История Ч. 1. История Ч. Учебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв.
Скачать 1 Mb.
|
КИЕВСКАЯ РУСЬ В X-XI ВЕКАХ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означало, что ему были свойственны признаки феодального общества, которые находились еще в стадии формирования: феодальное землевладение только возникало, основная масса населения была еще свободна. Однако постепенно новые процессы, характерные для феодального общества, набирали силу и побеждали. Формируется боярское землевладение, свободные крестьяне-общинники (смерды) все более попадают в зависимость к феодалам. Общинные землевладения захватываются князьями и боярами, дарятся, раздаются, а вместе с ними и работающие на этих землях крестьяне. К Х веку раннефеодальное государство Киевская Русь уже сформировалось как территориально, так и политически. Границы нового государства существовали скорее теоретически, чем практически, т.к. эти границы на местности никто не проводил, да и не охранял; в лучшем случае выставляли опорные сторожевые пункты. Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье было не только системой сбора дани – налога, но и способом управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 году произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством киевского князя Игоря и его приближенных – старшей дружины. Из летописных источников известно о том, что за князя отомстила вдова – властная и мудрая правительница Ольга (945-962). Из «Повести временных лет» Нестора мы также узнаем, что у древлян была своя столица Искоростень, свой князь – Мал, а у него – «мужи, иже держаху Деревску землю». Таким образом, в древнерусском государстве с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми князья должны были считаться и считались. Поэтому и известные договоры с греками в Х веке заключались Олегом и Игорем (907, 911, 944) от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древлян, провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – уставы и уроки и создала систему административных центров – погостов, т.е. мест, где останавливались князья и «княжеские мужи» для сбора дани и административно-судебного управления. Собрав дань, князья возвращались в Киев. Летом собранная дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась по Днепру – по знаменитому торговому пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи – Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли русских купцов в империи. Новый этап развития древнерусского государства пришелся на правление в Киеве великих князей Владимира Святославовича Святого (980-1015) и его сына Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) - эпоху, когда Киевская Русь переживала наивысший подъем. При Владимире впервые начинается чеканка своей монеты (златники и серебреники). Ярославом Мудрым, княжившим в Новгороде, до завоевания им Киева создается древнейшая часть «Русской правды» - первого письменного свода законов. На рубеже X - XI веков Владимир постепенно ликвидировал племенные княжения. Стали появляться новые «княжеские грады» - Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань и др. Туда князь стал сажать по волостям своих детей в качестве наместников. Так, первоначально своего сына Ярослава Мудрого Владимир отправляет в Ростов, и здесь на северо-восточной окраине Руси Ярослав основал город Ярославль. Увидев в нем способного организатора и талантливого политика, отец перемещает его в Новгород. Сложившийся на Руси тип государства часто называют раннефеодальной монархией. Но при этом следует иметь в виду, что Русь Х - начала XII века была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы – Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От государств Западной Европы эти страны отличались, прежде всего, отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьян-общинников корпорацией дружинной знати во главе с князем. Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. С ней князья и конунги отправлялись в полюдье. Княжеские старшие дружинники – бояре и младшие – гридни («отроки», «детки») исполняли судебные функции, получая плату за счет дани, пошлин и добычи в военных походах; население было обязано кормить их во время исполнения ими служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В X - XII веках боярином мог стать и умелый воин, и «попов внук», и даже выходец из смердов, т.е. простых свободных общинников. В новых городах и крепостях князь оставлял свои гарнизоны с наместниками; сюда стекалась дань, одна треть которой шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Окрестное население было обязано не только платить дань, но и выполнять определенные служебные повинности – сторожить крепости, поставлять в них продовольствие, пасти княжеские табуны, ловить рыбу на княжеский стол и т.д. Поэтому в литературе можно встретить характеристику такого типа государства как военно-феодального, или дружинного, а отношения власти и подданных – как служебную организацию общества. При этом власть еще не окончательно «оторвалась от народа». Одним из обычаев на Руси был пир князя. В эпоху становления государственности на Руси такие застолья являлись своеобразным общественным институтом – совещанием князя с его дружиной и «множеством» народа, где обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подданных земель, приема послов и заключения договоров с той или иной стороной, отправки в эти страны людей «на службу дальнюю». В торжественной обстановке князь не только восхвалял подвиги своих храбрых дружинников, но и творил «праведный суд», наделял обездоленных т.е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения. Важным институтом древнерусской государственности являлось вече, которое играло важную политическую роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав, к сожалению, точно определить нельзя. При этом вече не подменяло княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянную и организованную структуру государственной и правительственной деятельности. Сама же территория Руси рассматривалась как коллективная собственность правящего великодержавного рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что с конца X века киевские князья Святослав (957-972), Владимир и Ярослав Мудрый выделяли города своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на волости, на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные, «молодшие», князья перемещались, занимая все боле важные и богатые княжения – волости. Верховным правителем на Руси являлся тот, кто был старшим в роде и соответственно занимал престол в Киеве. После смерти отца среди сыновей зачастую разгорался спор, а то и борьба за владение киевским «столом», как это было в 972 и 1015-1019 годах да и позднее. После смерти Ярослава Мудрого его наследники – старшие Ярославичи (Изяслав, Святослав и Всеволод) жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 году на р. Альте между братьями разгорелась борьба за Киев. На нескольких княжеских съездах они пытались договориться о принципах разделения «столов», но каждый раз потомки Ярослава Мудрого возобновляли усобицу за новый передел княжений. В итоге договориться удалось только в 1097 году на съезде в Любече, когда внуки Ярослава – Святополк Изяславович, Владимир Мономах, Василько Ростиславович, Давид и Олег Святославовичи установили новый принцип организации власти: «Каждый да держит отчину свою»: отныне княжества отцов – «отчины» должны были передаваться детям – наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены триумвирата старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава – Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию горожан в Киеве. Жители города призвали на киевский престол Владимира Мономаха (1113 - 1125), прославившегося своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов – так называемой пространной редакции «Русской правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси, происшедшие в начале XII века. Своим авторитетом и смелой политикой этот князь сумел сохранить мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими волостями как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новогород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Мономаха Мстислав (1125-1132). По его указу подвластные князья совершали успешный поход на Полоцк, а княжившие там Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII века русские земли окончательно утрачивают свое политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства. Крещение Руси и его историческое значение. Княжение Владимира Святого было связано не только с расширением границ, но и с серьезными реформами. Владимир устанавливает вместо уроков полюдье, т.е. дань собирается с конкретного человека; определяет единицу обложения – дым, рало (плуг); наряду с натуральным сбором дани разрешает отдавать часть ее деньгами; вводит торговые пошлины; наряду с воинской повинностью вводит и трудовую - для построек и ремонта крепостных стен. При Владимире четко определяется и служебная иерархия: на вершине находился Великий князь земли русской, т.е. киевский князь, затем идут светлые великие князья и его бояре, которые выступали правителями земель (волостей); местные князья, у которых была своя вотчина. Крестьяне были разделены на крестьян-общинников (собственность феодала) и смердов (свободные государственные крестьяне), хотя и те и другие жили общинами. Крещение Руси в 988 году князем Владимиром внесло существенное изменение в уклад жизни Киевского государства. Оно соответствующим образом отразилось на социальной структуре и организации власти на киевском престоле. Христианство на Руси было принято в его восточном (православном) варианте, что стало еще одной важной реформой князя Владимира Святославовича, получившего прозвище Красное солнышко. Сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX - X векам, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинники, а в столице в середине Х века уже существовала церковь св. Ильи Пророка. В то же время следует отметить, что на Руси первоначально существовали различные направления христианского вероучения: такие слова, как «крест», «алтарь», «церковь», имеют западное происхождение. Здесь важен и тот факт, что Византийская православная церковь не употребляла колоколов и не знала десятины. Распространению христианства на Руси способствовало и расширение международных связей Киева. Религиозная реформа, осуществленная Владимиром, являлась закономерным шагом. В IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в Х веке – Польша, Дания и Венгрия, в XI - Норвегия и Швеция, что в целом завершило процесс формирования европейской цивилизации. Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства – православия был обусловлен как давними связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви, ее зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило русской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси. Император Византии Василий II в 987 году вынужден был обратиться к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Князь обязался послать на помощь войска и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру императора Анну. После разгрома мятежника Фоки (с помощью 6-тысячного русского войска) Василий II не спешил с исполнением взятого на себя обязательства. Владимир не стал долго ждать, вторгся в византийские владения в Крыму и захватил Херсонес. Это заставило Константинополь поспешить с бракосочетанием Владимира и Анны и восстановить мирные отношения с Русью. О дате и обстоятельствах этих событий у историков, к сожалению, нет единого взгляда, это обусловлено трудностью анализа иностранных источников с различной системой летосчисления. Но когда бы ни произошло крещение Владимира и его подданных (в 988 году или позднее), этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт – православная церковь. В отличие от светской власти церковь до наших дней сохранила единую систему управления: Патриарху подчинены территориальные (областные) епархии во главе с архиепископами, на местах – приходы с приходскими храмами и штатом священнослужителей и монастыри. Церковь, будучи более зрелой и организованной структурой, взяла на себя в древнерусском государстве часть его функций. В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с «Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного права – «Номоканон», или «Кормчая книга». В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. В храмах оглашались указы, хранились документы, эталоны мер и весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности, выступалои в качестве школьных учителей. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в IX-X веках за счет десятины – отчислений от княжеских доходов, от бояр, служилых людей и купцов, а также от крестьян десятой части дохода; церковь стала серьезным и богатым институтом. А когда храмам и монастырям стали жертвовать целые села с крестьянами, церковь становится и крупным землевладельцем. Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. «…Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, в пожаре и в потоке; пленным искупление, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы»,– так характеризует эти обязанности памятник XIII века «Правило о церковных людях». В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богадельни: в «церковном доме» могли найти убежище незамужняя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники, а также юродивые. Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала контроль за поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для государственного вмешательства сфере семейного быта. Священники уговаривали господ «миловать… челядь» и терпеливо приучали к исполнению христианских заповедей своих прихожан. Особенно много труда и терпения требовали от священнослужителей высокопоставленные чины, которые без «стыда и срама» имели по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания, с буйными плясками, «гудением и плесканием», не признавали постов, устраивали языческие игрища и творили насилие прямо в храме. Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников «молвити своя грехи» духовному отцу – «белому» или «черному» священнику, призванному контролировать повседневную жизнь прихожан. Надо было добиться стыда и раскаяния, и привычки осознавать свои прегрешения - не отпугивая при этом кающихся строгостью наказания на том свете. По грехам и праведным делам каждого после исповеди назначалась епитимья, а при огласке какого-либо бытового грехопадения виновники представали перед закрытым епископским судом. Церковь активно участвовала и в территориальном распространении православного вероисповедания. С расширением границ княжеских владений расширялась и христианская вера: строились новые храмы, основывались епископские кафедры. В свою очередь князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким как мощи князей Бориса и Глеба. В период феодальной раздробленности Руси епископы вмешивались в политическую борьбу, поддерживая своих князей в этой братоубийственной войне. Так, владимирское духовенство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Богородицы перенесением на север почитаемой иконы Богоматери (будущей Владимирской) [Богоматери] и введением санкционированного Константинополем праздника Покрова. Однако у князей с митрополитами случались и конфликты. Монастыри и епископат с конца XI века начинают получать земельные владения вместе с работниками. Одним из первых таких землевладельцев в конце XI века стал Киево-Печерский монастырь. При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить существующий общественный строй. Внедрять силой никакую идею нельзя, и если эти идеи были бы угодны узкой правящей прослойке, но чужды подавляющему большинству населения, то они были бы обречены на провал. Утверждение новой религии - это и переворот в мировоззрении людей: которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей. Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе: это был длительный и сложный процесс. Наиболее заметен он был в городах, где население было меньше связано патриархальными традициями и где шло активное строительство храмов. Достаточно отметить, что если во второй половине XI века на Руси было построено всего 18 церквей, то во второй половине XII века – уже 112. Однако в то же время, например, в Суздале прямо за городским валом по-прежнему насыпались курганы и усопшие отправлялись в последний путь и с крестиком на груди, и с погребальным инвентарем, как это полагается в языческих обычаях. В X-XII веках это явление было не единичным, смешение языческих и христианских верований наблюдалось как в городах, так и в сельской местности, что, в общем-то, было характерно и для других европейских государств, где основы христианского вероучения сопровождались его фольклоризацией и смешением с мифами и легендами прошлого. Сочетание церковной культуры и культуры повседневной жизни выражалось в двуязычии: в храме звучал церковнославянский язык, а в миру разговорный древнерусский. Теперь каждый человек имел два имени - крещальное и языческое, иногда прозвище («Толстой», «Шепелявый» и т.д.) сопровождало его всю жизнь. По имеющимся источникам официально фамилии тех или иных лиц, в первую очередь знати, на Руси появились в XV веке, а у крестьян в XIX веке. Сакральному пространству храма и красному углу в крестьянской избе с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог, овин и баня (в ней проживали домашние «темные силы», там полагалось снимать крест, и совершать гадания). Вместе с молитвами в течение многих столетий в употреблении оставались заговоры на все случаи жизни. Духовенство, понимая менталитет, духовный мир прихожан, осторожно и постепенно соединяло языческие ритуалы и рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческий праздник Русалки и Рождество Иоанна Предтечи. Христианские святыни, подобно языческим богам, принимали многие функции защиты от злых духов, а также помощи в повседневных житейских проблемах. Святые Флор и Лавр охраняли лошадей, св. Терентий – кур, св. Николай-угодник был покровителем всех путешествующих, св. Антип помогал больным и т.д. Многие языческие традиции почитали не только простолюдины, но и великие и светлые князья. Первый русский митрополит Илларион, прославляя князя Владимира, подчеркивал, что тот является продолжателем славных дел великих князей Игоря и Святослава – отца князя Владимира, хотя те были язычниками. Русские князья так же, как и их подданные, в X-XII веках носили двойные имена, совершали языческие воинские обряды («постриги»), на княжеских дворах устраивали веселые пиршества с играми, на которых исполнялись ритуальные языческие танцы. Запечатленные в ювелирных произведениях киевских мастеров, на женских браслетах XII века, языческие образы и сюжеты органически вписывались и в мир «высокой» культуры: мифологические животные и птицы, грифоны, львы, «древо жизни» присутствуют в росписи Софийского собора в Киеве, в декоре белокаменных Владимирских соборов XII века. Таким образом, крещение Руси, несомненно, изменило взгляды и понятия о мире у большинства населения страны в целом, однако сохранившиеся традиции и обычаи языческой культуры естественно вписывались в мировоззрение людей той эпохи и сохранялись также и на последующие столетия. |