Главная страница
Навигация по странице:

  • ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

  • Коммуникативная сторона общения

  • Невербальная коммуникация

  • Интерактивная сторона

  • Перцептивная сторона общения

  • вв. Учебное пособие Москва 2021 удк 316. 6 Ббк 88 Рецензенты


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Москва 2021 удк 316. 6 Ббк 88 Рецензенты
    Дата04.02.2022
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавв.docx
    ТипУчебное пособие
    #351903
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова

    Теория и практика общения
    Учебное пособие

    Москва

    2021

    УДК 316.6

    ББК 88

    Рецензенты:

    кандидат психологических наук, доцент Скрипачева Е.Н.

    кандидат психологических наук, доцент Симакова Т.А.
    О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова

    Психология. Учебное пособие. - М..: Издательство МИТУ-МАСИ, 2021. - 133 с.

    В учебное пособие включены основные сведения по психологии общения. Предлагаются вопросы для обсуждения, творческие задания, а также методы диагностики выполнения заданий и использования их в практической деятельности.

    Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по направлению «Педагогическое образование».

    УДК 316.6

    ББК 88

    Комарова О.Н., Рассказова А.Л., 2021


    СОДЕРЖАНИЕ
    Общение как социально-психологический феномен…………..……4

    Развитие навыков эффективного общения…………………….……20

    Общение в транзактном анализе…………………………………….31

    Конфликт и стратегии поведения в конфликте………………….....49

    Психологический практикум……………………………………..….69

    Тексты…………………………………………………………………86

    Приложение…………………………………………………………..
    ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    Социальная психология изучает закономерности человеческого поведения и действий, исходя из того, что люди входят в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и взаимодействия между людьми.

    Содержание термина «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, это как бы две стороны одной медали:

    - как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

    - как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

    В первом случае общение представляет собой сложный, многослойный процесс установления и расширения контактов между людьми, который возникает из-за потребности в совместной деятельности. Он предполагает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

    Во втором случае общение представляет собой взаимодействие субъектов, осуществляемое символическими средствами, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на существенное изменение состояния, поведения и смысло-личностных образований партнера.

    В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования общества. Социальный смысл общения заключается в передаче форм культуры и социального опыта.

    Специфика общения заключается в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается другому. В общении человек определяет себя и представляет себя в многообразии своих индивидуально-психологических особенностей.

    Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению мысленного контакта. Мысленный контакт обеспечивает взаимный обмен эмоциями в общении и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

    Коммуникация как реализация межличностных отношений является процессом, более изученным в социальной психологии, тогда как коммуникация между группами более изучена в социологии. Общение, в том числе и в системе межличностных отношений, форсируется совместной жизнью людей, поэтому оно должно осуществляться в самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. даваться как в случае положительного, так и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет строиться общение, но существует в специфических формах, даже при крайнем обострении отношений.

    То же самое относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации социальных отношений. И в этом случае, независимо от того, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен иметь место, он вынужден совершаться, даже если группы являются антагонистами.

    Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем можно было проанализировать каждый элемент. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы стремимся охарактеризовать структуру коммуникации, выделив три взаимосвязанных аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

    Коммуникативный аспект общения, или общение в узком смысле этого слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Под перцептивной стороной общения понимается процесс восприятия и взаимного познания партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Естественно, все эти термины весьма условны. Другие иногда используются в более или менее аналогичном смысле.

    В общении выделяют три функции: информационно-коммуникативную, регулирующе-коммуникативную, аффективно-коммуникативную. Задача состоит в том, чтобы тщательно проанализировать содержание каждого из этих аспектов или функций даже на экспериментальном уровне. Конечно, в действительности каждый из этих аспектов не существует в отрыве от двух других, и их выделение возможно только для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все представленные здесь аспекты общения осуществляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей между собой и в условиях их совместных массовых действий, что должно стать предметом специального анализа, особенно при изучении психологии больших групп и массовых движений.
    Коммуникативная сторона общения
    Когда говорят об общении в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду то, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются различными идеями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. д. Все это можно рассматривать как информации, и тогда сам процесс коммуникации можно понимать, как процесс обмена информацией. Результат информационного обмена возможен только при наличии у лица, отправляющего информацию (коммуникатора), и лица, получающего ее (получателя), единой или сходной системы кодирования и декодирования.

