Главная страница
Навигация по странице:

  • РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI – XVII ВЕКОВ. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

  • НАЧАЛО ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ.

  • История Ч. 1. История Ч. Учебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв.


    Скачать 1 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв.
    АнкорИстория Ч. 1.doc
    Дата01.02.2017
    Размер1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория Ч. 1.doc
    ТипУчебное пособие
    #1565
    страница9 из 17
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

    Второй период царствования Ивана IV связан с политикой опричнины (1565-1572). Не одно поколение исследователей обращалось к опричнине, пытаясь понять причины учреждения и сущность этой политики. При этом диапазон мнений колебался: от признания Ивана Грозного душевнобольным человеком до превознесения его как мудрого и прогрессивного политика, опричной дубинкой расчищавшего дуть для развития отсталой страны и каравшего бояр-реакционеров.

    Период реформ Избранной рады был подлинной школой для Ивана IV. Но он по-своему понимал цели и предназначение реформ. Царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления. Иван Грозный считал хорошими только те начинания, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики Избранной рады не соответствовали этим критериям.

    Обманутый в своих ожиданиях, Иван IV отказался от курса реформ, которым посвятил лучшие годы жизни. В 1560 году Иван Грозный подверг Адашева опале и после заочного суда отправил его в тюрьму. В заточении Адашев - фактический правитель России умер от нервного потрясения. Протестуя против царского произвола, Сильвестр удалился в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь избавился от опеки наставников. В 1564 году из-за угрозы опалы бежал в Литву князь А. Курбский. Князь Курлятев-Оболенский был сослан на воеводство в Смоленск, откуда пытался бежать за границу. Его постигло суровое наказание: Курлятева вместе с сыном постригли в монахи. В 1563 году умер митрополит Макарий. Церковь лишилась опытного и авторитетного руководи­теля, что развязало руки Ивану Грозному. Политический кризис вступил в новую фазу. Происходит разрыв царя с Боярской думой, представи­тельным органом высшей аристократии, что означает крушение тради­ционного порядка управления. Без санкции думы, более того, без суда и следствия монарх осудил видных членов думы М.П.Репнина, Ю.И.Кашина, Д.И.Хилкова, Н.В. Шереметева, подверг арестам и пыткам бояр В.В.Морозова и И.В.Большого Шере­метева. Эти репрессии неизбежно вели к разгрому Боярской думы и отстранению ее от власти.

    А.Д. Басманов настойчиво советовал царю разрешить кризис с помощью насилия. Однако Иван IV и его новое окружение не обладали необходимой властью и авторитетом, чтобы ввести в стране чрезвычайное положение вопреки воле Боярской думы. Царь не мог рассчитывать на успех, если бы вздумал добиваться осуществления своих замыслов путем обычной процедуры утверждения его указа в Боярской думе и на Священном соборе. По этой причине он избрал совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю думе, Иван объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения и намекал на новые репрессии против Боярской думы, отказавшейся повиноваться монарху.

    Отречению Грозного сопутствовали драматические события. С наступлением зимы 1564 года Иван стал готовиться к отъезду из Москвы. Он посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них. К величайшему неудовольствию церковных властей, он велел собрать и свезти в Кремль самые почитаемые иконы и прочую «святость». В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами. На площади перед Кремлем уже стояли вереницы нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну. Церковные сокровища и казна стали своего рода залогом в руках Грозного.

    Царский поезд колесил в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда в начале января 1565 года царь известил митрополита и думу о том, что он оставил свое государство. В письме к Боярской думе Иван IV четко объяснил причины своего отречения. Он покинул трон из-за раздора с Боярской думой. В прокламации к горожанам царь говорил, что на них гнева и опалы нет. Он как бы апеллировал к народу в своем споре с боярами. Представители купцов и горожан заявили, что останутся верны старой присяге, будут просить у царя защиты «от рук сильных» и готовы сами «потребить» всех государе­вых изменников.

    Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не при­няла отречение Грозного, но и вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояр выехали в слободу. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной. Фактически царь продиктовал им свои условия. Главным из них было учреждение в Российском государстве опричнины и предоставление монарху неограниченной власти. Внешне опричнина имела вид удельного княжества со своей территорией, войском, думой. Будучи личным владением царя, опричнина была полностью выведена из-под контроля Боярской думы. Вся прочая территория государства, получившая наименование земщины, формально оставалась под управлением думы. До опричнины лишь боярский суд мог осудить члена думы или конфисковать его земли. По указу об опричнине самодержец получил неограниченное право казнить любого своего «изменника» и отбирать у него вотчины без всякого совета с думой, по своему произволу. По существу, это был государственный переворот.

    7 февраля 1565 года Грозный отдал приказ о казни вождя думы князя А.Б. Горбатого.

    Вскоре после издания указа об опричнине власти вызвали в Москву всех дворян из Вяземского, Можайского, Суздальского и др. уездов. Опричная дума во главе с Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Они носили черную одежду, сшитую из грубой ткани, привязывали к поясу некое подобие метлы. Этот их отличительный знак символизировал стремление «вымести» из страны измену. Опричные дворяне полу­чили ряд привилегий. Им полагались более высокие поместные оклады, чем земским дворянам. Опричное правосудие гарантировало им полную безнаказанность.

    «Всеродно», вместе с семьей и родственниками, Иван IV казнит представителей знатных фамилий, ссылает и насильно постригает их в монахи. Зачисленным в опричнину дворянам выделялись земли бывших вотчин бояр и удельных князей. Цель опричнины - разгромить родовую знать - достигалась успешно. В результате из 34 бояр - членов Бояр­ской думы в период опричнины погибли 15 (а трое были насильно постри­жены в монахи), из девяти окольничих (более низкий думский чин) было казнено четверо. В обиход вошли публичные казни, часто поражавшие своей жестокостью. Людей рубили на куски, поджаривали на медленном огне, обваривали кипятком. Иногда в казнях принимал участие лично царь и его окружение.

    Пик террора пришелся на 1569-1570 годы, когда царь, заподозрив в измене Новгород, устроил там кровавый погром, сопровождавшийся неслыханным грабежом (были разграблены даже церкви и монастыри). По данным В.Б. Кобрина, в Новгороде погибло 10-15 тыс .человек, хотя Р.Г. Скрынников на основании источников называет 3 тыс. К тому же по дороге опричники устраивали побоища в Твери, Торжке, Пскове, новгородских деревнях. После новгородского похода начались казни и среди самих опричников. Падение старого опричного руководства, несомненно, было следствием интриг со стороны руководства сыскного ведомства опричнины - Малюты Скуратова-Бельского и Василия Грязнова. Эти люди были типичными представителями низшего дворянства, выдвинувшегося в годы опричнины. Лишь разоблачение новгородской «измены» позволило им получить низшие думские чины, а затем устранить старых и наиболее авторитетных вождей опричнины и захватить руководство опричным правительством. Те, кто затеял опричный террор, сами стали его жертвами. Боярин А.Д. Басманов был умерщвлен собственным сыном. Окружничий Вяземский умер в тюрьме, ясельничий Зайцев был повешен на воротах собственного дома.

    Общие оценки числа погибших в годы опричного террора колеблются от 3 - 4 тыс. человек до 30 - 40 тыс. Но как действовали в сравнении с Иваном Грозным его европейские предшественники и современники: испанские короли Карл V, Филипп II, английский - Генрих VIII, французский - Карл IX?

    Так, например, в Нидерландах под властью Карла V и Филиппа II «число жертв доходило до 100 тысяч» (Григулевич. История инквизиции М., 1970. С. 271). Казни были предельно жестокими: жертвы сжигались заживо на глазах огромной толпы, нередко в присутствии самих королей. Сожгли 28 тыс. 540 человек (Лозинский С.Г. История папства. М.,1986. С.262). Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное личное участие в Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито «более 3 тыс. гугенотов» (в Париже), а «в общем во Франции в течение двух недель около 30 тыс. протестантов».

    В Англии при Генрихе VIII за «бродяжничество» (т.е. крестьян, согнанных с земель под овечьи пастбища) вдоль дорог «было повешено 72 тыс. бродяг и нищих».

    Таким образом, по одной из версий, на Руси времен Ивана Грозного было казнено 3 - 4 тыс. человек, что признает историк Д.Н. Алышиц (Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л., 1988. С.122,147) и делает вывод: «Царский произвол приобрел характер абсолюта». В то же время в Западной Европе казнили не менее 300 тыс. человек. И в то же время только Иван Грозный в нашем и западном сознании предстает как уникальный палач. И все это тогда, когда число казней на Западе в сто раз больше. Следовательно, «палаческий» лик некрофила Ивана IV должен был бы померкнуть в сравнении с совершенными чудовищами Филиппом, Генрихом XIII и Карлом IX. Но этого не произошло. Почему? В этом повинны русские общественные деятели, историки, публицисты, да и русские люди вообще. Интересно, что и сам Иван Грозный признал в послании в Кирилло-Белозерский монастырь в 1573 году, т.е. через год после отмены опричнины, что он «нечистый и скверный душегуб». К тому же позднее, в 1582 году, Иван Грозный официально объявил о «прощении» всех казненных при нем людей и передал в монастырь огромные деньги для их вечного поминания, по сути дела признав их пострадавшими безвинно. Но ничего подобного не делали западно-европейские властители. А церковь? Папа Григорий ХIII, при известии о Варфоломеевской ночи, объявил в Риме праздник, далее - выбил медаль в честь этого «богоугодного» дела и отправил в Париж кардинала Орсини для поздравления «христианнейшего короля и его матери» - Карла IX и Екатерины Медичи.

    А на Руси? Митрополит Герман в мае 1566 года, после разгара казней, сразу после возведения в сан, тут же объявил, что царя ждет страшный суд за содеянное. Иван Грозный отрешил Германа от его поста, но назначенный следом Филипп повторил слова предшественника. Интересно, что и ГенрихаVIII, и Карла IХ исключительно высоко почитали в своих странах и им воздвигнуты памятники. Между тем даже памятник Тысячелетию России в Новгороде (1862), где воссозданы 109 русских деятелей, отверг Ивана IV, его фигура там отсутствует, не говоря о специальных памятниках - их нет. Вот в чем уникальная особенность России - показательная вера в «правду» и нежелание даже за сравни­тельно низкие преступления, реабилитировать тирана.

    Проблема социальной сущности и последствий опричнины давно дискутируется исследователями. Известный русский историк XIX века С.М. Соловьев считал, что при всех жестокостях царя Ивана его деятельность была шагом вперед к победе «государственных начал». В то же время С.М. Соловьев резко и недвусмысленно осуждал казни невинных людей в эпоху Ивана Грозного: «Не произнесет историк слово оправдания такому человеку».

    На похожих позициях в целом стоял и другой известный русский историк В.О. Ключевский. Общий результат опричнины он формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию; оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную».

    В XX веке в отечественной историографии господствовала концепция С.Ф. Платонова. Она рассматривала опричнину как форму борьбы с княжеско-боярской аристократией - главным противником централизации государства. В результате опричнины было подорвано могущество старой знати - боярства в пользу новой знати - поместного дворянства.

    Однако исследования А.А. Зимина, В.Б. Кобрина, Р.Г. Скрынникова показали, что опричнина не изменила структуру феодального землевладения. Ее роль ограничивалась лишь ликвидацией остатков удель­ной системы. Р.Г. Скрынников считает, что «историческое значение опричнины определялось тем, что она ускорила становление самодер­жавных порядков в России. Ее террор нанес большой ущерб экономике и культуре страны. От казней Грозного пострадали прежде всего города, являвшиеся центрами средневековой цивилизации. Кровавый кошмар наложил печать на все стороны политической жизни русского общества».

    По мнению В.Б. Кобрина, «не только разорение страны, даже не только жестокое крепостничество, но и в не меньшей степени развращающее влияние на общественное сознание обусловливают отрицательную оценку роли опричнины и в целом деятельности Ивана Грозного в истории России».

    Опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор. Это был конфликт внутри всего господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти. Этот путь централизации был противоположен тому последовательному пути структурных реформ, по которому шла Избранная рада.

    РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI – XVII ВЕКОВ.

    СМУТНОЕ ВРЕМЯ

    Смута – это тотальный кризис, охватывающий все стороны жизни: государственность, сословия, идеологию, экономику. Смута – это русское название явлений общечеловеческих, присущих всем обществам без исключения на определенных этапах развития. Это явление универсальное, но формы его, специфика всегда своеобычны, конкретны.

    Россия пережила несколько тотальных кризисов, или смут: конец XVI – начало XVII века, начало и 90-е годы ХХ века. Обратимся к событиям первой смуты.

    17 марта 1584 года умер Иван IV Грозный. Престол перешел его сыну Федору Ивановичу, слабоумному карлику с явными чертами вырождения. Его хилое тело венчала непропорционально маленькая головка. Это был умственно неполноценный человек, казавшийся на редкость нежизнеспособным.

    Естественно, при царе Федоре был создан правительственный кружок нескольких бояр, своего рода регентский совет. Однако реальную власть сконцентрировал в своих руках боярин Борис Федорович Годунов, шурин царя – брат его жены, царицы Ирины.

    Федор Иванович занимал престол 14 лет, но из них по меньшей мере 12 лет фактическим правителем был Борис. Поэтому не удивительно, что, когда в 1598 году Федор умер, Земский собор избрал на царство Бориса. Это был первый «выборный» царь в России. «Великие» бояре решительно отказались призвать Бориса на трон, но они никак не могли преодолеть собственных разногласий. Братья Романовы имели даже больше прав на трон, но не обладали достаточной изворотливостью и опытом, чтобы сплотить всех противников правителя. По знатности Романовы далеко превосходили Годуновых, но и они были в родстве с царской семьей лишь по женской линии. Потом Борис разделается с Романовыми, которых обвинит в покушении на жизнь царя. У них якобы нашли коренья, с помощью которых хотели «испортить» царскую семью. Старший из них – Никита Романович, брат матери царя Федора – царицы Анастасии и пятеро его сыновей были арестованы по приказу Бориса. Старший из братьев, охотник и щеголь Федор Никитич, был пострижен в монахи под именем Филарета и отправлен на север, в Антониево-Сийский монастырь. Его братьев отправили в ссылку, где они вскоре и умерли.

    Борис Годунов был человек государственного ума, талантливый политический деятель, несомненный реформатор. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов. Современники считали Бориса удивительным оратором. Иностранцы отмечали величественные манеры Бориса, красоту его лица и неизменную приветливость в обращении. Обладая несокрушимой волей, Годунов производил впечатление мягкого человека. В минуты душевного волнения на его глаза навертывались слезы. Годунов поражал современников постоянством в семейной жизни и привязанностью к детям. Подчеркивали его отвращение к «богомерзкому винопитию». Даже враги писали, что он мог бы совершить много великих дел, если бы не помешали ему неблагоприятные обстоятельства. Овладев короной, Борис навлек на свою голову негодование бояр, несколько раз был на краю гибели. Но благодаря гибкой политике ему удалось сплотить верхи вокруг трона. Роковой для династии Годунова оказалась ненависть низов. Борис воздвиг трон на вулкане.

    Методы управления Бориса отличались от методов Ивана IV, хотя сам Годунов прошел школу опричнины. Годунов был беззастенчив и жесток в устранении своих политических противников, но он не любил устраивать казни на площадях, торжественно и громогласно проклинать изменников. Его противников тихо арестовывали, тихо отправляли в ссылку или в монастырскую тюрьму, и там они тихо, но обычно быстро умирали – кто от яда, кто от петли, а кто неизвестно от чего. Вместе с тем Годунов стремился к сплочению, к консолидации всего господствующего класса. Это была единственно правильная политика в условиях всеобщего разорения страны.

    В 80-90-е годы государство проводит общую перепись земель и крестьян, по писцовым книгам закрепляют крестьян по поместьям, запрещают им переход от одного владельца к другому. Еще при Иване IV в 1581 году запретили переход к другому владельцу в Юрьев день. По Указу 1597 года феодалы могли подавать челобитные о сыске крестьян в течение 5 лет после их бегства. Прикрепили к «тяглу» и посадских людей. У холопов отняли право на освобождение путем оплаты долга, взятого по кабальной записи. Теперь они могли теперь получить свободу только после смерти господина. Вследствие такой политики зависимые люди бежали, занимались разбоем.

    Внутренняя политика Годунова была направлена на стабилизацию положения в стране. По его личному распоряжению в Астрахани была спешно сооружена мощная каменная крепость - одна из лучших в государстве. Русские воеводы выстроили крепость на переволоке между Доном и Волгой, в честь Ирины Годуновой новый город на Волге получил название Царицын. В правление Бориса государство впервые смогло выделить более крупные суммы на освоение Сибири. В 1588 году разгромили Сибирское ханство со столицей Кашлык у впадения Иртыша в Обь. В глухих таежных местах поднялись городки Березов (куда в XVIII веке сослали Меншикова), Сургут, Нарым, Томск, Тобольск. В 1589 году утверждалось патриаршество.

    Борис Годунов сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурное отставание России от 3ападной Европы. В страну приезжает значительно больше, чем раньше, иностранных специалистов - военных, врачей, разведчиков полезных ископаемых – «рудознатцев», мастеров. Бориса обвинили даже (как потом Петра) в излишнем пристрастии к «немцам». Впервые «для науки разных языков и грамотам» было отправлено в Англию, Францию, Германию несколько молодых дворян. В Смутное время они не решались вернуться на родину. Во многих городах были открыты типографии. Борис вынашивал планы открыть университет. При нем в жизнь Москвы вошли неслыханные ранее технические новшества. Русские мастера соорудили в Кремле водопровод с мощным насосом, благодаря которому вода из Москвы-реки поднималась «великой мудростью» по подземелью на Конюшенный двор. Борис устроил первые в столице богадельни. На Красной площади выросло каменное Лобное место с резными украшениями и решетчатой дверью.

    Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I, и на 100 лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. Улучшение экономического положения только намечалось, а поскольку к выходу из кризиса шли крепостническим путем, то в крестьянстве зрело недовольство.

    Но, как правильно подчеркнул историк Кобрин, «голод погубил Бориса!». Три года бушевал страшный голод, причинами которого были неурожаи, хотя у многих бояр и монастырей лежало зерно, которого хватило бы на четыре года, но они прятали его, надеясь на повышение цен, которые возросли уже в 100 раз. Люди ели сено и траву, дело доходило до людоедства. Годунов боролся с голодом как мог. Бедным раздавал деньги, организовал для них платные строительные работы, бесплатно раздавал хлеб из государственных хранилищ. Но ничего не помогало.

    В чем причина провала всех попыток Годунова преодолеть голод? Царь боролся с симптомами, а не лечил болезнь. Причины голода коренились в крепостничестве, но даже мысль о восстановлении права крестьян на переход не приходила царю в голову.

    Таким образом, в правление Бориса Годунова в судьбах России произошел крутой перелом. Фактический преемник Ивана Грозного, Годунов расширил и упрочил дворянские привилегии. В стране установилось крепостное право. Законы против Юрьева дня обеспечили Борису поддержку феодальных землевладельцев, но против него восстали социальные низы. В «голодные» годы Борис не смог вернуть спокойствие в стране. В итоге царь стал быстро терять авторитет во всех слоях общества.

    Годуновы перестали устраивать, прежде всего, верхушку общества. Требовался новый царь, он был найден. Им стал Лжедмитрий I (1605-1606).

    На сегодня у историков есть несколько версий того, кто же был Лжедмитрием I:

    1. Чудом спасшийся сын Ивана IV Грозного, Дмитрий, который не был убит 15 мая 1591 года в Угличе.

    2. Гришка Отрепьев, холоп бояр Романовых из Костромы. После опалы Романовых Гришка спасся от смерти бегством и постригся в монахи. Служил писцом у патриарха в Чудовом монастыре, расположенном в московском кремле, в начале XVII века он бежал в Польшу.

    3. Иностранец, скорее всего поляк.

    В 1604 году в Москве усиленно стали распространяться слухи, что «настоящий» царь Дмитрий скоро вернется. Лжедмитрий I, заручившись поддержкой польского короля Сигизмунда, пошел на Москву. По дороге к нему присоединялись недовольные политикой Бориса Годунова. В результате войско Самозванца стало насчитывать около 4 тыс. человек.

    Борис Годунов тяжело болел, и 13 апреля 1605 года скоропостижно кончался. Передавали, будто он из малодушия принял яд, но врач засвидетельствовал, что царь умер от апоплексического удара, от инфаркта. Народ присягнул сыну Бориса Федору. В июне 1605 года в Москве произошло восстание, в ходе которого Федор с матерью были убиты. Бояре извлекли труп Бориса из Архангельского собора и закопали вместе с останками его жены и сына на заброшенном кладбище. На российский престол вступил Лжедмитрий I, он продержался на троне год и был убит. Почему? Беда его в том, что он был авантюристом, т.е. человеком, который ставит перед собой цели, превышающие средства, которыми он располагает для их достижения. Например, чтобы заручиться поддержкой дворянства, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги, но они не бесконечны. Поэтому деньги он стал занимать у монастырей. Вместе с просочившейся информацией о католичестве царя займы тревожили духовенство и вызывали ропот.

    Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день, отнятое у них Годуновым. Но, не вступив в конфликт с дворянами, Лжедмитрий не мог этого сделать. Кроме того, все слои населения были недовольны иностранцами, приехавшими в Москву вместе с Лжедмитрием. Они стали вмешиваться в российскую политику. Особенно это касалось новых родственников царя - со стороны его жены, полячки Марины Мнишек. В то же время и иностранцы были недовольны политикой Лжедмитрия, т.к. он не смог выполнить данные им обещания – вознаградить их за поддержку землями и деньгами.

    Таким образом, к исходу первого же года правления ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. Потому-то он так легко был свергнут с престола. 17 мая 1606 года бояре Шуйские при поддержке 200 вооруженных дворян произвели дворцовый переворот. На импровизированном Земском соборе, из случайно находившихся в Москве людей на царство был избран Василий Шуйский. Трудно найти добрые слова для этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте.

    Придя к власти, Шуйский поклялся, что будет править «вместе с боярами», т.е. на Руси могла бы установиться новая форма правления, ограниченная монархия, но Шуйский очень быстро забыл свои обещания. Он не пользовался авторитетом ни в каком слое населения. Народ дал ему прозвища: «клятвопреступник», «пьяница», «блудник».

    Сразу же после переворота народ потребовал у Шуйского ответ, за что убили царя Дмитрия? Жизнь Шуйского висела на волоске. Поэтому из Углича Филарет Романов доставил останки убитого в 1591 году царевича Дмитрия. Государь и бояре отправились пешком, чтобы встретить их за городом. Марии Нагой удалось в последний раз увидеть сына. Потрясенная, она не могла произнести слов, которых от нее ждали. Чтобы спасти положение, Шуйский сам сказал, что это истинные мощи Дмитрия. Но это не тронуло народ. Он еще хорошо помнил трогательную встречу Марии Нагой с «живым сыном», Лжедмитрием I в 1605 году. Гроб Дмитрия был выставлен на всеобщее обозрение. В 1591 году Шуйский, как глава правительственной комиссии, клялся, что Дмитрий зарезал себя нечаянно, играя ножичком. Самоубийца не мог быть святым, и власти выдвинули новую версию, что царевича убили, когда он играл орешками, на мощи царевича положили свежие орешки, испачканные кровью. Мощи могли творить чудеса и началось паломничество в Кремль больных. При каждом новом чудесном исцелении в городе звонили в колокола. Трезвон продолжался несколько дней. Но нашлись «доброжелатели», которые привели настоящего больного, который скончался у гроба. Когда вынесли на площадь его труп, толпа в ужасе отхлынула. Шуйский приказал быстро прикрыть этот спектакль.

    Стремясь завоевать симпатии столичного населения, Шуйский приказал, чтобы тела Годуновых выкопали из ямы и отправили для торжественного захоронения в Троице-Сергиев монастырь. Но власть Шуйского продолжала оставаться непрочной. Глухо волновалась столица. Главным очагом брожения стала южная окраина страны. Началась крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Войско восставших из 20 тыс. прибыло под Москву. В мае 1607 года войска Шуйского осадили Тулу, где скрывались восставшие. После 4-дневной осады Тула сдалась. Болотникова сначала ослепили, потом утопили. Но волнения продолжались. Нужен был царь - и он явился. Это был Богданка из Шклова, который учил там детей в доме у попа, а затем перешел под Могилев к попу Федору. Он стал Лжедмитрием II. К нему стали стекаться недовольные - и крестьяне, и шляхтичи, и бояре. В июне 1608 года Лжедмитрий II разбил лагерь в Тушине. Появилась в Тушине и Марина Мнишек, которая ради короны была готова на все. Она блестяще разыграла роль любящей жены, обретшей чудесно спасшегося супруга.

    Царь Шуйский ничего не мог поделать с Лжедмитрием в Тушине, т.к. в стране бушевал пожар народных восстаний. Временами «тушинского вора» поддерживала половина городов и уездов, т.к. он обещал тишину и благоденствие. Филарет Романов попал в плен к тушинцам и быстро прижился в их лагере. Лжедмитрий пожаловал его в патриархи.

    Весной 1609 года тушинцы осадили Коломну и полностью блокировали Москву, где начался голод. Успехи Самозванца достигли высшей точки, а затем наступил неизбежный спад. «Тушинский вор» контролировал огромную территорию, но его режим приобретал все более жесткий характер и утрачивал привлекательность в глазах народа. Без поддержки низов Самозванец никогда бы не добился успеха, а настроения низов стали меняться, когда выяснилось, что за его спиной стоят иностранцы.

    В свою очередь царь Василий, не доверяя собственному народу и утратив опору в ближайшем окружении, все больше уповал на поддержку иноземных сил, прежде всего шведских. Кроме того, в июле 1609 года крымский хан вторгся в пределы России. Польский король Сигизмунд перешел к открытой интервенции, используя в качестве предлога русско-шведское сближение. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Он теперь не нужен «тушинскому правительству».

    17 июля 1610 года группа заговорщиков, собрав большую толпу москвичей, обратилась к посаду с предложением свергнуть царя, принесшего стране бесконечные беды. Василия Шуйского постригли в монахи и доставили в Варшаву, где держали под стражей. Умер он 12 сентября 1612 года, когда ему едва ли было 60 лет. Скорее всего, его убили.

    После свержения Шуйского, по давней традиции, Боярская дума создала в период междуцарствия особую комиссию из своего состава для управления страной – «семибоярщину». Но на Руси, каким бы непопулярным ни был царь, олицетворением зла в глазах народа всегда были лихие бояре. Без царя на троне бороться с «добрым Дмитрием» было куда труднее. Поэтому «семибоярщина» и решила провозгласить царем Владислава, польского королевича. Но она не учла того, что Владислав не обладал необходимой популярностью ни в русской столице, ни в провинции. Объявив об избрании Владислава, верхи окончательно оттолкнули от себя народ.

    После решения избрать Владислава на русский трон Самозванец стал помехой для осуществления королевских планов, поэтому Сигизмунд повелел схватить обманщика и привести к нему. Погожим зимним утром 11 декабря 1610 года Лжедмитрий по обыкновению отправился в санях на прогулку за город. С ним был шут, двое слуг и человек 20 охраны. Когда вся компания отъехала на приличное расстояние от Калуги, начальник охраны Петр Урусов приблизился вплотную к саням и разрядил в царька свое ружье, а затем для пущей верности отсек убитому голову. Мертвый Самозванец никому был не нужен. Труп его лежал в холодной церкви более месяца.

    После свержения Шуйского и убийства Лжедмитрия II началась реальная интервенция против России. Швеция, войска которой были приглашены Шуйским для помощи в войне против Речи Посполитой, воспользовалась удобным случаем, чтобы захватить Новгород и значительную часть Севера. Польский гарнизон разместился в Москве. И наместник Владислава Александр Гонсевский самовластно распоряжался в стране. Под Смоленском, осажденном войсками Сигизмунда, русское посольство во главе с митрополитом Филаретом вело переговоры об условиях вступления Владислава на трон. Поскольку вопрос о вере будущего царя решить не удалось, переговоры провалились, а русская делегация оказалась на положении пленных.

    По существу происходит распад Русского государства.Его рвут на части интервенты. Над Россией нависла реальная угроза потери национальной независимости. В этой тяжелейшей обстановке судьбу страны, восстановление ее государственности взял в свои руки народ России. В Нижнем Новгороде по инициативе Кузьмы Минина, торговца мясом, земского старосты, осенью 1611 года было сформировано второе ополчение, ставшее постепенно всенародным. Военным его главой поставили князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Ополчение медленно двигалось к Москве. После Кинешмы, жители которой приветливо встретили ополченцев, Пожарский подошел к Костроме. На подходе к ней в ополчение явились посадские люди и предупредили Пожарского, что их воевода Иван Шереметев решил не пускать нижегородцев в город. Костромской посад был не слишком велик, не более 500 дворов. Смута разорила город. Многие дворы были заколочены. Местные дворяне разделились. Одни ушли с Матвеем Плещеевым к Пожарскому, другие заперлись в крепости с Шереметевым. Очутившись перед закрытыми крепостными воротами, ратники вынуждены были расположиться на посаде, за пределами города. Пожарский избегал кровопролития и не спешил штурмовать «цитадель». В Костроме начались волнения. Горожане осадили Шереметьева на воеводском дворе и убили бы его, если бы не подоспел Пожарский. Он велел взять под стражу воеводу и тем спас ему жизнь. Покидая Кострому, Пожарский оставил там воеводой князя Романа Гагарина, а Ярославль встретил воинов хлебом-солью.

    В конце августа начались сражения и стычки ополченцев с интервентами, засевшими в Москве. В конце октября захватчики капитулировали. Это дало возможность созвать Земский собор для избрания нового царя. После долгих споров царем стал 16-летний сын митрополита Филарета Михаил Федорович Романов. Бояре говорили, что «Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Но мотивы, видимо, были глубже. Молодость должна была пройти, а за спиной «не дошедшего» разумом Миши, который и в зрелые годы не отличался особенно глубоким умом, стоял его властный отец – Филарет. Неглупый человек, с сильной волей, но без особого блеска и таланта, Филарет оказался удобным для всех.

    Представители Земского собора приехали в Кострому, в Ипатьевский монастырь, где жили Михаил с матерью, инокиней Марфой. Согласие самого юного Михаила получено было не сразу, особенно противилась мать. Она говорила: «Московского государства всяких чинов люди по грехам измалодушествовались, дав свои души прежним государям, не прямо служити». Только когда будущему царю и его матери пригрозили, что они будут виновны в «конечном разореньи» страны, они наконец согласились.

    Итак, в 1613 году к власти пришла новая династия – Романовы. Здоровый консерватизм правительства первых Романовых дал возможность постепенно восстановить экономику, государственную власть, с некоторыми потерями (Смоленск, побережье Финского залива) восстановить и государственную территорию. Наступила стабильная, чисто традиционная жизнь. Однако почти на целый век оказалась отложенной модернизация страны. Упрочилось крепостное право. Элементы же правового государства, ростки которого зарождались в Смутное время, были забыты надолго.


    НАЧАЛО ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


    написать администратору сайта