Главная страница
Навигация по странице:

  • Владимир Володаревич (1141 - 1152)

  • Ярославе Осмомысле (1152 - 1187)

  • Роман Мстиславич (1199 – 1205)

  • Даниил Романович Галицкий (1201-1264)

  • МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ. РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ЭТОГО ПЕРИОДА

  • История Ч. 1. История Ч. Учебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв.


    Скачать 1 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв.
    АнкорИстория Ч. 1.doc
    Дата01.02.2017
    Размер1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория Ч. 1.doc
    ТипУчебное пособие
    #1565
    страница6 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Галицко-Волынское княжество

    Западнорусские земли, где возникают Волынское и Галицкое княжества, имели исключительно выгодное географическое положение. С одной стороны граница соприкасалась с Карпатами, что давало возможность вести торговлю по Дунаю с Венгрией, Болгарией, Чехией, странами центральной Европы, Балканскими государствами и Византией. С другой стороны с востока Киевское княжество, которое препятствовало набегам кочевников и притязаниям усилившихся ростово-суздальских князей.

    Благодаря плодородию почв, эти земли стали центром высокоразвитого земледелия и скотоводства. Кроме того, здесь находились значительные залежи соли, которую экспортировали в другие страны. Развитие ремесел вело к росту городов, среди наиболее крупных можно выделить Владимир-Волынский, Перемышль, Теребовль, Галич, Берестье и др.

    Галицкая и Волынская земли, входившие ранее в состав Древнерусского государства, в XI-ХII веках обособились в отдельные княжества, что было юридически оформлено Любечским съездом 1097 года. По решению этого съезда Волынская земля была закреплена за внуком Ярослава Мудрого Давидом Игоревичем, а Галицкая разделена между братьями Ростиславичами. Но и после этого Волынское и Галицкое княжества еще долго не были полностью самостоятельными. Они продолжали подчиняться киевским князьям.

    До середины XII века Галицкая земля была разделена на мелкие княжества. В 1141 году перемышльский князь Владимир Володаревич (1141 - 1152) объединил их, перенеся столицу в Галич. При нем Галицкие земли стали независимыми от Киева.

    Наивысшего могущества Галицкое княжество достигло при его сыне Ярославе Осмомысле (1152 - 1187). В его правление процветала торговля, ремесло и земледелие.

    Несмотря на значительные успехи князей, здесь не получила своего дальнейшего развития монархическая форма правления. В противовес княжеской власти стояла мощная боярская оппозиция, стремившаяся к независимости. Победу одерживала то одна, то другая сторона. Поэтому в политическом устройстве Галича и Волыни присутствовали элементы как монархии, так и республики.

    После смерти Осмомысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Длительность и сложность ее объясняется относительной слабостью галицких князей, землевладение которых отставало по своим размерам от боярского. Огромные вотчины галицких бояр и многочисленные слуги-вассалы позволяли им вести борьбу с неугодными им князьями, так как последние, имея меньшую вотчину, не могли из-за нехватки земель увеличивать количество служилых людей, своих сторонников, на которых опирались в борьбе с боярством.

    По-иному дело обстояло в Волынской земле, ставшей в середине XII века родовым владением потомков Изяслава Мстиславовича. Здесь рано сложилась мощная княжеская вотчина. Увеличивая за счет раздач земель число служилых людей, волынские князья начали борьбу с боярством за объединение галицких и волынских земель, усиление своей власти.

    В 1199 году волынский князь Роман Мстиславич (1199 – 1205) объединил Галицкую и Волынскую земли. В 1203 году он занял Киев. Под властью Романа Мстиславича объединилась Южная и Юго-Западная Русь. Период его правления отмечен усилением позиций Галицко-Волынского княжества внутри русских земель и на международной арене. В 1205 году Роман Мстиславич погиб в Польше, что привело к ослаблению княжеской власти в Галицко-волынском княжестве и его распаду. Галицкое боярство начало длительную и разорительную феодальную войну, продолжавшуюся около 30 лет. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, которые захватили Галицкую землю и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба против польских и венгерских захватчиков. Эта борьба послужила основой для консолидации сил в Юго-Западной Руси.