    В разговорной речи это правило выражается словами: «Все должны говорить на одном языке». Это особенно важно, поскольку коммуникатор и адресат постоянно меняются местами в коммуникативном процессе. Обмен информацией между ними возможен только при условии, что знаки и, прежде всего, приписываемые им значения известны всем, кто участвует в процессе коммуникации. В условиях человеческого общения могут возникать весьма специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны со слабостью какого-либо канала связи или ошибками кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер.

    С одной стороны, такие препятствия могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванного не только разным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и различиями, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают не только разные толкования одних и тех же понятий, используемых в процессе общения, но и вообще мировоззрение, мировоззрение, различный взгляд на мир. Эти барьеры порождаются объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по общению к разным социальным группам, а при их возникновении особенно отчетливо проявляется включение общения в более широкую систему социальных отношений. Сама по себе информация, поступающая от коммуникатора, может быть двух видов: побудительная и констатирующая. Поощрительная информация выражается в заказе, подсказке, запросе. Он призван стимулировать какое-то действие. Выяснение информации выступает в виде сообщения, происходит в различных образовательных системах и не предполагает прямого изменения поведения, даже если косвенно способствует этому.

    Передача любой информации возможна только через знаки, точнее знаковые системы. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно на них можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующую разные сигнальные системы. Таким образом, существуют различные типы коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассматривать отдельно. Речевое общение использует человеческую речь, естественный звуковой язык как знаковую систему, то есть систему фонетических знаков, включающую два начала: лексическое и синтаксическое. Речь является наиболее универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи меньше всего теряется смысл сообщения. Правда, это должно сопровождаться высокой степенью общего понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о котором шла речь выше. С помощью речи происходит кодирование и декодирование информации: коммуникатор кодирует в процессе говорения, а реципиент декодирует эту информацию в процессе слушания. Термины «говорение» и «слушание» были введены И.А. Зима как обозначение психологических компонентов речевого общения. Достаточно подробно изучена последовательность действий говорящего и слушающего. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как разновидность «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой раскрывается смысл речи, т. е. происходит явление, которое было описано как «обогащение, развитие информации». Модель процесса речевого общения с обозначением отдельных его звеньев была разработана с целью повышения эффективности воздействия американского журналиста Г. Лассуэлла на исследование убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

    Кто? (передает сообщение)

    Коммуникатор

    Что? (передается)

    Сообщение (текст)

    Как?(осуществляется передача)

    Канал

    Кому?(направлено сообщение)

    Аудитория

    С каким эффектом?

    Эффективность


    Для каждого элемента этой схемы было проведено множество различных исследований. Например, подробно описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции в процессе общения. Различают три позиции этого типа: открытая - коммуникатор открыто заявляет о себе как о стороннике заявленной точки зрения, оценивает различные факты в поддержку этой точки зрения; отстраненный - коммуникатор решительно нейтрален, сопоставляет противоположные точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но и не заявляя об этом открыто; закрытый - коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, иногда даже прибегая к специальным мерам, чтобы ее скрыть. Естественно, что содержание каждой из этих позиций определяется целью, задачей, которая преследуется при коммуникативном воздействии, но важно, что в принципе каждая из этих позиций имеет определенные возможности для повышения эффекта воздействия (Богомолова). , 1991). Точно так же были тщательно изучены способы увеличения воздействия текста сообщения. Именно в этой области используется прием контент-анализа, который устанавливает определенные пропорции в пропорции к различным частям текста. Изучение аудитории имеет особое значение. Результаты исследований в этой области опровергли традицию XIX века. идея о том, что логическая и фактологическая информация автоматически меняет поведение публики. Выяснилось (в экспериментах Клэппера), что в данном случае нет автоматизма: на самом деле важнейшим фактором оказалось взаимодействие информации и настроений публики. Это обстоятельство породило целую серию исследований роли общественных установок в восприятии информации. Нетрудно заметить, что каждое из выделенных здесь направлений исследований имеет большое практическое значение, особенно с точки зрения повышения эффективности медиа. Рассмотренная схема играет определенную положительную роль в познании способов и средств воздействия в процессе общения.

    Невербальная коммуникация. Другой вид коммуникации включает в себя следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическая, 2) пара- и экстралингвистическая, 3) организация пространства и времени коммуникативного процесса, 4) зрительный контакт (Лабунская, 1989). Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополняющая речь, заменяющая речь, репрезентирующая эмоциональные состояния партнеров в коммуникативном процессе.

    В оптико-кинетическую систему знаков входят жесты, мимика, пантомимика. В целом оптико-кинетическая система выступает как более или менее отчетливо осознаваемое свойство общей моторики различных частей тела (руки, а потом жесты; лица, а потом мимика; позы, а затем у нас есть пантомима). Изначально исследования в этой области проводил Чарльз Дарвин, изучавший выражение эмоций у людей и животных. Именно общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека; поэтому включение оптико-кинетической сигнальной системы в коммуникативную ситуацию придает коммуникации нюансы.

    Паралингвистические и экстралингвистические знаковые системы также являются «дополнениями» к вербальному общению. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качества голоса, его диапазона, тональности. Экстралингвистическая система: включение в речь пауз, других включений, например, кашля, плача, смеха и, наконец, самого времени речи. Все эти дополнения дополняют семантически значимую информацию, но не за счет дополнительных речевых включений, а за счет приемов «речевого каркаса».

    Организация пространства и времени коммуникативного процесса также выступает как особая система знаков, она несет смысловую нагрузку как составляющая коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров друг напротив друга способствует контакту, символизирует внимание говорящего, а крик в спину может иметь и негативное значение. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации коммуникации как для двух партнеров коммуникативного процесса, так и для массового реципиента.

    Точно так же определенные нормы, касающиеся временных характеристик общения, сформировавшиеся в различных субкультурах, выступают своеобразным дополнением к информации смыслового значения. Прибытие вовремя для начала дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, наоборот, опоздание трактуется как проявление неуважения. В некоторых специальных областях (в частности, в дипломатии) были подробно проработаны различные возможные допуски задержки и соответствующие им значения.

    Проксемика как специальность, изучающая нормы пространственно-временной организации общения, в настоящее время имеет большой экспериментальный материал. Основоположник проксемики Э. Холл, называющий проксемику «пространственной психологией», изучал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческого общения предлагается особый метод оценки интимности общения, основанный на изучении организации их пространства. Например, Холл зафиксировал характерные для американской культуры нормы приближения человека к партнеру по общению: интимная дистанция (0-45 см); личная дистанция (45-120 см), социальная дистанция (120-400 см); общественная дистанция (400-750 см). Каждый из них специфичен для определенных коммуникативных ситуаций.

    Следующей специфической знаковой системой, используемой в процессе коммуникации, является зрительный контакт, который имеет место в визуальной коммуникации. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движений глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота смены взглядов, их продолжительность, изменения статики и динамики взгляда, способы его избегания и т. д. Как и все невербальные средства, зрительный контакт имеет значение дополнения вербального общения, то есть информирования о готовности поддержать или прервать общение, побуждая партнера к продолжению диалога и, наконец, помогая полнее раскрыть свое «Я», или наоборот скрыть. Для всех четырех систем невербальной коммуникации существует общий вопрос методологического характера. В каждом из них используется своя знаковая система, которую можно рассматривать как специфический код.

    Как отмечалось выше, любая информация должна быть закодирована, причем таким образом, чтобы система кодификации и декодирования была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае речи эта система кодификации более или менее известна, то в невербальной коммуникации важно определить в каждом случае, что здесь можно считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы другой партнер по связи владеет таким же кодом. В противном случае описанные системы не дадут никакого смыслового дополнения к вербальному общению.
    Интерактивная сторона общения
    Взаимодействие - условный термин, обозначающий особенности тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В истории социальной психологии было несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, широкое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Каждый фиксировал какие-то составляющие взаимодействия: людей, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения.

    Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов, мотивирующих действия во взаимодействии. Примером реализации этой идеи является теория Т. Парсонса, в которой была сделана попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. Социальная деятельность основана на межличностных взаимодействиях, на них строится человеческая деятельность в самом широком ее проявлении, она является результатом индивидуальных действий. Одно действие есть элементарное действие; впоследствии они образуют системы действия. Каждое действие рассматривается отдельно, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, элементами которой являются: а) действующее лицо, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (согласно которым организовано взаимодействие), г) ценности (которые принимаются каждым участником), д) ситуация (в которой совершается действие). Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек «питается» по-разному, и, если это самопитание нецелесообразно, взаимодействие затруднено. Если стиль создается из действий в определенной ситуации, а затем механически переносится в другую ситуацию, успех, конечно, не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действия: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задается определенной культурой. Например, стиль приветствия, вопросы, задаваемые при встрече, характер ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято отвечать на вопрос «Как дела?» отвечать "Отлично!", как бы обстояли дела на самом деле. В нашей культуре свойственно отвечать «по существу», причем для того, чтобы не стесняться негативных характеристик своего бытия («ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т. д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что же касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.

    Другой подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзакционном анализе, направлении, которое предлагает регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также с учетом характера ситуаций и стиль взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзакционного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые можно условно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции вовсе не обязательно связаны с соответствующей социальной ролью: они являются лишь чисто психологическим описанием определенной стратегии во взаимодействии (позицию Ребенка можно определить как позицию «Хочу!», позицию Родителя). как «Я должен!», позиция Взрослого – ассоциация «Хочу» и «Мне нужно»). Взаимодействие эффективно, когда сделки являются «дополнительными», т. е. перекрывающимися: если партнер обращается к другому как к Взрослому, он отвечает с той же позиции. Если один из участников взаимодействия обращается к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В этом случае транзакции «перекрываются».

    Существует еще один описательный подход в анализе взаимодействия — построение классификаций различных его видов. Интуитивно понятно, что на практике люди вступают в бесконечное множество различных типов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно выявить хотя бы некоторые из основных типов этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое разделение всех возможных видов взаимодействий на два противоположных типа: сотрудничество и соревнование. Разные авторы обозначают эти два основных вида разными терминами. Помимо сотрудничества и конкуренции, они говорят о согласии и конфликте, приспособлении и противостоянии, объединении и разъединении и так далее. За всеми этими понятиями четко просматривается принцип выделения разных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Ко второй группе относятся взаимодействия, которые так или иначе «разбивают» совместную деятельность, представляя собой своего рода препятствие для нее.

    Сотрудничество, т. е. кооперация, означает согласование отдельных сил участников (упорядочение, соединение, суммирование этих сил). Сотрудничество — непременный элемент совместной деятельности, порожденный ее спецификой. Леонтьев выделял две основные черты совместного действия: а) разделение единого действия между участниками; б) изменение деятельности всех, ибо результат действия каждого человека не приводит к удовлетворению его потребностей, что на общепсихологическом языке означает несовпадение «предмета» и «мотива» действия.

    Что же касается другого вида взаимодействия, конкуренции, то здесь анализ чаще всего сосредотачивается на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При рассмотрении конфликта средствами социальной психологии прежде всего необходимо определить собственную точку зрения на данную проблему, поскольку конфликты являются предметом исследования многих других дисциплин: социологии, политологии и др.

    Социальная психология фокусируется на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой стороны, выделить особый класс конфликтов, порожденных конкретными социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены только при наличии соответствующей исследовательской концептуальной базы. Он должен охватывать как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.

    Структура конфликта описывается разными авторами по-разному, но основные элементы практически принимаются всеми. Это конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «происшествие» (спусковой крючок), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя по-разному в зависимости от типа конфликта. Расхожее представление о том, что любой конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М. Дейча, одного из виднейших конфликтологов, называются два типа конфликтов: деструктивные и продуктивные.

    Определение деструктивного конфликта ближе к общепринятому представлению. Именно этот тип конфликта приводит к неравномерности взаимодействия, его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится независимым от вызвавшей его причины и легче приводит к переходу «на личности», что вызывает стресс. Для него характерно специфическое развитие, а именно увеличение числа участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок друг на друга и резкости высказываний («расширение» конфликта). Еще одна особенность – «эскалация» конфликта означает нарастание напряженности, включение все большего количества ложных представлений как о чертах и ​​качествах оппонента, так и о самих ситуациях взаимодействия, рост предубеждений в отношении партнера. Понятно, что разрешение этого типа конфликтов особенно сложно, основной метод разрешения - компромисс - реализуется здесь с большим трудом.
    Перцептивная сторона общения
    В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

    Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями. Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению.

    В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

    Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

    Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

    Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

    Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

    Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

    Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия.

    Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

    Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

    Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

    Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

    Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе — то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

    В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть, как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии.

    Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

    Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.

    РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

    Для создания полноценного взаимодействия, основанного на полноправии «позиций по отношению к истине» мы должны уметь эффективно общаться друг с другом, т.е. обладать «коммуникативной компетентностью». Для достижения нормального взаимодействия с другими людьми мы должны быть готовы:

    -прислушиваться к мыслям и чувствам другого человека;

    -уметь поделиться своими мыслями и чувствами.

    Очень часто общающиеся стремятся соперничать друг с другом. Каждый может подумать: «Для меня важно настоять на своем». Подобную философию было бы полезно заменить пониманием того, что «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людьми». Развитие эффективного стиля общения подразумевает, что оба общающихся позволят друг другу честно и открыто выразить свои мысли и чувства, без опасения, что их отвергнут или не поймут. Эффективное общение это:

    -принятие того, что сообщает партнер;

    -принятие его чувств;

    -отказ от осуждения партнера.

    Во всех этих ситуациях он должен вести себя психологически грамотно. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить отношения между людьми. Человек, не получающий поддержки, испытывает разочарование и склонность к различным проступкам.

    Практика показывает, что наиболее распространенными проблемами коммуникации являются так называемые «ловушки поддержки»:

    1) разговор на уровне аксиом и вечных истин, а не на уровне точек зрения и позиций. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спору, уточнению точек зрения, возможности не согласиться. Ссылки на непререкаемые авторитеты, народную мудрость и вековые наблюдения подтачивают диалог изнутри, ведь за всеми ними партнер прячет, как правило, свою неготовность предъявлять и отстаивать свою точку зрения, личный взгляд на проблему.

    2) неперсонифицированный характер общения. Сравните «Я думаю», «Я считаю» и «Всем известно», «Давно установлено», «Не вызывает сомнений». Появление в речи подобных безличных, обобщенных оборотов понятно. Они выполняют ту же защитную функцию, ведь когда говоришь от имени прогрессивного человечества, кажешься весомее и в глазах оппонента и в своих собственных;

    3) смешение наблюдения и оценок в разговорной речи. Дж. Кришнамурти писал, что наблюдение без оценки есть высшая форма человеческого интеллекта. Когда мы разделяем результат наблюдения и его оценку, мы уменьшаем те трудности, причиной которых является наша обыденная речь. «Наш язык – это несовершенный инструмент, созданный древними и невежественными людьми. Это анимистический язык, который побуждает нас говорить о стабильности и каких-нибудь постоянных, о сходствах, обычных вещах и их классах, о волшебных превращениях, быстродействующих лекарствах, простых проблемах и окончательных решениях. Однако мир, который мы пытаемся описать этим языком, это мир изменений, роста, различий, аспектов зависимостей, отношений, взаимодействий, развития, овладения опытом, завершения, неоднозначности. Несовместимость нашего сверхизменчивого мира и относительно статичного языка и является частью нашей проблемы». (Венделл Джонсон).

    Для того, чтобы научиться поддерживать человека, нам необходимо изменить привычный стиль общения с ним, выраженный в категориях долженствования. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и просчеты, необходимо сосредоточится на позитивных аспектах личности нашего оппонента.

    Психологическая поддержка – это процесс:

    • в котором собеседник сосредоточен на позитивных моментах и сторонах личности вашего оппонента с целью укрепления его самооценки;

    • который помогает поверить в свои силы и способности;

    • который помогает избежать ошибок;

    • который поддерживает при неудачах.

    Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Мы можем не согласиться с ним, но мы в силах понять и признать его чувства. Признание его чувств мы можем продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование «коммуникативной компетентности» в общении требует терпения и практики. Слушание без личного вклада часто неэффективно, приводит к потере важной части информации, к искажению ее смысла, непониманию партнера по общению и, как следствие, разладу во взаимоотношениях. Общающиеся, как правило, пользуются «заезженными» словами, жестами, тоном. Такой стиль общения скорее вредит взаимоотношениям, чем улучшает их. Кроме того, этот стиль препятствует достижению одной из главных целей психологической поддержки – помочь человеку самому научиться самостоятельно решать проблемы.

    Можно ли позволять другому выражать свои чувства? Ответ может быть только положительным. К сожалению, многие люди с детства усвоили, что чувство страха, гнева, печали нельзя выражать открыто. В результате этого получается, что взрослые подчас не могут «сладить» с ребенком, проявляющим негативные эмоции, становится замкнутым, не желает общаться с другими. Ребенок или взрослый, занятые в первую очередь тем, чтобы спрятать свои чувства, становятся не способными к эффективному взаимодействию. В детстве начинает формироваться изоляция от собственных чувств.

    Ролло Мей, американский психолог, утверждает, что эмоционально зрелые люди имеют настолько широкие возможности для выражения своих чувств и эмоций, что их можно уподобить симфоническому оркестру. Большинство же из нас, к сожалению, в этом отношении подобны горну.

    Довольно часто оказывается, что наш словарь для выражения чувств более ограничен по сравнению с нашим словарем в навешивании на людей ярлыков. Это опасный сигнал, согласно Э.Шмуклю. В своей книге «За пределами слабости» он пишет, что насилие, будь то между народами или членами семьи, более вероятно, когда люди научены думать о том, что «не так, как надо» у других, чем когда они склонны думать о том, что происходит в них самих.

    Причины трудностей человека часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – помочь, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», которое иначе называют «активным слушанием». Если у человека эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Нельзя оставлять человека наедине со своим переживанием. Своим советом или критическим замечанием мы как бы сообщаем собеседнику, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что мы поняли внутреннюю ситуацию, готовы услышать о ней больше, принять ее.

    Приходится признать, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры. Вместо привычных высказываний типа «не расстраивайся, все будет хорошо», «ты мальчик, ты не должен бояться», «нужно было дать сдачи» и т.д., приходится употреблять как будто искусственные фразы «ты на него обиделся», «ты сердит», «ты скучаешь без меня». Поначалу человек может нервничать и испытывать затруднения при использовании рефлексивного слушания (синоним активного). Это навык, требующий серьезных усилий, времени и практики. Непросто научится понимать чувства другого человека, если не всегда можно разобраться в своих. Но выгода от этого намного превосходит усилия, затраченные на овладение этим навыком. Исчезает или, по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

    Эмпатическое слушание отличается от активного, рефлексивного слушания установкой. Оба вида слушания означают одно и то же: внимание и отражение чувств. Разница заключается в цели или намерениях. Цель активного, рефлексивного слушания – осознать, как можно точнее сообщение говорящего, т.е. значение его идей, или понять переживаемые чувства. Цель эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для человека, проникнуть в систему его внутренних ценностей и понять, что истинно означает высказанное им сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник. Эмпатическое слушание – более интимный вид общения, чем активное слушание, оно является прямой противоположностью категоричного, критического восприятия. Пренебрежение или категоричность с нашей стороны не воодушевит собеседника на дальнейшее открытие своих чувств.

    Карл Роджерс описывает влияние на нас эмпатии со стороны других следующим образом: «Когда кто-то слушает тебя без осуждения, без попытки взять на себя ответственность за тебя, без попытки переделать тебя по шаблону – это потрясающе здорово…Когда меня выслушали, и я был услышан, я способен воспринять свой мир по-новому и начать действовать. Изумительно, как обстоятельства, которые кажутся непреодолимыми, как бы растворяются, когда тебя кто-то слушает. Когда ты услышан, запутанные узлы проблем, которые, кажется, невозможно развязать, оборачиваются ясно изливающимися потоками».

    Сообщать человеку о чувствах можно как эффективно, так и неэффективно. Различие станет понятным, если уяснить разницу между конструкциями: «Ты-сообщение» и «Я-сообщение». Многие «сообщения», которые мы посылаем друг другу, содержат слово «Ты»: «Лучше бы ты так не делал», «Лучше бы ты отложил это» и т.д. В данном случае «Ты» обижает и заставляет другого человека чувствовать себя несчастным. «Ты-сообщение» действует на собеседника вызывающе и порождает защитную реакцию с его стороны.

    Формула «Я-сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение другого. Например, «Я не могу объяснять урок, когда кто-то так шумит» или «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по комнате». Данная формула сфокусирована на чувствах взрослого и не обвиняет ребенка. «Я-сообщение» — это прежде всего вежливость, прямота и ясность, это – отношение к какой-либо ситуации без обвинений и требований, вот почему «Я-сообщение» не вызывает негативной реакции со стороны собеседника. Пытаясь скорректировать поведение ребенка, взрослый должен сосредоточиться на его поведении, а не на его самосознании.

    Конструкция «Я-сообщения» включает в себя обычно три ступени:

    1. Без оценочного описания поведения человека: «Когда ты всюду разбрасываешь свои вещи…».

    2. Характеристика чувств, испытываемых нами: «…и мне совершенно не нравиться брать на себя обязанность…».

    3. Предпочтительный исход, т.е. описание желательного варианта разрешения ситуации: «… я бы хотел, чтобы ты сам мог убирать за собой».

    При использовании «Я-сообщения» необходимо:

    -фокусировать внимание на своих переживаниях, но не на личности другого человека;

    -общаться тоном, демонстрирующим внимание и уважение;

    -избегать обвинений, критики;

    -внимательно выслушивать, что говорит сам человек о своей проблеме.

    Необязательно жестко придерживаться предложенной формулы. В ряде случаев можно, например, опустить сообщение по поводу переживаний человека. Простые утверждения типа: «Я не могу убрать квартиру, поскольку в коридоре лежит твой велосипед» столь же эффективны, как и фраза: «Когда вы шумите, я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».

    «Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением».

    1. Оно позволяет выразить свои негативные чувства в необидной форме. Очень часто люди, недовольные чьим-либо поведением молча подавляют гнев. Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями никого не получится, поскольку ваше настроение легко «читается» по позе, жестам, интонациям, выражению лица. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или замечания.

    2. «Я-сообщение» дает возможность людям ближе узнать другого человека.

    3. Когда вы открыты в выражении своих чувств, другие люди становятся искреннее в выражении своих.

    4. Выражая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляют за другими людьми возможность самим принять решение. И тогда они тоже начинают учитывать наши желания и переживания.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта