Тадевосян. Учебное пособие к читателям
Скачать 1.04 Mb.
|
§ 2. Взаимоотношение социологии и других общественных наук Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими. Социология и социальная философия Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому свойства и законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. И социология, и социальная философия рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Это их общая черта, определяющая особенно тесную взаимосвязь этих наук. Но при всем этом социальная философия изучает общество в наиболее широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зрения специфического проявления в этом процессе общефилософских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Наиболее наглядными примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, а также законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. Все это отражает специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой. Но этим далеко не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами, категориями, понятиями, не сводимыми лишь, к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в рбщественной жизни. Это и изучает социология в отличие от со циальной философии. Ясно, что и объект и предмет социологии обладают большей конкретностью, менее абстрактны по сравнению с объектом и предметом социальной философии, характеризующей общественное развитие в абстракциях наивысшего уровня. Если социальная философия в своем развитии непосредственно опирается на достижения специальных наук об обществе, то социологические исследования, используя результаты других общественных наук, непосредственно базируются на сборе и анализе эмпирически проверяемых социальных фактов, на обобщении соответствующих эмпирических данных, добытых в рамках этой науки. Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Совершенно очевидно, например, что ни социальная структура общества, ни ее отдельные элементы не могут глубоко и успешно изучаться вне понимания сути общества в целом, взаимодействия его различных сфер и т.д., как не могут быть поняты части целого вне этого целого. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всем ее сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации ее положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной жизнью, практикой. Все сказанное о разграничении социологии и социальной философии не должно приводить ни к их абсолютному разъединению, ни к их отождествлению. Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются органично включенными во вторую. Вместе с тем отождествление социологии с социальной философией ставит под вопрос само существование социологической науки. Как показывает исторический опыт, это способно стать серьезным препятствием на пути развития обеих наук, ибо ведет к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них. Социология и история Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают все общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение — это соотношение теории и истории, теории общественного развития и его истории. Известный российско-американский социолог П.А.Сорокин, вслед за основателями баденской школы неокантианства В.Виндельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщающей наукой) в отличие от истории как «индивидуализирующей науки». История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от четкого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в социологии как «теоретической» науки — это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Конечно, было бы ошибочно сводить историю только к голой фактологии, фактографии, поскольку и она не может обойтись без необходимого анализа исторических фактов и их научного обобщения. Но нельзя не видеть качественного отличия исторического обобщения от социологического как по характеру, так и по уровню. Далее. Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект социологии уже объекта истории. Отметим еще, что историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование. Вместе с тем вряд ли можно согласиться с встречающимися излишне категоричными утверждениями, будто социология — это наука лишь о современном обществе. Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических исследований — важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению исторического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса. Социология и политология Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное к многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики. Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество — важнейший объект рассмотрения и социологии и политологии. Но социология подходит к гражданскому обществу с позиций анализа его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их роли и взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы и политические отношения как отношения по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и организаций и т.д. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем политические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социологических обобщений. Социология, экономическая и другие специальные науки И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Как и политология, все они, в отличие от социологии, изучают не общество как целостную социальную систему, а ту или иную его часть, сферу, грань. Так, экономическая наука сосредоточивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы, как показывает жизнь, чем дальше, тем все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и Факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук. Но если экономическая наука исследует закономерности только одной, пусть и очень важной сферы общественной жизни, то социология — значительно более общие, широкие закономерности, лежащие в основе развития общества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сферы, стороны общественной жизни, а другое — специфическое проявление более общих, социологических законов в этой сфере жизни общества. Первое — это задача экономической и других специальных общественных наук, а второе — задача социологии. В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками. Возьмем, к примеру, правоведение. Социология рассматривает право, правовые отношения не сами по себе, а как часть целого, всей общественной жизни; она изучает не их собственные, внутренние, свойственные именно правовой сфере закономерности, а своеобразие проявления социологических закономерностей в данной сфере. Социология ставит перед собой задачу выявить влияние социальных факторов, социальных отношений, институтов и организаций на право и социальную роль права. В свете сказанного ясно, что в вопросе о соотношении социологии и специальных общественных наук речь может и должна идти об их более или менее тесной взаимосвязи, а отчасти и взаимопроникновении в реальном исследовании общественной жизни при сохранении предметных границ этих наук, но не о поглощении социологией этих наук. Более подробно и конкретно это показано в первых параграфах 7—10-х глав данного пособия. § 3. Значение социологии и ее роль в общественной жизни Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие. Функции социологии Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям. Только правильное и глубокое системное отражение сущности и закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции. Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает их оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики. Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы Реализации практически-политической функции социо логии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ сильной, действенной социальной политики и в практике управления общественными процессами — и сегодня одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства. Несколько иначе обстоит дело с идейно-воспитательной функцией социологии. Она находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. К тому же любой социолог в социально-разделенном обществе не может в реальной жизни не выступать в качестве носителя и выразителя социальных интересов, целей и ценностей той части общества, к которой он принадлежит. А это так или иначе сказывается на выборе проблематики и постановке задач в ходе социологических разработок и тем более на анализе и истолковании их результатов, поскольку последние в той или иной мере затрагивают интересы соответствующих социальных групп. Другое дело, что нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании. Сверхидеологизация неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть подлинной науки, в том числе и социологии. Она ведет к изоляционистскому отрыву данной социологической школы от мировой социологической мысли, серьезно затрудняет и даже исключает возможность их взаимодействия, что не может, как показывает и наш и зарубежный опыт, не сказаться крайне отрицательно на научных достижениях и самом развитии социологии. С другой стороны, полное отрицание, игнорирование идеологического фактора в развитии социологии серьезно затрудняет понимание причин разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков столкновения и даже противоборства этих направлений. Важно, чтобы те или иные социальные пристрастия социологов не препятствовали объективному, действительно научному подходу к реальности, не приводили к искажению социологических данных. Социология у нас вчера и сегодня Несмотря на то, что уже в первые десятилетия нынешнего столетия социологическая мысль в России поднялась на достаточно высокий уровень развития (Л.Петражицкий, М.Ковалевский, Е. де Роберти, П.Сорокин и др.), исторический путь этой науки носил у нас во многом драматический характер. Вплоть до середины 20-х годов социологические исследования в стране проводились широко и активно, выпускалась специальная монографическая и иная литература, были созданы первые кафедры социологии и в ряде вузов преподавался курс социологии, несмотря на неблагоприятные условия мировой войны, революций, гражданской войны и послевоенной разрухи. Однако в дальнейшем отношение к социологии все более круто менялось в худшую сторону. Научные исследования в этой области неуклонно свертывались, преподавание курса социологии было прекращено, специальная литература почти не издавалась. Главная причина этого состояла в том, что утверждавшаяся у нас со второй половины 20-х годов командно-административная система управления и тоталитарный политический режим не только не нуждались в подлинно научном и конкретном знании о действительном положении личности и состоянии общества, их взглядов, мотивов поведения и тенденций развития, но и боялись результатов соответствующих объективных исследований. Был создан такой политический климат, который явно противопоказан развитию социологической науки. Крайне отрицательную роль сыграло сведение всего обществоведения, по существу, лишь к крайне идеологизированному и догматизированному марксизму, а социологии — к историческому материализму. Утвердившаяся идеологическая нетерпимость нередко приводила к грубому искажению статистических и иных Данных или их сокрытию, серьезно мешала объективному анализу социальных фактов. Она вела к искусственному и крайнему противопоставлению социологии у нас и за рубежом, к отказу от использования достижений зарубежных ученых в этой области, к отрыву развития социологического знания у нас от его мирового уровня. Объявление социологии (как и генетики, кибернетики и политологии) «буржуазной лженаукой» обрекло нашу страну на серьезное отставание в этой и некоторых других областях науки. Было бы, конечно, ошибкой считать, что в прошлом, особенно в 60 — 80-е годы, социология у нас вообще никак не развивалась. Такие исследования отчасти проводились в рамках других общественных наук. Большое значение имело то, что уже в этот период в составе Академии наук СССР был создан специальный Институт социологических исследований и учрежден самостоятельный журнал «Социологические исследования» («Социс»). Но реальное оживление социологии у нас началось лишь во второй половине 80-х и особенно в начале 90-х годов. В середине 1988 г. было признано необходимым резко повысить роль социологии в решении узловых социальных проблем нашего общества; отмечено, что тогдашний характер и уровень развития социологии у нас не отвечали потребностям общественной жизни, что необходимо существенно повысить теоретический, методологический и методический уровень научных исследований в этой области, коренным образом улучшить их использование в управлении и прогнозировании. За прошедшие годы проделана немалая работа. Создан ряд новых академических и иных крупных институтов и центров социологических исследований. Проведение таких исследований приобрело значительно более широкий и систематический характер, а их итоги, особенно в области изучения общественного мнения, постоянно публикуются не только в специализированных изданиях, но и по радио и телевидению, в периодической печати. В вузах страны введен курс социологии, созданы специальные факультеты и кафедры, подготовлено и издано немало учебных и учебно-методических пособий и программ. Резко расширились издание специальной литературы, в том числе по истории социологии, публикация переводной современной зарубежной литературы и т.д. Тем не менее следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще достаточно далеко как с точки зрения удовлетворения потребностей нашего общества и всего мирового развития, так и по сравнению с масштабами, глубиной и эффективностью социологических разработок, прежде всего прикладных, в ряде передовых зарубежных стран. Почему необходимо изучать социологию? Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств, важнейшие из которых состоят в следующем. Во-первых, наша страна переживает период глубокого реформирования всех сторон жизни общества. Важные и быстрые социально-политические изменения происходят сегодня во многих других странах и в мировом масштабе. В этих условиях особенно актуально, теоретически, политически и практически значимо тщательное изучение и использование тенденций и закономерностей развития и функционирования общества как целостного организма, механизма их действия и взаимодействия, что, как известно, связано прежде всего с социологией. Сегодня не подлежит сомнению, что если бы проводимые у нас реформы были бы научно (в том числе и социологически) солидно обоснованы, а их последствия и ход серьезно спланированы и спрогнозированы, то результаты могли бы быть совершенно другими, куда менее болезненными и более плодотворными со всеми вытекающими из этого последствиями. Во-вторых, современный этап развития нашего и других обществ неопровержимо свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни. Не случайно за последние годы речь так часто идет о «сильной социальной политике», о «социально ориентированной экономике», о «социальной защите населения», о «социальных последствиях реформ» и т.д. Жизнь убедительно доказала, что игнорирование или серьезная недооценка роли и значения социальных факторов и социальных последствий проводимых реформ ставит под реальную угрозу успешное проведение этих реформ как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах. Во введении к своей книге «Этапы развития социологической мысли» французский философ и социолог Раймон Арон отмечает, что в последней трети XX в. «хомо социологикус» приходит на смену «хомо экономикус». В-третьих. Одной из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ на современном этапе является формирование гражданского общества. Без этого невозможно ни эффективное развитие экономики и уверенный выход из глубокого кризиса, ни глубокая демократизация общества и утверждение правового государства. Все это выдвигает на первый план исследование социального статуса личности и социальных групп, проблем соотношения и взаимодействия личности, социальных общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в предмет социологии. Как считал французский социолог Э.Дюркгейм, социология не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество. Итак, сама общественная жизнь, особенно в периоды ее преобразований и кризисов, выдвигает перед социологией новые социальные проблемы и задачи, по-новому ставит старые проблемы и тем самым серьезно стимулирует развитие этой науки. Но и исследования социологов, достижения социологической науки, как показывает опыт истории, способны оказать серьезное положительное влияние на развитие общества. Уже сам факт сосредоточения внимания социологов на исследовании определенных явлений и процессов заставляет общество обратиться лицом к этим вопросам, начать практическое их решение. Так, известные исследования социологами расовых отношений в США в 40—50-е годы оказали огромное влияние на радикальное изменение ситуации в этой области в 60-е и последующие годы. Думается, что установленный социологами нашей страны факт, что подавляющее большинство населения России выступает против войны в Чечне, сыграл не последнюю роль в переходе к переговорному процессу и прекращению военных действий. Воздействие социологии на общественное развитие широко и многообразно. Это связано прежде всего с тем, что социологическое знание все больше проникает в самые различные слои населения, чему способствует, в частности, систематическое изучение соответствующих проблем как в средней школе (например, курсы «Человек и общество», «Введение в социологию» и др.), так и в высшей школе, в других системах подготовки и переподготовки кадров. Благодаря этому все больше специалистов получают возможность применять на практике свои социологические знания, в том числе и в процессе профессиональной деятельности. Велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики и в определении эффективности проведенных в ее рамках мероприятий. К сказанному добавим, что методы исследования, выработанные в социологии, все шире и успешнее используются в других общественных науках. Например, метод опроса при изучении общественного мнения стал использоваться при изучении рыночных отношений в экономической науке. Литература Андреев С.С. Общая социология. — М, 1997. Бауман 3. Мыслить социологически. — М., 1995. Введение и гл. 12. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. — М., 1996, Гл. 1, 2 и 8. Бурдье П. Оппозиция современной социологии. — Социс. — 1996.- №5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. — М., 1998. Г и д д е и с Э. Социология. — Социс. — 1994. — № 2. Давыдов А.А. Социология как метапарадигмальная наука. — Социс. — 1992. — №9. Ельмеев В.Д. Социологический метод: теория, антология, логика. — Спб., 1995. Заславская Т. И. Роль социологии в преобразовании России. — Социс. — 1996. — № 3. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. — М., 1995. Гл. 1,2 и 5. Иванов В.Н. Реформы и будущее России. — Социс. — 1996. — №3. Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука. — Социс. — 1994.-№3. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигм. — Социс. — 1996. — № 10. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994. Гл. 1. Маркович Д.Ж. Общая социология. — М., 1998. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания. — Социс. — 1997. — № 6. Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. — Социс. — 1996. — № 5. Орлов Г.П. Категории социологии: проблема классификации. — Социс- 1997. -№ 10. Осипов Г.В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. — М., 1997. Османов СИ. Об объекте и предмете социологии. — Социс. — 1998.-№3. Руткевич М.Н. Макросоциология: методологические очерки. — М., 1995. Смелзер Н. Социология. — М., 1998. Гл. 1. Социология в современной России. — Социс. — 1996. — № 12. Социология и реальность. — Социс. — 1996. — № 9, 11. Социология / Под ред Г.В.Осипова и др. — М., 1998. Введение и гл 2. Социология как предмет специального научного исследования. — М., 1992. Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. — М., 1998. Томпсон Д.Л. Пристли Д. Социология. — М, 1998. Тощенко Ж.Т. Социология. — М, 1998. Гл. 1 — 3. Фролов С.С. Социология. — М., 1998. Гл. 1 и 2. Xарчева В. Основы социологии. — М., 1997. Что происходит с социологией? Беседа с акад. Осиповым Г. В. — Социс. — 1997. — № 3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995. Гл. 1. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России. — Социс. — 1995. — № 11. Контрольные вопросы Что такое «социальное» в широком и узком смысле? Как можно определить предмет социологии? Каковы наиболее общие и важные социологические категории и законы? Какова структура социологической науки? Чем характеризуется метод социологии? Каково соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией и историей? Каково соотношение и взаимодействие социологии с политологией, экономической и другими специальными общественными науками? Каковы основные функции социологии? Как изменялось отношение к социологии в нашей стране? В чем значение социологии и почему возрастает ее роль в современных условиях? Темы докладов и рефератов Общество и социология. Социология и философия. Социология и политология. Роль социологии в социальном реформировании российского общества. Социологическое исследование: методология и методика Своеобразие социологии как науки находит свое выражение не только в общем определении ее предмета и метода, но и в более конкретной характеристике особенностей социологического исследования (СИ) и его отдельных этапов. Сегодня это тем более необходимо и потому, что очень часто приходится встречаться с весьма произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы, особенно если при этом используются опросные методы, неправомерно именуется СИ. Данная глава не ставит перед собой задачу научить студента организации и проведению многообразных СИ, прежде всего эмпирических. Это слишком сложная и трудоемкая задача, успешное решение которой требует не только привлечения специальной литературы, в том числе и указанной в конце данной главы, но и овладения практическими навыками. Ее цель значительно скромнее: дать общее представление о СИ, его методах и приемах, которое в то же время было бы более конкретным, нежели то, что говорилось об этом в предшествующей главе. |