    Даниил Романович Галицкий (1201-1264), князь галицкий и волынский, сын князя Романа Мстиславича. В 1211 году был возведен боярами на княжение в Галиче, но в 1212 году изгнан. В 1221 году стал княжить на Волыни и в 1229 году завершил объединение волынских земель. В 1223 году участвовал в сражении на реке Калке против монголо-татар, в 1237 – против Тевтонского ордена. Лишь в 1238 году Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче и восстановить свои права на наследование княжеского стола. Даниил первым из князей поставил перед всеми князьями Руси и западноевропейскими странами вопрос об объединении военных сил для борьбы с монголо-татарским игом.

    Даниил Романович вмешался в войну за австрийский герцогский престол и в начале 50-х годов добился признания права на него для своего сына Романа. В 1253 году тот был коронован, но католичества не принял, так как реальной поддержки от Рима для борьбы с татарами не получил. После разрыва с папой Римским именовался Галицким королем.

    В XII-ХIII веках пропасть между центрами и окраинами исчезает. Окраины превращаются в самостоятельные княжества, которые по уровню хозяйственного, социально-политического и культурного развития превосходят Киевскую Русь. С другой стороны, происходит процесс дробления земель, ведутся бесконечные междоусобные войны, ослабляется военный потенциал страны в целом.

    В течение XI и начале XII века военные столкновения Руси с ее соседями не переходили рамки пограничных конфликтов. Поколения, выраставшие в таких условиях, теряли бдительность, отвлекались от мыслей о судьбе Отечества, их внимание переключалось на внутриполитические склоки. Но уже в конце XII века усилился натиск половцев. В результате половецких набегов страдала, прежде всего, Киевская земля. Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси уходило в северные и северо-западные районы страны.

    Во второй трети XIII века Русь встала перед тяжелыми испытаниями: на нее с востока обрушились монголы, а с запада - немецкие, датские, шведские рыцари; литовские, польские и венгерские феодалы. Русские князья не сумели объединиться для отпора агрессии. Развал государственной организации ослаблял способность к сопротивлению.

    МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ.

    РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ:

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ЭТОГО ПЕРИОДА

    Среди множества пробелов исторической памяти едва ли не самый парадоксальный - вопрос о сущности монголо-татарского ига, о взаимоотношениях покоренной Руси с Золотой Ордой.

    Следуя древней летописной традиции, многие русские и советские историки рассматривали нашествие полчищ Батыя и последующие 240 лет ордынского ига как страшное бедствие и страдание русского народа, как время угнетения и хищнической эксплуатации завоевателями Руси. В известном поэтическом произведении «Слово о погибели Русской земли» (1238-1246) монголо-татарское нашествие воспринимается как беда и мор христианам. Собиратель русских летописей и редких рукописей историк В.Н. Татищев сообщает о чудовищной, истребительной войне против русского и других народов. Но возникновением термина «иго» историческая наука обязана Н.М. Карамзину. В «Истории Государства Российского» он писал: «Государи наши торжественно открестились от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров».

    В.О. Ключевский, основывая свои выводы на подлинных документах и летописях Древней Руси, признавал, что это было «одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение»…

    И все же, несмотря на убедительную аргументацию летописцев и многих известных историков, полной ясности в понимании оценке сущности монголо-татарского ига не было. Появившиеся позднее академические труды и исследования освещали лишь частные проблемы, порождали одновременно массу новых вопросов.

    В 1826 году Российская академия предложила своим членам, историкам тщательно разобраться в последствиях господства монголов на Руси, был объявлен конкурс на представление до 1 января 1829 года освещающих эту проблему трудов.

    С тех пор несколько поколений русских ученых трудились над изучением вопросов, поставленных Российской Академией наук, но вперед продвинуться не смогли, к тому же они высказывали самые различные, часто противоположные мнения.

    Крупный специалист по древнерусской истории Г.В. Вернадский писал, что русская земля не испытывала притеснений, наоборот, монголо-татарское иго открыло ей дорогу на Восток, помогло обороняться от латинского запада.

    Придерживаясь подобной точки зрения, историк П.Н. Савицкий пытался доказать полезность присутствия монголо-татар на Руси.

    «Прежде всего укажем следующее: без «татарщины» не было бы России… Велико счастье Руси, что в момент, когда, в силу внутреннего разложения, она должна была пасть, она досталась татарам, и никому другому Если бы ее взял Запад, он вынул бы из нее душу… Россия – наследница Великих Ханств, продолжательница дела Чингиса и Тимура, объединительница Азии».

    Таким образом, вопрос о сущности, содержании и направленности ордынского ига превратился в серьезную научную проблему, касающуюся истории российского государства, судьбы русского народа, его роли в освободительной борьбе.

    Но все же в исторической науке, прежде всего благодаря крупным авторитетам – Б.Д. Грекову, Б.А. Рыбакову, Л.В. Черепнину, В.В. Мавродину, А.А. Зимину, М.Н. Тихомирову, их академическим трудам и исследованиям, возобладала летописная традиция – изображать монголо-татарское иго как разорение и захват русских земель, как время страданий и тяжелых испытаний для народов страны. Базируясь на этой общепринятой точке зрения, последующие историки – В.В. Каргалов, В.Т. Пашуто, В.А. Кучкин, писатель-публицист Владимир Чивилихин сделали очень многое для прояснения исторической истины.

    Другой стереотип общественного сознания состоит в том, что современных татар представляют как прямых потомков татаро-монголов, сокрушивших Древнюю Русь, древнюю Булгарию и другие государства Европы и Азии. Однако такое сближение совершенно неверно. Нынешние татары восходят не к татаро-монголам Чингисхана и Батыя, а к древнебулгарским корням. Есть достаточно оснований, чтобы видеть среди наследников булгар также чувашей и отчасти башкир. В связи с этим следует разобраться, кого в ХIII веке называли «татарами». Собирательное китайское имя «татань», или «тата», носили в древности многие племена и народы Центральной Азии – найманы, уйгуры, джалауры, онгуты, кераиты, кипчаки и др. Таким образом, в нашествии на Русь в ХIII веке собственно монголов и собственно татар не было, и наши предки скрестили мечи с разноплеменным войском, полный этнический состав которого никто и никогда в точности уже не установит.

    Что же означает само слово «монгол»? Рассматривая родословную Чингисхана, составленную по монгольским, китайским и персидским источникам, такого названия среди его предков мы не найдем. Чингисхан принял это имя, чтобы подчеркнуть свою племенную общность с монгольской родовой знатью, с достаточно сильной в прошлом в центральнокитайской державе. Объединенные под властью Чингисхана различные степные племена, независимо от их происхождения, также стали называть себя «монголами».

    Орды завоевателей были «сцементированы» четкой и жесткой организацией (они делились на десятки, сотни, тысячи), железной дисциплиной, животным страхом перед своими командирами и суровыми мерами наказания. За одного воина собственными жизнями отвечал весь десяток, за десяток рассчитывалась сотня, за сотню – тысяча. Невыполнение приказа или трусость в бою были преступлениями неслыханными, практически невозможными.

    Впервые русские полки встретились с ними в 1223 году на реке Калке, куда пришли, чтобы помочь половцам. Ипатьевская летопись сообщает подробности этого события. Татаро-монголы стали истреблять половцев, вытеснять их из степей и изгонять из родовых мест. Половецкий хан Котян стал просить помощи у своего зятя князя галицкого Мстислава Удалого: «Аще не поможете нам, мы ныне изсечены будем, а вы наутре изсечены будите». На эту просьбу откликнулись 15 русских князей: на рубежи вышли киевские, черниговские, смоленские, рязанские, новгородские и другие дружины. Но князь Владимирский Юрий Всеволодович не отозвался, на помощь не пришел, отсиделся дома.

    Русские воины были лучше вооружены, не уступали врагу по численности, но начавшиеся споры и разногласия, несогласные и опрометчивые поступки не позволили им использовать эти преимущества. К тому же в середине битвы половцы, объятые паническим страхом, бросились на русские ряды и смяли их. Битва закончилась полным разгромом русских дружин и гибелью воинов. «И был вопль и печаль по всем городам и волостям», - отмечал летописец.

    Но завоеватели не пошли дальше на Русь. «Их разведывательный поход показал, - пишет известный исследователь этого периода В.В. Каргалов, - что народы Восточной Европы будут оказывать завоевателям упорное сопротивление».

    Решение о возобновлении похода на Восточную Европу было принято новым великим ханом Угедеем на съезде кочевых феодалов (курултае) в 1235 году Новый поход планировался как общемонгольский: в помощь Батыю было выделено 14 «царевичей», потомков Чингисхана с их ордами. В 1236 году татаро-монголы покорили Волжскую Булгарию, разгромили аланов, мокшей, мордву и половцев. Глубокой осенью 1237 года они начали наступление на русские княжества.

    Для наступления была подготовлена блестяще организованная армия профессиональных воинов, которая превосходила русские дружины численностью, боевым опытом и вооружением.

    На этот раз завоеватели рассчитывали на беспечность и политический эгоизм русских князей, их раздробленность, междоусобицы и удаленность друг от друга. Русские князья были уверены, что через топи и болота татарские рати не пройдут, в лесах затеряются, дорог и подходов к городам не найдут. А зимой – снега глубокие, коням тяжело.

    Но ордынцы умело использовали климатические и географические условия Руси. Они начали свой поход в декабре 1237 года, когда замерзли реки, озера, стали проходимыми болота и топкие места. Сообщая о вражеском нашествии, летописец подчеркивал, что татар пришло бесчисленное множество, как саранца: «…яко прузи, траву поядающие».

    Вопрос о численности войск Батыя уже около 200 лет занимает историков и до сих остается нерешенным. С легкой руки Н.М. Карамзина большинство дореволюционных исследователей (С.М. Соловьев, Д.И. Иловайский и др.) произвольно определяло численность орды в 300 тысяч человек, а ссылаясь на данные различных хроник, писали о 400 и даже 600 – тысячной армии. Современные историки (К.В. Базилевич, В.Т. Пашуто, Е.А. Разин и др.) либо соглашались с этими цифрами, либо приводили свои расчеты. Так в исследованиях В. Каргалова утвердилась цифра 120 - 140 тыс. человек, а другие историки отстаивают прежнюю точку зрения или сокращают до 30 - 40 тыс. человек.

    Русские дружины могли противопоставить орде сравнительно небольшие силы. По мнению историка С.М. Соловьева, Владимирская Русь могла выставить только 50-тысячное войско, таким же количеством располагали и Южная Русь во главе с Киевом.

    Летописи чрезвычайно скупо, но выразительно поведали о вторжении татаро-монголов на рязанскую землю: от множества войск земля стонала и гудела, а от голосов и шума полчищ столбенели дикие звери. «Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает, что ордынцы предъявили рязанцам ультиматум: «От всего, что имеете в земле вашей, от людей, скота и товаров дать десятое». Великий князь, чтобы отвести беду, снарядил посольство во главе со своим сыном Федором. Батый принял подарки, но предъявил еще более наглые требования: отдать пришельцам в наложницы сестер и дочерей рязанских князей. Узнав, что княгиня Евпраксия, жена Федора, происходит из царского византийского рода и славится необыкновенной красотой, потребовал ее в наложницы. Но молодой князь отверг притязания захватчика: «Не прилично нам, христианам, тебе, нечестивому царю, водить жен своих на блуд. Если нас одолеешь, то и женами нашими будешь владеть». Взбешенный хан повелел убить всех русских послов. Красавица Евпраксия, узнав о гибели мужа «ринулась из превысокого своего терема с сыном своим… прямо на землю и разбилась до смерти».

