таким путем он стремился выявить социальные корни и социальную роль религии. Рассматривая религию как «связанную систему верований и обрядов» в священное, а не как веру в Бога, он считал, что религия упрочивает социальную солидарность и формирует социальные идеалы, ведет к поклонению обществу — реальному обществу — реальному объекту всех религиозных культов. В данном произведении, как и в «Самоубийстве», Э.Дюркгейму удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социологическом исследовании, в чем большая и несомненная его заслуга перед социологической наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Велик его вклад в разработку многих специальных отраслей социологии: социологий права, морали, религии, семьи, воспитания, отклоняющегося поведения и др. Все это и многое другое делает Э.Дюркгейма классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий. (Нет страниц) ложные теоретико-методические позиции. Основными из них были: географическое (Л.И.Мечников, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и др.); органическое (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд и др.); субъективное (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и др.); психологическое (Н.И.Кареев, Л.И.Петражицкий и др.); многофакторное (М.М.Ковалевский); диалектико-материалистическое, марксистское (Г.В.Плеханов, В.ИЛенин и др.) и т.д. Не имея возможности сколько-нибудь подробно остановиться на каждом из них, рассмотрим кратко социологические взгляды некоторых из наиболее крупных российских социологов того периода. Н.Я.Данилевский Николай Яковлевич Данилевский (1822 — 1885) — видный российский социолог, этнограф и историк, основатель первой в истории антиэволюционистской концепции исторического развития — «теории культурно-исторических типов». Это была одновременно и философская, и социологическая, и политологическая концепция многолинейного и параллельного обособленного развития «естественных» социальных систем как своеобразных социокультурных типов общества, особых цивилизаций. Она возникла как попытка преодолеть недостатки господствовавшей в то время евроцентристской модели однолинейного и однонаправленного исторического прогресса и объяснить особенности развития Востока и других регионов, в том числе и России. Главный и наиболее известный труд Н.Я.Данилевского «Европа и Россия» (1869 — 1871). Отрицая плоский эволюционизм и общечеловеческое единство мирового исторического процесса, Данилевский выделял 13 обособленных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский, римский, романо-германский (европейский), славянский, американский и перуанский. Каждый из них отражает целостную совокупность своеобразных существенных признаков данного неповторимого, уникального общества, выраженную прежде всего в особенностях языка, форм быта, мифов, эпоса и т.д. В целом же в основе выделения этих «самобытных цивилизаций» лежит своеобразное сочетание в каждой из них четырех основных элементов: культуры, религии, политического и общественно-экономического устройства. Любая из этих цивилизаций, по Данилевскому, проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком. Несмотря на известную непоследовательность и даже противоречивость ряда суждений Данилевского, было бы неверным считать, что он абсолютно отрицал преемственность исторического развития, всякое его единство и любую форму общественного прогресса. Несомненна заслуга Данилевского в оригинальном определении соотношения общечеловеческого и национального (государственного). Отдавая явный приоритет второму, которое шире, богаче «тощей абстракции» общечеловеческого, Данилевский говорил о «всечеловеческом, которое состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поприще исторической деятельности человечества исходить в разных направлениях». И не одна цивилизация, согласно Данилевскому, не может выдавать себя за высшую точку зрения по отношению к другим. Каждый культурно-исторический тип призван внести свой своеобразный вклад в развитие человечества. Идеи Данилевского были тесно связаны с концепциями славянофильства, русофильства, евразийства и др. В западной социологии они получили позднее развитие в трудах О.Шпенглера (1880 - 1936), А.Тойнби (1889 - 1975). По-своему их развивал и П.А.Сорокин. В наше время эти идеи нашли свой отголосок в концепции «мира миров» современного российского историка М.Гефтера, исходившего из перспективы сохранения в рамках всечеловеческой общности национально-культурного своеобразия. Л.И.Мечников Лев Ильич Мечников (1838 — 1888) — крупный географ и социолог, наиболее видный представитель географического направления в российской социологии, автор всемирно известного труда «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889), вышедшего в свет в Санкт-Петербурге и Киеве спустя десятилетия после парижского издания и после кончины автора. В социологическом плане в центре его творчества находилось определение и обоснование специфических законов развития общества и критериев социального прогресса с позиций признания решающей роли в этом географических факторов. Географическое направление в российской социологии возникло как противовес, с одной стороны, социологическому органицизму (О.Конт, Г.Спенсер, А.И.Стронин и др.), а с другой, и прежде всего — господствовавшего в то время в России субъективистского направления в социологии, о котором речь ниже. Л.И.Мечников понимал социологию как «высшую науку, которая должна проверять, дисциплинировать преобразовательные стремления каждого из нас и приурочивать их все к одной общей цели». Такой целью он считал служение благу человечества. При этом он решительно отвергал претензии какого-либо одного социологического направления на создание подлинно научной теории общества и формулирование ее законов. Эта задача, считал он, должна решаться коллективным путем. Высоко оценивая научное и философское значение открытий Дарвина, Л.И.Мечников в то время выступил против уподобления общественной жизни биологическому выживанию, против объяснения социальных явлений и процессов биологическим законом борьбы за существование. Социологическая область, в отличие от биологической, — это «мир коллективностей, мир интересов, выходящих за пределы одиночного биологического существования; мир кооперации, т.е. сочетания не противодействующих, а содействующих достижению одной общей цели сил». Кооперация, по Мечникову, — это водораздел между биологическим («общественностью») и социальным («обществом»). Важнейшим и наиболее общим законом общественной жизни Л.Мечников считал великий закон прогресса. Главным для него было выяснение сути социального прогресса и его объективных признаков, критериев. Стоя в целом на позициях позитивизма, он утверждал, что, как дарвиновское естествознание позволило найти в биологической дифференциации критерий прогресса в природе, так и социология должна открыть и обосновать свой объективный критерий прогресса в общественной жизни. Исходя из того, что природа социальной жизни органично связана со способностью к кооперации и ее осуществлением, Л. Мечников видел критерий социального прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», проявляющейся в разных формах кооперации, зависящих от осознания людьми необходимости их объединения. Низшим ступеням истории человечества свойственны общественные объединения, основанные на принудительности и устрашении, на внешних механических связях. Им на смену на втором, переходном этапе приходят соподчиненные социальные группы, для которых характерна социальная дифференциация в силу разделения труда, усиливающаяся специализация и взаимозависимость этих групп. И наконец, третий, высший этап истории человечества — это свободный и добровольный союз людей, объединенных общностью интересов и склонностей, сознательно стремящихся к солидарности. В географической среде, под которой Л.Мечников понимал не всю природу вообще, а ту ее часть, которая вовлечена в трудовой процесс, он особо выделяет водный фактор. В связи с этим им выделяются три периода (эпохи) мировой истории: речной, морской и океанический. К первому относятся древние и изолированные цивилизации (китайская, индийская, ассиро-вавилонская и египетская), складывавшиеся в бассейнах великих рек — соответственно Хуанхэ и Янцзы, Инда и Ганга, Тигра и Евфрата, а также Нила. Второй период — средиземноморский (от основания Карфагена), когда культуры начали развиваться в среде людей и охватывать многие страны и народы. Третий период — всемирный, связанный с открытием Америки. П.Л .Лавров и Н.К.Михайловский П.Л.Лавров Это — два крупнейших представителя и Н.К.Михайловский субъективного направления российской социологии, возникшего на рубеже 60 — 70-х годов и имевшего наибольшее влияние здесь вплоть до конца XIX в. Оно было особенно многочисленным, долгое время пользовалось особой популярностью среди русской интеллигенции, было тесно связано с народническим движением, с решением насущных проблем российской действительности. И тот и другой выступали духовными лидерами народничества. Петр Лаврович Лавров (1823 — 1900) — один из зачинателей социологии в России, хотя в своем творчестве начал заниматься социологией достаточно поздно, лишь к концу 60-х годов. Особенно пристальное внимание в его работах уделяется проблемам предмета и метода социологии, ее соотношения с историей, социального прогресса и роли личности в истории. Опираясь в целом на контовский позитивизм, ПЛавров рассматривал социологию как науку о солидарности, т.е. об общественных связях людей. В работе «Важнейшие моменты в истории мысли» он писал, что «социология есть учение о формах солидарности сознательных особей, об условиях сцепления или ослабления этой солидарности при различной степени развития этих особей и форм общежития». Поскольку в центре внимания социологии, в отличие от естествознания, находится человек с его сознанием, интересами, волей и идеалами, она не может ограничиваться в познании лишь объективными методами, а должна на первый план выдвигать субъективный метод, т.е. метод, при котором объект и субъект познания берутся в единстве, а объективное изучение общественного развития сочетается с его субъективной оценкой с позиций социальной справедливости, нравственного идеала, положения личности, ее творческого развития. Социологию, которая не способна указать пути совершенствования общества, он именовал «болтовней», а не наукой. П.Лаврову принадлежит приоритет введения в социологию понятия «субъективный метод»; с этим было связано и название целого направления в российской социологии. Особенно тесную связь с социологией обнаруживал П.Лавров у истории, поскольку и она изучает человека и развитие общества на основе субъективного метода. Но если история исследует единичные, неповторяющиеся явления, то социология — повторяющееся, закономерное. Только через историю можно познать современное общество, его законы. В то же время социологическое знание об обществе помогает углубленному осмыслению истории. Социология и история тем самым дополняют друг друга. История, по Лаврову, — это одновременный прогрессивный процесс роста сознательности личности и общественной солидарности. Усиление и расширение общественной солидарности он понимал как «единственно возможную цель прогресса». Ведущей силой, «органом» исторического прогресса выступают у Лаврова именно «деятели цивилизации», т.е. личности, характеризующиеся «критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». Таким образом, сущность прогресса П.Лавров видел в развитии критического сознания, индивидуальности личности, смене застывших социокультурных форм в соответствии с общественным идеалом. Николай Константинович Михайловский (1842—1904) по-своему разрабатывал близкие социологические проблемы с единых позиций субъективного метода. Как и Лавров, он исходил из того, что в центре социологии находится изучение личности, что социолог, изучающий отношения между людьми, преследующими определенные цели, не может обойтись без субъективного метода, субъективных оценок социальных явлений и занимать беспристрастную позицию. Он также подчеркивал теснейшую связь социологии с этикой, публицистикой и социальной психологией, которую рассматривал даже как основу социологии. Н.Михайловский писал, что «мы не можем общественные явления оценивать иначе, как субъективно», т.е. через идеал справедливости, что субъективному методу должен принадлежать «высший контроль». Как и Лавров, он не отрицал закономерного характера общественного развития, но считал, что законы истории определяют лишь ее общее направление и порядок смены фаз, в то время как сознательная деятельность людей и их идеал наполняют эти законы «реальным содержанием». Особенно большое место в творчестве Н.Михайловского занимает проблема социальной кооперации и ее роли в развитии личности, поскольку, по его мнению, тот или иной тип кооперации обусловливает всю общественную жизнь и самою личность. Идея различных форм кооперации как типов взаимосвязи общества и личности лежит у него и в основе концепции социального прогресса. Сам же социальный прогресс он понимал в соответствии со своей знаменитой «формулой прогресса»: он есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно все, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов. В другом случае Михайловский определял прогресс как «последовательную смену форм кооперации» или этапов «борьбы за индивидуальность». Н.Михайловский различает два типа кооперации деятельности людей — простой и сложный, в зависимости от уровня ее дифференциации, разделения труда. Простая кооперация, свойственная первобытной общине и началу варварства, характеризуется недифференцированностью деятельности членов общества, сходством их интересов и общественных функций, развитой солидарностью и единством целей, что способствует индивидуализации личности и делает ее центром и активным началом общественной жизни. В противоположность этому сложная кооперация, свойственная последующим этапам общественного развития и основанная на дифференциации людей, разделении труда, корпоративности, расколе сознания и поведения, ведет к «калечению» личности, подавлению ее индивидуальности, росту противоборства между личностью и обществом, «борьбы за индивидуальность». Это, по Михайловскому, — патологический путь общественного развития, а капитализм — его последний и наиболее антагонистический вариант. Задачу научной социологии он видел в том, чтобы обосновать такой новый, по сути дела социалистический идеал, который позволил бы повернуть человечество на нормальный путь естественной эволюции к новой, не наивной и стихийной, а сознательной и строго научной простой кооперации, которая обеспечивала бы самостоятельность, счастье, благополучие личности, ее самоценность и всестороннее развитие. Много внимания уделил Михайловский и такому аспекту проблемы соотношения личности и общества, как вопрос о соотношении великой личности и народных масс, «героя» и «толпы». Он не отождествлял понятия «герой» и «великая личность», «толпа» и «народ». Отличительная черта «героя» — его способность увлечь массу людей на общее дело. Что же касается «великой личности», то в ее определении главное другое — соответствие ее деятельности общественному идеалу, общечеловеческим ценностям и своевременность этой деятельности в данных условиях. «Толпа» отличается такими признаками поведения массы, как подражательство «герою», унифицированность, шаблонизированность, готовность к подчинению и повиновению, массовые гипноз (внушение), психоз и др. Н.И.Кареев и Л.И.Петражицкий К субъективному направлению в социологии и тесно примыкает психологическое направление, представленное в России прежде всего Н.И.Кареевым и Л.И.Петражицким. Первого, например, не без основания относят и к социологам-субъективистам, поскольку, с одной стороны, в центре его социологической концепции также находится индивид, а его роль исследуется с позиций субъективного метода; а с другой — субъективная социология, как уже отмечалось, признавала социальную психологию основой или одной из основ социологии. Общим для представителей психологической школы в социологии является то, что первичным в реальной социальной жизни они признают психическое, психологические факторы, а предмет социологии сводится, по существу, к изучению психического взаимодействия людей. Николай Иванович Кареев (1850—1931), например, рассматривал все общественные явления и процессы как результат духовного взаимодействия людей, общество («надорганическую среду») — как сложную систему психопрактических взаимодействий личностей, а его социальную организацию, которой и должна заниматься социология, — как продукт социальной (коллективной) псхологии, показатель положения личности, предела индивидуальной свободы. В классификации наук он помещает социальную психологию как основу социологии между биологией и социологией, поскольку никакое социальное явление не может быть правильно понято вне субъективного к нему отношения. В своей «теории исторического прогресса» Н.Кареев делает различие между «эволюцией», как безоценочным объективным процессом, и «прогрессом», как процессом, измеряемым мерой осуществления социального идеала — свободы и развития личности. Ему принадлежит несомненная заслуга в обосновании степени свободы человеческой личности в качестве высшего критерия социального прогресса. Главные социологические труды Н.И. Кареева: «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического прогресса и роль личности» (1889), «Введение в изучение социологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и др. Лев Иосифович Петражицкий (1867 — 1931) — психолог, социолог и правовед, один из классиков психологического направления в социологии, особенно в социологии права, основатель школы польских социологов и психологов, в 1918 г. переехавший из России в Польшу. Социологию он понимал как науку о человеческом участии в общественной жизни, опирающуюся на изучение субъективной психологии мотивов людского поведения, а ее центральной категорией считал «социальное поведение», его мотивы. Это понятие он приравнивал к психологическому понятию «эмоции», отражающему самый содержательный причинный компонент социального поведения. Будучи сторонником психологической интерпретации неокантианства, Л.Петражицкий признавал, что в традиционном кантовском делении психологической жизни на чувства, как пассивный элемент, и волю, как активный элемент, упущен промежуточный, передаточный элемент — эмоции, являющиеся истинным двигателем поведения человека. При этом речь у него идет не только об индивидуальной, но и о групповой, «народной» психике, посредником между которой и конкретным поведением индивида выступают «нормы-законы», т.е. такие социальные нормы, которые развиваются по мере прогресса «народной психики». Особенно большой вклад внес Л. Петражицкий в научную разработку социологии права. Право для него — явление сознания, результат эмоций. Он считал, что в жизни действия людей вызывают у других притягательные или отталкивающие эмоции и на этой основе происходит эмоционально-интуитивная оценка этих действий как нормативная правовая или моральная оценка. Но если мораль, по Петражицкому, вызывает чувство подчинения, то право как юридическое переживание — чувство притяжения, требования, правомочия в неразрывной связи с чувством обязанности. Л.Петражицкий исходил из приоритета права над моралью, ибо право императивно и атрибутивно. Наиболее значительные его труды: «Акционерная компания» (1888), «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907), «Новое учение о праве и нравственности и критика профессора В.И.Сергеевича» (1910), «Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов» (1911) и др. М.М.Ковалевский Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916) — крупнейший и наиболее известный российский социолог конца XIX — начала XX в., основатель плюралистического, многофакторного направления в российской социологии, создатель первой в России кафедры социологии. Его учениками и соратниками были такие крупные ученые, как П.А.Сорокин, Н.Д.Кондратьев и др. Перу М.Ковалевского принадлежат многочисленные исследования по общей социологии — «Тард и его теория общества» (1885), «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (1895), «Очерк истории развития социологии в конце XIX века» (1914), «Судьбы социологии за первые 15 лет XX века» (1914) и др.; по политической и правовой социологии и правоведению — «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права» (1880), «Первобытное право» (1886), «Современный обычай и древний закон» (1886), «Законы и обычай на Кавказе» (1890), «Происхождение современной демократии» (1895 — 1897), «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом» (1905), «От прямого народовластия к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (1906), «Очерки по истории политических учреждений в России» (1907), «Общее конституционное право» (1908), «Демократия и ее политическая доктрина» (1913) и др.; по экономике и экономической социологии — «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (1898 — 1903), «Развитие народного хозяйства в Западной Европе» (1899), «Экономический строй России» (1899) и др. Стоя на позициях позитивизма, М.Ковалевский (вслед за Контом) исходил из того, что предметом социологии служит изучение «социального порядка и прогресса». Социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию развития общества. Ее цель — «раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в преемственности и причинной связи между собой». В классификации наук М.Ковалевский помещает социологию вслед за биологией и психологией. Социальный порядок для него — это социальная система, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования. Он неотделим от социального прогресса, и в действительности они не существуют друг без друга. Социальный прогресс — основной закон социальной жизни, ибо «без идеи прогресса не может быть и социологии». Основу общественного прогресса М.Ковалевский видел в постепенном расширении сферы солидарности, что проявляется в расширении сферы «замирения». Вместо контовского закона «трех стадий» он предложил закон «роста человеческой солидарности» как важнейший социальный закон, находящий свое выражение в переходе от узких общностей (семья, род) к все более широким (государство, народность, нация, церковь и т.д.). Солидарность людей М.Ковалевский считал нормой, а классовую борьбу — отклонением от нее. По его мнению, «разобщенность не растет, а уменьшается», даже между трудом и капиталом. Он признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит «в противоестественной форме». Прогресс общества закономерен, но революция не есть историческая необходимость, а следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, а если она нарушается, тогда и появляется почва для революции. Многофакторность, плюралистичность социологической концепции М.Ковалевского находит свое выражение в том, что обнаружившаяся к концу XIX в. несостоятельность географического детерминизма, биологического и психологического редуктивизма привела его к выводу о необходимости учета всей совокупности разнообразных факторов развития и функционирования общества, их взаимодействия и отказа от одностороннего, в том числе и экономического, детерминизма. С позиций методологического плюрализма М.Ковалевский признавал определенную ценность разных социологических парадигм и направлений, но будущее социологии XX в. видел не в утверждении господства какой-либо одной из них, а в органическом синтезе, интеграции их лучших достижений, что в общем и подтверждает развитие современной социологии. Эти идеи Ковалевского получили дальнейшую разработку в интегральной социологии П.А.Сорокина и в выдвижении объединительных парадигм последних десятилетий. Наиболее важными методами в социологии М.Ковалевский признавал эволюционный и сравнительно-исторический. История и ее законы, отмечал он, демонстрируют типологическое единство явлений, институтов, процессов у различных народов и культур на основе их происхождения. Это дает возможность установить факт прохождения народами и государствами одинаковых ступеней развития. Основную задачу и ценность сравнительно-исторического метода он видел не в открытии новых факторов, а в научном объяснении уже имеющихся, в возможности «постоянного восхождения до общих мировых причин развития». Этот метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества и исторических закономерностей его развития. На генетической основе он позволяет выявлять «однохарактерные формы» общежития, на базе чего общая социология создает картину прогресса всего человечества. С этих позиций М.Ковалевский рассматривал, в частности, вопросы происхождения семьи, собственности, государства и др. В отличие от марксизма, для него процессы возникновения классов и государства лежат в разных плоскостях. Социальная дифференциация зависит от разделения труда, которое вызвано «ростом и плотностью населения», т.е. биосоциальными условиями, а возникновение государства — с психологическим фактором. Такой общий подход определил то, что социологию М.Ковалевского нередко называют генетической социологией, которую он сам определял как «эмбриологию человеческих обществ». Г.В.Плеханов и В.И.Ленин Эти два известных имени представляют марксистское, диалектико-материалистическое направление в российской социологии, получившее достаточно широкое распространение в конце XIX в. во многом благодаря четкому и радикальному ответу на насущнейший вопрос о том, в каком направлении и как должно реформироваться тогдашнее российское общество. Их идеи стали идейной основой российской социал-демократии. Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — выдающийся социальный философ и социолог, последователь и пропагандист марксизма, основатель социал-демократического движения в России. В таких его трудах, как «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) и др., он последовательно отстаивал и развивал марксистскую теорию общественного развития, подвергал резкой критике субъективистский подход российских народников к проблемам и перспективам общественного развития России, глубоко и творчески разрабатывал социалистические идеи. В противоположность народническому субъективизму Г.В.Плеханов стоял на позициях материалистического понимания истории. Он показал, что и в России происходит развитие капитализма и что теория общественного развития К.Маркса применима и к ней. В то время как народники считали крестьянство главной революционной силой, Г.В.Плеханов показывал его отсталость и реакционность, отстаивал с марксистских позиций подлинную революционность пролетариата, единственно способного завоевать власть и использовать ее для социалистического преобразования всего общества. Особенно велика заслуга Г.В.Плеханова в марксистском обосновании объективной необходимости и закономерности исторического процесса, а также роли личности и народных масс в истории. Признав Февральскую революцию, которая, по его мнению, должна открыть длительный путь создания социально-экономических и культурных предпосылок социализма в ходе развития капитализма в России, он не принял Октябрьскую революцию 1917 г., считая ее нарушением всех исторических законов. Владимир Ильич Ульянов /Ленин/ (1870 — 1924) — крупный социальный мыслитель и лидер иного, радикально-революционного крыла в российской социал-демократии — большевиков, возглавивших Октябрь и ставших во главе Советского государства. В начале своего творчества в 90-х годах прошлого столетия, он, как и Плеханов, уделил много внимания отстаиванию марксизма в борьбе с субъективной социологией народничества. Особая роль здесь принадлежит его работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894), в которой анализировались проблемы материалистического понимания истории, в том числе общественной формации, способа производства, роли народных масс, классов и личности в истории и др. В борьбе с народничеством и в обосновании исторической миссии пролетариата важную роль в это время сыграл и его труд «Развитие капитализма в России» (1899), опиравшийся на большой фактический, прежде всего статистический, материал. Позднее в центре его внимания оказались проблемы организации и роли партии, социальной революции, государства и его форм, строительства социализма в отсталой крестьянской стране и др. В.И.Ленин больше внимания уделял политическим проблемам, нежели социологическим, и не создал развернутой и стройной собственно социологической концепции. До сравнительно недавнего времени учение Ленина истолковывалось у нас почти исключительно как «творческое развитие марксизма», «марксизм новой эпохи», «марксизм XX века» и т.д. Такие расхожие формулы серьезно огрубляли суть дела, затрудняли понимание истинной сущности этого учения, его специфики и соотношения с марксизмом, вели к неправомерному их отождествлению («марксизм-ленинизм»). В.ИЛенин, несомненно, очень многое заимствовал у марксизма. Но нельзя не видеть и то, что в его учении немало и такого, что не вытекало с необходимостью из марксизма, было порождено очень большим своеобразием условий отсталой России, наложившим очень серьезный отпечаток на его взгляды. С этим, например, во многом было связано преувеличение, а то и абсолютизация в ленинизме волевого начала, насильственных, революционных и ускоренных форм общественного развития, сверхклассовость, сверхидеологизация и т.д. Это в свою очередь явилось главной причиной коренных расхождений с ним значительной части российской социал-демократии, демократической интеллигенции, многих западных сторонников марксизма. Но, отмечая недопустимость отождествления марксизма и ленинизма, известную односторонность и ограниченность последнего, отдельные недостатки и ошибки, нельзя в то же время вставать на позицию голого его отрицания и принижения его роли и влияния. П.А.Сорокин Российские социологи вправе гордиться и тем, что в их среде сформировался один из крупнейших социологов XX столетия — Питирим Александрович Сорокин (1889 — 1968). Его жизненный и творческий путь до сентября 1922 г. был связан с Россией, а с 1923 г. — с США, в связи с чем он считается российско-американским социологом. Уже в 1913 г. он закончил свой первый крупный труд «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали». В 1919 г. П.А.Сорокин создал первый в России социологический факультет в Петроградском университете, а в 1920 г. выпустил двухтомную «Систему социологии», «Общедоступный учебник социологии» и стал руководителем кафедры общей социологии на факультете общественных наук Петроградского университета, профессором. Несмотря на свою молодость, П.А.Сорокин играл заметную и активную роль в политике, особенно как видный идеолог партии эсеров. Он принимал серьезное участие в Февральской революции, был секретарем А.Ф.Керенского, избирался членом Учредительного собрания, был одним из лидеров правых эсеров. Большое влияние на его творчество в начальный период имели Э.Дюркгейм и М.Вебер, а в России — М.М.Ковалевский, Л.И.Петражицкий, Е.В. де Роберти. О своей жизни и творчестве П.А.Сорокин достаточно подробно и ярко рассказал в ряде автобиографических произведений: «Листки из русского дневника» (1924), «Социология моей духовной жизни» и «Дальняя дорога» (1963) и др. В непродолжительный (менее десятилетия) российский период своего творчества П.А.Сорокин особенно много внимания уделял исходным проблемам социального взаимодействия, предмета, структуры и роли социологии. Общество, по Сорокину, — это «совокупность людей, находящихся в процессе общения», а феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов». Взаимодействие двух индивидов — простейшая модель социального явления и универсальная основа социального анализа, так как «общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двоих или большего числа индивидов; и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой сложнейший из сложнейших общественных процессов, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями». Элементами взаимодействия являются: индивиды, акты (действия) и проводники, «носители» общения («символы интеракции»): язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. Социология и призвана изучать общие, универсальные черты и формы такого взаимодействия. Социология, отмечал Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы (т.е. поведение взаимодействующих лиц). Социология — это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». Тем самым она выступает как теория социального поведения, основанного на механизмах рефлекторного типа (акциях-реакциях). Отдавая тогда дань бихевиоризму, он считал, что вся социальная жизнь — это бесконечная цепная реакция таких акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Уже в указанной ранней работе социолог выделял три основных типа акций-реакций: а) дозволенные действия — должные реакции; б) рекомендуемые действия — награды; в) запрещенные действия — кары. В «Системе социологии» он, характеризуя структуру социологии, выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология), социальная механика (т.е. изучение социальных процессов) и социальная генетика (т.е. теория эволюции общественной жизни). Американский период жизни и творчества П.А.Сорокина был значительно длительнее (четыре с половиной десятилетия), более зрелым и плодотворным (около трех десятков книг и сотни глав и статей), в его рамках не только серьезно уточнялись и изменялись ранее высказанные концепции и идеи, но прежде всего формировалась и утверждалась своеобразная концепция интегральной социологии (см. следующий параграф данной главы). В этот период были опубликованы такие труды, как «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), трехтомная «Систематическая антология сельской социологии» (1930 — 1932), четырехтомная «Социальная и культурная динамика» (1937 — 1941), «Кризис нашего времени» (1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика» (1947), «Виды любви и ее сила» (1954), «Американская сексуальная революция» (1956), «Основные тенденции нашего времени» (1964), «Социологические теории сегодня» (1966) и др. Отмечая особое значение и роль американского периода творчества ПАСорокина, нельзя в то же время не помнить, что целый ряд работ, опубликованных в это время (например, «Социология революции», «Социальная мобильность», «Голод как фактор»), и фрагменты ряда других были написаны еще в России. В США П.А.Сорокин создал социологический факультет Гарвардского университета, на котором проработал три десятилетия, в том числе 12 первых лет его деканом. Он избирался президентом Американской социологической ассоциации. Его учениками были крупнейшие социологи XX столетия Т.Парсонс и Р.Мертон, а слушателями — многие известные общественно-политические деятели, ученые, в том числе Дж.Ф.Кеннеди, А.Шлезингер, Д.Раск и др. В конце жизни он был признан «живым классиком социологии», «классиком наяву». В историю социологической мысли П.А.Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. "Юн внес серьезный вклад в научную разработку и множества других социологических проблем, что наглядно видно даже из приведенного выше перечня его основных трудов. Творчество П.А.Сорокина представляло собой качественно новый этап в развитии мировой социологической науки как по широте охвата, так и по глубине и оригинальности разработки прежде всего макросоциологических проблем. П.А.Сорокина по праву многие и сегодня называют классиком социологии XX столетия, а иногда даже говорят, что он совершил «коперниковскую революцию в социологии». И хотя все это в развернутом виде было реализовано лишь в американский период его творчества, основы этого были заложены именно в российский период, что прямо отмечалось и самим Сорокиным. Учитывая то, что американский этап его творчества относится уже к современной социологии, характеристика его интегрализма будет дана ниже. Кроме того, материалы рассмотрения им отдельных тем и проблем общей социологии будут представлены в ряде фрагментов второго раздела пособия. В конце «Листков из русского дневника», вышедших вскоре после высылки из России, П.А.Сорокин, за несколько лет до этого переживший массовые репрессии в своей стране и непосредственную угрозу собственного расстрела в тюрьме, пишет, что извлек из прошлого три урока: «Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы — вот мой второй урок. А третий — насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле». Хотелось бы надеяться, что люди, все человечество воспримут эти уроки. И тогда облик мира действительно коренным образом преобразится на основе повсеместного утверждения общечеловеческих ценностей и норм, чему посвятил свои жизнь и творчество Питирим Александрович Сорокин. |