Пусто. Учебное пособие Краснодар Кубгау 2018 у д к 3 2 0 1 ( 0 7 8 ) б б к 6 0 С16 Рецензенты
Скачать 0.97 Mb.
|
ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА 5.1 Политическая культура: понятие, типология, функции Понятие политическая культура тесно связано с политическим сознанием, которое выступает одним из типов реализации полити- ческой культуры, наряду с политическим поведением и культурой гражданского согласия. Для выяснения механизма сформирования политической культуры следует исследовать ее сущность. Полити- ческую культуру (лат. cultura – образование, воспитание, возделы- вание) необходимо рассматривать как часть общей культуры чело- вечества, связанную с деятельностью наций, классов, социальных слоев и групп в политической сфере общества. Культура в широ- ком смысле – это все, что создано человеком в процессе физиче- ского и умственного труда; в узком смысле – идейное и нравствен- ное состояние общества, обусловленное материальным производ- ством и выражаемое в быте людей, их идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы. В этом плане любой вид деятельности человека может рассматриваться и с количественной, и с качественной стороны – с точки зрения овладения человеком определенным уровнем общей и профессио- нальной культуры. Это относится и к политической деятельности. То, что в настоящее время определяется словами «политиче- ская культура», издавна было предметом внимания многих мысли- телей: Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, А. Токвилля, К. Маркса и др. Но изучение ее как относительно са- мостоятельной сферы было начато сравнительно недавно – в 50-е гг. XX в. Одними из первых здесь были американские поли- тологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл. Термин «политическая культура» впервые был введен в оборот учеными эпохи Просвещения Н. Гердером. Видные российские по- литологи М. Острогорский и В. Ивановский в конце XIX – нача- ле XX вв. использовали его в своих работах. Г. Алмонд и Г. Пауэлл определили политическую культуру как совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников 61 данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе по- литических действий людей, масс и придающую их действиям по- литическое значение. Индивидуальные ориентации, по мнению Г. Алмонда, соединяют в себе несколько элементов, а именно: – познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; – эффективную ориентацию – ощущение связи, вовлечения, противодействия по отношению к политическим объектам; – оценочную ориентацию – суждение и мнение о политических объектах, которое, как правило, требуют применения по отноше- нию к политическим объектам и событиям оценочных критериев. Польский политолог Е. Вятр определяет политическую куль- туру как совокупность позиций, ценностей и кодекса поведения, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами. Следовательно, по Г. Алмонду и Е. Вятру, к политической культу- ре можно отнести: – знание политики, фактов, заинтересованность ими; – оценку политических явлений, оценочные суждения, касаю- щиеся того, как должна осуществляться власть; – эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к Родине, ненависть к врагам; – признание в данном обществе образцов политического пове- дения, которые определяют, как можно и следует поступать. Однако главным предметом заинтересованности исследовате- лей политической культуры остаются позиции индивидуумов и групп по отношению к политическим явлениям. Руководствуясь этими критериями, они считают, что политическая культура – это не изолированное, а многомерное явление, имеющее глубокие ис- торические, психосоциальные корни. Она представляет собой под- систему в области глобальной культуры и зависит от других частей глобальной культуры: экономической, религиозной, правовой, мо- ральной и т. д. Иногда политическая культура понимается как свод обычаев политической жизни. Такое понимание политической культуры узкооценочно и свидетельствует о высоком или низком уровне политической культуры индивидуума или группы. Рассмотрев сущность и содержание понятия «политическая культура», следует определить ее функции: 62 1. Познавательная: вооружение субъектов знаниями, необхо- димыми для политической деятельности, обеспечение историче- ской преемственности, накопление и передача опыта от поколения к поколению. 2. Регулирующая: обеспечение взаимоотношений между соци- альными общностями, гражданами и государством посредством идеалов, правовых и политических норм. 3. Информационная: удовлетворение потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире со- бытия, явления, процессы. 4. Прогностическая: предвидение возможных вариантов разви- тия политических событий. 5. Воспитательная: интеллектуальное развитие личности, усво- ение ею политических норм, ценностей, формирование интереса к политической жизни, выработка определенных установок на общественно-политическую деятельность. Эти функции взаимодействуют с механизмом формирования, развития и смены политических культур. Среди факторов, опреде- ляющих динамику этого процесса, можно назвать: – политическую систему, являющуюся порождением опреде- ленной политической культуры; – политические и социальные революции, в результате кото- рых политические нормы, ориентации, установки трансформиру- ются, распадаются или заменяются другими; – характер внешних отношений страны, опыт общения с дру- гими государствами, интенсивность включенности в систему меж- дународного сотрудничества; – остроту текущей политической и социальной конфронтации в стране; – динамику культурных процессов в целом, поскольку полити- ческая культура представляет собой один из элементов общей культуры. Исследуя