Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Скачать 3.18 Mb.
|
5. ИстинаВажнейшей проблемой теории познания является проблема истины, то есть характера содержания знания. От того, обладает человек истинным или ложным знанием, зависит эффективность его действий, успешность его ориентации в мире, результативность принятых им решений. Проблема истины - это проблема соответствия знания предмету познания. Это означает, что необходимо решить прежде всего два вопроса: в каком отношении находится знание к объективной реальности и как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. При анализе процесса познания используют понятие "объект" и "субъект". Под субъектом понимается человек, наделенный сознанием, под объектом предмет (природный, общественный, духовный), на который направленно познание. Взаимодействие объекта и субъекта есть реальная основа возникновения знания. Важен момент именно взаимодействия. Возможны два упрощения. Одно заключается в том, что утверждается активность объекта: внешний мир воздействует на человека и благодаря этому воздействию в сознании человека формируется образ внешнего предмета. Второе упрощение иного характера: акцент ставится на субъекте, полагается, что он своей активностью "добывает" знания из объекта. Но это две стороны единого процесса. Диалектический материализм для обозначения реального процесса взаимодействия ввел понятие "предметно-практической деятельности" - практики как основы познания. Можно это изобразить такой схемой: объект < предметно-историческая деятельность < субъект. Становится ясным, что содержание в равной степени зависит как от специфики предмета познания, так и от активности субъекта, от особенностей нервной системы человека, его органов восприятия, исторической эпохи, языка. В связи с этим в структуре знания выделяют объективную и субъективную стороны. Объективным знанием называется такое содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Проблема истины, как уже отмечалось, есть проблема соответствия знания объективной действительности, то есть это вопрос о достоверном, правильном, адекватном (от лат. adaeqatus приравненный) знании. Такое соответствие и получило название истины. Еще Аристотель сформулировал такое понимание истины: "...Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами". Это так называемая корреспондентная (от лат. corresponere - отвечать, осведомлять) концепция истины. Но в истории философии было и иное понимание истины, - когерентная (от лат. cohaerentia - сцепление, связь) концепция, представители которой утверждали, что истинным является то положение, которое получено по определенным логическим правилам из других положений, ранее признанным как истинные. Эти позиции не только противостоят друг другу, они взаимодополнительны, каждая подчеркивает одну, но реальную сторону. Здесь затрагивается важный вопрос критерия (от греч. kriterion - мерило, средство установления соответствия знаний объектам) истины. И.Кант отмечал важность критерия истины, он писал: "Но весь вопрос в том, чтобы найти всеобщий и верный критерий истины для всякого знания". Сторонники когерентной позиции усматривают такой критерий в логических доказательствах; те, кто придерживается корреспондентной точки зрения - в прямом наблюдении, для прагматически ориентированных философов таковым критерием выступает полезность: истинно то, что полезно. Провозглашали и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Определенный резон в этом есть, но еще Демокрит отмечал, что вопрос об истине нельзя решить голосованием. История науки свидетельствует, что часто ученый, высказывающий непривычную истину, оказывается в одиночестве и требуются усилия, чтобы новая истина овладела умами большинства. Диалектический материализм сформулировал положение, согласно которому всеобщим критерием истины является практика. Таким образом, практика - не только составляющий элемент в структуре познания, как его источник, но и критерий истины. Практика при этом понимается в самом широком смысле слова как социальная, техническая, производственная деятельность, преобразующая мир. Можно сказать, что то или иное положение является истинным, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Если можно реализовать в практическом действии некоторое положение, то оно истинно. В знании истинно то, что прямо или косвенно осуществлено в практике. Практика многогранна - от эмпирического жизненного опыта до строгого научного эксперимента. Конкретные формы практики многообразны и обусловлены спецификой науки. Роль того же эксперимента, например, в физике и астрономии существенно различна. А говорить об эксперименте применительно к гуманитарным наукам весьма проблематично. Характер, формы и методы практики определяются и историческим временем. Практика первобытного человека, который трением добывал огонь или, исходя из многолетнего опыта, определял места наиболее пригодные для охоты и практика средневекового алхимика, пытавшегося в лаборатории химическим путем получить золото - это очень непохожие друг на друга формы. Современные физические эксперименты с помощью приборов, которые были неведомы прошлым векам - это новые формы практики, которые расширяют исследовательское поле науки. Признание исторического характера практики ведет к признанию того, что и истина не есть нечто застывшее, а реальный процесс. |