    В роковые, несчастные дни рязанские князья попросили помощи у владимирского князя Юрия Всеволодовича, но получили отказ: чувство вражды оказалось важнее, чем чувство родства.

    Рязань пала 21 декабря 1237 года. «Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые». Вслед за тем захватчики разграбили и пожгли другие города и села Рязанской земли, спаслись лишь те, которые успели убежать в леса.

    Среди спасенных оказался русский воин Евпатий Коловрат. О его подвиге со многими подробностями рассказывает «Повесть о разорении Рязани Батыем».

    Евпатий Коловрат был в Чернигове, когда узнал о нашествии Батыя и разорении рязанской земли. Он собрал оставшихся в живых 1700 воинов, погнался за Батыевым войском. Догнал его на земле Суздальской и начал сечь без жалости. «И бил их так нещадно, что и мечи притупились, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали…» Батый направил против Евпатия Коловрата лучших своих воинов, приказал им взять русского богатыря живым или мертвым. Ордынцам удалось заманить в засаду дружину Евлатия Коловрата, убить его, тело принести в ставку к хану.

    Батый, сообщает летописец, удивился храбрости и мужеству Коловрата и его малочисленной дружины. Велел отпустить пленных русских воинов, ничем им не вредить, а Евпатия Коловрата похоронили с честью, как подобает прославленному герою.

    Устремившиеся вперед орды Батыя все же в январе 1238 года были остановлены под Коломной. Здесь их встретил с объединившимися русскими дружинами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович. Суздальская и Тверская летописи сообщали: «бысть сеча велика», «бишася крепко». В битве приняли участие главные силы Орды, со стороны русских - рязанские, пронские, московские, новгородские, владимирские полки и дружины. Это было первое крупное сражение русских князей, осознавших, наконец, масштабы угрозы, нависшей над Русью, с ордынским войском.

    Только получив подкрепление и обеспечив численное превосходство, Батый сумел добиться победы. Погибло почти все русское войско, лишь немногие сумели прорваться и уйти во Владимир.

    4 февраля 1238 г. ордынцы подошли к Владимиру. На предложение сдаться защитники Владимира ответили решительным отказом. Сын великого князя Всеволод решил вступить в переговоры с Батыем, откупиться большими дарами, «разжалобить» его юностью своею. Но Батый, сообщает летопись, «яко свирепый зверь, не пощадил юности, велел перед собою его зарезать». Непрерывный штурм города продолжался семь дней, здесь впервые на Руси татаро-монголы применили катапульты, метательные и штурмовые орудия. 7 февраля они начали последний натиск и штурм. Княжеская семья, знатные горожане, служители церкви, молодые женщины и дети закрылись в соборе. Но разрушив последний оплот защитников, ордынцы зажгли церковь, она сгорела вместе с людьми.

    Оставив разоренный и опустошенный Владимир, захватчики подошли 4 марта 1238 года к реке Сити, открывающей путь к Новгороду. «И встретились обе стороны, и была сеча злая, кровь лилась как вода, долгое время не хотели друг другу уступить». Но перевес сил с самого начала был на стороне ордынцев, они сумели разбить рать Юрия и «посекли людей, как траву». Был убит и великий князь Юрий Всеволодович вместе с сыновьями. Попытка остановить нашествие татаро-монголов совместными усилиями русских земель вновь провалилась. Северо-Восточная Русь, ослабленная междоусобицами, а теперь и страшными военными поражениями, осталась без защитников. Были захвачены и разорены Дмитров, Переяславль- Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Галич Костромской и другие опорные пункты Северо-Восточной Руси. Бои под Переяславлем-Залесским продолжались пять дней, и взяли его ордынцы только большими силами. Немалый урон понесли татаро-монголы при взятии Твери и двухнедельном штурме Торжка.

    В конце марта – начале апреля 1238 года полчища ордынцев подошли к Козельску. Почти два месяца город оказывал отчаянное сопротивление, удивлял Батыя и его воинов стойкостью. Непокорный Козельск татаро-монголы назвали «злым городом». После его взятия Батый жестоко отомстил всем жителям, убил всех, «не пощадил ни молодых, ни сосущих молоко младенцев». О князе Василии, возглавившем оборону, неизвестно ничего. Иные говорят, что он утонул в крови, так как был очень молод.

    Ослабленные упорным сопротивлением русских городов, особенно Козельска, татаро-монголы не решились идти в Новгородско-Псковскую землю – последний оплот русской национальной независимости.

    По мнению Карамзина, если бы орды пошли дальше, им бы не избежать гибели под стенами Новгорода, подготовленного к длительной и надежной обороне.

    С лета 1238 года до осени 1240-го происходит остановка в движении татаро-монголов. Это время ушло на восполнение потерь, отдых, а потом на усмирение тыла. Ордынцы развязали настоящую истребительную войну против племен и народов причерноморских степей – половцев, аланов, черкесов и др. В 1239 году они подчинили себе Переяславское (г. Хмельницк) и Черниговское княжества, взяли и сожгли Муром. Крупной военной акцией 1240 года было вторжение в Крым. Сюда, «к берегу моря», бежали остатки половцев, следом за ними ворвались ордынцы. Весной 1240 г. они завоевали Каспийское побережье, Северный Кавказ, а осенью огромная орда Батыя, Субудая и Бурундая осадила Киев.

    Горожане оборонялись 93 дня, защищалась каждая улица, храм, дом, холм. Это было одно из самых великих оборонительных сражений в мировой истории средневековья. «Взявши Киев 6 декабря, татары и святую Софию разграбили, монастыри все, взяли иконы и кресты и узорочье церковное, а людей от мала до велика всех убили мечом».

    В начале 1241 года под ударами татаро-монголов пали Владимир-Волынское и Галицкое княжества. Из всех древнерусских княжеств только Смоленское, Пинское, Витебское, Полоцкое и большая часть Новгородской республики не испытали чужеземного нашествия, все остальные территории и земли были захвачены и опустошены татаро-монголами. В огне пожарищ, от меча и всевозможных издевательств погибло население более 10 муромо-рязанских городов, более 20 владимиро-суздальских, около 50 черниговских, 26 киевских, 14 переяславских, 18 галицких, 32 волынских и др. Такого тяжелого урона не испытал ни один народ, ни одно государство. Арабский историк Ибн ал-Асира, современник событий, писал по этому поводу: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до скончания веков и до Страшного суда».

    После разгрома Руси полчища Батыя двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, Балканские страны. Завоеватели дошли до Адриатического моря. Но в 1242 году в Чехии и Венгрии они потерпели поражение. Батый не смог сломить сопротивление европейцев и повернул свои войска обратно, на восток. А.С. Пушкин писал, что Россия ценой своей гибели спасла просвещенную Европу. «Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы».

    Вернувшись в 1242 году из западного похода, Батый в низовьях Волги основал город Сарай и провозгласил его столицей государства Золотая Орда (по аналогии с Золотым городом Чингисхана). Новое государство включало завоеванные территории от Дуная до Иртыша, в него входили Крым, Кавказ и Средняя Азия. Однако русские княжества не вошли непосредственно в состав Золотой Орды.

    В 1243 году хан Батый вызвал к себе Ярослава Всеволодовича и вручил ему ярлык на Великое княжение во Владимире. Это был акт официального признания Русью своей зависимости от Орды.

    В чем же выражалось господство монголо-татар на Руси, что из себя представлял их новый порядок?

    Прежде всего следует сказать о политической зависимости. Русь не стала «ордынским улусом», сохранила формально свою самостоятельность, собственное управление, не было насилия над религией. На территории русских княжеств фактически не было ордынской администрации.

    Но зато было неограниченное право судить и брать, то есть, насилие приобретало иной характер. Иначе говоря, складывались такие отношения, при которых ордынцы не меняли ничего из своего привычного уклада жизни, как были, так и оставались воинственными мародерами; русским же людям отводилась роль данников, захватчики паразитировали на их жизни и труде.

    В русские города были посланы ханские наместники, которые опирались на вооруженные отряды и заставляли население проявлять покорность и вовремя платить дань. По-монгольски такие наместники назывались даругачи, по-тюркски – баскаки. Это был разветвленный административный аппарат, который не соблюдал никаких юридических норм, установленных на Руси, действовал независимо от княжеской власти. Сами князья, хотя и сохраняли права наследования своих уделов, оставались пленниками монголов, были обязаны приезжать в Орду, чтобы получить ярлык – особую грамоту на свои владения. При этом князья подвергались унизительным процедурам поклонения своим властелинам.

    Папский посол Плано Карпини писал по этому поводу: «Они посылают также за государями земель, чтобы те явились к ним без промедления, а когда они приедут, то не получают никакого должного почета, а считаются, наряду с другими, презренными личностями. Для некоторых также они находят случай, чтобы их убить… иным же позволяют вернуться, чтобы привлечь других, некоторых они губят также напитком или ядом».

    Все конфликты и споры разбирались не по русским законам, а по велению хана. Традиционно хан решал в пользу того, кто больше давал подарков. Первые 100 лет господства захватчиков любой суд между князьями заканчивался либо смертью одного из них, либо отнятием родового владения. Отправляясь на ханский суд, князь обязательно оставлял духовное завещание. Управление Русью, как и другими завоеванными землями, осуществлялось на основе указаний Чингисхана, собранных в книге «Тунджиш» (книга запретов). Уложение по соблюдению порядка (церемоний) управления составил ученый китаец Елюй Чуцай.

    Многочисленные достоверные документальные источники свидетельствуют, что русский народ никогда не прекращал своих попыток освободиться от тяжелого бремени ига. Но борьба в зависимости от конкретных условий, возможностей, лидеров приобретала различные формы - то мирные, то военные. Великий князь Владимирский Андрей Ярославич, человек гордый и отважный, заявлял, что «лучше бежать в чужую страну, чем дружить и служить татарам». За время его правления (1249 - 1252) не было поездок русских князей в Орду, ни даров, ни дани завоевателям. Он даже заключил военный союз (подкрепленный браком между детьми) с Даниилом Галицким, пытался организовать совместный отпор ордынцам. Но татаро-монголы бдительно следили за поведением непокорных князей, своевременно предупреждая их попытки организоваться и ослабить иго. В 1252 году татарская конница разгромила княжескую дружину Андрея Ярославича, а в 1254 и 1258 годах нанесла поражение Даниилу Галицкому, подавила попытки Курска, Вологды, Рязани, Мурома, Твери, Суздаля и других русских городов освободиться от власти татаро-монголов. В 1264 году (по другим сведениям в 1272) костромичи одержали победу над ордынским отрядом, прибывшим для сбора дани. Сражение было у Святого озера под костромским селом Некрасово и закончилось полным разгромом ордынцев. Эта победа позволила Костроме до 1276 года стать столицей Владимирского княжества и объединительным центром Северо-Восточной Руси.

    Пять нападений золотоордынцев (1252, 1258, 1281, 1282, 1293) носили характер настоящих нашествий. В.В. Каргалов подсчитал, что «Владимирские и Суздальские земли опустошались за это время пять раз, четыре раза громили татары новгородские волости, семь раз – княжества на южной окраине (Курск, Рязань, Муром), два раза – Тверскую землю; Переяславль-Залесский разрушали четыре раза, Муром – три раза, Суздаль – три раза, Рязань – три раза, Владимир – дважды сжигали, а трижды опустошали его окрестности». Как справедливо отмечал видный исследователь этого периода Базилевич, «целью нападения был не простой захват добычи и пленных, а более серьезные - политические стремления».

    Русская земля, разграбленная, опустошенная, не была в состоянии добиться перевеса сил, противостоять Орде в военном и экономическом отношении. Поэтому вполне оправданно обозначился курс на мирное сожительство с Ордой. Первым русским князем, выступившим за налаживание мирных отношений, стал Александр Ярославич Невский. Первую свою крупную победу 20 – летний князь одержал летом 1240 года, уничтожив с небольшой дружиной шведскую рать на Неве. В 1241 году он разрушает опорный пункт немцев – крепость Копорье, позднее, в 1242 году освобождает Псков, а затем в 1242 потопил тевтонских рыцарей в Чудском озере. В этом же году, а затем вторично - в 1245-м наносит еще одно крупное поражение шведам. И вот этот грозный воин, слава и гордость земли русской, вдруг избирает покорность и миролюбие по отношению к рати Батыя, которая вторгается в пределы его родной земли.

    В 1252 году он прибыл в Ханскую ставку Каракорум и получил ярлык на Новгородское и Киевское княжества. Традиционное объяснение этого факта – князь не пошел на конфликт с Ордой, так как понимал, что не хватит сил для долгой изнурительной борьбы. Но это не объясняет всех мотивов, поступков русского полководца. Александру Невскому, как показывают документы и летописные свидетельства, ордынцы казались меньшим злом, чем захватчики с Запада – немцы, литовцы, шведы, датчане и др. На русскую территорию претендовали католики-крестоносцы, а Ватикан, по существу, благословлял ливонских и тевтонских рыцарей в поход на Русь. Если ордынцы гарантировали территориальную целостность Руси, то западные захватчики стремились вообще ликвидировать ее как государственное объединение и утвердить свою власть. Внешняя агрессия с запада дополнялась религиозной экспансией, распространением католичества на русское население, желанием добиться полного подчинения его воли Ватикану. Вот почему в жестоком противоборстве с Западом и Ордой великий князь Александр Невский склонился к миру и союзу с Ордой. Но в то же время в поведении Невского был свой долговременный расчет: внести спокойствие и мир на русскую землю, объединить ее, восполнить потери - и тогда навсегда освободиться от зависимости, от ига Орды. Но, к сожалению, надежды Александра Невского не оправдались. В ноябре 1263 года он после длительного пребывания в Орде внезапно заболел и умер в дороге у Нижнего Новгорода. Есть все основания полагать, что Александр Невский был отравлен: ордынцы боялись, что он со временем возглавит борьбу русского народа. «Зашло солнце земли Суздальской», - сказал на его отпевании митрополит Кирилл.

    После смерти Александра Невского вновь усилились междоусобицы среди русских князей, разгорелась борьба за владимирский стол. При этом князья не гнушались приводить из Орды татарские отряды, которые огнем и мечом проходили по русским городам и селам, вновь разрушая все созданное и возрожденное из руин. Согласно подсчетам В.О. Ключевского, за 234 года ордынского ига произошло 90 крупных внутренних конфликтов, феодальных войн.

    Однако эпизодические выступления русских князей против ордынских завоевателей, отдельные частные успехи не могли ослабить Орду. Для свержения ига нужна была объединенная общерусская борьба, более мощные силы возрожденного русского государства. На эту организующую роль выступила Москва. Именно решающий шаг, сделанный Москвой в этом направлении, решил судьбу Орды, обозначил новую расстановку политических сил в Европе и мире. Но полное освобождение еще оставалось делом другого времени.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта