Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Скачать 3.18 Mb.
|
3. Практика - основа познания и цель познанияЧеловек - активно действующее существо, он не пассивно относится к окружающему его миру, а исходя из своих потребностей и интересов воздействует на мир. Труд, трудовая деятельность - это предметное (с помощью орудий труда) воздействие человека на природу, в процессе которого изменяется вещество природы таким образом, чтобы видоизмененное вещество смогло удовлетворить человеческую потребность. Именно в таком преобразовании мира человек придает определенность своему бытию. Практика - это материальная, чувственно-предметная деятельность людей, в результате которой осуществляется освоение природных и социальных объектов. Под практикой понимают не только деятельность отдельного человека, но и совокупную деятельность всего человечества в его историческом развитии. Практика имеет общественный характер. Будучи основным способом общественного бытия человека, практика представляет собою сложную целостную систему. В эту систему входят такие взаимосвязанные между собою элементы, как: потребность, цель, мотив, отдельные акты действий, предмет, на который они направлены, результат этих действий. Человеческая деятельность целенаправленна, носит осознанный характер, материальная деятельность людей пронизана духовным началом. По отношению к познанию практика выступает, во-первых, основой познания. Именно в процессе непосредственного взаимоотношения с предметом человек познает его свойства, качество. Практика поставляет познанию богатый фактический материал для обобщения и теоретических выводов. Если хочешь научится плавать, надо прыгать в воду. Сидя на берегу, плаванию не научишься. В этой незамысловатой народной мудрости выражена суть проблемы - для того, чтобы получить представление о предмете, необходимо материально с ним взаимодействовать. Человек познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам испытывает воздействие со стороны внешнего мира. Практика как основа познания питает познание, осуществляет связь его с реальной жизнью. Но практика выступает и как цель познания, поскольку именно в практической деятельности реализуются знания. Знания нужны человеку и человечеству не сами по себе, а для того, чтобы свою деятельность сделать более эффективной, чтобы с наибольшей полнотой удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Практика, являясь основой познания, определяет и начальный путь познания. Непосредственный контакт человека с предметом внешнего мира обусловливает начальную форму познания - чувственную. 4. Чувственное и рациональное познаниеНачальным этапом познавательной деятельности является чувственное познание, которое непосредственно включено в процесс практического преобразования конкретных явлений окружающего мира. Для познания мира в чувственной деятельности необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущения, восприятия материальных объектов. Исходным чувственным образом, элементарным фактом сознания является ощущение. Ощущение - это отражение отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Органы чувств - своеобразные каналы, через которые внешний мир воздействует на человека. Различие внешних воздействий определяет различие ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые и т.д. При этом роль отдельных ощущений различна. Исследованиями установлено, что с точки зрения "информационной способности" на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Недаром говорится: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Наблюдения за развитием ребенка так же свидетельствуют об огромной роли в процессе познания ребенком мира осязания. Ощущение - субъективный образ объективного мира. Ощущение есть субъективный, идеальный образ реального предмета, так как оно отражает предмет, преломляя воздействие предмета через "призму" человеческого сознания. Своеобразное свойство человеческого чувственного познания проявляется в том, что отдельные, конкретные ощущения не существуют раздельно друг от друга. С другой стороны, всякий предмет обладает не одним единственным свойством, отражающемся в ощущении, а множеством разнообразных сторон и свойств, и в то же время предстоит человеку как нечто единое и целостное. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующий на органы чувств предмет, его свойства и отношение есть восприятие. Достаточно простого размышления, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является механическим "суммированием" ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия - процесс активный и по-своему творческий. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в памяти удерживаем целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением. Итак, главные элементы чувственного познания - ощущения, восприятия, представления. Мы рассмотрели последовательно каждый из элементов. Но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно или "следуют" друг за другом. На деле чувственное познание есть сложное синкретическое единство перечисленных выше элементов и форм, которые в то же время неразрывно связаны с формами мыслительной деятельности. Мышление - внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением, таким образом, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. При этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно определенную форму и который может быть назван мыслью. Форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. Значит, мышление есть немая, внутренняя речь, язык есть озвученное мышление. Способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. Часто мышление начинается с ситуации, а поэтому сначала это ситуативное мышление. Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то речь идет об абстрактном мышлении. Оба способа мышления переходят один в другой. В научно-философском смысле мышление представляет собой всегда в той или иной степени понятийное мышление: если эта степень больше, то мышление называется априорным, если эта степень меньше, то мышление называется апостериорным. Логическая деятельность мышления осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, индукция и дедукция, анализ и синтез и т.п. в создании идей, гипотез. В реальном познании чувственность и рациональное мышление находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в сложном взаимодействии обнаруживаются два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывен непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и примыкает ко всем формам практической деятельности. |