политическую культуру в США, Англии, ФРГ, Мек- сике и Италии, Г. Алмонд и С. Верба в конце 50 – начале 60-х гг. XX в. сформулировали следующие типы политической культуры: 63 – патриархальная, которая существует в обществе, где отсут- ствует политическая система или появляются только первые ее ростки; – подданническая, которая характеризуется пассивным отно- шением, отстранением от политической системы; – активистская, для которой характерна ориентация индивида на активную роль в политической системе общества, независимо от негативного или позитивного отношения к этой системе. Это так называемые чистые типы политической культуры. Из смешения этих трех «чистых» типов возникают еще три поли- тические культуры: патриархально-подданическая, подданическо- активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешан- ные типы политической культуры, по мнению Г. Алмонда и С. Вербы, преобладают в истории. Смешанным типом является и гражданская культура, в которой присутствуют элементы патриар- хальной и подданнической культуры. 5.2 Политическая социализация личности: сущность, этапы и уровни. Политическое участие и его формы Термин политическая социализация (лат. socialis – обществен- ный) производен от родового понятия «социализация» и является его неотъемлемой составной сутью. Суть социализации вообще со- стоит в усвоении человеческим индивидуумом определенной си- стемы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функциониро- вать в качестве полноправного члена общества. Содержание поня- тия «политическая социализация» определяется специалистами по- литической психологии как усвоение индивидом политических ценностей и норм, существующих в обществе, и формирование в осознанную систему социально-психологических установок, определяющую позиции и поведение индивида в политической си- стеме общества. Процесс политической социализации носит сложный характер и продолжается в течение всей сознательной жизни человека. В нем объективно выделяются различные этапы, отражающие из- менение форм и способов развития, структура, содержащая раз- личные стороны и аспекты этого процесса. Можно говорить также 64 об уровнях развития личности, которые характеризуются степенью и глубиной ее включенности в систему общественных отношений и степенью и глубиной осознания социально-политических харак- теристик общества. Политическое созревание человека происходит поэтапно: 1. Первый этап процесса политической социализации, таким образом, может быть определен возрастным отрезком примерно от 4 до 12 лет. Для него характерно, прежде всего, явное преобла- дание развития эмоциональных компонентов будущих политиче- ских установок и определяющее влияние на ребенка родителей. 2. Второй этап – 12–18 лет – отличается быстрой интеграцией эмоциональных и рациональных компонентов, а также содержани- ем и формированием в основном законченных политических уста- новок. Эмоциональные компоненты могут резко измениться на этом этапе. Здесь же расширяется круг социальных факторов, влияющих на политическое развитие индивида, и изменяется их вес в этом влиянии. 3. На третьем этапе, охватывающем весь взрослый период жизни человека, происходит либо стабилизация сформировавших- ся политических установок на том уровне, который уже достигнут, и дальнейшее развитие и углубление их познавательного содержа- ния, либо их трансформация под влиянием жизненного опыта че- ловека. Для третьего этапа политической социализации личности свойственна стабилизация системы политических установок и формирование отношения к политической действительности во- обще и политической системе конкретного общества в частности. Это отношение становится определяющим фактором политическо- го поведения личности. Конечно, жизненный опыт индивида, кри- тические, переломные моменты в истории общества, социальные и идейные влияния нередко приводят к тому, что установившаяся система политических установок, взглядов, убеждений и отноше- ний подвергается полной или частичной ломке, после чего форми- руется новый политический облик человека. Каждый этап политической социализации возникает и суще- ствует независимо от предыдущих, но обязательно диалектически интегрирует все, что ими накоплено. 65 Политическая социализация личности включает следующие основные компоненты: – усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного опыта; – превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения, выработку способности отстаивать свои взгляды; – приобретение необходимых навыков общественной деятель- ности, освоение основных ее принципов и норм; – реализация, знаний и убеждений в практической деятельно- сти, освоение основных ее принципов и норм; – реализация знаний и убеждений в практической деятельности в области общественных, в том числе политических отношений. Включение личности в политические отношения, формирова- ние ее сознания и поведения в политике происходит, прежде всего, под влиянием социальное среды, в которой действуют как собственно политические, так и неполитические элементы. Политические элементы социализации имеют первостепенное зна- чение, организуются в систему, куда включены: характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, партии, организации, движения. К числу неполитических элемен- тов относятся семья, группа сверстников, учебные заведения, рабо- та, культура, искусство, литература, средства массовой информа- ции, национальные традиции. В реальной жизни политические и неполитические явления пе- реплетены, оказывают сложное воздействие на человека. Знания социальной среды и ее факторов еще недостаточно для того, чтобы понять процесс политической социализации чело- века. Необходимо выяснить механизмы, осуществляющие переда- чу личности ценностей политической системы. Механизмы политической социализации функционируют на 3 уровнях: 1. Социальный уровень (уровень общества в целом). Сегодня могучим механизмом вовлечения в массовые движения являются глобальные проблемы современности (экологические, антивоен- ные, молодежные). Существуют экономические механизмы вовле- 66 чения в политику: безработица, низкий уровень жизни, подкуп из- бирателей и т. п. 2. Социально-психологический уровень. Политические ценно- сти передаются как большим социальным группам, так и в межличностном общении в малой группе путем внушения, иден- тификации, научения. 3. Внутриличностный уровень. Здесь в качестве механизмов социализации выступают интересы, потребности, мотивы, уста- новки, ценностные ориентации, которые управляют поведением и сознанием человека в политике. Без включения механизмов всех уровней политическое вовлечение личности не состоится. Важно иметь в виду, что ценности и цели политической организации не воздействуют на человека автоматически. Чтобы стать частью его структуры, чтобы превратиться в убеждение, управляющее по- ступками, а не осесть в сознании в виде простой информированно- сти, они должны быть пропущены через его индивидуальные по- требности. В противном случае информация лишь скользит по по- верхности сознания. Результатом политической социализации является определен- ная структура личности, в которой политические ценности и цели стали устойчивыми элементами. В человеке изначально не заложе- ны ни коммунистические, ни консервативные, ни фашистские убеждения. Они формируются. При этом определяющую роль иг- рает непосредственный жизненный и политический опыт гражда- нина, позволяющий ему сопоставить предлагаемые идеологиями политические ценности с политической реальностью. Современная социальная психология выделяет 3 основных уровня в структуре личности: биологический, психологический и социальный. Каким же образом каждый из этих уровней влияет на политическое поведение человека? Например, такие биологиче- ские компоненты, как наследственность и темперамент, пол, воз- раст и состояние здоровья, не будучи самостоятельными, высту- пают определенным «ограничителем» в процессе рекрутирования на ту или иную политическую роль. Так, возраст политического деятеля имеет существенное значение для тех или иных политиче- ских эпох. Для переломных эпох, революций, кризисов, характерно привлечение на руководящие должности молодых людей. 67 Немаловажную роль в исполнении политических функций иг- рает пол. Женщины всегда играли в политике немалую роль, но чаще не на официальных постах, а неофициально. На Западе дис- криминация женщин, ограничение их возможностей политического участия вызвали мощное феминистское движение. Радикальные феминистки утверждают, что сейчас происходит смена основного противоречия эпохи: место противоречия между трудом и капита- лом занимает противоречие между полами. Следует отметить, что феминистская борьба за политическое равенство полов стала мощ- ной составляющей общедемократических завоеваний. Женщины смогли в развитых странах серьезно повлиять на общественное со- знание и занять руководящие посты в партиях, движениях и даже в государственном аппарате. Выдвижение женщин на руководящую работу в нашей стране – проблема, далекая от своего решения. Начавшиеся демо- кратические преобразования должны были бы привлечь массы женщин. Но экономический кризис и патриархальные традиции в идеологии парадоксальным образом резко сократили число жен- щин в политике. Теперь, когда кратко рассмотрены этапы, механизмы и уровни политической социализации человека, особый интерес представля- ет проблема его участия в политическом процессе. Проблема политического участия занимает одно из первых мест в ряду других исследований политики. Политологи трактуют политическое участие как «вовлеченность членов социально- политической общности в существующие внутри ее политические отношения и структуру власти». Они давно и тщательно анализируют индивидуальное и кол- лективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское участие в политике, выделяют такие его формы, как участие в выборах и в принятии решений, управле- нии и самоуправлении, в создании, реализации и охране законов, в политических митингах и собраниях, в восприятии и передаче политической информации, в забастовках, массовых кампаниях гражданского неповиновения, освободительных войнах и револю- циях, в деятельности политических партий и других политических 68 обществ, организаций и т. д. По масштабу различают политическое участие на местном, региональном и национальном уровнях. Сегодня, когда политологи говорят о политическом участии, речь идет не о привлечении граждан к решениям, которые за них принимает власть, а о том, чтобы сделать как можно более широ- кий круг людей равноправными субъектами политической жизни. Объективные характеристики политического участия и субъек- тивные восприятия политики человеком, его понимание собствен- ной роли в ней служат основанием выделения типов участия в по- литической деятельности: 1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходя- щие от политической системы, от ее институтов или их представи- телей, не связанная с необходимостью высокой активности челове- ка. 2. Участие в действиях, связанных с делегированием полномо- чий (электоральное поведение). 3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним организаций. 4. Выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее. 5. Прямое действие. 6. Активная (в том числе и руководящая) деятельность во внеинституциональных политических, движениях, направлен- ных против существующей политической системы и добивающих- ся ее коренной перестройки. Авторы этой классификации обращают внимание также и на некоторые формы политического отчуждения личности (аб- сентеизм): 1. Выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития. 2. Политическая выключенность как результат заорганизован- ности политической системы, низкой эффективности механизмов обратной связи между такой системой и гражданским обществом в целом, разочарование в политических институтах. 3. Политическая апатия как форма неприятия политической системы (например, после победы контрреволюции, кровавого по- давления массовых социальных и политических движений). 69 4. Политический бойкот как, выражение активной враждебно- сти к институтам политической системы. Приведенные типы участия в политическом процессе отнюдь неравнозначны, как в количественном, так и в качественном отно- шениях. Одни из них занимают скромное место и представлены единичными акциями, в то время как другие необычайно развиты и серьезно влияют на ход событий. Из всех форм политической активности в условиях политиче- ских систем наиболее развита электоральная. Однако само по себе участие в голосовании не является достаточным показателем раз- витости политического участия. Экономическая и политическая нестабильность влияет на каждого отдельного человека. Но эти факторы многократно усиливаются, когда собирается большая группа людей, поведение которой подчиняется особым психологическим законам – законам толпы. Поведение толпы давно описано 3. Фрейдом, В. Бехтеревым и другими исследователями, которые подчеркивали, что в толпе че- ловек анонимен, поэтому склонен к действиям, более рискован- ным, чем тогда, когда он несет за них личную ответственность. Это может быть героизм, но может быть и насилие, хулиганство или вандализм. Иррациональность поступков объясняется стадным чувством, позволяющим отдельным участникам отключить волю, сознание и действовать по законам группы. В политике нередко находятся силы, стремящиеся использо- вать эффект стихийных выступлений, получить от них определен- ный политический капитал. Наиболее показательны в этом смысле экстремистские, нацио- налистические движения и партии, для которых характерно стрем- ление воздействовать на бессознательную мотивацию участников политических процессов. Такие политики опираются на определенные социальные группы. Последние в силу условий жизни становятся благодатной почвой для соответствующего воз- действия. В древности их называли охлосом (чернью) в отличие от демоса (народа). 70 Наиболее податливы к распространению стихийных форм по- литического поведения маргинальные слои. Чертой их психологии, способствующей такой податливости, является разрушение тради- ционных ценностей, утрата привычных социальных ориентиров, отчуждение от общества. Эти слои активизируются в политике под влиянием быстро меняющихся условий жизни, что вызывает у них протест против стирания национальных, расовых и иных барьеров, служивших опорой их мировоззрения. Деятели политического экстремизма обычно апеллируют к предрассудкам и мифам, которые наиболее пышно процветают в среде полуграмотных маргинальных слоев. В этих мифах расо- вые, национальные, религиозные и другие предрассудки перепле- таются с идеями политической автономии от власти и бюрократии и поисками других политических ценностей. Но идейные сообра- жения не являются главной ценностью и главным механизмом экс- тремистских движений. В первую очередь они опираются на бессо- знательные психологические структуры: эмоции, веру, предрас- судки и суеверия. Подводя итог, следует отметить, что политическое участие в широком смысле слова есть включение отдельных граждан и в целом всех членов общества в процесс функционирования поли- тической системы общества, в решение вопросов, имеющих общий интерес. Контрольные вопросы 1. Что такое политическая культура? Какие этапы в своем раз- витии прошла теория политической культуры? 2. Назовите основные подходы, которые сложились у западных и отечественных политологов к пониманию политической культу- ры. Как определяли политическую культуру Г. Алмонд и С. Верба? 3. Назовите и дайте характеристику компонентам политиче- ской культуры. 4. Каковы механизмы и пути формирования политической культуры? 71 5. Перечислите и охарактеризуйте основные типы политиче- ской культуры. Какие типы политической культуры доминируют в современной России? 6. Что такое гражданская политическая культура? Как Г. Ал- монд и С. Верба решали проблему соответствия гражданской по- литической культуры и демократии? 7. Перечислите и охарактеризуйте основные модели политиче- ских культур. В чем специфика российской модели политической культуры? 8. Определите функции политической культуры и выясните их реализацию в современном российском обществе. 9. Что такое политическая социализация? Назовите основные подходы к содержанию политической социализации. 10. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы политиче- ской социализации личности. 11. Перечислите и охарактеризуйте основные модели и меха- низмы политической социализации. 12. В чем заключается взаимодействие политической культуры и социализации? 13. Проработайте следующий понятийно-категориальный ап- парат: политическая культура, политические традиции, политиче- ская идентификация, политическая компетентность, тоталитарный тип политической культуры, плюралистический тип политической культуры, рыночная культура, этатистская политическая культура, патриархальная политическая культура, подданническая политиче- ская культура, активистская политическая культура, политическая социализация, политическая активность, политическая пассив- ность, политическое отчуждение, политическое участие. |