История Ч. 1. История Ч. Учебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв.
Скачать 1 Mb.
|
ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ КАК ЦЕНТРА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ПРИ ИВАНЕ III XIV - ХVI века - начало переломного времени для европейской цивилизации. В это время Европа совершает исторический рывок, не только обогнав в своем развитии страны Востока, но и наметив магистральное направление развития человеческого общества. В ряде европейских стран формируются национальные государства в виде абсолютных монархий. Это время стало переломным и в истории России. К концу XIV века русский народ воссоединился, создав Московское государство. Это была новая держава обновленного народа, связанная с Киевской Русью только культурной традицией. Уже в начале XIV века вместо старых городов Поднепровья появились новые центры. Наиболее важными из них были: Тверь - прекрасный богатый город на Волге, имевший выгодное географическое положение; Смоленск - западный щит Руси; Рязань, служившая защитой от беспорядочных набегов степных грабителей; Нижний Новгород - торговый город на границе с волжскими булгарами; маленькая, затерянная в лесах Москва, которой суждено было стать столицей нового государства. Первое упоминание о Москве можно встретить в летописи не ранее XII века. В ней говорится, что в 1147 году Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Святослава Черниговского, в Москву, где они пировали и обменялись подарками. Итак, в древних летописях Москва - это место, где встречают друзей; Москва - пункт, на который нападают враги владимиро-суздальских князей; Москва – наконец, исходный пункт военных операций владимирского князя, сборное место его войска. Как маленький городок, Москва довольно поздно стала стольным городом. Наиболее заметным из первых московских князей был Михаил Ярославич Хоробрит, а вскоре за ним московский стол достался Даниилу Александровичу, младшему сыну Александра Невского, который и считается родоначальником московского княжеского дома. Причинам быстрого возвышения Москвы посвящена обширная литература, которую целесообразно свести к нескольким версиям: 1) Географическая версия: Москва находилась практически в центре Русской земли, и через нее шел торговый путь, а поскольку подмосковная земля была скудна, то здесь вырабатывались железные характеры, практичные люди; такими же были и московские князья. Слабость этой позиции в том, что торговый путь по Волге удобнее, чем по Москве-реке, вследствие чего приволжские города были много богаче Москвы. «Бедность» природы - результат деятельности москвичей, которые 500 лет сводили лес, чтобы строить и обновлять город. Современная география учитывает вековые колебания влажности природных зон. По ее данным, в XIV веке вокруг Москвы очень часто выпадали дожди, снегопады, весной были обычны высокие паводки, при которых идет размывание берегов. Итак, в XIV веке, решающем для Москвы, географические условия были не так уж благоприятны, и искать в них причину возвышения Москвы и ее экономики не совсем верно. 2) Социальная версия: Приходит в окончательный упадок родовой быт. Право на великое княжение дается милостью ордынского хана Владимир утратил значение стольного города, и за соперничали Тверь, Кострома и Москва. В Москве не было усобиц, ибо княжеская семья была мала и было установлено прямое престолонаследие, поэтому духовенство и бояре предпочитали служить московским князьям, как более сильным. 3) Политическая версия: Основана на личных качествах первых московских князей, обладавших административными и организаторскими талантами, сумевших вызвать сочувствие боярства, духовенства и простого населения. 4) Религиозная версия: Москва становится религиозным центром, куда из Владимира была перенесена кафедра митрополита. Москва стала церковной столицей всех русских земель и, следовательно, духовным центром русского народа. 5) Важную роль в возвышении Москвы играл и этнографический фактор: общность языка, культуры, обычаев, традиций. С точки зрения теории этногенеза (Л.Н. Гумилев), причина возвышения Москвы состоит в том, что именно Московское княжество привлекло множество людей: татар, литовцев, русичей, половцев, - всех, кто хотел иметь и уверенность в завтрашнем дне, и общественное положение, сообразное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой. При этом на Москву большей частью шли люди энергичные и принципиальные. Татары-золотоордынцы, бежавшие после переворота Узбека в Москву, составили костяк русского конного войска. Свершившийся на Московской земле этнический синтез оказался решающим фактором, который возобладал над богатствами Новгорода, удалью Твери и династическими претензиями Суздаля. На наш взгляд, говоря о причинах возвышения Москвы, нельзя отбрасывать ни одну из этих версий, все в совокупности оказали влияние на то, что именно Москва выделяется из других русских городов и становится центром нового государства. В процессе объединения земель вокруг Москвы можно выделить несколько этапов: три начальных и два заключительных. 1. Начало XIV века - середина XIV века. Он связан с расширением границ Московского княжества до размеров крупного феодального княжества. Характерна в этом отношении деятельность Даниила Александровича: в 1300 году войска захватили Коломну, в 1302 году в состав московских владений был включен Переяславль; в 1303 году - присоединен Можайск. Эти приобретения увеличили территорию Московского княжества почти в два раза. В правление князя Юрия Даниловича (1303 - 1324) ведется борьба с Тверью за великокняжеский стол и преобладание в районах северо-восточной Руси. Золотая Орда до 1317 года поддерживала тверского князя Михаила Используя напряженные отношения тверского князя с Новгородом и митрополитом Петром, а позднее свою женитьбу на сестре хана Узбека - Кончаке, Юрий в конце концов сумел получить ярлык и устранить своего конкурента. В 1318 году князь Михаил Ярославич Тверской был убит в Орде. Примерно десять лет соперничество шло с переменным успехом. Орда поддерживала то Москву (1317 - 1322 ), то Тверь (1322 - 1326 ). Перелом наступил в 1327 году, когда в Твери вспыхнуло восстание, связанное с бесчинствами отряда Чолхана. Тверской князь Александр Михайлович после безуспешных попыток остановить горожан встал на сторону тверичей. Татары были перебиты. Московский князь Иван Калита (1325 - 1340) сумел использовать случившееся в своих интересах. Вызвавшись подавить восстание, он вместе с ордынским войском жестоко разорил Тверское княжество и получил в награду ярлык на Великое княжение. Из летописного рассказа о времени Ивана Калиты перед нами вырастает образ энергичного князя, в котором осторожность, предусмотрительность и рассчетливость сочетались с настойчивостью, коварством и решимостью. Про время княжения Калиты летописец сообщает: «...бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и пересташа татарове воевати Русскую землю». Именно Ивану Калите приписывается заслуга: он исхлопотал разрешение доставлять «выход» в Орду своими средствами без участия татарских сборщиков дани. По преданию, Иван Калита очистил Русскую землю от «татей», то есть внутренних разбойников и воров. Тишина и порядок во владениях Калиты привлекали сюда население. Калита присоединил к своим владениям Углич, Галич и Белоозеро, купил ряд сел и деревень в других княжествах. В народном представлении он был очень богатым князем, утвердившееся за ним прозвище «Калита» означает «денежный мешок». Результаты княжения Ивана Калиты были очень значительными. В качестве великого князя он распоряжался обширной территорией. Многочисленные северо-восточные русские князья, сидевшие по своим уделам, являлись его послушными вассалами. К нему на службу пришли многие тверские бояре, считая для себя более выгодным пользоваться поддержкой сильной княжеской власти. Именно при Иване Калите перед Москвой стала отступать на задний план старая столица - Владимир, а Москва из столицы небольшого княжества стала превращаться в общий для русских земель политический и религиозный центр. Главный успех Калиты - привлечение в Москву русского митрополита. Начиная с 1300 года, постоянным местопребыванием митрополита был Владимир, куда переселился из Киева митрополит Максим. Преемник Максима митрополит Петр постоянно бывал в Москве и даже был там похоронен. Следующий митрополит - Феогност уже окончательно утвердился в Москве, так Москва стала церковной столицей Руси. 2. Середина XIV - первая четверть XV веков. Правление Семена Гордого (1341 - 1353), Ивана Красного (1353 - 1359), Дмитрия Ивановича Донского (1359 - 1389), Василия I (1389 - 1425). Присоединены были области Нижнего Новгорода, Вологда, Вятский край, Кострома, Стародуб, Дмитров. Порядок, установившийся при Иване Калите и высоко поднявший значение Московского княжества, сохранился и при его сыновьях - Семене Гордом и Иване Красном. Московские бояре были верными слугами своих князей, следующий за Феогностом митрополит был уже москвичом из знатной боярской семьи Плещеевых - Алексий. Он обладал большими способностями, умом, пользовался благосклонностью в Орде, где исцелил больную глазами ханшу Тайдулу и содействовал тому, чтобы ярлык на великое княжение оставался в Москве. Сыновья Калиты умерли в молодом возрасте, наследником остался его внук девятилетний Дмитрий Иванович. Вновь возник спор о великом княжении, который был решен в пользу суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Тверь, восстановив силы, также попытается вернуть себе ярлык на великое княжение. Ее союзником выступило Великое княжество Литовское. В первой половине 70-х годов XIV века тверской князь Михаил Александрович трижды получал ярлык на великое княжение. Однако Москва не подчинилась, а в 1375 году, после похода Дмитрия Ивановича на Тверь, Михаил Тверской вынужден был признать великокняжеский стол наследным владением, «отчиной» московских князей. 70-летнее соперничество Москвы и Твери за политическое верховенство на Руси фактически завершилось в пользу Москвы. Сын Дмитрия Донского - Василий I (1389 - 1425) сумел упрочить положение Москвы. Он присоединил Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. 3. Вторая четверть XV века; феодальная война. Правление Василия II Темного (1425 - 1462). Право на престол Василия II оспаривал младший брат Василия I Юрий Дмитриевич и его сыновья Василий Юрьевич (Косой) и Дмитрий Юрьевич (Шемяка). Центром оппозиции становится Галицкое княжество, поэтому особенно широко военные действия развернулись на территории Костромского края. Василий Юрьевич попал в плен, где был ослеплен, за что и получил прозвище Косого. Дмитрий Шемяка захватил и тоже ослепил Василия II. Феодальная война закончилась поражением удельно-княжеской оппозиции. Последняя битва у стен Галича 27 января 1450 года закончилась поражением Шемяки. В результате этой борьбы были ликвидированы уделы внутри Московского великого княжества. Василий Темный значительно укрепил великокняжескую власть. Влияние Москвы в Великом Новгороде, Пскове, Рязани и в других землях возросло. При Василии Темном произошло и важное событие в жизни русской церкви. В 1439 году на соборе православного и католического духовенства во Флоренции была совершена уния восточной и западной церквей. Император и патриарх константинопольские искали этой унии, надеясь, что Запад поможет им в борьбе с турками. Поэтому был достигнут компромисс: греки сохраняли свой церковный обряд, но признавали главенство папы. В это время на Русь был назначен новый митрополит - грек Исидор, который оказался ревностным поборником соединения с латинством. Но в Москве не приняли соглашение с Римом, так как сами же греки столетиями воспитывали в русских ненависть к католицизму. Исидор был взят под стражу, но ухитрился сбежать в Литву. А в Москве решили отделиться от константинопольского патриарха и впредь самим себе ставить митрополита по избранию собора русских архиереев. Новым порядком в митрополиты был поставлен рязанский епископ Иона. В то же время в юго-западной Руси, в Киеве, водворились особые митрополиты, по-прежнему назначаемые Константинополем. 4. Вторая половина XV века. Правление Ивана Васильевича III: (1462 - 1505); в 1463 году было присоединено Ярославское княжество; в 1474-м - Ростовское. Идет упорная борьба с Новгородом за ликвидацию его политической независимости. В 1471 году Иван III совершает поход на Новгород. В битве на реке Шелони он разбил войско новгородцев. В 1478 году, узнав о том, что Новгород продолжает вести политику неподчинения Москве, Иван III совершает новый поход на этот город. При этом вече было ликвидировано, символ свободы - вечевой колокол увезен в Москву. Новгородом стал управлять наместник московского князя, новгородские земли стали передаваться служилым людям Ивана III. В 1485 году Иван III осадил Тверь. Тверской князь бежал, а горожане открыли ворота московским войскам. Тверское княжество было присоединено к Москве. Отныне подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав Великого княжества Московского: Иван III стал именоваться государем Всея Руси. 5. Первая четверть XVI века. Это период правления Василия Ш (1505 - 1533). В 1510 году Псковская республика прекратила свое существование и была присоединена к Москве. В 1514 году было присоединено Смоленское княжество, в 1521-м - Рязанское. Так во второй половине XV - первой четверти XVI веков завершился процесс образования территории Московского государства. Говоря о политическом и национальном возрождении Руси, нельзя не вспомнить о двух выдающихся личностях XIV века – о московском князе Дмитрии Донском и игумене Троицкого монастыря Сергии Радонежском. Дмитрий Иванович начал открытую борьбу с Золотой Ордой, а Сергий Радонежский был духовной опорой русского народа. По словам В. О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание». Точная дата рождения радонежского игумена остается неизвестной, по одним источникам предполагается, 1314 год, по другим - 1322. Приняв в 23 года монашеский постриг с именем Сергий, он основал обитель Живоначальной Троицы, которая вскоре стала центром духовной жизни Московской Руси. Со многими искушениями боролся монах, «яко истинный воин Христа Бога». Слух о молодом подвижнике, живущем в радонежских лесах, быстро распространился по монастырям северо-восточной Руси. Вокруг обители начала собираться братия. Сергий никого не гнал, только предупреждал о тяготах жизни в пустыне. Когда число монахов, постоянно живших рядом с Сергием, достигло «апостольского» - двенадцати, всю территорию слободки обнесли оградой. Братия просила Сергия принять священнический сан и быть игуменом монастырской общины. В 1354 году в монастыре было введено «общежитие». Братия объединилась в общих трудах и молитвах. Не разрешалось иметь ничего своего. Жили бедно, иногда не хватало хлеба. Многолетняя дружба связывала Сергия с московским митрополитом Алексием, который навещал его в радонежской обители. Ратуя за объединение русских земель вокруг Москвы, святитель просил помощи Троицкого игумена в примирении князей. По благословлению Алексия ходил преподобный в Ростов, Нижний Новгород, Тверь и Рязань. Алексий просил Сергия стать своим преемником на митрополичьей кафедре, но преподобный отказался, говоря, что его место среди радонежских лесов, среди повседневных трудов и забот. Троицкий игумен заложил духовное основание победы на Куликовом поле. Именно в этом событии явственно открылся национальный характер деятельности старца, глубокий патриотический смысл его подвижничества. Борьба за свержение ига и обеспечение безопасности от внешней агрессии становилась важнейшим условием государственно-политического объединения Руси, начатого Москвой. В 1378 году московские войска на реке Воже разгромили ордынское войско, посланное Мамаем. Эта битва имела большой резонанс и в Орде, и на Руси. В 1380 году Мамай решил восстановить ослабевшую власть Орды над русскими землями. Собрав всю мощь Орды, усиленные отрядами наемников из генуэзских колоний в Крыму и вассальных Орде народов Северного Кавказа и Поволжья, он выступил к южным границам Рязанского княжества, где стал ожидать подхода союзных ему сил литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Вместе с Москвой встали против неприятеля полки и ополченцы суздальские, нижегородские, муромские, ростовские, костромские, белозерские. Сергий Радонежский благословил перед походом Дмитрия на борьбу с Ордой и дал князю воинов-схимников, своих учеников Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле русские воины полностью разгромили татар. Предание Троицкого монастыря утверждает, что Сергий предсказал князю Дмитрию победу. Во время сражения игумен называл имена погибших русских воинов и служил по ним панихиды. Дмитрий, прозванный за победу Донским, возвратившись в Москву, почти весь октябрь провел в Троицком монастыре, поминая усопших. Велика была победа, но велики были и потери: из 150 тыс. человек в строю осталось 30 тыс., 120 тыс. человек погибло и было ранено. И когда, спустя два года, хан Тохтамыш подошел к Москве, уже не было сил собрать войско, чтобы защитить столицу. Дмитрию Донскому пришлось возобновить уплату дани в Орду. Однако после Куликовской битвы Орда не могла уже восстановить в прежнем объеме власть над русскими землями, была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Иван III, бесспорно, принадлежит к выдающимся государственным деятелям Московской Руси. В годы его правления (1462 - 1505) в основном завершился процесс политического объединения северо-восточной Руси вокруг Москвы. На политической карте Европы появилась огромная держава, размеры которой потрясали воображение современников. В рамках этого государства складывалась великорусская народность. На западных и южных русских землях, которые оставались под властью Великого княжества Литовского и Польши, шло формирование украинской и белорусской народностей. Формирование внутренней структуры Российского государства не поспевало за стремительным расширением его территории. Вплоть до середины XVI века в ней сохранились черты великокняжеского управления. Многие независимые в прошлом князья пользовались значительными привилегиями. Не были окончательно унифицированы денежная система, система меры весов. Тем не менее постепенно структура государства упорядочивалась и централизовалась. Прежде всего это проявилось в возраставшей концентрации власти у московских государей. Особенностью управления XIV - XV веков было соединение княжеского, «вотчинного», управления с государственным. Князь, выступая прежде всего как владелец своего княжества, основывался на вотчинном праве. Вотчинный порядок управления постепенно вступал в противоречие с новыми политическими и государственными потребностями. Власть и общество нуждались в иных формах государственной организации. Процесс этот затянулся и был достаточно противоречив, долгое время вотчинный взгляд на организацию управления определял усилия правительства в строительстве централизованного государства. Иван III стремился к возвышению великокняжеской власти. Бывшие до того вольными слугами, бояре и князья теперь присягают на верность московскому князю. Переход боярина или князя на службу к другому властителю рассматривался отныне как государственное преступление - измена. Отношения между властью и знатью стали приобретать характер подданства. Изменяется и отношение Ивана III к его братьям. При первой возможности он отнимает уделы у своих братьев, ограничивает их права, требует повиновения себе, как государю от подданных. Составляя завещание он сильно обделил своих сыновей в пользу старшего Василия, полностью лишили их державных прав. Повышению авторитета великого князя московского способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог в 1472 году. Эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум и приобрела здесь важное значение. Бояре приписывали ей все нововведения, какие появляются при московском дворе. Вслед за царевной из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану III новый Успенский собор, Грановитую палату и новый, каменный, дворец на месте прежних, деревянных, хором. В то же время в Кремле при дворце стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который придавал чопорность придворной московской жизни. Вводится новая государственная атрибутика. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский двуглавый орел, который комбинируется с прежним гербом - изображением Георгия Победоносца. Появляется «шапка Мономаха», которая, согласно распространенной легенде, когда-то была привезена в Киев императором Константином Мономахом для венчания на царство великого князя киевского Владимира Мономаха, от которого вели свой род московские «боговенчанные» государи. Так в традиции утверждались и самодержавные права московских правителей, и их претензии на византийское и русское наследие. На рубеже XV – XVI веков эта доктрина получает свое воплощение в теории «Москва -третий Рим». Уже в XV веке мы встречаем полное развитие этой теории в посланиях Ивану III - игумена одного псковского монастыря Филофея: «Церковь старого Рима пала, второго же Рима - константинопольскую церковь иссекли секирами. Сия же ныне третьего, нового Рима - державного твоего царствия - святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Таким образом, русский государь должен был соблюсти единственный сохранившийся в мире остаток истинного православия нерушимым до второго пришествия Христова. Иван III мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, какими были византийские императоры и верховные правители Руси, бывшей под властью ордынских ханов. Усвоив эти новые пышные титулы, Иван III решил, что теперь ему не следует называться в правительственных актах просто по-русски Иваном, государем великим князем, и начал писаться в церковной книжной форме: «Иоанн, Божию милостью государь всея Руси». К этому титулу как историческое его оправдание примеривается длинный ряд географических эпитетов, обозначавших новые пределы Московского государства: «Государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных земель». После того как спало с Москвы татарское иго, Иван III титулует себя царем всея Руси. Этот термин есть сокращенная южнославянская и русская форма латинского слова цесарь, или по старинному написанию цьсарь; но официально титул «царь» принял лишь Иван IV в 1547 году. Отношения между различными группами феодальной знати регулировались при помощи местничества. На государственные должности назначались в соответствии со знатностью происхождения. Наиболее высокое место в этой иерархии занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей - Рюриковичи и Гедеминовичи. Высокое положение сохранили и представители старомосковского боярства, за плечами которых была давняя служба московскому правящему дому. Главным органом власти была Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции. Существовали и два общегосударственных органа - Дворец и Казна. Дворец первоначально ведал землями великого князя. Дворецкие рассматривали поземельные споры, судили население. После присоединения новых территорий для управлениями этими землями создавались местные дворцы: новгородский, тверской и др. Казна ведала не только финансовыми вопросами, там хранился государственный архив и печать. С усложнением государственного управления возникает необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы отдельными группами дел: военными, финансовыми, иностранными. Такими учреждениями стали приказы. Первыми появляются приказы Посольский, Ямской, Разрядный. Они стали центральными исполнительными органами власти Московской Руси в XVI - XVII веках и ушли в прошлое лишь в результате петровских преобразований. Более архаичной оставалась в XV веке система местного управления. Территория страны делилась на уезды, которые совпадали с прежними удельными территориальными делениями. Уезды управлялись наместниками великого князя. Затем уезды стали подразделяться на станы и волости, которые возглавлялись волостелями. Продолжала существовать старая система кормлений. Наместники и волостели «кормились» за счет своих территорий. Кормление было вознаграждением не за административные и судебные обязанности, а за прежнюю военную службу. Необходимость перемен в управлении особенно ощутима была в сфере права. С целью введения единообразия в судебную систему в 1497 году был принят общерусский Судебник. В нем устанавливались единые уголовные и судебно-процессуальные нормы. Впервые 57-я статья Судебника в общегосударственном масштабе ограничивала право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню – 26 ноября условием перехода была уплата «пожилого» - компенсации землевладельцу за утрату рабочих рук. Складывается и общая для всей страны организация военного дела. Вместо военных дружин вводилось дворянское ополчение. За земельный надел, который получал служилый дворянин от государства, он должен был поставлять определенное количество воинов и сам участвовать в военной деятельности. Таким образом, в XV - XVI веках в Московском государстве складываются характерные признаки, присущие единому государству, а именно: наличие единого правительства, общая для всей страны организация центрального и местного управления, единые условия и принципы организации суда и судопроизводства, военного дела. К XVI веку Россия окончательно вступила на особый путь развития, сформировался российский тип феодализма, качественно отличавшийся от западноевропейского. Его характерными признаками стали огромная роль государства, самодержавие и крепостное право. |