Главная страница

История Ч. 1. История Ч. Учебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв.


Скачать 1 Mb.
НазваниеУчебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв.
АнкорИстория Ч. 1.doc
Дата01.02.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория Ч. 1.doc
ТипУчебное пособие
#1565
страница3 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ИЗНАЧАЛЬНАЯ РУСЬ.

ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ.

ЛЕТОПИСЬ ОБ ИСТОРИИ СЛАВЯН И ОБРАЗОВАНИИ

РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Кто мы? Откуда мы? Какими корнями связана родословная нашего народа с историей мировой цивилизации? На эти вечные вопросы пыталось ответить не одно поколение историков, философов, археологов и других ученых. Проходят столетия, но путь к истине не становится короче. Это объясняется противоречивостью сведений, неточностью фактов, которыми располагает наука, и, конечно, трудной и драматической судьбой древнерусского народа и его государства. Повествования о событиях ХI-XII веков составлены лишь в ХIII-XVIII веках, от ХI века не уцелело ни одного пергаментного акта, от ХII века до нас дошли только два источника. Как отмечал Н.М. Карамзин, в них нет разницы «между легендарным и достоверным», «историческое предание до предела насыщено фантастическим».

Сегодня насчитывается более 60 теорий, выясняющих и объясняющих родовые корни нашего народа: славянская, норманнская, тюркская, арийская, скифская и т.д. Обилие теорий лишь подчеркивает научную остроту данной проблемы, а также стремление с помощью современных технологий и естественно-математических методов раздвинуть рамки исторического познания и создать правдивую историю нашего народа и государства.

Археологические, этнографические находки, топонимика, культурные памятники позволяют безошибочно доказать, что далекими предками русского народа были славяне – праславяне. Во II тысячелетии до н.э. славяне, как считает большинство историков, вышли из индоевропейской общности народов и образовали самостоятельную этнографическую группу. Они занимали почти всю Центральную Европу – от Днепра, Дуная на востоке, до Одера и Эльбы на западе. Южная граница их расселения проходила по северному склону Карпат, а северная по реке Припяти.

Вопрос о появлении славянских племен на территории Восточной Европы остается спорным в исторической науке. Предположительно это произошло не ранее I тысячелетия до н.э., так как в имеющихся хрониках и исторических записках более древнего периода нет упоминания о славянах. Только в начале I тысячелетия до н.э. появляются первые письменные свидетельства о проживании славян в Восточной Европе. Так, знаменитый греческий ученый, «отец истории» Геродот при посещении в V в. до н.э. колонии Ольвия изучил и описал жизнь и быт скифов-кочевников (скотоводов) и скифов-пахарей (земледельцев).

Скифы - пахари жили в среднем течении Днепра; хотя они сохранили дикие нравы своих предков, но были миролюбивыми, сеяли хлеб, торговали, строили жилища; переняли у греков ремесла, предметы роскоши, научились у них изобразительному искусству. Но оставшись язычниками, обожали свободу больше, чем золото; смело сражались, не боялись никаких врагов. Их, признавали древние авторы, нельзя покорить или победить. Ряд историков, в том числе и Н.М. Карамзин, увидели в скифах далеких предков славян. Поэт Александр Блок также заявил об этом в своей поэме «Скифы»:

Да, скифы мы,

Да, азиаты мы,

С раскосыми и жадными очами.

Но поэтическое воображение Александра Блока не было подтверждено наукой. Как показали археологические исследования, скифы не азиаты, а европейцы, их этническая принадлежность не установлена, а следовательно, нет оснований считать славян потомками «азиатов».

Более поздние свидетельства византийских, арабских, римских, готских авторов опираются на конкретные факты и реальные события. Несмотря на отдельные различия в наименовании древних славян, речь повсюду идет об одном и том же народе. Римский историк Тацит (ок.58 – ок.117) называет славян венетами. Они живут, пишет он, среди скифских и сарматских племен где-то на Висле. Это не кочевой народ, а земледельцы. Живут венеты оседло, главное их богатство не в стадах, а в земле. Византийский историк Прокопий из Кесарии, секретарь полководца Велизария императора Юстиниана, в своей книге «Война с готами» называет славянские племена склавинами (527-565 ).

Они очень высокого роста, огромной силы. Цвет кожи у них не очень белый, или золотистый. Это не плохие люди. Живут свободными, в «народоправстве». Они выносливы: легко переносят жару, холод, дождь, недостаток в пище. Смело сражаются со своими врагами. Император Византии Маврикий (582-602) в сочинении «Стратегикон» - наставление для ведения войны с антами» повествует о военном искусстве славян. Анты искусно скрываются от врагов, в воде дышат через камыш, опытны, коварны, выносливы, решительны, мужественны. Но проявляют радушие к иноземцам, их нельзя склонить к рабству или подчинить своей воле. Историк священник Иордан в книге «Гетика» (551) называет славян венетами. Но имена, в зависимости от места расположения, разные – анты, венеты, склавены. Они многочисленны, отличаются воинственностью, занимают большую территорию от Днепра, Днестра до Вислы. Они коренные жители Европы.

На основании древних источников ученым удалось определить места расселения славян. Между Дунаем и Днестром проживали племена склавинов и словен, в Поднепровье – антов, в бассейнах рек Вислы и Одера – венетов. Это дало повод историкам В.О. Ключевскому и С.Ф. Платонову считать прародиной славян Карпаты. Балканский полуостров, по их мнению - это общеродовое гнездо славян; они, несмотря на имеющиеся различия, составляют единую этническую общность. У них единый язык, одинаковые верования, общая культура, схожий внешний облик и образ жизни. Большинство авторов говорит о древних, библейских корнях славянских племен. Европейская хроника «Иосиппон» включает славян в число 72 народов, ведущих свое происхождение от рода Иафета, сына Ноя; спасшего свою семью от всемирного потопа.

Что же заставило славян покинуть свое родовое гнездо, расселиться по всей территории Европы?

В IV-VII веках на Европу обрушились многочисленные полчища воинственных монгольских кочевников гуннов, в VI-VII веках на смену им пришли племена аваров (обры). Под ударами завоевателей славяне были вынуждены отступить, уйти из родных мест. Для них, как и для других народов, началась эпоха далеких походов и миграций, она получила название «великого переселения народов». В этот период происходит распад родоплеменных отношений у славян, он совпал с окончательным распадом единой славянской общности. Часть славян заселила Дунайские провинции Византии, река Дунай стала границей славянского и «чужого» мира. Именно этот процесс освоения новых земель получил отражение в византийских хрониках, славяне «вошли в историю». Так образовалась южная группа славян. Другая группа ушла на запад – на Вислу, Эльбу и Одер. Так сложилась западная группа славян. Самая многочисленная группа славян переселилась на восток, пришла на Днепр, достигла озера Ильмень и верхнего течения Оки. Так образовалась восточная ветвь славян.

Примерно с VIII века нашей эры, по мнению историка В.О. Ключевского, идет заселение славянами территории нашей страны. Единственным историческим источником, раскрывающим этот сложный процесс, является летопись монаха (инока) Киево-Печерского монастыря Нестора «Повесть временных лет». Эта «Повесть» составлена по образцу византийских хроник и охватывает события за 250 лет, от IX до XII века. Автор пытается дать ответ на вопрос: «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить». Он возвращается к библейским временам, когда после всемирного потопа Ной разделил землю между своими сыновьями, когда славяне расселились по Европе, а затем «разошлись по земле». Особое внимание в «Повести» уделяется истории восточных славян, их жизни в пределах территории нашей страны, посещению и крещению их апостолом Андреем Первозванным. Те славяне, что сели по Днепру, сообщает летописец, назвались полянами, другие, поселившись в лесах, - древлянами, между Припятью и Двиною – дреговичами, по реке Полоте – полочанами. Бассейн Днестра освоили уличи и тиверцы. На берегах рек Сулы, Сейма, Десны и Северского Донца остановились северяне, в верховьях Волги, Днепра, Двины – кривичи. Два брата, племенные вожди Радим и Вятко, передали свои имена своим народам – радимичам и вятичам, которые расположились на берегах рек Сож и Ока. Только племена, расположившиеся около озера Ильмень сохранили свое родовое имя и назывались словенами. Они построили город и назвали его Новгородом. Всего к VIII веку на территории, занятой славянами, было образовано 14 племенных союзов. Безусловно, расселение и устройство славян не проходило произвольно и стихийно, а во-первых, определялось географическими и климатическими условиями. Их жизнь налаживалась и развивалась по речным системам Днепра, Волги, Западной Двины, Волхова, Оки, озера Ильмень, что позволило им установить контроль над важными торговыми путями – из Финского залива через Днепр к Черному морю, к грекам – в Византию, по Волге - в земли волжских булгар и хазарское царство, на Каспийское море. Славяне осваивали также лесные, равнинные и лесостепные пространства, строили здесь свои города и крепостные укрепления. Реки мешали им плотно заселиться, леса и болота затрудняли хозяйственную деятельность. У соседей, чуждых по происхождению и низших по развитию, было нечего заимствовать и нечему учиться - наоборот, приходилось постоянно бороться с ними, отстаивать свое право на занятую территорию и образ жизни. «Этими первичными условиями жизни, - отмечает В.О. Ключевский, - определялась сравнительная медленность развития и сравнительная простота их (славян. – Б.Г.) общественного состава».

Северная группа восточных славян - древляне, радимичи, кривичи, по свидетельству летописца, сильно отставала в развитии: «живяху в лесе, яко же и всякий зверь». Он их называет «невегласами», то есть людьми не общительными, замкнутыми, дикими. Другая же группа славян – поляне, северяне, уличи, волыняне; они проявляли себя «мудрыми и смысленными», имели свои обычаи, соблюдали принятые законы, хранили предания и поклонялись своим богам.

Другой важной особенностью обустройства славян было то, что они пришли не на свободные земли; им пришлось заселять и осваивать территории, на которых «с незапамятных времен» жили угро-финские племена: весь, ливы, жмудь, корела, меря, чудь, мордва, мурома, черемисы, вотяки, зыряне и т.д. Следы их древнего пребывания остались до сих пор в названиях рек, городов и других поселений, угодий и т.д. По мнению этнографов, названия городов Нея и Шарья угорского происхождения (я – «река»). Название города Нерехта переводится как «место меря» (меря хта ). В Парфеньевском районе протекает река Вохтома, что в переводе с финского означает «медвежья река» (охто «медведь»). В Поназыревском районе есть речка Шортюг. На языке меря «шорды», «шор» - «лосиная река». В Кологривским районе есть поселение Урма, что на языке меря означает «белка». В Нейском районе есть деревня Занигирь и река Ингирь – это названия марийские, они переводятся как «река» (энгер – река).

Рядом со славянами жили и другие народы, тоже находившиеся на разном уровне развития. В низовьях Волги, в устье Камы - волжские булгары, предки нынешних чувашей и волжских татар. Бассейны рек Немана, Западной Двины занимали литовские племена – литва, ятвяги, жмудь, пруссы. Между Волгой и Кавказом располагался Хазарский каганат; южнее, в степях, находились кочевые тюркские племена – печенеги и половцы, на западе соседями славян были и варяги. Они жили «за морем» и приходили к славянам торговать и наниматься на службу, нередко их боевые дружины искали добычу, грабили и разоряли поселения славян и других народов.

Чтобы обезопасить себя, надежно защитить от беспокойных соседей и нашествий многочисленных врагов, славяне объединялись в крупные племенные союзы и строили «грады» - укрепленные поселения, становящиеся со временем центрами их политической и хозяйственной жизни. Такими племенными центром у полян становится Киев, у северян – Чернигов, у радимичей – Любеч, у кривичей – Смоленск, у древлян – Белгород, у дреговичей – Туров, у словен – Новгород. «С первого же времени исторической жизни, - пишет историк С.Ф. Платонов, - мы видели у них признаки развития городской жизни». Скандинавские саги зовут славянские земли «Гардарик», т.е. страна городов.

По мнению многих исследователей (Аксаков, Беляев, Леонтович), славяне жили общинами, объединенными не в силу родственных начал, а в интересах хозяйственного, культурного, религиозного и оборонного характера. Общины управлялись властью избранных старшин, все важнейшие вопросы устройства, обычаи и законы, состояние войны или мира, отношения с соседями обсуждались на народном собрании (вече). Защищать свою территорию или общую собственность было обязанностью всего взрослого населения. Поэтому поселение, или «град», напоминало воинский гарнизон и делилось на сотни (во главе с сотским), тысячи (во главе с тысяцким).

С течением времени городские и племенные союзы объединяются под единой государственной властью. Этого требовали как внутренние условия развития (экономические, социальные, политические), так и интересы самозащиты. Восточным славянам приходилось вести длительную борьбу за свое историческое существование, обретение независимости и национальной самобытности. Исторические хроники (арабские, византийские, армянские) рассказывают о государственном образовании во главе с Кием, о его братьях Щеке, Хориве и сестре Лыбеди. Есть сведения о некоем славянском правителе Бравлине, который воевал с хазарами в VIII-IX веках. Арабский географ и путешественник Джейхани в «Книге путей и стран» (около 950) рассказывает о трех крупных славянских образованиях, относящихся к VIII веку: Куябия (Куйабий), Славия (Славийа) и Артания (Арсанийа). Большинство специалистов разделяет мнение, что Куябия – это государственное образование во главе с Киевом, Славия – с центром Новгороде, Местоположение Артании до сих пор не установлено. По версии ученых, это может быть Тмутаракань (Причерноморье), Рязань или Смоленск.

