Тадевосян. Учебное пособие к читателям
Скачать 1.04 Mb.
|
Глава 5 Общество как социальная система Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обусловливают необходимость рассматривать его в качестве социальной системы (при том в ее наиболее общем и сложном виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это, как известно, для структурно-функционального (системно-структурного) направления в социологии. Т.Парсонс под социальной системой понимал «систему социального взаимодействия множества индивидов», а общество, культуру и личность рассматривал как подсистемы более широкой системы социального действия. В предшествующей главе общество как целое было охарактеризовано под углом зрения его фундаментальных основ и черт. Конечно, и социальные действия, связи и взаимодействия, и культура, и личность также входят в структуру общества. Поэтому то, что говорилось выше об этих структурных элементах общественной жизни, имеет непосредственное отношение и к теме данной главы. Но место и роль культуры и личности не могут быть сведены лишь к месту и роли одного из структурных элементов общества. Они лежат в фундаменте всего общества и пронизывают все сферы и другие общественные структуры. Без культуры и личности нет и не может быть общества и как социальной реальности и как социальной системы. Поэтому в данной главе с этих позиций рассматриваются социальная структура общества, место и функции таких важнейших и пока еще не проанализированных структурных социальных единиц, как социальные группы и общности, социальные институты и организации, социальное регулирование и социальный контроль. § 1. Социальная система и социальная структура Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и пр. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную характеристику. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система — это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. «Социальная система» — понятие более широкое, нежели социальная структура, при всей их органической взаимосвязи. Если социальная система — это способ организации взаимодействия всей совокупности входящих в нее элементов между собой и обществом в целом, то социальная структура — совокупность относительно устойчивых, стандартизированных и регулярно воспроизводимых основных элементов системы и их связей, образующая механизм обеспечения стабильности и функционирования социальной системы. В этом плане социальная структура — важнейшая часть, ядро, каркас социальной системы, находящие свое выражение в закрепляемых в обществе социальных статусах и ролях. Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Социальная структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы — экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие. В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы. По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта: а) изучение «общества вообще», т. е. выделение всеобщих, универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при ее ведущей роли); б) изучение конкретно-исторических типов общества, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов. Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определенной социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием. Понятие «социальная структура» используется как в широком, так и в узком смысле слова: в широком — когда речь идет об общем строении общества, включающего самые различные и разнохарактерные его структурные подразделения и связи между ними и когда имеется в виду обычно и социально-демографическая, и социально-классовая, и социально-территориальная, и социально-этническая, и социально-профессиональная, и социально-конфессиональная и иная структура общества; в узком — когда речь идет лишь об одном виде социально-групповой дифференциации общества — подразделении на классы, социальные слои и группы. Различные направления в социологии по-разному решают вопрос о том, что является решающим фактором в формировании и развитии социальной структуры общества. В марксистской и неомарксистской социологии таким признается экономический фактор — место и роль в исторически определенной системе производства, отношение к средствам производства, к собственности. Структурные функционалисты на первый план выдвигают различия ролей, ценностей и культурных стандартов. Сторонники технологического детерминизма считают определяющим и здесь развитие техники и технологии. Сторонники немарксистской конфликтологической парадигмы и некоторых других направлений особо выделяют здесь фактор политической власти, а также престиж и привилегии. Вместе с тем все больше социологов утверждается во мнении, что только многофакторный подход и здесь позволяет правильно и глубоко объяснить причины утверждения в обществе данной социальной структуры. § 2. Социальные группы и общности. Социальная стратификация и мобильность Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки, интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество. Понятия группы и общности Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей. Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих социально необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. В этом плане под понятие «социальная группа» подпадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми). Отсюда вытекает необходимость понимания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается. При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий «социальная группа» и «социальная общность» берут за основу первое, рассматривая социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие — второе, определяя социальную группу как малую социальную общность. Поэтому разделение указанных понятий достаточно условно, ибо и класс, и нацию, и семью в этом плане можно рассматривать и как социальные общности и как социальные группы. Нет страниц … Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д. Из сказанного следует, что не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и даже цикл лекций, не будет социальной группой, а студенческая группа в вузе — социальная группа. Социологи по-разному определяют понятие «социальная группа». Так, наш социолог Г.С.Антипина рассматривает социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Р.Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы: взаимодействие, членство и идентичность. Он характеризует ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н.Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение. Нет страниц Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. К их числу относятся также группа друзей, спортивная команда и др. Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная социальная группа — это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических и др.). Ясно, что в таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план. Каждый по собственному опыту знает, что в любом трудовом коллективе, в любой студенческой группе, не говоря уже о коллективах студентов курса, факультета или института, складываются группы на основе личной симпатии, дружбы, общности характеров и жизненных интересов, занятий тем или иным видом спорта и т.д. Эти последние выступают как первичные группы, для которых главное — это сам характер взаимосвязи и взаимодействия между ее членами. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное в совместном выполнении специфических функций … Нет страниц … Примерами формальных социальных групп могут служить семья, производственная бригада, студенческая группа, коллектив кафедры и др. В такой группе авторитет ее члена во многом определяется занимаемой должностью, а не личными качествами. В отличие от этого, неформальные группы не имеют официальной регламентации, складываются на основе межличностных отношений и по инициативе самих индивидов, общности их интересов, взаимных симпатий и т.д. Иногда в связи с этим их называют «психологическими» (эмоциональными) группами, или «группами по интересам». Такие группы могут возникать и функционировать как внутри формальных групп, так и вне их. Взаимодействие их членов носит сугубо личностный характер и опирается на силу неформальных норм и традиций, уважения и авторитета. Во главе их стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных социальных групп являются группы друзей, сверстников, соседей, «неформалов» среди молодежи, общества защиты природы, животных, любителей джазовой музыки, пива и др. Различают также объективные и субъективные социальные группы. В основании первых лежат объективно, независимо от воли и сознания людей возникающие общественные отношения (например, отношения родства, принадлежности к определенной классовой, этнической или расовой группе и др.). Вторые связаны с социальными отношениями, складывающимися на основе социальных взаимодействий субъективного, в том числе и психологического, характера (группы друзей, патриотические, научные и др. общества, политические партии, современные неформальные организации и движения и др.). Особо следует сказать о понятии «референтная группа», введенном американским социальным психологом Г.Хайменом. Это реальная или воображаемая, обычно малая социальная группа, система ценностей и норм которой служит образцом, эталоном для той ли иной личности. Индивид может входить, а может и не входить в такую группу, но он сверяет свой статус и поведение с этим образцом, выражая удовлетворенность или неудовлетворенность ими, вырабатывая определенную установку на социальное перемещение. Выбор референтной группы играет важную роль в процессах идентификации, интернализации и социализации. Примером важной роли такой группы в объяснении поведения молодежи может служить ситуация, когда ребенок или юноша начинает вести себя совсем не так, как его учат родители или школа, а так, как ведут себя, например, герои кинобоевиков, ставшие для него образцом для подражания. С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп, как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности и др. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь различные религиозные (конфессиональные), расовые и др. группы. Сказанным далеко не исчерпывается возможная классификация многообразных социальных групп. Так, например, иногда предлагается еще и их подразделение по принадлежности к ним индивидов — на ингруппы, когда человек выделяет некоторые группы, к которым он сам принадлежит и поэтому определяет их как «свои» («моя семья», «моя кампания», «мой класс», «моя профессиональная группа» и др.) и аутгруппы, к которым он не принадлежит и которые для него являются не своими, другими группами. Итак, понятие «социальная группа» в широком смысле является более общим, родовым по отношению к понятиям «социальный класс», «социальный слой», «социальная общность», «коллектив», «семья», «мужчины», «женщины», «дети», «пенсионеры», «нация», «народность», «этническая группа», «этнографическая группа», «городские жители», «сельские жители», «школьники», «студенты», «учителя», «бюрократия» и многим др. Теория социальной стратификации Основы современной теории социальной стратификации (расслоения, дифференциации) и мобильности (подвижности, перемещения) были заложены ПА.Сорокиным еще в 20-е годы («Система социологии», «Социальная мобильность» и др.). В последующие годы она развивалась, уточнялась и обогащалась. Конечно, и до Сорокина в социологии предпринималось немало попыток (например, К.Марксом, Э.Дюркгеймом, М.Вебером и др.) так или иначе дифференцировать общество. П.А.Сорокин знал и изучал марксову теорию классов, но считал ее односторонней, упрощенной и явно недостаточной для определения всего социального статуса личности и ее роли. Как отмечал Р.Мертон, П.А.Сорокину удалось создать «первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации», в котором содержался «изумительный синтез теоретического и практического материала». Поскольку эта проблема неразрывно связана с вопросом о социальном равенстве, остановимся предварительно на его понимании П.А.Сорокиным. В понятие «равенство», писал он, вкладывается обычно двоякий смысл: а) абсолютное равенство индивидов, их тождество, что «утопично, неосуществимо, ретроградно и социально вредно»; б) равенство в смысле обеспечения выделения социальных благ пропорционально заслугам того или иного индивида, т.е. по принципу «каждому по заслугам», «каждому по мере выявления сил и способностей», «каждому по мере таланта». Такой общий подход, считал Сорокин, был всегда и существует сегодня. Специфика современного понимания равенства в другом — в критерии измерения заслуг и определения доли благ. Раньше этот критерий был не индивидуальным и не равным, ибо подлинная ценность индивида определялась высотой социального положения той группы (рода, касты, сословия), из лона которой он вышел (раб, судра не мог стать господином, брамином). Теперь степень заслуг индивида определяется его личными свойствами, его индивидуальными заслугами и поэтому их критерий индивидуален и равен. Отсюда падение наследственных привилегий или бесправия, а также религиозно-юридической основы дифференциации общества. Теперь личность — самоцель, выступает таковой и оценивается как таковая. Лозунг «каждому по заслугам» тот же, но содержание его существенно изменилось, так как он призывает к распределению благ совсем иначе. Другое отличие. Раньше основная ценность была религиозной, ибо основа ценности — «Божья благодать». Ныне она — человеческая, светская, ибо «человек самоцель, ни для чего и ни для кого средством быть не может», а «человеческая личность — высшая ценность». Теперь основа ценности — степень общественной полезности индивида или группы. В условиях капитализма лозунг «каждому по его заслугам» приобрел форму «каждому по его капиталу». Но в ближайшее время, отмечал П.А.Сорокин, ему на смену придет лозунг «каждому по степени его личного социально полезного труда», ибо основная глобальная тенденция — «распространение прав и благ на все человечество». П.А.Сорокин полемизировал с марксистским пониманием равенства и непосредственно с положением Ф.Энгельса из «Анти-Дюринга» о том, что содержанием пролетарского равенства является исключительно социальное равенство, понимаемое в смысле уничтожения классов, что всякое требование равенства, переходящее эти пределы, неизбежно является нелепостью. П.А.Сорокин считал, что система марксизма тем самым значительно ограничивает и суживает характер равного распределения социальных благ, а тем самым и само понятие равенства, ибо при таком подходе допустимо лишь более или менее равное право на экономические блага, но не может быть, немыслимо и абсурдно равное распределение благ иного рода (например, права на знание, т.е. интеллектуальное равенство; права на честь, уважение и признание; права на максимум моральности, то есть моральное равенство). При этом интеллектуальное равенство мыслится ПА.Сорокиным как «обладание более или менее одинаково развитым логико-мыслительным аппаратом, а не обладание одинаковыми познаниями». Переходя непосредственно к вопросу о социальной стратификации, следует прежде всего отметить, что под социальным статусом П.А.Сорокин понимал совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которой обладает личность. И хотя большинство современных государств конституционно провозглашает равенство всех людей, общество никогда не бывает однородным и всегда дифференцированно. Поставив вопрос, что же объединяет людей в группы или страты (слои) и в чем их основа, он видит ответ на него в наличии функциональных связей между индивидами, актами и смыслами, без чего нет социального единства, а имеет место лишь механическое сосуществование. Социальные группы П.А.Сорокин подразделял по «критерию важности», т.е. по их способности оказывать влияние на поведение других людей и на общественное развитие. Обычно наиважнейшими, могущественными группами являются группы, наиболее представительные по своей численности, солидарности, организованности, совершенству технического аппарата. В целом же он выделял следующие виды групп: элементарные, т.е. объединенные каким-либо одним общим признаком (например, религиозным); кумулятивные, т.е. объединенные двумя или более признаками (профессия, занятие, убеждения и др.), к числу которых относятся и класс, и нация, и партия и т.п.; сложные конгломераты элементарных и кумулятивных групп (например, население страны, все человечество). Кумулятивные группы, в свою очередь, могут подразделяться на солидарные и антагонистические. Среди кумулятивных групп П.А.Сорокин особо выделяет (как и марксизм, и М.Вебер) класс — «совокупность лиц, сходных по профессии, по имущественному положению, по объему прав и, следовательно, имеющих профессиональные, имущественные, социально-групповые интересы». Среди этих классов — рабочие, буржуа, аристократия и др. Основания для социальной стратификации могут носить различный характер: экономический (богат — беден); профессиональный (престижный — непрестижный труд); политический (управляющий, властвующий — управляемый, подчиненный характер деятельности). Особенно велика заслуга П.А.Сорокина в разработке проблемы внутри-групповых социальных различий. Он писал: «Общественная структура — сложная сеть взаимопроникающих друг в друга систем и подсистем. Общество дифференцируется не только в межгрупповом, но и во внутригрупповом статусе». П.А.Сорокин первым указал на значение внутригрупповых вертикальных различий. Сорокинская теория социальной стратификации позволяет получить более широкую, тонкую и гибкую систему социальной дифференциации как по горизонтали, так и по вертикали, нежели марксистская теория классов, почти все внимание уделяющая дифференциации общества по экономическому признаку, прежде всего по отношению к средствам производства. С проблемой социальной стратификации тесно связана проблема социальной мобильности. Современное здоровое демократическое общество — это, по мнению Сорокина, открытое обшество интенсивной социальной мобильности. В такую мобильность он включал: а) перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; б) исчезновение одних и появление других социальных групп; в) исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и полная замена ее другой. Coциальные перемещения людей могут происходить как по горизонтали, так и по вертикали. Причину социальной мобильности П.А.Сорокин видел в осуществлении в обществе принципа распределения благ пропорционально заслугам каждого его члена, поскольку даже частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности и обновлению состава высших страт. Иначе в этих стратах с течением времени накапливается дебильный материал, т.е. большое число вялых, неспособных людей, а в низких стратах, наоборот, — талантливых. Так создается горючий в социальном отношении материал в виде недовольства и протеста в низких стратах, могущий вести к революции и временному выравниванию положения. Чтобы этого не случилось, общество должно отказаться от жесткой социальной структуры, осуществлять постоянно и своевременно социальную мобильность, совершенствовать и контролировать ее. Теория социальной стратификации и социальной мобильности получила широкое признание и распространение еще при жизни ее автора. Она и сегодня для многих социальных исследований служит важнейшим инструментом социологического изучения общества. Особенно значительный вклад в ее дальнейшее развитие и совершенствование внес структурный функционализм (Т.Парсонс, Э.Шилз, Б.Барбер, К.Девис, У.Мур, САйзенштадт и др.). Стратификационную систему общества Т.Парсонс представлял как дифференциацию социальных ролей и позиций, обусловленную разделением труда и господствующей в обществе системой ценностей и культурных стандартов, от которой зависит значимость определенной деятельности. Американский социолог Б.Барбер в работе «Социальная стратификация» определял ее как «продукт взаимодействия социальной дифференциации и социальной оценки», как «структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются «выше» или «ниже» в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности». К.Девис и У.Мур, также сводя социальную стратификацию к социальному неравенству, видели в ней необходимое функциональное свойство социальной системы, средство, позволяющее обществу сознательно обеспечивать «занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами». Наибольшее внимание функционализм уделил выяснению значения социальной стратификации в социальной интеграции общества. Т.Парсонс выделял три универсальных критерия социальной стратификации: «качество», т.е. предписывание личности определенной характеристики, позиции (ответственность, компетентность и др.); «исполнение», т.е. оценка деятельности данной личности сравнительно с деятельностью других; «обладание» материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными показателями и пр. Стратификация и мобильность в современном обществе Из сказанного следует, что социальная стратификация выражает социальную неод нородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией (от лат. stratum — слой, пласт и facere — делать) понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции (самоидентификация) и др. В эмпирических социологических исследованиях социальной стратификации обычно выделяются три-четыре основных измеряемых признака — престиж профессии, уровень дохода, отношение к политической власти и уровень образования. При всем различии теоретических толкований сути социальной стратификации можно все же выделить общее: это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво закрепляемое и поддерживаемое различными социальными институтами, постоянно воспроизводимое и модернизируемое. Естественные различия между людьми связаны с физиологическими и психологическими их особенностями и могут служить основой социального неравенства. Но в отличие от животного мира, для человеческого общества характерно именно социальное неравенство, социальная дифференциация, порождаемые социальными различиями и факторами (общественным разделением труда, образом жизни, социальной ролью и т.д.). При этом, поскольку в более или менее развитом современном обществе различная деятельность людей в соответствии с утвердившейся в нем системой ценностей оценивается неодинаково, постольку и статус социальных групп, занятых соответствующей деятельностью, приобретает неодинаковый, иерархический характер. Понятия «социальная дифференциация» и «социальная стратификация», несомненно, тесно взаимосвязаны и во многом совпадают по своему содержанию. Но они, строго говоря, не тождественны: первое шире второго, поскольку, хотя всякая стратификация означает дифференциацию общества, не любая его дифференциация означает стратификацию, ибо социальная дифференциация может быть и не связана с социальным неравенством и не носить иерархического характера (вряд ли правомерно говорить о том, что члены общества охотников и рыболовов стоят ниже или выше членов общества охраны природы, а члены общества филателистов — выше или ниже членов шахматного клуба и т.п.). Социальная мобильность (от лат. mobiles — подвижный) — это перемещение личности или социальной группы из одного социального страта, слоя в другой, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре. Данное понятие в социологию ввел П.А.Сорокин, который, как указывалось выше, многое сделал для его научной разработки. Это важный показатель социальной жизни, зависящий от многих факторов. Он существенно различается как на разных этапах исторического развития (например, в индустриальном и особенно постиндустриальном обществах он значительно выше, чем в аграрном, доиндустриальном), так и в неодинаковых условиях отдельных стран. Сама социальная мобильность подразделяется прежде всего на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная социальная мобильность связана с повышением или с понижением социального статуса (повышение или понижение в должности, изменение профессии, уровня квалификации, образования и др.). В отличие от этого, горизонтальная социальная мобильность означает перемещение людей в рамках одного и того же социального уровня (переход из села в город или из одного региона в другой, из одного предприятия или учреждения в другое без изменения профессии, должности, зарплаты и т.д.). Вертикальная социальная мобильность, в свою очередь, подразделяется на восходящую и нисходящую, в зависимости от того, происходит ли повышение или понижение социального статуса в результате такого перемещения. Высокий уровень вертикальной социальной мобильности при прочих равных условиях — один из важнейших показателей открытости, демократичности, гуманистичности современного общества. При социологическом анализе социальной структуры современных обществ обычно используются такие основные понятия, как «класс», «социальный слой», «социальная общность», «социальная группа» (в узком смысле) и др. Сущность и содержание двух последних уже рассмотрены выше. Поэтому остановимся здесь на понимании категорий «класс» («социальный класс») и «социальный слой». Понятие «класс» использовалось и сегодня используется достаточно широко как в марксистском, так и в ряде немарксистских течений в социологии. Но несомненно и то, что в марксистской парадигме ему придается центральное, определяющее и решающее значение в характеристике социальной структуры общества, в то время как в иных — чаще всего на первый план выдвигается другая дифференциация общества — многоликое деление на социальные слои (страты). Вполне естественно, что в немарксистской литературе, как отмечали П.А.Сорокин и другие исследователи, довольно трудно обнаружить достаточно четкое, однозначное и признанное определение класса. Тем более что даже тогда, когда это понятие достаточно широко используется, оно нередко употребляется как синоним социального слоя. В марксизме под классами понимается подразделение общества на большие, основные и наиболее важные социальные группы, различающиеся между собой по месту в системе общественного производства и других общественных отношений и находящиеся в отношениях эксплуатации. В.ИЛенин определил классы как «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — такие группы людей, из которых одна может себе присваивать тр.уд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». При таком подходе общество на различных этапах его развития представало как противоборство то рабовладельцев и рабов, то помещиков и крепостных, то буржуа и пролетариев. Эго, несомненно, важный, но слишком общий и полюсный подход, не позволяющий получить сколько-нибудь конкретной, многоплановой и тонкой картины социального расслоения общества, особенно его многочисленной, многообразной и неоднородной средней, промежуточной части. Поэтому ныне наиболее распространено подразделение индустриального общества, с одной стороны, на высший класс (более или менее крупные собственники и др.), средний или средние классы (представители мелкого и среднего бизнеса, большинство фермеров, инженерно-технические работники, высококвалифицированные рабочие, основная масса административных работников, служащих, работников сферы обслуживания) и низкий класс (большинство наемных промышленных рабочих, крестьян и др.) — по их отношению к средствам производства и характеру присвоения благ; а с другой — на многочисленные социальные слои (страты), как внутри указанных классов, так и вне и независимо от них — по общности одного или нескольких статусных признаков (по характеру и содержанию труда, доходам, уровню образования, престижа, власти и пр.). Так, в элиту общества, в его высший класс включаются не только более или менее крупные собственники, но и высшие слои управленцев-менеджеров, наиболее влиятельные и видные политические и общественные деятели и др. Точно так же среди наемных работников необходимо различать работников интеллектуального труда («белые воротнички») — инженерно-технические работники, банковско-конторские служащие и др. и рабочих физического труда и труда обслуживания («синие воротнички»). Но если за основу стратификации взять, например, социально-демографические признаки или уровень образования или престижа, то в одном и том же страте могут оказаться представители различных классов. Стратификационный анализ позволяет более подробно и гибко, нежели классовый анализ, дифференцировать общество, учитывая как важнейшие и наиболее общие признаки и черты, так и сравнительно менее важные и даже неважные характеристики. В целом же оптимальным, по-видимому, может быть сочетание классового и стратификационного анализов социальной структуры общества. Американский социолог У.Л.Уорнер уже в середине 30-х годов даже при анализе социальной структуры небольшого городка в США с 10-тысячным населением пришел к выводу о необходимости выделения не трех, а шести классов-страт: «верхний верхний», «нижний верхний», «верхний средний», «нижний средний», «верхний нижний» и «нижний нижний». Естественно, что конкретные пропорции распределения различных классов-слоев в разных обществах могут существенно отличаться. Но исследования социальной структуры развитого современного общества показывают, что средний класс-слой обычно составляет от половины до двух третей населения страны, хотя и он, конечно, весьма неоднороден. За последние десятилетия в нем все более выявляется тенденция увеличения места и роли тех, кто работает по найму, в отличие от традиционных для среднего класса мелких и средних собственников. Сказанное вовсе не означает, что сегодня надо отказаться от использования понятия «социальный класс». Необходимо другое: во-первых, отказаться от привычки рассматривать социальную структуру общества исключительно или почти исключительно как только его классовую структуру; во-вторых, видеть, что социально-классовая структура общества представляет собой частный, хотя и немаловажный случай его стратификации; и, в-третьих, оперировать не старым, архаичным и во многом устаревшим пониманием социального класса, а его современным пониманием, работающим в условиях индустриального общества и его перехода в постиндустриальное. Одно дело понимание класса в условиях доиндустриального общества и начальных этапов становления индустриального, когда отношение к собственности на средства производства действительно играло важнейшую роль в определении социального статуса личности и групп людей, а другое, когда речь идет о современном высокоиндустриальном обществе, которому свойственны и многие другие важнейшие, сложнейшие и многообразные социальные связи и отношения. Поэтому сегодняшнее понимание класса не может базироваться лишь на экономическом детерминизме и должно учитывать более широкую совокупность различных показателей и их индекс (социально-экономический индекс), особенно характер профессиональной деятельности, уровни влияния на власть, дохода и образования. Таким образом, под социальным классом как одним из видов социального слоя (страты) людей сегодня следует понимать более или менее крупные и однородные социальные группы, объединяющие внутри себя людей с принципиально общим социально-экономическим и политическим статусом и качественно отличающиеся друг от друга по такому статусу, измеряемому прежде всего типом профессии, степенью и формами участия во власти, уровнями дохода и образования. Показательным примером стратификационного анализа советского общества 30—50-х годов может служить работа американского социолога А.Инкельса «Социальная стратификация и мобильность в Советском Союзе 1940— 1950 гг.». Если в официальных документах и научных трудах нашей страны того периода, посвященных социальной структуре советского общества, речь шла почти исключительно о двух классах — рабочих и крестьянах-колхозниках — и социальном слое интеллигенции, то он предлагал исходить из наличия в этом обществе девяти социальных слоев: 1) правящая элита — руководители партии и правительства, высшее военное и чиновничье руководство, сосредоточившее в своих руках фактически безграничную и бесконтрольную власть, огромные социальные привилегии и возможности обогащения; 2) высший слой интеллигенции (выдающиеся ученые, деятели литературы и искусства, особенно обладатели наиболее престижных наград и премий, званий), который хотя и далеко не обладал такими властными полномочиями, как правящая элита, но по уровню материального благосостояния и привилегий наиболее близко подходил к ней; 3) аристократия рабочего класса (ударники пятилеток, стахановцы, квалифицированные и высококвалифицированные рабочие, достигшие высоких результатов в труде и др.), имеющая высокий заработок, немало привилегий и достаточно высокий престиж; 4) основная масса интеллигенции, включая управленцев среднего звена, руководителей небольших и средних предприятий, дипломированных специалистов и офицеров, профессоров и доцентов высшей школы и др., доход которых был значительно выше среднего по стране; 5) мелкие управленцы, основная масса служащих, бухгалтерские работники («белые воротнички»), имеющие среднее образование, определенный престиж и заработную плату, позволяющую обеспечивать уровень жизни, близкий к среднему; 6) преуспевающие работники передовых колхозов и совхозов, обладающие определенными льготными условиями труда и доходом, позволяющим сохранять приличный уровень жизни; 7) особо многочисленный слой средне- и малоквалифицированных рабочих и других работников города, имеющих невысокий общеобразовательный уровень и соответствующую зарплату; 8) основная масса крестьянства и малоквалифицированных и неквалифицированных городских рабочих, занятых тяжелым физическим трудом, имеющих минимальный уровень образования и низкую зарплату; 9) заключенные трудовых лагерей (численностью в несколько миллионов), практически лишенные всяких прав и трудившиеся фактически бесплатно. Такая социальная структура советского общества 30— 50-х годов сложилась в условиях господства нерыночной, огосударствленной экономики и всей системы общественной жизни, тоталитарного политического режима, отказа от реального демократизма и гуманизма. Ее наиболее характерная особенность, свойственная доиндустриальным недемократическим обществам, — административно-властное распределение людей по стратам, при котором, если учитывать количественные параметры, крайне узкая, малочисленная привилегированная верхушка социальной пирамиды (I, II и III указанные слои, в совокупности составляющие всего несколько процентов от населения страны) держится на широком основании остальной части этой пирамиды, наглядно демонстрируя реальное отчуждение подавляющего большинства членов общества от собственности, ресурсов и власти и их фактическую эксплуатацию при отсутствии или почти при отсутствии действительно среднего класса. Совершенно иначе обстоит дело в современных высокоразвитых индустриальных демократических обществах,где, как правило, основную его часть (50—60% и более) составляет реальный средний класс, расширяется высший класс (до 5—10%) и постепенно сужается низкий или нижний класс (20—30%). В ходе демократического и рыночного реформирования современного российского общества в нем происходят серьезные социально-структурные изменения. И хотя эти перемены только начались и связаны лишь с последним пятилетием с небольшим, уже сегодня можно говорить о целом ряде принципиальных изменений и общих тенденций. Во-первых, отстранена от монопольной власти старая партийная номенклатура, ликвидированы монополия КПСС на власть и тоталитарный режим, расширились политические права и возможности членов общества влиять на выработку и принятие политических и управленческих решений, утверждаются реальные политический и идеологический плюрализм и свобода слова, к руководству обществом приходят новые социально-политические силы и представители нового поколения. Тот факт, что и в сегодняшней элите российского общества есть немало тех, кто входил и в прошлом в старую номенклатуру, не может опровергнуть то, что эта элита серьезно обновилась, поскольку в ней, с одной стороны, немало действительно новых людей, а с другой — многие из старых серьезно и реально изменили свою позицию, в целом восприняли курс на реформирование и работают на его осуществление. Во-вторых, появился, растет и упрочивается новый социальный слой предпринимателей, высшие представители которого (руководители крупных банков, акционерных компаний, фирм и др.) не только составляют большую часть сегодняшней хозяйственно-экономической элиты, но и нередко «идут во власть», переходят в политическую элиту. Хотя и здесь позиции старого «директорского корпуса» во многом сохранились, он постепенно, но неуклонно обновляется, а кроме того, и ему приходится действовать в принципиально иных условиях и в новой роли. Можно по-разному оценивать социальный статус, функции и роли, сущность, состав и структуру этого социального слоя (слоев), но нельзя не видеть, что переход к рыночной экономике породил качественно нового субъекта социальной деятельности, интересы которого направлены на получение прибыли и который имеет реальную экономическую свободу, самостоятельно принимает решения и несет личную ответственность за результаты хозяйствования. Академик Т.И.Заславская включает в этот бизнес-слой современного российского общества такие подгруппы: менеджеры-совладельцы, работающие по найму при владении значительными пакетами акций управляемых ими предприятий; наемные менеджеры, управляющие государственными или частными предприятиями или фирмами «за зарплату»; предприниматели, т.е. собственники обычно мелких предприятий и фирм, лично управляющие ими и не работающие по найму; самостоятельные работники, т.е. лица, занятые очень малым предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (обычно специалисты и квалифицированные рабочие); бизнесмены-менеджеры, совмещающие наемное директорство на мелких и средних предприятиях обычно негосударственного сектора с ведением собственного бизнеса; полупредприниматели, т.е. рядовые работники чаще всего акционированного и частного секторов экономики, совмещающие работу по найму с разными видами предпринимательства. В-третьих, в ходе реформ серьезно изменился престиж многих профессий, что ведет к существенному изменению социально-профессиональной структуры общества. Так, в связи с внедрением в жизнь рыночных отношений резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой (менеджерской), правовой и иных видов деятельности, произошло их резкое расширение, особенно из-за сравнительно высокой оплаты труда в этих сферах. В связи с быстрым расширением негосударственного сектора экономики в него перешла значительная часть работников государственных предприятий. Резко возросло число занятых в посредничестве, обслуживании, финансово-банковской деятельности, маркетингом, рекламой, операциями с недвижимостью и ценными бумагами и т.д. С этим связаны не только позитивные, но и негативные последствия и тенденции. Например, невнимание государства на данном этапе к финансированию науки, особенно фундаментальной, культуры и образования привело к тому, что престиж ряда важных для будущего страны профессий и самого высшего образования стал падать (что выразилось, в частности, в серьезном падении в первой половине 90-х годов конкурса поступающих в вузы, хотя позднее он вырос). В условиях, когда учитель, врач, инженер и др. получают за свой нелегкий и квалифицированный труд несопоставимо меньше, чем даже рядовые работники банковской, коммерческой, торговой сети, рациональная профессиональная структура общества, естественно, не может быть достигнута. В-четвертых, в процессе реформирования российского общества происходит резкое, полярное расслоение общества на богатых и бедных и даже нищих. Социологические исследования показывают, что материальное положение примерно двух третей населения за годы реформ более или менее существенно ухудшилось, в то время как лишь у 7— 8% населения — улучшилось. Даже если взять соотношение доходов 10% самого богатого и самого бедного населения, то оно уже сегодня составляет у нас десять и более раз, т.е. в два раза больше, чем до реформ. Справедливо отказавшись от былого, во многом уравнительного распределения благ, нельзя в то же время бросать на самотек, уходить от определенного государственного регулирования доходов населения, особенно когда (как, например, в период приватизации государственной собственности у нас) резкое обогащение многих происходит нечестным, аморальным, а часто незаконным путем на фоне бедственного положения большинства или значительной части населения. Как показывает исторический опыт, это чревато ростом серьезной социальной напряженности и социальными взрывами. Важно при этом иметь в виду, что у большинства людей недовольство вызывает не сам по себе принцип и факт социального неравенства, а то, на какой основе и какими методами, в каких масштабах и на каком социальном фоне все это происходит. Ведь и раньше и теперь не вызывают особых возражений получение даже очень высоких премий за выдающиеся достижения в труде, науке, искусстве или выплата заслуженных больших гонораров за те или иные произведения, открытия, изобретения и т.д. Другое дело, когда государство вольно или невольно создает условия, при которых, например, лавочник или меняла получает возможность легко и быстро иметь доход в месяц (при этом отнюдь не благодаря его способностям и умению), который учитель, врач или инженер не может заработать даже за год. Надо ли удивляться при этом тому, что у нас за последние годы на треть сократилось число тех, кто был занят в сфере науки. Нельзя не учитывать и того, что отношение к имущественному неравенству в обществе, где обеспечен достаточно высокий жизненный уровень для всего населения, будет одно, а в обществе, где треть или даже половина населения живет на уровне низкого прожиточного минимума, — совсем другое. В-пятых, в условиях становления рыночной экономики все больше усиливается тенденция сокращения возможностей получения высшего образования (особенно по ряду престижных специальностей), прежде всего представителями нижних и отчасти средних слоев общества, не способных оплачивать обучение. Это связано с резким расширением частных школ и колледжей, платных частных вузов и факультетов, серьезным расширением набора студентов на коммерческой основе в государственных вузах и т.д. А как известно, без высшего образования сегодня и тем более завтра трудно рассчитывать на достижение высокого социального статуса. Поэтому и здесь возрастает значение государственного регулирования сферы образования, направленного на предотвращение элитарности в этой области и обеспечение равных стартовых возможностей и подлинной социальной справедливости в этом вопросе. В-шестых, реформирование российского общества привело к серьезному росту маргинальных социальных слоев, что способно привести к его дестабилизации. Сегодня это прежде всего безработные, лица без определенных занятий и места жительства, бомжи, участники преступных группировок, беженцы из бывших республик СССР и районов военных действий и др. Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — это представители тех или иных социальных групп или подгрупп, статус, сознание и поведение которых находятся как бы на их стыке, в промежуточном положении и во многом определяются длительным нежеланием или неумением по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп или культур. Это обычно те, кто, оказавшись оторванными от одной, былой социокультурной среды (например, сельской, национальной, религиозной и др.) в результате, в частности, миграционных процессов, так и не смогли включиться в существующую новую (индустриальную, городскую, инонациональную и т.д.). Поэтому их статус носит пограничный, промежуточный характер между группой происхождения и доминирующей группой (культурой), а потому и не поддается однозначной самоидентификации. Такая ситуация часто приводит к конфликту между доминирующей в обществе группой форм взаимодействий, когда основные их участники стремятся не к уничтожению соответствующих институтов, а к кардинальному изменению принципов их регулирования. В настоящее время примером такого сложного и напряженного процесса может служить происходящее в России с институтами власти, собственности, производства и распределения, рынка, демократии и др. |