Согласно «Повести временных лет», начало нашей государственности связано с Новгородом. В 859 году варяги, пришедшие из-за моря, стали брать дань с новгородцев и соседних народов – чуди, мери, кривичей. Недовольные их властью и поборами, новгородцы изгнали варягов, отказались платить им дань и поддерживать с ними какие-либо отношения. Однако вскоре между новгородцами начались конфликты, не стало у них правды, «встал род на род», началась у них усобица, «стали воевать сами с собой». Измученные этими войнами и распрями словене, чудь и кривичи, собравшись на совет в 862 году, решили пойти за море, к варягам, и найти князя, который бы правил и судил по правде. И пошли они к варягам, которые звали себя «Русью», и стали звать их в Новгород. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Летопись утверждает, что собрались трое братьев со своими родами и пришли к словенам: старший Рюрик сел в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Русские ученые в основном с доверием отнеслись к рассказу летописца о призвании варягов, но у них вызвали серьезные возражения его суждения о скандинавском происхождении «Руси» и о роли варягов в создании государства.

Немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, приглашенные в XVIII веке в Российскую Академию наук, стали основателями норманнской теории, согласно которой варяги – скандинавы принесли государственность, дали название созданному государству и основали правящую княжескую династию. Призвание варягов, по мнению этих ученых, было исторически оправданным, так как сами восточные славяне оказались неспособными к созданию собственного государства. С тех пор в исторической науке стали ареной острой борьбы между норманистами и их противниками (антинорманистами) вопросы образования древнерусского государства и роли варяжского фактора в его становлении и развитии.

Видные русские ученые В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и прежде всего М.В. Ломоносов доказали несостоятельность этой теории, опровергли многие доводы немецких ученых. Они обратили внимание на происхождение так называемых братьев Рюрика. Было доказано (это подтверждено и современными исследователями), что в переводе Синеус - сине хус означает «свой род», а Трувор – тру варинг – «верная дружина». Таким образом, реальной исторической фигурой остается только Рюрик.

Долгие десятилетия продолжаются научные споры, дискуссии об этнографическом происхождении термина «Русь». До настоящего времени в научной литературе конкурируют две трактовки слова «Русь» - скандинавская и славянская. Сторонники первой точки зрения (А.И. Попов, Г. Шрамм, Г. С. Лебедев, Е.А. Мельникова и др.) исходят из того, что этническая группа «русь» не включена летописцем и другими хрониками ни в одно из славянских племен. Славянская гипотеза была выдвинута М.В. Ломоносовым, затем развита С.А. Гедеоновым, Д.И. Иловайским, М.Н. Тихомировым, Б.А. Рыбаковым и другими современными историками. Их позиция сводится к тому, что термин «русь» имеет славянское происхождение, что племена под этим именем жили в Причерноморье и Поднепровье задолго до появления варягов. В исторической литературе утвердилось мнение (Б.А. Рыбаков), что в начале IX века на базе полянского союза племен существовало крупное политическое объединение Русь, включавшее в себя и часть северян. Древние русы в начале IX века совершили поход на Сурож в Крыму, в 813 году – на остров Эшну в Эгейском архипелаге, в 839 году русское посольство посетило византийского императора в Константинополе и германского императора. О Руси уже знали в Византии и на Востоке, русские купцы торговали в Багдаде, в Константинополе и других городах. В 860 году ладьи русов появились у стен Константинополя. Это был ответ на византийское притеснение славян и нарушение договора между Русью и Византией. О «витязях из Руси» есть сведения в западноевропейском эпосе, хрониках и записях византийских императоров. По мнению специалистов, отождествление понятия «русь» и «варяги» в летописи является позднейшей вставкой. Научные изыскания подтверждают вывод М.В. Ломоносова о том, что скандинавы – варяги не создавали русского государства, поскольку «оно исконно русское и название у него местное, а не чужеземное».

Имеющиеся факты отрицают массовое заимствование в русском языке скандинавских терминов и понятий. Ученые языковеды насчитали всего 115 слов явно скандинавского происхождения, большинство из которых в наше время не употребляется. Из 60 тыс. названий населенных пунктов скандинавских только 370. Причем, они больше говорят о торговых связях, чем о языковой или культурной экспансии.

Современная наука, используя летописные сведения, богатый археологический материал, не сомневается, что задолго до появления Рюрика у восточных славян существовало государство. Житие Стефана Сурожского рассказывает о русском князе Бравлине, управлявшем своим народом за сотню лет до призвания варягов. Первый епископ Новгорода Иоаким (993) раскрывает предысторию образования государства и подробности призвания варягов. Согласно его данным, первым новгородским правителем (князем) был некто Славен, потом княжили его три сына – Избор, Владимир и Столпосвет. Власть Владимира Древнего просуществовала десять поколений, она прервалась при князе Гостомысле. «Сей Гостомысл, сообщает летописец, был муж велико храбр, только мудр, всем соседям своим страшный, а людям любим». После смерти Гостомысла, предполагает летописец Нестор, «по повелению или завещанию его» состоялось призвание варягов. Но не вполне ясно, куда именно явился Рюрик. «Повесть временных лет» и Лаврентьевская летопись называют Новгород, а Ипатьевская, Радзивилловская, Московский академический список, летописцы Переяславский и Суздальский - Ладогу. Старая Ладога, по данным археологов, была построена словенами еще в VI веке: она защищала с севера водный путь по Волхову, ведущий в Новгород. Многие археологи поэтому ищут следы правления Рюрика и даже его место захоронения в Ладоге. Отсюда делается вывод, что Рюрика в Новгороде не было, государственная власть не зависела от варягов. Словене, как и другие европейские народы, наняли варяжскую дружину для защиты своих владений и торговых путей. Новгород как важнейший культурный, торговый и политический центр словен не только сохранил самостоятельность и самобытность своей государственности, но и играл ведущую роль в государственном становлении других славянских народов.

Таким образом, приход варягов не изменил ни бытового уклада жизни, ни существующего государственного строя, даже не повлиял на образ жизни новгородцев. Но все же следует согласиться с мнением историка Р. Г. Скрынникова, что варяжский фактор оказал сильное влияние на дальнейшее развитие государственности, объединение славян в единое государство, на рост международного авторитета его в Европе.

В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег получил прозвище Вещего, т.е. мудрого и хитрого. «Сквозь красивый туман народного сказания, пишет С.Ф. Платонов, историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского правителя, или князя Олега». Смелый и решительный воин присоединил к Новгороду земли веси, чуди, мери, а в 882 году завоевывает город кривичей Смоленск и центр радимичей город Любеч. В этом же году Олег предпринял поход на Киев, где правили князья Аскольд и Дир, принявшие, по данным ученых, христианство. Выдав себя за купцов, дружина Олега проникла в город, расправилась с Аскольдом и Диром: они «под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым…».

Киев был объявлен столицей единого русского государства. Торжествующий победитель, повествует летописец, провозгласил: «Да будет Киев матерью городов русских!».

Дальнейшее княжение Олега также было беспокойным и деятельным. Он подчинил древлян, северян, радимичей, тиверцев, распространил власть на Балтийское, Черное и Каспийское моря.

В 907 году Олег совершил поход на Византию. Олег, пишет Н.М. Карамзин, «наскучив тишиною… или завидуя богатству Царьграда… решился воевать с империею». Две тысячи кораблей, по сорок воинов на каждом судне, многочисленная конница напугали греков и они предложили Олегу мир и дань. Воспользовавшись военным преимуществом, он не только взял дань, но и заключил выгодный для Руси договор с Византией. Русские купцы получали привилегии, могли торговать без ограничений и даже месяц жить в Константинополе за счет греков. Договор обеспечивал безопасность русских людей, гарантировал сохранность их имущества, исключал какие-либо притеснения со стороны властей. Договор был составлен в двух вариантах на русском и греческом языках. Это был первый международный договор русского государства, свидетельствовавший о признании Руси, об активном расчетливом курсе ее во внешней политике. Мирный договор был утвержден священными обрядами: византийский император Лев VI и Александр клялись на Евангелии и целовали крест, Олег и его дружина, согласно закону русскому, клялись на мечах перед богами Перуном и Волосом. В знак своей победы и дальнейшего мира и согласия Олег повесил свой щит на вратах Царьграда. «Присоединив к державе своей лучшие, богатейшие страны… писал Н.М. Карамзин, - сей князь был истинным основателем ее величия». Олег княжил 33 года и умер в 912 году.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта